Научная статья на тему 'Значение и место товарного рынка в иерархической структуре мировой экономики'

Значение и место товарного рынка в иерархической структуре мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1511
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ РЫНОК / ТОЧЕЧНЫЕ РЫНКИ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЫНКИ / COMMODITY MARKET / SPOT MARKETS / SPATIAL MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тяжов Александр Иванович, Русинов Дмитрий Павлович

В статье рассматривается товарные рынки, которые относятся к малоисследованной области экономической науки, в силу объективных и субъективных причин обойдённые вниманием экономистов. Но, как выясняется, данные рыночные образования, находящиеся на нижней ступени в иерархической структуре рынков, оказывают существенное влияние на формирование внутренней структуры рынков более высокого порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value and place of the commodity market in hierarchical structure of world economy

Commodity markets which treat the low-studied area of economic science, owing to the objective and subjective reasons ignored by economists are described in the article. But, as it becomes clear, these are market unit being at the bottom step in hierarchical structure of the markets, which make essential impact on formation of internal structure of the markets of higher order.

Текст научной работы на тему «Значение и место товарного рынка в иерархической структуре мировой экономики»

Тяжов Александр Иванович

Костромской государственный технологический университет

Русинов Дмитрий Павлович

Костромской государственный технологический университет

ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ТОВАРНОГО РЫНКА В ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматривается товарные рынки, которые относятся к малоисследованной области экономической науки, в силу объективных и субъективных причин обойдённые вниманием экономистов. Но, как выясняется, данные рыночные образования, находящиеся на нижней ступени в иерархической структуре рынков, оказывают существенное влияние на формирование внутренней структуры рынков более высокого порядка.

Ключевые слова: товарный рынок, точечные рынки, пространственные рынки.

Основным объектом исследования экономической теории является рынок. В процессе эволюции экономической мысли, на каждом её этапе, определение экономического понятия «рынок» по-новому переосмысливалось и дополнялось. Такие авторитетные экономисты, как А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл и многие другие проявляли самое пристальное внимание к изучению рынка в своих научных изысканиях. Так, в частности, А. Маршал, анализируя рыночные систему в её разнообразии и многовекторнос-ти развития, определил два полюса конкурентной экономики. Одну крайность образуют мировые рынки, на которых действует конкуренция, исходящая из всех частей земного шара. Другую крайность представляют многочисленные локальные рынки, созданные непосредственно конкретными предпринимателями и представленные всей совокупностью местных рынков, на которых всякая конкуренция издалека исключена [5, с. 12].

Ни одна эпоха, ни одно столетие не повлияло на восприятие и переосмысление категории «рынок» столь существенно и значимо, как ушедший ХХ век, для которого были характерны постоянные перемены с краткими периодами передышки, когда информация, значение которой всё более возрастало, создавала особую среду для ведения бизнеса, характеризующуюся динамизмом и скоростью принятия решений. Это являлось отличительной особенностью постиндустриальной экономики от предшествующей эпохи, когда периоды стабильности экономического развития разделялись лишь краткими периодами революционных перемен [1, с. 417].

Изначально, рынок рассматривается исключительно как место реализации товаров, произведённых домашними хозяйствами, где совместно с законами экономической целесообразности важную роль играют исторические традиции и привычки, а порой и просто подменяют их. Но с развитием экономической мысли рынок рассматривается уже как институт хозяйственной жизни всего государства с присущими ему механизмами функционирования как-то: цена, спрос, предложение, который

сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.

В современной интерпретации внимание в большей степени уделяется взаимоотношению продавцов и покупателей (экономических агентов) в процессе обмена, поскольку, как отмечает А. Тяжов, эффект от качества отношений настолько велик, настолько важен и ценен, что мировое сообщество ставит его во главу угла всех форм экономического сотрудничества [9, с. 27]. И ни одна сделка на рынке не может осуществиться без хотя бы минимального доверия между её участниками. Потому как именно в существовании доверия заключается предпосылка предсказуемости поведения контрагента, формирования более или менее устойчивых ожиданий касательно ситуации на рынке [7, с. 22].

