стоянии взять ни образовательный, ни ипотечный, ни сельскохозяйственный кредит» [3]. Сохраняется информационная изолированность села, граждане имеют слабое представление о своих экономических правах и возможностях их реализации.
Основные направления концепции кредитной политики должны включать:
- стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей, включая развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере (сфера услуг, торговля, сельский туризм и др.), а также создание условий для получения сельскими жителями дохода от лесных и иных видов территориальных ресурсов;
- повышение товарности приусадебных семейных и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации, совершенствования взаимоотношений с коллективными предприятиями;
- поддержка сельской социальной и инженерной инфраструктуры, расширение доступа сельского населения к ресурсным рынкам и рынкам готовой продукции, поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации и иных кооперативных формирований;
- расширение доступа сектора личных хозяйств к кредитно-финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов или фондов по мик-
рокредитованию приусадебных и крестьянских хозяйств, а также других сельских предпринимателей;
- развитие информационно-консультативной службы на селе.
Таким образом, в концептуальном плане кредитная политика в сельском хозяйстве сводится к сочетанию действующего рыночного механизма и государственного регулирования финансово-кредитных отношений для развития села как единого социально-экономического, территориального, природного, культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные (экономические), социально-демографические, природоохранные, рекреационные и в конечном итоге, политические функции.
список литературы
1. Буздалов И.Н. Аграрная теория: концептуальные основы, тенденции развития, современные представления / РАСН. Всерос. ин-т агр. Проблем и информатики им. А.А. Никонова. М.: Academia, 2005. 344 c.
2. Кредитная политика ОАО «Россельхозбанк» на 2005-2007 годы.
3. По материалам заседания президиума Госсовета России по вопросам развития банковской системы 14 ноября 2006 г. // http://www.rambler.ru/news/economv/ putin/9101056.html.
4. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2005. 575 с.
5. Эпштейн Д. Б. Финансово-экономические проблемы сельскохозяйственных предприятий России. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002. 180 с.
значение инвестиций в медицинские услуги в социально-экономическом развитии россии
А. С. КРАВЦОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета
Инвестиционная деятельность является важной составляющей эффективного функционирования национальной экономики. Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать физические и юридические лица, а также государственные органы управления и международные организации. В настоящее время большое внимание уделяется инвестициям в реальный сектор экономики, при этом не учитывается воздействие сферы нематериального производства, в частности отрасли здравоохранения, на экономические показатели производственных предприятий. Уровень здоровья населения определяет состояние трудовых ресурсов государства, а также научно-технический и производственный потенциал страны. Здоровье населения в значительной мере характеризуется состоянием и эффективностью системы здравоохранения. В связи с этим одной из актуальных задач становится совершенствование механизма управления инвестициями, включая развитие методов экономического
анализа инвестиционной деятельности в учреждениях здравоохранения. В отечественной литературе широко рассматриваются вопросы привлечения инвестиций и анализа их эффективности применительно к сфере материального производства, но в настоящее время не разработано единого подхода к рассмотрению специфики инвестиционной деятельности в здравоохранении, а также недостаточно внимания уделяется вопросам анализа эффективности инвестиционных проектов в учреждениях здравоохранения. Между тем анализ эффективности инвестиций в медицинских учреждениях мог бы служить объективным критерием при определении роли здравоохранения в формировании ВВП.
На сегодняшний день можно констатировать, что модернизация и развитие здравоохранения невозможны без использования современного механизма финансирования инвестиционной деятельности - модели государственно-частного партнёрства.
Одной из наиболее актуальных задач на современном этапе экономического развития отраслей российской экономики и социальной сферы является увеличение темпов положительной инвестиционной динамики. На отраслевом уровне наиболее отчетливо проявляются такие деформации в структурно-инвестиционной сфере, как отсутствие у инвесторов мотивации к вложению средств в инфраструктуру.
