Научная статья на тему 'Значение научных идей Р. А. Чураковой для дальнейшего изучения теоретических проблем современного музыкального удмуртоведения'

Значение научных идей Р. А. Чураковой для дальнейшего изучения теоретических проблем современного музыкального удмуртоведения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАРОДНОЙ ПЕСНИ / СИЛЛАБИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПОЮЩЕГОСЯ СТИХА / ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОЙ ЛЕКСИКИ / SYSTEM APPROACH TO THE ANALYSIS OF FOLK SONGS / SYLLABIC NATURE OF VERSE / FEATURES OF SONG VOCABULARY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шудегова Надежда Олеговна

Рассматривается значение научных идей собирателя и исследователя Р. А. Чураковой в контексте теоретических проблем современного музыкального удмуртоведения. Предпринимается опыт сравнения сформулированных Р. А. Чураковой стилевых черт песенного стиха южноудмуртской традиции с другими локальными стилями (песни северных удмуртов), на основе анализа структуры поющегося песенного стиха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF SCIENTIFIC IDEAS OF R. A. CHURAKOVA FOR FURTHER STUDY OF THEORETICAL PROBLEMS OF MODERN MUSICAL UDMURT STUDIES

The importance of the scientific ideas of the collector and researcher R. A. Churakova in the context of the theoretical problems of modern musical Udmurt Studies is discussed. Formulated by R. A. Churakova stylistic traits of song verse of southern Udmurt traditions with other local styles (songs of northern Udmurts) are compared.

Текст научной работы на тему «Значение научных идей Р. А. Чураковой для дальнейшего изучения теоретических проблем современного музыкального удмуртоведения»

К У Л Ь Т У Р А, И С К У С С Т В О УДК 78.072(=511.131)

Н. О. Шудегова

ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИДЕЙ Р. А. ЧУРАКОВОЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УДМУРТОВЕДЕНИЯ

Рассматривается значение научных идей собирателя и исследователя Р. А. Чураковой в контексте теоретических проблем современного музыкального удмуртоведения. Предпринимается опыт сравнения сформулированных Р. А. Чураковой стилевых черт песенного стиха южноудмуртской традиции с другими локальными стилями (песни северных удмуртов), на основе анализа структуры поющегося песенного стиха.

Ключевые слова: системный подход к анализу народной песни, силлабическая природа поющегося стиха, особенности песенной лексики.

Исследовательская деятельность ученого-фольклориста Риммы Аркадьевны Чураковой - значимый вклад в современное музыкальное удмуртоведение. На материале, собранном ею в полевых экспедициях, Р. А. Чуракова, как известно, изданы два песенных сборника [5; 7]. Многие полевые записи публикуются в ее статьях.

С конца 1960 г. Р. А. Чуракова входит в круг ученых-этномузыковедов института им. Гнесиных, которые группируются вокруг Е. В. Гиппиуса. Они создают Проблемную научно-исследовательскую лабораторию традиционной музыки (ПНИЛ), где разрабатываются и утверждаются современные подходы к изучению традиционного искусства.

В это же время в Эстонии этномузыковеды школы Герберта Тампере во главе с Ингрид Рюйтел объединили представителей современных школ финноугроведения из Финляндии, республик Коми, Карелии, Удмуртии, Мордовии, Марий-Эл и др. Члены их делегаций были докладчиками на международных финно-угорских конгрессах и участниками знаменитых на всю страну песенных фестивалей.

Римма Аркадьевна стала постоянным уважаемым участником этих форумов как представитель школы Е. В. Гиппиуса. Она включается в деятельность центров этномузыкологии для освоения системного подхода к изучению песенных традиций удмуртов. В русле этого подхода народная песня рассматри-

вается как единая система, объединяющая два разных вида искусства (поэзию и музыку), каждое из которых вносит в песню свои средства выразительности и законы структурирования. Требования Е. В. Гиппиуса предполагают изучение взаимодействия этих видов искусства как оппозиции, в которой каждое из них играет самостоятельную роль. Мы напоминаем об этой хорошо известной мысли ученого, так как именно ее разработке Р. А. Чуракова посвятила свою исследовательскую деятельность и на этом пути сделала свои самые значительные открытия.

Научные статьи Риммы Аркадьевны публикуются в течение 30 лет в значительных изданиях Эстонской ССР, в частности «Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами» (1980) и «Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров» (1986).

Будучи студентами Ижевского музыкального училища (колледжа), мы знали Римму Аркадьевну как педагога и собирателя. Но только много лет спустя, обучаясь уже в консерватории и обратившись к исследованию удмуртского фольклора, я стала читать ее статьи и поняла, как много сделала она для дальнейшего развития финно-угорского этномузыкознания.

