Научная статья на тему 'Значение особых экономических зон в повышении конкурентоспособности и диверсификации экономики современной России'

Значение особых экономических зон в повышении конкурентоспособности и диверсификации экономики современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РОССИЯ / FREE ECONOMIC AREAS / ECONOMIC COMPETITIVENESS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотов Владимир Александрович

В статье рассматриваются проблемы развития свободных экономических зон в России. Мировой экономический кризис заставляет экономистов искать новые эффективные методы развития бизнеса. Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике достаточно актуальна. Цели создания свободных экономических зон могут быть различными, в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В научной статье рассматриваются принципы организации особых экономических зон в России в современных условиях. Одной из основных проблем функционирования свободных экономических зон в России является проблема несовпадения формулируемых целей, целям реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. В условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Free Economic Areas and their Role in Russia's Economic Competitiveness and Economic Diversification

The article is devoted to the problems of free economic areas in Russia. The world financial crisis force economists to find new effective methods to force the business sector development. The idea to found free economic areas as a special restricted territory to form points of growth due to preferential duties is very actual. The objectives of creating free economic areas is quit different and depend on economic, social and sometimes political conditions shaped on a national level. This article deals with the principles of organisation of free economic areas in the current circumstances. The main problem for the free economic areas efficiency in Russia is the difference occurs between planning and real objectives on regional and overall national level. The development of free economic areas, as the paper shows, is currently an effective tool for regional economic policy development, the catalyst of positive economic processes.

Текст научной работы на тему «Значение особых экономических зон в повышении конкурентоспособности и диверсификации экономики современной России»

Значение особых экономических зон в повышении конкурентоспособности и диверсификации экономики современной России

В.А. Золотов

Золотов Владимир Александрович - аспирант Московского института менеджмента и права

Ключевые слова: свободная экономическая зона, экономическая конкурентоспособность, Россия Key words: free economic areas, economic competitiveness, Russia

В статье рассматриваются проблемы развития свободных экономических зон в России. Мировой экономический кризис заставляет экономистов искать новые, эффективные методы развития бизнеса. Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике достаточно актуальна. Цели создания свободных экономических зон могут быть различными в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В данной статье рассматриваются принципы организации особых экономических зон в России в современных условиях. Одна из основных проблем функционирования свободных экономических зон в стране -несоответствие формулируемых целей целям, реально преследуемым при их создании, их противоречие интересам как регионов, так и Федерации в целом. В условиях России создание СЭЗ может быть действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов.

В настоящее время в России сформированы основные элементы рыночной экономики, где активную роль играют механизмы интеграции страны в процессы международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не отвечает в полной мере возрастающим потребностям страны. Снижение инвестиционной и инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности российского экспорта - вот далеко не полный перечень угроз национальной безопасности страны, отрицательно сказывающихся на развитии многих отраслей экономики Российской Федерации. Эффективное использование природных богатств не является гарантом устойчивого экономического роста. Поэтому одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары.

Инфраструктура, сложившаяся в России, не в состоянии обеспечить экономический рост страны темпами, позволяющими на региональном уровне решить проблемы, сдерживающие развитие производственной инфраструктуры.

По результатам мониторинга перспективных инвестиционных проектов компаний в регионах Российской Федерации (более 70 млрд долл. инвестиций в ближайшие 10 лет) установлено, что в 90% случаев основным ограничителем реализации проектов выступает недоразвитость инфраструктуры [9, 10].

В последние несколько лет Россия демонстрирует позитивное развитие экономики. Это просматривается в цифрах разработанной на ближайшие четыре года Концепции развития Российской Федерации, представленных правительством.

Вывести инфляцию на однозначную цифру правительство рассчитывает в 2010 г. По мнению специалистов, прогноз на 2009 г. - 11% [10].

Ожидаемый прогноз притока прямых инвестиций - 70 млрд долл. в 2012 г. выглядит

Показатель 2007 г. - факт 2008 г. - прогноз 2012 г. - концепция

План инновационного инвестирования в Россию, млрд долл. 47,1 55,0 70,0

Инфляция, % 11,9 11,8 7,0

Уровень капитала банковской системы, % ВВП 8,1 7,0 10,0

с учетом нынешней кризисной ситуации в стране чрезмерно оптимистичным, следует рассчитывать на прагматичный объем вложений в связи с глобальным пересмотром кредитных рисков. Результативность деятельности в 2008 г. уже понизилась на 40% - до 30 млрд долл. Таким образом, более реальным представляется выход на инвестиционный уровень 2007 г., т.е. к 2012 г. удастся вернуться к показателю 47,1 млрд долл. [11].

