Сер. 9. 2007. Вып. 4. Ч. II
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЖУРНАЛИСТИКА
Н.К. Абожина
ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Журналистские расследования отражают современную действительность на срезе острейших политических, экономических и нравственных потрясений, обусловленных интенсивным становлением рыночных отношений, радикальной демократизацией всех сторон нашей жизни. Как правило, все они посвящены поискам решения актуальных проблем: преступность, коррупция, наркомания, экология и др. При всем разнообразии тематики их объединяет наличие «кричащих» фактов, аналитический взгляд на происходящее, открытость авторской позиции.
По мере развития цивилизованных форм демократии, улучшения экономического и нравственного состояния общества, стабилизации жизни россиян можно предположить изменение проблематики журналистских расследований, когда позиции лидирующих трендов покинут такие привычные и обыденные для бурных и реформенных 1990-х годов темы как политическое киллерство и «грязные технологии» пиара. Тем не менее, в реальности об этом пока еще рано говорить. Нас же интересует в рассмотрении проблемы журналистского расследования не столько тематический аспект, сколько определение этой специфической формы журналистского труда в общей профессиональной методологии.
В настоящий момент в теории и практике журналистики отчетливо прослеживается дискурс проблемы определения собственной онтологии расследования. С одной стороны, принято считать, что журналистское расследование есть особый метод работы представителей различных СМИ, вбирающий в себя правовые, творческие и организационные аспекты. С другой, некоторые склоняются к точке зрения на ЖР как жанр журналистского творчества.
На эту тему уже существует ряд солидных исследований, к которым можно отнести работы Н. Бергер, А. Константинова, О. Голубцовой, А. Тертычного. Мы не ставим себе целью внести окончательную ясность в столь сложный и постоянно дискутируемый вопрос о журналистском расследовании. Нас интересует; насколько велико доверие самих деятелей СМИ к этой форме работы.
Авторы издания «Журналистское расследование: методические рекомендации», говоря о расследовательской журналистике, определяют журналистское расследование как жанр: «Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию. ...Основное отличие журналистского расследования как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием. Инвестигейтор, как правило, предлагает какие-то варианты
© Н.К. Абожина, 2007
ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному заключению»1.
Пришедшее в Россию из западных СМИ, понятие «инвестигейторства» (журналистского расследования) приобрело в отечественных средствах массовой информации более узкий характер: «Российская журналистика несколько сужает и заостряет понятие журналистского расследования, Оно еще не приобрело своей академической формы, но уже сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования - предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью. На самом же деле расследование как жанр не может быть связано рамками какой-то определенной проблемы. Талантливый журналист сумеет сделать блестящий материал. Классический вариант подобной деятельности - история журналистов американской газеты «Вашингтон Пост» Боба Вуд-ворда и Карла Бернстайна, которые сумели расследовать дело о вторжении в штаб-квартиру демократической партии США в отеле «Уотергейт» в Вашингтоне2.
При этом, как отмечают авторы «Журналистского расследования», основной темой отечественных журналистских расследований становится именно криминальная. «Сугубо криминальная или правовая тема становится сегодня предметом многих журналистских расследований не случайно. Это специфическое, национальное российское отношение к закону, как к дышлу, во многом является причиной тех социальных, экономических и даже политических проблем, которые переплелись в нашем обществе. И если, как свидетельствуют социологические опросы, россияне ставят на первое место вопросы безопасности, то естественно, что журналистика как инструмент общественного мнения этому предмету и придает особое значение»3.
Зарубежные исследователи придерживаются следующих взглядов на журналистское расследование: «Журналистское расследование, - пишет Д. Рэндалл, - существенно отличается от других видов журналистской деятельности. Вот три его особенности:
- первичное расследование. Выбранная тема предположительно связана с сомнительными делами или с халатностью, но доказательств этому нет;
- кто-то пытается сохранить информацию в тайне. Журналистское расследование начинается там, где заканчивается повседневная работа. Она игнорирует скрытность чиновников и отказ давать информацию. Получение информации
- вот цель журналистского расследования; Журналистское расследование возможно по любой теме в любой сфере общественной жизни»4.
