Научная статья на тему 'Жест и особенности его применения в буддийской иконографии'

Жест и особенности его применения в буддийской иконографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3053
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТ / БУДДИЙСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ / МУДРА / СИМВОЛИЗМ / GESTURE / BUDDHIST ICONOGRAPHY / MUDRA / SYMBOLISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дашиева Саяна Зэмбэевна

Статья посвящена буддийской иконографии, а именно мудре. Мудра это символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. На санскрите слово «мудра» (букв. «печать» или «знак») является одной из форм невербальной коммуникации, которая ссылается на символические жесты, проникнутые разнообразием духовных смыслов. Мудры символизируют те или иные абстрактные формы учения или чувства. Они широко используются во время молитвы, ритуала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GESTURE AND PECULIARITIES OF ITS USE IN BUDDHIST ICONOGRAPHY

The article is devoted to Buddhist iconography, that is to mudra. Mudra is a symbolic ritual position of hands, a ritual language of gestures. In Sanskrit, the word «mudra» (literally, «seal» or «sign») is one of the forms of non-verbal communication that refers to symbolic gestures imbued with variety of spiritual senses. Mudras symbolize these or those abstract forms of teaching or feeling. They are widely used during prayers and rituals.

Текст научной работы на тему «Жест и особенности его применения в буддийской иконографии»

2011/14

В начале ХХ в. большая часть иконостасов для храмов Бурятии была оформлена в мастерской Андрея Андреевича Давыдова. А.А. Давыдов, верхнеудинских иконописных дел мастер, был пермским мещанином. Его иконостасная-живописная мастерская располагалась в собственном доме в г. Верхнеудинске, около Троицкой кладбищенской церкви. Мастер выполнил трехъярусный иконостас с 24 иконами для Старо-Брянской Пророко-Ильинской церкви в 1906 г., а также иконостасы для Краснояровской Пророко-Ильинской (1907 г.), Гурульбинской Петро-Павловской (1910 г.), Сотниковской Богородице-Владимирской (1906 г.), Барской Богородской в Мухоршибирском районе (1913 г.) церквей, Колобковской богородской церкви Иволгинского района. И обновил иконостас в Тарбагатайской Зосимо-Савватиевской церкви в 1905 г. [6, с. 65-71].

Несмотря на широкое распространение христианства и интенсивное строительство православных церквей в XVII - начале XX вв., в Бурятии не сложилась развернутая система иконо-писания и обучения мастерству. Мастера-резчики и иконописцы работали самостоятельно. Иконы писали церковнослужители, народные мастера из среды служилых людей и ссыльных поселенцев, а также профессиональные иконописцы мещанского сословия. В крупных православных центрах Бурятии и в том числе в Верхнеудинске иконописание имело эпизодический характер. Особая роль в распространении православного искусства в Бурятии принадлежит мастерской А.А. Давыдова. Школой можно назвать, с некоторой оговоркой, лишь мастерскую Посольского монастыря.

Литература

1. Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век - 1917 год): библиографический словарь. - Иркутск, 2000. - 408 с.

2. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX вв. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2001. - 448 с.

3. НАРБ. Ф. 262. Оп. 1. Д.445. Л.21 об.

4. НАРБ. Ф. 262. Оп. 1. Д. 255. Л. 107-108 об.

5. НАРБ., Ф.262. Оп. 1 Д. 255. Л. 143об. - 144.

6. Шагжина З.А. Иконы для новокрещеных в миссио-

нерской практике русской православной церкви в Забайкалье в XIX-начале XX вв. // Ефремовские чтения. - Улан-Удэ, 2003. - С. 184.

7. Крючкова Т.А. Словарь иконописцев, работавших в Восточной Сибири в XVII - XIX веках // Иркутские иконы. Иркутский областной художественный музей. Каталог. -М., 1991. - С.104.

8. Михайлова В.Т. Православная церковь и социум в Байкальской Сибири в пореформенный период (18611896 гг.). - Улан-Удэ, 2003.

9. НАРБ. Ф. 262. Оп. 1. Д. 545. Л. 93-94.

10. НАРБ. Ф. 220. Оп. 1. Д. 215. Л. 340-340 об.

11. НАРБ. Ф. 220. Оп. 1. Д. 215. Л. 340-340 об.

12. НАРБ. Ф. 220. Оп. 1. Д. 120. Л. 28,67.

13. НАРБ. Ф. 220. Оп. 1. Д. 215. Л. 92.

14. Историко-культурный атлас Бурятии. - М., 2001.

15. НАРБ. Ф. 186. Оп. 1. Д. 148. Л.5.

Сведения об авторах Гудина Анна Викторовна - аспирант отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ.

