Научная статья на тему 'Жизнь и быт чувашей в трудах В. К. Магницкого'

Жизнь и быт чувашей в трудах В. К. Магницкого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
460
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ БЫТ ЧУВАШЕЙ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ВИДНЫЙ ЭТНОГРАФ / НАРОДНЫЙ БЫТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хуснутдинова Анна Геннадьевна

В статье освещены вопросы исследовательской деятельности чувашского просветителя XIX в. Василия Константиновича Магницкого (1839-1901), который в течение многих лет занимался изучением истории, этнографии, обрядов и обычаев, традиционной культуры чувашей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь и быт чувашей в трудах В. К. Магницкого»

УДК 37.01(470.34)"19"(0758)

ЖИЗНЬ И БЫТ ЧУВАШЕЙ В ТРУДАХ В. К. МАГНИЦКОГО

FAMILY AND PUBLIC LIFE OF THE CHUVASH PEOPLE IN V. K. MAGNITSKY’S RESEARCH WORK

А. Г. Хуснутдинова

A. G. Husnutdinova

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье освещены вопросы исследовательской деятельности чувашского просветителя XIX в. Василия Константиновича Магницкого (1839-1901), который в течение многих лет занимался изучением истории, этнографии, обрядов и обычаев, традиционной культуры чувашей.

Abstract. The article reveals the research work of the Chuvash enlightener of the XIX century, Vasiliy Konstantinovich Magnitsky (1839-1901). V. K. Magnitsky had been researching the history, ethnography, rite, customs and traditional culture of the Chuvash people for years.

Ключевые слова: исследователь, материальный быт чувашей, просветитель, видный этнограф, народный быт.

Keywords: researcher, material mode of life of the Chuvash people, enlightener, well-known ethnographer, folk mode of life.

Актуальность исследуемой проблемы. Изучение жизненных условий и быта различных наций и народностей всегда было и есть актуальной проблемой для исследователей в области этнопедагогики. Василий Константинович Магницкий принадлежит к числу выдающихся ученых, историков, этнопедагогов, посвятивших себя изучению жизни и быта народов Поволжья, в том числе чувашей. В собирательной и исследовательской деятельности трудно выделить отдельно взятые проблемы, так как его интересовали любые факты народной жизни. Следует отметить, что где бы ни приходилось ему жить и трудиться, он вел всестороннее изучение обрядов и обычаев чувашей.

Из послереволюционных исследователей творческого наследия В. К. Магницкого следует выделить работы М. В. Корбут, Н. В. Никольского, современных отечественных ученых - Д. В. Абашевой, Н. Ю. Башкировой, А. В. Васильева, Н. П. Денисова, В. П.

Иванова, Н. Г. Краснова, Г. Б. Матвеева, Е. П. Михайлова, Н. Р. Романова, П. П. Фокина.

Материал и методика исследований. Теоретической основой исследования послужили первоисточники, исторические работы. Был проведен анализ трудов В. К. Магницкого. В ходе работы были применены аналитический, сравнительно-сопоставитель-ный методы.

Результаты исследований и их обсуждение. Василия Константиновича Магницкого, как и многих его современников, интересовали обряды и обычаи, быт чувашей. Он придавал особое значение вопросам регулирования общественной жизни чувашских семей и их взаимоотношений. Материал для своих научных трудов он брал из жизни и деятельности чувашских крестьян, а также из книг церковных записей о венчании, крещении.

При изучении народного быта В. К. Магницкий использовал различные источники. В течение многих лет он накапливал, систематизировал этнографический материал о чувашах, изучая в том числе и семейный быт чувашей. По результатам этнографического исследования он публиковал статьи в газетах, журналах, в том числе в журналах различных научных обществ (Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, отдел антропологии и этнографии Общества естествоиспытателей при том же университете, Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете). Изучая отчеты о деятельности обществ, можно проследить и за той активной работой, которую вел в них В. К. Магницкий. Вместе с тем не вся накопленная им информация соответствующим образом обработана или опубликована.

