Научная статья на тему 'Значение философии в современном мире (по итогам конференций, посвященных Международному дню философии)'

Значение философии в современном мире (по итогам конференций, посвященных Международному дню философии) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23753
1123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение философии в современном мире (по итогам конференций, посвященных Международному дню философии)»

Две диссертации выполнены по исследованию разрешимости в гельдеровских пространствах краевых задач для линейных параболических уравнений с меняющимся направлением эволюции. Такие уравнения возникают, например, в гидродинамике при изучении движения жидкости со знакопеременным коэффициентом вязкости, в теории переноса при описании процессов переноса нейтронов в ядерном реакторе, диффузионных процессов рассеивания электронов в металле и других аналогичных процессов. В работе Пинигиной Н.Р. получены условия однозначной разрешимости основных краевых задач с общими условиями склеивания для уравнений второго порядка, найдена зависимость показателей гельдеровских пространств от весовых функций склеивания. В работе

Потаповой С. В. получены 2п1 необходимых и достаточных условий разрешимости краевых задач с общими условиями склеивания для уравнений с эллиптической частью порядка 2п, определены условия повышения гладкости решений при увеличении гладкости начальных данных.

Как известно, уровень любого классического университета определяется научным потенциалом профессорско-преподавательского состава, в первую очередь в области математики. Диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по физико-математическим наукам вносит свой достойный вклад в дело подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров по фундаментальной математике.

■4Мг#'

Н.Н. Кожевников

ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (по итогам конференций, посвященных Международному дню философии)

Нами рассмотрены основные особенности постнеклас-сической философии в контексте современных естествознания, культуры, мудрости и мероприятий, посвященных Международному дню философии. Проанализированы основные тенденции и лучшие работы с научных студенческих конференций, посвященных этому дню.

1. Философия в современном мире

Отношение к философии в современном мире очень неоднозначное, что определяется резко возросшим темпом жизни (недостатком сил и времени для обеспечения самого необходимого), широким распространением избыточной информации, симулякров, прагматических критериев формирования личности. Многим философия мешает, отвлекая их от меркантильных целей и образа жизни, где превалирует рассудок. Кроме того, философия тесно связана с ценностями, с совестью, а эти качества также востребованы далеко не всеми и не всегда. Однако кризис, охвативший современный мир, существенно меняет отношение к философии, поскольку речь идет уже о самом существовании человечества, и человек как никогда нуждается в опорах, путеводных нитях. Неслучайно в последнее время сильно возрос интерес к религиям, разного рода мистике, современному мифу, однако эти опоры временные, большинство из них дают иллюзию чего-то прочного, и, конечно, философия гораздо более достойный и надежный фундамент среди всех возможных в нынешних условиях.

Современный планетарно-цивилизационный кризис начался несколько десятилетий тому назад и завершится, по-видимому, только к середине текущего столетия. К этому времени человечество обретет свое популяционное равновесие, сумеет разрешить основные энергетические проблемы, сделает необратимой угрозу термоядерной войны, обуздает распространение избыточной информации, справится с негативными геополитическими тенденциями. Только разобравшись с этими вопросами, преодолев порождаемые ими деструктивные тенденции, возможен устойчивый путь дальнейшего развития.

В этих условиях необходимо по-новому взглянуть на основоположения философии, науки, культуры, мудрости, рассмотрев их в процессе взаимодополнительных взаимодействий. Каждое поколение землян по-своему ставит эти вопросы, формирует соответствующее им мировоззрение, разрабатывает сценарии своего будущего развития. В условиях переживаемого человечеством кризиса значение подобного переосмысления становится особенно важным.

Как известно наука, философия, культура, мудрость -понятия неоднозначные. Существуют десятки основных и сотни вспомогательных их определений. Каждая эпоха делает акцент на определениях, соответствующих её культурным ритмам, кодам, и, самое главное, устанавливает уникальную структуру взаимодействий между ними. Число подобных сочетаний необыкновенно велико, поэтому каждый философ и каждая личность могут иметь своё видение

проблемы. Однако иногда это видение оказывается созвучным космическому закону, ставшему в определенных условиях необыкновенно ясным. Тогда возникает парадигма (философская, научная), как это бывало во времена Платона и Аристотеля, Бэкона и Декарта, Ньютона, Дарвина, Эйнштейна.

