Научная статья на тему 'Жизненные ценности студентов университета в новых социокультурных условиях'

Жизненные ценности студентов университета в новых социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
734
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Повзун В. Д.

В настоящее время наша страна переживает сложный период своей истории. Идет процесс переоценки ценностей меняются ценностные представления людей, формируются новые жизненные ориентации. В этих условиях изучение трансформации отношения студенческой молодежи к различным сторонам жизни, различным сферам приложения сил будущих и молодых специалистов, особенно будущих педагогов, становится очень актуальным. Прежде всего важно выявить доминантные жизненные ориентации студентов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненные ценности студентов университета в новых социокультурных условиях»

В.Д.Повзун

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В НОВЫХ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В настоящее время наша страна переживает сложный период своей истории. Идет процесс переоценки ценностей - меняются ценностные представления людей, формируются новые жизненные ориентации. В этих условиях изучение трансформации отношения студенческой молодежи к различным сторонам жизни, различным сферам приложения сил будущих и молодых специалистов, особенно будущих педагогов, становится очень актуальным. Прежде всего важно выявить доминантные жизненные ориентации студентов в современных условиях.

Исследование проводилось по методике, предложенной Центром социологических исследований МГУ, среди студентов, будущих педагогов, отделения физической культуры медико-биологического факультета СурГУ. Представлялась интересной возможность сравнительного анализа результатов, полученных социологами МГУ, в рамках исследования проведенного в 1993 году (Фаустова Э.Н. “Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях”. - М., 1995.

- (Система воспитания в высшей школе: Обзор. Информ./НИИВО; Вып.1) и данных опроса, проведенного в СурГУ, в 1996 году. В ходе данного исследования были опрошены студенты 1 курса - всего 25 человек. В общем количестве опрошенных девушки составили 32%, юноши 68%. Преобладание юношей связано со спецификой факультета. Из общего числа вошедших в выборку студентов 84% проживают дома, 12% в общежитии и 4% снимают частное жилье. Среди опрошенных молодые люди 17 лет составляют 245, 18 лет -52%, 19 лет - 16%, 20 лет - 8%.

Иерархия типов сознания студентов по доминирующей жизненной ориентации.

Согласно избранной методике социологического исследования, была проведена личностная самооценка, основывающаяся на само-дентефикации респондента с определенным имиджем, в котором выделена доминирующая ценностная ориентация. В самооценке личности реальный образ, как правило, сочетается с желаемым (или гипотическим). В связи с этим учитывался тот факт, что полученное распределение студенческой молодежи по доминирующим установкам сознания не совпадать с фактическим соотношением. Однако это не означает, что полученная информация искажает реальное положение, поскольку она отражает процесс развития комплекса ценностных ориентаций и выделения доминантной из них.

В определенной мере ведущая ориентация сознания основывается на доминирую-

щем начале человека как биосоциального существа. Его целостная природа представляет собой единство чувственного, рационального и деятельностного начал.

Для того, чтобы выявить доминирующее начало респондента по его самооценке каждому предлагалось определиться с помощью предложенного текста. В его основу было положено известное изречение Р.Декарта “Я мыслю, следовательно я существую”. В результате получилось следующее распределение:

1. я мыслю, следовательно я существую

2. я чувствую, следовательно я существую

3. я действую, следовательно я существую

4. не дали ответа

МГУ СурГУ 37% 36%

33%

8%

25% 40%

5%

16%

Большая часть студентов СурГУ ощущают в себе в качестве ведущего активное деятельностное начало и в то же время значительная доля рационалистов вполне закономерна, так как студенты занимаются умственным трудом и интеллектуальное начало имеет для них важное значение. Преобладание деятельностного начала, по-видимому, можно объяснить тем, что в опросе принимали участие студенты 1 курса и для них оно не связано с будущей профессией. Можно предположить, что виды деятельности, которыми они занимаются вне учебного процесса играют большую роль в их жизни и обуславливают преобладание деятельностного начала. Показательным является тот факт, что 16% респондентов не дали ответа на вопрос, мотивировав это тем, что никогда не задумывались над этим вопросом.