Устойчивое и эффективное развитие здравоохранения возможно при условии перехода к инвестиционному типу развития на основе государственно-частного партнерства. Основными критериями которого являются:
• объем инвестиций (уровень капитализации) должен составлять 20-25 % от отраслевого оборота;
• доля прямых иностранных инвестиций - не менее 15-17 % от объема внутренних;
• степень износа основных фондов не должна превышать 30-35 %.
Однако на сегодняшний день приходится констатировать, что совокупный удельный вес инвестиций в здравоохранение, образование, культуру и науку составлял в 2002-2004 гг. примерно 5,8 % от общего объема инвестиций в экономику России [1], что не обеспечивает обновления основных фондов. Как следствие -отсутствие роста объема услуг относительно среднедушевого дохода.
Состояние инвестиционной деятельности в здравоохранении определяется взаимодействием совокупности следующих факторов и условий:
• мера действенности и устойчивости инвестиционных мотиваций, обусловленных степенью благоприятности или не благоприятности общего инвестиционного климата в России;
• рыночная реакция потенциальных инвесторов на меры кредитной, налоговой, политической, законодательной, лицензионной, кадровой и таможенной политики; уровень платежеспособного спроса на медицинские услуги; потенциальная обеспеченность производителей медицинских услуг государственным и муниципальным заказом; собственные индивидуальные инвестиционные установки предпринимательских структур.
Следует подчеркнуть значимость государственных мероприятий по стимулированию инвестиций в здравоохранение как фактора обеспечения общероссийского социального прогресса. Государственное участие в инвестиционной деятельности в сфере здравоохранения обусловливается необходимостью повышения мотивации, и соответственно-инвестиционной активности частных инвесторов, а так же необходимостью выравнивания финансового, инвестиционного и инновационного потенциала всех конституционно определенных систем здравоохранения (государственной, муниципальной и частной).
Благоприятный инвестиционный климат способствует формированию условий, при которых здравоохранение становится открыто инвестициям, и у производителей медицинских услуг появляется возможность обновления производственного потенциала. Для
значительного улучшения инвестиционного климата необходимо разработать стратегию инвестиционного развития российского здравоохранения. к сожалению, следует констатировать, что государственная инвестиционная политика в сфере здравоохранения носит однонаправленный характер. В рамках масштабного финансирования Национального проекта «ЗДОРОВЬЕ», предусмотрено развитие государственной и муниципальной систем здравоохранения. Тогда как частная система которая, является равноправным субъектом системы охраны здоровья граждан, не получает развития, которое гарантировано частью 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации. Трудно найти рациональное объяснение многолетнему игнорирования инновационного, инвестиционного и интеллектуального потенциала частного здравоохранения Российской Федерации со стороны органов государственной власти.
Подобная политика порождает сразу несколько дисбалансов [2]:
• политический дисбаланс уступок протестному электорату, и как следствие - усиление позиций оппозиционных политических партий;
• социальный дисбаланс, который, при увеличении объемов медицинской помощи худшего качества и снижении объемов высококачественной медицинской помощи населению приводит к отсутствию роста уровня качества жизни граждан и демографических показателей;
• экономический дисбаланс, имеющий две составляющих: снижение мотивации населения к сохранению здоровья, и как следствие - падение производительности труда и рост инфляции за счет неуклонного увеличения социальных расходов государства.
В течение нескольких десятилетий население страны получало медицинскую помощь на бесплатной основе и привыкло к этому настолько, что многие россияне не приемлют и мысли о платной медицине. Но рынок, формирующийся на основе спроса и предложения, оказывается сильнее планово-распределительной экономики. В России появился класс населения со средними и крупными доходами, которые хотят получать качественные медицинские услуги с высоким уровнем сервиса и готовы их оплачивать. В ответ на спрос начали развиваться коммерческие медицинские учреждения, основанные на российском и иностранном капитале. В то же время 80 % населения, не обладающего хорошим достатком, по-прежнему желали бы пользоваться услугами бесплатной медицины [1]. Российский рынок медицинских услуг переживает сложный переходный период. Несмотря на защиту государством системы бесплатного здравоохранения, частным компаниям удается не только выживать, но и увеличивать занимаемую долю рынка.