Существенную долю использованных В. К. Магницким данных - а они были получены «из первых рук» - составляют личные наблюдения и впечатления. Постоянные контакты с чувашами, частые разъезды по служебным делам позволяли ему накапливать ценные и достоверные сведения. В его публикациях, не говоря уже о черновых записках, касающихся быта крестьян, часто встречаются такие замечания, как «мне довелось лично видеть», «по моим наблюдениям». Биографы Магницкого отмечали, что у него были хорошо налажены контакты с простыми людьми. Известно, например, что в селе Шуматове к нему, старосте церкви, обращались просто по имени-отчеству [3, 2]. Личные связи, доверительные беседы позволяли ему получать сведения, в частности, о семейном быте, которые «закрыты» для постороннего человека.

С самого начала исследовательской работы В. К. Магницкий наладил целенаправленную переписку с грамотными крестьянами, учителями, священнослужителями. Что важно отметить, к своим корреспондентам он подходил дифференцированно, с учетом их образовательного уровня и социального положения.

Так, по его просьбе крестьянин А. Егоров из деревни Маслово Чебоксарского уезда предоставил свой «дневник», в котором фиксировал более или менее значительные деревенские события. Гораздо более сложные задачи ставил В. К. Магницкий перед священником Н. В. Смеловским, пространные письма-сообщения которого в полтора десятка страниц большого формата (объемом в 0,85-1,0 авторского листа), как правило, начинаются любезным обращением «Добрый племянник». Отдельные части в них нередко пронумерованы, являются ответами на тот или иной конкретный вопрос, в частности, о семейно-брачных отношениях, быте, религиозных воззрениях чувашей, причем они не всегда связаны какой-либо одной узкой тематикой. Можно предполагать, что В. К. Магницкий просил Н. В. Смеловского выяснять довольно непростые, если не сказать дотошные, требующие специального изучения, вопросы. Это видно из ответов Н. В. Смеловского, писавшего в одной из своих корреспонденций о брачных нормах и запретах: «Легко предлагать вопросы, отвечать-то только трудно, а, пожалуй, частенько и не найдется что отвечать» [5, 87]. Нередко сообщения, по признанию самого

Н. В. Смеловского, превращались в «очерки». Фрагменты из писем Н. В. Смеловского и Н. А. Архангельского, надежных корреспондентов, Василий Константинович Магницкий включал в свои статьи практически без исправлений. Он всегда указывал респондента, что позволяет соотносить факты с конкретной территорией [6, 88].

Другой круг источников - это материалы следственной практики. Его исследовательский интерес к этой области начался в 1863 г., когда он приступил к работе в качестве следователя Чебоксарского уезда, т. е. после объявления крестьянской реформы. В общем русле повышенного интереса научной общественности России к проблеме общины В. К. Магницкий не мог пройти мимо нее. Мирские сходы и волостные суды действовали в основном по нормам обычного права. В официальном судопроизводстве В. К. Магницкому как до судебной реформы 1864 г., так и после нее приходилось сталкиваться с расхождениями между требованиями закона, нормами обычного права и правосознанием населения, нередко не понимавшего состава проступка или преступления.

Ориентируясь на программы научных обществ, членом которых состоял, он накопил большой объем материала, сам написал несколько интересных работ. Из них, прежде всего, следует отметить неопубликованный - «Этнографический очерк преступлений и проступков во втором (следственном) участке Чебоксарского уезда». Обработав текущую судебную статистику, Магницкий систематизировал «преступления и проступки», совершенные населением этого следственного участка. Работа состоит из 10 разделов. В них в основном обобщены те «проступки», которые в соответствии с действовавшим законодательством квалифицировались как правонарушения. Однако вряд ли можно назвать этнографическими разделы «Преступления государственные», «Преступления против порядка управления», «Ослушание власти», «Присвоение власти». В них приведены единичные факты соответствующих правонарушений. Для изучения общественного быта чувашей особый интерес представляют разделы «Преступления против постановлений по службе государственной и общественной», «Преступления против имущества и доходов казны», «Преступления против общественного

благоустройства и благочиния», «Преступления против прав семейственных».