Можно сказать, что за незначительный временной промежуток научная мысль совершила виток, и от понимания рынка исключительно как места продажи определённого товара, обогащая знания исследованием рыночных отношений в мировом и национальном масштабе, ограниченных правилами поведения, принимаемыми всеми рыночными агентами, вновь акцентирует внимание на проведение операций купли-продажи в конкретной точке обмена.

Как следствие, все рынки условно можно разделить на две группы: пространственные и точечные рынки. Пространственные рынки рассматривается в территориальном разрезе (региональный, национальный, мировой). А точечные рынки - это локальный рынок и местные товарные рынки. Точечные рынки представляют собой простейшие образования рыночной экономики, где небольшое число, повторяющихся из раза в раз операций обмена происходит между ограниченным количеством участников, и не пересекает пределы сфер, подконтрольных всем сторонам сделки. Для них в большей мере характерна внутренняя монополия и свободная конкуренция между многочисленными данными рынками. Для пространственных же рынков типична несколько иная ситуация - ограниченная конкуренция между ними и внутренняя свободная конкуренция между субъектами данных рынков.

На сегодняшний день точечные рынки являются наименее исследованными объектом в экономической науке. Этот факт объясняется тем, что при их изучении многие авторы, в том числе и вышеперечисленные, в большей мере уделяют внимание его абстрактным или укрупнённым моделям и наиболее явно протекающим различным рыночным процессам, как-то: общественное движение капитала, наёмного труда, предпринимательских способностей, производственных фондов и другой недвижимости. А между тем от понимания правильной интерпретации и ретрансляции экономических процессов, протекающих на нижнем уровне рыночной экономики, к которым относятся точечные рынки, где разворачивается внутриотраслевая конкуренция в ограниченных масштабах, зависит правильность принятия организационно-экономических и управленческих решений, активно воздействующих на сбалансированное и поступательное развитие общественного производства

При изучении локального рынка, подробно рассмотренного в статье «Монопольная власть предпринимателя в условиях локального рынка» [8] следует учитывать, что предъявителем регулярного спроса является преимущественно местное население, ограниченное в силу определённых обстоятельств в выборе, а предложение, в рамках возникновения и формирования локального рынка, исходит от продавцов, заинтересованных в продаже конкретной высокомаржинальной продукции. Т.е. локальные рынки асимметричны: спрос превышает предложение, и равновесная цена устанавливается на максимально возможном уровне.

В процессе развития локального рынка с расширением целевой аудитории потребителей и приходом на данный рынок других представителей бизнеса увеличивающих предложение, локальный рынок теряет один из основных присущих ему признаков, а именно - монопольную власть предпринимателя. Идёт процесс трансформации локального рынка одного конкретного товара в товарный рынок определённого типа продукции [10]. Также можно сказать, что происходит специализация рынка, в отличие от предшествующего универсализма, когда предложение продукции на рынке менялось в зависимости от представления бизнеса о собственной выгоде.

В итоге, ассиметричность, присущая локальному рынку на товарном рынке отсутствует, ибо на нём предъявителем регулярного спроса выступает более широкий круг потребителей, а предложение в рамках товарного рынка исходит от продавцов как рыночных агентов предприятий-товаропроиз-водителей, размещённых в разных точках мировой экономики, удовлетворяя разносторонние запросы различных групп покупателей. Это уравновешивает цены на уровне, приемлемом для большинства потенциальных участников сделки. В таком случае

локальный рынок выступает в качестве одного из сегментов товарного рынка:

1) размещённого на компактной территории;

2) имёющего бесчисленное многообразие различных товаров разных производителей, разместивших свои предприятия в различных странах мира;

3) определённую численность покупателей из местных жителей, дифференцированных по полу, возрасту, образованию, социальному статусу;

4) организованного преимущественно как розничная торговля.

