Научная статья на тему 'Жизненный цикл и повышение конкуренто- способности туристского продукта (на примере компании «Интурист-Петрозаводск»)'

Жизненный цикл и повышение конкуренто- способности туристского продукта (на примере компании «Интурист-Петрозаводск») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1131
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТУРПРОДУКТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРПРОДУКТА / ИНТУРИСТ / CULTURAL TOURISM / TOURISM PRODUCT LIFE CYCLE CONCEPT / TOURISM PRODUCT COMPETITIVENESS / INTOURIST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Наталья Владимировна, Колесников Николай Геннадьевич, Красновская Оксана Николаевна

В статье рассматривается применение концепции жизненного цикла продукта в целях повышения его конкурентоспособности на примере туристской компании ООО «Интурист-Петрозаводск» (Республика Карелия). В соответствии с концепцией жизненного цикла были выделены четыре стадии развития турпродукта: внедрение на рынок, рост, зрелость, спад. Высказана гипотеза о том, что необходимым условием успешного развития деятельности туристского предприятия является наличие в ассортименте турпакетов, находящихся на различных стадиях своего жизненного цикла, что позволяет обеспечить непрерывный спрос на услуги туристского предприятия и стабильный доход. Представлена краткая характеристика деятельности ООО «Интурист-Петрозаводск», выполнена классификация турпродуктов фирмы с разделением их на три группы: туры, привязанные к конкретным датам, сезонные туры, круглогодичные туры. Определены стадии жизненного цикла основного ассортимента турпродуктов ООО «Интурист-Петрозаводск». На основе проведенного исследования выявлено, что в целях предотвращения ухода с рынка турпродуктов, подходящих к окончанию жизненного цикла, руководство компании «Интурист-Петрозаводск» модернизирует свои турпродукты, добавляя в туристские программы различные новшества, придавая им уникальность. Обновленные туры выходят на новый виток жизненного цикла, начиная со стадии внедрения на рынок, и заново проходят все этапы развития на новом уровне. Сделан вывод о том, что рассмотренная в статье продуктовая политика позволяет обеспечивать непрерывное развитие компании, это подтверждается ростом основных экономических показателей деятельности компании, представленных в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the application of product life cycle concept for increase competitiveness through the example of the tourism company «Intourist-Petrozavodsk» (the Republic of Karelia). Four stages of tourism product development according to the life cycle concept are presented: market introduction, growth, maturity, and decline. It is hypothesized that presence of tour packages at different stages of their life cycle is a necessary condition for the successful tourism enterprise development, which allows to provide continuous demand for tourism services as well as stable income. Brief description of «Intourist-Petrozavodsk» business activities is presented, classification of the company’s tourist products is performed; they are divided into three groups: tours tied to specific dates, seasonal tours and year-round tours. The life cycle stages of the Intourist-Petrozavodsk main travel products are investigated. On the basis of the study it is revealed that in order to prevent disappearing tourism products from the market in the end of their life cycle management of «Intourist-Petrozavodsk» company usually upgrades the tourist products, adding to the tourist programs various innovations, making them unique. Updated tours go to a new stage of the life cycle, starting from the stage of market penetration, and re-pass all stages of tourism product life cycle. It is concluded that the product policy allows company to provide continuous development, the growth of major economic indicators of the company presented in the article, prove it.

Текст научной работы на тему «Жизненный цикл и повышение конкуренто- способности туристского продукта (на примере компании «Интурист-Петрозаводск»)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ,

ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 338.46 (338.48) й01: 10.22412/1995-042Х-10-9-6

КОЛЕСНИКОВА Наталья Владимировна

Петрозаводский государственный университет

(г. Петрозаводск, РФ); кандидат экономических наук; natalia.v.kolesnikova@mail.ru

КОЛЕСНИКОВ Николай Геннадьевич

Институт экономики Карельского НЦ РАН

(г. Петрозаводск, РФ); кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, доцент;

nikolaikolesnikov@yandex. ш

КРАСНОВСКАЯ Оксана Николаевна

ООО «Интурист-Петрозаводск», (г. Петрозаводск, РФ); исполнительный директор;

ok@go-karelia.com

Жизненный цикл и повышение конкурентоспособности туристского продукта (на примере компании «Интурист-Петрозаводск»)1

