Научная статья на тему 'Значение надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях Российской действительности'

Значение надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях Российской действительности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7357
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях Российской действительности»

ЗНАЧЕНИЕ НАДЗОРА ПРОКУРАТУРЫ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Д.А. Гонибесов, аспирант Уральской государственной юридической

академии, старший следователь прокуратуры г.Миасса Челябинской области

Надзор органов прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными правовьми институтами. Указанное направление прокурорской деятельности служит гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека. Названное направление деятельности прокуратуры вытекает из положений Конституции Российской Федерации. Однако декларация прав и свобод, неподкреп-ленная гарантиями со стороны государственной власти, не может способствовать реализации в нашей стране идеалов правового государства и гражданского общества, крепко стоящих на принципах признания, уважения и соблюдения прав и свобод граждан. В то же время гарантия провозглашенных прав - совсем непростая задача. Среди органов государственной власти, призванных обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, особое место принадлежит органам прокуратуры.

Деятельность прокуратуры по защите прав и свобод граждан является комплексной и осуществляется не только в рамках одного направления деятельности прокуратуры, что говорит о том, что значение надзора за соблюдением прав граждан велико и приоритетно. Так или иначе, при осуществлении своей деятельности прокуратура сталкивается с нарушением прав граждан. Добиваясь устранения нарушения закона, органы прокуратуры восстанавливают права граждан, способствуют их соблюдению, в каких бы сферах правоотношений они не нарушались.

Выделение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как отдельного направления прокурорской деятельности имеет большую практическую ценность. На практике подобное законодательное деление является условным, поскольку традиционно

данное направление прокурорской деятельности мыслиться прокурорскими работниками как составляющая общего надзора. Следовательно, возникает вопрос о поглощении общим надзором надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Подобную точку зрения высказал А.Ф. Козлов: «...спе-цииальной отрасли по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не существует. Можно лишь говорить о специальной правозащитной функции прокурорского надзора, которая реализуется во всех его отраслях»1.

Отметим, что надзор за соблюдением прав граждан не поглощается общим надзором, не является ненужной формальностью. Рассматриваемое направление деятельности прокуратуры самостоятельно по своему содержанию: у надзора за соблюдением прав и свобод человека гражданина имеется свой собственный предмет, полномочия, сущность. Сходство надзора за соблюдением прав граждан с общим надзором не является единственным. Общий надзор в известной степени схож с другими направлениями прокурорской деятельности, поскольку, так или иначе, имеют место нарушения законов. Выделение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вызвано специфичностью правоотношений, особой значимостью и актуальностью прав и свобод человека и гражданина в создании правового государства и гражданского общества. Вместе с тем, выделение в самостоятельное направление прокурорской деятельности надзора за соблюдением прав граждан обусловлено необходимостью контроля со стороны граждан за работой прокуратуры. Это означает, что деятельность прокуратуры как органа государственной власти, призванного надзирать за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не должна быть хаотичной. Постановка перед прокуратурой столь значимой задачи требует четкой и эффективной работы. А это возможно, только

при выделении самостоятельного направления деятельности с собственным предметом, принципами, полномочиями, сущностью. При существовании отдельного самостоятельного направления деятельности - надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - сами граждане имеют возможность проконтролировать деятельность органов прокуратуры в сфере соблюдения их прав, в частности, выяснить, какая работа проводится органами прокуратуры в данной сфере, каковы ее результаты, как сделать ее еще более эффективной. Это - еще одна предпосылка существования надзора за соблюдением прав граждан как самостоятельного направления деятельности прокуроров.

Прокуратура является наиболее действенным и нужным органом власти по защите прав человека, поскольку по существу любые нарушения закона со стороны органов власти, юридических лиц, в какой бы отрасли государственной, общественной, экономической деятельности они ни допускались, в конечном итоге, затрагивают права и свободы граждан, ущемляют их интересы.