Все эти социально-экономические признаки присущи товарному рынку как таковому и проявляются в процессе функционирования локальных рынков как их особой разновидности. Условимся не отделять локальный рынок от рынка товарного, и с определённой долей условности будем рассматривать их как синонимы, не забывая об их качественных различиях.

Интересен тот факт, что в центральных энциклопедических изданиях по экономике отсутствует понятие товарного рынка, которое имеется в ряде энциклопедических изданий регионального и местного значения. Так, В. Коноплицкий и А. Филина дают следующее определение товарному рынку: «Товарный рынок - рынок отдельных товаров и товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам. Как правило, товарные рынки рассматриваются как элемент внутреннего рынка страны» [2, с. 280]. Эти авторы вводят понятие «рынка товарного регионального или страны». Они определяют его как «рынок конкретного товара, группы товаров или товаров определённой отрасли одного региона или страны. Например, рынок бытовой техники Японии» [2, с. 280].

Некоторые отечественные экономисты считают, что рынок товаров делится на две части: «рынок потребительских товаров и рынок инвестиционных товаров (средств производства)» [11, с. 157]. По их мнению, рынок товаров имел первоначально именно такой вид и сохраняет себя на современном этапе экономического развития общества [11, с. 157]. Не будем оспаривать, по какому признаку можно выделить из рынка вообще рынок товаров, но оговоримся, что этот рынок имеет дело с материальными благами, вещами как носителями частной полезности, ориентированной на неизвестного, абстрактного потребителя, который предпочитает выбирать и подбирать товары на рынке, а не заказывать их заранее производителю на свой вкус и цвет. Следует также отметить, что товарный рынок, исключая всякие эксклюзивы в индивидуальной полезности, рассчитан на крупносерийное производство и крупносерийное потребление. Продукция крупносерийного или массового производства распределяется между бесчисленным множеством товарных рынков, действующих в различных точ-

ках мировой экономики и с нею непосредственно не связанных. На конкретном товарном рынке то или иное частное благо, произведённое в массовом количестве, может находиться в тот или иной момент в дефиците, а на других товарных рынках, наоборот, в избытке, что свидетельствует о сбоях в распределении продукции или о слабом учёте производителей динамики потребительского спроса.

Целесообразнее всего определять товарный рынок как экономическое понятие не с позиций того объекта, который является предметом купли-продажи, а с позиций строения этого рынка и способа меновых отношений. Прежде всего, товарный рынок включает в себя розничную торговлю, которая всегда располагается в конкретной местности и в этом смысле локализована. С экономической точки зрения локализация означает, что этот вид торговли рассчитан на спрос конкретных потребителей, имеющих определённый уровень дохода и потребительских предпочтений. Так считает и родоначальник неоклассики А. Маршалл, который заостряет внимание на том, что всякий товарный рынок следует рассматривать в контексте принадлежности товаров к той или иной сфере экономической деятельности людей. То есть как специализированный рынок, на котором покупаются и продаются однотипные, аналогичные, замещающие друг друга товары (субституты), конкурирующие между собой, даже находясь в распоряжении одного и того же продавца. За этой конкуренцией товаров скрывается конкуренция не только продавцов, но и их непосредственных производителей - отдельных предприятий. Иными словами, основоположник неоклассики имел в виду отраслевые товарные рынки, имеющие узкую специализацию и обладающие всеми атрибутами, присущими любому рынку вообще, будь то спрос, предложение, их взаимодействие, равновесная цена и равновесный объём, внутриотраслевая конкуренция [4, с. 7-8].