В статье рассматривается применение концепции жизненного цикла продукта в целях повышения его конкурентоспособности на примере туристской компании ООО «Интурист-Петрозаводск» (Республика Карелия). В соответствии с концепцией жизненного цикла были выделены четыре стадии развития турпродукта: внедрение на рынок, рост, зрелость, спад. Высказана гипотеза о том, что необходимым условием успешного развития деятельности туристского предприятия является наличие в ассортименте турпакетов, находящихся на различных стадиях своего жизненного цикла, что позволяет обеспечить непрерывный спрос на услуги туристского предприятия и стабильный доход. Представлена краткая характеристика деятельности ООО «Интурист-Петрозаводск», выполнена классификация тур-продуктов фирмы с разделением их на три группы: туры, привязанные к конкретным датам, сезонные туры, круглогодичные туры. Определены стадии жизненного цикла основного ассортимента турпродуктов ООО «Интурист-Петрозаводск». На основе проведенного исследования выявлено, что в целях предотвращения ухода с

Ключевые слова: концепция жизненного цикла турпродукта, конкурентоспособность турпродукта, Интурист

1 Работа выполнена в рамках реализации научных мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг.

Колесникова Н. В., Колесников Н. Г., Красновская О.Н.

Жизненный цикл и повышение конкурентоспособности туристского продукта

(на примере компании «Интурист-Петрозаводск»)

рынка турпродуктов, подходящих к окончанию жизненного цикла, руководство компании «Интурист-Петрозаводск» модернизирует свои турпродукты, добавляя в туристские программы различные новшества, придавая им уникальность. Обновленные туры выходят на новый виток жизненного цикла, начиная со стадии внедрения на рынок, и заново проходят все этапы развития на новом уровне. Сделан вывод о том, что рассмотренная в статье продуктовая политика позволяет обеспечивать непрерывное развитие компании, это подтверждается ростом основных экономических показателей деятельности компании, представленных в статье.

Введение

Одной из основных целей любого туристского предприятия является производство конкурентоспособного туристского продукта. При этом формулировка проблемы повышения конкурентоспособности и методы решения проблемы с учетом быстро меняющихся условий предполагают мониторинг внешних и внутренних факторов, анализ которых по причине их многообразия и эволюционных изменений в статье был выполнен на примере одного и туристских предприятий (ООО «Интурист-Петрозаводск»).

Известен ряд подходов к решению проблемы повышения конкурентоспособности туристского продукта [1, 3]. Обосновывая выбор метода исследования, заметим, что в методологическом отношении данная работа базируется на использовании концепции жизненного цикла продукта.

Анализ концепции жизненного цикла является одним из наиболее эффективных методов исследования, потому что основан на глубоком научном подходе. В частности, он позволяет решить ряд разноплановых задач, относящихся к развитию туризма как отрасли экономики [9-12].

Вопросы управления жизненным циклом туристского продукта рассматривались в трудах В.С. Боголюбова, С.А. Севастьяновой, А.Е. Ивановой, С.А. Гокк, Г.В. Заднепренко и др. [2, 5, 6].

Концепция жизненного цикла продукта применительно к сфере туризма предполагает исследование стадий развития туристской услуги, начиная с момента появления продук-

та на туристском рынке до прекращения его реализации в первоначальном виде.

В рамках концепции жизненного цикла турпродукта выделяют четыре стадии его развития (табл. 1).

Таблица 1

Стадии жизненного цикла турпродукта

Необходимым условием успешного развития деятельности туристского предприятия является наличие в ассортименте турпакетов, находящихся на различных стадиях своего жизненного цикла, что позволит обеспечить непрерывный спрос на услуги туристского предприятия и стабильный доход.

Рассмотрим создание комплексного туристского предложения из турпакетов, находящихся на разной стадии жизненного цикла, на примере ООО «Интурист-Петрозаводск» (Республика Карелия).

Название стадии Содержание стадии

Стадия внедрения на рынок Разработка турпакета. Выход с туристским предложением на рынок. Спрос небольшой.

Стадия роста Развитие спроса на тур-продукт.

Стадия зрелости продукта Спрос на турпродукт достигает максимума. Массовый туризм.