Подвергается сомнению и прогноз развития банковской системы - рост капитализации банков до 10% ВВП, хотя в докризисный период цифра выглядела реально достижимой.

В соответствии с концептуальным прогнозом к 2012 г. ожидается рост реальных доходов населения в 1,4 раза, уровень безработицы - 7,0%, доля продукции малых предприятий в ВВП - 27%. Какой уровень окажется реально достижимым, покажет время, но этому во многом может способствовать развитие экономики ОЭЗ [9, 10].

Зарубежный опыт показывает, что развитие отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности продукции.

В Великобритании отсутствуют ОЭЗ в их традиционном понимании. Однако, по мнению специалистов, можно принять с высокой долей условности, что к такого рода образованиям относятся так называемые свободные зоны и зоны предпринимательства, существующие в этой стране. Основными документами, регулирующими правовой режим свободных зон, являются Директива КЕС № 2504/88 и Резолюция ЕС № 2562/90 с дополнениями и изменениями от 1991 г. № 2485.

Под свободной зоной понимается специально выделенная часть территории Великобритании, в которой товары, произведенные вне стран-членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Разрешение на учреждение СЗ выдается Королевской службой таможен и акцизов и оформляется соответствующим подзаконным актом по каждой отдельной зоне. Запрос об учреждении территории с режимом СЗ имеет возможность подать любое физическое или юридическое лицо.

На территории СЗ могут размещаться и находиться на хранении следующие виды товаров, исходя из их правового статуса:

• товары, произведенные вне пределов ЕС;

• товары, произведенные в ЕС (включая Англию), обращающиеся в ЕС;

• свободно обращающиеся товары, по которым не все таможенные формальности выполнены;

• товары, находящиеся в свободном обращении, но ввоз и происхождение которых должны быть подтверждены одной из стран ЕС.

Отметим, что в СЗ разрешается проводить следующие виды операций с товарами, находящимися в ней: хранение, фасовку и переработку товаров с применением низких и высоких технологий, уничтожение товаров.

Импортные пошлины и НДС в Великобритании взимаются и уплачиваются лишь в случае, если товары вывозятся из СЗ на рынок стран ЕС или используются либо потребляются непосредственно в зоне. В СЗ не применяются какие-либо другие налоговые льготы, включая местные.

Таможенный контроль в СЗ существует в двух формах:

• контрольные меры осуществляются в рамках специально ограниченной территории, и каждая партия товаров проверяется при ее поступлении (вывозе) в СЗ;

• контроль базируется на требованиях, предъявляемых к таможенным складам (обычно в виде проведения аудиторских проверок таможенных складов).

В Великобритании функционируют зоны предпринимательства (ЗП). Под зоной предпринимательства понимается определенная правительством на срок 10 лет ограниченная территория, создаваемая в целях стимулирования экономической деятельности, на которой в течение длительного времени наблюдался значительный спад экономической активности. Такие территории выделяются на основании характеристик проживающего на этих территориях населения, главными из которых являются хроническая высокая безработица и низкие доходы. В настоящее время таких зон в стране насчитывается 30.

Документы об учреждении каждой зоны утверждаются лицами, уполномоченными госсекретарем (министром, заместителем премьер-министра Великобритании) окружающей среды, транспорта и регионов. В этих документах определяется управляющий орган, например местный совет или корпорация развития. Следует отметить, что для вновь создаваемых и уже су-

ществующих предприятий и фирм деятельность в ЗП может иметь следующие преимущества:

• заявки фирм, находящихся в ЗП, на определенные таможенные услуги обрабатываются вне очереди, так как рассматриваются в качестве приоритетных (вопросы освобождения от уплаты импортных пошлин с товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕС, для их последующей переработки и экспорта за пределы ЕС;

• создание таможенных складов, освобождение от корпоративного и подоходного налогов средств, направляемых на капитальные затраты в промышленном и коммерческом строительстве (но не за пользование водой и другими видами услуг) - предоставляется автоматически и не требует специального обращения;

• освобождение от налога на хозяйственную деятельность промышленных и коммерческих объектов;

• упрощенный режим планирования застройки: развитие любой площадки, расположенной на территории ЗП, не требует индивидуального планового разрешения; остающиеся в силе законные контрольные меры осуществляются в ускоренном порядке, сотрудники освобождаются от уплаты сбора за производственно-техническое обучение и обязанности направлять информацию в Комитет по производственно-техническому обучению;

• снижение требований по представлению статистической информации; стимулирование деловой активности осуществляется за счет продажи в частные руки городской собственности (земли, зданий и сооружений) и отмены некоторых видов местного нормативного регулирования хозяйственной деятельности.

