Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное хозяйство как объект инновационного развития'

Жилищно-коммунальное хозяйство как объект инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2200
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / INNOVATION / PUBLIC SERVICES / MODERNIZATION / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова Лариса Алексеевна

Статья посвящена актуальной социальной проблеме инновационному развитию жилищной сферы. Авторанализирует содержание понятия «инновация», рассматривает Комплексную программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства для развития инноваций в жилищной сфере и доказывает необходимость данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS AN OBJECT OF INNOVATION DEVELOPMENT

The article is devoted to social issues − the innovative development of the housing sector. The author analyses the concept of «innovation», considerы an integrated program of modernization and reform of housing and communal economy development of innovations in the field of housing and proves the necessity of this process.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство как объект инновационного развития»

УДК 332.812.14

Л. А. КОМИССАРОВА

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, инновация, модернизация, реформирование, социальные стандарты.

Аннотация. Статья посвящена актуальной социальной проблеме — инновационному развитию жилищной сферы. Авторанализи-рует содержание понятия «инновация», рассматривает Комплексную программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства для развития инноваций в жилищной сфере и доказывает необходимость данного процесса.

На сегодняшний день в сфере ЖКХ России происходят значительные изменения, цель которых повышение социальных стандартов проживания граждан, которые на сегодняшний момент находятся на недостаточном уровне, что наглядно демонстрируется следующими показателями: ежегодно в крупных городах заменяется либо капитально ремонтируется не более 1,6 % водопроводных сетей в то время как требует замены 36,5 %, и 3,5 % тепловых сетей, требует замены 45,0 %, возрастает аварийность коммунальных сетей; остается низкой оснащенность многоквартирных домов приборами учета (9 % по водоснабжению и 4,5 % по теплоснабжению), вследствие чего энерго- и ресурсосбережение остается на достаточно низком уровне; в целом в сфере ЖКХ высока доля убыточных организаций, в коммунальном хозяйстве - 47 %, в жилищном хозяйстве - 44 %, прирост кредиторской задолженности организаций ЖКХ составляет 30 % [2, с. 85].

Для наиболее оперативной и результативной реализации поставленных задач реформирования ЖКХ необходима модернизация ЖКХ для решения имеющихся проблем. Модернизационные процессы в ЖКХ обусловлены, во-первых, природой ЖКХ и сущностными характеристиками, способностью оперативно реагировать на изменения в социальной среде. Во-вторых, такие изменения, отчетливо проявляющиеся в последнее время, в целом во многом вызваны влиянием на ЖКХ процессов инновационного развития общественных отношений.

© Комиссарова Л. А., 2014

Существующие методы модернизации данной сферы достаточно консервативны и зачастую реконструкция ЖКХ требует инновационных, нестандартных подходов. Причем новаторство не ограничивается сосредоточением внимания на одной-двух идеях и их реализации, а заключается в поддержании постоянного потока новых идей, предложений, изобретений, в ускорении рыночной реализации новшеств, в поиске новых форм хозяйствования, привлечении инвестиций, в поддержании творчества и инициативы.

Жилищно-коммунальный комплекс предоставляет услуги в объеме 2,4 % ВВП РФ и оказывает большое влияние на макроэкономическую ситуацию в стране. Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, ЖКХ РФ превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия, предупредительный ремонт уступил место аварийно -восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. В связи с этим жилищнокоммунальная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

Жилищно-коммунальная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищно-коммунальной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями. Отсутствие необходимого экономико-правового обеспечения препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы.

Исходя из этого следует отметить, что многоаспектному термину «инновация» сложно дать объективное обобщенное определение, поэтому исследователями выделяется некий основополагающий признак инноваций, что акцентирует внимание на какой-то отдельной стороне исследуемого объекта.

Понятие «инновация» появляется в исследованиях в XIX веке и означает введение элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» И. Шумпетер (1912) рассматривает как исследование

новых комбинаций существующих производственных сил для решения коммерческих задач, которые являлись бы источником развития экономических систем. Учёный представил механизм нововведения в виде цепочки «наука - исследование - разработка - производство - потребление» [5, с. 217].

