Научная статья на тему 'Женское лицо войны: образ женщины в плакатном искусстве периода Второй мировой войны'

Женское лицо войны: образ женщины в плакатном искусстве периода Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5972
693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВОЕННЫЙ ПЛАКАТ / ОБРАЗ / ЖЕНЩИНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ИМАГОЛОГИЯ / WORLD WAR II / WAR POSTER / IMAGE / WOMAN / HISTORICAL IMAGOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна, Филиппова Татьяна Владимировна

В статье представлены результаты сравнительного анализа образа женщины в плакатном искусстве периода Второй мировой войны. Авторы предлагают типологизацию женских образов и показывают их различие для СССР и других стран участниц Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Female Face of the War: Women Images in Poster Art at the Period of World War II

The article provides a comparative analysis of women images as they were presented in the art of posters of World War II period. The authors propose an original typology of women images and demonstrate the difference between them in war posters of the USSR and other countries which participated in World War II.

Текст научной работы на тему «Женское лицо войны: образ женщины в плакатном искусстве периода Второй мировой войны»

УДК 94«1939/45»-055.2

Алиева Л. В., Филиппова Т. В.

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ВОЙНЫ: ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПЛАКАТНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье представлены результаты сравнительного анализа образа женщины в плакатном искусстве периода Второй мировой войны. Авторы предлагают типологизацию женских образов и показывают их различие для СССР и других стран — участниц Второй мировой войны.

Ключевые слова: Вторая мировая война, военный плакат, образ, женщина, историческая имагология.

«У войны не женское лицо...», отметила в одноимённом произведении Светлана Александровна Алексиевич. И действительно, несмотря на то, что само слово «война» женского рода, война считается мужским делом практически в любой культуре. Что делать женщине на войне, в атмосфере психологических перегрузок, в окружении смерти? Рыть окопы, ползать в грязи, стрелять и убивать? Выносить на себе — среди стонов, проклятий и моря огня — истекающих кровью раненых? Нет, определённо, женщине незачем соприкасаться с этим миром смерти, ведь война в своей изначальной сущности, как средство уничтожения, как синоним смерти, противопоставлена женщине как символу жизни.

И тем не менее, женщине пришлось принять участие в одном из самых кровавых событий в истории ХХ в. — Второй мировой войне. Роли женщины в этой войне были весьма конкретными и совершенно разнообразными, и перечислить их все не только не представляется возможным, но и не входит в круг задач данной статьи, призванной рассмотреть образ женщины, формируемый пропагандистами стран-участниц Второй мировой войны с помощью военных плакатов. Изучение образов женщин в конкретном историческом контексте позволяет воссоздать широко распространённые, «разлитые» в обществе по-

21

литические, социокультурные и иные идеалы, так как образы женщин были своеобразной проекцией этих представлений.

Женская тема в плакатном искусстве — оригинальный пласт образов, в котором наслоились друг на друга действительное и желаемое, факт и фантазия, агитационная тенденциозность и предвидение; где одни события представлены в избытке, а другие не отражены совсем; где каждый сюжет и изображение облечены в ту форму, которую диктует стиль военного времени. Эта тема настолько многогранна, что даже «нестыковки» реальности и художественного вымысла, чрезмерно отражённого и оставшегося в тени, также показательны, как и сам женский образ, многоликий и многогранный.

Плакаты, созданные в Великобритании, США, СССР, Германии, Италии и др. странах, принявших участие во Второй мировой войне, по праву могут считаться одним из высочайших достижений массовой культуры ХХ в. В силу особенностей своего жанра, военные агитационные плакаты доносят до нас образ типичной женщины военного времени, выступающей в нескольких ипостасях: Родины, матери, жены, соратницы/боевой подруги, труженицы тыла и др.

Патриотические настроения военного времени воплотились в образе женщины-Родины. Как только СССР вступил в войну, был разработан собственный, ставший легендарным, рекрутинговый плакат — «Родина-мать зовёт!» Ираклия Тоидзе (1941 г.) (рис. 1)1. Вместо того, чтобы использовать фигуру мужчины с пронзительными глазами цвета стали, в Советском Союзе использовали символический образ немолодой женщины, которую автор наделил лучшими чертами современницы — силой, мужеством, решительностью. Показать основную идею плаката, а также достичь сильного эмоционального воздействия автору позволило изображение обобщённых, лишённых персонификации черт женщины, являющейся метафорой Родины, напрямую обращавшейся к зрителю. 1

1 Тоидзе И. «Родина-мать зовёт» / / Плакаты войны и победы. 19411945. М.: Контакт-Культура, 2005. С.3. URL: http: / / magru.net/pubs/470/ Plakaty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения:

25.04.2015).