Стадия спада продаж Спрос на турпродукт сокращается. Закрытие направления в первоначальной его форме.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

ООО «Интурист-Петрозаводск» организовано в феврале 1966 г. как общество, занимающееся приемом иностранных туристов. Сейчас ООО «Интурист-Петрозаводск» является многопрофильным туроператором по приему российских и иностранных туристов в Республике Карелия, Северо-Западном регионе, Краснодарском крае, а также турагентом с наработанной системой надежного партнерства во всех сферах туризма. Фирма имеет три офиса продаж (два офиса в г. Петрозаводск и один офис в г. Кондопога). Численность сотрудников составляет 23 человека.

Туркомпания «Интурист-Петрозаводск» специализируется на следующих направлениях туризма:

• въездной туризм - прием иностранных туристов по всем направлениям: экскурсионные туры, экотуризм, активный отдых, бизнес-туризм и т.д.;

• внутренний туризм - экскурсионные туры по Карелии, Северо-Западу, Мурманской, Архангельской областям, в Краснодарском крае и в Крыму; автобусные туры по России с выездом из Петрозаводска собственного производства; санаторно-курортное лечение и оздоровление на территории Карелии, Ленинградской, Московской областей, Краснодарского края, Абхазии, в Крыму, в Средней полосе России; паломнические туры по Карелии и России;

• детский отдых «под ключ» - туры для школьников по Карелии и России;

• обслуживание корпоративных клиентов и MICE;

• авиа и железнодорожные билеты по всему миру;

• выездной туризм (агентская деятельность).

• Основными объектами туристского интереса, включенными в турпродукты компании «Интурист-Петрозаводск», традиционно являются знаменитый остров Кижи, на котором расположен Кижский погост, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, остров Валаам, Соловецкие острова.

Все туры компании «Интурист-Петрозаводск» можно условно разделить на несколько групп:

• событийный туризм - туры, привязанные к конкретным датам («Рождественский эксклюзив», «Новогодний эксклюзив», «Рождественская сказка в Карелии», «Новый год в краю карельском», «Новогодняя сказка в Карелии», «Майские праздники в Карелии», «Масленица в Карелии», «8 марта в Карелии», «23 февраля в Карелии», «Рождественские каникулы в Карелии», «Новогодние каникулы в Карелии», «Рождество на Сямозерье», «Карельская новогодняя мозаика», «Разгуляй в Карелии», «Обоз к карельскому Деду Морозу», «Под покровом Преподобного»;

• сезонные туры («Постижение Соловков», «Чудеса Русского Севера», «Белые ночи в Карелии», «Золотое карельское кольцо», «Золотое карельское кольцо LIGHT», «Самый лучший тур в Карелию» и др.);

• круглогодичные туры («Карельская мозаика», «Два счастливых дня в Карелии», «Здоровые выходные в Карелии», «Архангельск — ворота Арктики», «В краю северного сияния» (тур в г. Мурманск), туры в г. Псков и г. Новгород («Колыбель российской истории — два города с тысячелетней историей, «Слава и доблесть земли Новгородской», «Мелодии древнего края», «В гости к мальчику Онфиму», туры в Санкт-Петербург, Финляндию для детей и взрослых).

Турпродукты из первой группы (туры, привязанные к конкретным датам / праздникам) достаточно сложно рассматривать с точки зрения их жизненного цикла, поскольку они являются традиционными, и им не грозит уход с рынка. Тем не менее, необходимо насыщать такие турпродукты новыми элементами, экскурсиями, интерактивными программами, позволяющими диверсифицировать их на туристском рынке. Так, тур «Обоз к карельскому Деду Морозу» включает программу в большом саамском чуме, где гости

Колесникова Н. В., Колесников Н. Г., Красновская О.Н.

Жизненный цикл и повышение конкурентоспособности туристского продукта

(на примере компании «Интурист-Петрозаводск»)

могут поиграть в традиционные карельские игры, принять участие в весёлых забавах, вдоволь насладиться чаепитием с карельскими пирогами, сделать традиционную игрушку и взять её себе на память.

Наиболее эффективно концепция жизненного цикла продукта может применяться для турпродуктов из второй (сезонные туры) и третьей (круглогодичные туры) групп. Основанием определения стадии жизненного цикла турпродукта является срок его пребывания на рынке, а также количество обслуженных туристов.

По мнению авторов, на стадии внедрения находятся (по состоянию на июль 2016 г.) относительно недавно разработанные тур-продукты «Карельский эксклюзив», «Провинциальные каникулы», «От Онеги до Ладоги», «Кругосветка по-карельски», «Добрые выходные в Карелии», «Три счастливых дня», «Хрустальное ожерелье Карелии», туры в Крым.