Ф. Пиксон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов, и оборудования.

Н. Д. Кондратьев разработал теорию циклического развития, по которой динамика нововведений представлена как целенаправленное и интенсивное использование открытий, одновременно меняющих и социальную жизнь [7, с. 2].

Многие исследователи (Лапин Н. И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Крючкова С. Е., Румянцева З. П., Соломатин А. А. и др.) связывают понятие «инновация» с категориями «новация», «новшество», «нововведение».

В общем смысле понятие «инновация» касается всех типов создания и развития чего-то нового, ведущего к уничтожению устаревшего либо к значительному повышению эффективности имеющегося. Это понимание инновации употребляется практически всеми исследователями в значении обновления, изменения, любого основанного на признаках новизны преобразования.

При этом выделяются различные подходы к определению инноваций. Согласно первому подходу инновация - это процесс внесения изменения (например, внедрение новых технологий, позволяющих увеличить выпуск продукции и снизить материалоемкость производства, затраты на производство). Согласно второму подходу инновация трактуется как конечный результат этих изменений, т. е. совершенно новый или усовершенствованный продукт (услуга). Последователями третьего подхода инновация рассматривается как способ улучшения деятельности, конкуренции.

Предпосылкой для успешной инновационной деятельности в ЖКХ являются технологические, организационные, социальноэкономические инновации, позволяющие повысить эффективность функционирования производства и степень реализации потребностей общества.

Технические инновации охватывают процессы внедрения новых или усовершенствованных действующих технологических процессов.

Организационно-управленческие инновации охватывают процессы внедрения новых форм и методов организации научной и производственной деятельности трудовых коллективов, таких как: новые методы и формы организации производства во всех производственных подразделениях предприятия; новые организационные структуры управления научной и производственной деятельностью предприятия; новые формы и методы организации труда на предприятии и т. д.

Социально-экономические инновации охватывают процессы активизации человеческого фактора, а также процессы по усовершенствованию экономических методов управления производством жилищных и коммунальных услуг, коммунальных ресурсов путем подготовки и повышения квалификации кадров, морального и материального стимулирования их творческого отношения к труду и усовершенствования работы в коллективе [6, с. 109].

На сегодняшний день для жилищного сектора сферы ЖКХ инновации - это некий инструмент развития и саморазвития личности, некого маленького сообщества в рамках ТСЖ, ЖСК и общества в целом в условиях развития национального хозяйства России.

Сегодня инновации играют важнейшую роль в процессе реформирования отечественного ЖКХ. Об этом говорит и тот факт, что в 2010 году на науку, инновационные проекты и федеральные целевые программы выделялось 1,1 трлн рублей. Правительство России пытается решить проблему управления качеством услуг ЖКХ, разрабатывая инновационную терминологию, создавая новые организационные структуры и центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, научно образовательные центры в высших учебных заведениях, однако единой стратегии не существует. Отсюда возникает необходимость разработки концепции управления качеством услуг ЖКХ на основе инноваций [3, с. 17].

Для улучшения качества услуг ЖКХ необходимо решить комплекс управленческих задач, связанных с повышением эффективности управления жилищным фондом на основе инноваций, сбережением энергоресурсов, повышением экологических показателей.

Главными инструментами, способными решить поставленные задачи, являются:

1. Оптимизация налогообложения инновационных предприятий сферы ЖКХ.

2. Создание государственных фондов, стимулирующих изобретение инноваций в ЖКХ.

3. Государственное содействие международному обмену инновационными технологиями, подготовке кадров, повышению финан-

совой стабильности отрасли ЖКХ с целью привлечения в нее инвестиций.

4. Активное использование альтернативных источников энергии при производстве тепла и электричества.

На основе предложенных инструментов повышения качества услуг ЖКХ разработана концепция управления качеством услуг ЖКХ на основе инноваций. Ее отличительными чертами являются:

- высокое качество и экологическая безопасность жилищнокоммунальных услуг;

- удовлетворенность потребителей качеством ЖКУ;

- высокая оперативность обмена информацией между государством, производителями и потребителями ЖКУ [4, с. 68].