Материал, собранный и обработанный Василием Константиновичем показывал, что под контролем общественного мнения находилось соблюдение традиций, норм, стереотипов семейно-брачных отношений. Семейному быту он посвятил несколько работ, одной из которых является «Очерк юридического быта», который был написан в то время, когда он работал следователем. Таким образом, исследовательский интерес совпадал с профессиональным. Из его наблюдений следует, что во второй половине XIX в. большие патриархальные семьи для чувашей не были характерными. «Чувашскую семью, состоящую из двух-трех женатых, неразделенных сыновей, можно встретить как редкость». Все разделы и наследования у чувашей совершаются без всяких письменных актов, последние составляются очень редко. Он описал внутрисемейные отношения, отмечая при этом, что внешне-распорядительные функции принадлежали отцу, а внутренняя власть принадлежала матери [2].

Объектом пристального внимания Магницкого стала Шуматовская округа, которую он описывал из года в год, показывая жизнь народа в динамике и делая обобщения. Он ежегодно открывал для себя что-либо новое, например: «В 1883 и 1884 гг. вследствие голода от неурожаев много чуваш из Ишаковского прихода переселилось в

Оренбургскую губернию. До развития пароходства на Волге чуваши поголовно занимались бурлачеством, с прекращением же тяги судов занялись тканьем у себя на домах кулей, перевозкой закупаемого на приходских водяных мельницах хлеба в Чебоксары». Интересовали его сведения по экономике, статистике. На основе этих материалов им написаны сводка о покупке хлеба и яиц на пристани Козловки, экономическое описание Чебоксарского уезда, Беловолжской ярмарки. Особую ценность представляют очерки об археологических достопримечательностях прихода села Шуматово и курганах Ядринского и Чебоксарского уездов, рукопись его статьи «Г ородище Пиндерова Г ора и курганы в Ядринском и Курмышском уездах» [4].

Неутомимый исследователь собирал и обрабатывал материалы по быту, почерпнутые из судебных дел и статистики, церковных документов, чему помогали также личные наблюдения и впечатления.

В. К. Магницкий изучал не только исторические факты и материальную культуру чувашского народа, но оставил огромное количество ценных археологических исследований. Он разыскивал исторические документы о жизни чувашей, опубликовывал их и тем самым помогал разрабатывать историю чувашского народа.

Резюме. В. К. Магницкий был ученым широкого диапазона. Изучая жизнь и быт чувашей, а также других народов Поволжья, он успел сделать очень много. Творческое наследие ученого нашло определенное отражение в литературе и в науке. Его научное наследие оказывает большую помощь новому поколению исследователей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Магницкий, В. К. Этнографическо-статистические данные о браках чувашей Казанской губернии / В. К. Магницкий. - Казань : ИОАИЭ, 1891. - 241 с.

2. Магницкий, В. К. Очерк юридического быта / В. К. Магницкий. - Казань : Казанские губернские ведомости, 1868. - № 93.

3. Никольский, Н. В. Биография В. К. Магницкого / Н. В. Никольский. - Казань : ИОАИЭ, 1919. -

231 с.

4. Общий свод данных хозяйственно-статического исследования Казанской губернии. Часть экономическая. - Казань, 1896. - 363 с.

Л. 87.

5. Центральный государственный архив Чувашской Республики (ЦГА ЧР). - Ф. 334. - Оп. 1. - Д. 8.

6. ЦГА ЧР. - Ф. 334. - Оп. 1. - Д. 8. - Л. 88.

7. ЦГА ЧР. - Ф. 334. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 175-216.

8. ЦГА ЧР. - Ф. 334. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 140-160.

9. ЦГА ЧР. - Ф. 334. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.