Научная статья на тему 'Значение экскурсионно-туристской практики в формировании профессиональной экологической культуры студентов'

Значение экскурсионно-туристской практики в формировании профессиональной экологической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТСКАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНТ / EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / EXCURSION-TOURIST PRACTICE / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко А. А.

Предлагаемая автором модель и методика проведения экскурсионно-туристической практики формирует профессиональную экологическую культуру будущих учителей и позволяет им получить умения и навыки организации этой работы со школьниками во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author suggests a model and methodology of excursion-tourist practice that form professional ecological culture of future teachers and enable them with skills of organizing the same kind of extra-curricular work with school pupils.

Текст научной работы на тему «Значение экскурсионно-туристской практики в формировании профессиональной экологической культуры студентов»

Педагогика высшей школы

А.А. Марченко

Значение экскурсионно-туристской практики в формировании профессиональной экологической культуры студентов

Предлагаемая автором модель и методика проведения экскурсионно-туристической практики формирует профессиональную экологическую культуру будущих учителей и позволяет им получить умения и навыки организации этой работы со школьниками во внеучебное время.

Ключевые слова: образование, экологическая культура, экскурсионно-турист-кая практика, студент.

Подготовка педагогических кадров в вузе, формирование умений и навыков по организации профессионального труда в соответствии с профилем профессиональной деятельности, понимание необходимости личного учас-

тия в освоении организационных возможностей и путей решения экологических проблем лежат в основе системы экологического образования. Педагогическая деятельность нуждается в кадрах, готовых решать многочисленные проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период перехода общества к модели устойчивого развития. Очевидно, что в образовательном пространстве ключевой фигурой реформируемой образовательной системы является педагог-профессионал. Как носитель и субъект общей и профессиональной культуры он должен владеть инновационными педагогическими технологиями.

В рамках нашего исследования мы выявили, что недостаточное использование краеведческих аспектов экологической культуры в процессе обучения и прохождения различного вида практик снижает уровень экологического воспитания и просвещения обучающихся. Успех решения задачи формирования экологической культуры во многом зависит от направленности воспитательного процесса в русло практического отношения к окружающей природной и социальной среде. Эта цель достигается посредством усвоения обучающимися накопленного положительного социально-экологического опыта (экологической культуры, сформированности соответствующих убеждений, потребностей и др.) (С.Н. Глазачев, Н.А. Горбунов, С.П. Горшков, Л.Ф. Мельчаков, И.Т. Суравегина и др.).

В этой связи понятие экологической культуры можно трактовать как высокий уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятльностью; степень развития индивидуального экологического сознания и поведения личности; совершенное взаимодействие человека с окружающей природой [3].

Н.С. Дежникова и И.В. Цветкова считают, что формирование экологической культуры успешно осуществляется тогда, когда его «технология одновременно направлена на такие сферы личностного развития, как познавательная, повышающая экологическую грамотность учащихся; эмоциональная, обогащающая их чувственный опыт; деятельностная, стимулирующая их экологическую инициативность» [1].

Все студенты, обучающиеся по специальности «География», в процессе обучения проходят различного вида практики по специальным направлениям: топографическая, физико-географическая, экономикогеографическая, природно-хозяйственная, ландшафтно-биогеографиче-ская, ландшафтно-рекреационная, экскурсионно-туристская и др.

Задача нашего исследования состоит в том, чтобы выявить и обосновать педагогические условия и методические возможности формирования экологической культуры студентов в процессе экскурсионнотуристской практики. Педагогический экскурсионный процесс основан

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

на дидактических принципах, которые определяют содержание, органи-на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения. Он нацелен на знакомство студентов с основами туризма и экскурсионного дела, на познание технологического процесса организации и методик экскурсионно-туристской деятельности. На практике проводится знакомство студентов со структурой, экспозициями, задачами отделов; фондами; научно-исследовательской и просветительской работой музеев, природных заповедников, музеев-заповедников, различных производств и культурных объектов.

Особая роль в формировании экологической культуры принадлежит экскурсиям. Объектами для экскурсий в нашем случае служат не только участки естественной, но и измененной человеком природы, что дает возможность наглядно убедиться в масштабах отрицательного воздействия человека на окружающую среду.

Рассмотрим модель проведения экскурсионно-туристской практики, которая проходит в три этапа.