Можно согласиться с мнением социологов МГУ, что преобладание рационального, эмоционального и деятельностного начала на подсознательном уровне воздействует на активность человека, определение его жизненной позиции.

Определителем основных типов направленности сознания послужили доминирующие жизненные ценности. Каждый тип сознания был представлен портретной характеристикой с четко выраженной ценностной ориентацией. Распределение студентов произошло следующим образом:

1.первое место среди ответов занял “компьютерно-технический” тип ориентаций, выраженный в инструментарии исследования следующей общей характеристикой: “Современный человек, интересующийся всем новым, находящий общий язык с компьютером и автомобилем”. Среди опрошенных 32% посчитали такую характеристику самой значимой для себя. Это можно объяснить высоким уровнем жизни в городе, наличием во многих семьях автомобиля и компьютера, тем что большинство опрошенных - юноши и престижностью этой ориентации.

2. Следующими по численности оказались позиции, выраженные следующими характеристиками: “Человек, слышащий голос природы, любящий все живое (собак, кошек, цветы)” и “Предприимчивый, деловой человек, во всех ситуациях умеющий достигать жизненных целей”. Высший ранг этим ориентациям присвоили 28% студентов. В условиях сложной экологической ситуации в регионе и нарастания экологического кризиса в мире такая позиция говорит о пробуждении у части молодежи чувства близости к природе и ответственности за ее состояние. С другой стороны люди “новой волны”, которые активно реагируют на формирование рыночных отношений. Нам видится, что это показатель изменения общей, а не профессиональной ориентации студентов, так как они обучаются в университете, а не в коммерческих вузах. Многие студенты в свободное время пытаются зарабатывать дополнительные средства различными способами, возможно часть из них в будущем сменит свою профессиональную ориентацию. Ущемление образовательной и научной сфер, к которому ведет зарабатывание студентами денег, грозит потерей интеллектуального потенциала страны не только в настоящее время, но и, в особенности, в будущем, отмечают авторы исследования в МГУ, и с этим трудно не согласиться.

3. Только 12% опрошенных относят себя к тем, кто хочет жить легко, наслаждаться жизнью без всяких усилий. Это стремление плыть по течению, в настоящее время впол-

не объяснимо желанием отстраниться от иногда чрезмерных трудностей, от необходимости решать сложные проблемы. Гедонистическая ориентация молодых людей является проявлением естественного инстинкта самосохранения человека, а с другой стороны является легким, далеким от ответственности отношением к перспективе жизни.

4. Показательным является тот факт, что ни один из опрошенных не поставил на первое место гуманитарно-художественный тип ориентации, со следующей портретной характеристикой: “Человек, видящий во всем эстетическую сторону, увлекающийся искусством”. В отличие от студентов МГУ, поставивших на первое место ориентацию на гуманитарно-художественный тип, среди других типов ориентаций, студенты СурГУ не отдали ему предпочтения, по нашему мнению, потому, что сфера искусства в городе слабо развита, мир искусства для большинства школьников является мало изученным и не интересным и безусловно является важным тот факт, что отбор абитуриентов по данной специальности проходил позже и на нее поступали те, кто не прошел на другие факультеты и те для кого спорт является самой приоритетной сферой, не оставляющей времени для серьезных занятий искусством.

Таким образом, получено следующее соотношение сложившихся на сегодняшний день доминант в ценностных ориентациях студентов МГУ и СурГУ:

МГУ СурГУ

«эстеты» 22% 0%

«технократы» 18% 32%

«гедонисты» 18% 12%

«натуралисты» 17% 28%

«бизнесмены» 15% 28%

не определялись 12% 0%

Полученные данные не следует трактовать однозначно, прямолинейно, т.к. полученная информация отражает как современное состояние, так и тенденции развития жизненных устремлений молодежи. Во время исследования не выявлено существенных различий, поляризаций в ориентациях. Показателен тот факт, что все студенты из СурГУ смогли самоопределиться в предложенных рамках. Можно согласиться с выводами социологов из МГУ о том, что в настоящее время появилась возможность для более свободного выбора самого себя, который начинают осуществлять молодые люди интуитивно или осознанно. Они ищут свою индивидуальную сущность, и это действительно необходимо для полноценной самореализации. “Человек является целостным, поскольку он сам созидает себя, становится господином

своей судьбы, реализует совокупность потенций человека, и следовательно, интегрирует все достижения прошлого, только таким образом становясь способным делать шаг вперед” (Ж.Кильен). вывод напрашивается сам собой: необходимо дать свободу человеку. Который может сохранить все самое ценное из прошлого и на его основе двигаться к будущему, к тому дню, когда он найдет себя.

