Научная статья на тему 'Журнализм и вызовы современных технологий: net-мышление как новый виток развития человеческих способностей'

Журнализм и вызовы современных технологий: net-мышление как новый виток развития человеческих способностей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
805
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩЕЕ ЖУРНАЛИСТИКИ / СОСТОЯНИЕ НАУКИ / ЖУРНАЛИСТИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Загидуллина Марина Викторовна

Будущее журналистики тесно связано с трансформацией общественных потребностей в информировании и коммуникации. В свою очередь, эта трансформация обусловлена воздействием технологий не только на стиль жизни, но и на способность мыслить и рассуждать. Смена самих принципов рациональности должна быть осмыслена как вызов профессиональному журнализму и социальный заказ на перезагрузку всего социального института журналистики. Реагируя на вызовы времени и стихийно перестраиваясь, журналистика как отрасль общественно значимой деятельности остается сейчас во многом вне научного фокуса, что создает условия для институционального отставания от реалий жизни и превращения в «пустую» социальную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISM AND CHALLENGES OF MODERN TECHNOLOGIES: NET-THINKING AS A NEW PERIOD OF HUMAN ABILITIES DEVELOPMENT

The future of journalism is closely related to the transformation of public needs for information and communication. At the same time, this transformation is connected with the influence of technology not only in people’s lifestyle but also on their ability to think and reflect. Changing the principles of rationality should be understood as a challenge to professional journalism and social order to ‘restart’ the Social Institution of journalism. Responding to the challenges of our time and to the spontaneously rearranging of journalism as a branch of a socially important activity is now largely outside the scientific focus. This creates the conditions for an institutional lag from the realities of life and puts journalism at risk to become an “empty” social structure. Five arguments are discussed in this article: the security function of the person and society, journalism as an avant-garde of mass-consciousness, creolization of mass-media texts (transmedia), referential specifics of mass-media text, dialectics of factual and analytic journalism. All these positions are considered by the author as actual trends of journalism development in a close future.

Текст научной работы на тему «Журнализм и вызовы современных технологий: net-мышление как новый виток развития человеческих способностей»

sity students in the specialty "Journalism"], Publishing "Knowledge" and St. Petersburg IFEREL, St. Petersburg (in Russ.).

10. Prokhorov, E. P. (2005) Vvedenie v zhurnalistiku: ucheb. Dlya studentov vuzov, obuchayush-chikhsya po napravleniyu i spetsial'nosti «Zhurnalistika» ^Introduction to Journalism: a textbook for university students enrolled in the direction and the specialty "Journalism"], Aspect Press, Moscow (in Russ.).

11. Prokhorov, E. P. (1993) «Predmet i struktura nauki o zhurnalistike» [=Subject and structure of science journalism], in: Osnovnye ponyatiya teorii zhurnalistiki [=Basic concepts of the theory of journalism], Moscow (in Russ.).

12. Tertychnyy, A. A. (2002) Zhanry periodicheskoypechati [= Genres of printed media], Aspect Press, Moscow (in Russ.).

13. Tret'yakov, V. T. (2004) Kak stat' znamenitym zhurnalistom: Kurs lektsiy po teorii i praktike sovremennoy russkoy zhurnalistiki [=How to become a famous journalist: Lectures on the theory and practice of modern Russian journalism], Ladomir, Moscow (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 20-25.

УДК 070, ББК 76.01

М. В. Загидуллина

журнализм и вызовы современных технологий:

net-мышлeниe как новый виток

развития человеческих способностей

Будущее журналистики тесно связано с трансформацией общественных потребностей в информировании и коммуникации. В свою очередь, эта трансформация обусловлена воздействием технологий не только на стиль жизни, но и на способность мыслить и рассуждать. Смена самих принципов рациональности должна быть осмыслена как вызов профессиональному журнализму и социальный заказ на перезагрузку всего социального института журналистики. Реагируя на вызовы времени и стихийно перестраиваясь, журналистика как отрасль общественно значимой деятельности остается сейчас во многом вне научного фокуса, что создает условия для институционального отставания от реалий жизни и превращения в «пустую» социальную структуру.

