Научная статья на тему 'Журнал «Церковно-приходская школа» - источник методического обеспечения начальных школ духовного ведомства (конец ХІХ-начало ХХ вв. )'

Журнал «Церковно-приходская школа» - источник методического обеспечения начальных школ духовного ведомства (конец ХІХ-начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА" / НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелюк Галина Васильевна

В статье осуществлена характеристика педагогического журнала «Церковно-приходская школа» (1887-1906) как историко-педагогического феномена, показана его роль в организации учебно-воспитательного процесса начальных школ духовного ведомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журнал «Церковно-приходская школа» - источник методического обеспечения начальных школ духовного ведомства (конец ХІХ-начало ХХ вв. )»

рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе [4].

Применение нетрадиционных материалов и техник рисования способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Оказывается, дети боялись рисовать, потому что, как им казалось, они не умеют, и у них ничего не получится. Теперь наши дети очень любят рисовать. А рисование необычным способом приводит их в восторг. Мы очень часто рисуем пальчиками, ватными палочками, ладошками. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заняться таким видом деятельности, работоспособность сохраняется на протяжении всего времени. Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Начали чувствовать себя маленькими художниками.

Родители детей, которые посещают занятия нашего кружка, отмечают, что дома в свободное время дети с удовольствием рисуют как нетрадиционными способами, так и обычными карандашами и красками. Они заметили, что дети правильно держат карандаш или фломастер, при этом наблюдается уверенность движения руки.

Литература

1. Дырда Г. П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) [Текст] / Г. П. Дырда // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 69-70.

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ -ДИДАКТИКА», 2007

4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб: КАРО, 2008. - 96с.

Журнал «Церковно-приходская школа» - источник методического обеспечения начальных школ духовного ведомства (конец Х1Х-начало ХХ вв.) Шелюк Г. В.

Шелюк Галина Васильевна / БЬе1уик ОаИпа УазШета - аспирант, кафедра теории методики воспитания, педагогический факультет, Ровненский государственный гуманитарный университет, г. Ровно, Украина

Аннотация: в статье осуществлена характеристика педагогического журнала «Церковно-приходская школа» (1887-1906) как историко-педагогического феномена, показана его роль в организации учебно-воспитательного процесса начальных школ духовного ведомства.

Ключевые слова: журнал «Церковно-приходская школа», начальные школы духовного ведомства, учебно-воспитательный процесс.

Для изучения истории развития начального образования в Российской империи дореволюционного периода, в том числе особенностей организации учебно-воспитательного процесса начальной школы духовного ведомства, целесообразным считаем обращение к периодическим изданиям того времени, в частности к популярному в конце Х1Х-начале ХХ ст. журнала «Церковно-приходская школа», поскольку историко-педагогическая и церковная литература XIX-XX ст. является уникальным источником фактического материала.

Журнал «Церковно-приходская школа» - ежемесячник, издававшийся с 1887 г. в Киеве при Киевском епархиальном училищном совете. Издательский год начинался 1 августа и заканчивался в июле. Начиная с 1902 года, выходило по 12 номеров журнала. Редактором был П. Игнатович. В 1903 году журнал получил статус педагогического журнала. Журнал издавался до 1906 года - отмечается в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона [6]. Цена одного экземпляра журнала составляла приблизительно 3 рубля. Журнал освещал положение церковных школ России, дидактические и методические вопросы церковного образования, распоряжения и постановления правительственных заведений. В журнале публиковались также произведения художественной литературы, тексты и ноты духовных песен. Журнал «Церковно-приходская школа» издавался по инициативе митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого) (1803-1891), который постоянно беспокоился о состоянии церковноприходских школ.

Из опубликованных в журналах источников, в первую очередь, нужно назвать законодательные и нормативные акты, определяющие функционирование системы начального церковного образования, отчеты местных и центральных органов управления церковно-школьным делом.

Характеризуя учебную литературу для начальных школ духовного ведомства конца Х1Х-начала ХХ ст., следует отметить, что учебников и пособий, книг для чтения в школе и дома, педагогических рекомендаций для учителей катастрофически не хватало. В связи с этим педагогические журналы, в частности «Церковноприходская школа», в определенной мере компенсировали недостаток учебной и методической литературы.

Каждый номер (книжка) журнала состоял из таких разделов: официальные материалы (указы, распоряжения и объявления правительства, Св. Синода, местной духовной и светской власти); научно-педагогические и публицистические статьи; конспекты уроков; каллиграфия в церковноприходской школе; практические советы начинающим учителям; схемы анализа уроков; из дневника учителя церковноприходской школы; дидактический материал (отрывки из художественных произведений для диктантов, изложений); о детских праздниках и развлечениях [5]. В каждой книге обязательными были рубрики: «Педагогические обозрение», «Из школьного мира», «Библиография», «Корреспонденция», «Заметки» и т. п. [5].

Основным предназначением журнала было усовершенствование методического обеспечения учителей церковноприходских школ. На страницах журнала печатались материалы, которые объединялись идеей воспитания детей в духе православной веры - главной целью деятельности церковноприходских школ вообще.

Довольно основательными и квалифицированными были, например, рекомендации относительно составления расписания учебных занятий: чередовать предметы, нуждающиеся в умственном напряжении с теми, которые этого не требуют [5].

