Научная статья на тему 'Жизненные ценности современной личности: состояние и роль агентов социализации в их формировании'

Жизненные ценности современной личности: состояние и роль агентов социализации в их формировании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
576
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / PERSONALITY / VALUES / SOCIALIZATION / SOCIALIZATION AGENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махиянова Алина Владимировна

Ценности современной личности рассматриваются через призму доминирующих жизненных позиций, основ межличностного взаимодействия и отношения к вопросам родительства, супружества и семьи в целом. Дается анализ влияния агентов социализации на формирование жизненных ценностей личности с учетом ее территориальной, гендерной и возрастной принадлежностей. Статья основана на результатах авторского социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Values of Modern Personality: Their State and the Role of Socialization Agents in Their Formation

Values of modern personality are examined in the article through the prism of prevailing attitudes, the foundations of interpersonal interactions and relationships to issues of parenting, marriage and family as a whole. The author analyzes the influence of socialization agents on the formation of life values of an individual with regard to territorial, gender and age peculiarities. The article is based on the results of the author's sociological research.

Текст научной работы на тему «Жизненные ценности современной личности: состояние и роль агентов социализации в их формировании»

УДК 316.614

А. В. Махиянова

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: СОСТОЯНИЕ И РОЛЬ АГЕНТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ИХ ФОРМИРОВАНИИ

Ценности современной личности рассматриваются через призму доминирующих жизненных позиций, основ межличностного взаимодействия и отношения к вопросам родительства, супружества и семьи в целом. Дается анализ влияния агентов социализации на формирование жизненных ценностей личности с учетом ее территориальной, гендерной и возрастной принадлежностей. Статья основана на результатах авторского социологического исследования.

Values of modern personality are examined in the article through the prism of prevailing attitudes, the foundations of interpersonal interactions and relationships to issues of parenting, marriage and family as a whole. The author analyzes the influence of socialization agents on the formation of life values of an individual with regard to territorial, gender and age peculiarities. The article is based on the results of the author's sociological research.

Ключевые слова: личность, ценности, социализация, агенты социализации.

Keywords: personality, values, socialization, socialization agents.

В социологических исследованиях и дискуссиях термины «ценности» и «ценностные ориентации» используются достаточно часто. Их можно рассматривать в качестве стандарта для деятельности и основ формирования целей жизнедеятельности. В совокупности они представляют мир внутренних устремлений и ориентаций человека, которые воплощаются в жизнь.

Стоит отметить, что ценности занимают особую роль в мотивации поведения личности. Их можно рассматривать в качестве стимулов поведения, которые касаются идеалов, целей, связаны с представлениями о предназначении человека, его достоинстве, смысле жизни. Они, в наибольшей мере, - продукт рассудочной деятельности человеческого сознания, его духовного творчества, которые реализуют самоутверждение личности. Ценности образуют в итоге ценностную ориентацию личности, которая представляет собой совокупность социальных установок относительно наиболее важных для нее предметов или явлений.

В свою очередь, жизненные ценности современной личности находятся в постоянном движении как по мере ее взросления, так и в зависимости от изменений, происходящих в обществе.

© Махиянова А. В., 2011

Относительно последнего аспекта стоит отметить, что в современной России происходит постепенная смена традиционной ценностной системы, которая осуществляется крайне неравномерно и непоследовательно.

Вследствие этого для современной личности характерны исключительное разнообразие «ценностных миров», ценностная полифония, которая находит свое отражение в многообразии жизненных стилей, устремлений, индивидуальных особенностей. На первый план в сознании выдвигаются ценности индивидуалистического характера, связанные с практическим успехом и достижением личного благополучия, с усиливающейся ориентацией на независимость и личную свободу. Типичной в общественном сознании становится установка на ситуативную мораль, которая поощряет совершение поступков в зависимости от обстоятельств. Происходит потеря исторически сложившихся норм, ценностей и переориентация на ценностно-нормативную систему запада.

Учитывая реалии российской действительности, изучение жизненных ценностей, с одной стороны, требует всестороннего анализа, а с другой - привлечения прикладного инструментария социологической науки и постоянного мониторинга происходящих изменений.

С целью создания наиболее полной картины жизненных ценностей современной личности и определения роли агентов социализации в их формировании было проведено авторское социологическое исследование. Выборочная совокупность сформирована с использованием метода случайной бесповторной квотной выборки путем многоступенчатого отбора обследуемых единиц. В качестве квот брались такие показатели, как пол, возраст и место жительство респондента. Объем выборочной совокупности при 5%-ной ошибке репрезентативности составил 2 500 респондентов, что позволяет говорить о высокой степени надежности полученных данных. Опрос был проведен в 2010 г. во всех крупных городах и 22 районах Республики Татарстан.