Ключевые слова: будущее журналистики; институт; информационные технологии.

Заглавие статьи связано с концепцией №^мышления, предложенной в свое время Е. Е. Прониной в связи с психологией журналистского творчества в новых технологических условиях. Она выделила 4 «стилевых черты» такого мышления (скорее, не мышления, а именно особенностей текстов, в которых это мышление воплощается): наличие внутренних и внешних связей текста с другими («линки»), нелинейность (содержание представлено в виде «витрины», «все сразу»), компрессия (приближается к «внутренней речи») и интерактивность (коммуникативная социальность) [9].

состояние науки; журналистика как социальный

Взгляды Е. Е. Прониной не получили широкого отклика в научном пространстве России, однако общее мнение о «притуплении» мозга под воздействием технологий стало повсеместным: это выразилось и в сетованиях по поводу уходящей практики письма ручкой по бумаге («почерка» в его привычном понимании - и связи мышц руки с мозгом как особого «стимулятора» мозговой деятельности, см. например [4]), и рефлексия о блип-культуре (по Э. Тоффлеру [13]), не позволяющей осмыслять длинные тексты и обращаться с крупными массивами информации (см. например, [14]), и

вообще размышления о том, что «Гугл делает нас идиотами» (известная статья Н. Карра «Делает ли Гугл из нас идиотов» [16] и интервью с Карром [3] и тому подобные опасения. Однако наиболее значимым из таких опасений (перерастающим в социальный страх) следует признать тревогу по поводу уменьшения роли чтения в современной социальной жизни (см., например, коллективную монографию [15]). Чтение рассматривается как один из последних оплотов упорядоченной мысли (и «шкала» современной информационной культуры обозначена как «книжная монархия - электронная анархия» [15. С. 65].

Не задаваясь целью классифицировать различные точки зрения, объединенные общим пессимистическим отношением к происходящим в обществе под воздействием «цифровой реконфигурации» переменам, отметим, что для сферы журналистики - как профессионально-институциональной индустрии новостей и смыслов, направленных на освоение действительности «здесь и сейчас» - своевременное реагирование на крупные сдвиги в культуре является стратегией выживания (и вопросом выполнения миссии, «хартии», по Б. Малиновскому [7]). Вот почему рефлексия в сфере «ближайшего будущего» журналистики сейчас жизненно важна.

Характеризуя повороты, происходящие в общественной жизни (интернационального масштаба), хотелось бы остановиться на пяти главных явлениях, связанных с журналистским текстом в новой технологической среде.

Первое. Журналистика как социальный институт, обеспечивающий поставку, упаковку и распаковку смыслов об окружающем пространстве в режиме «реального времени», выполняет общественно значимую функцию безопасности человека и социума (знание о событиях, процессах, явлениях и первый «черновой» анализ исторического момента «по горячим следам» - как «внешние расширения» (Маклюэн М. - см. [6]) органов чувств человека, ориентирующегося теперь не только в «ойкумене» вокруг себя, но и во всей планетарной жизни). При этом многочисленные размышления о «катастрофизме», «алармизме», «сен-сационизме» как ключевых чертах массовой информации нисколько не противоречат тезису о безопасности социума как главной задачи журналистики сегодня: каким бы образом ни нагнетались страхи и опасности, это часть общей концепции безопасности человека: пред-

упреждение об опасности (пусть мнимой или преувеличенной). Так или иначе, исчезновение журналистики из числа социальных институтов невозможно, однако вероятность аннексии этой функции другими акторами остается. Впрочем, это уже «внутрицеховая» проблема журналистики.