22

Зимой 1941 г. был напечатан полный трагизма плакат Нины Ватолиной «Фашизм — злейший враг женщин!» (рис. 2)2. Так же как и И. Тоидзе, Н. Ватолина располагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов — красного и чёрного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица женщины, в её жесте, призывающем на борьбу с фашизмом.

Федор Антонов в работе «Сын мой! Ты видишь долю мою...» (1942 г.) (рис. 3)3 изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню. Она словно остановилась на секунду, скорбно причитая, она просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разорённая, призывающая помочь и защитить её Родина-мать.

В плакате Дементия Шмаринова «Воин, ответь Родине победой!» (1942 г.)4 (рис. 4) также используется аллегорическое изображение Родины, но уже в виде более молодой женщины, в руках у которой автомат и сноп пшеницы. Это — новый образ, образ более молодой женщины, не только неустанно работающей в тылу, но и готовой каждую минуту встать в ряды воинов с оружием в руках.

Образ Родины в работах советских плакатистов был собирательным: женщина-Родина напоминала советским мужчинам о матерях, жёнах, бабушках, сёстрах, которых они потеряли

2 Ватолина Н. «Фашизм — злейший враг женщин!» // Онлайн-

журнал «Школьнику». URL: http://joumaI-shkolniku.ru/voen-

plakat.html (дата обращения: 24.04.2015).

3 Антонов Ф. «Сын мой! Ты видишь долю мою...» // Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации. URL: http: / / www.goskatalog.ru/ data/items/00000001000000/000000100000/100 0020000/20003000/ sin_moy_ti_vidish_dolyu_moyu_gromi_fashistov_v_svy atom_boyu_plakat_1982483/index.php (дата обращения: 24.04.2015).

4 Шмаринов Д. «Воин, ответь Родине победой!»// Плакаты войны и

победы. 1941 — 1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 85. URL:

http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

23

(или могли потерять) в результате жестокого немецкого вторжения на территорию своей Родины.

Образ женщины-Родины в плакатах США5 (рис. 5) не столь драматичен, что и понятно: для этой страны война была далека и не столь страшна. На плакатах мы видим довольно кокетливый женский образ Родины, которая олицетворяет собой, скорее, не патриотический призыв, а обращение коммерческого характера, в частности, к приобретению военных облигаций — чрезвычайно популярной теме американской пропаганды6.

Образ женщины-Матери являлся символом самых светлых ассоциаций в мире насилия и крови. В американском плакате образ матери чаще всего не представлен, здесь в гораздо большей степени представлен типаж «женщины-подруги»7 (рис. 6 — 8). Чаще всего на плакатах женщины фигурируют в одиночку, без детей. Кокетливость и шарм — вот основные черты героинь таких плакатов8 (рис. 9), которые, опять-таки, преследуют преимущественно рекламные цели.

В советском же плакате мужественная жертвенность женщины вытесняет все остальные признаки. Лирический образ нехарактерен для сталинских художников, они ищут в женском облике матери драматически «правильные» характеристики «матери-героини». Женщину-мать на советских плакатах чаще

5 Woodburn Thomas. "Then Now Forever" / / Original Vintage Movie Posters. URL: http://originalvintagemovieposters.com/then-now-forever-united-states-army-original-world-war-2-recruitment-poster/ (дата обращения: 24.04.2015).

6 American Women, World War II and Propaganda. URL: https://uki16.wordpress.com/war-bond-posters/ (дата обращения:

24.04.2015).

7 Sarra V. "I'll Carry Mine, too" // URL: http://imgur.com/uQJfjaF (да-

та обращения: 24.04.2015); Rozen J. "Won't you give my boy a chance to gеt home?" // The American Legion. URL: http://www.legion.org/posters ?page=4&row=14 (дата обращения: 24.04.2015); Hiller L. A. "Be With Him at Every Mail Call" / / Washington State University. URL:

http://content.libraries.wsu.edu/ cdm/ ref/collection/ propaganda/id/203 (дата обращения: 24.04.2015).