Наука предполагает деятельность, направленную на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука ограничивается главным образом сферой задач, которые могут быть решены, либо их решение обладает достаточно высокой вероятностью. «Два главных принципа характеризуют научный этос. Первый из них запрещает умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям, второй требует постоянной инновационной деятельности, роста истинного знанияи вводит запреты на плагиат» [1, с. 24]. Представления о современной науке, её главные принципы в настоящее время размыты из-за обилия избыточной информации, а также из-за того, что науке случается выполнять не свойственные ей функции. Однако многие направления, развивающиеся в постнеклассической науке и философии, позволят в ближайшее время эту ситуацию исправить. Так можно отметить, что современные компьютерные программы уже позволяют выявлять плагиат.

Философия есть форма духовной деятельности, направленная на постановку, исследование и решение фундаментальных мировоззренческих вопросов, предполагающих выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. Ее определяют также как жизненную мудрость, науку о принципах, учение об «абсолютном», самопознание человеческого духа, теоретически сформулированного мировоззрением. В Новое время особое внимание уделяли обобщенным законам, действиям которых подвержено развитие природы, общества, человека, однако уже тогда возник интерес к «производящим основаниям» (для всего остального). Так, например, Т. Гоббс определяет философию как «познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий» [2, с. 50]. Согласно наиболее широким определениям, философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека, либо - на систему «мир-человек». «Развитие философии осуществляется благодаря многократному повторению познавательного цикла: (1) от критического анализа универсалий культуры своего времени, (2) к постановке и решению теоретических проблем и выработке новых идей и смыслов философских категорий, (3) к последующей трансформации этих идей и смыслов в базисные ценности культуры (часто уже иной исторической эпохи)» [3, с. 197].

В неклассической философии ключевой становится проблематика социокультурной обусловленности философского знания. Стремление классической (и докласси-ческой) философии открыть последние и окончательные

принципы бытия трансформировалось в неклассическом подходе в стремление выявить предельные основания культуры, регулирующие человеческую деятельность. С этих позиций возникает понимание философии как рефлексии над универсалиями культуры [Ibid, с. 199]. На исследовании этих оснований, в частности, сосредоточились экзистенциализм, персонализм, психоанализ. Кроме того, в ряде направлений неклассической философии (аналитической философии, феноменологии) возник интерес к предельным основаниям науки. Следует особо подчеркнуть, что центральное понятие (предмет) философии - рефлексия происходит над предельными основаниями знания и жизнедеятельности человека, а также предполагает осмысление культуры и её оснований во взаимосвязи с действиями носителей культуры.

Постнеклассическая философия углубила исследования предельных оснований науки (в математике, физике, космологии) и культуры. В последнее время эти вопросы активно обсуждаются в синергетике, глобальном эволюционизме, экологии, компьютинге, глобалистике. Постнеклассическая философия во многом объединила деятельность философа и ученого, которая становится взаимодо-полнительной, так что одни исследования немыслимы без других. Граница между философией и наукой по многим направлениям является скользящей, или строгое научное ядро дополняется активно развивающейся периферией, где без направляющей деятельности философской методологии не обойтись.

Мудрость - высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Л.Н. Толстой определял её как «знание вечных истин, приложимых к жизни» [4, с. 618]. Мудрость предполагает целостное восприятие окружающего мира, когда происходит взаимодополнительное взаимодействие различных сфер человеческого духа. Следует отметить, что современная философия во многом становится и мудростью, поскольку развивает современные виды универсализма, ноосферологию, представления о сетевых культуре, экологии, человеке.

2. Расширение значения и смысла Всемирного дня философии

В 2002 году Всемирная организация ЮНЕСКО объявила о проведении ежегодно в третий четверг ноября Всемирного дня философии. Первые три года он отмечался как День философии ЮНЕСКО. В настоящее время этот день отмечается более чем в 70 странах - членах ЮНЕСКО во всем мире.

В России этот День отмечают с 2003 г. и проводят конференции, заседания, круглые столы, философские кафе, встречи с деятелями искусства, выставки книг, связанных с

актуальной философской проблематикой. В некоторых вузах проходят юмористические мероприятия, подготовленные студентами и аспирантами философских факультетов и кафедр. Следует отметить, что в 2003 г. этот День отмечался в Якутском государственном университете, а подавляющее большинство других регионов России отмечает его с 2004 г.