При подготовке к исследованию мы исходили из необходимости, во-первых, четкого понимания сущности рассматриваемого феномена, во-вторых, выбора тех методических приемов и способов, которые в совокупности должны способствовать решению поставленных задач. Интерпретация и операционализация исходных категорий позволила выработать параметры измерения влияния указанных агентов социализации на формирование жизненных ценностей личности и построить их рейтинг.

Среди агентов социализации нами были рассмотрены следующие институты и общности: семья; государство; образование (школа, вуз и т. д.);

средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио); религия, религиозная община; представители своей этнической принадлежности; близкое окружение (родственники, друзья); трудовой (производственный) коллектив, коллеги; люди, проживающие на одной территории (соседи, земляки и т. д.).

Полученные результаты опроса свидетельствуют, что у большинства опрошенных доминирует активная жизненная позиция. В частности, убеждены в том, что необходимо отстаивать свои интересы, права и активно за них бороться, 70,3% респондентов. Адаптивную стратегию реализует только четверть населения, которая предпочитает приспосабливаться к реальности, а не тратить силы на борьбу с ней (24,7%). Только 5% респондентов затруднились с выбором жизненной стратегии.

Подавляющее число опрошенных убеждены, что их жизнь и материальное положение зависит от них самих (68%). Однако присутствует и доля тех, кто убежден, что от него мало что зависит и определяющим фактором является ситуация в стране (27,6%). Доля не определившихся в этом вопросе составляет 4,4% респондентов.

Картина ценностей межличностного взаимодействия выглядит следующим образом. Большинство опрошенных убеждены, что мир не без добрых людей (83,4%). Однако присутствует доля тех, кто считает, что человек человеку волк. Так думает примерно каждый десятый житель республики (11,1%). Затруднились с ответом на поставленный вопрос 5,5% респондентов.

В формировании жизненных позиций приоритетное значение имеют семья и близкое окружение (79,1 и 52,9%). В следующую группу по степени значимости вошли образование и государство (41,5 и 37,4%). За ними следуют религия, трудовой коллектив, территориальная общность и средства массовой информации (21,4; 18,9; 16,2 и 14,7% соответственно). Наименьшее влияние, по мнению населения, оказывает этническая общность (6,3%).

Анализ территориального аспекта данного вопроса выявил следующую тенденцию. Более активную жизненную позицию продемонстрировали сельчане и казанцы (73,9 и 73,4 к 65,8% респондентов в других городах РТ), хотя стратегия приспособления свойственна жителям всех видов населенных пунктов примерно в равной степени.

Казанцы в большей мере убеждены в личной ответственности за свою жизнь и материальное положение (72,2 к 66,9 - в малых городах и 64,6% - в селе). Если жители малых городов проявили меньшую убежденность в том, что мир не без добрых людей (80,3 к 84,2% - на селе и 86,8% -в Казани), то сельчане чаще настаивали на том,

что человек человеку волк (14 к 9,3 - в малых городах и к 11,1% - в Казани).

Относительно территориальных различий в оценке роли агентов социализации в формировании жизненных стратегий личности можно отметить следующее. Больший акцент на семью, образование и близкое окружение ставили жители столицы, тогда как на государство и территориальную общность - сельчане.

Мужчины в данных вопросах проявили более независимую личностную позицию. Они чаще женщин возлагали ответственность на себя лично за свое материальное положение (73,4 к 66% у женщин). В свою очередь женщины в большей степени убеждены, что мир не без добрых людей (89 к 82,2% у мужчин).

В формировании жизненных ценностей мужчины большую роль отдали государству и средствам массовой информации (41,5 к 35,3% - у женщин), а женщины - близкому окружению и религии (56,2 и 24,3 к 49,8 и 19,1% - у мужчин).

Опрошенные в возрасте от 18 до 29 лет незначительно, но все-таки более активны в отстаивании своих интересов и прав (76,6%). Следующей по степени активности является возрастная группа старше 50 лет (72,7%). Респонденты от 30 до 49 лет отстали в этом вопросе от других возрастных когорт (68,1%), так как именно среди них практически каждый третий убежден, что нужно уметь приспосабливаться к реальности, а не тратить силы на борьбу с ней (29,9%). Сторонником данного убеждения среди возрастных групп старше 50 лет стал каждый четвертый, а до 29 лет - каждый пятый респондент (24,4 и 21%).

Чем старше был респондент, тем меньше он проявлял уверенность в том, что его жизнь и материальное положение зависит, прежде всего, от него самого (18-29 лет - 83,1%; 30-49 - 70,9%; 50-64 года - 62,8% и старше 65 лет - 55,9% опрошенных). И наоборот, чем старше был респондент, тем больше он склонялся к тому, что от него мало что зависит, важно, какая ситуация будет в стране (18-29 лет -14,9%; 30-49 - 27,7%; 50-64 года - 34,9% и старше 65 лет - 42% опрошенных).