И. Фэнг так описывает журналистское расследование: «Если информационное сообщение представляет собой сбалансированный отчет о конкретном событии и изложение фактов без комментария, то журналистское расследование ставит своей целью показать правду или ложь. Автор расследования занимает определенную позицию, обычно начиная с посылки, что что-то не так. Предвзятость запрещена. Предположение проверяется до подведения итогов, когда исходная гипотеза либо подтверждается, либо отвергается. Основой журналистского расследования является обширная, подробная информация, собранная в беспристрастной манере, но его цель - что-то доказать или опровергнуть, а не просто изложить спорные факты»5.
Журналистское расследование - одно из самых сильных средств в арсенале теленовостей, подчеркивает Фэнг. Однако репортаж-расследование может быть столь же спорным, сколь и популярным. Возможно, ни в какой другой области журналистики
правовые и этические вопросы не переплетаются так сильно, как здесь. Риск окупается ростом аудитории, хотя многие считают расследование неудачной попыткой ТВ и радио реализовать функции сторожевого пса, возложенные на «четвертую власть», т. е. прессу.
Тягу американских журналистов к расследованиям И. Фэнг объясняет тем, что в отличие от обычных сообщений и даже редакционных комментариев этот жанр часто дает определенный положительный результат, приводит к ощутимым изменениям в конкретной сфере.
В связи с активным проникновением расследователькой журналистики в разные виды СМИ и выделением ее в отдельный жанр, появляется много научных работ, исследующих это явление, его формы и признаки, этические и социальные проблемы, описывающих характерные черты журналистского расследования.
«Метод журналистского расследования, - считает В.В. Егоров, - возможность для журналистов самим отвечать на поставленные читателями, общественностью вопросы. Термин «расследование», взятый из области юриспруденции, свидетельствует о том, что журналистика наших дней принимает на себя новые, ранее не свойственные для нее, функции. Наряду с пропагандой, агитацией и организацией, с социальным ориентированием читателей и контролем за исполнением решений на всех уровнях журналистика стремится активно и оперативно вмешиваться в конкретные критические экологические ситуации, используя весь арсенал возможностей, в том числе и те, которые ранее ею не использовались»6.
Раскрывая тщательно оберегаемые тайны, проникая под покровы политики, экономики, права и общественной морали, неистовые телерепортеры привлекают к экранам рекордные по численности аудитории, творят сенсации, результатом которых становятся громкие скандалы с отставками, арестами, разводами.
Опыт освоения журналистского расследования на отечественном телевидении насчитывает историю не более чем в полтора десятка лет. Одним из первых его утвердил в эфире журналист Артем Боровик, создатель и руководитель холдинга «Совершенно секретно». Одноименная телевизионная передача стала первой в длинном и разнообразном перечне последующих программ аналогичной тематической и жанровой ориентированности.
Так или иначе, приемы, характерные для журналистского расследования, впоследствии использовались даже в тех программах, где отсутствовала криминальная составляющая. Можно заметить определенные черты расследовательской журналистики в известном телевизионном цикле Леонида Парфенова «Намедни», а также чуть позже - и в одноименной еженедельной передаче.
Характерной особенностью российского опыта эволюции данного жанра следует признать использование приемов журналистского расследования в политически ориентированных выпусках определенных телепроектов в период предвыборных кампаний. Наиболее яркий пример - деятельность Сергея Доренко в качестве ведущего программы в период выборов в Государственную Думу в 1999 году. Тогда он отчаянно боролся против блока «Отечество - Вся Россия», используя компрометирующие материалы. Особую убедительность выступлениям С.Доренко придавала изощренная наглядность его расследований, которая воплощалась в выводе на экран фотографий, различных схем и графиков. Таким образом, ведущий решил одну из главных проблем, существующих в диалектических отношениях между телевидением и целями самого журналистского расследования.
