Научная статья на тему 'Журнал «Вестник Европы»: к проблеме воздействия периодического издания на общественное самосознание в России 60-70-х гг. Xix века (на материале №№ 1-5 за 1869 год)'

Журнал «Вестник Европы»: к проблеме воздействия периодического издания на общественное самосознание в России 60-70-х гг. Xix века (на материале №№ 1-5 за 1869 год) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
320
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XIX ВЕКА / ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / ПУБЛИЦИСТИКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / LITERARY PROCESS OF THE NINETEENTH CENTURY / JOURNALISM / PERIODICAL / PUBLIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мареева Полина Евгеньевна

Журнал «Вестник Европы» рассматривается как форма взаимодействия между обществом и литературным процессом. Особое внимание уделено определению общественно-политической и эстетической программы издания «Вестник Европы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE JOURNAL «VESTNIK EVROPY»: THE PROBLEM OF IMPACT OF THE PERIODICAL ON PUBLIC CONSCIOUSNESS IN RUSSIA IN 1860s-1870s (BASED ON THE MATERIALS OF Nos. 1-5, 1869)

The article considers the problem of perception of a literary work in the structure of a socio-political edition and reveals one of the possible ways of interaction between fiction, literary criticism and journalism, based on the case study of the publication of the novel The Precipice by I.A.Goncharov.

Текст научной работы на тему «Журнал «Вестник Европы»: к проблеме воздействия периодического издания на общественное самосознание в России 60-70-х гг. Xix века (на материале №№ 1-5 за 1869 год)»

Литературоведение. Межкультурная коммуникация Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 893-895

893

УДК 821.161.1

ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК ЕВРОПЫ»:

К ПРОБЛЕМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ В РОССИИ 60-70-х гг. XIX ВЕКА

(на материале №№ 1-5 за 1869 год)

© 2010 г. П.Е. Мареева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского topolenok@yandex.ru

Постуи8лс н редскц8ю 05.04.2010

Журнал «Вестник Европы» рассматривается как форма взаимодействия между обществом и литературным процессом. Особое внимание уделено определению общественно-политической и эстетической программы издания «Вестник Европы».

Ключевые слонс: литературный процесс XIX века, периодическое издание, публицистика, общественное самосознание.

Журнал «Вестник Европы» известен как один из ведущих публицистических органов в России 60-70-х гг. XIX века. Журналы подобного типа играли важную роль в формировании не только литературной, но и, что важнее, общественной жизни России на протяжении всего XIX века. Не случайно цензура с таким вниманием следила за жизнью публицистических органов. Вместе с тем, «толстый» журнал XIX века представляет собой яркий пример взаимодействия литературы и общественного самосознания. Художественное произведение, опубликованное в составе прочих материалов того или иного публицистического органа, приобретало новое звучание, иначе прочитывалось публикой, т.к. начинало восприниматься в контексте окружающих его публицистических материалов.

Важная роль, которую периодическое издание играло в ситуации социально-политического противостояния в эпоху общественных преобразований, требовало от «толстого» журнала определенно заявленной идейноэстетической позиции. Можно говорить о принадлежности каждого издания к тому или иному общественному кругу, выразителем идей и принципов которого он являлся. В частности, «Отечественные записки» или «Современник» являлись рупором революционно-демократического лагеря, вследствие чего им уделялось некоторое внимание в научной литературе советского периода. Журнал «Вестник Европы» оказался вне поля зрения исследователей, хотя выявление занимаемой им социальной и эстетической позиции чрезвычайно важно для формирования представления об общественно-

литературной борьбе 1860-1870-х гг. Определение места «Вестника Европы» среди других изданий эпохи и составило задачу данного исследования.

Общественно-политическая и эстетическая позиции «толстого» журнала в целом определялась установками, заявленными в программных статьях, содержанием публикуемых материалов, а также принципами организации структуры номера в целом.

Среди проблем, обсуждаемых на страницах издания, отчетливо выделяются несколько основных: проблемы сферы законодательства, политической истории, международных отношений России, социальной жизни и образования [1; 2; 3; 5; 6; 12; 13; 15; 17]. Все эти материалы объединяет оценка событий и явлений русской общественной жизни с позиции европейца, постоянный мотив сравнения России и Европы. Это может выражаться в прямом указании на необходимость заимствования европейского опыта жизнеустройства, сформулированном в самом тексте статьи. Так, например, в статье «Русские законы о печати» автор, анализируя последствия отмены предварительной печати в России указом 1865 года, призывает представителей законодательства сделать следующий шаг в развитии русской печати, подчинив ее общему закону и судебной власти, ссылаясь при этом на общественное положение периодических изданий в странах Европы [12].

Другой формой оценки стало проведение внетекстовых аналогий между явлениями русской и европейской жизни. К примеру, в номере

894

П.Е. Мсреенс

2 за 1867 год появляется статья о праздновании пятидесятилетнего юбилея Боннским университетом. Автор статьи передает пафос торжества науки, который царил во всем университетском городе на протяжении нескольких дней праздничных событий. По словам публициста, юбилей университета стал в Германии поистине народным торжеством, что возможно только в тех странах, где «наука составляет один из краеугольных камней общественного и государственного строя» [4: 896]. Сама статья о боннском событии лишена какого-либо сравнительного комментария, однако в следующем номере журнала появляется заметка о праздновании пятидесятилетнего же юбилея Санкт-Петербургским университетом, ровесником Боннского университета. Этот юбилей, в отличие от предыдущего, не вызвал столь положительных эмоций у автора статьи; его тон полон разочарования, горечи из-за той атмосферы официальности, натянутости, неискренности, которая царила на торжестве, что, по мнению автора, объясняется пренебрежением власти к проблеме развития науки и образования в России [16].