Зачастую жертвами нарушений законов со стороны органов власти, конкретных должностных лиц, руководителей коммерческих, некоммерческих организаций являются граждане, не обладающие достаточными правовыми знаниями о способах и порядке защиты своих прав, и могущие лишь интуитивно на уровне бытового правосознания и общих представлений о праве осознать, что их права ущемлены. Безусловно, гражданин, считающий свое право нарушенным, всегда может обратиться в суд за его защитой. Но, к сожалению, для многих граждан, восстановить свои права в судебном порядке становится невыполнимой задачей по причине отсутствия достаточных знаний действующего законодательства о судебном порядке восстановления нарушенного права.

Единственным и эффективным помощником гражданину может стать только профессиональный юрист, владеющий всеми тонкостями процессуального и материального права. В целях содействия по защите своих прав и законных интересов, оказанию правовой помощи гражданин вправе обратиться к адвокату или представителю, обладающими необходимыми юридическими знаниями. Прокурор, как профессиональный юрист, также вправе и обязан защитить нарушенное право гражданина, принять меры прокурор-

ского реагирования, потребовать устранения допущенного нарушения. В связи с этим работа органов прокуратуры с жалобами, заявлениями и обращениями граждан имеет большое значение при защите прав граждан. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры достаточно упрощен, для быстрого и эффективного реагирования прокурорами на допущенные нарушения закона. Законодательство о прокуратуре Российской Федерации не содержит жестких требований к форме составления заявления, жалобы или обращения, предусматривает сравнительно небольшие сроки рассмотрения обращений, направления заявителю мотивированного ответа, определяет порядок личного приема граждан, в том числе и руководителями прокуратур.

Вместе с тем, деятельность органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению жалоб осуществляется бесплатно, в то время как для судебного рассмотрения и разрешения дела во многих случаях требуется уплата государственной пошлины, которая напрямую зависит от цены заявленных требований и в ряде случаев может составлять значительную сумму, а помощь юриста-представителя или адвоката вообще может явиться «не по карману» для многих граждан.

Необходимо отметить, что обстоятельства большинства нарушений прав и свобод человека и гражданина таковы, что не требуют применения особой и длительной процедуры судебного разбирательства. Поэтому прокурорский надзор за соблюдением прав граждан как дополнительный способ защиты прав и свобод в данном случае приобретает особое значение, поскольку устранение допущенных нарушений закона в сфере прав человека является наиболее оперативным, безотлагательным и не менее качественным способом разрешения правового конфликта. В этих целях прокурор имеет право и обязан провести проверку фактов ущемления или нарушения прав человека и безотлагательно принять меры прокурорского реагирования: принести протест на незаконный акт, внести представление с требованием об устранении нарушений закона, возбудить дело об административном правонарушении, вынести постановление о возбуждении уголовного дела, обратиться в суд с заявлением, предупредить о недопустимости нарушений закона. Источником фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина могут служить как непосредственное

Гонибесов Д.А.

Значение надзора прокуратуры за соблюдением прав _____________________и свобод человека и гражданина...

обращение гражданина с жалобой или заявлением, так и сведения, полученные из средств массовой информации и из других источников, в то время как для судебного разбирательства необходимо подача заявления в строго определенной законом форме. При внесении актов прокурорского реагирования (протест, представление) прокурор требует незамедлительного устранения нарушения прав граждан, а успешное окончание судебного разбирательства и удовлетворение требований потерпевшего может потребовать возбуждения процедуры принудительного исполнения решений.

Как справедливо отмечает Р.Т. Турсуп-беков: «Акцент на судебную форму защиты прав и свобод человека и гражданина отнюдь не влечет сворачивания усилий прокуратуры в этом направлении. Компенсируя ряд уязвимых сторон разбирательства в суде (длительность рассмотрения, значительные размеры пошлин и другие), прокуратура за счет своих вышеназванных преимуществ может удачно дополнить и усилить судебную форму защиты прав человека»2.

Однако многие сложные правовые вопросы, минуя судебное производство, разрешить нельзя и прокурор вынужден обратиться в суд в интересах потерпевшего.

