Научная статья на тему 'Значение логопедической ритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста'

Значение логопедической ритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2720
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / ПРИЧИНЫ ДИЗАРТРИИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА / ЛЕЧЕНИЕ ДИЗАРТРИИ / DYSARTHRIA / CAUSES OF DYSARTHRIA / LOGOPEDIC RHYTHMICS / TREATMENT OF DYSARTHRIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Рожкова Наталья Михайловна

В статье изложен материал посвященный использованию логопедической ритмимики как способа коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста. На основе анализа специальной литературы раскрыты понятие дизартрии и сущность логоритмики. Доказана эффективность использования логоритмических занятий с дошкольникольниками с дизартрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Рожкова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF DYSARTHRIA IN PRESCHOOL CHILDREN

The article presents the material devoted to the use of logopedic rhythmics as means of correction of dysarthria in preschool children. Based on the analysis of literature revealed the notion of dysarthria and the essence of logarithmic. Proven efficiency logarithmically sessions with preschool children with dysarthria.

Текст научной работы на тему «Значение логопедической ритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста»

Выводы. Разработанная авторская комплексная методика обследования пересказа позволит выявить проблемы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3-4 уровня). Данная комплексная методика дает возможность проанализировать проблемы в развитии связной речи с позиции основных ее критериев (логичность, связность, последовательность). Учитывая, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого и психического развития ребенка, важно именно в этот период своевременно выявить недостатки в речевом развитии и корректировать их.

Литература:

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. - М., Транзиткнига, 2006. - 158 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Л.С. Выготский. - М., Лабиринт, 1999. - 352 с.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

4. Жулина Е.В. Развитие речи в условиях онто и дизонтогенеза. Учебное пособие. Мининский университет. - Том. Часть 1, Н. Новгород. 2019, 96 с.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. - М.: «ГНОМ и Д», 2003 - 48 с.

6. Коррекция нарушения пересказа у детей с общим недоразвитием речи Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=582949 © Библиофонд

7. Флотская, Н.Ю. Особенности развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня / Н.Ю. Флотская. Источник: //https://docviewer.yandex.ru/view/745652221/ SWorld - 16-28 June 2015

8. Шалимов В.Ф. Опыт применения препарата «Тенотен детский» в терапии задержек речевого развития у детей / В.Ф. Шалимов // Детская и подростковая реабилитация. - Москва: Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России», 2013 - № 2 - С. 53-60.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Рожкова Наталья Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье изложен материал посвященный использованию логопедической ритмимики как способа коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста. На основе анализа специальной литературы раскрыты понятие дизартрии и сущность логоритмики. Доказана эффективность использования логоритмических занятий с дошкольникольниками с дизартрией.

Ключевые слова: дизартрия, причины дизартрии, логопедическая ритмика, лечение дизартрии.

Annоtation. The article presents the material devoted to the use of logopedic rhythmics as means of correction of dysarthria in preschool children. Based on the analysis of literature revealed the notion of dysarthria and the essence of logarithmic. Proven efficiency logarithmically sessions with preschool children with dysarthria.

Keywords: dysarthria, causes of dysarthria, logopedic rhythmics, treatment of dysarthria.

Введение. На сегодняшний день вопрос о состоянии здоровья и образования всей нации, в особенности, детей дошкольного возраста является не просто актуальным, он является основным при учете современной ситуации. По данным специальных исследований, за последние годы возросло число новорожденных, имеющих перинатальную патологию центральной нервной системы, которая способствует развитию речевых нарушений. Необходимо отметить, что из общего количества детей более 70% рождаются физиологически незрелыми, и 50-70% имеют легкую степень дизартрии. Дизартрия рассматривается как синдром, имеющий сложную структуру, и занимает особое место среди других видов нарушения речи.

Речь является одним из самых мощных стимулов развития для каждого ребенка. Следует иметь в виду, что с помощью неё люди выражают свои чувства, потребности, мысли, эмоции, желания, передают важную информацию, договариваются, а так же делятся жизненным опытом. Следовательно, речь - это основное средство человеческого общения. Любая речевая патология, в том числе дизартрия, может негативно повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка, его поведение, восприятие самого себя.

