Научная статья на тему 'Значение правового образования в культурном контексте'

Значение правового образования в культурном контексте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Правовая культура / Образование / преобразования / тенденции / деятельность / legal culture / Formation / Transformations / tendencies / activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубова Яна Валерьевна, Пичко Наталья Сергеевна

Рассматриваются характер и тенденции преобразований, совершающихся в России с 90-х гг. XX столетия. Затронуты вопросы правовоспитательной деятельности и её взаимосвязи с многочисленными концепциями правового образования, создаваемыми в различных регионах России. Предпринята попытка рассмотреть правовое образование как основу правовой культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article character and tendencies of the transformations made in Russia since 90th years of XX century is considered. Questions activity and its interrelation with the numerous concepts of legal formation created in various regions of Russia are mentioned

Текст научной работы на тему «Значение правового образования в культурном контексте»

УДК 378 (045)+301 (045)

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

© 2010 г. Я.В. Зубова, Н.С. Пичко

Усинский филиал Ухтинского государственного Usinsk branch of Ukhta State

технического университета, Technical University,

ул. Нефтяников, 33, г. Усинск, Республика Коми, 169710, Nephtyanik St., 33, Usinsk, Komi Republic, 169710,

fugtuu2@kominet. ru fugtuu2@kominet. ru

Рассматриваются характер и тенденции преобразований, совершающихся в России с 90-х гг. XX столетия. Затронуты вопросы правовоспитательной деятельности и её взаимосвязи с многочисленными концепциями правового образования, создаваемыми в различных регионах России. Предпринята попытка рассмотреть правовое образование как основу правовой культуры.

Ключевые слова: правовая культура, образование, преобразования, тенденции, деятельность.

In article character and tendencies of the transformations made in Russia since 90th years of XX century is considered. Questions activity and its interrelation with the numerous concepts of legal formation created in various regions of Russia are mentioned.

Keywords: legal culture, formation, transformations, tendencies, activity.

Дискуссии о характере и тенденциях преобразований, совершающихся в России с 90-х гг. ХХ столетия, продолжаются. С каждым годом их участники вовлекают в анализ новые эмпирические данные и используют различные теоретико-методологические подходы, чаще -как взаимодополнительные. Полученные результаты влияют на общественное мнение, а также косвенно на принятие решений государственными органами. В научном сообществе страны сформировались определённые группы учёных. Предметом их обсуждений становятся наиболее значимые результаты, получаемые ведущими научными учреждениями страны.

В настоящее время можно говорить о формировании сильной и инициативной исполнительной власти, и это, несомненно, позитивный факт. Однако гражданское общество полагает своей высшей ценностью права личности, ее свободу в рамках закона и исходит из приоритета этой ценности по отношению к государству. Именно поэтому правовая культура, адекватная гражданскому обществу, ориентирована на личность, ее свободное и добровольное подчинение закону, сознательное правомерное поведение, а не на силовое поддержание правопорядка.

В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные модели правовоспитательной деятельности, которые взаимосвязаны с многочисленными концепциями правового образования, создаваемыми в различных регионах России.

На фоне создавшейся общественной обстановки попытаемся пролить свет на правовое образование как основы правовой культуры, с тем, чтобы с помощью междисциплинарных наук определить подходящие меры, которые следовало бы предпринять для изменения этой

ситуации и относительно правового подхода к тем, кто в этой ситуации участвует.

Сегодня динамично развивающая экономика приводит к тому, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда.

Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды, приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.

Этот потенциал деятельности организации во многом обеспечивается благодаря правовой культуре, которая представляет новую область знаний, входящую в серию управленческих наук. Она изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями. Правовая культура представляет собой некий системообразующий механизм, помогающий предприятию быть единым организмом, стремящимся к реализации поставленных перед ним целей.

Необходимо обоснование важности и нужности включения правовой культуры в ряд важнейших ключевых компетенций любого предприятия, стремящегося эффективно функционировать сегодня. Задачами, направленными на достижение этой цели выступают: исследование теоретических основ формирования правовой культуры, анализ влияния правовой культуры на

эффективность функционирования предприятия, разработка рекомендаций по формированию и корректировке правовой культуры.