8 Оделл Г. К. «Уберите эти руки от них! Покупайте облигации победного займа нового выпуска!» // Родс Э. Пропаганда (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны) / / История войны. URL: http://www.cartalana.ru/war-36.php (дата обращения: 24.04.2015).

24

отличают простые черты лица, сосредоточенный и пристальный взгляд. Типичным примером советского женского образа матери является ее изображение Виктором Ивановым на плакате «Мсти за горе народа!» (1942 г.)9 (рис. 10). Горе всех матерей советских воинов отобразил на плакате «Горе матери (Будь проклят фашизм!)» (1943 г.) Николай Жуков10 11 (рис. 11).

Тема матери раскрывается на плакатах военного времени и в другом аспекте. Это плакаты, изображающие детей с матерями. В данном случае образ женщины-матери представляет собой, скорее, образ женщины-жены, оставшейся с ребёнком после ухода мужа на фронт. Один из очень страшных примеров такого образа — плакат «Воин Красной Армии, спаси!» Виктора Корецкого (1942 г.)11 (рис. 12). Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Древний, архетипический мотив — мать с сыном на руках — получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет обычных для таких сцен идиллических черт, сердечности и теплоты; здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности. В. Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины-матери, женщины-жены, которая символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором.

Другой пример всё того же тяжелого 1942 г. — «Освободи!» Кукрыниксов12 (рис. 13), изображающий связанных, впряжённых в телегу и понукаемых врагом женщину с ребёнком и старика. В этом плакате обращение к целевой аудитории менее пафосное, на более интимном уровне: напоминание о семье, о

9 Иванов В. «Мсти за горе народа!» // Любители истории. URL: http://myhistori.ru/blog/43253663121/Voin-Krasnoy-Armii,-spasi!-Plakatyi-voennyih-let?page=2 (дата обращения: 24.04.2015).

10 Жуков Н. «Горе матери (Будь проклят фашизм!)» // LiveInternet.

URL: http://www.liveintemet.ru/ users/2010239/post218581488/ (дата

обращения: 24.04.2015).

11 Корецкий В. «Воин Красной Армии, спаси!» // Плакаты войны и

победы. 1941—1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 94. URL:

http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mo de=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

12 Кукрыниксы. «Освободи!» // WikiArt. URL: http://www.wikiart.org / ru/kukryniksy/liberate (дата обращения: 25.04.2015).

25

ждущих помощи людях, при виде которых каждый вспоминал своих родных.

На военных плакатах мы находим и иные картины: убитых женщин, за которых призывают отомстить их оставшиеся в живых дети13 (рис. 14), или же, напротив, убитых детей, с призывом о мести за которых обращаются матери14 (рис. 15). Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве, прежде всего, советских художников-плакатистов периода Второй мировой войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей — твоя жена, твой ребёнок, твоя мать, обращающихся с призывом «Отомсти!», «Освободи!», «Спаси!». Армии воевали, а с плакатов молча взывали женщины и дети, оставшиеся на оккупированной врагом территории.

Таких драматических образов мы не находим на плакатах, например, США. Наоборот, можно даже сказать, что эти плакаты доносят до нас образ счастливого материнства и детства15 (рис. 19, 20).

На фронтах Второй мировой сражались не только семейные мужчины, но и молодые парни, ещё не успевшие обзавестись семьёй. Зачастую их на оккупированной территории ждали молодые девушки, которым грозили не только смерть или отправка на принудительные работы, но и более страшные для любой девушки физическое насилие, надругательство, являвшиеся одним из проявлений вражеской агрессии. В адрес таких солдат было направлено множество плакатов, среди которых: «Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеров-

13 Нестерова-Берзина М. «Папа, убей немца!» // Аукционный дом «Гелос». URL: http://www.gelos.ru/month/ dec2013book/bigimages/nc61 30-5.jpg (дата обращения: 25.04.2015).

14 Шмаринов Д. «Отомсти!» // Плакаты войны и победы. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 88. URL: http://magru.net/pubs/470/Plak aty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения:

25.04.2015).

15 "America will be as strong as her women" / / URL:

https: / / www.flickr.com/ photos/usnationalarchives/5532512140/ (дата

обращения: 25.04.2015); "We'll Have Lots to Eat This Winter, Won't We, Mothеr?" // URL: http://digital.lib.umn.edu/IMAGES/reference/mswp/ MPW00250.jpg (дата обращения: 25.04.2015).