Большую степень веры в людей проявили респонденты от 50 до 64 лет. Они чаще выбирали суждение о том, что мир не без добрых людей (18-29 лет - 83,1%; 30-49 - 85,8%; 50-64 года -90,6% и старше 65 лет - 85% опрошенных). Также именно они в два раза реже становились сторонниками убеждения, что человек человеку волк (18-29 лет - 13,6%; 30-49 - 12%; 50-64 года -6,4% и старше 65 лет - 12,3% опрошенных).

Исследование выявило различия в оценке роли агентов социализации в формировании данных ценностей у представителей различных возрастов. Для респондентов от 18 до 29 лет более важ-

ную роль играет семья, близкое окружение и средства массовой информации. Для респондентов от 50 до 64 лет - трудовой коллектив, а для опрошенных старше 65 лет - государство и религия.

При изучении семейных ценностей в инструментарий исследования были включены вопросы-суждения, имеющие противоположный характер. Респонденту предлагалось сделать выбор в следующих противоположных суждениях: 1) «я считаю, что семья - это крепость» и «я считаю, что семья - это временный и недолговечный союз»; 2) «семья невозможна без детей, а их отсутствие - это большое несчастье» и «в семье не обязательно должны быть дети, а их отсутствие не является несчастьем»; 3) «уважение и почитание родителей должны быть обязательной нормой для современных семей» и «уважение и почитание родителей не должны быть обязательной нормой для современных семей».

Результаты опроса показали, что подавляющая часть населения рассматривает семью как крепость (93,7%) и считает, что она невозможна без детей, а их отсутствие является большим несчастьем (84,6%). В то же время уважение и почитание родителей рассматривается в качестве обязательной нормы для современных семей (91,9%).

Противоположные ценности, утверждающие, что семья представляет временный и недолговечный союз, а отсутствие детей не является несчастьем, значимы для 2,8 и 11,4% населения. Уважение и почитание родителей не рассматривают в качестве обязательной нормы 4,1% респондентов.

Доминирующим агентом социализации, обеспечивающим формирование рассмотренных ценностей, выступает семья (93,3%). Следующим по значимости идут близкое окружение (родственники, друзья), социальные институты религии и образования (62,9; 38,8 и 36,7% соответственно). Определенную, но все-таки меньшую роль по сравнению с предыдущими агентами социализации играет государство (19,3%). Наименее значимое влияние, по мнению населения, имеют территориальная и этническая общности, трудовой коллектив и средства массовой информации (12,1; 8,1; 7,4 и 7,2% соответственно).

Наибольшую приверженность семье и семейным традициям проявили жители села и столицы (97,4 и 89,3% - на селе; 95,6% и 85% - в Казани).

Сельчане чаще других жителей выражали мнение о том, что семья невозможна без детей. Однако столичные жители чаще выступали сторонниками того, что в семье не обязательно должны быть дети, а их отсутствие не является несчастьем (14,1% - в Казани, 10,5% - в малых городах и 9,7% - на селе).

В свою очередь, именно столичные жители в наибольшей степени разделяют мнение о необходимости уважения и почитания родителей в качестве обязательной нормы (96,1 к 93,1% - на селе и 88% - в малых городах республики).

Существенных различий в рейтинге агентов социализации в вопросе формирования семейных ценностей не выявлено. Однако столичные жители большее значение отдают образованию и средствам массовой информации; жители малых городов - трудовому коллективу; жители села -религии и территориальной общности.

И мужчины и женщины являются сторонниками семейных ценностей, необходимости детей в семье и уважения к родителям. В оценке роли агентов социализации женщины акцентировали внимание на значении близкого окружения и религии.

Несмотря на то что подавляющее большинство респондентов считают семью крепостью, численность сторонников данного суждения возрастала пропорционально увеличению возраста респондента (18-29 лет - 94,9%; 30-49 - 96,1%; 50-64 года - 96,2% и старше 65 лет - 97,3% опрошенных).

Также, несмотря на единодушие относительно вопроса наличия детей в семье, убежденность в том, что их отсутствие является большим несчастьем, больше проявили респонденты старших возрастов. В то же время, чем младше был респондент, тем чаще он становился сторонником убеждения, что в семье необязательно должны быть дети.

Роль государства в формировании семейных ценностей более значима для респондентов в возрасте старше 50 лет; роль религии - для опрошенных до 29 и старше 65 лет, роль трудового коллектива - для возрастной группы от 50 до 64 лет.