На стадии роста находятся такие турпро-дукты, как «Постижение Соловков», «Самый лучший тур в Карелию», «Здоровые выходные в Карелии». Данные продукты представлены на рынке более одного года, а количество обслуженных туристов по ним имеет тенденцию к росту.

Стадии зрелости достигли турпродукты «Золотое карельское кольцо», «Два счастливых дня в Карелии», «Чудеса Русского Севера», «Белые ночи в Карелии». Данные продукты были разработаны достаточно давно, они обеспечивают значительную часть объёма продаж компании; вместе с тем, ежегодный объём продаж данных туров относительно стабилен и не имеет выраженной тенденции к росту.

В настоящее время (июль 2016 г.) замедление и окончание жизненного цикла можно отметить для таких турпродуктов, как туры в Финляндию: это один из самых «старых» турпродуктов компании, спрос на который значительно сократился в 2015-2016 гг.

Ориентируясь на развитие, в целях предотвращения ухода с рынка турпродуктов,

подходящих к окончанию жизненного цикла, руководство компании «Интурист-Петрозаводск» модернизирует свои турпродукты, добавляя в туристские программы различные новшества, придавая им уникальность. Обновленные туры выходят на новый виток жизненного цикла, начиная со стадии внедрения на рынок, и заново проходят все этапы развития на новом уровне. При этом успешность продвижения турпродукта зависит от ряда обстоятельств, в том числе от того, насколько эффективно персонал использует накопленный опыт, поддерживая репутацию предприятия, что обеспечивается подбором и повышением квалификации кадров [8] при достаточной мотивации, включающей не только аспекты материального стимулирования, но и «социального лифта» [4].

Подчиняясь законам эволюции, новые турпродукты, заменяя предыдущие, неизбежно с течением времени теряют свою конкурентоспособность, заменяются более новыми [7]. Однако новые турпродукты удерживают наиболее ценные качества предшествующих форм (имеет место развитие по восходящей спирали). Например, тур «Карельские напевы» является усовершенствованным вариантом программы «Карельские сказки», где, кроме основных объектов туристского интереса — посещения водопада Кивач и выдающегося памятника деревянного зодчества Карелии Успенской церкви (1774 г.), расположенной на берегу Онежского озера, туристы имеют возможность посетить этнокультурный центр Elämä и принять участие в мастер-классе по изготовлению народной куклы-оберега.

Компания «Интурист-Петрозаводск» успешно встроилась в общероссийскую тенденцию развития внутреннего и въездного туризма, дополнив свой ассортимент турами по регионам России (г. Мурманск, г. Архангельск, г. Псков, Республика Крым). Указанные турпродукты ориентированы преимущественно на жителей г. Петрозаводска; планируется, что они заменят туры в Финляндию, которые в

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

связи с ростом курса евро стали недоступными для многих петрозаводчан. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что компания «Интурист-Петрозаводск» успешно применяет концепцию жизненного цикла продукта в своей практической деятельности.

Компания «Интурист-Петрозаводск» успешно развивается, что подтверждается ростом основных показателей деятельности предприятия (табл. 2).

Как спад в 2015 г. по некоторым направлениям деятельности, так и резкое увеличе-

ние количества туристов в первом полугодии 2016 г., наблюдаемое по всем направлениям, связаны с рядом политических и экономических факторов, а также конъюнктурой развития отрасли туризма в целом.

По мнению авторов статьи, рецептом успеха компании является постоянное развитие в области новых туристских направлений, что подтверждается эффективностью внедрения в практическую деятельность рассмотренной выше концепции жизненного цикла продукта.

Таблица 2

Основные показатели деятельности ООО «Интурист-Петрозаводск»

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего обслужено туристов по направлению «Туроператорская деятельность», чел. 12790 13122 13110

В том числе:

Прием иностранных туристов, чел. 5360 4160 3810

Обслуживание корпоративных клиентов и MICE, чел. 240 296 310

Детский отдых, чел. 1980 640 340

Автобусные туры по России с выездом из Петрозаводска, чел. 204 325 520

Санаторно-курортное лечение, чел. 550 1140 780

Туры для школьников по Карелии и России, чел. 256 326 520

Экскурсионные туры по Карелии, в том числе однодневные, чел. 3776 5980 6300

Квест-программы для детей и взрослых, чел. 360 180 450

Туроперирование в Мурманской, Архангельской, Вологодской областях, не учтённое в других показателях, чел. 64 75 80

Колесникова Н. В., Колесников Н. Г., Красновская О.Н.

