Научная статья на тему 'Значение метода проектов в библиотечно-информационном образовании'

Значение метода проектов в библиотечно-информационном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROJECT METHOD / STUDY PROJECTS / PROJECT MANAGEMENT PRINCIPLES / LIBRARY INFORMATION EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кормишина Г.М., Яшина Н.Г.

В статье описан опыт использования метода проекта в библиотечно-информационном образовании. Раскрывается его значение и возможности. Предлагается обобщенная методология управления учебными проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE PROJECT METHOD IN LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION

The article describes the experience of using the project method in library and information education. Its meaning and possibilities are revealed. A generalized metrology of educational project management is proposed

Текст научной работы на тему «Значение метода проектов в библиотечно-информационном образовании»

УДК 371.3

Г.М.Кормишина, Н.ГЯшина

ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

В статье описан опыт использования метода проекта в библиотечно-информационном образовании. Раскрывается его значение и возможности. Предлагается обобщенная методология управления учебными проектами.

Ключевые слова: метод проектов, учебные проекты, принципы управления проектами, библио-течно-информационное образование.

Guzela M. Kormishina, Nadezhda G. Yashina THE IMPORTANCE OF THE PROJECT METHOD IN LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION. The article describes the experience of using the project method in library and information education. Its meaning and possibilities are revealed. A generalized metrology of educational project management is proposed.

Keywords: project method, study projects, project management principles, library information education.

Метод проектов широко используется на различных уровнях системы образования в России и за рубежом. Он предоставляет эффективные средства для повышения уровня обучения студентов, активизации их познавательной деятельности. Однако существующий опыт использования метода проектов в учебном процессе требует обобщения и определения базовых методологических принципов его применения. Кроме того, с внедрением новых технологий и компьютерных модулей некоторые программы профессионального образования отошли от того, что работало для профессии в прошлом [4]. Поэтому важно выделить те возможности метода проектов, которые непосредственно работают на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов [2].

Дисциплина «Стратегическое управление библиотекой», которая изучается студентами направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» / квалификация «бакалавр»), формирует такие важные профессиональные компетенции как способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных организаций и готовность использовать различные методы и приемы мотивации и стимулирования персонала. В ходе изучения этой дисциплины каждый студент разрабатывает стратегический план развития реальной библиотеки на основе анализа ее внутренней и внешней среды, рассматривая отдельно макросреду и среду непосредственного окружения.

Изучая сильные (strength) и слабые (weakness) стороны конкретной библиотеки, угрозы (threats) и возможности (opportunities) внешней среды, выявляя связи между ними, студенты строят матрицу SWOT-анализа и выделяют те факторы, которые должны быть учтены при разработке стратегии библиотеки, определении стратегических альтернатив.

Проект стратегического плана библиотеки предполагает формулирование миссии и стратегических целей развития. На этом этапе для организации работы студентов используется карта стратегических целей (таблица 1).

Таблица 1. Карта стратегических целей

Ключевые области работы библиотеки Стратегические цели Необходимые действия для реализации целей (этапы реализации) Перечень показателей реализации целей Подразделения (сотрудники), ответственные за реализацию целей Сроки выполнения

Карта стратегических целей представляет собой схему, которая используется для документирования основных стратегических целей организации или проекта. Она реализует три этапа в процессе разработки, реализации и оценки эффективности стратегии: 1) обсуждение, формулировка стратегических целей, донесение их до всех заинтересованных лиц; 2) концентрация усилий организации в направлении достижения заявленных целей, отслеживание прогресса организации в реализации стратегии; 3) обеспечение основы для анализа и возможного

пересмотра стратегии (а не просто мер или целей) и поддержка процесса принятия решений, поскольку команда учится на опыте реализации стратегии. В рамках стратегического плана развития библиотеки студенты предлагают также краткосрочные проекты, ориентированные на достижение конкретных задач.