Характеристика рынка. Особенность рынка медицинских услуг заключается в том, что о качестве их исполнения нельзя судить заранее: один и тот же врач может тысячу раз выполнить операцию на «отлично», а на следующей операции допустить ошибку. Кроме того, нужно учитывать и фактор территориаль-
ной привязанности населения - клиникам приходится рассчитывать только на клиентов, живущих неподалеку от учреждения. Поэтому пациенты делают выбор в пользу государственных клиник, не оснащенных самым современным оборудованием и находящихся часто в помещениях, требующих серьезного ремонта. Но, тем не менее, доля частного сектора в медицине год от года увеличивается.
По данным Росстата, в 2003 году расходы населения на покупку медицинских услуг составили 42,4 млрд руб. При этом важно отметить, что рост цен на медицинские услуги значительно (в 4,3 раза) опережал рост цен на потребительские услуги в период с 1993 по 2003 год [1]. Во многом это объясняется низкой эластичностью продукта. Спрос на врачебную помощь устойчив, и фактор влияния цены на уровень потребления оказывается низким. Даже у малообеспеченных слоев населения расходы на медицинские услуги становятся неизбежными, занимая значительную часть в семейном бюджете.
Общий объем услуг, оказанных населению в этот период, составил 67,7 млрд рублей. Расхождение почти в 25 млрд между оказанными и оплаченными населением услугами объясняется расходами организаций, полностью или частично компенсирующих расходы своих сотрудников. Однако вышеназванные цифры не являются окончательными, поскольку в сфере медицины высока доля «серого» рынка. По результатам социологических исследований, размер ежегодных теневых выплат в сфере медицины составляет около $0,6 млрд. По данным Независимого института социальной политики, доля «серой» формы оплаты медицинских услуг составляет 15,4 %. С учетом этой поправки совокупные затраты россиян на медицинские услуги составили 78,1 млрд рублей. Причем около 20 % приходится на долю жителей г. Москвы [1].
И все же россиянин тратит на покупку медицинских услуг в среднем намного меньше, чем средний европеец. Так, на примере рынка лабораторной диагностики можно отметить, что житель г. Москвы в среднем потребляет в пять раз меньше диагностических услуг, чем средний европеец.
Основным сдерживающим фактором развития рынка медицинских услуг в первую очередь является недостаточный уровень доходов населения России. Только 21 % респондентов исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) заявили, что имеют возможность пользоваться платными медицинскими услугами, 37 % готовы платить в случае крайней необходимости, и 38 % не имеют такой возможности вообще [1].
По данным аналитической группы «Эксперт-МА», полученным в ходе анализа информации, собранной в процессе проведения исследования «Стиль жизни среднего класса» (совместно с группой Monitoring.ru) в 2003 году, семьи, имеющие доход от $150 до $400 в месяц на каждого члена семьи, тратили на оплату медицинских услуг около $30 ежемесячно. Расходы же семей, чей доход превышал $400 на каждого члена в месяц, оказались в два раза выше [1].
Несмотря на сдерживающие факторы, обращение к частной медицине все-таки становится нормой жизни. Существует целый ряд предпосылок для динамичного развития этой отрасли:
1. Сокращение доли государственных лечебных учреждений. Сегодня 30 % от общего числа лечебных учреждений страны являются платными.
2. Репутация государственных лечебных учреждений. По результатам социологических исследований известно, что 2 % россиян вообще не посещает районных поликлиник. Лишь 1 % считает, что обслуживание в районных поликлиниках можно оценить как «очень хорошее». 10 % полагает, что обслуживание в этих заведениях хорошее. 35 % россиян оценивает его как «удовлетворительное». для 25 % опрошенных уровень обслуживания в районных поликлиниках плохой. 17 % респондентов дает крайне негативную оценку. В этой ситуации все больше и больше людей отдают предпочтение платной медицине, где уровень сервиса и качество предоставляемых услуг намного выше [1].
