Научная статья на тему 'Значение и особенности организации самостоятельной работы студентов-медиков при изучении биохимии'

Значение и особенности организации самостоятельной работы студентов-медиков при изучении биохимии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / TEACHING / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / SELF-STUDY / БИОХИМИЯ / BIOCHEMISTRY / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Елена Владимировна, Омарова Гульнара Акзамбековна, Чайковская Наталья Алексеевна, Коробейникова Дарья Валерьевна, Демидчик Людмила Андреевна

В статье анализируется важность приобретения студентами навыков самостоятельной работы. Описываются особенности организации и проведения самостоятельной работы студентов-медиков, на кафедре биохимии Карагандинского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднякова Елена Владимировна, Омарова Гульнара Акзамбековна, Чайковская Наталья Алексеевна, Коробейникова Дарья Валерьевна, Демидчик Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и особенности организации самостоятельной работы студентов-медиков при изучении биохимии»

The value and characteristics of the organization of independent work of medical students in the study of biochemistry Pozdnjakova E.1, Omarova G.2, Chajkovskaja N.3, Korobejnikova D.4, Demidchik L.5 Значение и особенности организации самостоятельной работы студентов-медиков при изучении биохимии Позднякова Е. В.1, Омарова Г. А.2, Чайковская Н. А.3, Коробейникова Д. В.4,

Демидчик Л. А.5

'Позднякова Елена Владимировна /Pozdnjakova Elena - кандидат биологических наук, старший преподаватель;

2Омарова Гульнара Акзамбековна / Omarova Gul'nara - кандидат биологических наук, доцент;

3Чайковская Наталья Алексеевна / Chajkovskaja Natal'ja - преподаватель;

4Коробейникова Дарья Валерьевна / Korobejnikova Darja - преподаватель;

5Демидчик Людмила Андреевна / Demidchik Ljudmila - преподаватель, кафедра биохимии,

Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируется важность приобретения студентами навыков самостоятельной работы. Описываются особенности организации и проведения самостоятельной работы студентов-медиков, на кафедре биохимии Карагандинского государственного медицинского университета.

Abstract: the article analyzes the importance of students acquiring skills of independent work. The features of the organization and conduct independent work of medical students at the Department of Biochemistry of the Karaganda State Medical University.

Ключевые слова: педагогика, студенты, самостоятельная работа, биохимия, moodle. Keywords: teaching, students, self-study, biochemistry, moodle.

Со времени подписания высшими учебными заведениями Казахстана Болонского соглашения, система высшего профессионального образования в республике стала ориентироваться на новые стандарты и требования мирового сообщества. К современному выпускнику предъявляют ряд требований - высокий уровень профессиональной компетенции, способность к самообразованию, высокий уровень адаптивности к изменяющимся требованиям в профессиональной среде [1].

Именно в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности: критический анализ проделанной работы, умение разрабатывать пути решения возникающих профессиональных задач.

Учитывая эти моменты, на преподавателя вуза ложится задача научить студента не только профессиональным умениям и навыкам, но заложить основы и привить любовь к самостоятельному поиску информации, освоению знаний и самообучению. К тому же, только те знания, которые были получены в результате творческого поиска и являются итогом собственной деятельности, приобретают для обучающегося наибольшую ценность и формируют наиболее прочные информационные блоки.

Задача организации самостоятельной работы обучающихся усложняется тем, что студенты имеют разный уровень базовой довузовской подготовки, имеют разную мотивацию к обучению в вузе [2]. Также возникает проблема отслеживания качества знаний, полученных в результате самостоятельной работы.

На кафедре биохимии Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) проблема организации самостоятельной работы обучающихся решается с учетом не только вышеизложенных требований, но и с позиции условий кредитной системы [3].

Организация самостоятельной работы на кафедре биохимии КГМУ начинается с разъяснения обучающимся важности данного вида обучения, во-первых, данная форма составляет 60% от всех проводимых занятий, т.к. включает в себя не только самостоятельную работу в чистом виде, но и самостоятельную работу обучающихся с преподавателем. Во-вторых, понимание обучающимся важности качества проведения самостоятельной работы, является дополнительным мотивирующим фактором к обучению, т.к. большую часть рейтинга допуска на экзамен составляет оценка за самостоятельную работу. В-третьих, если студент на ранних этапах своего обучения (дисциплина «Биохимия» в КГМУ преподается на втором курсе) осознает важность выполнения самостоятельной работы, как одного из моментов, формирующего его не только, как профессионала, но и как личность, то это позволяет в дальнейшем развить в нем самоконтроль и объективную самокритичность.

Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся на младших курсах их обучения в вузе начинается с обучения составлению конспекта с приемами наглядной и схематичной записи. Если студент будет научен грамотно конспектировать услышанное или прочитанное с помощью схем, или «карт ума» (mind maps), или линейных записей, то это повысит степень понимания и запоминания полученной информации. Необходимость применения подобных методов наиболее актуальна при освоении материала курса биохимии, где изучение логической последовательности цепей реакций и взаимосвязь всех процессов составляет практически 90% от общего объема материала.

Важно научить студентов конспектировать материал во время или сразу после прочтения (прослушивания) информации, а не откладывать это «на потом». Данный пункт не только позволяет сэкономить время, но и развивает у студентов наблюдательность и умение вычленять главное в полученной информации, что позволит развить креативность не только в период обучения, но и во время профессиональной деятельности [4].

Занятия по самостоятельной работе обучающегося с преподавателем предполагают решение ситуационных задач, конспектирование материала и ответы на разработанные к данным занятиям вопросы. Ситуационные задачи составлены таким образом, что для их решения, студент должен не только проработать информационный блок по разделу, но при этом еще использовать ранее пройденный материал по пре-реквизитам. Дополнительные вопросы позволяют углубить процесс работы над заданием, это развивает клиническое мышление, память, помогает наглядно увидеть плоды собственных трудов при конспектировании и анализе информации. Позволяет понять, как можно применить полученные знания на практике и повышает значимость изучения биохимии и ее значение в будущей профессии, а также взаимосвязь между всеми изучаемыми дисциплинами, что в свое очередь вносит коррективы и расширяет картину мира у студента.

Самостоятельная работа студентов выполняется на платформе MOODLE. Для этого были разработаны задания в тестовой форме, разного уровня сложности, также задания в тестовой форме множественного выбора. Данная платформа позволяет студентам дистанционно решать задания, а для преподавателей она удобна тем, что интегрирует полученные результаты в списки, что позволяет эргономично обустроить учебный процесс. Также в помощь студентам на данной платформе размещены методические пособия, видео-лекции, список заданий к занятиям.

Контроль самостоятельной работы иногда может показать недостаточное усвоение студентом материала. В этом случае на кафедре предусмотрены дополнительные занятия-консультации, на которых преподаватель отвечает на вопросы студентов, дает рекомендации по дополнительной литературе. После чего студентам даются новые задания для закрепления корректировки полученных знаний. Это позволяет студенту более основательно разобраться в имеющихся у него пробелах и найти способы их устранения.

Самостоятельная работа проводится студентами и при проработке вопросов к рубежному контролю. Каждый кредит заканчивается проведением рубежного контроля, на котором выясняется уровень усвоения всех пройденных теоретических и практических вопросов, умение применять полученные знания в решении практических заданий. Планирование времени при подготовке к рубежному контролю осуществляется студентом самостоятельно и зачастую студенты жалуются на неспособность скоординировать свое время для подготовки ко всем рубежным контролям и в этом случае преподаватель должен на примере объяснить студенту младших курсов технологию расчета времени [5].

В задачи преподавателя входит донести до сознания студента необходимость тщательной самостоятельной дополнительной подготовки. Для того чтобы выполнение заданий рубежного контроля, устные ответы и решение заданий в тестовой форме были успешными, студентам необходимо не только выполнять все домашние задания в рамках программы, но и пользоваться дополнительной литературой, самостоятельно заниматься самоанализом и отводить время на рефлексию.

Только подобное сотрудничество преподавателя со студентом даст плодотворные результаты и приведет не только к успешному освоению дисциплины, но и добавит множество штрихов в развитие студента как личности и будущего успешного профессионала.

Литература

1. Закирова Г. Д., Наренова М. Н., Кеншинбай Т. И., Усенбаева Г. Д. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий. Алматы, 2009. 120 с.

