Научная статья на тему 'Зимние Святки на Белгородчине: опыт фольклорно-этнографических исследований'

Зимние Святки на Белгородчине: опыт фольклорно-этнографических исследований Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1175
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗИМНИЕ СВЯТКИ / ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ / БЫТОВОЕ ПРАВОСЛАВИЕ / РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК / ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ / КРЕЩЕНИЕ / НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ / ПРИМЕТЫ / ПОВЕРИЯ / ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ / ГАДАНИЯ / ИГРИЩА / ВЕЧОРКИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРЯДОВЫХ ДЕЙСТВ И ОХРАНИТЕЛЬНЫХ РИТУАЛОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жиров М.С., Жирова О.Я.

Содержание статьи представляет материалы фольклорно-этнографических экспедиций, осуществленных авторами на территории белгородских сёл и деревень в последние десятилетия. Предметом анализа выступили Зимние Святки (6-19 января), включающие беспрерывную череду обрядовых и ритуальных действ, сопровождающих празднование Рождества Христова, Щедрого вечера, Крещения Господня, в течение которых звучали христославия, песни-колядки, щедровки, овсени, «припевные» величания, «виноградья»; устраивались хлебосольные беседы с игрищами, вечорками, зимними карагодами и плясками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WINTER CHRISTMASTIME IN BELGOROD: EXPERIENCE FOLKLORE-ETHNOGRAPHIC RESEARCH

The content of the article presents the materials of folklore-ethnographic expeditions carried out by the authors in the Belgorod villages and villages in recent decades. The subject of the analysis made by the Winter Christmastide (6-19 January), including non-stop series of ceremonial and ritual actions accompanying the celebration of Christmas, Christmas Eve, Epiphany, during which sounded waits, songs-carols, schedrovki, ovsenev "pripevnye" glorification, "grapes"; hospitable arranged interviews with merrymaking, vechorko, winter karagodov and dancing.

Текст научной работы на тему «Зимние Святки на Белгородчине: опыт фольклорно-этнографических исследований»

50

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

КУЛЬТУРА

УДК 39

ЗИМНИЕ СВЯТКИ НА БЕЛГОРОДЧИНЕ:

ОПЫТ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Содержание статьи представляет материалы фольклорно-этнографических экспедиций, осуществленных авторами на территории белгородских сёл и деревень в последние десятилетия. Предметом анализа выступили Зимние Святки (6-19 января), включающие беспрерывную череду обрядовых и ритуальных действ, сопровождающих празднование Рождества Христова, Щедрого вечера, Крещения Господня, в течение которых звучали христославия, песни-колядки, щедровки, овсени, «припевные» величания, «виноградья»; устраивались хлебосольные беседы с игрищами, вечорками, зимними карагодами и плясками.

Ключевые слова: Зимние Святки, земледельческие праздники, бытовое православие,

Рождественский сочельник, Васильев день, Крещение, народные обычаи, приметы, поверия, обрядовые песни, гадания, игрища, вечорки, практическая направленность обрядовых действ и охранительных ритуалов.

Как свидетельствуют материалы наших авторских исследований1, древнейшими на Белгородчине являются обряды календарно-земледельческого круга, связанные с землей, солнцем, небом. «С переходом к земледелию жизнь и благоденствие людей стали в прямую зависимость от капризов природы, от переменчивости стихий, в

1 См.: Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000; Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. М., 2001; Жиров М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Белгород, 2003; Жирова О.Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона. М., 2004; Жирова О.Я. Традиции празднично-обрядовой культуры Земли Белгородской. Белгород, 2004; Жирова О.Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона. Белгород, 2004; и др.

М.С. Жиров1-*, О.Я. Жирова2)

1)

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: folk@bgiik.ru

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

51

конечном счете - от неба, от солнца, от небесной влаги - дождя... Небо могло обеспечить «обильем», т.е. зерном, небо же могло обречь на голодную смерть»2. Именно обряды календарно-земледельческого круга «дают представление на только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе древних восточных славян, но и об их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу, источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы»3. Древним культом солнца порождены все старинные земледельческие праздники. Сами даты важнейших из них приурочены к основным поворотным моментам движения земли вокруг солнца, от которых зависела смена времен года. Соответственно этому обряды подразделяются на зимние, весенние, летние, осенние и обряды весеннего и осеннего равноденствия.

Среди важнейших земледельческих праздников в крае особое место занимает праздник рождения нового солнечного года, именуемого в народе зимними Святками. Обряд зимних Святок - солнечный обряд. Он связан с древним языческим обычаем встречать начало солнечного года «нового солнца», способствовать его возрождению, оживанию всех плодоносящих сил природы. Вместе с тем это было прощание с силами мрака, холодами, соответствующими периоду «умирания» солнца. Поэтому зимний солнцеворот связан со множеством обрядовых действий и поверий, по сей день сохраняемых в крае. Живы и Святки - зимний праздник, длящийся две недели -от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января). Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страстными вечерами».