3. Рост заболеваемости населения. По данным Отдела информации Организационно-аналитического управления Правительства Москвы в городе за 2004 год участились случаи заболевания вирусным гепатитом - на 24 %, краснухой - на 50 %, острыми кишечными заболеваниями - на 12 % и так далее. Поэтому в таких условиях люди вынуждены выделять на медицинское обслуживание больше средств из своего семейного бюджета [1].
4. Увеличение рождаемости. Согласно статистике в 2002 году в Москве родилось около 500 тыс., в 2003 -около 550 тыс., в 2004 году - 600 тыс. детей [1]. Планирование беременности - один из определяющих факторов рождения здорового ребенка. именно поэтому еще до зачатия малыша женщине целесообразно обследовать свое здоровье в полном объеме. и, конечно же, просто необходимо особенно внимательно следить за своим здоровьем и здоровьем малыша во время беременности и в первые годы жизни, что увеличивает обращения в платные лечебные учреждения страны.
5. увеличение населения за счет миграции. Так, в 2004 году только зарегистрированных гостей столицы оказалось более 300 тыс. человек, и около миллиона нелегальных мигрантов [1]. Большая часть этих людей не имеют права на бесплатное медицинское обслуживание и вынуждены прибегать к платной медицине. К вышесказанному можно еще добавить, что на рост платных медицинских услуг будут влиять увеличение доходов населения и сокращение доли «серого» рынка медицинских услуг. Необходимо также отметить, что, скорее всего, в ближайшее время можно будет наблюдать процесс создания и усиления позиций сетевых структур на рынке медицинских услуг. По этому пути уже начали двигаться смежные отрасли экономики. Так, на сегодняшний день 40 % всех аптек относятся к сетевым и процесс укрупнения в этой сфере продолжается. для частного инвестора это означает, что с каждым годом сделать успешным единичный проект будет все сложнее.
Специфика бизнеса. Итак, практически очевидно, что спрос на медицинские услуги будет активно рас-
ти. С чем же столкнется частный инвестор, заинтересовавшийся этим сектором экономики? Сложностей много, выделим основные из них:
• Нехватка квалифицированного персонала. Наличие хорошо подготовленного и, что не менее важно, мотивированного персонала позволяет медицинским учреждениям обеспечивать первоклассное обслуживание своих пациентов. но найти на рынке труда медперсонал, способный не только качественно оказать врачебную помощь, но и соблюсти достаточный уровень сервиса, не так легко. нехватка кадров наблюдается не только на уровне линейного персонала, но и на уровне управления. В силу молодости отрасли сейчас очень востребованы управленцы с бизнес-образованием и с опытом работы в частной медицине.
• Открытие компании, специализирующейся на предоставлении частных медицинских услуг, связано с необходимостью получения большого количества разрешений и лицензий. Однако такая политика государства по отношению к предпринимателю вполне оправдана, поскольку речь идет о здоровье людей и цена недобросовестной работы или ошибки может повлечь за собой серьезные последствия как для потребителя, так и для компании, работающей в сфере медицины.
• Недоверие потребителя и врачей к частной медицине. Большое количество пациентов, особенно старшее поколение, не готово прибегнуть к услугам частной медицины, несмотря на то, что в государственных медицинских учреждениях многие услуги также являются платными. Здесь сказывается психологический фактор - привычка к старому и неприятие нового. Недоверие же врачей к частной медицине вполне объяснимо: они не хотят терять своих пациентов, поскольку это зачастую ведет к сокращению кадров в государственных медицинских учреждениях.
• Отсутствие свободных помещений для открытия бизнеса - проблема, касающаяся не только частной медицины, первый ряд проходной улицы с удобными подъездными путями и отдельным входом сегодня найти практически невозможно, а если и подворачивается подходящее помещение, то арендная ставка, как правило, там непомерно высока. А частное медицинское учреждение нельзя расположить в первом попавшемся здании, существует целый ряд необходимых норм, которые важно соблюсти, чтобы заведение работало на легальной основе.