1. Подготовительный этап, основные задачи которого:

а) определение направления, цели, задач и характера мероприятия: научный или познавательный тур (орнитологический, ботанический, ландшафтно-географический, археологический, этнографический и др.); приключенческий тур (пеший, водный, конный, горный); организация летней студенческой практики, летнего лагеря для учащихся и молодежи, поездка выходного дня;

б) разработка маршрута, подбор информации об объектах, на которых следует заострить внимание, создание у практикантов соответствующего настроения, напоминание правил поведения, не нарушающих баланса окружающей среды, раздача заданий каждому практиканту устно или в виде печатного материала (карты, брошюра, открытка, иллюстрация, реклама и пр.). Экскурсионный материал должен быть подобран таким образом, чтобы он развивал познавательные способности участников экскурсии

2. Проведение экскурсии, во время которой необходимо выделить время для выполнения заданий, а также для отдыха. Важной частью педагогического процесса, который протекает во время экскурсий, является осмысление информационных сообщений. В ходе такого осмысления в сознании практикантов происходят различные мыслительные операции: сравнение с ранее увиденным и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главного и второстепенного, обобщение, выводы. Другая задача экскурсии как педагогического процесса - вооружить студентов навыками самостоятельного наблюдения за объектами. Наглядность, методические приемы показа, формы рассказа способствуют их активизации.

3. Послеэкскурсионная работа предполагает анализ увиденного, обобщение результатов проделанной работы, составление отчетов с последующим их обсуждением. Окончание экскурсии должно стать началом самостоятельной работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. В это время можно сообщить список литературы в помощь к выполнению домашнего задания, привести перечень кинофильмов для индивидуального просмотра.

Предлагаемая модель проходит апробацию в рамках практики, организуемой в учебном процессе МГГУ им. М.А. Шолохова по специальности «география». Преимущество педагогического географического образования в познании природы родного края заключается в его комплексности. При отсутствии комплексности биологическое и геологическое образование имеет преимущество только в тематических направлениях познавательного и научного туризма (например, орнитологический туризм или агротуризм). Автор не претендует на разработку модели подготовки специалиста в области экотуризма, а приводит лишь отдельные методики подготовки будущих учителей по основной и дополнительной специальности, в дальнейшем организующих аналогичную работу со школьниками во внеучебное время.

Существенной проблемой, снижающей уровень организации такой подготовки, являются: отсутствие базы для восприятия природного краеведения на факультетах и в вузах, не имеющих естественного профиля подготовки специалистов и не позволяющих готовить конкурентоспособных специалистов в этом виде деятельности; преобладание теоретических экологических знаний и недостаточное развитие экологических практических умений и навыков; малый объем экскурсионных занятий в учебных программах; реальная необходимость их увеличения для более успешного осуществления экологической деятельности, для эффективного формирования экологической культуры.

Учитывая роль экологического образования в подготовке специалистов, мы подчеркиваем, что в последнее время подготовка студентов в этом направлении значительно обогатилась через организацию экскурсионного пространства по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала. Она представляет собой наглядный процесс познания, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных на территории предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. [2].

На примере факультета экологии и естественных наук МГГУ им. М.А. Шолохова, осуществляющего подготовку учителей географии, можно отметить, что экскурсионно-туристская практика ориентирована на различные дисциплины. Например, в рамках дисциплины/модуля

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

«Основы важнейших отраслей хозяйства» проводятся экскурсии в Дулево на фарфоровый завод и в Гусь-Хрустальный на стекольный завод, в результате чего происходит знакомство с технологическим циклом в данных отраслях, с различными путями повышения эффективности производства и модернизации предприятия, с содержанием труда рабочих различных профессий, его интенсификацией. Студенты получают конкретные представления, необходимые для раскрытия таких сложных понятий, как «производительность труда», «производственные связи» и др. Далее приведем еще один фактор - эстетическая направленность экскурсий - посещение музеев, расположенных на различных предприятиях.

В рамках дисциплины/модуля «Этнография и география религий» организуются экскурсии по Москве «Религиозные конфессии мира», в Сергиев Посад в Троице-Сергиеву Лавру - центр русского православия; а в процессе изучения дисциплины «Экономическая и социальная география России» - посещение зверосовхоза «Пушкинский», городов «Золотого кольца» и близлежайших к Московской области - Рязань, Владимир, Тула, Орел, Смоленск, Вологда и др., где студенты знакомятся как с экономико-социальным потенциалом, так и с культурным наследием России. В рамках курса «Физическая география России» студенты посещают национальный парк «Лосиный остров», Окско-террасный заповедник и т.п., где непосредственно в природе раскрываются взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов природного комплекса как проявление целостности его развития, даются краеведческие знания о конкретных объектах и явлениях, углубляются и расширяются экологические знания.

Материал экскурсий тесно связан с жизнью, с развитием экономики регионов России. Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; ссылками на авторитетные источники, демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем. Главное требование к экскурсии - истинность, достоверность фактов, сообщаемых практикантам. Именно это приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Каждая экскурсия способствует расширению экологогеографического кругозора студентов, конкретизирует их знания, формирует экологическую культуру будущего педагога.

Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения; оказывает особое влияние на подготовку специалистов по организации экскурсионно-туристической деятельности в регионах России.

Библиографический список

1. Дежников Н.С., Цветкова И.С. Экология и культура. М., 1996.

2. Марченко А.А. Экологическая культура учителя. М., 2004.

3. Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 3. Экологические экскурсии / Под ред. Д.В. Моргуна. М., 2006.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.