Data on authors Gudina Anna Victorovna - postgraduate student, department of philosophy, culture and religion studies, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, RAS, Ulan-Ude.

УДК 294.3 С.З. Дашиева

ЖЕСТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В БУДДИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ

Статья посвящена буддийской иконографии, а именно мудре. Мудра - это символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. На санскрите слово «мудра» (букв. «печать» или «знак») является одной из форм невербальной коммуникации, которая ссылается на символические жесты, проникнутые разнообразием духовных смыслов. Мудры символизируют те или иные абстрактные формы учения или чувства. Они широко используются во время молитвы, ритуала.

Ключевые слова' жест, буддийская иконография, мудра, символизм.

S.Z. Dashieva

GESTURE AND PECULIARITIES OF ITS USE IN BUDDHIST ICONOGRAPHY

The article is devoted to Buddhist iconography, that is to mudra. Mudra is a symbolic ritual position of hands, a ritual language of gestures. In Sanskrit, the word «mudra» (literally, «seal» or «sign») is one of the forms of non-verbal

communication that refers to symbolic gestures imbued with variety of spiritual senses. Mudras symbolize these or those abstract forms of teaching or feeling. They are widely used during prayers and rituals.

Keywords: gesture, Buddhist iconography, mudra, symbolism.

«Жест», означающий пластическое движение человека, заключает в себе определенное смысловое содержание. Будучи символической формой передачи информации, чувства или состояния, жест является частью человеческой коммуникации и языка культуры. На протяжении тысячелетий жестовые движения находили воплощение в произведениях изобразительного искусства, представляя собой фиксированные на плоскости или в объеме движения человеческого тела, передающие определенный смысл (идею, чувство, состояние) и одновременно выражающие авторское отношение. В различные периоды развития искусства жесты, обладая смысловым и эмоционально-чувственным значением и характерными пластическими особенностями, превращались в изобразительные знаки, несущие символическое и метафорическое значение [1]. Жестовые движения в искусстве определялись правилами и канонами изображений. Изменение их пластических форм сопрягалось с религиозно-культовыми взглядами. На примере буддийского искусства можно рассмотреть такие особенности в изображении жестов, как фронтальность, симметрия и вертикальное построение. Будучи неотъемлемой частью художественного образа, жест в произведении изобразительного искусства способен связать воедино идею, сюжет и его композиционнопространственное решение. В кульминационный момент жест обретает знаковый характер. Изображая тот или иной жест, художник выявляет его главную временную часть, которая придает движение фигуре и организует сюжетное действо. Это обстоятельство в значительной мере объясняет характер композиционного построения произведения и значимость тех или иных его фрагментов. Огромная роль в создании художественного образа принадлежит жестовым движениям, которые в процессе развития искусства сложились в определенную знаковую систему. Между тем никогда ранее жест как элемент знаковой системы искусства не являлся предметом специального научного рассмотрения. Многообразие жестовых движений, нашедших отражение в произведениях искусства разных эпох и разных культур, требует изучения, систематизации и всестороннего исследования, что важно для искусствоведения, художественного образования и других наук. Несмотря на различие культур и религиозных верований в странах Востока, жесты, применяемые в зре-

лищных видах искусства, и жесты, запечатленные в произведениях искусства изобразительного, сохранили основное смысловое содержание. Они являют собой универсальный язык символов, выражающих представление об устройстве мира, о месте и предназначении человека.

Основа многих символических движений и молитвенных жестов в искусстве стран Востока заложена в буддийской мифологии. Отмечается также, что жестовая символика в иконографии буддийского канона нередко обогащалась местными чертами. Многие из изображенных персонажей обретали фантастический облик. Наличие у божества большого количества голов и рук и то, что каждое движение рук имело свое значение, помогало скульпторам и художникам раскрывать многогранность божественного образа и одновременно философски обосновывать строгость иконографических канонов. Индийская система жестикуляции детально разработана в трактате «Натьяшастра», в котором нашел отражение пластический язык символов, повествующих о переживаемых человеком чувствах [2, с. 295].

В буддийской иконографии особое значение имеют символические жесты и йогические позы будд, бодхисаттв, божеств, святых.

