Научная статья на тему 'Жертвенный конь в верованиях теленгитов'

Жертвенный конь в верованиях теленгитов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ КОНЯ / ПАНТЕОН БОЖЕСТВ / КАМ / ЫЙЫК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Едешов А. А.

Данная статья посвящена верованиям теленгитов народу Горного Алтая. Культ коня получил в традиционных верованиях теленгитов наибольшее развитие. Опираясь на полевые этнографические материалы, собранные на территории Кош-Агачского района Республики Алтай в 2011 г. автор определяет роль данного животного в обрядовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жертвенный конь в верованиях теленгитов»

ЖЕРТВЕННЫЙ КОНЬ В ВЕРОВАНИЯХ ТЕЛЕНГИТОВ

© Едешов А.А.*

Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск

Данная статья посвящена верованиям теленгитов народу Горного Алтая. Культ коня получил в традиционных верованиях теленгитов наибольшее развитие. Опираясь на полевые этнографические материалы, собранные на территории Кош-Агачского района Республики Алтай в 2011 г. автор определяет роль данного животного в обрядовой сфере.

Ключевые слова культ коня, пантеон божеств, кам, ыйык.

В традиционных верованиях и эпосе тюркоязычных народов Саяно-Ал-тая хорошо прослеживается культ коня. Причины формирования данного культа у этих народов весьма известны и понятны. Возможности, которые получили древние кочевники этих мест, приручив лошадь, вполне объясняют обстоятельства появления этого культа.

Мифологические представления о коне весьма разнообразны. Культ коня просматривается во множестве форм. Во-первых, в религиозной практике теленгитов бытует обряд посвящения домашних животных духам и божествам. Существует две формы: первая - тайылга и вторая - ыйык. Первая форма посвящения животного связанна с представлениями теленгитов о подземном мире. Вторая связанна с представлениями о двух других мирах: небесном и земном. Во-вторых, в памяти народа сохраняются представления о коне как о животном, охраняющим Алтай от вражеских сил. Это представление связанно с сакральным культом правителя каана (кагана). И третье, что необходимо отметить, это представление людей о сакральной связи человека с конем в течение всей его жизни [1].

Очень интересно представлен культ коня в мировоззрении якутов. Особенно ценно наличие определенного божества Дьхогой считавшегося создателем и покровителем коней. Его относили к пантеону небожителей и представляли в образе коня. Якуты приписывали коням небесное происхождение. Коней умерщвляли в жертву или, оставляя живыми, посвящали высшим божествам в качестве священных животных (ытык). Умерщвляемых коней приносили в жертву некоторым высшим божествам путем сожжения. Посвященных же (ытык) коней отпускали иногда на волю, угоняя как можно дальше в малообитаемые места, чтобы они не могли вернуться в табун [2, с. 165].

Подобная традиция бытует и у теленгитов. В пантеоне божеств этого народа особое место занимает божество Бий Абы каан, которое по представлениям людей связанно с миром животных. Это божество относится к «не-

* Аспирант кафедры Археологии и всеобщей истории. Научный руководитель: Ямаева Е.Е., профессор кафедра Археологии и всеобщей истории, доктор исторических наук.

Исторические науки

31

бесным». Необходимо отметить что, как и другим небесным божествам в отношении данного явления связывается определенный ритуал почитания [1].

Особенности ритуала, где использовали лошадь, заключается в том, что оно проводится в новолунье. Ритуалом должен руководить кам (шаман), так как он имел представление о правильности ритуальных действий. В качестве посвященного животного используются кобылы светлой масти. По рассказам респондентов, данный ритуал называется ыйык. Этот обряд имеет так называемый «семейный уровень» (родовое значение). Проводится он в исключительных случаях, когда заболел человек или при постоянном падеже скота в хозяйстве. Во втором случае четко оговаривалось место и время проведения. Одним из важнейших элементов обряда посвящения являлось определение угодности животного божеству. Определение пригодности животного определяли следующим образом. Первый способ путем использования чашки, которую ставили на спину животного и дальше смотрели, как она упадет. Верной приметой годности являлись также дрожь, потение животного во время обряда [3, с. 178-179]. После определения пригодности животное окропляли молоком, привязывали к гривне ритуальную ленту ]алама белого цвета. В проведении обряда шаман был облачен в ритуальную одежду, которая включает шапку кош борук, при изготовлении которой использовали перья совы, ритуальный костюм - ман]ак, бубен - тунур и колотушку - орбу. Весь процесс сопровождался ритуальными текстами - ал-кыш сос. После окончания обряда животное паслось в стаде. Данный ритуал выявляет господство идеологии шаманизма [1].

В мифологии теленгитов образы коня и человека неразрывно взаимосвязаны и, дополняя друг друга, составляют единое целое. К примеру, в мифе о появлении людей повествование начинается с рассказа об одиноком охотнике с конем, который долгие годы странствовал по земле в надежде найти людей. И всё же возможность появления человека обуславливалось велением «небесных» божеств и спуском с неба женщины. Надо отметить, что данный миф был записан и ранними исследователями [4]. Но не был зафиксирован инициальный мотив об одиноком парне с конем. За исключением этого все фигурирующие в данном мифе мотивы встречаются в алтайской мифологии [5, с. 102-106].

Таким образом, в традиционной культуре теленгитов культ коня занимает особое место. Составными элементами данного культа были религиозно-магические действия (обряды), которые осуществлял кам (шаман) и взаимосвязь человека и коня, присущее кочевым народам.

Список литературы:

1. Полевые материалы экспедиции автора в Кош-Агачский район, Республики Алтай (октябрь 2011 г.) Информант: М.А. Турлунова, 1932 г.р, с. Кош-Агач.

2. Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. - Л., 1977. - С. 164-178.

3. Дьяконова В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). - Горно-Алтайск: «Юч-Сумер», 2001. - 223 с.

4. Радлов В.В. Образцы литературы народов Южной Сибири и Джун-гарской степи. Т. 1. - СПб., 1866.

5. Ямаева Е.Е. Алтайские мифы творения в трудах В.В. Радлова // «Немецкие исследователи на Алтае». Материалы научной конференции с международным участием, посвященный 170-летию со дня рождения В.В. Рад-лова 19-21 июня 2007 г. - Горно-Алтайск, 2007. - С. 102-106.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

© Ситохова А.Р.*

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

В статье рассматриваются актуальные вопросы современной энергетической политики России на Южном Кавказе. Приоритеты России данном регионе сосредоточены в нефтегазовой сфере.

Ключевые слова энергоресурсы, энергетические интересы России.

С провозглашением независимости трех государств Южного Кавказа российские интересы в данном регионе не ослабевали. Для России территория бывшего Советского Союза в особенности Южный Кавказ является сферой ее жизненно важных интересов в области экономики, обороны и национальной безопасности.

За последние десятилетия Южный Кавказ стал зоной соперничества между Россией и Западом. Сферой национальных интересов России является отстаивание позиций страны в каспийском регионе. Политика стан Запада направлена на искоренение российского влияния на данной территории путем более широкого доступа к западным рынкам и нейтрализации попыток создания нового союза под эгидой Российской Федерации.

Сосредоточение значительных запасов нефти в каспийском регионе обусловило его стратегическую значимость не только для России, но и для ведущих мировых держав.

* Магистрант. Научный руководитель: Чикаидзе Ц.М., доцент кафедры Новой, новейшей истории и исторической политологии, кандидат исторических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.