26

ским солдатам» Федора Антонова (1942 г.)16 (рис. 16), «Вся надежда на тебя, красный воин!» В. С. Иванова, О. К. Буровой (1943 г.)17 (рис. 17), "Difendila!" («Защитите!»)18 (рис. 18).

Значительное место в плакатном искусстве Второй мировой войны занимает образ женщины-соратницы/боевой подруги. Мужчина в военное время служит стране, у него нет возможности отвлекаться от основной цели, поэтому рядом с ним мы видим сильную женщину, основное назначение которой — неотступно следовать за ним, всячески помогать и даже — спасать. Такой мы видим женщину на плакатах практически всех упомянутых государств19 (рис. 21-26). Фронту требовалось подкрепление и женские силы, поэтому женщины на плакатах представлены, чаще всего, в образе равноправного бойца, спасительницы!.

16 Антонов Ф. «Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам» / / Плакаты войны и победы. 19411945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 87. URL: http://magru.net/pubs/470 / Plakaty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

17 Иванов В. С., Бурова О. К. «Вся надежда на тебя, красный воин!» // Самаржий областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабин а. URL: http://www.alabin.ru/ncoUection/index.php?node=2&con1=003& coll2=0020&suche=0#lnk0008 (дата обращения: 25.04.2015).

18 "Difendila!" («Защитите!») // Оружие. URL: http://warweapons.ru / agitatsionnyie-plakatyi-italiya/ (дата обращения: 25.04.2015).

19 Корецкий В. «Дружинницы Красного креста! Не оставим на поле

боя ни раненого, ни его оружия» / / Плакаты войны и победы. 19411945. М.: Контакт-Культурa, 2005. С. 70. URL: http://magru.net/pubs/470 / Plakaty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обраще-

ния: 25.04.2015); Корецкий В., Гицевич В. «Вставай в ряды фронтовых подруг...» // Военное обозрение. URL: http://topwar.ru/190-voenn ye-antifashistskie-plakaty-chast-vtoraya.html (датa обращения: 25.04.2015); Foss J. "Serve in the WAAF with the Men Who Fly" // Imperial War Museu m. URL: http://www.iwm.org.uk/coUections/item/object/9764 (дата обращения: 25.04.2015); "Hilf siegen als Luftnachrichtenhelferin" («Помоги победить в качестве помощницы воздушного информирования») // Плакаты. Награды. URL: http://softsalo.com/ german_3_reich_p ol/3_reich_agt_60.html (дата обращения: 25.04.2015); Boccasile G. "Servizio ausiliario femminile" // Galleria d'Arte Thule. URL: http://galleria. thule-italia.com/boccasilemilitare.html (дата обращения: 25.04.2015); Женщины во Второй мировой войне на американских

пластах // URL: http://tipolog.livejournal.com/139499.html?thread=1974 251 (дата обращения: 25.04.2015).

27

Одним из наиболее распространённых сюжетов для военного плаката был образ женщины-труженицы тыла, заменившей ушедшего на фронт мужчину в различных сферах профессиональной деятельности. Плакаты с изображениями тружеников тыла напоминали, что каждый час, каждая минута труда в тылу — это тоже удар по врагу. Многие плакаты на тыловые темы отражают роль женского труда, например, плакат Тео Ма-тейко "Hilf auch du mit!" («Помоги и ты!»)20 (рис. 27), на котором женщины изображены активными участницами фронта. Перекликается с названным плакатом по смыслу американский плакат "The girl he left behind, is still behind him" («Девушка, которую он оставил, стоит за его спиной»)21 (рис. 28). Очень популярным в США стал плакат художника Говарда Миллера "We can do it!" («Мы можем это сделать»)22 (рис. 29), выпущенный издательством «Вестингхаус» во время Второй мировой войны для Координационного комитета по военному производству в рамках национальной кампании, целью которой было привлечение женщин в ряды трудящихся. В условиях острой нехватки рабочей силы в военное время труд женщин был необходим, поэтому по итогам кампании предполагалось привлечь к работе даже женщин-домохозяек.

