Научная статья на тему 'Жизнестойкость как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов'

Жизнестойкость как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / АФРИКА / ГАИТИ / HARDINESS / ADAPTATION / THE INTERCULTURAL ADAPTATION / FOREIGN STUDENTS / AFRICA / HAITI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кадильникова Ольга Анатольевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования соотношения параметров межкультурной адаптации и жизнестойкости иностранных студентов РУДН из стран Африки и Гаити, обучающихся на дневном отделении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hardiness as a Factor of Intercultural Adaptation of Foreign Students from Different Regions

The correlation between the parameters of hardiness and the intercultural adaptation of foreign students of PFUR from Africa and Haiti is analyzed in the article. The sample included 52 students: 25 French-speaking students from Haiti and 27 French-speaking students from Africa.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов»

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ*

О.А. Кадильникова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлены результаты эмпирического исследования соотношения параметров межкультурной адаптации и жизнестойкости иностранных студентов РУДН из стран Африки и Гаити, обучающихся на дневном отделении.

Ключевые слова: жизнестойкость, адаптация, межкультурная адаптация, студенты, Африка, Гаити.

В современных условиях глобализации в вузах ежегодно растет численность иностранных студентов. Важнейшим условием хорошего самочувствия, успешного обучения и социальной активности таких студентов является эффективная межкультурная адаптация. Соответственно, проблемы адаптации к новой социокультурной среде становятся актуальным направлением психологических, педагогических, медицинских исследований.

В целом, межкультурную адаптацию можно понимать в широком смысле как сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия («совместимости») с новой культурной средой, а также результат этого процесса [9]. Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы. Так, длительное время находясь в чужой среде, иностранный студент вынужден к ней приспосабливаться, т.е. выполнять принятые нормы, правила, традиции. Таким образом, студенты, приезжающие на длительный срок обучения в другую страну, приобретают определенные качества, свойственные представителям этой культуры. Часто такой процесс связывается с эффектом «аккультурации», описанным Р. Редфилдом, Р. Линтоном и М. Херсковицем [10]. Это можно отметить как положительный элемент межкультурной адаптации. Часто кроме внешних поверхностных изменений у человека происходят изменения и в психике под воздействием другой среды. При благоприятных условиях вхождения в новую культуру человек достигает стадии личностного роста, минуя «стресс» и саму стадию «адаптации» [9].

Параметры межкультурной адаптации, выделенные Л.В. Янковским и модифицированные Т.Г. Стефаненко и М.С. Пановым [8], включают шесть основных показателей (шкал):

— удовлетворенность — личная удовлетворенность, положительное отношение к окружающим и принятие их, высокий уровень активности;

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Межэтническая напряженность в полиэтнической образовательной среде: психолого-педагогические аспекты», проект № 11-06-00718 а.

Кадильникова О.А. Жизнестойкость как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов...

— интерактивность — настроенность на расширение социальных связей, чувство уверенности в своих возможностях;

— конформность — ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с окружающими людьми;

— депрессивность — невозможность реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией, беспомощностью перед жизненными трудностями;

— ностальгия — внутреннее расстройство и смятение из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями;

— отчужденность — неприятие другой культуры.

Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов активно изучаются в последние годы коллективом Научно-образовательного центра психолого-педагогических исследований личности РУДН. В процессе проводимых исследований было выявлено, что межкультурная адаптация чаще всего протекает стихийно, ее результаты не всегда субъективно и объективно удовлетворительны, при этом наблюдается специфика данного процесса у иностранных студентов из разных регионов мира [4—7; 11].

Для нас представляют интерес исследования личностных факторов межкультурной адаптации. Различные качества личности могут выступать факторами межкультурной адаптации, так как это сложный процесс изменения структуры личности, ее встраивания в новый социум.

В связи с этим в последние годы (2009—2011) мы активно исследуем жизнестойкость как один из факторов межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов. Жизнестойкость играет роль в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в учебной и профессиональной деятельности.