Второе. Оперируя такими крупными социальными структурами, как массовое сознание (его насыщение информацией), журналистика вынужденно оказывается в ситуации симультанной зависимости от массового сознания и необходимостью усваивать самые передовые тенденции его развития. Таким образом, журналистика институционально обязана быть авангардом массового сознания. У этой задачи две стороны: во-первых, понимание и чуткое реагирование на то, что определяет именно «массовую» часть сознания, во-вторых, «попадание» в нишу: определение основных тенденций развития и обеспечивание их доминирования в журналистских материалах. Функция «быть лидером мнений» здесь как нельзя точно объясняет ситуацию: не конфликт качества и количества, как часто воспринимается эта ситуация исследователями, а именно качественное определение предпочтительных траекторий развития и прокладывание путей для этих траекторий. Тезис о том, что журналистика «потакает» низким вкусам, преподносит аудитории то, что та «хочет» и т. п., не имеет отношения к будущему журналистики - поскольку фактор, обозначенный нами как первый, требует соответственного уровня доверия в обществе. Другими словами, журналистика осуществляет ту же культурную деятельность, что и массовая литература или кассовый кинематограф, - стремится найти путь к миллионам (и глобализация способствует такому порядку), чтобы донести институционально значимые смыслы (выполнить миссию). Разделение литературы, кино, журналистики на «высоко-бровую» и «низкопробную» представляется культурно неизбежным моментом развития, но в настоящее время перестающим играть сколько-нибудь значимую роль и даже «вырождающимся» в собственную противоположность: «прикрываясь» презрением к «массовой» аудитории, «элитарные» искусства и общественные практики выполняют какие угодно функции, но не задачи «лидерства в массе». Здесь крайне интересные сопоставления мы можем обнаружить при сопоставлении развития кино и средств массовой информации, однако в рам-

ках данной статьи это сопоставление может быть лишь указано как значимое в контексте всей темы (см., например, нетривиальные рассуждения о сходстве сторителлинга в журналистике, сюжета в литературе и сценарной истории [5]). Важно подчеркнуть, что отрыв от массового сознания, выступающего гарантом социальности, чреват нарушением главных функций журналистики вообще.

Третье. Массовый сдвиг в культуре в сторону «считывания информации» задает возможность рассмотрения современного этапа как переходного к собственно новым репрезентациям мысли («внутренней речи», по Л. С. Выготскому [1]). Привычные формы упаковки смыслов исключительно в словесную ткань становятся все более «вчерашними» - при этом задача журналистики - не консервирование «привычной» способности, а предугадывание траектории развития (как мы стремились показать во втором пункте) массового сознания с целью оптимального выполнения собственных функций. Речь идет о переходе к новым типам журналистских текстов, основанных на изобразительном, аудиальном, разговорном и других началах. Креолизация журналистского текста, получившая на внутриинституци-ональном уровне название «конвергенции» (в рамках данной статьи мы не углубляемся в различные аспекты понятия, указываем лишь на суть трансмедиальности), основывается не на дополнительных способах развлечь читателя, а на «чутье» журналистики к трендам массового сознания. Переход от чтения и вчитывания в слова к считыванию информации может как угодно долго признаваться регрессивным, однако - по логике - оказывается серьезным шагом вперед, к периоду новой «дописьмен-ности», когда собственно информация так же успешно фиксируется визуально и аудиально, как ранее она фиксировалась с помощью слов. Важнейшим аспектом этого сдвига (о котором серьезно заговорили сразу после массовизации фотографии и расцвета кинематографа) является способность техники приблизить человека к внутренней речи и постепенно делать все более транспарентной границу между речью устной и письменной, а еще точнее - между письменной и внутренней речью, представляющей собой «пульсирующие смыслы», не оформленные в слова. Естественно, до «полного» перехода могут пройти века, в конце концов, он может состояться в каких угодно комбинированных формах, однако тенденция

возникла уже сейчас, и эра новых «неграмотных читателей» (Рубакин Н. А. - [11]) - вызов, на который журналистика должна найти ответ, фактически, интуитивно она уже его ищет, создавая новые форматы контента. Сложность перехода заключается в стойком ощущении «деградации» массового сознания в таких новых формах. Преодоление этого презрения и пренебрежения - важная задача акторов журналистики как социального института. Именно в связи с этим переходом мы можем говорить о №^мышлении как особой форме потребления информации.