Плакаты с изображениями женщин-тружениц тыла прославляли и представляли в идеализированном виде роль трудящихся женщин Европы и Америки и утверждали, что нет необходимости при этом жертвовать женственностью. Женщины на этих плакатах изображались привлекательными, уверенными и полными решимости внести свой вклад в дело победы в войне. Среди изображений женщин-тружениц во время Второй мировой войны преобладает образ женщин, трудящихся на заводах и

20 Matejko T. „Hilf auch du mit!" («Помоги и ты!») // Library of Congress. URL: http://www.loc.gov/pictures/item/2004680167/ (дата обращения: 25.04.2015).

21 Treidler A. "The girl he left behind, is still behind him" («Девушка, которую он оставил, стоит за его спиной» / / Library of Congress. URL: http://www.loc.gov/pictures/item/95501843/ (дата обращения:

25.04.2015).

22 Miller J. H. "We can do it!" («Мы можем это сделать!») // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 25.04.2015).

28

фабриках. Как правило, это сильные, уверенные в себе женщины с неотъемлемыми атрибутами нового образа женственности — в комбинезоне и пёстром платке на голове.

В образах советских героических женщин-тружениц на тракторе, в поле, у станка и т. п. узнаются колхозницы и работницы предвоенного десятилетия, но художники-плакатисты, представляя зрителю работниц и крестьянок разных поколений, в том числе и совсем немолодых, раскрыли широкую гамму эмоциональных переживаний женщин, их изменение в соответствии с ходом боевых действий: озабоченные, тревожные в первые военные годы, они светлеют, озаряются улыбками по мере приближения войны к победному завершению23 (рис. 30, 31).

Нельзя не сказать об особом пласте плакатной культуры, который составляют образы «опасных женщин». Их изображения должны были предупредить о целом ряде опасностей, подстерегающих воюющих мужчин, к которым, прежде всего, относятся разглашение важной военной информации24 (рис. 32, 33) и венерические заболевания, получающие более широкое распространение в военное время25 * * * 29 (рис. 34). Женщины-шпионки на

23 Серов В. А. «Заменим!» // Плакаты войны и победы. 1941—1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 28. URL: http://magru.net/pubs/470/Plak aty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения:

25.04.2015) ; Корецкий В. «Прицел у нас один — Берлин» / / Плакаты войны и победы. 1941—1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 182. URL: http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mo de=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

24 Осторожно! Враг подслушивает — Плакаты Великобритании / /

URL: http://tipolog.livejournal.com/82149.html (дата обращения:

25.04.2015) ; Форстер Г. "Keep mum she's not so dumb! Careless talk costs

lives" («Держи язык за зубами — она не такая уж глупая! Неосторожная болтовня стоит жизней») / / The National Archives. URL:

http://www.nationalarchives.gov.uk/ theartofwar/prop/home_front/INF3 _0229.htm (дата обращения: 25.04.2015); "Telling a friend may mean telling the enemy" // Imperial War Museum. URL: http://www.iwm.org.uk/ colle ctions/item/ object/31835 (дата обращения: 24.04.2015).

25 Пропаганда половой гигиены среди солдат армии США / / Исто-

рия пропаганды. URL: http://propagandahistory.ru/1434/Propaganda-po

lovoy-gigieny-sredi-soldat-armii-SSHA/ (дата обращения: 25.04.2015);

Родс Э. Пропаганда (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны) // История войны. URL: http://www.cartalana.ru/war-27.php (дата обращения: 24.04.2015).

29

плакатах изображались «роковыми красавицами», которые производят впечатление «глупеньких», но, по мнению заказчиков плакатов, таковыми не являются. На их фоне невыигрышно выглядят женщины лёгкого поведения, общение с которыми чревато серьёзным ущербом здоровью. Плакатами с «опасными женщинами» правительства ряда стран-участниц Второй мировой войны подчёркивали, что боеспособность армии зависит не только от её патриотического настроя, поддержки со стороны мирного населения, но и от таких обстоятельств, как соблюдение правил личной гигиены.

Проведённый анализ плакатов периода Второй мировой войны, центральное место в которых занимают женские образы, позволяет сделать следующие выводы:

1. Наиболее часто женские образы используются на военных плакатах СССР и США.

2. Женские образы динамичны на протяжении всего периода войны и отражают степень успешности той или иной стороны в ходе боевых действий.