Этой проблемой всегда была, есть и будет проблема наглядности и иллюстративности в телевизионном эфире. Коммуникативные природные особенности данного электронного медиа связаны с наличием видеоряда. Его отсутствие серьезно снижает
возможность адекватного усвоения материала аудиторией. Хотя в ряде случаев, когда ведущие сознательно манипулируют восприятием зрительским сознанием, как раз отсутствие «картинки» и повышает вероятную «достоверность» излагаемых сведений.
Характерный пример - программа Андрея Караулова «Момент истины», в которой ведущий очень часто использует видеоряд, которые воздействует не с точки зрения логики и информации, а с точки зрения эмоций. Когда же наличие «картинки» важно для построения на экране убедительной обвиняющей кого-либо конструкции, то Караулов использует метод некорректного монтажа, когда параллельными видеорядами «сходятся» на экране. Например, в программе, которая была посвящена экс-губернатору Приморского края Евгению Наздратенко. Его А.Караулов обвинял в связях с местными преступными группировками. Иллюстрациями служили кадры любительской видеосъемки, фиксирующие представителей местного преступного сообщества. В прямом монтажном стыке к этим кадрам присоединялись кадры, которые запечатлели губернатора Е. Наздратенко совсем в другое время и в другом месте7.
Одним из самых излюбленных приемов, которые применяются российскими журналистами в реализации жанра журналистского расследования на телеэкране, является инсценизация события, его реконструкция. Метод стал настолько популярен, что ряд программ («Честный детектив», «Чрезвычайное происшествие», «Запретная зона»), ориентированных на криминальную тематику и использующих приемы расследования, этот прием используют постоянно.
Данное обстоятельство также объясняется теми трудностями, которые испытывают журналисты при расследовании и поиске подлинно достоверных и документальных кадров, фиксирующих криминальные деяния, или противоправные действия. От этого исходного постулата и происходит вынужденная опора в телевизионных программах интересующего нас жанра на имитацию события, происшествия. Говорить о степень достоверности при реконструкции обстоятельств в ходе журналистского расследования можно лишь с определенной долей условности.
Здесь очевидна разница между креативным методом, который применяет журналист, пытаясь воспроизвести произошедшее, и следственным экспериментом, когда картина преступления фиксируется на месте его совершения в виде рассказа подозреваемого8. Причем зафиксированный эксперимент обретает юридическую силу доказательства. Тогда как реконструкция события в телевизионной программе, основанной на журналистском расследовании, есть всего лишь один из возможных, но не единственный вариант того, как в реальности случилось то или иное происшествие.
Можно предположить, что дальнейшая эволюция журналистского расследования будет иметь вектором увеличение доли зрелищности и наглядности в конечной форме того или иного телеэкранного продукта. Во всяком случае, все обстоятельства бытования столь популярного жанра в отечественном телеэфире свидетельствуют в пользу данной точки зрения.
1 Шум Юлий. Журналистское расследование. Методические рекомендации. М., 2000. С. 13
2 На материалах этого расследования журналистами была написана документальная книга «Вся президентская рать», удостоенная престижной Пулитцеровской премии. В 1976 г. режиссер Алан Пакула поставил по ее мотивам фильм, удостоенный четырех премий Американской киноакадемии «Оскар». Главные роли в фильме сыграли Роберт Рэдфорд и Дастин Хофман.
3 Там же. С.15.
4 Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 1999. С. 145.
3 Теленовости: секреты журналистского мастерства (реферат книги И.Фэнга «Теленовости, радлионовости»), М., 1997. С.168-169.
6 Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. М., 1993, с.47.
7 Любопытно, что Е.Наздратенко подал в суд на А.Караулова именно в связи с этой передачей. . Его иск к телеведущему был удовлетворен. В возмещение морального ущерб автор «Момента истины» должен был выплатить Е.Наздратенко десять тысяч долларов США.
8 Ироничное изображение процесса можно обнаружить в ряде эпизодов фильма К.Серебренникова «Изображая жертву».