Научная статья на тему 'Жизненные принципы'

Жизненные принципы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4372
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / LIFE PRINCIPLES / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ / INHERENT POSITION / САМОРАЗВИТИЕ / SELFDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Низовских Нина

В концепции бытия и развития личности В. С. Мухиной системообразующим выступает понятие «Великое идеополе общественного сознания», которое рассматривается как строительный материал для развития духовного мира личности, как условие ее самосозидания и творчества. Разделяя взгляды В. С. Мухиной, автор статьи представляет концепцию жизненных принципов как внутренней позиции и средства саморазвития личности.In V. S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Muhinas conception of the being and the development of personality The Great ideafield of social consciousness is the constitutive concept, which is seen as building material for the development of the personalitys inner world. It is also an important condition for an individuals self-formation and creativity. The author of the article shares V. S. Muhinas opinion and presents the conception of life principles as an inherent position and a means of self-development.

Текст научной работы на тему «Жизненные принципы»

Нина Низовских

ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация. В концепции бытия и развития личности В. С. Мухиной системообразующим выступает понятие «Великое идеополе общественного сознания», которое рассматривается как строительный материал для развития духовного мира личности, как условие ее самосозидания и творчества. Разделяя взгляды В. С. Мухиной, автор статьи представляет концепцию жизненных принципов как внутренней позиции и средства саморазвития личности.

Ключевые слова: жизненные принципы, личность, внутренняя позиция, саморазвитие.

Abstract. In V. S. Muhina's conception of the being and the development of personality "The Great ideafield of social consciousness" is the constitutive concept, which is seen as building material for the development of the personality's inner world. It is also an important condition for an individual's self-formation and creativity. The author of the article shares V. S. Muhina's opinion and presents the conception of life principles as an inherent position and a means of self-development.

Keywords: life principles, personality, inherent position, self-

Одним из продуктивных направлений в психологии бытия и развития личности может стать исследование жизненных принципов как внутренней позиции и средства саморазвития личности. Жизненные принципы -фундаментальная психологически значимая позиция человека. Наличие осознанных жизненных принципов свидетельствует о личностной позиции человека в мире. Посредством жизненных принципов человек определяет и переопределяет себя, руководит собою, выступает как творящая себя личность. Феноменологически жизненные принципы представлены в речевых высказываниях и являют собой ценностные суждения, избранные человеком в качестве определяющих его поступки.

На роль суждения в организации индивидуальной жизни человека указывал еще Аристотель, по мысли которого «дело человека некая жизнь, а жизнь эта - деятельность души и поступки при участии суждения» [1]. Задача человека в том, чтобы найти «верное суждение» для осуществления сознательного выбора поступков. Аристотель полагал, что именно сознательный выбор -стремящийся ум (то есть ум, движимый стремлением) или осмысленное стремление (то есть стремление, дви-

development.

Жизненные принципы -фундаментальная позиция человека

Деятельность души и поступки - дело человека

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

112

№ 1 - 2010

#

Принципы значимы для достижения мудрости и составляют стержень человеческого характера

Принципиальность как обладание характером

Принцип

европейского духа

жимое мыслью) - выступает в качестве начала, которое и есть сам человек [2].

В своем понимании мира и человека проблеме принципов весьма значительное место отводил И. Кант, приписывая способность давать принципы разуму, в отличие от рассудка, способного давать лишь правила [3]. Согласно И. Канту, принципы значимы для достижения мудрости и составляют стержень человеческого характера: поступать согласно твердым принципам, а не бросаться туда и сюда подобно туче комаров - значит противостоять природе и самому делать себя [4].

И. Кант полагал, что человек, который в своем образе мыслей сознает в себе характер, имеет этот характер не от природы, а каждый раз должен его иметь приобретенным. С точки зрения И. Канта, принципиальность как обладание определенным характером должна быть доступна самому обыденному человеческому разуму, и в смысле достоинства она ставит такого человека выше самого большого таланта [5]. Достижение мудрости -плод внутренней напряженной работы самого человека: никто не может передать или внушить ее. Но можно, утверждал И. Кант, выделить ориентиры, которые единственно позволяют двигаться по этому пути. Предписание, которое содействует достижению мудрости, с точки зрения И. Канта, заключает в себе три максимы: мыслить самому; мыслить себя (в общении с людьми) на месте другого; всегда мыслить в согласии с самим собой.