Жизненный цикл и повышение конкурентоспособности туристского продукта

(на примере компании «Интурист-Петрозаводск»)

Список источников:

1. Афанасьев О.Е. Туристские кластеры и дестинации: проблемы создания и продвижения // Современные проблемы сервиса и туризма. Т. 10. 2016. № 1. С. 5-6.

2. Боголюбов В.С., Севастьянова С.А. Анализ и оценка рыночного подхода к управлению жизненным циклом туристского продукта в регионе // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2005. № 4 (9). С. 74-80.

3. Джанджугазова Е.А. Конкурентоспособность: взгляд через призму менталитета и традиций // Российские регионы: взгляд в будущее. Т. 3. 2016. № 1. С. 72-87.

4. Дубинин И.О. Социальные лифты и профессиональная ориентация молодёжи с учётом региональной специфики // В сб.: Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы научно-практической интернет-конференции. Институт социально-экономического развития территорий РАН. 2016. С.

5. Заднепренко Г.В. Проблемы и перспективы формирования в России современного туристского продукта // Мир науки. 2014. № 2. С. 11.

6. Иванова А.Е., Гокк С.А. Управление жизненным циклом туристского продукта // В сб.: Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2011) XIII Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 2011. С. 54-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г. Санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплексы региона: методологические аспекты эволюции // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. Т. 93. 2016. № 3. С. 62-65.

8. Светов С.А., Кирилина В.М., Колесникова Н.В. Разработка партнерской международной магистерской программы «Проектирование в индустрии туризма» // В сб.: Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития. Материалы Международного форума. Петрозаводск. гос. ун-т. 2014. С.

9. Bernini C, Cracolici M.F. Demographic change, tourism expenditure and life cycle behavior // Tourism Management. 2015. Vol. 47. Pp. 191-205.

10. Michailidou A.V. et al. Life Cycle Thinking used for assessing the environmental impacts of tourism activity for a Greek tourism destination // Journal of Cleaner Production. 2016. Vol. 111. Pp. 499-510.

11. Scheepens A.E., Vogtländer J.G., Brezet J.C. Two life cycle assessment (LCA) based methods to analyse and design complex (regional) circular economy systems. Case: Making water tourism more sustainable // Journal of Cleaner Production. 2016. Vol. 114. Pp. 257-268.

12. Bimonte S., Faralla V. Does residents' perceived life satisfaction vary with tourist season? A two-step survey in a Mediterranean destination // Tourism Management. 2016. Vol. 55. Pp. 199-208.

214-221.

218-222.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Natalia KOLESNIKOVA a, Nikolai KOLESNIKOV b, Oksana KRASNOVSKAYA c

LIFE CYCLE AND INCREASING THE TOURISM

PRODUCT COMPETITIVENESS (THE CASE OF "INTOURIST-PETROZAVODSK")

a Petrozavodsk State University, (Petrozavodsk, Russia);

PhD in Economic sciences; e-mail: natalia.v.kolesnikova@mail.ru

b Institute of Economics, Karelian Research Centre of Russian Academy of Sciences (Petrozavodsk, Russia); PhD in Economic sciences, senior researcher,

Associate Professor; e-mail: lnikolaikolesnikov@yandex.ru

c"Intourist-Petrozavodsk" LLC (Petrozavodsk, Russia);

Executive Director; e-mail: ok@go-karelia.com

The article discusses the application of product life cycle concept for increase competitiveness through the example of the tourism company «Intourist-Petrozavodsk» (the Republic of Karelia). Four stages of tourism product development according to the life cycle concept are presented: market introduction, growth, maturity, and decline. It is hypothesized that presence of tour packages at different stages of their life cycle is a necessary condition for the successful tourism enterprise development, which allows to provide continuous demand for tourism services as well as stable income. Brief description of «Intour-ist-Petrozavodsk» business activities is presented, classification of the company's tourist products is performed; they are divided into three groups: tours tied to specific dates, seasonal tours and year-round tours. The life cycle stages of the Intourist-Petrozavodsk main travel products are investigated. On the basis of the study it is revealed that in order to prevent disappearing tourism products from the market in the end of their life cycle management of «Intourist-Petrozavodsk» Keywords: company usually upgrades the tourist products, adding to the tourist

cultural tourism, programs various innovations, making them unique. Updated tours go

tourism product life cycle to a new stage of the life cycle, starting from the stage of market pen-concept, etration, and re-pass all stages of tourism product life cycle. It is con-

tourism product cluded that the product policy allows company to provide continuous

competitiveness, development, the growth of major economic indicators of the compa-

Intourist ny presented in the article, prove it.