Определенный интерес представляет опыт Италии. Страна не имеет практики создания особых экономических зон либо зон свободной торговли. Законодательная база, регулирующая деятельность в этой области, отсутствует. Однако законодательство Италии предоставляет особый режим предпринимательской деятельности ряду таможенных зон, наиболее крупной из которых является зона свободного порта Триеста.

Последней предоставляются следующие основные преимущества для обращения товаров и предпринимательской деятельности:

• ввоз в зону свободного порта товаров, поступающих морским путем, независимо от пункта назначения, происхождения и рода товара (за исключением случаев применения норм санитарного характера или соблюдения требований безопасности) не сопровождается оплатой пошлин или иных сборов, за исключением случаев платы за предоставленные услуги;

• владелец товара не ограничен во времени подачи документов для его таможенного оформления в случае дальнейшего перемещения товара как в виде транзита для отправки в третьи страны, так и импорта на рынок ЕС;

• товары, поступающие в зону свободного порта наземным транспортом для последующего вывоза с территории ЕС, считаются экспортированными в момент ввоза, вследствие чего могут отгружаться в любое время (за исключением случаев передачи товаров по требованию владельца на складское хранение при необходимости получения особых налоговых льгот);

• при импорте товаров на рынок ЕС через свободный порт Триеста владельцы товаров получают право на рассрочку оплаты таможенных пошлин и налогов (налог на доходы, НДС и пр.) максимальным сроком до 180 дней с взиманием за это процентных платежей по особо низкой ставке, периодически устанавливаемой Минфином Италии;

• для товаров, ввозимых на имя иностранного получателя, допускается производить без каких-либо ограничений так называемые сопутствующие операции с товаром (упаковка и переупаковка, отбор образцов и пр.); для осуществления промышленной переработки товара требуются разрешения таможенных органов или Минфина, связанные с определением конечного получателя товара, подвергнутого переработке. В отличие от режима временного импорта при осуществлении этих операций на территории свободного порта от владельца товара не требуется внесения авансовых таможенных платежей за всю партию товара, ввезенного в режиме временного ввоза;

• используя залоговую стоимость некоторых товаров, размещенных на складе свободного порта, их владелец может

получать банковские гарантии для краткосрочного кредитования своих операций.

И еще одна страна, опыт которой следует рассмотреть, - Нидерланды.

В Нидерландах ОЭЗ (экономические зоны) имеют место на принадлежащих им Антильских островах, которые являются частью Королевства Нидерланды. Экономические зоны функционируют на острове Кюрасао, где сконцентрирована основная часть экономики Нидерландских Антильских островов. В настоящее время таких зон три. Экономическая зона порта Виллемстад, аэропортовая особая экономическая зона, расположенная около международного аэропорта Кюрасао, а также особая экономическая зона «Промышленный парк Бривенгат». Все указанные особые экономические зоны управляются компанией «Сиппде М.У.», контрольный пакет (85%) которой принадлежит администрации острова Кюрасао.

Актом, регулирующим режим экономической зоны, является Закон от 12 февраля 2001 г. № 18.

Экономическая зона (далее - ЭЗ), согласно этому закону, представляет собой территорию, признанную таковой; в ЭЗ товары могут храниться, дорабатываться, упаковываться, подвергаться другой обработке, здесь предоставляются различные услуги.

ЭЗ создаются и ликвидируются указом Исполнительного совета островов. Указ о создании должен содержать четкое определение границ территории, где будет установлена ЭЗ. В отношении территории (территорий), где учреждается ЭЗ, Исполнительный совет устанавливает правила, которые должны соблюдаться при переходе права собственности или ограниченных вещных прав на территорию ЭЗ. Правила должны гарантировать, что территория, до тех пор пока она составляет ЭЗ, будет использоваться исключительно от имени корпоративной организации, допущенной в данную зону.