В соответствии с воззрениями Г. В. Ф. Гегеля отличительной особенностью европейцев является то, что в качестве своего принципа и характера они обладают «конкретно-всеобщей, самое себя определяющей мыслью» [6]. Принципом европейского духа является разум, достигший своего самосознания, в такой мере доверяющий самому себе, что он уже не допускает, чтобы что-то было для него непреодолимым пределом. По этой причине индивидуум-европеец исходит в своих частных действиях из твердо установленных всеобщих принципов. Особенно это свойственно немцам, которые, прежде чем действовать, тщательно определяют принципы, согласно которым они предполагают действовать [7]. Значимость правила определяется тем, что уже с момента поступления в школу ребенок начинает жить согласно общему порядку, по одному одинаковому для всех правилу; здесь дух человека должен быть приведен к знанию и хотению всеобщего, к усвоению существующего всеобщего образования [8].

Принципы - продукт исторической деятельности людей

Великое идеополе общественного сознания - великое пространство, объективно существующее и вмещающее в себя опыт познавательной деятельности всего человечества

Но, как подчеркивает Г. В. Ф. Гегель, недостаточно, чтобы принципы были только в голове, они должны быть в сердце, в ощущении человека [9].

Принципы являются продуктом исторической деятельности людей. К. Маркс [10] обращает внимание на беспочвенность утверждений о вечных принципах, поскольку, с его точки зрения, люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям. К. Маркс полемизировал с Прудоном, который полагал, что каждый принцип имеет свой век для своего проявления: принципу авторитета, к примеру, соответствовал XI век, принципу индивидуализма -XVIII век. Но если, писал К. Маркс, мы спросим себя, почему же данный принцип проявлялся в XI или XVIII, а не в каком-нибудь другом веке, то мы неизбежно будем вынуждены тщательно исследовать, каковы были люди в XI веке, каковы они были в XVIII веке, каковы были в каждом из этих столетий потребности людей, их производительные силы, их способ производства, применявшееся в их производстве сырье; каковы, наконец, были те отношения человека к человеку, которые вытекали из этих условий существования [11]. В соответствии с воззрениями К. Маркса, изучать принципы как продукт исторической деятельности людей - значит заниматься действительной земной историей каждого столетия, изображать людей в одно и то же время как авторов, и как действующих лиц их собственной драмы. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами, что представляют собой индивиды, зависит от материальных условий их производства [12].

Теоретически осмыслить и обосновать роль жизненных принципов как внутренней позиции личности и средства ее саморазвития позволяет понятие «Великое идеопо-ле общественного сознания», введенное В. С. Мухиной и определяемое ею как «великое пространство, объективно существующее и вмещающее в себя опыт познавательной деятельности всего человечества и открытое для взаимодействия с ним» [13]. Великое идеополе содержит не только сгущенные идеи, выверенные временем эталонные образы и нравственные ориентиры, но и разнообразные синкретические элементы образов, идей, домыслов, предчувствий. В. С. Мухина утверждает, что люди различаются по своему отношению к идеополю общественного сознания. Одни стремятся не только овладеть идеологическим

Жизненные принципы вырастают из Великого идеополя общественного сознания

Жизненные принципы, по своей сути, это внутренняя позиция человека, определяющая его поведение

полем своего времени, но и участвуют в его развитии. Другие, едва соприкоснувшись с новыми идеями, теряют их, не удерживая в своем сознании. Есть и такие люди, которые реализуют себя лишь в поле обыденного общественного сознания простого человека. Высоко оценивая потенциал человеческих возможностей, В. С. Мухина высказывает убежденность в том, что человек может проявлять себя как личность, только определив для себя позицию отношения к социальным ожиданиям, к религии и идеологиям своего времени, только определив свое место в ценностях идеополя общественного сознания, поскольку идео-поле является строительным материалом для развития духовного мира человека как личности, выступает как условие ее самосозидания и творчества.

Жизненные принципы личности, наряду со многими другими психологическими феноменами, вырастают из Великого идеополя общественного сознания.

Мы считаем, что основополагающее значение для построения концепции и модели жизненных принципов как средства личностного саморазвития имеют также разработанные В. С. Мухиной понятия - «внутренняя позиция человека» и «структура самосознания личности».

