О.В. Браславська
д.пед.н., заведующий кафедрой географии и методики
ее обучения,
Уманский государственный педагогический университет
имени Павла Тычины O.V. Braslavska
Doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Chair of Geography and methodology of its teaching PavloTychynaUman State Pedagogical University
И.Г. Рожи
магистрант специальности 8.04010401 «География*» Уманский государственный педагогический университет
имени Павла Тычины I.H. Rozhi
Magistrate specialties 8.04010401 «Geography*» PavloTychynaUman State Pedagogical University ([email protected], 0997315405)
ВАЖНОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена изучению краеведческо-туристической работы с учащимися в школе. Данный вид работы в учебном процессе является неотъемлемой частью физического и познавательного развития детей. Описаны понятия краеведческо-туристической работы. Освещены содержание, методы, направления краеведческо-туристической работы в школе, роль и значение краеведческо-туристической работы и ее виды. Охарактеризовано, что краеведческо-туристическая работа учащихся является важной составляющей школьного образования,поскольку учителю с помощью краеведческо-туристической работы открывается возможность для лучшего отображения личности учащихся.
Annotation.The article is devoted to the study of regional studies and tourism work with pupils in a school. This type of work in the educational process is an essential assistance in physical and cognitive development of children. Described concept of regional studies and tourism. Article deals with a summary of methods, regional studies and tourist areas in school, the role and significance of regional studies and tourism and its types. It is indicated that regional studies and tourism pupils work is an important part of school education, with which the teacher creates the necessary conditions for the disclosure of their personality.
Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа, краеведческо-туристическая деятельность, школа, урок, внеклассная деятельность, внешкольная деятельность, поход.
Key words: regional study, regional studies work, regional studies and tourism work, school, lesson, extracurricular activities, camping.
Одним из направлений качественного повышения учебно-воспитательного
процесса по географии является краеведческо-туристическая работа. Многогранная и разнообразная жизнь родного края дает неисчерпаемый, насыщенный и интересный материал знаний для обучения и воспитания учащихся. На сегодня общеобразовательная школа направлена на совершенствование обучения и воспитания учащихся, а именно формирование любви к родной земле, общечеловеческих ценностей, которыйосуществляется во время краеведческо-туристической работы.
Стоит заметить, что краеведческо-туристическая работа невозможна без организационных форм туризма и требует проведения различного рода краеведческих исследований. Между краеведением и туризмом существует взаимосвязь. При изучении родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы -туристы.
Краеведческо-туристическая работа в школе проводится с применением разнообразных методов. Наиболее распространенными из них являются систематические наблюдения, временные, эпизодические, периодические, программные и специальные краеведческие экскурсии, путешествия, полевые исследования, археологические разведки, кружки.
Краеведческо-туристическая работа учащихся является важной составляющей школьного географического образования. Изучая родной край, именно с точки зрения географии, дети начинают гордиться своим домом, Родиной и стремятся узнать, как именно менялась территория их родного края.
Краеведческо-туристическая работа, которую учитель будет использовать в своей деятельности, позволит учащимся наполнить жизнь новыми яркими эмоциями, впечатлениями, будет порождать новые интересы и потребности, влиять на формирование их ценностных ориентаций.
Значение краеведческо-туристической работы в школе не только в том, что она способствует всестороннему изучению природных и социальных условий родного края, но и в перспективах их развития, предоставление учителю возможностей изучить психологические особенности учащихся, выявить их интересы и помочь реализоваться в своей жизни. Участие в общественно-полезной работе, выполнение заданий краеведческого содержания формирует у школьников познавательный интерес к краеведческим знаниям, а через них и до школьного предмета географии.
«Контакты учащихся с живой природой раскрываются в экскурсиях и прогулках, которые в большей степени положительно влияют на детей, чем искусственно созданная наглядная литература, в которую можно включить: учебники, кино- и видеофильмы» [1, с.292].
Значение краеведческо-туристической работы в общей системе воспитания учащихся и ее место в практике учебно-воспитательной работы современной школы создает возможности для того, чтобы рассматривать школьное краеведение как систему, в которой будет изучаться взаимосвязь компонентов природы и человека.
Итак, краеведческо-туристическая работа является одним из средств всестороннего развития и воспитания личности. Например, во время путешествий ученики изучают особенности местности, ее природные ресурсы, собирают коллекции для краеведческих музеев. Кроме того, краеведческо-туристическая работа способствует эстетическому воспитанию, развивает чувство ответственно-
сти за сохранение окружающей среды.