References

1. Afanasiev O.E. Tourism clusters and destinations: The problems of creation and promotion // Sov-remennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. Vol. 10. 2016. № 1. Pp. 5-6.

2. Bogoljubov V.S., Sevast'janova S.A. Analysis and assessment of market-based approach to the management of the tourism product lifecycle in a region // Vestnik INZhJeKONa [Bulletin of ENGECON]. Series: Economics.2005. № 4 (9). Pp. 74-80.

Колесникова Н. В., Колесников Н. Г., Красновская О.Н.

Жизненный цикл и повышение конкурентоспособности туристского продукта

(на примере компании «Интурист-Петрозаводск»)

3. Dzhandzhugazova E.A. Competitiveness: A look through the prism of the mentality and traditions // Rossijskie regiony: vzgljad v budushhee [Russian regions: Look into the Future]. Vol. 3. 2016. № 1. Pp. 72-87.

4. Dubinin I.O. Social mobility and professional orientation of young people, taking into account regional specifics // Global'nye vyzovy i regional'noe razvitie v zerkale sociologicheskih izmerenij [Global Challenges and Regional Development in the mirror of sociological dimensions]. Proceedings of the Internet conference. Institute for Social and Economic Development of RAS.2016. C. 214-221.

5. Zadneprenko G.V. Problems and prospects of forming modern tourist product in Russia // Mir nauki [World of Science]. 2014. № 2. P. 11.

6. Ivanova A.E., Gokk S.A. Tourism product life cycle management // Ekonomika. Servis. Turizm. Kul'tura (ESTK-2011). [Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC 2011)]. Collection of articles of the XVI International Scientific and Practical Conference. Polzunov Altai State Technical University. 2011. Pp. 54-57.

7. Kirilina V.M., Kolesnikova N.V., Kolesnikov N.G. Sanatorium and tourist-recreational complex of region: methodological aspects of evolution // Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul'tury [Issues of Balneology, Physiotherapy and Medical Physical Culture]. Vol. 93. 2016. № 3. Pp. 62-65.

8. Svetov S.A., Kirilina V.M., Kolesnikova N.V. Development of the partner international master's program "Designing in the tourism industry" // Klassicheskij universitet v prostranstve transgranichnosti na Severe Evropy: strategija innovacionnogo razvitija [Classic university in transborder space in the Northern Europe: Innovative development strategy]. Proceedings of the International Forum. Petrozavodsk. 2014. Pp. 218-222.

9. Bernini C., Cracolici M.F. Demographic change, tourism expenditure and life cycle behaviour //Tourism Management. 2015. Vol. 47. Pp. 191-205.

10. Michailidou A. V. et al. Life Cycle Thinking used for assessing the environmental impacts of tourism activity for a Greek tourism destination //Journal of Cleaner Production. 2016. Vol. 111. Pp. 499-510.

11. Scheepens A.E., Vogtländer J.G., Brezet J.C. Two life cycle assessment (LCA) based methods to analyse and design complex (regional) circular economy systems. Case: Making water tourism more sustainable // Journal of Cleaner Production. 2016. Vol. 114. Pp. 257-268.

12. Bimonte S., Faralla V. Does residents' perceived life satisfaction vary with tourist season? A two-step survey in a Mediterranean destination //Tourism Management. 2016. Vol. 55. Pp. 199-208.

Колесникова Н. В., Колесников Н.Г., Красновская О.Н. Жизненный цикл и повышение конкурентоспособности туристского продукта (на примере компании «Интурист-Петрозаводск») // Сервис в России и за рубежом. Т. 10. 2016. Вып. 09 (70). С. 50-57. DOI: 10.22412/1995-042X-10-9-6.

Kolesnikova N., Kolesnikov N., Krasnovskaya O.

Life cycle and increasing the tourism product competitiveness (the case of "Intourist-Petrozavodsk"). Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.09 (70), pp. 50-57. doi: 10.22412/1995-042X-10-9-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.