Сложившееся положение также призвана изменить «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищнокоммунального хозяйства на 2010-2020 годы», целью, которой является обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества при доступной стоимости коммунальных услуг и обеспечении надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства с максимальным использованием инновационных форм развития предполагает формирование институциональной среды, благоприятной для частных внутренних инвестиций, разработку и внедрение новых технологий, развитие конкурентных преимуществ при разработке новшеств. Основные расходы на реализацию программы (более 2,5 трлн. руб.) лягут на плечи частных инвесторов, механизмы, привлечения которых планируется разработать на первом этапе реализации программы. В качестве гарантий возврата средств предлагается устанавливать долгосрочные тарифы и стимулировать заключение концессионных соглашений.

Кроме того, планируется на 40 % сократить удельное водопо-требление на человека в сутки. Доля расходов на коммунальные платежи в доходах населения при этом должна вырасти с 4,7 % в 2008 году до 6,9 % в 2020 году. Соответственно, доля семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, вырастет с 10 % в 2008 году до 15 % в 2020 году. В соответствии с программой будет создана Единая муниципальная база информационных ресурсов, которая обеспечит учет и контроль функционирования ЖКХ муниципального образования, контроль реализации инвестиционных программ и достижения установленных [1].

Таким образом, переход коммунального хозяйства к реализации стратегии модернизации связан с коренными преобразованиями экономических и административных механизмов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную активность в отрасли, с созданием институциональных предпосылок свободы предприятий от государственного регулирования, защиты прав частной собственности, снижения административных барьеров, усложняющих хозяйственную деятельность. При этом движущей силой стратегии модернизации коммунального хозяйства должно являться развитие конкуренции, стимулирующей повышение восприимчивости предприятий к инновациям. С учетом вышесказанного и специфики работы ЖКХ результатом инновационной деятельности является инновация не как совершенно новый продукт (услуга), а как конечный результат интеллектуальной деятельности, выраженный в практическом применении новейших достижений науки, техники с целью повышения эффективности технического, организационного и других процессов независимо от области их применения.

Реализация изложенного стратегического подхода к решению задачи, имеющей огромное социальное значение, которое является повышение эффективности функционирования ЖКХ, а также применение на практике предложенного обеспечения позволит сформировать эффективную систему стратегического управления инновационным потенциалом жилищно-коммунального хозяйствам страны, соблюсти баланс интересов всех участников экономических отношений и обеспечить требуемый объем и высокий уровень качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в любой момент в настоящем или будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы» от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

2. Афанасьев Н. Е. Инновации в ЖКХ как необходимое условие устойчивого развития крупного муниципального образования (зарубежный опыт) // Транспортное дело России. 2010. № 3. 85-86 с.

3. Графов А. А. Направления совершенствования жилищнокоммунального хозяйства на основе инноваций // Экономика и управление. 2010. № 2. 17-32 с.

4. Ермолаев Е. Е. Методы проведения реформы жилищнокоммунального хозяйства, учитывающие его инновационные возможности // Транспортное дело России. 2010. № 3. 67-69 с.

5. Никитина И. А. Реорганизация трудовых процессов на производственном участке: поиск оптимальных решений // Организационное поведение и управление человеческими ресурсами. Кейсы из коллекции Высшей школы менеджмента СПбГУ. СПбГУ. 2010. 439 с.

6. Николаева Н. И. Экономическое содержание категорий «инновация» и «модернизация» в ЖКХ // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 5. 109-112 с.

7. Радина Ю. И. Инновационные подходы к подготовке специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. 235 с.

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS AN OBJECT OF INNOVATION DEVELOPMENT

Keywords: innovation, public services, modernization, reform.

Annotation. The article is devoted to social issues - the innovative development of the housing sector. The author analyses the concept of «in-novation», consideri an integrated program of modernization and reform of housing and communal economy development of innovations in the field of housing and proves the necessity of this process.

КОМИССАРОВА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, (Larisa101284@rambler.ru).

KOMISSAROVA LARISA ALEKSEEVNA - senior lecturer in «Ac-counting and Audit», Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino, (Larisa101284@rambler.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.