В настоящее время с учетом принятия нового Гражданско-процессуального кодекса и иных нормативно-правовых актов полномочия прокуроров по обращению с заявлениями в суд в порядке гражданского судопроизводства, а также случаи участия в судебном разбирательстве по гражданским делам существенно ограничены ст. 45 ГПК РФ. Учитывая, что профессиональная юридическая помощь адвоката оказывается на возмездной основе, что зачастую является препятствием для недостаточно защищенных в социальном плане граждан (пенсионеров, инвалидов, детей и др.) при обращении за квалифицированной юридической помощью к профессиональным юристам и адвокатам, то надзор прокуратуры по соблюдению прав и свобод граждан в этом случае приобретает особое значение.

Необходимо отметить, что не менее важной при надзоре прокуратуры за соблюдением прав граждан является профилактическая деятельность органов прокуратуры, в ходе которой прокуроры обязаны принимать меры по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина. Профилактические меры в сфере соблюдения прав и сво-

бод граждан направлены на устранение причин и условий, способствующих таким нарушениям. Особую роль в профилактике нарушений прав человека играет активная деятельность прокуроров по достижению цели привлечения лиц виновных в допущенных нарушениях к ответственности. Используя свои полномочия, прокурор вправе самостоятельно инициировать привлечение виновного лица к ответственности, возбудив уголовное дело или производство об административном правонарушении, или обратиться с заявлением в суд для взыскания причиненного ущерба, а также потребовать от компетентных органов решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности либо ограничиться вынесением предостережения в случае, если нарушение прав может быть допущено в будущем. Все указанные меры, в конечном итоге, будут способствовать предупреждению дальнейшего нарушения прав граждан.

Значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что прокуратура является авторитетным органом государственной власти. Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, возглавляемую Генеральным прокурором, который назначается Президентом РФ и обладает высочайшим авторитетом. Защита прав и свобод граждан осуществляется всеми прокурорами с позиций верховенства закона, единства законности.

Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяется на все органы и всех должностных лиц в независимости от их подведомственности, формы собственности.

Вместе с тем, в законодательстве о прокуратуре Российской Федерации отсутствует ряд поднадзорных субъектов, деятельность которых, так или иначе связана с соблюдением прав граждан - это граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели. К примеру, потенциальными нарушителями могут прав несовершеннолетних детей могут являться их родители, трудовых прав работников их работодатели - индивидуальные предприниматели и т.п.

Таким образом, в законодательство о прокуратуре Российской Федерации необходимо внести изменения, включив в качестве поднадзорных субъектов названные категории лиц.

Необходимо отметить, что прокуратура при надзоре за соблюдением прав и свобод граждан в частности, имеет действенные средства защиты прав. Таковыми средствами защиты являются акты прокурорского реагирования (протест, представление, предостережение, заявление, постановление).

Как справедливо отмечает Т. Ашурбеков: «Сегодня сотни тысяч актов прокурорского реагирования, содержащих квалифицированную правовую оценку по всему спектру правовых отношений, зачастую выступающих единственными в своем роде образцами (ориентирами) правомерного поведения, играют значительную позитивную роль в формировании надлежащей правоприменительной практики. Они утверждают авторитет закона и права»3. С этим высказыванием трудно не согласиться.

Таким образом, мы убеждены, что надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выступает гарантией реального соблюдения прав граждан. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как одно из направлений деятельности прокуратуры России должен сохраниться и обеспечивать оперативное, своевременное, действенное реагирование на нарушения прав человека и гражданина.

1 Козлов А.Ф. Прокурорский надзор Российской Федерации: Общая часть: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1999. С. 40

2 Турсупбеков Р.Т. Приветственное слово и доклад «Правозащитная роль прокуратуры на современном этапе» // Прокурорская и следственная практика. 2004. № 3-4. С. 22

3 Ашурбеков Т. Сохранить правозащитный потенциал прокуратуры // Законность. 2002. № 11. С. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.