Главное чудо, с которым мы имеем дело ежедневно, ежечасно, - это социальная машина, которая работает чётко, буднично, надёжно: в вузе нас учат, в библиотеке выдают нам нужные книги, на работе есть надёжные партнёры, с которыми мы взаимодействуем. Людей, создавших эти коллективные формы, давно уже нет, а их детище существует и функционирует. Дома нас учат от рождения уважению младших к старшим, детей к родителям, взрослых членов общества к старейшинам, к Богу, к традициям. Гуманизм, человеколюбие, ритуал, авторитет были главными ценностями культуры, например, во времена Конфуция. Древние утверждали, что человеколюбие как нормативная программа выражалась одним требованием - взаимная вежливость. Можно всю жизнь руководствоваться одним словом - «взаимность», т. е. «не делай другим того, чего не желаешь себе» [1, с. 257]. Авторитетность и ритуал (этикет, обычай) обеспечивали согласие в обществе, помогали преодолеть конфликты от внутренних потрясений. Читая классические творения, нет-нет, да и найдёшь в них высказывания прошедших столетий применительно к нашему, поражающие свежестью и остротой. В школьной хрестоматийной повести Н.В. Гоголя «Вий» вдруг наталкиваешься на фразу «Философ, пошаривший ногами во все стороны, сказал, наконец, отрывисто: А где же дорога?» [2, с. 47]. И думаешь - ведь это о нас, сегодняшних. В свою очередь подчёркивает Ортега-и-Гассет, ссылаясь на правоверный буддизм, массовый человек предпочитает хинаяну - «малый путь», в отличие от махаяны - «великого пути». Поэтому общество находится в состоянии хаоса, ломки, крайней неустойчивости, зыбкости, законы бессильны их упорядочить, стабилизировать, направлять в нужное русло.

Если тот или иной закон не работает, это ещё не означает, что он плох. Не всё зависит от самого закона. Проблема сложнее, так как власть не справляется с первейшей функцией - регулятора общественной жизни, порядка, стабильности. В этих условиях законы существуют сами по себе, а жизнь - сама по себе. Возникает чувство тревоги и безвыходности. Власть бессильна заставить законы работать, поэтому она их просто издаёт. В то же время многие важные сферы жизни до сих пор остались вне юридической регламентации, хотя остро нуждаются в этом. Но законодатель не должен идти на поводу у обыденного сознания. Он обязан смотреть дальше, предвидеть последствия. Правовое самообладание опасно, ибо оно порождает беспочвенные надежды, «убаюкивает» общество. Социальный прогресс с помощью одних только законов заканчивается конфузом, в связи с принятием бесполезных и неэффективных законов. Примеров тому немало, из них необходимо извлекать уроки. Прежде всего потому, что законы начинают работать вхолостую, создают видимость решения проблемы. Конечно, есть хорошие, полноценные законы, за которыми - ум, опыт, старания их создателей, но, как отмечал Достоевский, чтобы быть умным, одного ума мало. Ум надо ещё реализовать, поставить на службу обществу, людям. Иначе он бесполе-

зен. Абсолютизация права привела к лавинообразному росту законов и указов за последние годы. Но ещё древние говорили: в наиболее испорченном государстве - наибольшее количество законов [3, с. 720]. Полоса «демократического романтизма» проходит. Возникает вопрос, что надо делать раньше - создавать условия или принимать закон. Очевидно, то и другое. Противопоставление этих двух начал неверно и недопустимо. Хорошо известно, что закон требует создания механизмов его регуляции. Вся система не может действовать эффективно в том случае, если у её исполнителей не будет развитого правового и морального сознания.

Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает лучше ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее не рефлекторно, а рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций. Последнее становится все более важным в связи с дальнейшим насыщением «знаковой» среды обитания людей, ростом ее агрессивности по отношению к их сознанию. Э. Дюркгейм, подчеркивая активное, соревновательное воздействие на определение целей и идеалов образования со стороны доминирующих социальных групп (прежде всего, правящего слоя, а также профессиональных, этнических, конфессиональных и других общностей), во многом использовал в данной области социологии историко-философские выводы марксизма [4].

В достиженческих обществах всегда очень высоко ценятся образование, наука как условия высоких достижений, а приоритетной является личность. Синтез этих двух слагаемых приводит к тому, что в этих странах при достаточно высоком престиже статусов, связанных с властью (чиновник, руководитель и т.д.) наибольшим престижем пользуются статусы, сочетающие высокую образованность и предусматривающие обслуживание интересов личности, а не государства - статусы учёного, профессора, юриста, врача, социолога, психолога и др. [4, с. 465].

Правовое образование - современная актуальнейшая проблема, так как без правовой культуры нельзя реализовать потенциал Конституции, а без граждан не может возникнуть и само гражданское общество, и правовое государство [5, с. 5].

Известно, что правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности (процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения).

Правовая культура встроена в институциональную систему общества, определяет контуры нормативных фигур, характер отношения к формальным нормам в ходе развертывания социальных практик, качество и

уровень правосудия и законотворчества, эффективность правовой регуляции и пропорциональную долю неправового сектора социального пространства.

Распространение правового нигилизма в современном российском обществе является одним из проявлений общего социокультурного и правокультурного кризиса. В то же время нигилистическое отношение к праву как тенденция укоренено в специфике правового менталитета россиян, составляя одну из характеристик отечественной культурной традиции.