Четвертое. Общее понимание «начитанности» как знака глубокой связи с культурой, наличие привычных для предшествующих эпох форм хранения «классического» и его передачи будущим поколениям претерпевает сильную деформацию под давлением новой культурной ситуации. Интертекстуальность, рассматриваемая Ю. Кристевой как новая информация (культурный знак), возникающая на перекрестке двух текстов, удаленных, возможно, на века друг от друга, приобретает сегодня новые очертания и формы, сменяясь на рефе-ренциал, означающий узнавание культурного знака, помещенного в новый контекст. Роль цитат из классических произведений (см., например, теорию «прецедентного текста» [12]), начинают играть изображения, иконические знаки, аллюзии к кассовым фильмам и всемирно известным книгам. Тонкие связи внутри литературы - как основного «идеологически нагруженного» искусства времён самоопределения наций - становятся все менее востребованными, да и сам литературный канон постепенно «опредмечивается», сворачиваясь до культурных ярлыков. Зато референциалу открывается широкая дорога, превращая ре-ференциальность журналистского текста в особую потребность культурного поля, связанного с массовыми информационными потоками. С этим связаны такие важные элементы развития журналистики, как эрудиция ее акторов: насколько глубоко, в каких объемах и как основательно должен знать культуру будущий журналист? Должен ли его культурный багаж ограничиваться литературой? Не важнее ли в свете того, что сказано выше, изучение любых массово-популярных явлений в культуре, политике, спорте? Референциальность фактически предполагает ценностный пересмотр фактов культуры в рамках «всеобщих эстетических ценностей» (Мукаржовский Я. - [8]). В

то же время непременность референциального характера журналистского текста опирается на принцип погружения журналиста в массовое и массово востребованное (остающееся сегодня на периферии образования). Интересно, что, например, основным аргументом против изучения массовой литературы всегда был тезис о примитивности таких произведений. Между тем стать массово востребованным «любое» произведение не может, и изучаться должна «формула», по которой оно создано: что в тексте такого произведения референци-ально, а что нового. Обращение В. Я. Проппа к морфологии волшебной сказки [10] было фактически попыткой определить механизмы популярности жанра, позволившие ему пережить время и дожить до эпохи всеобщей грамотности. Между тем принципы создания сказочных сюжетов мало чем отличаются от «формульной» (Кавелти Дж. - [2]) массовой литературы. Именно массовый, значимый в масштабах глобализирующейся аудитории референциал определяет контуры новой журналистики, претендующей на авангард массового сознания.

Пятое. Диалектика фактов и мнений продолжает оставаться сущностной чертой содержательной стороны журналистики (в сочетании с различным для разных национальных традиций «весом» лидерства мнений). Однако общая реконфигурация культуры заставляет пересмотреть и этот момент. Технологически обеспеченный доступ к платформам (собственно средствам массовой информации) любого человека создает угрозу институциональной размытости и даже редукции журналистики как таковой. При последовательном отказе от учета тех факторов, о каких речь шла выше, журналистика действительно рискует остаться «институтом для института» и потерять аудиторию, ради которой она и формировалась как социальный институт: аудитория уйдет за другими (внеинституциональными) акторами, сумевшими стать авангардом массового сознания. Тем не менее, доставка фактов и формирование мнений об этих фактах остаются «сердцем» профессии независимо от того, к какой эпохе принадлежит аудитория, испытывающая потребность удовлетворения «информационного голода» - в целях формирования картины мира, где человек ощущает хотя бы временную безопасность (как отмечалось в пункте первом).

Таким образом, мы можем предположить, что журналистский текст в новой технологиче-

ской среде будет ощущать серьёзное давление со стороны аудитории, подверженной глобализации (интернационализации интересов и потребностей), все более массово экипированной новейшими девайсами для получения новых пакетов информации (по-новому упакованных смыслов), нуждающейся в инструктивно-объяснительном дискурсе, позволяющем снять социальные страхи и тревоги и ощутить себя хотя бы временно в безопасности, обеспеченной знанием о «текущем моменте» и «недалеком будущем».

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 8 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 5-361.

2. Кавелти, Дж. Г. Изучение литературных формул / Дж. Г. Кавелти; пер. с англ. Е. М. Лазаревой // Новое лит. обозрение. 1996. № 22. C.33-64.

