Научная статья на тему '«Жизненный успех» как комплексное понятие бытия человека'

«Жизненный успех» как комплексное понятие бытия человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
633
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЬБА / СЧАСТЬЕ / ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗЦЫ / DESTINY / HAPPINESS / SUCCESS IN LIFE / MEANING OF LIFE / SENSE OF JUSTICE / SPIRITUAL BONDS / SOCIOCULTURAL PATTERNS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Катаева Татьяна Николаевна

Феномен жизненного успеха в современном обществе носит диспозиционный характер, поскольку любое достижение на личнос-тном уровне социализировано, общественно закреплено и ценностно опредмечено. «Жизненный успех» как комплексное понятие можно познать сквозь призму мировоззренческих аспектов жизни человека: смысл жизни, система ценностей, счастье и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SUCCESS IN LIFE” AS A COMPLEX NOTION OF HUMAN EXISTENCE

Phenomenon of success in life in modern society has a dispositional character because every personal achievement is socialized, socially established and axiologically subjectified. “Success in life” as a complex notion could be experienced with a help of worldview aspects of a human’s life: meaning of life, system of values, happiness etc.

Текст научной работы на тему ««Жизненный успех» как комплексное понятие бытия человека»

«ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ» КАК КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ БЫТИЯ

ЧЕЛОВЕКА

Катаева Татьяна Николаевна

соискатель Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

E-mail: katany75@yandex.ru

"SUCCESS IN LIFE" AS A COMPLEX NOTION OF HUMAN EXISTENCE

Tatiana Kataeva

applicant of Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don АННОТАЦИЯ

Феномен жизненного успеха в современном обществе носит диспозиционный характер, поскольку любое достижение на личностном уровне социализировано, общественно закреплено и ценностно опредмечено. «Жизненный успех» как комплексное понятие можно познать сквозь призму мировоззренческих аспектов жизни человека: смысл жизни, система ценностей, счастье и т. д.

ABSTRACT

Phenomenon of success in life in modern society has a dispositional character because every personal achievement is socialized, socially established and axiologically subjectified. "Success in life" as a complex notion could be experienced with a help of worldview aspects of a human's life: meaning of life, system of values, happiness etc.

Ключевые слова: судьба; счастье; жизненный успех; смысл жизни; правосознание; духовные скрепы; социокультурные образцы.

Keywords: destiny; happiness; success in life; meaning of life; sense of justice; spiritual bonds; sociocultural patterns.

Каждый человек стремится к успеху. Человеческая жизнь — не спонтанное саморазвитие, а длинная цепочка следующих друг за другом событий и решений, которые в момент своего осуществления зависят от нашей воли и лишь потом, благодаря своим последствиям и ретроспективному

осмыслению, обретают характер необходимости и воспринимаются как таковые. При деятельностном подходе к личности понятие судьба трактуется как внутренняя определенность индивидуального бытия, которому сам человек придает направление и смысл [2].

Свобода творчества своей судьбы — это главная из всех свобод человека. Жизнь человека зависит от содержания и направленности деятельности, от заданности его смысложизненного поиска. Выбор является исходным пунктом жизнетворчества, так как он предполагает поиск смысла жизни и составление коренных и второстепенных планов и программ. «Жизнь каждого человека уникальна, а потому и смысл жизни индивидуален по крайней мере трижды: у смысла жизни всегда уникален субъект-носитель, уникальна ситуация, в которой человек обретает смысл своей жизни, и уникален путь, которым человек идет к обретению смысла своей жизни» [2, с. 81].

Судьба человека тесно связана с понятием «счастье» и «жизненный успех». В контексте социального времени счастье выступает как феномен состоявшейся самореализации личности, что предполагает: объективацию внутреннего потенциала субъекта (всего спектра возможностей личности) и принятие (признание) этой объективации другими субъектами. В обыденном сознании счастье выступает как некий собирательный образ ценностных устремлений индивида: здоровье, любовь, карьера и т. д. У каждого человека — «свое счастье», компоненты которого зависят от ориентации на материальные или духовные ценности [2, с. 85]. Категория «жизненный успех» носит диспозиционный характер, а учитывая соотношение с ценностными установками, феномен жизненного успеха может выступать как фактор самореализации личности, направленный на поиск новых жизненных ориентиров, как взаимодействие индивидуального и социального [7, с. 58].