В. С. Мухина поддерживает понимание личности как индивидуального бытия общественных отношений [14]. Бытие общественных отношений в личности формируется через «присвоение» человеком общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждой личности отражают в себе общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек. Для нашего исследования важна мысль В. С. Мухиной о том, что индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, через становление системы личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, свою идеологию. Внутренняя позиция определяется В. С. Мухиной как особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще [15]. Понятие «внутренняя позиция» в таком его толковании представляется исключительно эвристичным, приложимым к анализу различных психологических явлений. В нашем исследовании данное понятие позволило нам сущностно осмыслить феномен жизненных принципов. По сути своей, жизненные принципы - это внутренняя позиция человека, в значительной степени определяющая его поведение.

Жизненные принципы сущностно связаны с самосознанием человека

Жизненные принципы сущностно связаны с самосознанием человека, которое, по мысли В. С. Мухиной, развивается внутри исторически сложившейся социально обусловленной структуры блоков: имя собственное, соединенное с личным местоимением, за которым стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность, самоутверждение человека; притязание на признание; половая идентификация; самобытие в прошлом, настоящем, будущем; долг и права [16]. В. С. Мухина говорит о двоекратном рождении личности [17]. Первое рождение обусловлено бытием общественных отношений и отражает особенности содержания структуры самосознания человека. Первое рождение личности происходит с обретением имени и местоимения «я», а также с началом притязаний на признание («я - хороший»). При этом, как подчеркивает В. С. Мухина, надо помнить о том, что каждый этап исторического развития человечества дает свое типическое наполнение структуры самосознания. Второе рождение личности связано с формированием мировоззрения и идеологии, активной воли, с построением связной системы личностных смыслов. Именно это рождение обусловливает «подъем чувства личности». Принятая человеком идеология, сформулированное им мировоззрение и способность соответствовать им в проблемных для себя ситуациях определяют его развитие как личности. Человек, который говорит одно, думает другое, делает третье, -выступает, по мысли В. С. Мухиной, как безличность. На уровне первого рождения личности - каждый уподобляется каждому, поскольку каждый индивид присваивает человеческую культуру самосознания: он идентифицируется со своим именем, полом, притязает на признание других людей, соотносит свое нынешнее «я» со своим прошлым и будущим, так или иначе относится к социальному «надо» и к своим человеческим правам. На уровне второго рождения личности, как полагает В. С. Мухина, однозначный ответ невозможен. Это связано с тем, что личность в человеке проявляется не во всякое время его жизни: человек не проявляет себя в качестве личности не только, когда он тяжко болен, в бреду и без сознания, но и когда он действует по сложившемуся стереотипу. Мы разделяем идею В. С. Мухиной о том, что человек предстает перед другими и перед самим собой как личность, когда он включен в ситуацию, в которой должен активно и свободно отстоять свою позицию. Человек тогда личность, с точки зрения

Посредством жизненных принципов личность определяет и переопределяет свое «я»

Наряду

с позитивными

ценностями

жизненные

принципы могут

содержать в себе

негативные

установки

В. С. Мухиной, когда он занимает активную и социально позитивную позицию. Мы полагаем, что второе рождение личности, в частности, связано с оформлением личного кодекса принципов жизни. Принципы жизни не только отражают особенности сформировавшегося самосознания, но и являются средством воздействия личности на себя с целью поддержания своей самости и ее дальнейшего развития.

В своих исследованиях мы исходим из того, что посредством жизненных принципов личность определяет и переопределяет свое «я», свои притязания, поддерживает свою половую идентификацию, определяет свои временные перспективы, долженствование и права. Одна из возможных реконструкций жизненных принципов - это их выявление и описание в соответствии со структурными звеньями самосознания личности. Приведем примеры жизненных принципов наших респондентов, в которых отразилось их ценностное отношение к себе и миру:

• имя собственное, соединенное с личным местоимением («Согласовывать свои действия и решения со своим внутренним "я", со своими принципами»; «Я люблю себя такой, какая я есть»; «Я самая обаятельная и привлекательная»);

• притязания («Мне много дано, надо все это раскрыть»; «Всегда стремиться к наивысшей цели»; «Сильный человек сам строит свою судьбу»);

• половая идентификация («Девочка должна быть всегда красивой, когда сидит, ходит»; «Вести себя как настоящая леди, а не как пацанка»; «Женщина должна всегда оставаться женщиной»);

• самобытие во времени («Смотри вперед в будущее, а не назад в прошлое»; «Живи сегодняшним днем»; «Мое будущее в моих руках»);

• долженствование и права («Люби ближнего, как самого себя»; «Честь, достоинство, самоуважение -дороже всего в жизни»; «Если ты уверен в своей правоте, отстаивай свои интересы до конца»).

Приведенные примеры дают представление о позитивных устремлениях респондентов, но наряду с позитивными ценностями жизненные принципы могут содержать в себе и негативные установки. Значение исследования жизненных принципов определяется, в частности, множеством возможных линий развития, которые могут определяться выбранными личностью жизненными принципами.

Цель исследований -

выявление

структуры

и содержания

жизненных

принципов

В центре наших исследований находится личность, управляющая собственным развитием посредством жизненных принципов. Они интересуют нас как внутренняя позиция и стремление личности действовать в соответствии с некоторыми идеями. Кроме того, исследование жизненных принципов заслуживает внимания постольку, поскольку за ними стоят категориальные структуры общественного и индивидуального сознания, в целом, Великое идеополе общественного сознания.

Наряду с концепцией Великого идеополя общественного сознания В. С. Мухиной, которая определила методологию нашего исследования, мы имеем в виду и многие другие сложившиеся в психологии подходы, в числе которых концепция опосредованности высших психических процессов системами значений, разработанная в рамках научных школ Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии; теория личных конструктов Дж. Келли; концепция семантического пространства как операционального аналога индивидуальной системы значений В. Ф. Петренко; концепция Дж. Бьюд-женталя о приоритетной роли субъективного в самоосуществлении человека; концепция отраженной субъект-ности А. В. Петровского и В. А. Петровского и др.

В проводимых исследованиях мы преследовали цель по выявлению структуры и содержания жизненных принципов. Мы исходили, в частности, из предположений о том, что: 1) содержание жизненных принципов как внутренней позиции конкретного человека обусловлено его принадлежностью к социокультурной общности, возрастно-половым статусом, уникальным жизненным опытом, внутренней субъективной реальностью; 2) представленная в жизненных принципах личности внутренняя позиция как ценностное отношение к миру имеет внутреннюю структуру - глубинные системы значений, которые выявляются методами психосемантики; 3) жизненные принципы отдельной личности формируются внутри конкретных социальных групп и представляют собой относительно постоянные системы ценностных отношений; 4) жизненные принципы соотносятся со структурой самосознания личности: именем, притязаниями, половой идентичностью, временем, долженствованием и правами. Отстаивание жизненных принципов, а также их переозначивание и переосмысление выступают показателями личностной позиции и личностного саморазвития человека.

Задачи исследования

Методический инструментарий

Концепция

жизненных

принципов как

имплицитного

средства

личностного

саморазвития

человека

Для достижения цели исследования в соответствии с гипотезами были поставлены следующие теоретические, методологические и эмпирические задачи:

• проанализировать и обобщить сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии подходы к проблеме личности как субъекту саморазвития;

• описать сущность и феноменологию функционирования личности как субъекта саморазвития в парадигмах культурно-исторического и психосемантического подходов, концепции феноменологии бытия и развития личности;

• концептуализировать жизненные принципы как имплицитные средства личностного способа жизнедеятельности и саморазвития человека;

• выявить и проанализировать структуру и содержание ценностных отношений, представленных в жизненных принципах женщин и мужчин;

• реконструировать жизненные принципы через контекст структуры самосознания личности;

• исследовать возможности построения и анализа семантических пространств, моделирующих глубинные системы значений индивидуального сознания, лежащих в основе жизненных принципов участников исследования.

Разработка и применение методического инструментария осуществлялись в рамках подхода к исследованию феноменологии бытия и развития личности В. С. Мухиной и психосемантического подхода, развиваемого В. Ф. Петренко. Применялись следующие методы: 1. Ретроспективная анкета установок (Н. А. Низов-ских). 2. Метод реконструкции жизненных принципов через контекст структуры самосознания личности (В. С. Мухина). 3. Психосемантическая методика атрибуции мотивов жизненных принципов личности (Н. А. Низовских, В. Ф. Петренко), включающая исследование психологического портрета личности.

Исследование проведено на выборке 1535 респондентов в получающих высшее образование, из них женщин возрасте от 17 до 45 лет - 1027, мужчин - 508. В контексте исследования испытуемые были поделены на группы по половому признаку.