Правовая культура современного российского общества демонстрирует наличие деформаций, связанных, в первую очередь, с утратой основных аксиологических различений, что свидетельствует об углублении общего социокультурного кризиса.

Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое образование населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.

Низкая правовая образованность выпускников школ, непреодоленная студентами и после окончания вуза, приводит к неспособности формально образованным российским гражданам соблюдать в своей профессиональной деятельности, в повседневной жизни действующее законодательство, отстаивать свои конституционные права и в полной мере выполнять возложенные на них Конституцией РФ обязанности. В то же время необходимость жизнедеятельности в объективно существующем правовом пространстве вынуждает наших соотечественников прибегать к услугам коррумпированных чиновников, зависеть от криминальных структур, «уходить» в теневой бизнес, не веря в способность власти защищать их интересы, и превращаться в результате в носителей правового нигилизма [5, с. 135-136].

Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры общества. Оно является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально- правовом согласии друг с другом и с государством [6]. Функция передачи студентам информации о ценностях общества лежит на вузах. Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие «образование» различные педагогические, философские, культурологические направления связывают его с понятием «культура»: образование как вхождение в культуру, образование как трансляция культуры и т.д. Учёные приходят в своих исследованиях к различным выводам, но объединяют их общие подходы к сущностной характеристике определения образования, в которой основополагающими категориями являются духовность, культура, личность. Человек остался бы на одной из самых примитивных ступеней социального развития, и каждое новое поколение людей создавало бы социальную организацию жизни сначала, если бы не образование и наука и условия социальной преемственности культуры

(передача огромной социальной информации), и вне взаимодействия с другими людьми все эти предпосылки остались бы нереализованными [6].

Полагаем, что правовая культура может существовать лишь в сознании людей, в качестве абстракции. Правовое же образование «лежит» на вузах как социальное явление - это особым образом отрегулированный комплекс социальных действий и взаимодействий, это та определённая среда, которая постоянно пульсирует, вбирая в себя мотивы, устремления, ожидания людей. Она управляется нормами, культурой, традициями, иначе говоря, социальная реальность - это социокультурная реальность. Однако правовая культура то и дело вторгается в иные области духовной человеческой жизни. Родовое социокультурное явление лежит в основе их развития. Интегрирование социокультурных парадигм ныне возможно обеспечить за счёт сознательного их объединения вокруг проблемы жизни человека (индивидуального и общественного) в современном мире. Таким образом, мы видим, что между правовой культурой и образованием существует самая непосредственная связь. К. Маркс сто пятьдесят лет тому назад говорил, что в будущем все науки объединятся вокруг человека. Следовательно, правовое образование, «впитавшее» в себя правовую культуру, является основой правовой культуры и как важнейшая часть надстройки над экономическим базисом общества и прежде чем сложится, проходит через волю и сознание людей. Это та реальность - сфера обитания, сотканная из социальных действий и взаимодействий людей. Требуется совершенствовать систему правового образования. «Дело не должно ограничиваться повышением качества профессионального обучения, потому что наша страна нуждается не только в профессионально подготовленных кадрах, - отметил первый вице-премьер. - Нужны и просто творчески мыслящие самостоятельные люди, способные взять на себя ответственность за судьбу страны. Уверен, что все это в максимальной степени относится и к молодым юристам, к тем, кто будет законодательно участвовать в их реализации» [7]. Поэтому необходимо:

- если утрачена культура, нравственные ценности, грань между добром и злом, то давайте будем договариваться, приходить к совместным соглашениям о том, что есть право, какие законы выпускать и как их интерпретировать. Этим целям и служит «нормативная теория права». Законотворчество должно следовать принципу данной культуры, т. е. быть «узаконенным» культурным смыслом;

- для укрепления государственности справедливо было бы повысить статусную роль учёного, профессора, юриста, врача, присвоив им статус государственного служащего. Ибо степень правовой активности профессионалов - это основа для формирования и развития правовой культуры современного общества;

- создание необходимых условий для повышения качества образования студентов юридических вузов, так как на вузах лежит функция передачи студентам информации о ценностях общества, от них зависит упрочение правовых условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение правопорядка.

Литература 5. Зубова Я.В. Правовое образование в аксиологиче-

ском осмыслении. Майкоп, 2007.

1. БукреевВ.И., Римская И.Н. Этика права. М., 2000. 6. Зубова Я.В. Система правового образования в совре-

2. Гоголь Н.В. Вий. М., 1989. менном российском обществе: социокультурный ас-

3. См.: Таранов П.С. Философский биографический пект (на материалах Краснодарского края) : дис. ...

словарь, иллюстрированный мыслями. М., 2004. канд. соц. наук. Майкоп, 2006.

4. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. 7. Российская газета. 2008. 30 янв.

Поступила в редакцию 12 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.