3. Карр, Н. «К человеку возвращаются прежние привычки - мыслить беспорядочно и поверхностно»; Елена Демидова [Электронный ресурс] / Н. Карр // Теории и практики. 29 нояб. 2011. URL: http://theoryandpractice.ru/ posts/3584-nikolas-karr-k-cheloveku-vozvrash-chayutsya-prezhnie-privychki-myslit-bespory-adochno-i-poverkhnostno.

4. Косогова, В. Будущее почерка... или цивилизации? Лишний пережиток или залог выживания? Роль обучения письму в полноценном психическом, умственном и личностном развитии [Электронный ресурс] / В. Косо-гова, И. Гольдберг. URL: http://psyfactor.org/lib/ graphology10.htm.

5. Макки, Р. История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только... / Р. Макки. М.: Альпина нон-фикшн, 2008.

6. Маклюэн, М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн. М.; Жуковский: Кучково поле, 2003.

7. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. М.: ОГИ, 1999.

8. Мукаржовский, Ян. Исследования по эстетике и теории искусства / Я. Мукаржовский. М.: Искусство, 1994.

9. Пронина, Е. Е. «Живой текст»: четыре стилевых признака net-мышления [Электронный ресурс] / Е. Е. Пронина. URL: http://flatik. ru/uchebno-metodicheskih-materialov-po-kursu-psihologiya-jurnalis-index-7.

10. Пропп, В. Я. Морфология <волшебной> сказки / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998.

11. Рубакин, Н. А. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения / Н. А. Рубакин. СПб.: Тип. А. А. Пороховщико-ва, 1895. 246 с.

12. Сорокин, Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1987.

13. Тоффлер, Э. Шок будущего. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.

14. Тронина, Л. А. Экологическая ориентация сознания как фактор современного миро-

воззрения: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Л. А. Тронина. М., 2009.

15. Чтение. XXI век. Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2014.

16. Carr, N. Is Google Making Us Stupid? What the Internet is doing to our brains [Электронный ресурс] / N. Carr. 2008. URL: http:// www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/ is-google-making-us-stupid/306868/.

Загидуллина Марина Викторовна - доктор филологических наук, профессор кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

mzagidullina@gmail.com

Zagidullina M. V. Chelyabinsk state university, mzagidullina@gmail.com

journalism and challenges of modern technologies: net-thinking as a new period of human abilitiesdevelopment

The future of journalism is closely related to the transformation of public needs for information and communication. At the same time, this transformation is connected with the influence of technology not only in people's lifestyle but also on their ability to think and reflect. Changing the principles of rationality should be understood as a challenge to professional journalism and social order to 'restart' the Social Institution of journalism. Responding to the challenges of our time and to the spontaneously rearranging of journalism as a branch of a socially important activity is now largely outside the scientific focus. This creates the conditions for an institutional lag from the realities of life and puts journalism at risk to become an "empty" social structure.

Five arguments are discussed in this article: the security function of the person and society, journalism as an avant-garde of mass-consciousness, creolization of mass-media texts (transmedia), referential specifics of mass-media text, dialectics of factual and analytic journalism. All these positions are considered by the author as actual trends of journalism development in a close future.

Keywords: the future ofjournalism; journalism as a social institution; information technology.

References

1. Vygotskiy, L. S. (1982) "Myshleniye i rech'" [=Cognition and Speech], in: Sobraniye so-chineniy: v 8 t. [=Collected works], vol. 2, Pedagogika, Moscow, pp. 5-361 (in Russ.).

2. Kavelti, D. G. (1996) Izucheniye literaturnykh formul [=Study of literary formula], in: Novoye literaturnoye obozreniye [New literary review], N 22, pp. 33-64 (in Russ.).

3. Karr, N. (2011) "K cheloveku vozvrashchayutsya prezhniye privychki - myslit' besporyadoch-no i poverkhnostno" [=The ancient habits are coming back to mankind: to think random and superficial], in: Teorii ipraktiki [=Theories & Practice], 29 noyabrya 2011, available at: http://theoryandpractice.ru/ posts/3584-nikolas-karr-k-cheloveku-vozvrashchayutsya-prezhnie-privychki-myslit-besporyadochno-i-poverkhnostno, accessed 10.01.2015 (in Russ.).