3. Плакаты СССР и Германии не отличаются широкой цветовой гаммой, в то время как на военных плакатах с изображениями американских, английских, итальянских, канадских женщин художники используют более разнообразные и яркие цвета.

4. Военные плакаты СССР на общем фоне отличает идеологическая насыщенность и глубокая содержательность женских образов.

5. На советских военных плакатах, как правило, присутствует образ героической женщины, в каких бы обстоятельствах она не находилась. Образы женщин на плакатах других стран (за исключением Италии, Испании) обладают женственностью, сексуальностью (зачастую не просто подчёркиваемой, а специально демонстрируемой), кокетливостью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Военные плакаты США и Великобритании носят в большей степени рекламный, нежели агитационно-прпагандистский, характер. Образы женщин на плакатах этих стран зачастую сопровождаются призывами коммерческого характера.

30

7. В плакатах используется современный по отношению к адресату культурный код, т. е. эстетические системы автора и получателя сообщения совпадают, что является залогом эффективности плаката, которую, впрочем, определить более или менее точно не представляется возможным.

Источники

Антонов Ф. «Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам» / / Плакаты войны и победы. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2005. 240 с. С. 87. URL: http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyn y_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

Антонов Ф. «Сын мой! Ты видишь долю мою...» // Государственный каталог музейного фонда Российской Федеpации. URL: http://www.goskatalog.ru/data/items/00 000001000000/000000100000/1000020000/20003000/sin_moy_ ti_vidish_dolyu_moyu_gromi_fashistov_v_svyatom_boyu_pla kat_1982483/index.php (дата обращения: 24.04.2015).

Ватолина Н. «Фашизм — злейший враг женщин!» // Онлайн-журтл «Школьнику». URL: http:/ /journal-shkolniku.ru/vo en-plakat.html (дата обращения: 24.04.2015).

Жуков Н. «Горе матери (Будь проклят фашизм!)» // Livelnternet. URL: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post218581 488/ (дата обращения: 24.04.2015).

Иванов В. «Мсти за горе народа!» // Любители истории. URL: http: / / myhistori.ru/blog/43253663121/Voin-Krasnoy-Armii, -spasi!-Plakatyi-voennyih-let?page=2 (дата обращения:

24.04.2015).

Иванов В. С., Бурова О. К. «Вся надежда на тебя, красный воин!» // Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина. URL: http://www.alabin.ru/ncollection/ mdex.php?node=2&coll1=003&con2=0020&suche=0#lnk0008 (дата обращения: 25.04.2015).

Корецкий В. «Воин Красной Армии, спаси!» // Плакаты войны и победы. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 94. URL: http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_ 1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

31

Корецкий В. «Дружинницы Красного креста! Не оставим на поле боя ни раненого, ни его оружия» / / Плакаты войны и победы. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 70. URL: http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_ 1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

Корецкий В. «Прицел у нас один — Берлин» // Плакаты войны и победы. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 182. URL: http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_ 1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

Корецкий В., Гицевич В. «Вставай в ряды фронтовых подруг...» // Военное обозрение. URL: http://topwar.ru/190-voennye-antifashistskie-plakaty-chast-vtoraya.html (дата обращения:

25.04.2015).

Кукрыниксы. «Освободи!» // WikiArt. URL: http://www.wikiart.or g/ru/kukryniksy/liberate (дата обращения: 25.04.2015).

Нестерова-Берзина М. «Папа, убей немца!» // Аукционный дом «Гелoс». URL: http://www.gelos.ru/month/dec2013book/bi gimages/nc6130-5.jpg (дата обращения: 25.04.2015).

Оделл Г. К. «уберите эти руки от них! Покупайте облигации победного займа нового выпуска!» // Родс Э. Пропаганда (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой вoйны) // История войны. URL: http://www.cartalana.ru/ war-36.php (дата обращения: 24.04.2015).

Серов В. А. «Заменим!» // Плакаты войны и победы. 1941 — 1945. М.: Контакт-Культура, 2005. 240 с. С. 28. URL:

http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

Тоидзе И. «Родина-мать зовёт» / / Плакаты войны и победы. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 3. URL:

http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

Форстер Г. "Keep mum she's not so dumb! Careless talk costs lives" («Держи язык за зубами — она не так уж глупа! Неосторожная болтовня стоит жизней») / / The National Archives. URL: http://www.nationalarchives.gov.u k/theartofwar/prop/home_front/INF3_0229.htm (дата обращения: 25.04.2015).