2. Позднякова Е. В., Юдина Л. Г., Шумилина О. Н. Анализ представлений о будущей профессии у школьников и студентов медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 11 (ноябрь) часть VI., 2015. С. 129-131.

3. Телеуов М. К., Досмагамбетова Р. С., Молотов-Лучанский В. Б. Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов Карагандинского государственного медицинского университета: Монография. Караганда, 2010. 118 с.

4. Безрукова А. В. Конспект и конспектирование // Народное образование, 2001. № 5. С. 150-154.

5. Ерастов Н. П. Методика самостоятельной работы. М.: Мысль, 2007. 79 с.

The development of speech at students in research K. Sartbaeva

Askar kyzy J.

Развитие речи у учеников в исследованиях К. К. Сартбаева

Аскар кызы Ж.

Аскар кызы Жылдыз / Askar kyzy Jyldyz - старший преподаватель, кафедра технологии филологического образования, факультет кыргызской филологии, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье идет анализ педагогического наследия К. К. Сартбаева по основным вопросам методики преподавания кыргызского языка, выявляются и предлагаются разработки технологии преподавания.

Abstract: the article analyzes the pedagogical heritage K. Sartbaeva on major issues of the methods of teaching the Kyrgyz language, identifies and proposes the development of teaching technology.

Ключевые слова: устная речь, письменная речь, речь ученика, преподавание, обучение, богатство речи. Keywords: speaking, writing, speech pupil, teaching, learning, wealth speech.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016-60-001

Развитие речи у учеников - одна из основных задач в школе. Этой задаче посвящена глава «Методика развития речи» в книге «Методика преподавания кыргызкого языка» доктора филологических наук, члена корреспондента академии наук КР, профессора Калкабай Калыковича Сартбаева. Так как развитие речи у учеников - одна из актуальных проблем в обучении языку.

Автор разделил методику развития речи на девять разделов. В первом разделе «Некоторые общие задачи работ по развитию речи» автор на наглядных примерах доказывает, что развитие речи у учеников является одной из сложных задач в школе. По мнению ученого, еще в школе ученика необходимо научить выступать в аудитории, писать доклады, составлять деловые бумаги, писать статьи в газеты и журналы. Он также отмечает, что для развития у учеников устной и письменной речи внимание этому должно уделяться не только на уроках языка, но и на других уроках тоже.

На первых порах речь у школьника хаотична. Но как только они начинают изучать основные законы и правила кыргызского языка, ученики стараются грамматически правильно построить свою речь. Поэтому учитель сам должен хорошо усвоить фонетику, морфологию, синтаксис и лексику родного языка. Во время уроков учителю необходимо четко и грамматически правильно приводить те или иные факты в пример. А также отвечать точно и правильно на вопросы учеников.

В развитии речи учеников особое место занимают художественные тексты. При регулярном чтении художественных текстов ученик овладевает новыми понятиями и тем самым обогащает свою речь. Он старается использовать эти слова в своей устной и письменной речи. Поэтому учителю необходимо творчески подходить к выбору художественных текстов. Выбранный текст или отрывок из текста должен быть проанализирован в классе. Это помогает развитию устной речи ученика. Ученик старается грамматически верно выстроить свою речь. Если прочитать этот текст в классе и дать задание написать изложение или сочинение по тексту, это напрямую влияет на формирование письменной речи у учеников. Они учатся грамматически верно выражать свои мысли, соблюдая при этом орфографические и пунктуационные правила.

Необходимо, чтобы ученики выписали непонятные слова из текста в тетрадь и нашли их в орфографическом словаре. Нужно проконтролировать, чтобы эти слова были не просто выписаны в тетрадь, а чтобы ученик использовал их в устной и письменной речи.

Большое значение в развитии речи у учеников имеет знакомство их с деловыми бумагами. Потому что с написанием таких деловых бумаг как: заявление, объяснительная, рапорт, протокол и многие другие, они обязательно столкнутся в будущем.

Существует одна особенность деловых бумаг. К примеру, при написании справок сказуемое употребляется перед подлежащим. Поэтому при составлении деловых бумаг нужно подбирать слова в зависимости от их содержания и необходимо учитывать использование стандартных предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.