Возраст от пяти до семи лет характеризуется самым высоким уровнем речевого развития. Дети дошкольного возраста с дизартрией больше всего повержены риску замедления учебного процесса. Этот риск связан как с задержкой формирования речевой системы, так и с трудностями в адаптации в детском саду, школе и обществе в целом. У детей с дизартрией наблюдаются фонетические нарушения, нарушения просодики, атаксия, вегетативные расстройства. Недостатки произношения могут стать препятствием при обучении ребенка, но своевременная коррекция поможет быстрее овладеть навыками чтения и письма [6]. Таким образом, в коррекционной работе с дошкольниками требуется комплексная и инновационная работа по преодолению дизартрии. Логопедическая ритмика, как способ коррекции, обладает большим потенциалом и мультисенсорными возможностями воздействия, которые являются необходимыми для успешного воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями - отмечала Г.А. Волкова [1].

Изложение основного материала статьи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, выстраивать отношения с взрослыми и сверстниками, тем расширенней

возможности в познании окружающего его мира. Для того чтобы у ребенка с дизартрией возникло меньше проблем в будущем, необходима своевременная и комплексная помощь специалиста по предотвращению и предупреждению нарушений.

Дизартрия (от греч. dys - приставка, обозначает расстройство, artron - сочленение) - нарушение произношения и просодической стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи и артикуляционной моторики являются основными дефектами при дизартрии, но проявляются в разной степени в зависимости от тяжести и характера повреждения ЦНС.

Существуют три степени выраженности дизартрии: легкая, средняя и тяжелая. Каждая степень зависит от характера и тяжести поражения ЦНС.

При легкой степени дизартрии наблюдаются незначительные нарушения голоса, недостатки звукопроизношения, нарушения тонуса мышц языка. При этом общая разборчивость речи может быть не нарушена. Неречевая симптоматика проявляется в затруднении пережевывания твердой пищи, повышенном глоточном рефлексе и легкой саливации.

Средняя степень характеризуется общей неразборчивостью речи. Наблюдаются достаточно выраженные искажения во многих фонетических группах. Мышцы лица ребенка гипомимичны, а удержание артикуляционных поз и переключение от одного положения к другому представляют значительные осложнения. Неречевая симптоматика так же проявляется в затруднении или даже в невозможности жевания, повышенном глоточном рефлексе, захлебывании при глотании.

Самой сложной степенью дизартрии называется тяжелая степень (анартрия). Её особенностями являются: полная бездеятельность речевого аппарата, гиперсаливация, грубое нарушение произносительных способностей.

На данный момент проблема возникновения дизартрии у детей продолжает рассматриваться и изучаться в психолого-педагогическом, неврологическом нейропсихологическом и психолингвистическом направлениях. Ученые выделяют несколько факторов, которые могут повлиять на возникновение дизартрии:

- Заболевания будущей матери во время беременности (герпес, краснуха, вирусные инфекции);

- Физические травмы во время вынашивания;

- Несовместимость крови по резус-фактору;

- Внутриутробная гипоксия;

- Токсикоз во время вынашивания;

- Недоношенность плода;

- Механическая родовая травма;

- Асфиксия новорожденного;

- Травмы головы;

- Тяжелые интоксикации;

- Воспалительные процессы головного мозга.

Чтобы диагностировать дизартрию, и исключить другие патологии, необходимо провести всестороннее обследование. Ребенка вместе с родителем направляют на консультацию к логопеду, на прием к неврологу и ЛОРу.

Для создания полной картины заболевания, важно рассмотреть структуру дефекта и перечислить симптомы дизартрии:

1. Нарушено речевое дыхание. В момент речи оно может учащаться. Проявляется в недостаточной глубине дыхания.

2. Нарушена подвижность артикуляционных мышц. От незначительных изменений до полной невозможности движений.

3. Специфическое нарушение произношения звуков. Как искажения, так и замены, смешения.

4. Нарушена просодическая сторона речи. Замечается слабая выраженность голосовых модуляций или их отсутствие. Голос слабый, тихий и монотонный.

5. Низкий уровень эмоциональности.

6. Наличие вегетативных расстройств. Чаще всего проявляется в гиперсаливации.

7. Повышен глоточный рефлекс.

8. Нарушена мелкая моторика и координация. Отмечаются скованность и недифференцированные движения.

9. Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.

10. Наличие синкинезий.

При логопедическом обследовании специалисту следует изучить медицинскую карту ребенка, произвести сбор анамнеза и сделать анализ результатов обследования и заключения невролога. Обследование ребенка с дизартрией включает в себя:

- изучение состояние общей моторики,

- изучение функциональных особенностей пальцев и кистей рук,

- оценку особенностей развития познавательной деятельности,

- обследование артикуляционного аппарата,

- оценку понимания обращенной и собственной речи,

- изучение фонетико-фонематического строя речи.