На Белгородчине зимние Святки - один из наиболее любимых и почитаемых праздников календарного цикла. Считалось: коли дни на зимние святки веселые и счастливые, то и год будет таким. А потому к ним готовились с особой тщательностью: хозяйки «убирались» в избах, к Рождеству готовили особую снедь: кутью, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, кишки (свиную домашнюю колбасу), окорок, блины, взвар (компот из сухофруктов), печиво («бабышки», «куличики» - маленькие булочки), медовые пряники, печенье в форме фигурок домашних животных, мясные пироги, караваи. Мужчины наводили порядок в хозяйственном инвентаре, «обихаживали» домашнюю живность.

Именно этот праздник вобрал в себя огромное множество народных обычаев, обрядов, примет. В нем представлена странная смесь совершенно разнородных стихий: и суеверные языческие обычаи, и некоторые христианские воспоминания о Рождестве Спасителя Мира. К первой мы с полным основанием относим ряжение, пение особых ритуальных песен, гадания, выполнение обрядовых действ, употребление обрядовой пищи. Вторая, менее характерная, включает в себя отправление ряда христианских праздников, приходящихся на этот период: Рождество, Васильев день, Крещение. Вместе с тем это не механическое соединение двух традиций. Элементы разных эпох и культур органически соединились, образуя особый сплав, - так называемое бытовое православие. Тьма жизни и смерти, возрождения и воскрешения через смерть, гибель, сожжение, постоянного перехода из одного состояния в другое присуща как дохристианской, так и христианской культуре. Эта двойственность,

2 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С. 27.

3 Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. М., 1968.

С. 19.

52

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

органичная для обеих культур, облегчила их взаимодействие и взаимопонимание. Церковные праздники легко поддались мирскому трудовому и бытовому осмыслению.

Объяснение этому явлению находим и у А.Н. Афанасьева, точно подметившего, что одно солнце (языческое) было заменено праведным солнцем, пришедшим с востока4. «Когда Христианская въра поборола языческую и водворилась, то хотя языческимъ обрядамъ и былъ положенъ конецъ, но множество обычаевъ, не входящихъ въ составъ прямаго языческаго богослужешя, были оставлены и множество изъ нихъ сохранились даже до сихъ поръ въ формъ увеселений, обычаевъ, въ родъ празднествъ и, къ стыду христианства, нъкоторые обычаи язычества привились къ торжествамъ христйанскимъ. Смыслъ и понятие о празднествахъ до того перепутались, что нашим знаменитымъ Русскимъ историкамъ, хронографамъ и этнографамъ было много хлопотъ, чтобы опредълить ихъ характеръ»5.

Старики примечали: если в канун Рождества небо ясное и звездное - ожидай хорошего урожая гороха и приплода домашнего скота, а также много грибов и ягод в лесу. Если иней на деревьях - к обильным снегам, метель разыгралась - пчелы будут роиться. По существу, рождественский сочельник завершал сорокадневный рождественский (Филиппов) пост, и с этого дня начинались веселые, шумные двухнедельные празднества - зимние Святки. Именно с первого дня святок начиналась подготовка к предстоящему сельскохозяйственному году. Надежда крестьян на получение богатого урожая, хорошего приплода скота, крепкого здоровья, благополучия семье придала обрядовой стороне святок во многом утилитарный, хозяйственный характер. Это было обусловлено тем, что человек стремился вмешаться в ход зимы. Жжение во дворах костров «пурин» - один из наиболее ярко выраженных знаков поклонения стихии. Этот обряд в крае бытовал повсеместно и был связан с представлениями о возрождении солнца, началом нового солнечного года, а также с поминовением умерших. Еще с осени селяне заготавливали самую отборную солому для такого костра. И чем больше и жарче был его огонь, тем большее уважение односельчан вызывал хозяин дома. Тепло такого костра должно было согреть родителей «на том свете, в их царстве небесном». В ряде регионов области в сочельник среди двора жгли навоз. Так «грели ноги усопшим».

Опасаясь разной нечести, разгуливавшей в первые дни солнечного года, селяне старались защитить от нее различными оберегами и обрядами хозяйство и семью. «Пеплом» (копоть свечи), угольком, мелом ставили кресты на воротах, хозяйственных помещениях, входной двери, матице, на печке, над окном. «Святой» водой кропили «кругом» двор, живность, углы дома, всех домочадцев. Для обеспечения плодовитости домашних животных и богатого урожая под «образа» в красный угол клали сено, ставили освященный первый сноп прошлогоднего урожая, горшок с кутьей (кашей), святую воду. Весной, на Благовещенье, зерном этого снопа кормили «худобу» (домашний скот и птицу), «чеб не хворали и хату свою знали». Животных кормили обильно, курам зерно посыпали кругом, «чтобы неслись лучше».

