Значение историко-культурного стандарта в преподавании кубановедения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'Значение историко-культурного стандарта в преподавании кубановедения' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № Приложение 1 /
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37

Статистика по статье
  • 48
    читатели
  • 5
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Историческая и социально-образовательная мысль", ПУРТОВА Л.В.

 
close Похожие темы научных работ
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — ПУРТОВА Л.В.

Текст
научной работы
на тему "Значение историко-культурного стандарта в преподавании кубановедения". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

Пуртова Л.В.,
учитель кубановедения МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова
Россия
ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА В ПРЕПОДАВАНИИ КУБАНОВЕДЕНИЯ
В разные времена в обществе формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Любовь к Родине, верность народным традициям, знание истории формирования и развития своего народа - вот неполный набор основ любого общества. А любовь к Родине начинается с любви к родному дому, улице, городу, краю. Сухомлинский писал: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины». То, что познается ребенком в школьном возрасте, на всю жизнь врезается в память. Поэтому так важно еще в младшем возрасте воспитать чувство гражданского долга, гражданской ответственности, привить любовь к малой Родине.
В методических рекомендациях для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Кубано-ведение» в 2015-2016 учебном году в разделе «Об особенностях преподавания предмета "Кубановедение" в 2015-2016 учебном году» написано, что в настоящее время происходят существенные изменения в базовом для кубановедения курсе - истории, а основу содержания предмета «Кубановедение» составляет историко-культурологический принцип.
Принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе отражены в федеральном государственном образовательном стандарте.
Главными направлениями преподавания дисциплины «Кубановедение» являются: формирование представления об истории Кубани как неотделимой части истории России, привитие любви к своей малой родине, к своему народу, к России, вырабатывание представления о многонациональном составе жителей Кубани.
Основными компонентами историко-культурного стандарта являются:
1) культурно-антропологический подход;
2) этнокультурный компонент;
3) история страны через историю регионов;
4) учебник как навигатор.
В первом компоненте историко-культурного стандарта значительное место уделено личности в истории, как биографиям выдающихся людей, так и судьбам «рядовых граждан», на примере которых показаны происходившие социальные и политические процессы. Такой подход позволяет более реально оценить современное состояние истории как науки.
Колоссального внимания заслуживает исследование вопросов духовной и культурной жизни России. Школьники начинают осознавать, что производство и раскрытие духовных и культурных ценностей - задача такой же важности, как и все остальные виды человеческой деятельности, а постижение культуры и культурной взаимосвязи народов помогает сформировать у учащихся представление об общей исторической судьбе России и Кубани.
Именно человеческое измерение истории дает увлеченность и прививает уважение к своей истории, служит ключом и инструментом формирования у современного молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого.
Величие побед и тяжесть поражений ярко отражаются сквозь судьбы и жизнь людей, через историю семьи учащихся, через их отцов и дедов. Вследствие этого чрезвычайно важно найти отражение присутствия человека во всех событиях. Надлежит раскрыть интересы и цели, мотивы и ценностные ориентиры поведения людей. Данный подход будет способствовать формированию у школьника чувства сопричастности и связанности с историей своей страны.
Этнокультура, которая изучается в предмете «Кубановеде-ние», подтверждает необходимость сконцентрировать внимание на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как на существенной особенности истории России. Преподавание истории региона в контексте истории России является важной составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.
Важнейшая задача преподавания истории в школе - научить давать оценку историческим деятелям, процессам и явлениям.
С развитием высокоскоростных средств обмена информации учебник не только дает информацию, но и побуждает учащихся к получению исторических знаний из других источников. Роль учителя - побуждать учеников пользоваться исследовательскими приемами, критически мыслить, анализировать тексты сопостав-
лять разные теории. Сеть Интернет предоставляет доступ к иным историческим данным, показывающим события через яркие и запоминающиеся образы.
Целями преподавания предмета «Кубановедение» на протяжении ряда лет являются:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;
- освоение знаний об истории и культуре Кубани;
- овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края, богатством и разнообразием ее флоры и фауны;
- развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.
Представляется рациональным инициировать подготовку тематических блоков для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), которые будут посвящены различным дискуссионным вопросам истории России.
В концепции нового подхода исторического образования возрастает роль учителя кубановедения. Это, в свою очередь, говорит о том, что уроки кубановедения перестают быть второстепенными, неосновными. Воспитательный потенциал этих уроков должен способствовать выполнению актуальных задач образования, которые сегодня перед учителем ставит время.
Список использованной литературы
1. Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение» в 2015-2016 учебном году.
2. Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 31 марта 2014 г. № 253.
© Пуртова Л.В.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх