дров, то его непременно нужно угостить. Угощение делается так: уголек «садят» в золе, укутывают его золой в качестве маленькой постели, «кормят» золой и как бы укладывают спать в этой золе. Этот уголек называют коночы ‘гость’, он предвещает скорый приход или приезд гостей» [5]. Столь внимательное отношение к огню и ко всем ее проявлениям доказывает сакрализацию всех элементов проявления функций огня.
В бурятских мифах также существует серия рассказов о действии огня и расшифровке тайных знаков, поданных хозяином огня. Стоячий уголек, небольшая головешка в очаге у бурят также является приметой приезда гостей и называется хонсо (звучит почти идентично коночы), уголек также нужно укутать золой и усыпить как гостя. В алтайском языке это слово толкуется как ‘гость’, будучи образованным от глагольной основы конор- ‘ночевать’, ср. однокоренное существительное конуш ‘ночевка’. В монгольских языках глагольная основа хон(о)- ‘ночевать; останавливаться на ночлег’ также дала субстантивы с идентичным значением: п.-мо. qonuca, монг. хоноц, бур. хоносо, калм. хонц, ойр. хонца ‘путник, остающийся на ночлег; чужой человек, пущенный на ночь в
дом; ночлежка’. Монгольский словообразовательный формант -са в данном случае коррелирует с алтайским -чы.
В тюрко-монгольском фольклоре существуют многочисленные сопровождающие данную примету предания, приведем рассказ из алтайской несказочной прозы: «Женщина заметила коночы, но из-за собственной вредности не стала его угощать, сказав: Jе менин кайдагы торооним келееткен эди ‘Ну, у меня какой-такой родственник может приехать’, плеснула на этот уголь воду из чайника и легла спать. В ту же ночь ее дядя, который пропал на войне, которого считали погибшим, при возвращении домой, на переправе через реку упал в воду и погиб» [5].
Итак, в данной статье мы проследили единые символические корни и архетипы в культе огня у тюрко-монгольских народов на материале алтайского и бурятского фольклора. Мы предполагаем, что древний антропоморфный дух огня в традиции сибирских народов имеет идентичные сопутствующие легенды и предания при схожих обрядовых действах. Культ огня, будучи одним из наиболее архаичных обрядов, является составной частью во всех ритуальных обрядах, касающихся жизни и деятельности человека.
Библиографический список
1. Банзаров, Д. Собр. соч. - М.: Изд-во АН СССР, 1955.
2. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. - М., 1991.
3. Дыренкова, Н.П. Культ огня у алтайцев и телеутов: сборник Музея антропологии и этнографии. - Л., 1927. - Вып. У1.
4. .Тушемилов, П.М. Шаманские материалы. - Улан-Удэ: Наран, 1995.
5. ФМ НГУ Горно-Алтайск: научно-исследовательский институт алтаистики им. СС. Суразакова. - РА. - № 429, 452.
6. Радлов, В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. - СПб.,1866. - Ч. 1.
7. Лыгденов, Д.Д. Тунхэнэй «Гэсэрые» туурээгшэ // Ульгэршэн Майсан Алсыев / сост. В.Ш. Гунгаров, Б.С. Дугаров. - Улан-Удэ, 1995.
8. Жамцарано, ф. 62, оп. 1, ед. хр. 40 (4): Материалы по шаманству. 1903 г. (IV тетр.) // Архив Института востоковедения. СПб. ф. 62, оп. 1, ед. хр. 40 (4), л. 50-59.
9. Жуковская, Н.Л. Категории и символы традиционной культуры монголов. - М.: Изд-во вост. лит-ры «Наука», 1988.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 08-06-00328-а
Статья поступила в редакцию 14.05.10
УДК 070 + б54.19
Л.П. Шестёркина, соискатель ЮУрГУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ ЮУРГУ-ТВ)
В статье раскрывается уникальный опыт факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) по внедрению в процесс обучения студентов-журналистов первой в России университетской ТРК ЮУрГУ-ТВ. Автор выдвигает гипотезу, что содержательная специфика университетского вещания позволяет характеризовать ЮУрГУ-ТВ как образовательный телеканал, способствует обучению и воспитанию студентов как высокопрофессиональных специалистов СМИ и отвечает современной педагогической концепции образования.
Ключевые слова: образование, педагогика, образовательная телепрограмма, культура, телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ.
Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность). В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества [1].
Образование в общекультурном контексте емко и метафорично определил автор одной из концепций современного образования В.Ф. Сидоренко. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное ритмичное действие. «Для себя образование - это образ культуры, а для культуры оно - образование культуры, точнее, ее воспроизводство через образование, а для социума - образование - это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само, становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культур-
ную форму и дееспособность» [2, с. 432]. Огромную роль в развитии образовательного и культурного пространства играет телевидение.
Автор выдвигает гипотезу, что создание собственных университетских электронных средств массовой информации, таких как телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ в Челябинске, позволяет организовать особый образовательный канал для трансляции достижений культуры, её ключевых духовных ценностей; воспитания и обучения высокопрофессиональных специалистов СМИ, что органично вписывается в педагогическую концепцию обучения на протяжении всей жизни и соответствует современным тенденциям в развитии высшего профессионального образования.
В развитии современного российского телевидения многие исследователи отмечают несколько характерных тенденций. Наряду с явлениями негативного характера: деформация языка посредством телевидения (в том числе использование в различных программах ненормативной лексики), американизация телеэфира, чрезмерная эксплуатация темы секса и сексуальных отношений, криминализация тематического содержания эфира, диктатура гламура и т.д. [3, с. 152-158] - прослеживаются и положительные процессы. Один из таких про-
цессов - тенденция «нишевизации», когда «формирование эфирного наполнения происходит в виде насыщения программной сетки продукцией определенной тематической и жанровой направленности, отвечающей вкусам определенного сегмента (ниши) зрительской аудитории» [3, с. 157]. В России существует уже внушительное количество специализированных каналов: спортивные, музыкальные, развлекательные, бизнес-каналы и каналы кинопоказа. Однако на этом фоне нельзя не отметить серьезную нехватку доступных широкой аудитории телеканалов культурно-просветительской и образовательной направленности.
«Образование - это ценность, система, процесс (и деятельность по его реализации), результат, услуга. В этом смысле образование - приобщение к культуре как к накопленным ценностям - материальным и духовным»" [4, с. 47]. Рассматривая данное определение в контексте современной ситуации дефицита образовательного телевидения (ТВ), мы можем говорить о серьезном отклонении в вещательной политике наших телеканалов, которые не только не приобщают свою аудиторию к накопленным материальным и духовным ценностям, но действуют как разрушитель этих ценностей.
Говоря о кризисе образовательного телевидения в России, исследователи часто приводят в пример телевидение Японии: в «стране восходящего солнца» на сегодняшний день действует 35 образовательных телеканалов, а производство образовательных и обучающих программ является одним из основных направлений в образовании и телевидении. Еще один яркий пример - телевидение США с их грандиозным телевизионным проектом - сетью РББ. Не смотря на все материальные трудности и явно недостаточное государственное финансирование, в Штатах на основных каналах выходят более 500 учебно-образовательных программ, не считая тех, что производятся местными телестудиями. В нашей стране о богатом опыте советского образовательного телевидения напоминают разве что чудом уцелевшие, однако, все же выброшенные не только из прайм-тайма, но и из эфира федеральных каналов программы «В мире животных» и «Очевидное - невероятное».
Недостаток образовательных программ сегодня особенно остро ощущают регионы. «Регионализация вещания - одна из главных тенденций развития современного телевидения, суть которой состоит во всемерном росте и укреплении государственных муниципальных, частных коммерческих и кабельных студий на местах. От централизации к региональному вещанию - общий путь развития телевидения во многих странах. Местное, или региональное телевидение может более точно учитывать особенности региона, национальный, образовательный, возрастной состав аудитории, привлекать к передаче людей, использовать факты и явления, которые житель района, города порой знает лично. Все это делает местное телевидение более доступным, понятным, полезным конкретной аудитории, чем центральные программы. Регионализация телевидения неразрывно связана с распространением национальной культуры, самобытности, народного творчества, и народных традиций населения конкретного района» [5, с. 387].
Каналом, который стал отражением интересов студентов и преподавателей одного из крупнейших вузов страны - Южно-Уральского государственного университета, была призвана стать университетская телекомпания ЮУрГУ-ТВ. ЮжноУральский государственный университет, как учредитель, четко определил задачи первой в России студенческой вещательной телекомпании ЮУрГУ-ТВ, отвечающие главным целям педагогической деятельности по воспитанию и обучению студентов. Одна из основных - «приобщение студенческой молодежи и населения города к ценностям культуры; эстетическое и этическое воспитание студенческой молодежи на основе приобщения ее к духовному богатству отечественной и мировой культуры; приоритетное внимание к отечественному культурному наследию; сохранение, распространение отечественных культурных ценностей и созидание». Университетское телевидение по природе своей является образо-
вательным. Во-первых, содержание, тематика телевизионных программ телеканала ЮУрГУ-ТВ большей своей частью сопряжена с деятельностью высшего образовательного учреждения Южно-Уральского Государственного университета. Работа над созданием этих программ - для каждого студента есть суть профессионально-творческого модуля журналистского образования. Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ является главной производственной базой для организации студенческих практик. Студенты - создатели телевизионной продукции имеют уникальные возможности: общаться при создании телепередач с выдающимися учеными, научными деятелями -преподавателями вуза.
Согласно классификации, предложенной кандидатом филологических наук, генеральным продюсером телерадиокомпании «АСС-ТВ» И. Лапиной, образовательное телевидение представлено учебными, образовательными и научнопопулярными программами и решает важнейшие педагогические задачи.
«Учебная телепередача - это фактически наглядное пособие для изучающих ту или иную научную дисциплину в рамках существующих программ школы, вуза, системы повышения квалификации. Такие передачи и телефильмы создаются в помощь лица, систематически изучающим ту или иную научную дисциплину, и обычно четко дифференцируются по возрастным категориям и учебным группам, для которых предназначены. Учебные фильмы в отличие от научнопопулярных, хроникально-документальных рассчитаны не на универсальную, а на специальную аудиторию с обязательным использованием методических указаний при подготовке сценариев» [4, с. 49].
«Образовательная телепередача - телепрограмма, обновляющая и углубляющая знания телезрителя, имеющая самостоятельное значение в системе конкретных знаний в той или иной области науки, культуры, производства, искусства, социальной жизни. Образовательная телепередача ведет зрителя от одной темы к другой в определенной последовательности, которая основана на логике научного познания, истории накопления знаний» [5, с. 374-375].
Образовательное телевидение, по словам И. Лапиной, «призвано информировать о наиболее важных событиях в мире науки и техники, пропагандировать новейшие научные достижения, организовывать борьбу за новые научные идеи, направления, изобретения, просвещать, воспитывать эстетические вкусы (программы о музыке, литературе, театре, живописи и т.д.)» [4, с. 49-50].
На студенческом телеканале освоено производство собственно образовательных передач. В универсальном классификаторе телевизионных программ ведущего теоретика журналистики Г. Кузнецова [6, с. 193] программы образовательного характера относятся к социально значимым. «Телепередачи могут дифференцироваться по множеству критериев -функции, форме, теме, адресу, источнику, степени телевизионной переработки материала и т.д. Узловыми, определяющими являются функциональный, содержательный, формальный и адресный аспекты типологизации» [4, с. 47]. Классификатор Кузнецова подразделяет программы по их основной функции и направленности, т.е. по той «работе», которую программа выполняет в обществе. Исчерпывающее определение понятия «функции телевидения» дано в словаре доктора исторических наук, профессора В. Егорова: «Функции телевидения - способность информировать, организовывать, воспитывать аудиторию телезрителей или отдельные ее социальные слои. Функции телевидения имеют своеобразия, обусловленные природой телевизионного вещания» [5, с. 410]. В одном ряду с воспитательной функцией на телевидении стоят и образовательная, и культурно-просветительская функции. По Г. Кузнецову «Культурно-просветительские программы - отнюдь не лекции, но драматургически выстроенный рассказ или показ духовных ценностей, созданных человечеством. Такая программа может быть посвящена фактам из истории науки или искусства, музыки, а также современным поискам в этих сферах» [6, с. 200]. Редакция «Образованное ТВ» объе-
диняет в себе множество направлений. В эфир телеканала выходят программы по экономике, физике, информатике, праву, истории, русскому языку, искусствоведению, музыке. Создание образовательных программ - дело серьезное и ответственное, оно доверено студентам четвертого курса кафедры «Телевизионная и радиожурналистика» журфака ЮУрГУ. На студенческом телеканале теоретические знания студентов серьезно подкрепляются практическими навыками: к этому времени они не только активно участвуют в организации съемочного процесса, пишут тексты, но и в полном объеме осваивают программу нелинейного компьютерного монтажа, работают и как операторы. Создание образовательных телепередач входит в программу учебного курса «Творческая мастерская». В конце каждого семестра студенты сдают педагогам уже готовые материалы.