В целом разрабатываемые проекты ориентированы в первую очередь на развитие профессиональных компетенций студентов и соответствуют стандартам, параметрам и целям, четко определенным преподавателем. Студенты могут контролировать планирование, уточнение, представление и реализацию проекта. Разработка проектов позволяет студентам принимать активное участие в инновационной и творческой деятельности.

Опыт использования метода проектов в учебном процессе позволяет сформулировать систему общих принципов, подходов и правил управления проектной деятельностью студентов - методологию управления учебными проектами.

Необходимо определиться с тем, что собой представляет методология управления проектами. В отечественной теории и практике управления проектами практически не используется данное понятие. В зарубежной литературе можно найти его широкое токование: «Методология - это система технологий, методов, процедур и правил, используемых теми, кто работает в рамках определенного типа проектов» [5]. Цель методологии управления проектами заключается в формализации принципов, правил и процессов проектного управления.

Известно несколько методологических подходов к управлению проектами: методология PMI (разработчик - Project Management Institute, международная организация), процесс управления проектами TenStep (TenStep, Inc., США), PRINCE2, PRojects IN Controlled Environments (разработчики - Central Computer and Telecommunications Agency, AXELOS Limited, Великобритания), стандарт по управлению проектами P2M (Ассоциация проектных менеджеров Японии) и др.

Рассмотрим более подробно методологию PMI, которая предлагает управление проектами с помощью совокупности стандартных процессов, описанных в стандарте PMBOK (Project Management Base of Knowledge). Это американский национальный стандарт в области управления проектами. PMBOK официально признает 47 типичных процессов управления проектами, которые могут быть объединены в пять основных групп:

-инициирующая группа включает такие процессы, как разработка устава проекта, выявление заинтересованных сторон и контроль взаимодействия с заинтересованными сторонами;

-группа планирования содержит все, что связано с планированием, например, определение бюджета, области действия;

-исполнительная группа включает процессы, связанные с выполнением плана проекта, в том числе управление коммуникациями, проведение закупок и управление командой проекта;

-контролирующая группа - это процессы, связанные с управлением изменениями, в том числе процессы, которые контролируют объем, стоимость и качество результатов реализации проекта;

-группа процессов, завершающих проект (например, закрытие фазы проекта или закрытие закупок) [6].

Методологии управления проектами позволяют построить различные структуры, которые могут направлять организаторов и участников к успеху или провалу проекта. Поэтому при принятии решения о том, какую методологию управления проектом использовать, необходимо учитывать простоту или сложность проекта, доступные ресурсы и ограничения проекта (включая склонность к изменениям и риску), график, инструментарий. Первостепенное значение имеет человеческий фактор.

Когда речь идет о методологии управления проектами, не существует универсального подхода, подходящего для всех типов проектов и всех сфер деятельности. Каждая методология управления проектами имеет свои сильные и слабые стороны. В конечном счете, выбранная методология должна быть проанализирована с точки зрения ее способности приносить наибольшую пользу, соответствовать целям и ценностям организации, ограничениям, с которыми сталкивается проектная группа, потребностям заинтересованных сторон, учитывать и преодолевать возможные риски.

В качестве основы для разработки методологии управления учебными проектами можно использовать ГОСТ Р54869-2011«Проектный менеджмент.Требования к управлению проектом» [1], в котором зафиксированы требования к управлению проектом для обеспечения эффективного достижения его целей. Требования стандарта распространяются на управление всеми типами проектов и могут быть применены для проектов, реализуемых в библиотечно-информационной сфере, а также для учебных проектов.

На основе данного стандарта и с учетом специфики учебных проектов, разрабатываемых студентами, обучающимися по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», были сформулированы основные принципы управления проектами в рассматриваемой сфере:

-принцип целесообразности предполагает, что проект должен работать на достижение стратегических целей библиотеки;

-принцип ориентированности на результат: разработчики, участники и партнеры проекта должны иметь четкое представление о том, какие результаты должны быть достигнуты в ходе реализации проекта;

-принцип гибкости предусматривает способность руководителей и команды проекта оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды библиотеки;

-принцип последовательной реализации: проект должен быть разбит на этапы; в конце каждого этапа необходима оценка полученных результатов и, при необходимости, корректировка дальнейшего хода реализации проекта;

-принцип распределения ролей и обязанностей: каждый человек, работающий над проектом, должен иметь четко определенную роль в его разработке и реализации, знать свои обязанности.