Также заметим, что достижение цели во время туристического похода не только объединяет детей, но и подтверждает уверенность в своих силах, приносит большое моральное удовлетворение.
Осуществление краеведческо-туристической работы в обучении географии для учащихся в школе предполагает выполнение некоторых требований, которые необходимы для лучшего усвоения учебного материала, в частности таких как:
- учитель сам должен хорошо знать свой край, понимать, как правильно раскрывать его географические особенности;
- учитель должен владеть приемами, которые позволяют понять и распознать связь учебного материала программы с явлениями и процессами окружающей среды;
- развитие мышления учащихся, установления отдельных связей между физико-географическими, экономико-географическими и эколого-географи-ческими видами компонентов природы.
Основной задачей краеведческо-туристической работы является изучение природы, населения, хозяйства, истории, культуры и территориальной целостности родного края с познавательной, научной, учебной, воспитательной и практической целью. Краеведческий материал на уроках помогает раскрытию общих закономерностей явлений, которые изучаются, повышает интерес и глубину понимания учебного предмета, обогащает учащихся знаниями о своем крае.
Краеведческо-туристическая работа учащихся как система учебно-воспитательной работы происходит через изучение основных частей краеведения (географическое, историческое, биологическое, экологическое, хозяйственное и др.). Описаные направления, объединяясь в одну целостную структуру, образуют элемент общешкольного краеведения, который тесно связан с другими целостными предметами, как по своему содержанию, так и по форме и методам проведения.
Приведем примеры направлений краеведческо-туристической работы:
- географический (следует понимать как исследование новых территорий и как изучение географических особенностей и закономерностей в природе и обществе, географическое познание мира);
- биологический (определение видового состава животных своей местности и характера растительного покрова);
- экологическое (работа с подготовкой подрастающего поколения к систематическому изучению родного края, что способствует пониманию природной среды как условия создания и развития материального производства, повышения благосостояния и культурного уровня людей, осознанию сущности проблем охраны природы);
- исторический (понимание учащимися родной земли, как неразрывного, важного условия для воспитания чувства личной ответственности за ее современное состояние, формирование у них правильного миропонимания);
- хозяйственный (знакомство с хозяйственным комплексом своего родного края, видам производств на этой территории, экономической целостностью) [2, с.17].
Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретны-
ми задачами, которые раскрываются в учебных планах этих предметов. То есть каждое направление имеет свой собственный объект и предмет, свои функции и задачи краеведческой работы в школе.
Во время краеведческо-туристической работы в школе, с целью создания у учащихся более качественных представлений об объектах и явлениях, изучаются детьми, используются различные средства обучения, иллюстрирующие эти объекты и явления. Это карты, схемы, диаграммы, коллекции, картины, гербарии и т.д.
М.Ю. Кострица и В.В. Обозный считают, что: «Краеведческо-туристическая деятельность характеризуется особенностями различных организационных форм. Самые распространенные из них: кружок, секция, клуб, общество» [3, с.9].
В то же время важным звеном краеведческо-туристической работы в школе являются факультативные занятия. Они относятся к категории учебных, однако, в основном, предусматривают как внеклассную, так и внешкольную деятельность. Характерными особенностями факультативов являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразных форм и методов работы. Краеведческие факультативы организуют для тех детей, которые стремятся получить знания о родном крае, и которые стремятся найти документальные материалы местных архивов, музеев, научную краеведческую литературу.
Разнообразие форм краеведческо-туристической работы имеет важное воспитательное значение. Потому, что в процессе исследования конкретного хозяйственного объекта, территориальной организации социально-исторического явления учащиеся получают бесценный опыт восприятия информации из первых уст, что является важным аспектом в их работе.
Следовательно, можно утверждать, что именно краеведческо-туристическая работа учащихся в школе является весомым фактором формирования у детей любви к родной земле, родному краю, дает возможность понять насколько жизнь родного края является многогранной и разнообразной. Таким образом, краеведческо-туристическая работа является одним из эффективных средствформировании и развитии личности, в подготовке учащихся к жизни. Список источников:
1. Байбара Т.М. Методика навчанняприродознавства в початковихкласах: На-вчальний пошбник / Т.М. Байбара. - К.: Веселка, 1998. - С. 283-320.
2. Браславська О.В. Краезнавство i туризм. Навчальний пошбник / О.В. Брас-лавська. - Умань: ВПЦ <^заш», 2013. - 304 с.
3. Костриця М.Ю. Шкшьна краезнавчо-туристична робота: Навчальний пошб-ник / М.Ю. Костриця, В.В. Обозний. - К.: Вища школа, 1995. - 223 с.