32

Шмаринов Д. «Воин, ответь Родине победой!»// Плакаты войны и победы. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 85. URL: http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_ 1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

Шмаринов Д. «Отомсти!» // Плакаты войны и победы. 1941 — 1945. М.: Контакт-Культура, 2005. С. 88. URL:

http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny_i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения: 25.04.2015).

"America will be as strong as her women" / / URL: https: / / www.flickr.com / photos / usnationalarchives /5532512 140/ (дата обращения: 25.04.2015).

Boccasile G. "Servizio ausihario femminile" // Galleria d'Arte Thule. URL: http://galleria.thule-itaha.com/boccasilemilitare.html

(дата обращения: 25.04.2015).

"Difendila!" («Защитите!») // Оружие. URL: http://warweapons.ru / agitatsionnyie-plakatyi-italiya/ (дата обращения: 25.04.2015).

Foss J. "Serve in the WAAF with the Men Who Fly" / / Imperial War Museum. URL: http://www.iwm.org.uk/collections/item/ob ject/9764 (дата обращения: 25.04.2015).

"Hilf siegen als Luftnachrichtenhelferin" («Помоги победить в качестве помощницы воздушного формирования») / / Плакиты. Награды. URL: http://softsalo.com/german_3_reic h_pol/3_reich_agt_60.html (дата обращения: 25.04.2015).

Hiller L. A. "Be With Him at Every Mail Call" / / Washington State University. URL: http: / / content.libraries.wsu.edu/cdm/ref/c ollection/propaganda/id/203 (дата обращения: 24.04.2015).

Matejko T. "Hilf auch du mit!" // Library of Congress. URL: http://www.loc.gov/pictures/item/2004680167/ (дата обращения: 25.04.2015).

Miller J. Howard. "We can do it!" («Мы можем это сделать») // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https: / / ru.wikipe dia.org (дата обращения: 25.04.2015).

Rozen J. "Won't you give my boy a chance to get home?" // The American Legion. URL: http://www.legion.org/posters7page =4&row=14 (дата обращения: 24.04.2015).

Sarra У. "I'll carry mine too". URL: http://imgur.com/uQJfjaF (дата обращения: 25.04.2015).

33

"Telling a friend may mean telling the enemy" / / Imperial War Museum. URL: http://www.iwm.org.uk/collections/item/object /31835 (дата обращения: 24.04.2015).

Treidler A. "The girl he left behind, is still behind him" («Девушка, которую он оставил, стоит за его спиной» / / Library of Congress. URL: http://www.loc.gov/pictures/item/95501843 / (дата обращения: 25.04.2015).

"We'll Have Lots to Eat This Winter, Won't We, Mother?" // URL: http://digital.lib.umn.edu/IMAGES/reference/mswp/MPW 00250.jpg (дата обращения: 25.04.2015).

Woodburn T. "Then Now Forever" / / Original Vintage Movie Posters. URL: http://originalvintagemovieposters.com/then-now-forever-united-states-army-original-world-war-2-recruitment-poster/ (дата обращения: 24.04.2015).

Литература

Женщины во Второй мировой войне на американских плакатах. URL: http://tipolog.livejournal.com/139499.html?thread=197 4251 (дата обращения: 25.04.2015).

Осторожно! Враг подслушивает — Плакаты Великобритании. URL: http://tipolog.livejournal.com/82149.html (дата обращения: 25.04.2015).

Плакаты войны и Победы. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2005. 240 с. URL: http://magru.net/pubs/470/Plakaty_voyny _i_pobedy_1941-1945?view_mode=roll#15 (дата обращения:

25.04.2015).

Mcropra пропаганды. URL: http://propagandahistory.ru/1434/Pr opaganda-polovoy-gigieny-sredi-soldat-armii-SSHA / (дата

обращения: 25.04.2015).

Родс Э. Пропаганда (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны) // История войны. URL: http://www.car talana.ru/war-27.php (дата обращения: 24.04.2015).

American Women, World War II and Propaganda. URL: https://uki16.wordpress.com/war-bond-posters/ (дата обращения: 24.04.2015).

34

Иллюстрации

Рис. 1. Тоидзе И. «Родина-мать зовёт!» (СССР, 1941 г.)