В итоге проведенных исследований была сформирована концепция жизненных принципов как имплицитного средства личностного саморазвития человека. Данная концепция расширяет представления о феноменологии бытия и развития личности. Жизненные принци-

пы рассматриваются как личностная внутренняя позиция человека в мире. Феноменологически жизненные принципы проявляются в речевых высказываниях и выступают носителями идей, позволяющих человеку воздействовать на себя, создавать новое в своем самосознании, переживаниях, поведении. Следует отметить, что жизненные принципы имеют свое выражение не только в вербальных формулировках, они могут даже не осознаваться самим человеком, но все же при этом будут непосредственно отражаться в поведении, в отношениях с другими людьми, с миром. Вербально оформленные принципы, которые человек предъявляет себе и другим, могут не совпадать с неосознаваемыми внутренними установками. Кроме того, в силу социальной желательности возможно намеренное приукрашивание открыто провозглашаемых принципов. Представленные в жизненных принципах личности ценностные отношения имеют внутреннюю структуру, которая может быть упорядоченной и неупорядоченной.

Жизненные принципы отдельной личности, вырастая из сферы Великого идеополя общественного сознания, формируются внутри конкретных социальных групп и выступают как относительно постоянные системы ценностных отношений. В исследовании было выявлено, что жизненные принципы определяют отношение людей к различным аспектам мира, в числе которых отношение к духовным ценностям, отношение к себе, отношение к другим людям, человечеству, природе, отечеству.

Большинство В исследованиях получила подтверждение мысль о

том, что большинство жизненных принципов заимствуется у родителей. Значительная часть правил формулируется самостоятельно. Существенный вклад в выработку жизненных принципов вносят окружающие люди: родственники, учителя, наставники. Важным источником жизненных принципов являются Библия, устное народное творчество, литература, средства массовой информации, и, в целом, Великое идео-поле общественного сознания.

В процессе исследования мы смогли убедиться в том, что жизненные принципы отдельного человека могут быть либо осознанными и системно организованными, либо неосознаваемыми и бессистемными. Односторонние, бессистемные квазипринципы, не осознанные и не осмысленные самим человеком, не могут выступать средством личностного саморазвития. Средством личностного саморазвития могут выступать системно

жизненных принципов личность получает от родителей

Жизненные

принципы несут

в себе способы

осуществления

совместной

жизнедеятельности

людей

Исследование жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека - одна из актуальных задач психологии

организованные, осознанные и осмысленные самим человеком жизненные принципы. Принципиальная множественность возможных вариантов развития определяет ответственность личности за формирование кодекса жизненных принципов. В жизненных принципах отражаются сущностные характеристики конкретной личности. Отстаивание жизненных принципов, а также их переозначивание и переосмысление выступают в качестве показателей личностной зрелости и личностного саморазвития человека.

Назначение жизненных принципов может быть представлено в следующих общих положениях: фиксация ценностных отношений и интенций человека; самоорганизация личности; стабилизация поведения через определение его способов; оценка поступков, действий, жизнедеятельности в целом. Жизненные принципы не предназначены только для индивидуального применения, они несут в себе способы осуществления совместной жизнедеятельности людей. Поиск возможных способов индивидуальной и совместной с другими жизнедеятельности ведется на протяжении всей истории человечества, не теряя своей актуальности и в наши дни.

Анализ ценностных отношений, представленных в жизненных принципах личности, отражает Великое идеополе общественного сознания и выступает в качестве насущной необходимости как для отдельно взятой саморазвивающейся личности, так и для больших социальных групп, человечества в целом. Дальнейшие перспективы изучения жизненных принципов связаны с проведением межрегиональных и кросс-культурных исследований.

1. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: В 4-х т. - Т. 4. - М., 1984. - С. 64.

2. Там же. - С. 172-174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1999. -С. 289-290.

4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПб., 1999. - С. 385.

5. Там же. - С. 389-390.

6. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. - Т. 3. - М., 1977. - С. 64-65.

7. Там же. - С. 72.

8. Там же. - С. 74.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

121

№ 1 - 2010

#

9. Там же. - С. 104.

10. Маркс К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г. Прудона // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. - Т. 4. - М., 1955. - С. 133.

11. Там же. - С. 137-138.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. - Т. 3. - М., 1955. - С. 19.

13. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007. - С. 36.

14. Там же. - С. 495-496.

15. Там же. - С. 913.

16. Там же. - С. 538.

17. Там же. - С. 497-498.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

122

№ 1 - 2010

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.