УДК 159.923.3 © Маляров Н.А., 2013 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
Аннотация. В данной статье поднимаются вопросы междисциплинарного подхода в определении жизненного пути личности и его составляющих; рассматриваются предпосылки современной системы изучения времени жизни.
Ключевые слова: жизненный путь, жизненный цикл, время жизни, событие жизни, самоосуществление, фазы жизни, биографический метод.
© Malyarov N.A., 2013 PERSON'S LIFE PATH: DEFINITION AND CONTENT OF THE CONCEPT
Abstract. This article raises issues of an interdisciplinary approach in determining the way of the life of personality and its components; deals with prerequisites of modern system of researching the life-time.
Key words: way of life, the life cycle, the life-time, event of life, self-fulfillment, the phases of life, the biographical method..
«Начавший уверенно кончит сомнениями; тот же, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности».
Фрэнсис Бэкон
Проблема исследования жизненного пути личности занимает одно из центральных, ключевых мест в современной системе наук о человеке. Данная тема входит в круг фундаментальных интересов различных отраслей знания, таких как психология и социология, антропология и философия, педагогика, этнография и др. Изучение проблематики жизненного пути поднимает перед учеными большое количество вопросов, требующих разностороннего, многофакторного подхода.
Понятие жизненного пути многогранно и широко. В зависимости от цели, а также той области науки, в которой используется данный термин, на первый план в его определении выходят разные аспекты понятия. Однако, как бы ни отличались научные подходы к определению исследуемого термина, отмечается общая тенденция считать жизненный путь человека индивидуальной историей его развития от рождения до смерти. Именно этот отрезок времени большинством ученых выбран в качестве отправной точки в рассмотрении данной проблемы. Что же такое жизненный путь? Можем ли мы найти его четкое определение?
Понятие «жизненный путь» отсутствует в «Философской энциклопедии» (1962), «Философском энциклопедическом словаре» (1983), «Демографическом энциклопедическом словаре» (1985), «Кратком психологическом словаре» (1985) [1]. Данный термин впервые появляется в отечественной научной литературе последнего десятилетия XX века. Так, в «Словаре практического психолога» (1998) мы находим определение жизненного пути как весьма широкого общенаучного понятия, описывающего прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти [2]. В энциклопедическом словаре «Психология развития» (2005) данный термин также охарактеризован как процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти [3].
Категорию «жизненный путь» часто используют как синоним понятий «время жизни» и «жизненный цикл», однако их содержание различно. Жизненный путь человека, в отличии от «времени жизни», - это не просто временной интервал от рождения до смерти безотносительно к его содержанию.
В то же время понятие «жизненный цикл» подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные (биологические, социальные и биосоциальные) аспекты развития, тогда как понятие жизненного пути характеризуется многомерностью и предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития, реализация которых зависит во многом от
собственного выбора субъекта. Термин «жизненный цикл» сам по себе уже предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие этапы человеческого развития не вполне ясны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими.
Циклы бывают:
1) биологическими — последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти;
2) социальными — усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных социальных ролей (трудовых, семейных и прочих);
3) смешанными (биосоциальными) — смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными.
Кроме индивидуального жизненного цикла, существуют циклы семейной жизни (например, вступление в брак; рождение детей; семья с детьми разного возраста; семья, из которой уже ушли взрослые дети), профессиональной карьеры и др.
Но несмотря на явное различие в понятиях «жизненный цикл» и «жизненный путь», именно психология развития достаточно долго пыталась объединить эти понятия, конструктивистски формируя систему научной категории жизненного пути по образу биологического онтогенеза. Жесткость и догматичность возрастных периодизаций привели к тому, что развитие было лишено индивидуальности, редуцировавшись до совокупности закономерно повторяющихся циклов.
