ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИЗАЦИИ ДЛЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И САДОВО-ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Т.А. СОКОЛОВА, доцент кафедры садово-паркового строительства, к. с.-х н., выпускница МЛТИ
При проектировании и создании объектов ландшафтной архитектуры необходимо использовать современные данные по вопросам композиции в целом и цветовым сочетаниям в частности, т.к. цвет является наиболее активно действующей на человека характеристикой предметов, прежде всего воспринимаемой человеком.
Цвет воздействует даже на пассивно воспринимающий мозг, в то время как для восприятия формы, тектонической структуры предмета необходима активно организующая работа мозга. Это свойство цвета является очень важным при формировании окружающей среды, особенно в современной городской среде, которая чаще всего бывает некомфортна для человека. В данном случае имеется в виду «некомфортность» визуальной среды, загрязненные воздух и вода, шум, радиация и т.п.
Некомфортность визуальной среды возникла и возникает в связи с использованием современных строительных материалов, созданием архитекторами зданий, сформированных прямыми углами и линиями, имеющих большие поверхности и статичные общие формы и элементы, благодаря чему возникают неприятные для человека гомогенные и «агрессивные» поля. Данные различных научных направлений показывают, что видимая среда является экологически важным фактором, не менее важным, чем чистый воздух, вода и прочее, т.к. она влияет на психическое состояние человека.
В настоящее время в нашей стране активно начинает развиваться направление «видеоэкологии», которое на наш взгляд очень важно для ландшафтных архитекторов и специалистов-озеленителей.
Цветовой аспект, цветовое оформление в ландшафтном строительстве, безусловно, будет играть важнейшую роль в общем развитии видеоэкологии городской среды и других объектов садово-паркового строительства, где активно применяется растительный материал: деревья, кустарники, декоративные цветочные травянистые растения, травы, являющиеся носителями естественных природных окрасок. Именно растительные элементы в объектах садово-паркового строительства создают цветовую среду, которая должна улучшать экологическую обстановку через оптимизацию визуальной среды, создавать для человека наилучшие условия отдыха или труда.
Для решения этой задачи специалисты ландшафтного строительства должны иметь представление о цветовом решении окружающей среды, в основе которого лежит использование специфических характеристик цвета несамосветящихся предметов, каковыми являются растения, - цветового тона, чистоты тона (насыщенности) и светлоты тона.
Используя эти характеристики в практической работе по гармонизации цветовых сочетаний (оценка контрастности, взаиморасположение цветов, соотношение площадей и другие) специалисты по ландшафтному строительству расширят свою профессиональную культуру, получат аппарат, с помощью которого смогут контролировать и критически оценивать цветовые решения участков и объектов.
Особенностью растительных объектов является то, что их окраска определяется видовой или сортовой принадлежностью, ее нельзя усилить или ослабить, если растение выращивается в нормированных условиях
освещения, почвы, питания. Определив эти характеристики, их можно использовать с достаточной степенью надежности.
Современное развитие цветоведения и технических средств позволяют использовать законы, управляющие чувственным восприятием, связывающие человеческое ощущение цвета с показателями, поступающими по другим каналам информации (фотометры, спектрографы). Только знание колористических свойств конкретных растений (характеристик цвета), их упорядочение с помощью атласов или спектрографов позволит, в увязке с основными положениями цветовой гармонизации, создавать оптимальные варианты окружающей среды, исправлять недостатки застройки архитектурных городских объектов.
Для этого необходимо проделать большую работу по определению цветовых характеристик растений, используемых в озеленении данного географического района. И продолжать ее постоянно, по мере появления новых форм, сортов, разновидностей древесных и травянистых декоративных растений, - т.е. это постоянная, перспективная работа.
На кафедре садово-паркового строительства МГУЛа эта работа уже проводится. К настоящему времени с помощью атласа ВНИИМ им. Д.И. Менделеева № 050 определены цветовые характеристики более 400 наиболее применяемых видов и сортов декоративных травянистых растений. Работе с цветочными растениями было отдано предпочтение, поскольку цветы, применяемые в цветниках, являются носителями наиболее чистых и разнообразных окрасок в природе всех зон мира.
В числе этих 400 объектов было 75 сортов садовых роз, 35 сортов сирени, 90 сортов тюльпанов, 27 видов ириса гибридного, 16 сортов астильбы, 7 сортов монарды двойчатой и др.
Обобщение конкретных данных позволило сделать интересную колористическую оценку используемых в цветочном оформлении растений открытого грунта.
Наибольший удельный вес приходится на группу растений с красными (256) и фиолетовыми (81 травянистых и 32 сирени) окрасками, наименьший - на долю синих и голубых растений (13, из них 3 сорта сирени). Группа желтых состоит из 64, в том числе 2 сорта роз и 11 сортов тюльпанов; группа оранжевых - из 40, в том числе 7 сортов роз.