• Высокая стоимость медицинской технологической базы. Например, для открытия стоматологического кабинета предпринимателю нужно инвестировать только в оборудование более $90 тыс., а для создания собственной диагностической лаборатории -от $1,5 млн.
Одним из выходов из такой ситуации будет франчайзинг. Компания-франчайзор может решить большинство проблем, с которыми сталкивается частный инвестор при попытке заняться предоставлением частных медицинских услуг, однако ему придется частично пожертвовать своей самостоятельностью. Одними из первых на рынке франчайзинга в области медицины были стоматологические сети, однако участие в таких программах требует значительных инвестиций и не
может быть направлено на инвесторов с капиталом до $50 тыс.
Из доступных франшиз стоит выделить предложение «Независимой лаборатории Инвитро» по созданию сети процедурных кабинетов лабораторной диагностики - одного из самых перспективных направлений медицинских услуг. При небольших первоначальных инвестициях, частный инвестор в среднем за 1,5 года обеспечивает возврат средств и становится владельцем надежного и перспективного бизнеса.
Медицинский центр «с нуля». Открывая частный медицинский центр, в первую очередь нужно задуматься о концепции учреждения.
Важно определить, какие специалисты должны быть привлечены к работе в медцентре, чьи услуги сегодня наиболее востребованы на рынке и, в конечном счете, услуги каких специалистов приносят прибыль. Без сомнения, одна из наиболее прибыльных областей медицины - стоматология. Сегодня наиболее прибыльными и менее затратными медицинскими специальностями считаются нарколог, сексолог, педиатр, гинеколог, терапевт. Имея в штате такой «джентльменский набор» специалистов и организовав кабинеты УЗИ, физиотерапии, массажа, процедурный кабинет для взятия анализов, можно успешно конкурировать на рынке медицинских услуг. В последнее время у состоятельных людей очень популярны семейные врачи; более того, самый успешный формат частного медучреждения - это клиника семейной медицины в которой работает штат врачей, удовлетворяющих основные потребности большего числа клиентов.
При разработке концепции важно учитывать конкурентную среду в конкретном месте. Скажем, если недалеко от вашего здания находится крупная наркологическая клиника, то не имеет смысла брать на работу врача-нарколога. Также нужно учесть, потребности какой категории граждан будет удовлетворять планируемый медцентр: если он располагается рядом со студенческим городком, штат специалистов нужно подбирать с учетом насущных потребностей молодежи, если вокруг действуют бизнес-центры, то и востребованы будут несколько иные специалисты.
Выбор помещения. Минимальная площадь помещения для медицинского центра - 200 кв. м. В отличие от лаборатории, центру совершенно не обязательно быть на виду. За консультацией к хорошему специалисту клиенты будут приходить, невзирая на расстояние и сложные подъездные пути. И наоборот, расположенное в самом центре людной улицы или площади учреждение очень часто оказывается невостребованным. Выбирая помещения под частную клинику, важно учитывать, что для таких учреждений существуют строгие санитарные нормы, несоблюдение которых повлечет за собой отказ в лицензировании данной деятельности в этом здании. Именно поэтому выгоднее иметь помещение в собственности, но это значительно увеличивает размер инвестиций. С другой стороны, арендные ставки в «хороших» районах тоже высокие, и нет гарантии, что через пару-тройку лет арендодатель не расторгнет договор с клиникой. Положение усложняется тем, что лицензию на оказание медицинских
услуг оформляют не на фирму, а на конкретное помещение, и при смене места лицензирование придется проходить заново. Открытие нового центра займет не менее полугода, а за это время можно потерять клиентов и сотрудников.
