Научная статья на тему 'Журнал «Философия образования». Юбилейная конференция'

Журнал «Философия образования». Юбилейная конференция Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Философия / методология / модернизация / реформа образования / Philosophy / methodology / Modernization / education reform

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марков Виктор Иванович

Статья посвящена юбилейной конференции и основным итогам работы за 10 лет Научноисследовательского института философии образования при Новосибирском государственном педагогическом университете и журнала «Философия образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the anniversary conference and gives a review of the main results for 10 years' work of philosophy of education scientific and research institute at Novosibirsk State Pedagogical University, as well as of «Philosophy of Education» Journal.

Текст научной работы на тему «Журнал «Философия образования». Юбилейная конференция»

логия в перспективе обладает огромными потенциальными возможностями для решения (в том числе - и практического) главной проблемы противоречиво глобализирующегося человечества - достижения взаимопонимания между народами и культурами.

Выступая на заключительном этапе дискуссии, В. И. Марков отметил, что по сути дела разговор шел не столько о границах с культурологией, сколько о внутренних проблемах самого философского видения культуры. Фактически - о новых веяниях в философии культуры, которая при всей тяге к концепту Единого, вынуждена как-то вместить в себя современный полицентричный мир культуры. И это оказалось не так-то просто. Стремясь к Единому на протяжении веков, она сплелась с европоцентризмом и фактически философское Единое всегда моделировалось именно на этой основе. Соответственно, новая мультикультурная ситуация вкупе с глобализацией и ее неоднозначными измерениями и последствиями потребовала переосмысления многих установок, укоренившихся в философских исследованиях. И стремительное «вторжение» культурологии в комплекс наук о культуре только обнажило эти внутренние противоречия философского осмысления культуры. Признание же реального многообразия не может не быть болезненным, поскольку тогда ставятся под вопрос укоренившиеся фило-

софские претензии на универсальное значение своих постулатов. И, наконец, все разговоры о постмодерне и постмодерне, глобальном космополитичном обществе и индивиде не учитывают ряда моментов. Во-первых, ущербности метода прямого проецирования в будущее тенденций сегодняшнего дня. История не раз доказывала, что они могут смениться на противоположные. Ведь и попытка глобализации далеко не первая в прошлом человечества. Каждый раз она срывалась, поскольку одна из сторон пыталась своекорыстно использовать ее в политике глобализма. Это наблюдается и сейчас. К тому же многие процессы, характерные якобы для всего современного мира, совсем иначе смотрятся из сибирской глубинки, точно так же, как и из «глубинки» африканской или азиатской. Это пространственное разделение тоже необходимо учитывать в прогнозах.

Конференция закончилась позитивными выводами о необходимости совместного освоения реалий современного мира и определением перспектив дальнейших дискуссий. В частности, по предложениям ряда ученых на следующий аналогичный форум, возможно, будет поставлен вопрос не о границах между культурологией и исторической наукой, как предполагалось ранее РИКом, а о насущных проблемах преподавания культурологических дисциплин.

В. И. Марков

ЖУРНАЛ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ». ЮБИЛЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Статья посвящена юбилейной конференции и основным итогам работы за 10 лет Научно-исследовательского института философии образования при Новосибирском государственном педагогическом университете и журнала «Философия образования».

Ключевые слова: философия, методология, модернизация, реформа образования.

ISSN 2078-1768

ВЕСТНИК КемГУКИ 15/2011

V. I. Markov

«PHILOSOPHY OF EDUCATION» JOURNAL. ANNIVERSARY CONFERENCE

The article is devoted to the anniversary conference and gives a review of the main results for 10 years' work of philosophy of education scientific and research institute at Novosibirsk State Pedagogical University, as well as of «Philosophy of Education» Journal.

Keywords: philosophy, methodology, modernization, education reform.