Мудры (санскр. тиёга - символ, знак, жест пальцами, печать, отпечаток), или символические жесты, - это такие положения рук, ладоней и пальцев, которые несут определенный смысл в ходе выполнения ритуальной практики. Иногда мудрами называют определенные йогические положения тела. Но чаще йогические позы называют асанами (санскр. азапа - поза для медитации и контролирования тела, сидение, место для сидения) [3, с. 298]. В йоге асаны - это определенные положения тела, которые помогают настроить ум на необходимое медитативное сосредоточение, а мудры - это такие йогические позы, которые создают определенное направленное движение тонкой энергии в теле человека. Вместе с мантрами и медитативной концентрацией мудры обладают духовной силой. В буддийской иконографии мудры и асаны связаны с просветленной активностью тех или иных будд, бодхисаттв, божеств и святых. В буддийской иконографии мудры ссылаются на конкретные аспекты Шакьямуни Будды или других (например учитель, защитник). Они широко используются во время молитвы, ритуала и во время чтения мантры. Далее представлены неко-

2011/14

торые из мудр, используемых в буддийской иконографии.

Абхая мудра (кит. РШ^Р, санскр. аЬИауа, букв. бесстрашие, устранение страха) - жест заверения, благословения и защиты и устранения страхов. Иногда божество или святой держит этой же рукой лотос. В Тхераваде, как правило, ладонь руки поднята на уровне груди и обращена наружу, кисть слегка развернута ребром ладони от себя, пальцы направлены кверху, большой палец отстоит от других четырех пальцев [4]. Абхая мудра, по всей вероятности, используется как символ добрых намерений. Этот жест был использован Буддой при нападении слона, чтобы приручить его, как показано в различных фресках и скриптах. Эта мудра Будды Амогха-сиддхи, Будды Дипанкары, бодхисаттвы Кшити-гарбхи, Падмапани, Зеленой Тары и некоторых других божеств и святых.

Дхармачакра мудра (кит. Ш^^Р, санскр. ёИагтаеакга, букв. колесо закона) - символический жест вращения Колеса Закона, мудра изложения Учения Будды. Дхармачакра-мудра представляет момент в жизни Будды, когда он произнес свою первую проповедь после просветления, в Оленьем парке в Сарнатхе. Положение дхармачакры-мудры символизирует поворот Колеса Дхармы. На некоторых изображениях Будда Шакьямуни держит руки в этой мудре, что символизирует Поворот Колеса Закона. Также эта мудра - жест Будды Вайрочаны, Будды Майтреи, Гараба Дордже, некоторых других божеств и святых.

Дхьяна мудра (кит.9®^Р, санскр. ёИуапа, букв. дхьяна, медитативное сосредоточение) -мудра медитирующего. В этой мудре кисти рук покоятся на ногах, тыльная сторона ладони правой руки лежит поверх ладони левой руки, при этом большие пальцы соединены. Другие названия этой мудры - дхьяни-мудра, самадхи-мудра, дхарма-мудра, йога-мудра. Две руки размещены на коленях, правая рука на левой руке, пальцы полностью развернуты ладонями вверх, формируя треугольник - символ духовного огня или Тгігаїпа, три драгоценных камня. Таким образом, объединение двух пальцев в этот жест имеет благоприятное значение для будущего развития ума [5]. Эта мудра используется в представлениях Будды Шакьямуни и Будды Амитабхи, Праджняпарамиты, некоторых других божеств и святых. Она зародилась в Индии, скорее всего, в Гандхаре. Эта мудра использовалась задолго до Будды, йоги использовали ее во время их концентрации, исцеление и медитативные упражне-

ния. Дхьяна мудра также известен как мудра или самадхи йога мудра.

Варада мудра (кит. Й^ЁР, санскр. varada, букв. принесение блага, оказание благодеяния) -символический жест даяния блага. В этом жесте рука свисает и развернута ладонью наружу, пальцы направлены вниз, кисть руки немного оттянута назад. Иногда божество или святой держит этой же рукой лотос [6, с. 297]. Это мудра Будды Ратнасамбхавы, Бхайшаджьягуру, Падмапани, Зеленой Тары, Белой Тары, Ушни-шавиджаи, Джикме Лингпы, некоторых других божеств и святых.

Ваджрахумкара мудра (кит. ШШ^^ЁР, санскр. vajrahumkara). В этом жесте руки скрещены у груди. Обычно в этой мудре правая рука держит ваджру, а левая - ваджру-колокольчик, эти атрибуты символизируют метод и мудрость. Сама мудра символизирует союз блаженства и пустоты. Ваджрахумкара-мудра - это символический жест Ади-Будды Ваджрадхары, Чакра-самвары, Калачакры, многих других божеств в форме Яб-Юм.

Бхумиспарша мудра (санскр. bhümisparsa-mudra, букв. жест «касание земли») - символический жест свидетельствующего, жест Будды Шакьямуни и Будды Акшобхьи. Эту мудру также называют жестом призывания Земли в свидетели. Жест «касание земли» служит напоминанием о победе Будды Шакьямуни над искушениями Мары. В этом жесте кисть правой руки свисает у правого колена, при этом пальцы касаются лотосового трона, а ладонь опирается на колено. Будда сидит в позе лотоса на лотосовом троне, его левая рука покоится на колене, развернутая ладонью вверх.