Определение студентами

главной цели жизни.

Интересные результаты были получены при сравнительном анализе определения студентами нглавной цели жизни. В отличие от студентов МГУ, поставивших на первое место установку на “достижение внутренней духовной удовлетворенности, самопознание, саморазвитие” (35%), среди студентов Сур-ГУ только 16% назвали эту цель главной, выделив в качестве приоритетной цель “восхождения на Олимп” - 44%. Долгое время реализация человека в общественной деятельности была более престижной, чем его личная жизнь и частные интересы. Тот факт, что большинство студентов назвали эту цель главной свидетельствуют о усилении интереса молодых людей к самим себе, о стремлении сделать серьезную работу и продвинуться по службе. Показательно, что в МГУ только 9% опрошенных отдали ей приоритет.

На второе место студенты обоих вузов поставили цель “благополучие для себя, семьи, дома - то, что называется “полная чаша”. Среди студентов МГУ таких 33%, среди студентов СурГУ - 36%. Озабоченность значительной части молодежи прежде всего материальными проблемами конечно вызвана теми реальными трудностями, которые переживает наша страна. Социологи МГУ отмечают, что данная позиция несет опасность превращения заботы о благополучии в самоцель, исчерпывающую смысл жизни, что для обучающегося в университете явно не соответствует избранному пути.

18% опрошенных в МГУ выбрали позиции “хочется просто жить и только 4% студентов СурГУ поставили ее на первое место. В данном случае этот факт может только радовать. Он является показателем того, что молодые люди не хотят просто жить, отрешившись от серьезных проблем и принимают жизнь такой какой она есть в реальности.

Таким образом, анализ главных целей жизни студентов позволяет сделать общий вывод о том, что в новых условиях возрастает ценность индивидуальной жизни. Свои главные цели молодежь связывает с серьезной работой и продвижением по службе, жизненным благополучием, самосовершенство-

ванием и достижением чувства беззаботного бытия. Эти данные, полученные в ходе опроса в СурГУ, сочетаются с устанавливающимися рыночными отношениями. Студенты ищут смысл своего существования в новых, трудных социальных условиях и предъявляют к себе высокие требования. Сам факт постановки цели самопознания и саморазвития обнадеживает.

Сферы активности студентов.

Ранжирование ценностных ориентаций студентов дает распределение предпочтений по социальным сферам.

Первое место уверенно занимает личная жизнь молодых людей: любовь, семья и дом (МГУ - 28%, суммарный показатель 8 по трем первым местам равен 66%). В СурГУ - 44% при 8=84%. Эти данные подтверждают тот факт, что в нашем обществе происходит переориентация интересов с общественных на индивидуальные. Жизнь приобретает статус самоценности и при этом выдвигается важнейший приоритет - устройство личной жизни.

Следующей по значимости сферой интересов опрашиваемые назвали работу и карьеру. МГУ - на первое место ее поставили 14% опрошенных (8=46%). СурГУ - 12% (8=60%). Больше половины студентов Сур-ГУ ставят перед собой задачу полноценной самореализации в труде и это указывает суммарный показатель.

Далее по значимости для студентов следует сфера общения. МГУ -14% поставили ее на первое место (8=40%), в СурГУ - 16% (8=56%). Выделение сферы общения как самой главной для самореализации, возможно, свидетельствует о том, что эта часть молодежи находится в стадии самоопределения, их деловая активность пока не нашла применения, так как были опрошены студенты 1 курса, можно предположить, что они смогут себя найти за время студенческой жизни.