Подчеркнем два момента. Известно, что в среде филологов ведутся дискуссии о природе стиха удмуртской песни: есть сторонники трактовки тонического стиха и стиха силлабического. Нам известно, что именно этномузыковеды поставили точку в решении этого вопроса. Так, Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд еще в статье 1941 г. писали: «...напев разделен цезурами на короткие музыкально-ритмические группы... в основе ритмической организации лежат временные музыкально-ритмические пропорции» [2. С. 76]. Стихи удмуртских песен складываются из кратких слоговых групп, которые закреплены в напеве в определенных слоговых музыкально-ритмических формах, описанных античной теорией стиха.

Р. А. Чуракова первой из этномузыковедов приняла мысль Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд, развив ее в своих исследовательских работах. В статье «Традиционные формы напевов и поэтических текстов в южноудмуртских календарных и семейных обрядовых песнях» (1986) она приводит примеры, на которых показывает соотнесение слоговых групп поющегося стиха с музыкально-ритмической формой.

Мы позволили себе в рабочем порядке отредактировать один из таких примеров, чтобы сделать понятнее суть координации песенного стиха и напева.

Покажем это в таблице [6. С. 253].

1-ый стих Первое полустишье Второе полустишье

£ £ £ £ > 9 £ £ .'. 9 п 9 9 > £ £ .

(прокелевсматик) (дактиль) (пеон второй) (дибрахий)

Пы-ри-мы но > пук-си-мы .. тор шо-ра-ды > ук но,

4 слога + 3 слога 4 слога + 2 слога

7 слогов 6 слогов

Всего 13 слогов

11-ой стих Первое полустишье Второе полустишье

0 0 е е > 0 0 е е е е 0©к 0Е

(ионик нисходящий) (ионик (ионик восходящий)

нисходящий)

Пы-ри-мы но, > пук-си-мы но тор шо-ра-ды.

4 слога + 4 слога

8 слогов 4 слога

Всего 12 слогов

Запись Р. А. Чураковой показывает, что морой ритмической формы напева является восьмая (е). Также встречаются четверти (0), единожды встречаются четверть с точкой (0к) и половина (п). Последовательности этих длительностей не произвольны, а образуют (по Е. В. Гиппиусу) ритмические формы, описанные античной теорией стиха. Это единожды встречающийся прокелевсматик, дактиль, пеон второй, дибрахий, пеон третий, ионик восходящий и дважды - ионик нисходящий.

Рассматривая стихи, мы видим, что они состоят из полустиший. Первое полустишье первого стиха имеет 7 слогов, второе полустишье - 6 слогов. Первое полустишье второго стиха имеет 8 слогов, второе полустишье - 4 слога. Общее количество слогов в первом стихе - 13 слогов, а во втором стихе - 12 слогов.

Отмечая колебания числа слогов в стихах (как видим, весьма незначительные - 13 и 12 слогов), Р. А. Чуракова писала: «Стих в традиционных обрядовых южноудмуртских песнях имеет все признаки слогочислительной, или силлабической, системы стихосложения. Многослоговой стих разграничен благодаря постоянной цезуре на два неравных полустишия (первое обычно имеет большее количество слогов, чем второе); структура стиха тесно связана с определенными слогочислительными нормами...» [6. С. 248].

Музыкальное изложение этого примера (также в нашей редакции - соответственно изложенному выше) выглядит следующим образом [6. С. 255].

Такая редакция делает понятней читателю-музыканту сходство и различие мелодических оборотов, из которых складывается напев. Мы видим, что стихи имеют примерно равную музыкальную протяженность. Первый стих длится 20 музыкальных времен, второй - 18 музыкальных времен. «В поэтических текстах южноудмуртских традиционных песен очень редко на протяжении всей

песни принятая слоговая структура соблюдается точно, без отступлений. Число слогов внутри любой слоговой группы может колебаться либо в сторону уменьшения (реже), либо в сторону увеличения (очень часто). Однако "равносложие" продолжает ощущаться на слух благодаря стабильному музыкальному ритму, который остается неизменным от строфы к строфе» [6. С. 250].

Из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, анализировать необходимо поющийся стих. Во-вторых, именно в пении выявляется его силлабическая природа.

Далее. В приводимых Р. А. Чураковой музыкальных образцах южноудмуртской песни аналитическая графика выявляет еще одну важную черту, касающуюся вербальных текстов. Для них характерны слова, состоящие из 2-х, 3-х и 4-х слогов, а также односложные. Это хорошо видно в продемонстрированных примерах.

Сказанное позволило нам наметить пути к осознанию единых черт, свойственных вербальным текстам удмуртской песенности в целом.

В частности, для нашего исследования (а мы занимаемся изучением северно-удмуртской песенной традиции) это было принципиально важно, так как снимало флер «экзотичности» с песенности северных удмуртов. В их вербальных текстах, как известно, и лексемы, и возгласы, и семантические, и асемантические слова также укладываются в эти временные рамки.