Особое значение в эти дни придавалось пище. Из пшеничной муки хозяйки выпекали рождественский каравай, украшенный ромбами, кругами,

зигзагообразными «ковылюшками», «куличики» (маленькие булочки), а также «печиво» в виде фигурок домашних животных. Все это - атрибуты древних языческих обрядов, и, по поверию, они должны были обеспечить приплод скота.

4 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. 3. С. 732.

5 Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. М.: Изд. книгопродавца М. Березина, 1880. С. 1-2.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

53

До первой звезды есть на Рождество не полагалось. Обрядовой пищей являлась кутья - каша из зерен пшеницы, ржи или гречихи, пшена, гороха, чечевицы, позднее -риса, то есть древних элементов обряда плодородия. Поскольку зерно было основным продуктом крестьянского труда и находилось, что называется, под рукой, по представлению земледельца, оно обладало магическим свойством надолго сохранять и, умирая, вновь воссоздавать жизнь. Семя - это извечный круговорот, свидетельствующий о неиссякаемой череде рождений - умираний. Съедая приготовленную из зерна пищу, человек как бы приобщался к этой бесконечности.

Есть предположение, что само слово «кутья» произошло от «коливо» - названия ржаного или пшеничного стебля и колоса, из зерен которых и готовили эту обрядовую кашу. «Три кутти бувает. Под Рожтво - постная, и под Хрященье, а под Новый год - васильевская куття - жирная», - поведала Ломатина М.Г., 1931 г.р., из села Нижняя Покровка Красногвардейского района. Рождественскую кутью «голодную» готовили на «взваре» (отвар из сухофруктов), добавляя туда мед или сахар, измельченные лесные орехи, растертый мак. На второй день Рождества хозяйки варили бабкину кутью «богатую». Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где ребенок родился.

В ряду аналогичных действ находится и обряд «гукания Мороза». Когда вся семья собиралась за праздничным столом, хозяин или один из его сыновей, широко распахнув дверь, «кликал»:

Мороза, Мороза,

Ходи до нас вечерять.

Да только не морозь ягнят, телят И маленьких ребят!

(село Меловое Ракитянского района).

Лишь после этого семья садилась за стол, строго следуя порядку: в центре -хозяин, по правую руку - взрослые сыновья, по левую - хозяйка, родители, младшие дети. Только хозяин имел право первым отведать кутьи. Однако в селах БелгородскоКурского региона первую ложку кутьи хозяин выносил на порог «Морозу» со словами: «Мороз, Мороз, ходи к нам в хату куттю есть! А в летку не приходи, под кореньями сховайся! А станешь морозить, будем тебя кнутом сечь!» (село Теребрено Краснояружского района). Таким образом пытались не только умилостивить мороз, но и запугать, чтобы весной не «тронул» посевы хлеба, капусты, огурцов. Остатки кутьи обязательно отдавали скотине. Как видим, все действа, проходившие в рождественский вечер, ориентированы на большой приплод и богатый урожай.

Одной из добрых рождественских традиций на Белгородчине было славление Христа. Так называлось хождение парней по домам со звездой и пение духовных стихов. В канун Рождества, вечером, когда в небе зажигалась первая звезда - та самая, что зажглась во время рождения Иисуса Христа, - парни делали свою «звезду» из трех-четырех поперек сложенных лучинок, а также палок, бумаги. Украшали фольгой и бумажными цветами. В центре крепили свечу, затем звезду прикрепляли на длинную палку и торжественной процессией обходили все дворы. Не принять христославцев считалось большим грехом для хозяина дома, неуважением традиций, оскорблением самих христославов. В качестве платы за славление хозяева подавали в основном «печиво» (изделия из теста) и деньги.

Затем дети и подростки, чуть позже - взрослая молодежь, совершали обряд «колядования». Само название «Коляда» относится к древнеславянскому обозначению солнца, а колядовать - значит петь величальные песни - здравицы хозяевам дома. В каждом регионе области эти поздравительные песни называются по-

54

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

разному: колядки, овсени, виноградья. Все они, как правило, имеют строгую адресность, лаконичную форму и незамысловатые мелодии. Однако отличаются большим разнообразием поэтических сюжетов. В песнях-колядках рассказывается о приходе Коляды или Овсеня - существ, похожих на человека.

Приходила Коляда наперед Рождества,

На поля принесла снегу беленького.

Как по этой по пороше гуси-лебеди летели, Колядовшечки-недоросточки.

Пришла Коляда накануне Рождества,

Мы ходили, мы искали святую Коляду.

Мы нашли Коляду, во Петровом двору.

(село Верхопенье Ивнянского района).

Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Колядой, проходят «три братца»: Рождество, Васильев день, Крещенье.

Коляда, Коляда,

Пошла по дорожке, нашла железку.

Пошла в кузню, сковала топорик.