Пространственные рынки, которые в свою очередь замещают простейшие рынки, являются более сложными структурами, включающими неогра-

ниченное количество сделок и участников, осуществляющих многоэтапные операции обмена. Экономическое развитие любого пространственного рынка определяется вертикальными и горизонтальными связями. Вертикальные связи подталкивают пространственные рынки к территориальному разделению труда. Горизонтальные же связи обуславливают необходимость тесного сотрудничества субъектов пространственного рынка - предпринимателей, работающих на локальных и товарных рынках, - и повышают их заинтересованность в социально-экономическом развитии данной территории [6, с. 55].

Пространственные рынки обладают динамическими признаками, такими как движение капитала, перемещение рабочей силы и др. Но всё-таки, в отличие от транспортатабельных [8, с. 190] точечных рынков, основные их черты образуются под воздействиями статических признаков, к которым можно отнести географическое расположение территории, ландшафт, административные или государственные границы. Таким образом, можно предположить, что для пространственных рынков типично стационирование, когда совпадение политических и экономических границ не только желательно, но и взаимобусловленно [3, с. 196].

При анализе пространственных рынков наиболее часто в качестве объекта исследования выступает региональный рынок, в связи с местом и ролью регионов в экономической жизни страны, взаимосвязанности и взаимозависимости региональных рынков, как частей общей государственной экономической системы. А виды рынков, более высокого уровня, уже рассматриваются в разрезе регионального рынка, который, как было выяснено выше, представляет собой совокупность товарных рынков, и представляет собой мультирыноч-ную модель, основанную на дискретном представлении территории в виде точек-рынков, ориентированных на административное деление. В таком случае государственные границы - это экономическое поле национального рынка, который представ-

Таблица 1

Основные типы рынков

Локальный Товарный Региональ- ный Национальный Мировой

Цена Максимальная Равновесная, близкая к максимальной Средняя 1. Регулируемая 2. Большой разброс цен в зависимости от спроса в различных регионов. Равновесная

Ресурсы в конкурентной борьбе 1. Транспортабельность. 2. Наличие необходимой и достаточной информация. 1. Транспортабельность 2. Наличие необходимой и достаточной информация 3. Специализация рынка 1. Степень развития произ-водст-венных сил 2. Местное за-конодательст-во 3. Пространство 1. Степень развития производственных сил 2. Федеральное законодательство (стимулирование внутреннего спроса, с одновременной политикой протекционизма). 3. Меньшая подвижность политических границ, чем экономических. 1. Ёмкость рынка практически не ограничена 2. Мгновенно получаемая информация об изменении конъюнктуры рынка в любой точке мира

Конкуренция Монопольная власть предпринимателя Монополистическая конкуренция (как правило, дуополия) Все типы конкуренции Все типы конкуренции кроме монополии

Центр рынка Точка прибыли Экономические точки притяжения (полюса роста, центры тяжести) Мировые биржи

Барьеры Ёмкость рынка 1. Административные барьеры региональных властей для сторонних пред-прини-мателей. 2. Сговор продавцов 1. Административные барьеры федеральных чиновников для иностранных предпринимателей 2. Олигархический сговор. Финансовые возможности фирмы, нивелируемые с помощью инфор-ма-ционных технологий.

ляет собой систему региональных рынков, взаимодействующих как в рамках национального, так и международного рынков [6, с. 10]. А мировой рынок рассматривается в виде взаимодействующей системы национальных рынков (см. рисунок 1) (см. таблица 1).

В заключении необходимо отметить то влияние, которое оказывают товарные рынки на рынки пространственные, выделенные из общемирового хозяйства административными границами. Внутри региональных рынков формируется экономическая система, обеспечивающая сочетание интересов экономических отношений между субъектами экономики, в том числе и неформальные отношения между представителями органов власти и хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. Т.е. уже не только административные границы, органы власти, но и представители бизнеса, создающие и развивающие товарные рынки, выступают в роли

фактора институционализирующего рыночное хозяйство, подчеркивая особенности региональных и национальных рынков внутри мировой экономики.

Библиографический список

1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-ое, исправленное. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -480 с.