Приведем пример одной строки поэтического текста свадебного крезя [записанного автором статьи в 2012 г. в Глазовском р-не УР от своей бабушки Г. Ф. Шудеговой], соблюдая уже предложенную нами графику. Курсивом по-

казан перевод крезя на русский язык [9]:

1-ый стих Жингыр, пе, жингыр, пе, + вера (й)э гинэ но

Жингыр мол жингыр мол говорю (й)э только да

6 + 6 = 12 слогов

3+3 3+3

2-ой стих Ай-до(й) э шуи ук

Ай-до(й) э сказал ведь

6 = 6 слогов

3+3

3-ий стих (Й)э, пе, шуыса + вералом

(Й)э, мол, говоря скажем

5 + 3 = 8 слогов

2+3

4-ый стих Жингыр гинэ но + тод вал ук

Жингыр только да было да

5 + 3 = 8 слогов

2+3

Показанные в поэтическом тексте цезуры, обозначаемые нами знаком «+», между стихами и внутри них мы проверяли в процессе чтения на слух, на распев. Такой прием подсказан нам знанием североудмуртского диалекта, впечатлением от бесед с носителями этой культуры, а главное - слуховыми впечатлениями от живого звучания североудмуртских крезей.

Стихи не равны между собой, но пределы, в которых варьируется их протяженность, показывают закономерность как структуры стихов в целом, так и их составных частей. Слова малосложны, имеют 1, 2 и 3 слога, встречаются также четырехслоговые слова, куда входят возгласы, местоимения, междометия, частицы и др. Если такие совпадения в структуре поющегося стиха у северных и южных удмуртов столь заметны, то следующим важным шагом в изучении удмуртской песенности должно стать сравнение структуры стиха других ее локальных и региональных стилей и форм их координации со строением напева.

Выводы результатов такого исследования и должны показать, объясняются ли названные совпадения структурой самого удмуртского языка или же структура языка породила в свое время единую по своим стилевым чертам песенную культуру этноса.

Сегодня мы с благодарностью чествуем память Риммы Аркадьевны, значение творческой жизни которой обозначается с течением времени все с большей весомостью в масштабах всей удмуртской культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов. Л., 1980. С. 23-36.

2. Гиппиус Е. В., Эвальд З. В. К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни // Записки УдНИИ: Вопросы языка, литературы и фольклора. Ижевск, 1941. Вып. 10. С. 61-88.

3. Краснопольская Т. В., Шудегова Я. О. Североудмуртский крезь: современные подходы к анализу структуры музыкально-поэтического текста // PAX SONORIS: история и современность (Памяти М. А. Этингера): Научный журнал. Вып. II (IV). 2009. С. 17-27.

4. Чуракова Р. А. Традиционные обрядовые песни южных удмуртов // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами / Сост. И. Рюйтел. Таллин, 1980. С. 214-228.

5. Чуракова Р. А. Удмуртские свадебные песни. Устинов: Удмуртия, 1986. 147 с.

6. Чуракова Р. А. Традиционные формы напевов и поэтических текстов в южноудмуртских календарных и семейных обрядовых песнях // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. Таллин, 1986. С. 244-255.

7. Чуракова Р. А. Песни южных удмуртов / УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 1999. Вып. 2. 160 с. (Удмуртский фольклор).

8. Шудегова Н. О. Североудмуртский крезь как хранитель реликтовых черт традиционного мышления этноса // Искусство глазами молодых / Материалы I Между-нар. (V Всеросс.) науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 5-9 февраля, 2009. С. 379.

9. Шудегова Н. О. Личный архив полевых записей.

Поступила в редакцию 28.05.2014

N. O. Shudegova

The Value of Scientific Ideas of R. A. Churakova for Further Study of Theoretical Problems of Modern Musical Udmurt Studies

The importance of the scientific ideas of the collector and researcher R. A. Churakova in the context of the theoretical problems of modern musical Udmurt Studies is discussed. Formulated by R. A. Churakova stylistic traits of song verse of southern Udmurt traditions with other local styles (songs of northern Udmurts) are compared.

Keywords: system approach to the analysis of folk songs; syllabic nature of verse; features of song vocabulary.

Шудегова Надежда Олеговна аспирантка,

ФГБОУ ВПО «Петрозаводская государственная консерватория (академия) им. А. К. Глазунова» 185031, Россия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16

E-mail: nadiksho@mail.ru

Shudegova Nadezhda Olegovna,

Postgraduate,

Petrozavodsk State Conservatory (Academy) named after A. K. Glazunov 185031, Russia, Petrozavodsk, Leningradskaya St., 16

E-mail: nadiksho@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.