Пошла в лесочек, срубила дубочек,

Смостила мосточек.

По том, по мосточку шли братца:

Первый братец - Рождество Христово,

Второй братец - Василь Косарецкий,

Третий братец - Крещенье Христово.

(село Верхопенье Ивнянского района).

Эти мифологические персонажи - Коляда и Овсень - должны были принести крестьянам обильный урожай и благополучие. Причем, колядовавшие очень хорошо знали, что пожелать в каждом доме: хозяину - доброго урожая, хозяйке - здоровья детям, девушке - хорошего жениха, новобрачным - счастья и красивых детей.

Коляда, Коляда, ходила-блудила.

По темным лесам, по широким лугам.

Приблудила ко двору, ко Иванову.

Иванушка, господин, ты повыйди-ка сюда.

Мы тебе подарим стольным городом.

Твоей жене бранку - поневку.

Твоей дочке - гарнитуровый платок.

Твоему сыну - коня с седлом.

(село Круглое Красненского района).

Несмотря на то, что хозяева всегда гостеприимно встречали колядовщиков, на Белгородчине бытует традиция просить разрешения «Коляду кликать» (село Подсереднее Алексеевского района). Особо почитались хозяевами колядовщики, перевоплощающиеся в «наседок»: «Квох, квох, квох, дай пирожок и сала кусок. Чтоб квочечки садились, да цыплятки выводились!» Или: «Квох, квох, сяду на порог. Квох, квох, дайте пирог. Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем отсюда так!» (село Нежеголь Шебекинского района). Видимо, это «перевоплощение» в курицу-наседку напрямую связано с древними магическими заклинаниями, так как содержит в себе образы -символы плодородия. В ураковской «овсеньке» припевные слова еще более своеобразны (козлик, коса, сено, праздник).

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

55

Ох, Овсеня, прыг, прыг, козлик,

По бабушкиной клетке.

Что, козлик, прыгаешь?

- Брусок ищу.

На что брусок?

- Косу точить, сено косить -К празднику ехать.

(село Ураково Красненского района).

Широко бытуют в крае «припевные» колядки, исполняемые под окнами домов тех парней и девушек, которые «женихаются».

Коляда, Коляда,

По проулку шла,

Себе двор нашла.

Надо пиво варить,

Надо дров рубить,

Надо Ваньку жанить.

(село Мощеное Яковлевского района)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необычны колядки-«виноградья» ряда сел Белгородско-Курского региона с припевными словами «виноградье красно-зеленое», олицетворяющие жизненное довольство и изобилие.

Колядовшечки ходють - бродють,

Виноградье красно-зеленое!

Они ишут двора да Иванового,

Виноградье красно-зеленое!

Иванов двор, закомишнай дом, тын железнай,

Виноградье красно-зеленое!

Тын железнай, ворота с замком,

Виноградье красно-зеленое!

Иванушка по двору ходя, стрялу нося,

Виноградье красно-зеленое!

Иванушка, не бори ж ты мине,

Одари ж ты мине золотым рублем.

Виноградье красно-зеленое!

(село Доброе Грайворонского района).

Радушные хозяева угощали колядовщиков «чем бог послал» (салом, кишками, пирогами, блинами, варениками), за что те благодарственно говорили:

Спасибо вам, хозяева,

На хорошем подаянии.

Дай вам Бог больше прожить,

Да побольше нажить:

И ягняток, и теляток,

И жеребяток, и поросяток.

Тем, кто не спешил их одарить, колядовщики высказывали пожелания такого содержания:

Не спасибо вам, хозяева,

На плохом подаянии.

Дай вам Бог больше прожить,

Да побольше нажить:

Вшей и мышей,

Да тараканов из ушей.

56

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

Считалось, что скупость хозяйки обернется против всей семьи, «в хозяйстве проку не будет». В целом же приход колядующих в дом был добрым знаком для его хозяев, ибо в содержании всех песен-колядок претворены картины сказочно-богатого урожая и обильного приплода скота.

Как видим, между колядующими и хозяевами устанавливались традиционные взаимоотношения. Первые имели право требовать угощение и высмеивать скупых, вторые должны были безропотно подчиняться. По всей вероятности, одаривание и угощение колядующих имело магический смысл. Оно должно было обеспечить семье изобилие и здоровье, ибо колядовщики получали не просто угощение, а обрядовую еду: печиво в виде фигурок животных, сало, окорок, кишки, пироги, калачи, куличики.

Вечером селяне, от мала до велика, шли в «карагод». По утверждению старожилов белгородских сел, он собирал порядка 200-300 человек. «Играли» плясовые и карагодные, под «пищики» и дудки «скакали» в «кружку». Работать на Святки не полагалось, можно было большую беду накликать на всю семью. А потому селяне веселились: «кулачки» один на один или улица на улицу устраивали, карагоды водили.