2. Коноплицкий В., Филина А. Это - бизнес. Толковый словарь экономических терминов.- Киев: МСП «Альтенпрес», 1996. - 448 с.

3. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. - М.: Изд-во Ин. лит-ры, 1959. - 456 с.

4. Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - Т. 1. - 416 с.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - Т. 2 - 310 с.

6. Новосёлов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 448 с.

7. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 416 с.

8. Русинов Д.П. Монопольная власть предпринимателя в условиях локального рынка // Научнотехнические ведомости СПбГПУ (серия Экономические науки). - СПб.: Изд-во Политех. ун-та. -2011. - № 3 (125). - С. 185-191

9. Тяжов А.И. Индивидуальный трудовой потенциал и политико-экономическая концепция человеческих способностей. Научное издание. - Кострома. Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 1999. - 320 с.

10. Тяжов А.И., Русинов Д.П. Трансформация монополизированного рынка товаров лёгкой промышленности в рынок дуополии // Экономика образования. - 2012. - №6.

11. Экономика (Экономическая теория): Учебное пособие для вузов / под рук. и ред. проф. Б.Д. Бабаева. - 3-е изд. - Иваново: ИГУ, 2000. - 400 с.

УДК 330

Тяжов Анатолий Иванович

доктор экономических наук, профессор Костромской государственный технологический университет

eteor@yandex.ru

Жигалов Михаил Иванович

eteor@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассмотрены организационно-экономические формы малых промышленных предприятий как система построения внутренних отношений в фирме.

Ключевые слова: организационно-экономическая форма, организационно-правовая форма, малое промышленное предприятие.

Организационно-экономические формы малых промышленных предприятий имеют качественное отличие от их организационно-правовых форм. Каждое малое промышленное предприятие имеет спрос на рынке на свои товары, и, прежде всего, на локальном рынке. Оно предполагает, что его продукцию будут покупать потребители в тех минимальных объемах, с момента достижения которых у предприятия начинает возникать прибыль; оно имеет свои технологии, ресурсы, капитал. В итоге на фирме складывается и начинает функционировать свой экономический механизм, который образуется как результат управленческих решений, выступающих в различных формах. К числу таких форм в развитых странах относят частнопредпринимательские фирмы, партнерство и корпорации [1, с. 54].

Организационно-правовые формы - это формы отношений между государством и тем лицом, которое перед государством несет различные виды юридической ответственности. Различные организационно-правовые формы могут соответствовать одной организационно-экономической форме и наоборот. Таким образом, если дефиниция «организационно-экономическая форма» характеризует внутрифирменные отношения на предприятии, в которые государство не вмешивается, очерчивая только принципиальные внешние черты фирмы, которые и выражаются в категории «организационно-правовая форма», среди которых в Гражданском кодексе Российской Федерации выделяются хо-

зяйственные товарищества и общества, кооперативы и унитарные предприятия. Однако следует оговориться, что с правовой точки зрения такие фирмы как унитарные предприятия хоть и считаются коммерческими, но по своему экономическому характеру таковыми являются не в полной мере, так как они создаются органами государственной власти или органами местного самоуправления, и их основная задача все-таки не извлечение прибыли, а производство общественных благ, либо производство таких благ, спрос на которые со стороны населения стремится быть неэластичным, или даже абсолютно неэластичным. Сюда можно отнести почтовую связь, коммунальные услуги, общественный транспорт и т.д. Следовательно, нам нет необходимости рассматривать их в качестве организационно-экономической формы малых промышленных предприятий.

Рассмотрим в отдельности каждую из организационно-экономических форм. Частнопредпринимательская фирма - это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем ее обязательствам. Данная форма наиболее соотносится с категорией «индивидуальный предприниматель» или «предприниматель без образования юридического лица». В этом случае экономическое и правовое начало в признаке классификации сливаются воедино. Справедливости ради следует отметить, такая форма предприниматель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.