30 марта 2011 г. на базе Новосибирского государственного педагогического университета прошла Всероссийская конференции с международным участием «Новая философия образования - ответ на вызовы времени», посвященная 10-летию Научно-исследовательского института философии образования и журнала «Философия образования». Этот журнал, включенный в список изданий, рекомендуемых ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований, хорошо знаком специалистам Сибири, России в целом, а также многим профессионалам из зарубежных стран. Достаточно регулярно печатаются в нем и диссертанты КемГУКИ. Как отметила во вступительном слове главный редактор журнала, доктор философских наук, профессор, директор НИИ философии образования НГПУ Нина Васильевна Наливайко, благодаря сформировавшемуся в рамках деятельности журнала и НИИ сплоченному работоспособному коллективу за 10 лет работы удалось добиться серьезных результатов. Вышло 34 номера журнала, кол -лектив авторов составил более 2000 персон. Международные связи НИИ и журнала включают научные организации таких стран, как Испания, Колумбия, Турция, Украина, Чехия, Южная Корея и Япония. В 2008-2010 гг. издано три спецвыпуска на английском языке на базе Карлова университета (Прага). Журнал опирается в своей работе на солидный контингент экспертов, отвечающих за качество выпус-

каемых публикаций. Несмотря на далеко не безоблачную историю, журнал сумел создать и сохранить свое неповторимое лицо, свой имидж издания, ставшего, по сути дела, пионером в развитии нового научного направления. За счет сочетания углубленной философско-теоретической разработки проблем реформы образования с обобщением конкретного практического опыта профессионалов коллектив НИИ и журнала проводит работу, которая фактически должна была предшествовать началу самой образовательной реформы. Широчайшая научная дискуссия, развернутая в монографиях, материалах конференций и на страницах журнала с привлечением ряда отечественных и иностранных специалистов в течение прошедших десяти лет позволила выявить ряд уязвимых мест в совершаемых преобразованиях, и, в конечном счете, способствовала более осознанному включению научно-педагогического сообщества в решение насущной задачи -модернизации системы образования на основе сохранения лучших традиций, наработанных за многовековую историю России. Данный тезис представляет собой принципиальную позицию журнала, которую он отстаивает на протяжении многих лет.

Несмотря на юбилейный повод, конференция носила отнюдь не парадный характер. На ней собрались специалисты, не только поддерживающие длительное время продуктивные творческие отноше-

ния с коллективом НИИ, но и искренне болеющие за состояние дел в сфере образования.

С общим анализом кризисных проблем сферы образования в стране на фоне активно внедряющихся реформационных проектов и процессов глобализации на конференции выступила профессор Е. В. Уша -кова из Барнаула. Проф. О. Б. Майер (Новосибирск) не только продолжил данную линию рассуждений, но и обрисовал основные черты своей концепции понимания сущности образования как основного фактора общественной адаптации через воспроизводство определенного типа личности. Одновременно он предложил участие в исследуемой им теме о современной эпистемологии философии образования и в разработке соответствующего понятийного аппарата. В рамках телемоста с коллегами из Украины на конференции выступил давно сотрудничающий с журналом проф. М. В. Жук, подчеркнувший роль журнала и поднимаемой им тематики в условиях гло -бализации, информационных революций, инноваций и социальных транзитов современности. Проф. Н. П. Чупахин (Томск) остановился на оригинальном аспекте -рассмотрении происходящих процессов с точки зрения логической семантики. При этом он выстраивал аргументы на основе терминологического анализа принимае-

мых законов в области образования и отметил, что проводящиеся сверху реформы предполагают фактически полную неопределенность. Затем несколько выступающих дали критику ряда параметров Болонского процесса и, в частности, компетентност-ного подхода, заложенного в его основы. В завершение обсуждения Л. В. Пугачев резюмировал многие позиции, остановившись на анализе правовой основы реформы образования, которая, по его мнению, вразрез с исторической традицией, включает эту сферу в гражданско-правовые отношения (в разряд услуг), которые уже потом должно закреплять государство. Тем самым с государственных органов снимается их конституционная обязанность обеспечения прав граждан в этой области. В качестве истоков должны, наоборот, рассматриваться государственные обязательства, составляющие фундамент всех других правоотношений в образовании.

КемГУКИ на данной конференции представлял профессор кафедры культурологии В. И. Марков, выступивший с пленарным докладом на тему «Культурология в системе гуманитарного образования», в котором обрисовал свои представления об особой роли и особой ответственности культурологических предметов в образовательно-воспитательном процессе.

И. С. Пилко

16-я КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ АССОЦИАЦИИ «РОССИЙСКОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ СООБЩЕСТВО: ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Об участии делегации КемГУКИ в работе Всероссийского библиотечного конгресса и 16-й ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. Обсуждение вопросов подготовки библиотечно-информационных кадров эпохи Интернет, формирования медиаграмот-ности и информационной культуры личности.

Ключевые слова: Российская библиотечная ассоциация, Всероссийский библиотечный конгресс, подготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, информационная культура личности, опыт КемГУКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.