Особо примечали, если в Рождество день теплый - к большому хлебу и зеленому году, небо в звездах - к урожаю на гречиху, глубокие снега - на хорошие травы. А чтоб в хозяйстве был добрый урожай, каждому надлежало надеть в этот день новую рубаху.

Ель и сосна - издревле непременный атрибут Рождества. Их также устанавливали в домах, украшали бумажными игрушками, фигурным печеньем. Нередко вместо хвойных деревьев селяне делали «елку» из ветки любого фруктового дерева.

Повсеместно в святочные вечера молодежь организовывала игрища, сопровождаемые ряженьем, пением шуточных и игровых песен, театрализованным разыгрыванием под песню комедийных сценок «Коза», в ходе которой она «умирает» и «воскресает». Сейчас трудно восстановить глубинный смысл обряда. По всей вероятности, в этой ритуально-игровой форме передавались древние представления о смерти как конце старого и «воскрешении» нового года, а колядующие некогда представлялись тенями умерших, предками, вышедшими из подземного мира, чтобы принести живущим достаток, благополучие, удачу. Далеко неслучайно поэтому наше представление о козе как о символе плодородия: «Где коза ходит, там жито родит».

Добрый вечер вам, люди добрые.

Мы к вам идем, козу ведем.

Дозвольте козе у вас поскакать.

Козе поскакать, а нам поспевать.

Г де коза ходит, там жито родит.

Г де коза не ходит, там жито не родит.

Ходила коза под Михайловку.

А в Михайловке все люди стрельцы.

А я тех стрельцов не боюся.

Только боюся одного деда.

У того деда борода сера.

Как ударил дед козу в правое ушко,

А с левого ушка потекла юшка.

Как пала коза да на роженьки,

Как задрала коза к верху ноженьки.

Говорком: Бе-бе-бе!

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

57

- Что тебе, коза, сена?

- Не-а!

- Что тебе, коза, овса?

- Не-а!

- Что тебе, коза, водицы?

- Не-а!

- Что тебе, коза, винца?

- Да-а!

(село Покровка Новооскольского района).

Мыслительная основа представленной песни ясна. Этому животному, начиная с античности, в земледельческих религиях приписывалась особая плодовитость, которую старались передать земле, всему живущему на ней.

Катание на скорость на санках, «льдянках» и «крыгах», сделанных из обледенелой груды соломы или навоза, составляло основу забав детей и подростков. Жгли костры и, бегая от одного к другому, напевали:

Г ори, гори жарко,

Приехал Захарка.

Сам на кобылке,

Жена на коровке.

Дети на кошках,

Все в полусапожках!

(село Рождествено Валуйского района).

Традиционными среди них были и игры «Калюка», в «Четки», в «Пана», в «Деда Мороза».

Не обходились Святки и без посиделок, вечеринок, вечерок, имеющих и местные названия: «вечарушки», «вещарины», «посидушки», «сборни», «кулючки», которые собирали селян разного возраста и семейного положения. Однако ведущая роль в их организации отводилась все-таки молодежи. За определенную плату парни и девушки «откупали» у одинокой женщины или старушки избу, где за угощением «в складчину», играми, песнями, плясками знакомились, общались и присматривались друг к другу. Не случайно именно на таких вечерках звучало множество лирических песен, «припевных» величаний, свадебных песен, не имеющих прямого отношения к данному обряду, но дающих мощный заряд для последующего после Святок периода сватовства и свадеб.

Тема взаимоотношений молодых людей обоего пола, любви, брака присутствует во всех песнях, плясках и играх святочных вечерок. Так, в селе Фощеватово Волоконовского района бытует поцелуйная песня - игра «Дрема». Выбрав девушку, «Дрема» должен был поймать свою избранницу и поцеловать. Если это ему удавалось, девушка становилась «Дремой» и уже сама выбирала приглянувшегося ей парня. Аналогичны бытующие повсеместно во множественных вариантах хороводные поцелуйные игры: «Селезень утку загонял», У тополки», «Вот тебе, заюшка, сени-колени», «У соседа», «Кольцо» и многие другие.

Более того, в селе Фощеватово Волоконовского района парень сам заказывал, с кем он хочет повеличаться. И на вопрос девушек: «А кого тебе повеличать?» - юноша указывал на приглянувшуюся избранницу со словами: «А вот эту мене повеличайте!» В соответствии с его выбором подбиралась и песня. Если он был достоин девушки, по разумению ее подружек, они «играли» веселую песню, а если нет - то грустную. После величания парень мог поцеловать девушку, но за это должен был уплатить выкуп «коли пятак, або трюшку, а коли и орешков». Безусловно, такие «целовальные»

58

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

песни-игры помогали установлению дружеских отношений между парнями и девушками, способствовали проявлению взаимных чувств и даже нередко - созданию семьи.