Для организации работы студентов над учебными проектами большое значение имеет последовательность процессов проектного менеджмента (таблица 2).

Таблица 2. Процессы управления проектом

Процесс Цель процесса

Инициация проекта Формальное начало работ над проектом

Планирование содержания проекта Определение требований к проекту и состава работ

Разработка календарного плана проекта Определение дат начала и окончания работ по отдельным этапам и проекту в целом, ключевых событий.

Планирование бюджета проекта Определение порядка и объема финансирования проекта

Планирование персонала проекта Определение порядка обеспечения проекта человеческими ресурсами

Планирование управления рисками Определение основных рисков проекта и мер по их снижению

Планирование информационного обмена Определение порядка обмена информацией между участниками проекта и заинтересованными в результатах проекта лицами и организациями

Управление реализацией проекта Организация выполнения проекта

Контроль Проверка соответствия результатов проекта установленным требованиям

Завершение проекта Формальное закрытие проекта, подведение итогов

При планировании содержания учебных проектов используется общая структура описания проекта, построенная в виде карты знаний [3] (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура описания проекта

Проектный метод обучения способствует развитию критического мышления; стимулирует дивергентное мышление и формирование навыков принятия решений в условиях множественного выбора; вовлекает студентов в процессы решения реальных проблемы; стимулирует навыки использования и управления ресурсами; предоставляет возможности для совместной работы и сотрудничества. Используемые в учебном процессе методологические инструменты управления проектами позволяют облегчить обучение студентов методам управления проектами, улучшь организацию учебного процесса, увеличить степень самоорганизации в проектных группах, повысить эффективность контроля со стороны преподавателя.

Литература

1. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом: национальный стандарт Российской Федерации - Введ. 01.09.2012. - http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54869-2011

2. Калегина О.А., Кормишина Г.М. Магистерская подготовка библиотекарей: проблемы и практическая реализация //Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 205. С. 41-46.

3. Кормишина Г.М., Яшина Н.Г. Оптимизация подготовки специалистов библиотечно- информационной сферы на основе карт знаний // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1. С. 140-145.

4. Яшина Н.Г. Моделирование виртуальной практико-ориентированной среды обучения на базе облачных технологий // Вестник КазГУКИ. - 2016. - № 4. С. 158-162.

5. 9 Project Management Methodologies Made Simple. - https://thedigitalprojectmanager.com/project-management-methodologies-made-simple/

6. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide) / Project Management Institute, 2013. - https://www.pmi.org/pmbok-guide-standards/foundational/pmbok

References

1. GOST R 54869-2011. Proektnyj menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu proektom: nacio-nal'nyj standart Rossijskoj Federacii - Vved. 01.09.2012. - http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54869-2011

2. Kalegina O.A., Kormishina G.M. Magisterskaya podgotovka bibliotekarej: problemy i prak-ticheskaya realizaciya //Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tu-ry. 2015. T. 205. S. 41-46.

3. Kormishina G.M., YAshina N.G. Optimizaciya podgotovki specialistov bibliotechno- infor-macionnoj sfery na osnove kart znanij / / Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv. 2018. № 1. S. 140-145.

4. Yashina N.G. Modelirovanie virtual'noj praktiko-orientirovannoj sredy obucheniya na baze oblachnyh tekhnologij // Vestnik KazGUKI. - 2016. - № 4. S. 158-162.

5. 9 Project Management Methodologies Made Simple. - https://thedigitalprojectmanager.com/project-management-methodologies-made-simple/

6. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide) / Project Management Institute, 2013. - https://www.pmi.org/pmbok-guide-standards/foundational/pmbok

УДК 378

Е.Е.Новгородова, П.П.Терехов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.