Витарка мудра (санскр. vitarka, букв. проницательность, понимание, размышление, взвешивание, рассмотрение; духовный учитель, обучающий божественной мудрости) - символический жест дебатирующего, жест во время диспута и во время изложения Учения. В этой мудре кончики большого и указательного пальцев сомкнуты, остальные пальцы направлены вверх. Это жест бодхисаттвы Майтреи, некоторых других божеств и святых. Эта мудра имеет большое количество вариантов в Махаяне в Восточной Азии.

Джняна Мудра. Рука находится на уровне груди, а большой и указательный пальцы снова образуют Колесо Закона.

Карана Мудра. Жест, которым изгоняют демонов, удаляют препятствия, такие как болезни или негативные мысли. Эта мудра также известна как Tarjana мудра [7].

В буддизм мудры пришли из индуизма. Впоследствии мудры стали одной из составляющих буддийской иконографии: определенное положение рук в каждом изображении Будды несет в себе особую тайную символику. В качестве динамических жестов «мудра» противопоставляются статическим - тем, которые изображаются в скульптуре и других произведениях культового искусства. В мудре, как и в мантре, адепт посвящается учителем, мудры должны осуществляться точно по правилам - совершаемые неправильно, они, согласно ваджраянистам, обесценивают магический акт. Составляя одну из «мистерий» ваджраянского буддизма, мудры стали отдельным предметом специальных учебных и «теоретических» пособий как один из трех компонентов культового действа - действие телом наряду с действием словом (мантра) и действием мыслью (созерцательная практика -дхьяна). Учение о мудрах излагается в специальных ритуаловедческих текстах ваджраяны (садханах) и в таких известных произведениях, как Манджушримахакальпа.

Единой классификации мудр в буддизме ваджраяны, по-видимому, не существует, однако имеются определенные классификационные принципы. Наиболее «прозрачны» те из них, которые опираются на символическое истолкование «действий телом». Так, в жесте созерцания (дхьяна-мудра) большие пальцы рук могут образовывать треугольник, символизирующий три Драгоценности буддизма - Будду, Учение (Дхарма) и Общину (Сангха). Данный жест моделирует прозрение Буддой четырех Благородных Истин (к другому классу относится в смысловом отношении близкий жест размышления -чинмудра). Жест прикосновения к земле (бху-миспарша мудра), совершаемый правой рукой, ассоциируется с победой Будды над царем демонов Марой, препятствовавшим достижению им «просветления» и призыванию Земли в свидетели его победы [8].

Важной проблемой является осмысление философско-религиозной основы произведения искусства, умение автора донести до зрителя духовное содержание художественного образа и

в наиболее выразительной форме проявить свое отношение к происходящему.

Понимание буддийской символики помогает в полной мере оценить буддийское искусство, а через него получить представление о жизни и учении Будды. Обладая символическим значением, жест является знаком. Содержание и форма жеста в буддийском искусстве - важное средство организации пространства и художественный прием, раскрывающий суть художественного образа. Жест является важной компонентой художественного образа, а жестовая пластика - одним из важных средств его выразительности. Эти четкие жесты имеют особое значение и являются одной из форм невербальной коммуникации, которая ссылается на символические жесты, проникнутые разнообразным духовным смыслом.

Литература

1. URL:

http://www.urbandharma.org/udharma7/mudras.html

2. ЙШ. (Сиянг Хунг

Дзя. Справочник по буддийской символике). - 2006. -P.295.

3. ЙШ. (Сиянг Хунг

Дзя. Справочник по буддийской символике). - 2006. -P.298.

4. URL: http://www.probud.narod.ru./glav.html.

5. URL: http://www.buddhanet.net.

6. шш. (Сиянг Хунг

Дзя. Справочник по буддийской символике). - 2006. -P.297.

7. John C. Huntington. Mudra In Pan-Asian Buddhism Part 1: Primary Mudras of the Major Buddhas. - 1995. - P. 13.

8. URL:

http://www.thebigview.com/buddhism/mudra.htm.

9. Cassandra Vaughan. Buddhist Sculpture in Asia. -2003. - P. 55.

(Ие Джао Шень. Буддийское искусство) - 2001. - P. 20.

Сведения об авторах Дашиева Саяна Зэмбэевна - аспирант Педагогического университета Внутренней Монголии, лаборант кафедры философии БГУ, г.Улан-Удэ, e-mail: dharmasa-9@mail.ru.

Data on authors Dashieva Sayana Zembeevna - postgraduate student, Inner Mongolian Pedagogical University, laboratory assistant, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: dharmasa-9@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.