Смысл празднования Международного дня философа заключается в том, чтобы найти общую платформу обсуждения происходящих сейчас глобальных социокультурных преобразований, приобщить людей к философскому наследию, дополнить сферу обыденного мышления новыми идеями, стимулировать публичные дебаты по поводу вызовов, встающих перед социумом сегодня. Философия учит исследовать фундаментальные истины, выверять исходные посылки и строить собственные выводы. В течение многих веков в различных культурах философия закладывала основу для критического, независимого и творческого мышления.

В течение недели (с двенадцатого по семнадцатое ноября 2007 г.) по всей России прошли мероприятия, посвященные Всемирному дню философии. Очень широкая юбилейная программа была представлена Санкт-Петербургским государственным университетом. Здесь обсуждались актуальные проблемы философии истории, права, этики, конфликтологии, глобалистики, социальной синергетики, науки и техники в период информационной революции, вопросы философского и методологического обоснова-ния искусственного интеллекта и прорывных информационных технологий. Большое внимание было уделено русской философии, истории российского религиоведения, геополитике, политическому образованию как фактору развития России, современной компаративистике, а также философии культуры, культурологии, проблеме ответственности, борьбе с наркоугрозой и т.п.

В рамках юбилейных мероприятий в вузах г. Якутска основной упор был сделан на научные студенческие конференции. В условиях современного мира, когда качественная информация вполне доступна, студенческий доклад может быть очень интересным, представляя собой серьезное научное исследование. Здесь главное помочь выбрать тему, подогреть интерес, направить само исследование -результат часто превосходит все ожидания. Тема конференций «Философия, естествознание, культура в современном мире» предоставляла свободу в выборе предмета исследований в соответствии с личными склонностями студента, наличием литературных источников и многими другими параметрами конкретных предпочтений. Естествознание и культура важны потому, что это «два крыла» современной философии, два её основания. Постнекласси-ческая философия, допуская самое широкое взаимодействие с учеными конкретных направлений и представителями культуры, по сравнению со своими предшествующими этапами (классической и неклассической философией) обеспечивает взаимодополнительное взаимодей-

ствие естествознания, философии, культурологии. Тем самым формируется новая мировоззренческая реальность.

3. Завораживающий, бездонный мир студенческих исследований

Перечень одних только направлений и тем рассмотренных студентами на конференциях, посвященных Дню философии, занимает целую страницу. Среди них можно встретить исследования, в которых раскрывается влияние мыслителей прошлых эпох (Пифагора, Аристотеля), а также целых направлений (даосизма) на развитие современной философии. Рассматриваются концепции, связанные с сознанием, философской антропологией, современными аспектами бытия, представлениями о становлении русской философии. Анализируются идеи мыслителей двух последних веков Ф. Ницше, М. Шелера, М. Хайдеггера, Ж. Сартра. Значительный интерес вызвали вопросы исследования культуры: миф в современной культуре, духовная культура в России, тайны творчества гениев. Явные приоритеты на этих конференциях имели современное естествознание, значение великих ученых, их принципов и систем (Галилей, Дарвин, Ламарк, Фарадей, принцип Ле Ша-телье-Брауна) в современности, зарождение теории электричества, открытие законов термодинамики, глобальный универсализм, климат, черные дыры, синергетика, эволюция химических соединений на Земле, ноосфера, кибернетика, загрязнение атмосферы, парниковый эффект, строение и эволюция звезд, клонирование и другие.

Здесь можно отметить, как последовательный анализ заблуждений Аристотеля, выполненный его глубоким почитателям Т. Куном, лег в основу современной концепции о парадигмах, составивших фундамент философии науки (Е. А. Кувшинова - ЯФ НГУЭУ). Как происходило взаимодействие фундаментальных этапов развития культуры и философии в России (Е.А. Кискин, О.О. Мироманова -ЯФ НГАВТ). Последовательно рассмотрены биологический, социально-этический и правовой аспекты клонирования (С.А. Багданцева - ФЭП ЯГУ). Различные аспекты проблемы гипноза, сна, их структура, тайны творчества гениев рассмотрены Л.Г. Угапьевой, П.В. Яковлевой (ЯФБГУЭП), О.Н. Слободчиковой, Е.А. Жуковой (ФЭП ЯГУ). Проблемы философии спорта - «философии бокса» (уважение, ответственность, достижение поставленных целей) представлены в работе А.А. Алексеева (ЯГСХА).