Такая специфическая сфера бытия, как внутренний мир человека названа приоритетной в МГУ - 12% опрошенных (8=28%), СурГУ - 12% респондентов (8=32%). Этот факт показывает, что в процессе становления личности проявляется новый момент саморазвития с целью открытия в себе индивидуальной ценности. Такая рефлексия ведет к выработке высокой требовательности к самому себе, осознанию потребности в самореализации. Умение погрузиться в собственный внутренний мир, отвлечься от трудностей повседневной жизни является в современных условиях очень важным, особенно для молодежи.

Отношения к остальным сферам интересов сложились следующим образом:

МГУ СурГУ

Общение

с природой 3% ($=20%) 4% ($=12%)

Отдых и

развлечения 3% ($=18%) 4% ($=12%)

Спорт 1% ($=9%) 12% ($=32%)

Интересным является тот факт, что среди студентов СурГУ ни один ни считает общение с компьютером и приобщение к искусству самым важным для себя. В МГУ соответственно эти сферы выделяют 2% (8=20%) и 2%(8=10%). В то же время занятия спортом для студентов сурГУ являются важным, так как они готовят себя к роли тренеров и методистов по физической культуре.

Круг интересов студенческой молодежи.

Духовную жизнь студентов составляют многочисленные интересы среди которых чтение, прогулки, туризм, спорт, коммерческая деятельность и т.д. Самым распространенным занятием среди студентов Сур ГУ является занятие спортом - 60% опрошенных поставили его на первое место(8=80%). Это вызвано профессиональными интересами респондентов. В то же время в МГУ этот показатель составил 3% при 8=37%, а на первое место 61% опрошенных поставили чтение (8=82%). Для сургутских студентов чтение тоже достаточно интересное занятие - 16% поставили его на первое место (8=44%). Следующим по распространенности занятием стали также в МГУ прогулки 8% (8=72%), туризм - 4% (8=32%) и компьютерные игры 4% (8=12%).

Учитывая загруженность студентов учебной работой, эти показатели свидетельствуют о том, что молодежь не уделяет большого внимания этим видам отдыха. Интерес к занятиям коммерческой деятельностью есть как у студентов МГУ, так и у студентов СурГУ. В МГУ этот интерес поставить на первое место 5% опрошенных (8=19%), а Сур-ГУ 8% (8=20%). Так что показатели примерно равны. Конечно это можно объяснить разными причинами. Многие занимаются бизнесом не только для того, чтобы обеспечить себя материально. Это занятие помогает обрести самостоятельность, начать заниматься собственным делом, хотя безусловно оказывает заметное влияние на учебу. К сожалению не велик интерес сургутских студентов к художественному творчеству (8=8%), шахматами (8=2%), а вот смотрят телевизор многие (8=32%), хотя и не ставит на первое место эти интересы ни один человек.

Таким образом, не смотря на свою занятость круг интересов студентов достаточно широк, хотя и уже, чем у московских студен-

тов. Занятия спортом, чтение, прогулки, туризм подтверждают, что студенты не озабочены только бизнесом и учебой, они стремятся быть здоровыми, развитыми интеллектуально и это отрадный факт.

Социальные потребности студентов

Сравнительный анализ результатов исследования дает следующую картину наиболее значимых потребностей молодежи.

Восстановить чистоту природы 49%($=80%) 32%($=56 %)

Улучшенное собственное экономическое положение 45%($=80%) 40%($=84 %)

Сблидение людей между собой 40% ($=75%) 20%($=92 %)

Расширение прав человека 17%($=60%) 8%($=40 %)

Активизация культурной жизни 27%($=74%) - ($=24 %)

Желание восстановить чистоту природы, осознание того, что проблемы экологии сейчас являются одними из главных, беспокойство большей половины молодежи по поводу экологической ситуации в стране и регионе, свидетельствует о зрелости многих молодых людей, о их серьезном отношении к своему будущему и будущему Земли.

В отличие от студентов МГУ сургутские студенты поставили на первое место в качестве важнейшей потребности улучшение собственного экономического положения. В условиях тяжелой экономической ситуации в стране эта потребность вполне объяснима. В условиях безработицы, экономической нестабильности высшее образование не гарантирует социального полоджения, высокого заработка и поэтому понятна озабоченность молодежи своим будущим и это может сказываться на учебном процессе.