Кульминация Святок на Белгородчине - «Щедрый вечер», «Богатый вечер» (13 января), Васильев день - канун старого Нового года. Вновь совершаются обходы дворов с поздравлением хозяев и пением «щедровок». В каждой хате - свои особые: бездетной паре или пожилым супругам одни, холостому парню или девушке, что на выданье, пелись другие щедровки.

Эти поздравительные песни олицетворяли могущественную силу природы, ее магическое значение, что играло роль «заклятий на плодородие», вносило в народный быт оптимистические надежды на будущий урожай. Поэтому хозяева щедро одаривали и угощали молодежь пирожками, пышками, кашей, калачами, салом и «кишками», ибо для этого дня специально приберегали «свинку да боровка для Васильева вечерка». Такой традиции придерживаются селяне и сегодня.

Как показывают результаты исследований, «щедровки» пели преимущественно девушки, одетые в праздничные одежды, а юноши «рядились» в лохмотья, вывернутые наизнанку полушубки и тулупы, лица размалевывали сажей до неузнаваемости. В ту чудесную «щедрую» ночь менялся и сам облик белгородских деревень. С особым размахом разворачивались уличные гулянья, игрища, забавы. Молодежь «шутила», «городенья» устраивала. Все, что «плохо лежало» во дворах, а особенно у ворот, становилось объектом ее внимания. «Колодцы закрывали, двери всяким хламом заваливали, ворота «примораживали», сани со двора увозили, дрова в снег тыкали» - воспоминает Корнеев И.Д., 1930 г.р., из села Доброе Грайворонского района.

Особенно доставалось дворам, где жили девушки-невесты. Кроме этого хозяев упомянутых домов с праздником поздравляла «Маланка» - ряженая невестой девушка, одна или с «Василем», которую водили подруги. Хозяева обязательно угощали их варениками. И хотя сегодня данный обряд не отправляется, канун старого Нового года в селах Барсук, Богдановка, Великомихайловка Новооскольского района по-прежнему именуют «Маланкой».

Однако все эти забавы, считающиеся непозволительными в обычные дни, в Святки прощались, ибо, по поверьям, особым приметам, самым главным событием в жизни земледельца был Новый год. По первому дню предсказывали будущее. Каким он выдался, таким и весь год будет.

Магия первого дня стала основой разных примет, действ, правил поведения. Чтобы весь год был удачным и щедрым, надо накрыть богатый стол и быть самому в добром здравии и веселом расположении духа. Хочешь, чтобы в течение года были обновы - значит, переоденься несколько раз за день во все новое. А чтобы деньги в семье водились - не давай в долг на Новый год. Следует воздержаться и от тяжелой и грязной работы. В противном случае придется весь год трудиться не покладая рук. Девушки в святочные вечера гадали. Особенно благоприятными для этих целей считались Рождественский вечер, Щедрый вечер и Крещенский. По поверьям, именно в эти вечера девушки могут заглянуть в будущее, предугадать судьбу: богатство или бедность, скорую свадьбу или долгое девичество, удачное или худое замужество, разлуку, дальнюю дорогу или даже смерть.

Как показывают исследования, старожилы белгородских сел помнят огромное множество способов гаданий, возникших на основе древних религиозных верований и тесно связанных с мифологией. Таким образом, наши далекие предки пытались проникнуть в тайны окружающего мира, воздействовать на него и подчинить себе.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

59

Начиная новый год, человек стремился узнать, как он сложится для него, чтобы соответствующим образом подготовиться. Поэтому в святочных гаданиях особенно четко проявились две главные темы в жизни человека: тема земли и урожая и тема его личной жизни, брака, судьбы. Г адания имели разнообразные формы: истолкование снов, приметы, колдовство. Совершались они как дома, так и вне его, - в нежилых и хозяйственных постройках, на улице, у колодца, на реке, на перекрестке дорог, за околицей, одни - вечером, другие - в полночь, третьи - на сон грядущий. Для гадания использовались предметы домашнего обихода и сельскохозяйственный инвентарь. Так, зерно, колос, хлеб и все, что было связано с ним, истолковывали как символ, означающий плодородие и урожай. Гадания на урожай были схожи с приметами и основывались на конкретных наблюдениях за природой. Такие гадания совершал глава семьи. Особым образом толковались различные звуковые определения - лай собаки, скрип полозьев саней, разговор в доме, шум в церкви и так далее. Так, по лаю собак определяли сторону, куда замуж идти. Подслушанное под церковными дверями в полночь духовное песнопение предвещало смерть, свадебные напевы - скорое замужество. Услышанный под окнами избы разговор хозяев также предполагал определенный смысл. Скажет хозяйка кому-либо из домочадцев: «Иди!» - добрый знак для девушки. Слово «сиди» означает, что в этом году девушку не засватают. В качестве гаданий широко использовались куры, овцы, подпояски, лапти, свечи, вода, кольца. С их помощью «девки на выданье» пытались узнать свою судьбу в замужестве: скоро ли состоится свадьба, кто будет муж, каковы будут его внешность, характер, социальный статус и т.д. А поэтому нередко такие гадания сопровождались формулами типа: «Суженый-ряженый, покажись», «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный» или «Залай, собачка, на свекровом дворе».