Все журнальные публикации, проанализированные нами, имеют преимущественно практический характер. В журнале разъяснялись законодательные документы, регламентирующие деятельность церковноприходских школ, печатались статьи известных педагогов (С. Рачинского, К. Победоносцева, Ф. Фребеля), выдержки из работ выдающихся педагогов прошлого (Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци), ориентировочные конспекты уроков; давались конкретные советы, как использовать конкретные методы, формы и средства обучения [1].

142

Журнал «Церковно-приходская школа» постоянно печатал методические советы учителям относительно преподавания практически всех предметов: церковнославянской грамоты, арифметики, церковного пения и т. п. Например, учителям рекомендовалась такая структура урока арифметики: первые тридцать минут - решение сложных задач, дальше в течение 15 минут - легкие задачи, остальные 15 минут должны быть использованы для самостоятельной работы учеников (целесообразная продолжительность урока - один час) [4].

Конспекты пробных уроков по церковнославянской грамоте предлагали методические приемы комбинированного чтения статей религиозного содержания: чтение частей статьи сначала с остановками, потом быстрое чтение и пересказ; приблизительный перечень возможных вопросов к тексту и их значение в развитии мышления учеников [4].

В журнале «Церковно-приходская школа» за сентябрь-ноябрь 1891 г. были напечатаны методические заметки к программе по церковному пению, в которых, учитывая потребности школы и возможности учителя, рассматривались вопросы методики: общеобразовательное значение пения, нормальный курс пения, его целесообразность и доступность, знания, которые должны быть у учителя, обзор методов преподавания пения [2; 3]. Относительно преподавания пения в журнале давался такой совет: «Для начальной школы своя методика необходима уже потому, что в ней пение является не искусством, а вводится как предмет воспитательный, которому должны обучаться не избранные только или желающие, а все, как более, так и менее способные ученики» [2, с. 68]. В журнале предлагали оригинальную методику проверки голоса и слуха учеников - не для определения способных и неспособных, а для того, чтобы «отделить низкие голоса от высоких... и чтобы определить общую музыкальность класса, от которой будет зависеть продолжительность и вид приготовительных голосовых упражнений, упоминаемых в программе» [3, с. 203].

Интересной новацией того времени, о которой учителя начальных школ могли узнать из журнала «Церковно-приходская школа», считаем внедрение принципа нотно-линейного письма на специально изготовленной доске из черной шероховатой американской клеенки, которая может служить три года, является дешевой, переносной, быстро скручивается и при этом сохраняет написанное. Технология ознакомления детей с разноступенчатым пением, многоголосием, нотами, гаммой, первой октавой, интервалами описана на примере пения фраз «Аминь», «Господи, помилуй», «Аллилуйя», молитв «Богородица, дева, радуйся», «Слава тебе, Господи», «Символ веры» [3, с. 208]. При отсутствии методического пособия по обучению пению такие публикации в журнале были очень ценными и важными, ведь Св. Синод обеспечивал журналом все церковноприходские школы, тем самым создавая посильную методическую библиотеку учителя начальной школы.

На основании анализа архивных материалов и публикаций в журнале «Церковно -приходская школа», мы сделали вывод, что особенно актуальной для учителей церковноприходской школы в журнале была рубрика «Педагогическое обозрение», печатающая работы известных педагогов, дававшая информацию относительно проблем обучения и воспитания в других странах, в частности, в английских, французских, немецких, балканских школах; рубрика «Из школьного мира», в которой раскрывались правительственные мероприятия по организации педагогического процесса, сообщались новости из разных школ, заметки и письма учителей.

Осуществленный анализ дает возможность сделать вывод, что журнал «Церковно -приходская школа» содействовал формированию педагогического мастерства учителей начальных школ, был своеобразным учебно-методическим пособием, трибуной обмена опытом творческих учителей.

Литература

1. Коменский Я. Большая дидактика / Я. Коменский // Церковно-приходская школа. -1896. - № 1. - С. 3-17.

2. Методические заметки к программе по церковному пению для одноклассных церковно-приходских школ // Церковно-приходская школа. - 1891. - Сентябрь. -С. 67-96.

3. Методические заметки к программе по церковному пению для одноклассных церковно-приходских школ // Церковно-приходская школа. - 1891. - Ноябрь. -С. 202-219.

4. Практические советы неопытному учителю // Церковно-приходская школа. - 1892. - Март. - С. 142-160.

5. Церковно-приходская школа. - 1895. - Октябрь. - С. 134-150.

6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/all/111/1 11962^Ыш1.

Специфика работы педагога дополнительного образования в современных условиях Куприянова Ю. А.

Куприянова Юлия Анатольевна /Kupriyanova УиНа Апа1о^па - магистрант, факультет культуры и искусств, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Аннотация: в статье рассматриваются особенности работы педагога дополнительного образования в современных условиях, рассматривается сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе общего образования РФ, раскрывается значимость его развития в современных условиях. Ключевые слова: дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования детей.

Наше время - это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Всё это буквально ворвалось в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Мы живем в мире современных информационных технологий. Дети, погруженные в социальные сети, перестали самостоятельно мыслить. У молодого поколения выявляются потери таких элементарных вещей, как концентрация внимания при изучении простых природных явлений. Ребенок не может самостоятельно выполнить какое-либо творческое задание [1].

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно, распространение компьютерных игр, оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Поэтому существенно необходимо изменять структуру досуга детей и подростков. Для детей и подростков обязательно и необходимо организовывать занятия в спортивных секциях,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.