Некоторые работы производят сильное впечатление, и разговор о них имеет значение для развития научной работы студентов в высшей школе в целом. Особое место занимает развитие представлений и интерпретаций об основных картинах мира. Первой научной картине мира посвящено несколько работ, наиболее серьезная из которых выполнена А.С. Петровой (ФЭП ЯГУ). Здесь, прежде всего, рассмотрены общие особенности познавательной деятельности XVII века и непосредственные предпосылки создания классической механики (работы Г. Галилея,

X. Гюйгенса, И. Кеплера). Центральным элементом этой картины мира является ньютонианская революция, где последовательно проанализированы все основные аспекты: создание теории тяготения, корпускулярная теория света, космология, пространство и время, электрические и магнитные явления. Развитие всех этих направлений и осмысление фундаментальных исходных понятий (материальная точка, инерция, основные законы) привели к созданию классической механики и механицизма, которые в течение почти трех столетий направляли развитие всего естествознания.

Однако картина мира, созданная Ньютоном, была неизменной, созданной навсегда, основанной на принципе дальнодействия и бесконечной Вселенной. Предельные основания своей концепции Ньютон не исследует, допуская, что Бог просто позволил ему случайно узнать эту тайну. Механицизм породил многие другие, частные картины мира: в электромагнетизме - теорию Ампера-Вебера, опирающуюся на принцип дальнодействия, в биологии - теорию преформизма (вложенных друг в друга зародышей, готовых маленьких организмов, содержащихся в «наследственных молекулах»). Вторая научная картина мира исследована в докладах и сообщениях Л.М. Андросовой, О.Л. Очировой (ФЭИ ЯГУ). Здесь последовательно рассмотрено зарождение теории электричества, обосновано, как механистическая концепция Ампера-Вебера и основные положения механицизма трансформировались в полевую концепцию, что было осуществлено, прежде всего, Фарадеем, Максвеллом, Герцем. Это позволило обосновать принцип близкодей-ствия, который до сих пор составляет фундамент современного естествознания.

Большое внимание, как и на первой научной студенческой конференции в 2006-2007 учебном году, было уделено проблемам эволюции звезд и галактик, гипотезам их зарождения и смерти. Поскольку нейтронные звезды и черные дыры являются важными состояниями их финального существования (вариантами), это стало предметом многих выступлений. Кроме того, обсуждались последние открытия (2000-е годы) на границах Солнечной системы, а также планет за её пределами. Особо хочется здесь отметить работы А. А. Божедонова и Е.Р. Мальцевой (ФЭИ ЯГУ) «Галактика «Млечный путь» и её спутники», «Млечный путь: структура и свойства»; Ж.А. Цориевой (ФЭИ ЯГУ) «Космические тела на границах Солнечной системы», В.А. Ефимова (НГУЭУ) «Исследование внесолнечных планет». В работах первой группы анализируется структура нашей галактики - её центральное ядро, диск, состав галактического центра, спиральные рукава, особенности их движения, а также два спутника - две карликовые галактики: Большое Магелланово Облако и Малое Магелланово Облако. Первая находится на расстоянии около 50, а вторая - 60 килопарсек от нашей галактики; они, по крайней мере, в 20 раз меньше по диаметру и в десятки раз - по количеству звезд. Обосновывается гипотеза, что Млечный путь

возник в результате слияния нескольких более мелких галактик.

Во второй группе работ приводятся данные о поясе Койпера (Эджворта-Койпера) и об облаках Оорта. Пояс Койпера - область Солнечной системы за орбитой Нептуна (30 а. е. от Солнца) приблизительно до расстояния 50 а. е., где расположено большое количество планетоидов, самым известным (но не самым крупным) из которых является Плутон. Объекты пояса Койпера движутся приблизительно в плоскости орбит планет в отличие от объектов облака Оорта, которые, как предполагается, распределены в виде сферы вокруг Солнечной системы, также на её границах. К 2005 году стало известно более 800 объектов транснепту-нового пояса (Койпера), совокупная масса которого в сотни раз превышает массу пояса астероидов, однако, как предполагается, существенно уступает массе облаков Оорта. Крупнейшими объектами пояса Копейра являются Эри-да (открыта в 2005 г, экваториальный диаметр 2300-2500 км), Плутон (1930 г., 2300 км), Санта (2005 г., 1600 км), Седна (2003 г., не более 1800 км), Орк (2004 г., 1600 км), Харон (1978, 1270 км), Куоар (2002, 1200-1400 км), Варуна (2002 г., 700-1000 км). Остальные объекты имеют экваториальный диаметр менее 1000 км. Плутон - карликовая планета, считавшаяся до 24 августа 2006 г. девятой планетой Солнечной системы, но лишенная этого статуса решением XXVI Генеральной ассамблеи MAC. У Плутона есть три спутника: Харон, Гидра и Никта. По другой версии, спутников только два - Гидра и Никта, а Харон является меньшим компонентом двойной планетной системы Плутон - Харон. В 2006 году НАСА отправило к Плутону космический аппарат «New Horizons», прибытие которого к Плутону ожидается в 2015 году.