В ходе музыкально-этнографических экспедиций в Белгородско-Курском регионе удалось зафиксировать и образцы гаданий, сопровождаемых подблюдными песнями. «Идуть за водой первая рожденная и последняя рожденная. Воду черпають, в хату приносють. Нальють в блюдо, кольцы туды поскладывають, платком накроють и поють:

За дижою сижу,

Питярнею вожу.

Свят, свят, свят вечер6.

А одна девка рукой в блюде водя и кольцы адне за адней вытягая: «Чья? Кому какая песня выпадя, то и сбудица» (село Мощеное Грайворонского района).

В Корочанском районе воду для гадания девки брали из трех колодцев в полночь и наливали в ступку, куда и складывали кольца или серьги, которые вынимались под песню:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иисус Христос У ворот стоит,

Ой, ладо, ладо.

Со скотинкою,

Животинкою,

Ой, ладо, ладо. (К богатому замужеству)

Образы песен, предвещающие брак и свадьбу, тесно перекликаются с символикой свадебных песен. К таковым отнесем кольцо, голубя, драгоценные камни: «Катилось кольцо по бархату», «На макушечке два голубочка склонилися, поклонилися». Расставание, несчастливое замужество, брак со стариком предвещают

6 Слова «Свят, свят, свят вечер» повторяются после каждого куплета.

60

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

образы песен, которые истолковываются однотипно: «Ой, листья шумят, разлететься хотят», «На печке сижу, заплатки плачу, еще посижу, еще поплачу», «Сидит воробей на колышке, глядит воробей на сторонушку». Как видим, слово в подблюдных гаданиях играло решающую роль, что сближало их с заговорами. Оно закрепляло спетое предсказание устойчивой формулой: «Кому вынется, тому сбудется, не минуется».

Вспомнила У.И. Сорокина, 1938 г.р., из Красной Яруги, и гадание, которое надо было выполнить непременно в полночь в темной горнице на зеркале при свечах. Однако к такому способу гадания девушки прибегали крайне редко, ввиду боязни получить пощечину от «образа», увиденного в зеркале. До сих пор в селе бытует легенда о таком случае, причем эта «метка» оставалась с девушкой многие годы. Видимо, не случайно и бытование в исследуемом регионе страшных баек, рассказов, легенд о ведьмах, колдуньях, старухах, владеющих черной магией, встреч с которыми селяне боялись и опасались ввиду их способности принимать образы животных и умерших.

А утром 14 января, еще затемно, дворы обходят «посевальщики» (ребятишки и подростки мужского пола до 15 лет). Вбегая в хату, разбрасывают зерно по всем углам, речитативно напевая:

Дева Мария по полю ходила,

Бога просила:

«Зароди, Г осподи, жито, пшаницу,

Под самою божницу.

Лен, конопи, вилькем колоти.

В поле колосисто, в дому - пирожисто.

Дай, Бог, здравствовать хозяевам!»

(село Колосково Валуйского района).

Как видим, этот обряд носит чисто практическую направленность с пожеланием добра и благополучия хозяевам. Более того, такие поздравления завершались приговорами посевальщиков: «По полу теляток, на лавке - ребяток!» и «квохтанием»: «квох, квох, квох, выведу сорак двох и чоб ни один не сдох». Разбросанное по избе зерно хозяйки, как правило, тщательно сметали и использовали затем на севе, «чтоб урожай был густой и богатый», или скармливали домашним животным и птицам.

Заканчивались зимние Святки Крещенским сочельником (18 января), водосвятием, «голодной» кутьей и святочными гаданиями. Эти действа должны были способствовать укреплению здоровья, материального благосостояния семьи.

Хозяйки топили снег для умывания и бани («снеговая баня красоты прибавит»), отбеливания холстов. Пекли блины, «чтоб урожай добрым был». Кормили животных хлебом, на котором чертили крест. Варили «голодную» (постную) кутью. Вынимая горшок из печи, хозяйка говорила с поклоном: «Милости просим к нам во двор со своим добром!» Каша, вылезшая из горшка, предвещала худой знак. Треснувший горшок также не сулил ничего хорошего семье. Укрыв горшок с кутьей расшитым полотенцем, хозяйка ставила его на сено в святой угол. До первой звезды за стол не садились. И лишь когда вся семья собиралась, хозяин открывал окно или дверь и «провожал Мороза» со словами: «Мороза, Мороза, выходи из хаты! И гляди не морозь ни телят, ни ягнят, ни маленьких ребят!». Затем кутью трижды обносили вокруг двора, угощались сами и скармливали курам и животным, а сено хозяйка отдавала корове со словами:

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

61

Святой Власий,

Дай, Г осподи,

Нашей коровушке благополучия.