Также как и москвичи сургутяне озабочены проблемой сближения людей между собой. 92% опрошенных считают ее одной из трех важнейших и того, что в сургуте этот показатель выше, чем в Москве (8=75%), свидетельствует о том, что студенческая среда достаточно разобщена. Становление индивидуального «Я» является большой проблемой и в социальном и моральном и психологическом плане. Потребность молодых людей в общении, в налаживании новых контактов очевидна. Большую роль в этом могут сыграть преподаватели, умело организовывая учебный процесс, помогая студентам в решении повседневных проблем, овладевая новыми приемами общения,

способствующими сближению преподавателей и студентов. Уважение к личности студента, демократический стиль общения, готовность прийти на помощь в трудную минуту будут способствовать взаимопониманию и развитию личности студента.

Проблема прав человека в условиях демократизации общества является очень важной, но результаты исследований показывают, что студенты мало знают свои права и поэтому меньше половины опрошенных стремятся их расширить. Противоречивость процессов происходящих в стране, несовершенство законов, а иногда и правовой беспредел рождают ощущение ограничения своих возможностей и прав. Но сам факт, что 40% респондентов относят эту потребность к важнейшим свидетельствует о том, что у молодежи пробуждается новое сознание гражданина, живущего в демократической стране, имеющего право на самореализацию и большие возможности для этого.

Ни один из опрошенных не назвал активизацию культурной жизни важнейшей потребностью для себя, хотя 24% все таки назвали ее в числе важных. По нашему мнению это свидетельствует о потребности молодых людей в повышении уровня культуры, осознании того, что он к ней мало приобщены, а порой и совершенно не знакомы с различными жанрами искусства. Потребность в духовном, эмоциональном развитии, в приобщении к ценностям мировой культуры осознается ими и главная задача преподавателей восполнить этот пробел, помочь людям открыть для себя дверь в мир искусства.

Обобщая информацию можно констатировать, что вступая в жизнь молодые люди ищут для себя новые ориентиры, позволяющие реализовать частные интересы молодежи. В то же время у них формируются глобальные потребности - сохранения чистоты природы, духовного сближения людей, расширения их прав и свобод, приобщения к мировой культуре. Разрушение социалистических идеалов не смогло привести молодых людей к утрате общечеловеческих ценностей.

Представления студентов

об оптимальных условиях реализации.

Оптимальные условия для самореализации играют огромную роль при анализе жизненных установок молодежи. В анкете было предложено выбрать из списка стран страну, в которой способности респондента могли бы быть раскрыты наиболее полно. Для каждой страны было выделено какое-то одно качество. Для России дополнительных разъяснений не давалось.

МГУ СурГУ

Франция - "страна 12% 4%

искусств"

США - "страна 9% 32%

процветающего бизнеса"

Италия - "страна 7% 12%

прекрасной природы"

Япония - "страна 7% -

высокой технической

цивилизации

Россия 53% 44%

Опрос показал, что почти половина студентов хотят жить и работать в России, считая, что только здесь они смогут по настоящему раскрыть свои способности и таланты и максимально реализоваться. Интересно. Что есть студенты, которых привлекают трудности. «Россия это страна больших возможностей, было бы желание их осуществить». Я бы мог работать только в России

- стране прекрасных, сплоченных, дружных людей, каких нет ни в одной стране мира». Такие характеристики адресованные России говорят о желании жить на родной земле и работать на ее благо. То, что больше половины опрошенных предпочли бы жить в другой стране тоже знамение времени. Характерно, что 32% желали бы жить в США. Учитывая, что потребность улучшить свое экономическое положение 40% и осознание себя человеком современным с интересами в сфере бизнеса (32%) совпадают с характеристикой США как страны «процветающего бизнеса» эти результаты закономерны. То, что 12% опрошенных назвали Италию самой оптимальной для себя страной объяснимо тем, что 28% считают себя людьми тонко чувствующими природу, а это свидетельствует о важной роли природы в жизни молодых. Среди стран, не указанных в списке, были названы Монако (4%) - «большие возможности, мягкие законы, свобода личности» и Швейцария (4%) - «самая миролюбивая страна». Выбор этих стран модно объяснить типичным представлением молодежи о жизни в Западной Европе, идеализацией, в данном случае этих стран, частично основанной на объективной информации.