Ремонт и обустройство каждого метра помещения частной клиники обойдется не менее чем в 1000 долларов. Сюда входит архитектурное проектирование, подведение коммуникаций (вентиляция, вода, канализация, электричество), отделка помещения, покупка мебели, оформление лицензий и разрешений, оборудование и пр. Стоимость оборудования для медицинских центров зависит от услуг, которые будут оказываться в клинике. Как уже говорилось выше, наименее затратными, но прибыльными считаются услуги специалистов широкого профиля. В любом случае затраты на оборудование составляют наибольшую часть общих инвестиций в медицинские услуги.
Подбор персонала. Количество специалистов в медицинском центре напрямую зависит от концепции учреждения. Квалифицированный персонал - ключевой момент при создании клиники «с нуля», именно этот вопрос требует особенного внимания. Хорошие специалисты со своими клиентами могут прийти работать в новую клинику, если у владельца есть связи в медицинской сфере или если клиника работает под известным брэндом. Как правило, клиника становится известной минимум через 1,5-2 года отличной работы, усиленной рекламы и постоянных РИ-акций.
Размер инвестиций в небольшой медицинский центр - примерно 200-250 тыс. долларов, учитывая, что учреждение будет работать на площади до 200 кв. м на условии долгосрочного договора аренды.
Доходы частного медицинского учреждения распределяются следующим образом: примерно 40 % прибыли приходится на приемы врачей, диагностику, 60 % - вызовы врачей на дом, сестринский уход и др. Большая проблема в этом виде бизнеса - неравномерное распределение посещений пациентов. Примерно до 16 часов в клинику обращаются единицы, час пик для медучреждений начинается ближе к вечеру.
Правильно, чтобы за создание медцентра брались люди, обладающие значительными управленческими
навыками и способностями, у которых есть личные связи в среде врачей. Чтобы открыть частный медицинский центр, совсем не обязательно самому быть врачом, главное - понимать, как работает этот бизнес, каким образом необходимо продвигать свое предложение на рынке медицинских услуг. Обычный случай, когда менеджер по рекламе и продажам, отработавший достаточно долгое время в частном медучреждении, имея значительную сумму инвестиций, открывает свою клинику и с успехом работает на этом рынке. И в то же время успешный врач, имеющий большую частную практику, известный в своей области специалист, терпит фиаско, взявшись за организацию собственного медицинского центра. Это естественный ход событий. Каждый должен заниматься тем, что он может делать лучше всего: врачи - лечить людей, а управленцы - руководить бизнесом [3].
Признание мировым сообществом России страной с рыночной экономикой актуализируют проблему развития в нашей стране цивилизованного рынка медицинских услуг. Асимметрия рыночных отношений в отдельно взятых секторах экономики России определяет разный масштаб стоящих перед ними задач по их развитию. данные задачи наиболее остро стоят в сфере здравоохранения, предпринимательский ресурс которого остается до настоящего времени нереализованным.
В этой связи в сравнительно короткий период (3-5 лет) требуют разрешения вопросы развития адекватной правовой и этической основы медицинского рынка, его современной инфраструктуры, надежных финансовых институтов функционирования, эффективной системы обеспечения высокого качества медицинских услуг, малозатратных в материальном и временном отношении механизмов разрешения конфликтов и споров между субъектами рыночных отношений.
список литературы
1. http://www.gks.ru
2. http://kreml.org
3. http://www.deloshop.ru
УДК 001:330
проблемы формирования национальной инновационной системы России
О. н. РЯБИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра экономической теории В статье рассматриваются проблемы формирования и эффективного функционирования национальной инновационной системы России. Выявлено, что современное состояние инновационной системы России все еще характеризуется серьезными структурными дисбалансами, непоследовательностью государственной политики, неразвитостью своей инфраструктуры. Для решения данных проблем необходимо формирование эффективного механизма реализации стратегии инновационного развития.
Одной из актуальных проблем в мировой эконо- условиях глобализации встает перед выбором пути мике является устойчивость национальных экономи- устойчивого развития. Учитывая особенности России, ческих систем в глобализирующемся мире. Россия в традиции и высокий потенциал образования и науки,