В зависимости от направления образовательные программы объединяются в телевизионные циклы. Цикл - это «способ организации публицистических, культурно-
просветительских и детских программ» [6, с. 202], когда под одним заголовком объединяются несколько тематических ответвлений - выпусков.
Так, создавая программы для телевизионного цикла «Уроки искусства», студенты активно сотрудничают с преподавателями кафедры «Искусствоведение и культурология» исторического факультета. При активном участии специалистов по истории древнерусской музыкально-письменной культуры и теории древнерусской музыки вышла в эфир первая программа из этого цикла - «Искусство Строгановских мастеров ХУТ-ХУП веков». Программа посвящена легендарным иконам, книгам и шитью - работам уральских умельцев. Две последующие программы вышли в эфир под заголовком «Искусство жизни» и были посвящены полотнам голландских и итальянских художников XVII и XVIII веков - экспозиции, привезенной в Челябинск из петербургского Пушкинского музея. Еще одна работа - телеочерк «Возвращение Данаи» об истории покушения на картину Рембрандта - стала лауреатом конкурса культурно-образовательного форума «Дни Германии в Челябинске» и победителем традиционного городского фестиваля «Весна-студенческая». Сегодня в эфир телеканала выходят культурные обозрения - калейдоскоп сюжетов, в полном объеме освещающих яркие события культурной жизни города (премьеры спектаклей, интересные выставки, концерты и т.д.).
Образовательные программы по экономике составляют цикл «Золотая середина». «Что такое экономика?», «Как студенту заработать на бирже?», «Что такое кредитная система и как взять кредит на образование?» - вот те вопросы, которые рассматриваются в передачах.
«С русского на русский» - так называется образовательная программа по русскому языку. Ее ведущая - студентка 4го курса Л. Рахимова. Каждый выпуск посвящен отдельной, достаточно узкой теме: «Слова-«паразиты» или, к примеру, «Крылатые фразы».
В цикле программ «Информатика» можно узнать о том, как защитить свой компьютер от вирусов. Еще одно направление образовательных программ - правоведение. В программе «Ваше право» (автор студентка О. Серебрякова) рассматриваются сложные правовые ситуации, в занимательной форме студенты и преподаватели разъясняют те или иные правовые акты.
Однако воспитание и образование, как ключевые процессы педагогики, происходят как по ту, так и по другую сторону экрана: в первом случае, образовательные программы расширяют кругозор аудитории, приобщают зрителя к ценностям культуры. С другой стороны, создавая образовательные программы, студенты специализируются на какой-либо одной теме, тем самым, углубляя свои знания в конкретной области,
Библиографический список
а также приобретают практические навыки в создании телевизионных продуктов. Телекомпания ЮУрГУ-ТВ, таким образом, является «образовательным укреплением» - базой для подготовки телевизионных журналистов, школой профессионального мастерства.