Трудно не согласиться с мнением московских социологов - «выбирая гипотетическую страну для проживания, студенты выразили свои потребности, которые в нынешних условиях не могут найти удовлетворения».

Отношение студентов к учебе

Структура духовных интересов человека имеет большое значение в определении основной ценностной ориентации.

Ведущую роль в социальной самореализации будущего специалиста играет профессиональная ориентация. 72% сургутских студентов отметили. Что испытывают большой интерес к будущей профессии (МГУ - 34%). При этом 20 % опрошенных подчеркнули, что «современный человек не может не иметь высокого интеллектуального уровня». Стремление больше знать, развивать свои способности определяет становление духовного богатства личности. Большинство студентов заявили о том. что довольны выбранной специальностью и стремятся получить хорошую профессиональную подготовку. При этом 28% опрошенных заявили, что учатся прежде всего для того. чтобы получить самостоятельность и 32% для того, чтобы быстрее включиться в профессиональную деятельность. То, что на 1 курсе студенты реально смотрят на жизнь, без иждевенческих устремлений, психологически настраиваются на взрослую жизнь, готовятся делать карьеру является позитивным фактором. Хотя необходимо отметить что у этой группы студентов познавательный интерес не является преобладающим. Стремление к самостоятельности заставляет студентов совмещать учебу с работой, что естественно сказывается на учебном процессе.

Показателен тот факт, что если в МГУ только 3% учатся потому, что «велик престиж человека с дипломом о высшем образовании», в СурГУ таких студентов 20%. Это говорит с одной стороны о престижности диплома в Сургуте, где университет первое высшее учебное заведение, а с другой стороны о том, что часть студентов довольно формально относится к своему пребыванию в университете, не ставя себе цели получить высокую профессиональную подготовку.

Таким образом общая тенденция отношения молодежи к высшему образованию положительная, большинство приходит в ВУЗ для того,чтобы учиться, получать знания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Религия в системе ценностей студентов.

Особое место религии с в системе духовных ценностей человека неоспоримо. 76% опрошенных написали, что испытывают интерес к религии (вМГУ - 75%), при этом все 76% тяготеют к христианству. Наиболее высоко оценивают роль религии в своей жизни 20% опрошенных (в МГУ - 24%) считая, что религия возвышает духовно». Это является показателем высокой нравственности молодых людей. 4% ищут в религии утешения (МГУ -11%), то есть обращаются к ней, когда переживают душевный дискомфорт. 16% считают, что надо во что-то верить (МГУ - 11%). Скорее всего это показатель того, что в нынешних условиях нестабильности, религия рассматривается как часть народной традиции. Для 12% (МГУ -3%) это путь ухода от обыденности и 28% (МГУ -14%) опрошенных подчеркнули, что религия вызывает у них только интерес. Интерес к Библии, истории церкви, праздникам может сыграть положительную роль в развитии общей культуры юношества, позволит им приобщиться к нравственным ценностям религии. 20% опрошенных (МГУ - 26%) отметили, что они не прониклись религиозными идеями и далеки от них. Конечно необходимо учитывать, что интерес к религии может быть связан с общим поветрием, модой, но с другой стороны приобщение к религии позволяет молодежи приобщиться к нравственным ценностям, позволяет осознать, что каждый человек в нашей стране свободен в своих взглядах и может выбирать свою «дорогу к храму».

В результате анализа полученной информации можно согласиться с выводом социологов МГУ о том, что «в целом современное студенчество не утратило высших духовных ценностей и по преимуществу занимает жизненную позицию, соответствующую социальному предназначению интеллигенции». Несмотря на смену мировоззренческих ориентиров, социальные трудности, студенты обретают новые жизненные ориентиры сближающиеся с общечеловеческими ценностями.

Статья поступила в редакцию 25.10.99г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.