Органом, ответственным за управление и функционирование ЭЗ, является Исполнительный совет островов. По решению Исполнительного совета полномочия по управлению и ЭЗ, и деятельностью в ЭЗ могут передаваться компании публичного права или ООО.

Корпоративная организация, капитал которой поделен на доли и которая будет осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно в определенной ЭЗ, допускается для ведения деятельности в ЭЗ. Этот допуск предоставляется Исполнительным советом

островов. Исполнительный совет своим решением может передать полномочия на выдачу соответствующих допусков компании публичного права или обществу с ограниченной ответственностью.

Допуск предоставляется корпоративной организации, если осуществляемая ею предпринимательская деятельность может внести вклад в экономическое развитие островов путем:

• развития островов как международной оптовой базы, осуществления торговли преимущественно с зарубежными странами или оказания услуг зарубежным странам или компаниям, находящимся в ЭЗ;

• обеспечения притока иностранной валюты на острова;

• прямого или косвенного развития занятости.

О выдаче допуска для ведения деятельности в ЭЗ Исполнительный совет или орган, который разрешает допуск, информирует Управление по налогам. Исполнительный совет, компания публичного права или общество с ограниченной ответственностью, если им предоставлены полномочия по управлению ЭЗ, могут выдать лицензию (разрешение) на приобретение прав собственности или прав пользования на землю, включая право возводить здания в ЭЗ или право формировать инфраструктуры в ЭЗ. Лицензия может выдаваться исключительно корпоративным организациям. Организациям, которым предоставлена такая лицензия, не нужно получать допуск для осуществления деятельности в ЭЗ.

Поставка товаров, находящихся в ЭЗ, на внутренний рынок корпоративной компанией, которая получила допуск на осуществление предпринимательской деятельности в ЭЗ, возможна только на основании лицензии, предоставленной Исполнительным советом по согласованию с министром финансов. Лицензия выдается на определенный период и может возобновляться.

Лицензия может выдаваться с условием соблюдения предписаний в отношении цены, качества, распространения товаров, и предотвращения негативных воздействий на внутренний рынок. Такие предписания принимаются Исполнительным советом по согласованию с Министерством финансов.

На товары, хранящиеся в ЭЗ, не привезенные непосредственно из-за границы, таможенного склада для хранения нерастаможенных товаров или из зон свободной торговли

Антильских островов, распространяется режим экспорта. По согласованию с министром финансов Исполнительный совет может предоставить корпоративной организации лицензию на поставку услуг электронных систем связи и информационных систем на внутренний рынок. Лицензия может выдаваться при условии соблюдения определенных предписаний.

При осуществлении хозяйственной деятельности организация получает следующие льготы и преимущества.

1. Не взимаются импортная пошлина и налог, установленный Законом о национальном налоге с оборота, в случаях:

• размещения в ЭЗ товаров, предназначенных для ЭЗ;

• вывоза из ЭЗ хранящихся на таможенном складе нерастаможенных товаров в другую ЭЗ при условии соблюдения определенных предписаний.

При отсутствии экспортных пошлин поставки на внутренний рынок Антильских островов облагаются импортными пошлинами и налогом на прибыль, действующими на территории страны, которые не могут превышать 25% общего объема продаж.

2. Не взимается акциз в случае размещения товаров, предназначенных для ЭЗ, при должном соблюдении предписаний, устанавливаемых директором Управления по налогам.

3. Не взимаются пошлины в случае размещения товаров, предназначенных для ЭЗ. Замечание: без ущерба перечисленным положениям (1-3) правовые акты, касающиеся импортных, экспортных, транзитных и акцизных платежей, действительны (применяются в ЭЗ).

Переходя к практике Российской Федерации, отметим, что стимулирование развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно без использования общепринятых и доказавших эффективность инструментов:

• льготного кредитования и налогообложения;

• предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства;

• предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам;

• государственного содействия в продвижении продукции собственного производства на внешние рынки.

В 1960-1970-е гг. в мире преобладали свободные торговые зоны. Международная Конвенция по упрощению и гармонизации та-

моженных процедур (Киотская конвенция, май 1973 г.) заложила в основу создания этих зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с этим принципом зона свободной торговли определяется как часть территории страны, в которой любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории и не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению [7, 125-129]. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория считается лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях страны.

Специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в ОЭЗ, охватывает вопросы таможенного регулирования, налогообложение, административный режим, лицензирование, визовое оформление, банковскую деятельность, имущественные отношения, предоставление концессий, гарантии прав инвесторов, управление зоной и т.д. [3, 27-30; 4, 6].

В работах современных экономистов, посвященных проблемам ОЭЗ, их сущность трактуется широко и определяется как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы или как форма государственно-частного партнерства [8, 11]. Такое понимание свободной зоны охватывает весь спектр деятельности, связанный с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это не столько обособленная пространственная территория, сколько часть экономического региона, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях.

При всем разнообразии особых экономических зон и их теоретических концепций явление ОЭЗ определяется через создание на определенном участке страны экономического благоприятствования развитию бизнеса, который имеет беспошлинный (льготный) режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры иностранного инвестирования и связан с мировым рынком.

Экономическими целями создания ОЭЗ являются:

• активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;

• привлечение в экономику иностранных и собственных инвестиций;

• повышение конкурентоспособности национального производства и его экономической эффективности;

• увеличение экспорта и рационализация импорта;

• рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные цели ОЭЗ включают:

• создание новых рабочих мест, рост занятости населения;

• обучение и подготовку квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

• насыщение рынка внутри страны высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;

• рост благосостояния и уровня жизни населения;

• ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных ресурсов страны.

При всех различиях ОЭЗ следует отметить их общность:

• применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса;

• наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

• всесторонняя поддержка проекта особой экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти;

• максимальная открытость этой зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку [2, 55; 5, 12-15].

Как показывает опыт, в результате применения комплекса льгот норма прибыли в особой (свободной) экономической зоне составляет 30-35%, а иногда и больше, например, транснациональные компании получают в азиатских особых зонах в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости инвестиционных проектов (для ОЭЗ считается нормальным, когда сроки не превышают 4-5 лет). При этом в соответствии с практикой система льгот достаточно индиви-

дуальна и тесно связана с местоположением особой зоны и реализуемыми на ее территории программами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать вывод, что ОЭЗ - это часть экономического пространства страны со сложноорганизованной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для отечественных и иностранных предпринимателей действует особый, льготный хозяйственный режим, способствующий решению различных социально-экономических и научно-технических задач.

Несмотря на все преимущества ОЭЗ, процессы их образования и функционирования в России в 90-е годы прошлого века не получили должного развития. Возникшие при функционировании ОЭЗ проблемы носили разноплановый характер. Они требовали решения организационных, нормативно-правовых, управленческих, информационных и методических вопросов. Всего в России на момент принятия Закона № 116-ФЗ, положившего начало новой волне реализации проекта особых зон, насчитывались 24 специальные экономические зоны. Главными из них являлись «Янтарь» в Калининградской области, парк высоких технологий в Зеленограде, особые зоны в Находке и на Сахалине, свободные таможенные зоны вокруг аэропортов в Москве и Санкт-Петербурге [1].

Представляется целесообразным, чтобы проекты, реализуемые в рамках ОЭЗ, были связаны единой концепцией, формировали целостный кластер, например, чтобы планируемые к строительству предприятия были взаимодополняющими и т.д. Реализации региональной кластерной политики в рамках проекта по созданию особых экономических зон способствует повышение эффективности коммуникации между бизнесом и властью, формирование единого представления о развитии бизнеса и региона, взаимодействии между поставщиками и производителями, образовательными учреждениями, финансовыми и государственными институтами. За счет развития специализации и аутсорсинга, оптимизации внутреннего взаимодействия происходит повышение эффективности деятельности участников кластера, а также развитие региональной инфраструктуры (транспортной, информационной, образовательной и т.д.). В итоге это приводит к максимальному использованию конкурентных преимуществ региона, что позволяет повысить уровень благосостояния не только отрасли, но и связанных с нею секторов благодаря синергическому эффекту

внутри кластера, который не может возникнуть у разрозненных производителей.

Совершенно очевиден факт, что в проектах должна прослеживаться инновационная составляющая. При этом акцентируется отрасль с высокой добавленной стоимостью, экспортной направленностью и мультипликативностью. Особые экономические зоны - это поддержка рентабельных коммерческих проектов и стимулирование эффективных инвесторов, для которых государство создает комфортные условия деятельности. Необходимо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались производства, которые ориентированы на экспорт продукции, не имеющей аналогов на территории России, это может создать оптимальный эффект неискаженной конкурентной среды на российском рынке.