Исследования внесолнечных планет активно ведутся с 1992 года, и в настоящее время число уже идентифицированных планет приближается к ста пятидесяти. Как правило, это наиболее близкие к своим звездам планеты, имеющие гигантские размеры. В 2005 г. для их исследования запущен специальный интерферометрический зонд SIM-«Дарвин» (Space Interferometry Mission), способный затемнять свет звезды в миллион раз. «Дарвин» представляет собой систему из шести орбитальных телескопов, ин-терферометрическая связь которых позволяет различать около ближайших звезд объекты всего лишь в несколько раз больше Земли, а его спектрометр позволит анализировать атмосферу этих планет главным образом на наличие озона, метана и кислорода.

Проблемы современной химии рассматривались сквозь призму ключевых её направлений: спиновой химии, фемтохимии, нанохимии, а также открытий последних элементов периодической системы элементов Д.И. Менделеева. Основные направления развития химии в XXI веке подробно исследовал РА. Аракелян (ФЭИ ЯГУ). Так, спиновая химия вводит в реакции магнитные взаимодействия, с пренебрежимо малыми энергиями, которые контролируют реакционную способность и создают новый «маг-

нитный сценарий» реакции. Нанохимия имеет дело с технологиями, оперирующими объектами порядка нанометра, то есть отдельными атомами. Это позволяет предотвращать химическую деградацию наноструктур, осуществлять сборку крупных молекул из атомов с помощью мани -пуляторов, получать новые нанокатализаторы, синтезировать наноструктуры в биологических тканях, разрабатывать способы лечения болезней с использованием нанокристаллов. Обширными классами наноструктур являются фуллерены (вложенные друг в друга структуры) и нанотрубки, из которые плетут нити и ткани. Это открывает широкие возможности для использования их в компьютерной технике, в биологических исследованиях, медицинской практике. Фемтохимия детектирует химические события в масштабе ультракоротких времен (10-14 -10-15 с), что на два-три порядка меньше периода колебаний атомов в молекулах. Благодаря этому механизм химической реакции исследуется как бы изнутри, что позволяет оказывать на него существенное влияние. Фемтосекундные импульсы позволяют образовывать когерентные колебательно-вращательные волновые пакеты, управлять химическими и биологическими процессами.

Исследование трансурановых элементов вызывает у студентов серьезный интерес (Адамова А. А, Неустроева А.М. - ФЭИ ЯГУ). В 1940-50-х гг. были открыты Нептуний (номер 93), Плутоний, Америций, Кюрий, Берклий, Калифорний, Эйнштейний, Фермий, Менделеевий, Нобелий (номер 102). Начиная с 1961 г., были открыты Лоуренсий (номер 103), Резерфордий, Дубний, Сиборгий, Борий, Хас-сий, Мейтнерий. В последние годы ведутся исследования свойств элементов со 110 по 118 номера, где еще многое предстоит уточнить, начиная от названий (110-й предварительно называют и Ганий, и Дармштадгий, 111-й - Рентге-ний). Область этих исследований исключительно сложная, так что любые выводы нуждаются в тщательной проверке. Все трансурановые элементы получены искусственно, причем физиками, а не химиками и не имеют стабильных изотопов. Однако у Плутония есть долгоживущие изотопы с периодом полураспада приблизительно 250 и 760 лет.