Понятие жизнестойкости отражает, с точки зрения С. Мадди и Д. Кошаба [12], психологическую живучесть и расширенную эффективность человека. Высокий уровень жизнестойкости является показателем психического здоровья человека, а также определяет отношение человека к изменениям, его возможности воспользоваться имеющимися внутренними ресурсами, которые помогают эффективно управлять ими. Личности приходится преодолевать неблагоприятные условия и при смене деятельности или изменении условий окружающей среды. Человек сталкивается с необходимостью активного приспособления к разным элементам социальной среды, а именно: ее социально-психологическими, культурными, профессиональными, бытовыми и другим характеристиками. Часто такая смена обстановки приводит к стрессу. Важно, насколько личность способна совладать с трудностями и изменениями, с которыми она сталкивается каждый день, и с теми, которые носят экстремальный характер.

Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [3]. Вовлеченность — это активная жизненная позиция личности, уверенность в том, что только деятельный человек может найти в жизни стоящее и интересное. Контроль — это уверенность в том, что, только борясь и преодолевая трудности, можно изменить происходящее

и быть хозяином своей судьбы. Принятие риска — это готовность рисковать, убежденность в том, что на любых ошибках можно учиться, из всего, что случается (как положительного, так и отрицательного), можно извлечь новый опыт, знания.

В связи со всем вышеперечисленным цель нашего эмпирического исследования заключалась в выявлении характера соотношения параметров межкультурной адаптации и жизнестойкости иностранных студентов РУДН, обучающихся на дневном отделении. Мы исходили из гипотезы о наличии положительных связей между показателями жизнестойкости и «позитивными» параметрами адаптации (удовлетворенность, конформность, интерактивность).

В исследовании приняли участие 52 человека: 25 франкоговорящих студентов с Гаити (15 юношей и 10 девушек) и 27 франкоговорящих студентов из стран Африки (18 юношей и 10 девушек) — Чада, Конго, Мали, Мадагаскара, Сенегала, Судана, Гвинеи. Возраст студентов — от 22 до 27 лет (3 и 4-й курс).

Для диагностики особенностей жизнестойкости каждому испытуемому предлагалась методика «Жизнестойкость» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, которая включает четыре параметра — «вовлеченность», «контроль», «принятие риска» и сам интегральный показатель «жизнестойкость» [3]. Для обработки данных использовался корреляционный анализ.

Африканские студенты, в том числе жители бывших французских колоний, чаще выбирают для себя обучение в городах России, в основном в Москве.

Социологические исследования показывают, что представители африканских государств переживают процесс адаптации более болезненно, чем студенты из других регионов [1]. Поэтому межкультурная адаптация и жизнестойкость студентов из Африки стала объектом нашего исследования.

Исследование проводилось с 25 декабря 2009 г. по 9 января 2010 г. (еще до разрушительного землетрясения на Гаити) и было продолжено в апреле 2010 г. В связи с этим мы допускали возможность влияния внешних факторов на результаты исследования. Для проверки данного предположения было проведено сравнение значений по двум подгруппам гаитянских студентов (первая подгруппа студентов, прошедших тесты до землетрясения, и вторая подгруппа, участвовавшая в исследовании спустя некоторое время после землетрясения). Различий между подгруппами, участвовавшими в исследовании в период «до» и в период «после» землетрясения, выявлено не было [2]. Работу можно продолжить, объединив студентов в одну большую группу (25 студентов из Гаити).

В группе гаитянских студентов показатель конформность опросника АЛКСС положительно связан с такими компонентами жизнестойкости, как вовлеченность и интегральным показателем жизнестойкость. Содержательно это означает, что для студентов с более выраженными показателями жизнестойкости (и особенно для тех, кто стремится к лидерству, здоровому образу мыслей и поведению, взаимодействию с окружающим миром, к реализации своих возможностей) более характерен конформный тип адаптации. Он заключается в ориентировке на социальное одобрение и потребности в привязанности к группе. Значит, более жизнестойкие студенты стремятся к получению эмоциональной оценки, одобрения группы и прислушиваются к мнению окружающих относительно своих планов и стремлений. Показатель отчужденность опросника АЛКСС обратно пропорционально

Кадильникова О.А. Жизнестойкость как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов...

связан с такими компонентами жизнестойкости, как вовлеченность и интегральным показателем жизнестойкость. Следовательно, проявления отчужденности от новой культуры в наименьшей степени характерны для студентов с высокими показателями жизнестойкости и особенно для тех, кто склонен к принятию и проявлению риска. Риск заключается в том, что студенты рассчитывают на свой опыт и знания, полученные в новой стране и культуре, скорее всего, из общения с окружающими. Показатель ностальгия обратно пропорционально связан с показателем принятия риска, т.е. студенты, которым свойственно действовать и получать все необходимые знания из личного опыта, общения, лучше всего справляются с проявлениями ностальгии. В целом, мы видим положительную связь жизнестойкости со стилем конформности и отрицательную — с негативными стилями отчуждения и ностальгии.