Как отмечалось ранее, проблема жизненного пути личности всегда занимала важное место в науках о человеке и обществе, но долгое время в отечественной психологии не освещалась и впервые была поставлена С.Л. Рубинштейном в 1935 году. До этого она преимущественно принадлежала зарубежным концепциям личности. Собственно, это и объясняет такое разнообразие систем
периодизации жизненного пути, формировавшихся под влиянием исследовательских задач и стиля мышления, присущих естественным и социальным наукам. Так, биологи и психофизиологи подчеркивали значение критических, или сенситивных периодов (в это время организм особенно восприимчив к определенным внешним и внутренним факторам, воздействующим именно в данной точке развития и производящим в нем важные необратимые изменения). С другой стороны, социологи говорили о социальных переходах, поворотных пунктах развития, которые нередко сопровождаются специальными ритуалами, обрядами перехода, радикально изменяющими социальное положение, статус и структуру деятельности индивида (например, поступление в школу, юридическое совершеннолетие, вступление в брак).
Впервые понятие «жизненный путь личности» предложила психолог, доктор философии, специалист по детской психологии Шарлотта Берта Бюлер (1893-1974). Изучая жизненный цикл человека и генетическую связь между его фазами, она сформулировала собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.
Ею были определены три направления развития: объективная логика жизни как последовательность внешних событий, смены переживаний этих событий и результатов деятельности человека [4]. Заложив в основу своей концепции определение структурных единиц жизненного пути (событий), поделив эти события на внешние и внутренние, Ш.Б. Бюлер определила главной движущей силой развития личности стремление к «самоосуществлению» - итогу жизненного пути, когда ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию. Выдвинутое ей понятие близко по смыслу понятиям «самоактуализации» и «самореализации», за исключением того, что самоосуществление понимается более широко, как итог, процесс, который в разные возрастные периоды может быть различным (на-
пример, хорошее самочувствие (0-1,5 года); переживание завершения детства (12-18 лет); самореализация (25 (30) - 45 (50) лет); самозавершенность (65 (70) - 80 (85) лет). Степень же самоосуществления человека зависит, в первую очередь, от его способности ставить перед собой адекватные жизненные цели, то есть наиболее соответствующие и близкие его внутренней сути (чем понятнее человеку его призвание, тем отчетливее выражено его самоопределение и, соответственно, вероятнее самоосуществление).
Ш.Б. Бюлер выдвинула концепцию жизненного цикла человека, основываясь на результатах анализа биографических материалов самых разных людей. Изучение не только внешнего, объективного хода событий жизни, но и творчества, перемен во внутреннем мире (особенно в отношении человека к собственной жизни) позволило ей сделать вывод о многоэтапности жизненного пути, выделив, таким образом, пять фаз, которые имеют в основе развития «самоопределение». По мнению Ш.Б. Бюлер, фаза сама по себе непрерывна, и лишь при её смене направление развития изменяется. Фактически происходит трансформация предыдущей фазы в новую [5].
1) Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Ш.Б. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.
2) Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды - эскизы возможных путей дальнейшей жизни.
3) Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, ко-
гда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому приблизительно к 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.
4) В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период - «трудный» возраст вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Ш.Б. Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
5) В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.
Психологическим проблемам человеческой жизни посвятили свои научные исследования выдающиеся зарубежные психологи, такие как Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Абрахам Маслоу, Виктор Эмиль Франкл, Ролло Рис Мэй, и многие другие. И как верно подметил К.В. Карпинский, их научное наследие еще подлежит изучению, осмыслению и дальнейшему развитию в новых исследованиях по психологии жизненного пути личности [5].
Вклад отечественной науки в разработку проблемы жизненного пути личности представлен, в первую очередь, исследованиями Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960) и Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972). В работах Николая Александровича Рыбникова (1890-1961), предлагавшего изучать психологию не только детского возраста, но также и взрослости, можно найти первые попытки изучения жизненного пути личности [6]. Им был выдвинут термин «акмеологя», использовавшийся для понятийной фиксации закономерностей развития личности в зрелом возрасте. Акмеологические закономерности, с точки зрения ученого, должны были раскрываться при помощи биографического метода, ориентированного на воссоздание реального жизненного пути личности, основных вех индивидуальной биографии. В этой связи основной упор Н.А. Рыбников сделал на разработку и операционализацию биографического метода в психологии. Однако проблема жизненного пути личности осталась не изученной на концептуальном уровне. Теоретическая разработка данной проблемы началась позже и была связана с внедрением положений марксизма в психологическую науку [5].