Анализ мировой практики показывает плодотворность внедрения такого механизма, как особые экономические зоны. Специализация сегодняшних ОЭЗ в России мягкая, жесткой специализации в конкретных сегментах производств не практикуется. Жестко специализировать российские ОЭЗ - значит отсечь возможность для более интенсивного развития целого ряда направлений.

Страны, которые достигли успеха в реализации инновационной политики, сосредоточивали очень большие ресурсы - причем как государства, так и бизнеса - на четко отобранных приоритетных направлениях. Перед формированием программ проводились исследования в виде технологического прогнозирования и предвидения. На основе анализа формировали сценарный план развития экономики, опирающийся на сильные стороны в конкретных областях, и уже под план выстраивали все меры государственной поддержки, активность бизнеса и даже политику.

Именно последовательная работа по определению приоритетов в направлении дальнейшего движения и позиции, на которой сейчас находится наша страна, концентрация на конкретных направлениях могут стать толчком для осуществления предельно осознанных шагов по созданию так называемой национальной инновационной системы, которую нужно создавать как инструмент реализации выработанной стратегии. Во главе всего должна встать стратегия, необходимо принимать решения в стратегическом формате. При этом нельзя создавать стратегию как некий набор институтов развития: особых экономических зон, технопарков и венчурных фондов, каждый шаг должен быть ступенькой к выбранной цели.

В настоящее время необходимо, используя инструменты народно-хозяйственного про-

гнозирования, выработать стратегию инновационного развития страны, объединить усилия государственных органов и подключить бизнес, доведя информацию о тех сферах, которые государство будет поддерживать, в которые будет инвестировать средства и которые считает приоритетными. Такое выстраивание процесса может привести к результатам, которых достигли страны, вставшие на путь инновационного развития.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Сочетание этих направлений делает режим ОЭЗ привлекательным для инвесторов.

Кластерный подход на региональном уровне при создании особых экономических зон дает следующие преимущества.

Во-первых, региональные инновационные промышленные кластеры имеют в основе сложившуюся систему распространения новых технологий, знаний, продукции, т.е. технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу. Новые производители, приходящие из других отраслей кластера, ускоряют развитие, стимулируя различные подходы к НИОКР и выделяя необходимые средства для внедрения новых стратегий. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри кластера, абсолютно неожиданные, ведут к разработке новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности.

Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет осуществления внутренней специализации и минимизации затрат на внедрение инноваций.

В-третьих, особенностью инновационных промышленных кластеров является наличие в их структуре гибких коммерческих структур - малых предприятий (их удельный вес в перспективе возрастет), которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона.

В-четвертых, региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого бизнеса, они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной коммерческой ниши.

Таким образом, совокупность всех преференций от реализации инвестиционного про-

екта в российской особой экономической зоне дает потенциальным компаниям-резидентам от 20 до 30% экономии на издержках, что в рыночных условиях предоставляет компаниям солидное конкурентное преимущество.

Кроме того, резиденты зоны освобождаются от ряда местных налогов сроком на 10 лет: налога на имущество, земельного и транспортного налогов, а налог на прибыль снижается для них на 4%. ОЭЗ промышленно-производственного типа созданы в Липецкой области и Республике Татарстан [12].

Инновационная экономика - это веление времени. Практика последних лет показывает, что динамично развивающиеся страны - это страны, где высокие технологии испытывают бурный подъем, где государство, общество уделяют пристальное внимание развитию инноваций, где стимулируется частный бизнес.

Литература

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2004.

3. Васильев Л.И. Свободные экономические зоны: от эйфории к продуктивной работе // Экономист. 1992. № 11-12.

4. Данько Т.П., Округ З.М. Свободные экономические зоны. М.: Изд-во гос. эконом. академии им. Г.В. Плеханова, 1998.

5. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 1997.

7. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Приложение 1. Относительно свободных экономических зон // Право и экономика. 1995. № 8. С.125-129.

8. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006.

9. www.economy.gov.ru (дата обращения: 24.02.2009).

10. www.government.ru (дата обращения: 24.02.2009).

11. www.tpprf.ru (дата обращения: 24.02.2009).

12. www.rosez.ru (дата обращения: 24.02.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.