Среди экологических проблем особый интерес вызвали вопросы, связанные с глубинной и социальной экологией. Проблемы глубинной экологии были подробно исследованы P.P. Ивановым (ЯФ НГУЭУ), в работе которого формулируются и подробно исследуются основные принципы: 1) Благополучие и процветание человечества и всех иных форм Жизни на Земле имеют ценность сами по себе (синонимы: внутренняя, присущая ценность, подлинное достоинство). Эти ценности всех прочих форм жизни не зависят от их полезности для человечества. 2) Богатство и разнообразие форм жизни способствует реализации этих ценностей и также являются ценностями сами по себе. 3) Люди не имеют права сокращать это богатство и разнообразие, если только этого не требуется для удовлетворения жизненно важных целей. 4) Процветание человеческой жизни и культур совместимо с существенным сокра-

щением народонаселения. Процветание всех прочих форм жизни требует такого сокращения. 5) Нынешнее вмешательство человека в окружающий природный мир чрезмерно, и ситуация быстро ухудшается. 6) Стратегию следовательно, необходимо изменить. Эта стратегия влияет на основные экономические, технологические и идеологические структуры. 7) Перемена идеологии состоит, главным образом, в изменении оценки качества жизни (жизнь с восприятием внутренней ценности), а не приверженности все более высоким жизненным стандартам. 8) Те, кто принимает вышеизложенные положения, обязаны прямо или косвенно пытаться вносить в жизнь необходимые перемены. Глубинная экология - не теория или система, это подход, совокупность путей, практик, противопоставляющих себя доминирующему мировоззрению. Глубинно-экологический подход ведет к формированию целостного взгляда на Мир, гармонии с природой Земли, признанию внутренней её ценности, биосферного равенства живых существ. Из всех идей глубинной экологии следует особо выделить три: 1) этика, выходящая за рамки антропоцентризма; 2) необходимость новой духовности в отношении с природой и 3) оппозиция идее «частной собственности» в природе.

В исследовании по социальной экологии (С. С. Тимофеев - ФЭИ ЯГУ) было проанализировано, какие из более чем двух сотен основных законов экологии могут быть ис -пользованы в данной сфере. Это позволило выявить основные принципы непосредственно социальной экологии и продемонстрировать их реализацию на практике: 1) В природе все формы органического и неорганического мира составляют нерушимое единство, и человек часть этого единства. 2) Использование природы человеком ограничено необходимостью поддерживать экологическое равновесие в данном пространстве и времени. 3) Экологические проблемы имеют глобальный характер. Освоение человеком природы как в локальном, так и в глобальном плане должны соответствовать экологическим возможностям . 4) Существует связь между концепцией защиты жиз -ненной среды человека в отдельных сообществах, их общественно-экономическими системами, системами ценностей и культурно-духовным развитием. С этой работой тесно коррелируют исследования М.В. Бородаенко «Загрязнение атмосферы и рыночные позиции товаропроизводителей в топливно-энергетическом комплексе» (ФЭИ ЯГУ) и М.В. Савиной «Современная концепция парникового эффекта» (ФЭИ ЯГУ).

Хорошо структурированные, содержащие серьезное обоснование работы представили Е.Е. Колесова и КА. Никитина (ЯФ БГУЭП) «Деловая этика» и «Культурно-моральный облик современного человека». Выявлены различные грани этой проблемы, их взаимосвязанность. В частности, утверждается, что культурно-моральный облик нашего современника должен быть связан и с ответственностью, и с всесторонним использованием закона, и с глубоким знанием своего дела. Основание такого подхода

было заложено еще И. Кантом в его этике долга, однако существующая реальность вносит в эту проблему серьезные коррективы. А.Ю. Яковлев (ЯФ БГУЭП) рассмотрел различные концепции современной философии, включая футурологические прогнозы на ближайшие десятилетия. Следует отметить оптимистическую тональность всех этих исследований и оценок, несмотря на осознавание в то же время нарастающих трудностей, с которыми человечеству придется встретиться по мере своего дальнейшего развития.

Литература

1. Степин B.C. Наука / Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Т. Ш. М.: Мысль, 2001. С. 23-28.

2. Гоббс Т. К читателю. О теле // Избранные произведения: В 2 тт. Т. 1. М.: Мысль, 1964. С. 49-60.

3. Степин B.C. Философия / Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Т. IV. М.: Мысль, 2001. C. 195-200.

4. Назаров В.В. Мудрость. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Т. II. М.: Мысль, 2001. C. 618.

■ЩгФФ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.