Среди красноокрашеных растений 94 летника и многолетника, 36 сортов роз и 15 сортов тюльпанов имеют пурпурные тона. В целом окраска красных растений обеспечивается 5 пигментами.
Окраска основных растений фиолетовой группы обеспечена всего 3 пигментами, а голубых и синих - одним фиолетовым и одним синим.
Окраска желтых цветков идентифицируется с 4 пигментами атласа, при этом около 45 % растений имеют одинаковый пигмент - желтый светопрочный - 3.
Окраска оранжевых растений идентифицируется с 5 пигментами, и у 30 % растений цвет обусловлен одним пигментом -кадмием желтым средним.
Таким образом, цветовые тона согласовываются лишь с 23 тонами, в то время как в спектре насчитывается 100 тонов без 30 зеленых. Это свидетельствует об ограниченности окраски растений по цветовому тону, а разнообразие окрасок обеспечивается за счет разной светлоты и насыщенности. Так, среди красноокрашенных растений наибольшую светлоту обеспечивают розы (57-60 % светлоты), а наименьшую - тюльпаны (5,3—43,1 %) и летники (33-41 %). Нижний предел светлоты красных растений находится на уровне 5-9 % у пурпурных тонов и 10-14 % - у растений других красных тонов.
Оранжевые растения обеспечивают светлоту от 20-30 % за исключением оранжевых тюльпанов, которые имеют светлоту 27-29 %.
Желтоокрашенные растения обеспечивают наибольшую светлоту, особенно тюльпаны и летники, обладающие светлотой 22-85 % (тюльпаны) и 26-79 % (летники).
Наиболее светлыми являются желтые розы, их светлота 69-80 % находится в пределах одной ступени светлоты, т. е. мало различима на глаз.
Светлота голубых и синих растений варьируется в пределах 8-32 %, фиолетовых -от6-15% до 34-60%.
По насыщенности растения характеризуются следующим образом. В группе красных растений имеется много сортов с насыщенной окраской, но наиболее насыщенными являются пурпурные летники (насыщенность 32-79 %), красные многолетники (30-86 %), тюльпаны (31-87 %). Растения с малой (8 %) насыщенностью встречаются среди пурпурных роз и непурпурных светлых летников.
Все оранжевые растения обладают высокой (77-90 %) насыщенностью, и только некоторые сорта светло-оранжевых роз имеют насыщенность 12 %.
У синих и голубых растений самая малая насыщенность - 7-16 % у многолетников и 5-10 % у летников.
Насыщенность многолетников фиолетовых окрасок находится в пределах 5-23 %, летников - в пределах 4-22 %, сиреней -в пределах 4-8 %, т. е. фиолетовые растения имеют малую насыщенность, особенно сорта сирени.
Это общее представление о цветовых характеристиках цветочных культур позволяет даже без конкретных величин светлоты и насыщенности ориентироваться при разработке цветочного оформления и выборе его компонентов. Например, желтые и оранжевые цвета как наиболее насыщенные не могут быть доминирующими по площади в полихромном цветнике. Однако, если композиция состоит из отдельных форм на зеленом газоне, эти формы могут быть заняты растениями желтых и оранжевых тонов, т.к.
фоном для них будет служить менее насыщенный зеленый цвет. С другой стороны, фиолетовые и синие тона могут занимать большие площади как малонасыщенные.
Дальнейшая работа с цветовыми характеристиками растений, внедрение в учебный процесс основ цветоведения и цветовой гармонизации послужит улучшению подготовки специалистов в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, что было одной из важных задач, которые подчеркивала С.Н. Палентреер.
Литература
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искус-
стве и дизайне. - М.: Мир, 1982.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1974.
3. Джад Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. - М.:
Мир, 1978.
4. Зернов В.А. Цветоведение. - М.: Книга, 1972.
5. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. - М.: Мир,
1964.
6. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
7. Лашук Т.П. Цвет в формировании среды жилой застройки. Автореферат диссертации, МАРХИ, 1972.
8. Матвеев А.Б.О некоторых закономерностях гармо-
ничных цветовых сочетаний // Светотехника,. -1968.- №5,-С. 7.
9. Нюберг Н.Д. Курс цветоведения. - М., Л.: Гос. изд.
легкой пр-ти, 1932.
10. Пэдхем Ч., Сондерс Д. Восприятие света и цвета. - М.: Мир, 1978.
11. СН-181-70. Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промпредприятий.-М.: Госстрой, 1972.
12. Савельева И.Т. Цветовая среда промышленных предприятий. - М.: Изд. Мос. полиграфического института, 1968.
13. Устинов А. Теоретические вопросы применения цвета в производственной среде // Техническая эстетика - 1965. - № 1. - С. 2.
14. Филин В.А. Видеоэкология. - М.: ТАСС-Рекпама, 1997.
*****