Полноценное и гармоничное развитие ребенка зависит от множества факторов. В связи с тем, что многие дети дошкольного возраста с дизартрией имеют ряд функциональных отклонений в развитии речи, занятия логопедической ритмикой просто необходимы.

И.П. Павлов доказал взаимосвязь общей и речевой моторики. Он сделал вывод о том, что речь лучше развивается при высокой двигательной активности ребенка. По мнению выдающегося учёного А.Р. Лурия, координация движений у детей развивается в процессе освоения двигательных навыков и умений.

Логопедическая ритмика - это одно из звеньев коррекционной педагогики, направленное на преодоление речевых и сопутствующих нарушений с помощью игр на основе музыки в сочетании с движением и словом. Изучением вопроса воздействия логопедической ритмики на детей с речевыми патологиями в нашей стране занимались Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Е.В. Чаянова, В.А. Гиляровский, В.А. Гринер, Г.А. Волкова и

многие другие. Они указывали на то, что подобные занятия благотворно влияют на психофизическое, интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка.

На сегодняшний день логоритмические занятия являются формой активной терапии. Они направлены на коррекцию сенсорных, психомоторных, речевых функций, развитие координации, коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Логоритмика способна справиться с целым комплексом задач:

- развивать чувство ритма, слухового внимания, певческого диапазона голоса;

- формировать, развивать и корректировать слухо - зрительно-двигательную координацию;

- расширить и обогатить словарный запас, развернутую речь;

- формировать связную речь и грамматический строй;

- снизить импульсивность;

- воспитать переключаемость с одного поля деятельности на другое;

- снять эмоциональное и мышечное напряжение;

- развить навыки взаимодействия;

- сформировать артикуляционную базу звуков;

- развить фонематический слух;

- сформировать физиологическое и фонационное дыхание;

- развить игровые навыки.

Занятия логоритмикой должны быть построены на основных педагогических принципах, таких как -последовательность, постепенное усложнение материала, повторяемость заданий, обогащение словаря детей, отработка ритмической структуры слова, и четкое произношение звуков в соответствии с возрастом.

К проведению логоритмических занятий предъявляются определенные требования:

1. Занятия проводятся логопедом с группой детей с учетом возрастных особенностей и отклонений.

2. Продолжительность занятий не должна превышать 25-35 минут;

3. Форма проведения занятий - игровая;

4. Каждое занятие имеет тематическую ценность.

Занятия логопедической ритмики всегда основаны на взаимосвязи музыки и ритма. Соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей. Структура логоритмических занятий включает в себя набор разнообразных элементов, таких как:

- артикуляционная гимнастика,

- упражнения на снятие мышечного, эмоционального напряжения и релаксацию,

- фонопедические упражнения,

- пальчиковая гимнастика,

- разучивание песен и стихов с сопроводительными движениями,

- дыхательные упражнения,

- упражнения развивающие воображение

- элементы ритмической гимнастики.

Коррекционная значимость логоритмических занятий заключается в том, что они повышают общий жизненный тонус детей с дизартрией, помогают выработать правильную осанку, сформировать основные движения, к тому же участвуют в регуляции таких систем организма как: опорно-двигательной, сердечнососудистой, дыхательной и психической. Известно, что поступающие в школу дети с речевыми нарушениями сталкиваются с трудностями в общении и во владении чтением и письмом. А успешное развитие речи в возрасте 5-7 лет имеет решающее значение, так как от этого зависит адаптация ребенка школе. Именно по этому детям дошкольного возраста следует своевременно помочь справиться с дефектами звукопроизношения к началу обучения.

Выводы. Сущность вышеизложенного сводится к следующему, дизартрия это сложное нарушение, которое все чаще встречается у детей в возрасте 5-6 лет. Логопедическое воздействие будет эффективным при комплексном и систематическом воздействии. В комплекс преодоления дизартрии включают: логопедическую ритмику, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж. Если вовремя использовать все способы коррекции и развития речи, можно успешно справиться с любыми серьезными речевыми проблемами. В процессе преодоления дизартрии логоритмические занятия играют особую роль связующего звена между обучением и игрой.

Логопедическая ритмика благоприятно воздействует на многие стороны речи, нарушенные при дизартрии, и помогает существенно повысить эффективность коррекционной работы. Занятия логоримикой с детьми дошкольного возраста способствуют развитию просодической речи, двигательной сферы, моторики, творческих способностей, внимания и памяти, а так же прививают нравственно-эстетические чувства.