Для осуществления своего жизненного плана индивиду необходимо выработать проект действий, основанный на смыслоценностных ориентирах и способствующий осуществлению его надежд и чаяний. О необходимости создания индивидуальной стратегии Э. Фромм пишет: «Человеку нужна

система координат, некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно <...> Однако, подобная географическая карта - это еще недостаточное руководство к действию. Человеку необходима также цель <...> Ему нужен такой объект, как цель, как фокус для любых устремлений и как основа для его реальных (а не провозглашаемых на публику) ценностей» [8, с. 200].

Зачастую жизненный сценарий человека изначально задан семьей и ближайшим окружением. Э. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества [5, с. 383]. Э. Берн отмечает: «Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры, поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества, но его с удовольствием включат в другое социальное окружение» [5, с. 146].

Каждый индивид связывает свою жизнь, все надежды и опасения именно с будущим, зачастую не замечая того, что будущее уже подготовлено настоящим, так как настоящее содержит в себе ростки будущего. В.Н. Топоров отмечал, что основные тенденции будущего заложены в настоящем бытии человека. Исследователь подчеркивал зависимость судьбы от человека — от его воли и выбора в отношении судьбы: сознательно-активно или подсознательно-пассивно, человек сам выбирает свою судьбу [6, с. 42].

Жизненный успех характеризуется как достижение определенными средствами желаемого результата, для получения которого индивид прилагает максимум своих сил и способностей. Безусловно, у каждого человека свое понимание категории «жизненный успех», во многом зависящее от уровня его

личностного развития и преобладания материальных или духовных ценностей. В идеале, каждый гражданин должен стремиться к жизненному успеху, не нарушая законы общества, уважая права и свободы других людей. В реальной жизни в процессе обретения людьми смысла жизни и достижения успеха не все индивиды имеют высокий уровень правосознания, от этого в обществе возникают множественные конфликты и противоречия.

Уважение к морально-этическим нормам и правовым законам общества, чувства долга и справедливости изначально формируются у ребенка в семье и получают дальнейшее развитие на всех ступенях образования: детский сад-школа-вуз. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [3, с. 83]. Ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для ее приобщения к истокам русской культуры [1, с. 60].

Однако, не стоит забывать и о роли СМИ в процессе тиражирования в массы образов жизненного успеха. Стилем современного постмодернизма стали: напыщенная суетность, имитация жизненных процессов, гедонизм и потребительство. Отрицательные качества личности человека (агрессивность, расчетливость, похотливость, дерзость, мошенничество и др.) культивируются в обществе как способы достижения успеха в жизни. Пропаганда порока — как социальной нормы — делает создание и сохранение благополучных семей практически невозможным. В подобной ситуации возникает противоречие между желаемым и должным. Вне семейного счастья жизненный успех не может быть реально достигнутым результатом. Именно поэтому «... общество может и должно создавать такие социокультурные образцы, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности» [4, с. 63].

Исходя из кантовского тезиса о тождестве свободы и нравственности можно характеризовать процесс обретения человеком смысла жизни и жизненного успеха как результат слаженной работы самого индивида и общества, как точку оптимального соединения желаемого и должного, одновременно «себя ради» и «во благо других».

Список литературы:

1. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 11 (31): сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 57-61.

2. Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. канд. филос. наук: Ростов-н/Д., 2004. — 112 с.

3. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 10 (30): сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 79—83.

4. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 3. — с. 58—64.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.; М: Университетская книга, 1998. — 398 с.

6. Понятие судьбы в контексте разных культур. М: Наука, 1994. — 320 с.

7. Рационализм на пороге третьего тысячелетия. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2002. — 493 с.

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М: АСТ, 1998. — 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.