Образовательные программы - своеобразный нравственный ориентир для студентов, которые в скором времени станут профессионалами своего дела. В телекомпании студенты ориентированы на создание исключительно качественных телевизионных продуктов. На студенческом телеэкране нет тем насилия, секса, криминала, заполонивших федеральные и региональные телеканалы. Вся продукция телеканала ЮУр-ГУ-ТВ, который вещает 24 часа в сутки, - собственного производства. Фильмы и передачи создаются студентами журфака ЮУрГУ, которым помогают штатные сотрудники: редакторы, операторы, монтажеры и режиссеры. На телеканале нет коммерческой рекламы. Единственный вид рекламы, который выходит в эфир телеканала - социальная. Это видеоролики, которые придумывают и воплощают в жизнь сами студенты. Темы социальной продукции - самые разнообразные - против курения, наркотиков, злоупотребления спиртными напитками, а также серия роликов «Мы - будущее России».
Оборудованная по последнему слову техники телекомпания значительно облегчает студентам решение творческих задач. Цифровая техника помогает в работе над телевизионными проектами. К примеру, отсняв материал, студент может на месте просмотреть видео и «доснять» недостающие или неудавшиеся планы, проверить звук, а по возвращении в редакцию начать писать текст и параллельно оцифровывать исходный материал в свой рабочий персональный компьютер. Это значительно экономит время журналиста. На практике к монтажу можно приступить, как только текст будет написан и озвучен, а после того, как материал будет готов, отсылка работы на эфирный компьютер занимает несколько секунд.
Таким образом, находит подтверждение гипотеза автора о том, что современные тенденции в развитии высшего профессионального образования, когда ключевое значение приобретает педагогическая концепция образования на протяжении всей жизни, образовательная и вещательная деятельность таких телеканалов как ЮУрГУ-ТВ приобретает особую актуальность. Предварительно исследовав информационный рынок своего региона и почувствовав острую необходимость в производстве образовательного телевизионного продукта, студенческая телекомпания заняла свою нишу. Образовательная, воспитательная и культуроформирующая функции, которые выполняет телекомпания Южно-Уральского государственного университета, обращены не только к телезрителю, но и к самим создателям телевизионного продукта - студентам. Постигая в теории специфику создания программ, знакомясь с жанровым своеобразием телевизионной сетки вещания по учебникам, студенты на практике в своей университетской телерадиокомпании проверяют действие телевизионных законов. Создание многих передач проходит в рамках программ учебных курсов: от того, как отозвалась аудитория на материал студента, напрямую зависит оценка, которую поставит преподаватель учащемуся в конце семестра. Таким образом, теория журналистики неразрывно связана с приобретением практических навыков (общение в редакционном коллективе, организация съемочного процесса, освоение техники и т.д.). Такой подход в журналистском образовании сегодня признан ведущими специалистами наиболее продуктивным. Выходя за рамки традиционного образовательного процесса, адаптируя современное образование к изменениям в обществе, он сохраняет при этом функцию трансляции основных достижений человечества, его ключевых духовных ценностей в индивидуальный опыт личности.
1. Библиотека Гумер - гуманитарные науки (http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/slast/05.php)
2. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби Изд-во «Проспект», 2006.
3. Ильченко, С.Н. Основные тенденции современного телевещания // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информа-
ционного пространства. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2007. - Вып. I.
4. Лапина, И.Ю. Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. - М.: Аспект Пресс 2007.
5. Егоров, В.В.Телевидение между прошлым и будущим. - М.: Воскресенье, 1999.
6. Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ: учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
Статья поступила в редакцию 12.05.10
УДК 81’42
Ю.А. Власова, старший преп. кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации южно-уральского государственного университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
СРЕДСТВА КОГЕЗИИ В ТЕКСТАХ ИНСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой изучения текста инструктивного характера в рамках психолингвистического подхода. Приводятся определения понятия «когезия», даются классификации внутритекстовых связей, проводится анализ текстов с целью выявления средств когезии, характерных для текстов-инструкций.
Ключевые слова: когезия, текст, психолингвистический подход.
Текст как объект исследования является одной из актуальных проблем современности. Это обусловлено как различными подходами к изучению текста - когнитивным, антропоцентрическим, текстоцентрическим, лингвоцентрическим [1],
- так и «многообразными аспектами его рассмотрения в различных областях знания» [2, с. 100]. Как следствие, существует большое количество определений текста, в которых находят свое отражения различные аспекты этого явления. Например, по мнению Л.Г. Бабенко, «текст - это словесное речевое произведение, в котором реализуются все языковые единицы (от фонемы до предложения), это сложный языковой знак» [1].