Литература:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

2. Жулина Е.В. Соловьева Н.Н. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С. 79-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Копылова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - с. 63-65.

4. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичивой Т.Б.]. изд. 2-е, испр. и доп. -Москва : Эксмо, 2018. 608 с.

5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. / -М.: Изд-во МГУ, 1962. - 431 с.

6. Чукаева М.Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - 167 с.зга. - М., 2012. - 504 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Салахова Алина Рашидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ

ПУГОВИЧНОЙ ТЕРАПИИ

Аннотация. В статье отображены ключевые аспекты методики коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - пуговичной терапии, а также результаты ее применения на практике. Авторами рассмотрены этапы коррекционной работы, описаны их задачи, конкретные упражнения и результаты проведенной работы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звуки, слоги, коррекция нарушений, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article presents the key aspects of the method of correcting the sound-syllable structure of the word in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech - button therapy, as well as the results of its use in practice. The authors reviewed the stages of remedial work, described their tasks, specific exercises and the results of the work.

Keywords: the general underdevelopment of speech, sounds, syllables, correction of children of preschool age.

Введение. На сегодняшний день немало сказано о том, что процент детей, имеющих определенные речевые и не только нарушения, растет в арифметической прогрессии. Причины этому, как известно, могут быть как экзогенные (внешние), так и эндогенные (внутренние) факторы. Педагоги все чаще сталкиваются со сложными расстройствами у детей (сочетанные нарушения), а ребенок с определенным речевым нарушением, например, с мономорфной дислалией, и вовсе может приравняться к норме в современных реалиях, стремящихся к выраженной индивидуальности и толерантности, или ближайшем будущем. К счастью, нынешние специалисты в области образования находят все более искусные методы коррекции не только моно-, но и более сложных нарушений.

В данной статье авторы рассмотрят практическое применение пуговичной терапии в коррекции звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников, имеющих такое сложное речевое расстройство, как общее недоразвитие речи (ОНР) II и III уровней. Ранее авторы диагностировали у детей с ОНР нарушения в звуко-слоговой структуре слова, апробировав методику А.К. Марковой, которая состоит из 14 классов слов [2].

Изложение основного материала статьи. Нынешняя ситуация с растущим количеством детей, имеющих речевые нарушения, требует от современного образования и новейших методик воспитания и коррекционной работы. Ориентированные на успешный исход педагоги обращаются к разнообразным методам работы: имаготерапии (театрализация), ароматерапии, музыкотерапии, песочной терапии, компьютерным технологиям и т.п. Последние крайне интересует детей, но, как известно, компьютерные технологии очень негативно влияют на зрение и осанку детей, поэтому педагогам требуются иные методики, способные заинтересовать ребенка и отвлечь от гаджета, при этом приносить пользу в виде коррекции нарушений. Каждый из названных методов невозможно применять на практике обособленно и самодостаточно, однако включение в стандартную и утвержденную стандартами программу данных методик является крайне важным и полезным в коррекционной работе, так как позволяет разнообразить и заинтересовать ребенка, включить его в деятельность и игру.

Авторов статьи заинтересовала коррекционная работа с элементами филобутонистики, или пуговичная терапия. Данную технологию они предложили для исследования и апробировали в коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как и ранее, эксперимент проводился в МБДОУ компенсирующего вида в г. Набережные Челны (РФ, РТ). Нами были сформированы две группы лиц (дети с нормой речевого развития не участвовали в данном эксперименте, как было ранее): формирующая (дети, занятия которых проходили без применения пуговичной терапии) и контрольная (дети, занятия которых проходили с применением пуговичной терапии) группы.

Целью эксперимента была демонстрация эффективности пуговичной терапии в коррекции нарушений в звуко-слоговой структуре слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Поэтому нашими задачами были разработать комплекс логопедических упражнений с применением пуговиц и выявить его эффективность.

Логопедические задачи, которые были поставлены авторами:

1. Учить правильному произношению согласных и гласных звуков;

2. Учить дифференциации звуков и навыку звукового анализа и синтеза;

3. Учить правильному произношению отдельных слогов;

4. Учить ударным и безударным слогам;

5. Учить произносить слово по слогам (послоговому проговариванию);

6. Учить правильному произношению слов с различной звуко-слоговой структурой;

7. Учить модулировать слова, изменяя род, число, падеж и т.д.

А также коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук;

2. Развивать ВПФ (высшие психические функции);

3. Способствовать развитию словообразования и словоизменения;

4. Обогатить активный и пассивный словарь;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.