В группе студентов-африканцев выявлена только одна корреляция — обратная связь между показателем жизнестойкости принятие риска и параметром адаптации удовлетворенность. Студенты-африканцы с более выраженными показателями принятия риска, склонные рассчитывать на свой опыт и знания, полученные в новой стране и культуре их общения, не совсем удовлетворены результатами своих действий и поступков, такой путь адаптации часто не оправдывается в их глазах. При этом студенты, которые менее склонны к риску, в большей степени удовлетворены процессом своей адаптации, им в большей степени свойственно чувство принадлежности к новому обществу и сопричастности с ним.

Таким образом, нет ни одной корреляции, которая бы совпадала в обеих группах иностранных студентов. В группе гаитянских студентов два показателя жизнестойкости (включая интегральный) положительно связаны с позитивным параметром межкультурной адаптации «конформность», а три показателя жизнестойкости — отрицательно связаны с негативными стилями адаптации отчужденность и ностальгия, что свидетельствует в целом о подтверждении выдвинутой нами гипотезы. Однако в группе студентов из Африки один из показателей жизнестойкости принятие риска негативно связан с одним из самых позитивных стилей межкультурной адаптации удовлетворенность, а другие показатели жизнестойкости не связаны со стилями адаптации, что не соответствует нашей гипотезе. Можно предположить, что для франкоговорящих африканских студентов существуют другие личностные или социальные факторы, которые более тесно, чем жизнестойкость, связаны с особенностями их межкультурной адаптации.

Результаты исследования позволили разработать практические рекомендации по профилактике дезадаптации. Сущность такой работы заключается в возможности способствовать межкультурной адаптации, работая с показателями жизнестойкости. В настоящее время мы планируем продолжение исследования прежде всего за счет увеличения выборки, применения других методов математической обработки данных и рассмотрения гендерных особенностей адаптации и жизнестойкости.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. —

М., 2007.

[2] Кадильникова О.А. Соотношение параметров межкультурной адаптации и жизнестойкости студентов из Гаити // Актуальные проблемы этнопсихологии: Материалы VI Межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — М.: РУДН, 2010. — С. 65—70.

[3] Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006.

[4] Лыкова Н.М., Чжан Лиин, Янь Шегуан. Отили совладающего поведения и смысложиз-ненные ориентации китайских студентов в период адаптации к обучению в университете в России и на Родине // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 3. — С. 19—28.

[5] Маслова О.В. Сравнительная характеристика межкультурной адаптации студентов из Африки, Латинской Америки и Китая // Личность в межкультурном пространстве: Материалы III Международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии. Часть I. 20—21 ноября 2008 г., Москва, РУДН. — М.: Изд-во РУДН, 2008. — С. 106—111.

[6] Маслова О.В. Базовые убеждения личности как ресурс межкультурной адаптации // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 3. — С. 12—18.

[7] Новикова И.А. Соотношение толерантности и параметров межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 4. — С. 24—28.

[8] Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. — СПб., 2004. — С. 206—211.

[9] Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Аспект Пресс, 2006.

[10] Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied Psychology: An International Review. — 1997. — Vol. 46. — P. 5—34.

[11] Chebotareva E.Ju. Intercultural Adaptation to Russia of Students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics. — 2011. — № 3. — P. 6—11.

[12] Khoshaba D., Maddi S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journal. — Spring 1999. — Vol. 51 (N 2). — P. 106—117.

HARDINESS AS A FACTOR OF INTERCULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS FROM DIFFERENT REGIONS

O.A. Kadilnikova

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklay St., 6, Moscow, Russia, 117198

The correlation between the parameters of hardiness and the intercultural adaptation of foreign students of PFUR from Africa and Haiti is analyzed in the article. The sample included 52 students: 25 French-speaking students from Haiti and 27 French-speaking students from Africa.

Key words: hardiness, adaptation, the intercultural adaptation, foreign students, Africa, Haiti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.