Анализ статей позволяет говорить о вполне определенной общественно-политической позиции «Вестника Европы», не просто информирующего жителей России о событиях, происходящих в странах Европы, но призывающего ориентироваться на европейскую парадигму развития общества.

С общей методологической установкой связана и вторая особенность издания. Дело в том, что издание было адресовано не только простому читателю, но и представителю власти. Постоянная апелляция к власти характеризует большинство материалов, касающихся социально-политических отношений. Поэтому на страницах издания постоянно присутствует образ «наивного наблюдателя», искренне заинтересованного в эффективном решении той или иной проблемы, и с этой целью предлагающего представителям власти свои методы ее решения.

Несмотря на то, что «Вестник Европы» был журналом социально-политически ориентированным, проблемам эстетики и развития искусства уделялось в нем достаточное внимание. Хотя нужно отметить, что позиция, занимаемая изданием в этих вопросах, позволяет характеризовать не только эстетические, но, опять-таки, социальные взгляды авторов статей. Например, мы можем видеть на страницах журнала отголоски споров о сущности и назначении искусства, вызванных публикацией в 1865 году авторе-

ферата диссертации Н.Г. Чернышевского. Чтобы сформулировать свою позицию по этому вопросу, автор одной из статей «Вестника Европы» обращается к фактам итальянской социальной истории 2-й трети XIX века, а именно, к общественной и литературной деятельности Маццини [9; 10; 11]. Автор акцентирует внимание на том, что в ту эпоху, когда проходила деятельность Маццини, литература была единственным поприщем, на котором было возможно «путем аллегорий и намеков выражать стремления итальянского общества» и указывать способы социального преобразования, так что литературная полемика скрывала за собой политическое противостояние [9: 195].

Эти и другие публикации [7; 8; 14] свидетельствуют о том, что издание провозглашает тесную связь искусства с развитием общества, его активную роль в осуществлении социальных и даже политических преобразований.

Итак, публицистические материалы, помещаемые на страницах издания, представляют собой некоторую систему, связанную общностью приемов, тематики и единой методологической установкой авторов статей. В этом отношении журнал можно рассматривать как единое эстетическое и идеологическое целое. И хотя художественные произведения, публикуемые «Вестником Европы», не представляют примера подобной взаимосвязи (в №1-5 за 1869 год были опубликованы «Обрыв» Гончарова, роман Ауэрбаха «Дача на Рейне», трагикомедия

B. Гуцкова «Нерон», а также «Песня о Гаральде и Ярославне», «Песня о трех побоищах» А.К. Толстого), каждое из них, будучи включенным в публицистический контекст, начинало звучать в соответствии с идеологической установкой издания.

В целом, журнал «Вестник Европы» занимал активную позицию, отстаивая необходимость социальных и политических преобразований в России, причём принципиально важной для него была ориентация на общественный и культурный опыт Европы, что и нашло отражение в названии издания.

Си8сок л8терстуры

1. А. Вопрос о классических языках в Англии // Вестник Европы. 1869. № 1. С. 396-408.

2. А. Пыпин. Русские отношения Бентама // Вестник Европы. 1869. № 2. С. 784-819.

3. А. Пыпин. Русские отношения Бентама // Вестник Европы. 1869. № 4. С. 730-788.

4. А. С-кий. Пятидесятилетний юбилей Боннского университета // Вестник Европы. 1869. № 2.

C. 870-897.

5. В. Специальное образование в России // Вестник Европы. 1869. № 5. С. 423-445.

6. Е. Гордеенко. Наши гимназии и их двойной классицизм (Из Харькова) // Вестник Европы. 1869. № 1. С. 400-408.

7. Евг. Утин. Современные мудрецы. Комедия А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» // Вестник Европы. 1869. № 1. С. 316-356.

8. И.Н. Декабрьский переворот во Франции // Вестник Европы. 1869. № 3. С. 352-399.

9. Италия и Маццини (1808-1868) // Вестник Европы. 1869. № 1. С. 175-208.

10. Италия и Маццини (1808-1868) // Вестник Европы. 1869. № 2. С. 759-783.

11. Италия и Маццини // Вестник Европы. 1869. № 5. С. 163-193.

12. К. Арсеньев. Русские законы и печати // Вестник Европы. 1869. № 4. С. 789-811.

13. Л. А-в. Эпидемия пьянства и борьба с нею в Америке и в Европе // Вестник Европы. 1869. № 3.

С. 279-303.

14. Л.П. Джоакино Россини и его время // Вестник Европы. 1869. № 1. С. 285-311.

15. О. Наблюдения и заметки. Хроника общественной жизни // Вестник Европы. 1869. № 2. С. 958968.

16. О. Наблюдения и заметки. Хроника общественной жизни. Вестник Европы. 1869. № 3. С. 455466.

17. Современный вопрос о правах женщины // Вестник Европы. 1869. № 5. С. 318-335.

THE JOURNAL «VESTNIK EVROPY»: THE PROBLEM OF IMPACT OF THE PERIODICAL ON PUBLIC CONSCIOUSNESS IN RUSSIA IN 1860s-1870s (BASED ON THE MATERIALS OF Nos. 1-5, 1869)

P.E. Mareyeva

The article considers the problem of perception of a literary work in the structure of a socio-political edition and reveals one of the possible ways of interaction between fiction, literary criticism and journalism, based on the case study of the publication of the novel “The Precipice” by I.A.Goncharov.

Keywords: literary process of the nineteenth century, journalism, periodical, public consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.