И насыти нас, Г осподи,

И молоком, и творогом,

И сметаной, и маслицем.

(село Хомутцы Ивнянского района).

Как видим, и в этом обряде сохранились отголоски древнего ритуала -обращения к Богу, покровителю скота Велесу с просьбой о благополучии семьи и всего рода.

Крещение Господне (Богоявление) 19 января завершает зимние Святки. Отмечался этот праздник на Белгородчине торжественно и степенно. Вероятнее всего, это объясняется действами, происходящими в церквях и на водоемах. Крест -главный символ праздника. На реках и прудах «Ердани» делали прорубь -«ополонку», «прорубку», очень часто в виде большого креста. В ряде районов края за несколько дней до Крещения мужчины мастерили ледяной крест, используя для этой цели специальную «форму» из досок, клали ее на краю проруби и постепенно заполняли водой. Когда вода в «форме» замерзала, доски снимали. Получался ледяной крест, который и устанавливался у проруби. Его обильно поливали насыщенным красным свекольным соком («рассолом», «отваром»), чтобы издали был виден.

Вода в проруби освящалась, и каждый селянин старался набрать этой «целебной водицы», чтобы напоить ею больных, окропить жилище и животных. Более того, в Валуйском районе, например, одежду больных членов семьи надлежало окунуть в «Ердани». Это считалось хорошим знаком к выздоровлению. А в Чернянском и Новооскольском районах бытовал обряд освящения домашних животных, включающий в себя целый цикл охранительных ритуалов. Во дворе дома делали круг, загоняли туда живность, кропили ее освященной водой, кормили хлебом, ходили вокруг с зажженными свечами и пением духовных стихов, перебрасывали через животных нож или топор с двух сторон «крестом».

Практически повсеместно на Белгородчине после освящения воды в «Ердане» выпускали в небо голубей и примечали, куда те полетят. Если в сторону поля - жди хорошего урожая, а если в лес - недород будет. Здесь же деревянными крестиками из лучинок гадали о здоровье детей. Крестики опускали в воду и наблюдали, как они себя поведут: поплывут - добрый знак, останутся без движения - болезнь одолеет детей в этом году. Мелком, смоченным в освященной воде, рисовали крестики над окнами домов, на воротах, дверях, «чтобы в хате добро и здоровье жило». Старики знали, если на Крещение ясная морозная погода, жди летом засуху. Пасмурная и снежная погода предвещала обильный урожай. А после Крещения свадьбы играть начинали.

Таким образом, Зимние Святки на Белгородчине - это необычайно многогранная совокупность языческих и христианских обрядов, отголоски которых в ряде своих проявлений бытуют и сегодня, актуализируя необходимость проведения фольклорно-этнографических экспедиций в сёла края.

Изложенные в настоящей статье авторские фольклорно-этнографические материалы широко используются в учебно-воспитательном процессе учреждений сферы образования и культуры региона, творческой деятельности коллективов народной направленности, в разработках учебно-методических пособий и сценарнорепертуарного материала руководителей фольклорных ансамблей, педагогов

62

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

дополнительного образования, лекционных курсах профессиональных и гуманитарных дисциплин среднего и высшего образования.

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. 3.

2. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. М., 1968.

3. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000.

4. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. М., 2001.

5. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Белгород, 2003.

6. Жирова О.Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона. М., 2004.

7. Жирова О.Я. Традиции празднично-обрядовой культуры Земли Белгородской. Белгород, 2004.

8. Жирова О.Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона. Белгород, 2004; и др.

9. Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. М.: Изд. книгопродавца М. Березина, 1880. 607 с.

10. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

WINTER CHRISTMASTIME IN BELGOROD: EXPERIENCE FOLKLORE-ETHNOGRAPHIC RESEARCH

M.S. Zhirov1), O.JA. Zhirova2)

1)Belgorod state university e-mail: zhirov@bsu.edu.ru 2)Belgorod state institute of arts and culture e-mail: folk@bgiik.ru

The content of the article presents the materials of folklore-ethnographic expeditions carried out by the authors in the Belgorod villages and villages in recent decades. The subject of the analysis made by the Winter Christmastide (6-19 January), including non-stop series of ceremonial and ritual actions accompanying the celebration of Christmas, Christmas Eve, Epiphany, during which sounded waits, songs-carols, schedrovki, ovsenev "pripevnye" glorification, "grapes"; hospitable arranged interviews with merrymaking, vechorko, winter karagodov and dancing.

Keywords: Winter Christmastide, agricultural festivals, domestic orthodox, Christmas Eve, Vasiliev Day, Epiphany, folk customs, superstitions to believe, ritual songs, divination, merrymaking, vechorko, practical orientation ritual actions and protective rituals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.