С.Л. Рубинштейн явился первопроходцем в области освоения психологических проблем человеческой жизни с позиций марксистской философии. По его мнению, каждый человек имеет свою уникальную, только ему присущую историю, не сводящуюся лишь к развитию организма. Собственно человек лишь постольку и является личностью, поскольку имеет свой жизненный путь. С.Л. Рубинштейн по праву считается родоначальником событийного подхода к
анализу жизненного пути личности. Структурными единицами всякого исторического процесса, в том числе биографии человека, являются события. С ними связаны изменения в направлении развития личности, перестройка ценностной системы и ее характера. Однако специфика воззрений С.Л. Рубинштейна на структуру жизненного пути заключается в том, что не каждое изменение жизненных обстоятельств он называет событием. В ходе этой «индивидуальной истории» возникают узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека, так называемые «события жизни» [7].
Б.Г. Ананьев подошел к исследованию проблемы жизненного пути с позиции «исторической», «динамической», «процессуальной» теории личности. С его точки зрения, жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения [8].
Б.Г. Ананьев разделил события на 2 типа: события окружающей среды, события поведения человека в среде. Н.А. Логинова добавила третий тип - события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.
1) События, происходящие по не зависящим от самого субъекта причинам, относятся к событиям среды (например, Великая Отечественная война или перестройка, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии). К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека, последствия которых неоднозначны. Будучи непосредственным участником того или иного события среды, каждый по-своему уникально проявляет себя, и совершенно очевидно, что данное событие будет иметь определенное значение лишь с учетом позиции самого человека.
2) Ко второму типу событий жизни относятся так называемые события-поступки (поведение человека в окружающей среде). Они не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу, в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Необходимо отметить, что ключевым аспектом осуществления поступка является личностный смысл, вкладываемый человеком в ситуацию. События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.
3) Третий тип событий - события внутренней жизни (формирование и трансформация ценностей, «духовных основ» личности). К ним можно отнести все те события, наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь.
Жизненный путь каждой личности уникален, в первую очередь, потому что опыт жизни, приобретаемый человеком, не может быть многосторонне проанализирован и сведен в общую систему. И если жизнь как временной интервал от рождения до смерти (время жизни) наполнена событиями разной направленности и длительности, то жизненный путь, на наш взгляд, характеризуется осуществлением «выбора реакции» на то или иное событие. При этом данная «единица» не имеет аналогов, существует только в психологическом настоящем и является актуальной для личности на всём своём протяжении.
Схожим по смыслу понятием является «жизненный выбор» - это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя самоопределению, а в конечном итоге, его самоосуществлению. Он позволяет понять, ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей и, безус-
ловно, какие именно личностные ценности лежат в его основе. Формирование личности как современника эпохи и сверстника поколения зависит и от исторического времени, в котором живет человек. По мнению Б.Г. Ананьева, сама история - основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии [8].
Также необходимо отметить неоценимый вклад в современную психологическую науку Алексея Николаевича Леонтьева, Ксении Александровны Абульхановой-Славской, Людмилы Ивановны Анциферовой, Натальи Анатольевны Логиновой, Александра Александровича Кроника и многих других, позволивший решать сложные научные проблемы на качественно новой концептуальной основе.
Возвращаясь к проблеме рассмотрения жизненного пути личности как предмета междисциплинарного подхода, необходимо выделить, как минимум, три пространства, четко направленных, системно обуславливающих развитие человека [1]. Условно назовем их следующим образом.