О. Л. Каменская считает, что «текст - это самая сложная структура, реализующая коммуникацию, и для выполнения текстом его функций используются грамматические, лексические и другие средства» [3, с. 47], «текст представляет собой основную единицу коммуникации, а единицы нижележащих уровней языковой системы принимают участие в коммуникации лишь опосредованно». Текст обладает специфической структурой, это «знаковый объект (знак), обеспечивающий выполнение коммуникативной функции в соответствии с замыслом автора» [3, с. 51-52].
И.Р. Гальперин приходит к мысли о том, что «текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [4, с. 18].
Таким образом, мы считаем, что текст - это сложная структура, основная единица коммуникации (так как общаясь, мы пользуемся текстами, а не отдельными словами), один из компонентов речемыслительной деятельности.
При лингвистическом подходе к изучению текста центром внимания являются языковые средства, которые помогают раскрыть общий замысел и эмоциональное содержание текста.
Психолингвистический подход к тексту рассматривает текст как единицу коммуникации, как один из основных компонентов речевой деятельности, обусловленный потребностями общения. Структура этой деятельности представлена следующими элементами: текст (сообщение), его автор и получатель и отображаемая действительность, знания о которой передаются в тексте. Психолингвистика рассматривает текст с точки зрения его порождения и восприятия с учетом системно-структурных характеристик. Поэтому еще одним компонентом речевой деятельности являются языковые средства, которые использует автор для воплощения своего замысла. Задачей любого текста является воздействие на реципиента, эффективность которого во многом зависит от выбора авто-
ром языковых средств, соответствующих его коммуникативному намерению, с тем, чтобы адресат адекватно понял текст.
По мнению Л.В. Сахарного, понятие «текст» в аспекте психолингвистики «целесообразно трактовать не как «жесткую» двустороннюю единицу, имеющую четко зафиксированный план выражения и столь же четко зафиксированный план содержания, а как определенным образом организованную форму, связанную с содержанием» [5, с. 123].
С точки зрения психолингвистики, основными характеристиками текста являются связность и цельность [6].
Актуальность и новизна нашего исследования состоит в том, чтобы выявить средства выражения когезии в текстах инструктивного характера именно с позиций психолингвистики.
Мы рассматриваем инструкции как вид профессионального общения. Цель любого общения состоит в том, чтобы, воздействуя на сознание реципиента, изменить его поведение или состояние, т.е. вызвать определенную вербальную, физическую, ментальную или эмоциональную реакцию. Анализ средств выражения внутритекстовых связей позволит определить набор именно тех элементов, которые смогут обеспечить успешное взаимодействие между коммуникантами - представителями разных лингво- и корпоративных культур.
Текст инструктивного характера оформляется по строго определенным правилам, что обусловлено, с одной стороны, определением понятия «инструкция»: руководящее указание, наставление, свод правил для осуществления какой-либо деятельности, с другой - его коммуникативной направленностью: передача информации, не допускающей двоякой интерпретации сообщения. Основным требованием, предъявляемым к текстам-инструкциям, является их логическая организация, которая обеспечивается разнообразными языковыми средствами. Текст должен быть доступен той аудитории, на которую он рассчитан.
Следует разграничивать понятия «когерентность» и «когезия». Первое отражает смысловую целостность текста, ситуацию общения и знания, которыми владеют автор текста и адресат. Когезия проявляется на уровне поверхностных структур и отвечает за организационную поддержку содержательно-смысловой целостности текста.
И.Р. Гальперин определяет когезию как «особые виды связи, обеспечивающие континуум, т.е. логическую последовательность (темпоральную и/или пространственную), взаимозависимость отдельных фактов, сообщений, действий» [4, с. 74].
Существуют различные классификации средств выражения внутритекстовых связей. Приведем некоторые из них.
Хэллидей и Хасан (M.A.K. Halliday, Rugaiya Hasan), называя текст семантической единицей, определяют следующий набор отношений между словами и предложениями: референция, субституция, эллипсы и союзы [7].