Таким образом, у населения доминирует активная жизненная позиция и осознание личной ответственности за свое материальное положение. Наибольшая часть представителей данной группы сосредоточена в городской местности и младшей возрастной группе. С увеличением возраста личная ответственность за материальное положение уменьшается на фоне возрастания убежденности в том, что нужно уметь приспосабливаться к реальности, а не тратить силы на борьбу с ней.

Картина ценностей межличностного взаимодействия выглядит позитивно, а наибольшую степень веры в людей демонстрируют женщины и респонденты от 50 до 65 лет.

В свою очередь, именно семья и близкое окружение являются ведущими агентами социализации, влияющими на формирование жизненных ценностей личности. Однако результаты исследования выявили территориальные, гендерные и

возрастные особенности. В частности, средства массовой информации и государство в большей степени значимы для респондентов мужского пола и старшего возраста; религия и религиозная общность - для женщин; трудовой коллектив - для респондентов от 50 до 64 лет, а средства массовой информации оказывают максимальное воздействие на мужчин и представителей младшего возраста.

Семья выступает в роли приоритета в жизненных ценностях современной личности, значение которой увеличивается с возрастом. Ценность детей, почитания родителей в большей степени значимы для сельчан и старшего поколения.

УДК 2-81

С. В. Рязанова

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОСТИ ВЕРУЮЩИХ ЖЕНЩИН РАЗНЫХ КОНФЕССИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)*

Исследуются особенности религиозности верующих женщин в Пермском крае в зависимости от религиозной принадлежности. Выделяются конфессиональные модели религиозного поведения.

This article is devoted to the specifics of female religiousness in different confessional groups of Perm region. Some models of religious behavior are described.

Ключевые слова: женская религиозность, религиозное сознание, традиционные и нетрадиционные религии.

Keywords: woman's religiousness, religious consciousness, traditional and non-traditional religions.

Общим местом ряда социальных дисциплин стало признание наличия ряда черт, объединяющих верующих женщин разных конфессий и позволяющих говорить о женской религиозности как самостоятельном явлении. Несмотря на то что и в теоретическом аспекте тема не до конца исследована, тем не менее нам более привлекательным в исследовательском плане представляется региональный аспект. В его границах существует больше возможностей для верификации разрабатываемой концепции при помощи конкретного эмпирического материала, а также прослеживания синхронных и диахронных связей для

* Исследование проведено благодаря финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-03-82303 а\У (сведения о верующих мусульманках любезно предоставлены А. В. Михалевой).

© Рязанова С. В., 2011

такого социального феномена, как религиозность. Прикамье как поликонфессиональный регион предоставляет широкий спектр вариантов проведения исследований компаративистского толка, позволяющих вывести закономерности религиозности как культурного явления и логики ее трансформации на современном этапе истории: на территории Пермского края проживают представители более 60 национальностей, а также последователи основных традиционных религий и около трех десятков религий нового типа [1].

Демографическая ситуация в регионе и стране в целом - с отчетливым преобладанием женского населения - наталкивает на вывод о «женском» лице религии [2]. Вместе с тем стоит признать, наиболее значимые события, связанные с деятельностью отдельных конфессий, а также внешняя презентация прикамских религиозных общин очень редко ассоциируются с женщинами (противостояние Центрального духовного управления мусульман и Совета муфтиев России, состав Межконфессионального консультационного комитета, конфликты между представителями традиционных и нетрадиционных религий, персоналии лидеров религиозных организаций и т. д.). Несмотря на то что роль женщины в религиозных в делах общины неуклонно возрастает, вопросы административного управления и принятия основных решений по-прежнему решаются на уровне мужского религиозного и организационного дискурса.

На региональном уровне феномен религиозности, религиозной идентичности и способов ее выражения остаются пока слабо изученными, поскольку религиозная социализация во многих общинах - и особенно вне их - осуществляется на бытовом уровне, стихийно, без весомого влияния и участия соответствующих институтов, в некоторых случаях как сугубо интровертивное действие. Поэтому содержание усваиваемой в этом процессе информации может корректироваться, частично оставаться скрытым, реализо-вываться внешне в весьма причудливых формах культового и внекультового поведения. Соответственно и совокупность основных компонентов религиозной идентичности в каждом конкретном случае (речь идет и об общине, и об индивиде) имеет свою наполняемость. Стоит учитывать и гетерогенность совокупности верующих женщин как в целом по региону, так и в рамках одной организации. В качестве дифференцирующих факторов здесь выступают разные уровни образования, дохода, степень общественно-политической ангажированности.

Поскольку женщины численно преобладают практически во всех конфессиональных организациях низового уровня, то обработка информации о настроениях, ожиданиях, степени и формах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.