1. Пространство индивидуального развития.
2. Пространство социального индивидуального развития.
3. Пространство социального общего развития.
Пространство индивидуального развития включает в себя, то, что мы можем описать в таких терминах, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», его составляющие (стадии развития, возрасты жизни) и производные (возрастные свойства).
В пространстве социального индивидуального развития можно выделить социально-возрастные процессы и структуры общества, характеризующиеся возрастной стратификацией, разделением труда, возрастными слоями, группами, поколениями, когортными различиями и др.
Пространство социального общего развития представляет собой «возрастной символизм», как отражение возрастных процессов и свойств в культуре.
Это то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).
Одним из ключевых понятий данной области, на котором необходимо заострить внимание, является «возраст» как категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального формирования человека.
Безусловно, возраст развития многомерен, как и его оценка. Так, термин «хронологический возраст», выражая длительность существования индивида с момента его рождения, по понятным причинам соотносится с понятием «время жизни». Социальный же возраст индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития с тем, что статистически нормально для его сверстников (например, овладение определенным набором социальных ролей).
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Психический возраст (mental age) определяется интеллектуальным уровнем развития человека, соотнесением уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующей среднестатистической нормой (например, если считается, что психический возраст человека равняется шести годам, то это значит, что его поведение соответствует поведению шестилетнего ребенка) [9].
Психологический возраст, в отличие от возраста хронологического, означает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Субъективно переживаемый возраст личности имеет свою внутреннюю точку отсчета и зависит от разных факторов возрастного самосознания и субъективной оценки степени самореализации личности, в первую очередь,
от смысловой событийной загруженности, наполненности жизни. К тому же психологический возраст личности является многомерным, соответственно, может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности. [2]
Жизненный путь личности представляет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, которые невозможно описать лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события имеют не только объективное значение, но и субъективный личностный смысл, а их расшифровка требует специальных источников и методов познания, например таких, как биографический метод. Собственно, из-за необходимости изучения развития личности во временном аспекте ее жизни и возникло множество способов, обозначаемых общим термином «биографический метод исследования личности» (от греч. «bios» - жизнь, «grapos» - описание) [10]. Биографический метод первоначально возник как литературоведческий, его крупнейшим представителем считается французский критик и писатель XIX в. Ш. Сент-Бёв. В современной научной литературе отсутствует единый подход к определению биографического метода. Под биографическим методом может пониматься:
использование биографических справочников, жизнеописаний в качестве источника получения данных о личностных и психологических особенностях человека, получившее широкое распространение в психологии и истории науки;
использование различного рода личных документов (автобиографий, писем, дневников, воспоминаний и т. п.), а также биографических интервью и опросников;
использование методик биографического анализа, для предсказания творческих достижений человека, например, биографических опросников, основная идея которых состоит в постановке вопросов, направленных на освещение уже связанных с прошлым событий, установок, предпочтений, моделей по-
ведения, являющихся более прогностичными, чем вопросов, связанных с событиями настоящего времени.
Обобщая существующие подходы к пониманию смысла биографического метода, можно сделать вывод о том, что данный метод заключается в поиске значимых линий развития личности, выделении ключевых событий этого развития, установлении взаимосвязи между ними. Особую ценность метод приобрел благодаря возможности изучения жизненного пути не только с точки зрения истории, но и с позиции перспектив развития личности.
Таким образом, жизненный путь является своеобразным портретом человека, в нем запечатлеваются его мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кон И.С. Социологическая психология. Воронеж: МОДЭК, 1999. 560 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998.
800 с.
3. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
4. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология: учеб. пособие. Минск: Высшая школа, 2004. 239 с.
5. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 167 с.
6. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1 С. 103-110.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2002. 720 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
9. Оксфордский толковый словарь общей медицины // Национальная психологическая энциклопедия. URL: http://vocabulary.ru/ (дата обращения: 22.06.2013).
10. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алма-Ата: Казак университет^ 2001. 176 с.