4. Kosogova, V. and Gol'dberg, I. Budushcheye pocherka... ili tsivilizatsii? Lishniy perezhitok ili zalog vyzhivaniya? Rol' obucheniyapis'mu v polnotsennompsikhicheskom, umstvennom i lichnostnom razvitii [=Future of handwriting ... or of civilization? Once a relic or a pledge of survival? The role of learning to write in the full mental, intellectual and personal development], available at: http://psyfactor. org/lib/graphology10.htm, accessed 10.01.2015 (in Russ.).

5. Makki, R. (2008) Istoriya na million dollarov: master-klass dlya stsenaristov, pisateley i ne tol'ko... [=Story: Substance, Structure, Style, and the Principles of Screenwriting], Alpina non-fiction, Moscow (in Russ.).

6. McLuhan, M. (2003) Ponimaniye media. Vneshniye rasshireniya cheloveka [=Understanding Media: The Extensions of Man], Kuchkovo pole, Moscow, Zhukovskiy (in Russ.).

7. Malinowski, B. (1999) Nauchnaya teoriya kul'tury [=A Scientific Theory of Culture]. OGI, Moscow (in Russ.).

8. Mukarzhovskiy, Ja. (1994) Issledovaniyapo estetike i teorii iskusstva [=Research on aesthetics and art theory], Iskusstvo, Moscow (in Russ.).

9. Pronina, Je. Je. «Zhivoy tekst»: chetyre stilevykh priznaka net-myshleniya [="Live text": four styles feature net-thinking], available at: http://flatik.ru/uchebno-metodicheskih-materialov-po-kursu-psihologiya-jurnalis-index-7, accessed 10.01.2015 (in Russ.).

10. Propp, V. Ja. (1998) Morfologiya <volshebnoy> skazki [=Morphology of <fairy> tales], La-birint, Moscow (in Russ.).

11. Rubakin, N. A. (1895) Etyudy o russkoy chitayushchey publike. Fakty, tsifry i nablyudeniya [=Essays on Russian reading public. Facts, figures and observations], Tipografiya A. A. Porokhovsh-chikova, Sanct-Peterburg, 246 p. (in Russ.).

12. Sorokin, Ju. A. (1987) Psikholingvisticheskiye aspekty izucheniya teksta [=Psycholinguistic aspects of the study teksta], Moscow (in Russ.).

13. Toffler, A. (2008) Shok budushchego [=Shock of the Future], AST; AST MOSKVA, Moscow (in Russ.).

14. Tronina, L. A. (2009) Ekologicheskaya oriyentatsiya soznaniya kak faktor sovremennogo miro-vozzreniya: avtoreferat dis. ... dokt. filos. nauk [=Environmental consciousness orientation as a factor in the modern world: Thesis of PhD], Moscow (in Russ.).

15. Chteniye. XXI vek [=Reading. XXI century] (2014), Chelyabinskaya gosudarstvennaya aka-demiya kul'tury i iskusstv, Chelyabinsk (in Russ.).

16. Carr, N. (2008) Is Google Making Us Stupid? What the Internet is doing to our brains, available at: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/is-google-making-us-stupid/306868/, accessed 10.01.2015.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 25-28.

Б. Н. Киршин

журналистика и ря: неодолимая гармония

Эта статья - отклик на монографию, в которой возрастающая роль PR в современных условиях объясняется деградацией журналистики. Автор приводит контраргументы, демонстрирует позитивные аспекты деятельности СМИ и приходит к выводу о том, что взаимодействие журналистики и PR следует рассматривать в русле взаимовыгодного партнерства.

Ключевые слова: журналистика; PR; ангажированность; гармония.

В России журналистика и PR всегда соперничали, даже в известном смысле противостояли друг другу. Помнится, первые успехи PR в освоении отечественного медиапространства вызывали резкое неприятие, протест у руководителей национального Союза журнали-

стов. Они были убеждены, что он вытесняет из средств массовой информации настоящую журналистику, серьезно деформируя их. Ме-диасообщество тяготело к мнению, что PR и журналистика несовместимы в рамках одного факультета. Те, кто нарушал это неписаное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.