35

Рис. 2. Ватолина Н. «Фашизм — Рис. 3. Антонов Ф. «Сын мой! Ты

злейший враг женщин!» (СССР, видишь долю мою...» (СССР,

1941 г.) 1942 г.)

ВОИН,ОТВЕТЬ РОДИНЕ ПОБЕДОЙ!

Рис. 4. Шмаринов Д. «Воин, ответь Родине победой!» (СССР, 1942 г.)

36

Рис. 5. Вудбёрн T. «Тогда. Сейчас. Навсегда» (США, 1940 г.)

Рис. 6. Сара В. «Свою ношу я буду нести сама. Грузовики и шины нужно беречь для победы» (США, 1943 г.)

Be with him at every mail call

V-MAIL IS PftlVATf. ftfUABlf. PATRIOTIC

Рис. 7. Розен Дж. «Не дашь ли шанс вернуться моему парню домой? Не путешествуй, если только твоя поездка не помогает победить в войне» (США, 1944 г.)

Рис. 8. Хиллер Л. А. «Будь с ним в каждом письме» (США, 1945 г.)

37

Рис. 9. Оделл Г. К. «Уберите эти руки от них! Покупайте облигации победного займа нового выпуска!» (Канада, 1942 г.)

Рис. 10. Иванов В. «Мсти за горе народа!» (СССР, 1942 г.)

Рис. 11. Жуков Н. «Горе матери (Будь проклят фашизм!)» (СССР, 1943 г.)

38

Рис. 12. Корецкий В. «Воин Красной Армии, спаси!» (СССР, 1942 г.)

39

Рис. 13. Кукрыниксы. «Освободи!» (СССР, 1942 г.)

Рис. 14. Нестерова-Берзина М. «Па- Рис. 15. Шмаринов Д. «Отомсти!»

па, убей немца!» (СССР, 1942 г.) (СССР, 1941 г.)

40

БОЕЦ КРАСНОЙ АРМИИ!

Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам.

Рис. 16. Антонов Ф. «Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам» (СССР, 1942 г.)

Рис. 17. Иванов В. С., Бурова О. К. «Вся надежда на тебя, красный воин!»

(СССР, 1943 г.)

41

Рис. 18. «Защити! Это может быть твоя мать, твоя жена, твоя сестра, твоя дочь» (Италия, 1944 г.)

Рис. 19. «Америка будет сильна так же, как её женщины»

(США, 1941-1945 гг.)

"Well have lots to eat this # winter wont we Mother?

Рис. 20. «У нас будет много еды этой зимой, не такли, мама? Выращивай своё! Консервируй своё!» (США, 1943 г.)

42

Рис. 21. Корецкий В. «Дружинницы Красного креста! Не оставим на поле боя ни раненого, ни его оружия» (СССР, 1942 г.)

Рис. 22. Корецкий В., Гицевич В. «Вставай в ряды фронтовых подруг...»

(СССР, 1941 г.)

43

Рис. 23. Фосс Дж. «Служи в Женских вспомогательных воздушных силах. С мужчинами, которые летают» (Великобритания, 1941 г.)

Рис. 24. «Помоги победить, став помощницей воздушного формирования» (Германия, 1943 г.)

Рис. 25. Боккасиле Дж. «Женская Рис. 26. «Ради настоящего своей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вспомогательная служба» (Италия) страны и ради своего собственного

будущего! Обратитесь любой в ближайший призывной пункт вооруженных сил» (США, 1944 г.)

44

Рис. 27. («Помоги и ты!» (Германия, 1941 г.)

Рис. 28. Трайдер А. «Девушка, которую он оставил, стоит за его спиной» (США, 1943 г.)

ЗАМЕНИМ!

Рис. 29.Миллер Дж. «Мы можем это сделать!» (США, 1943 г.)

Рис. 30. Серов В. А. «Заменим!» (СССР, 1941 г.)

45

Рис. 31. Корецкий В. «Прицел у нас один — Берлин» (СССР, 1945 г.)

Itiss ТАк* U¥M

Рис. 32. Форстер Г. «Держи язык за зубами — она не так уж глупа! Неосторожная болтовня стоит жизней» (Великобритания, 1942 г.)

Рис. 33. «Разговор с другом может оказаться разговором с врагом» (Великобритания, 1942 г.)

46

Рис. 34. Маунт Р. «"Лёгкая" подруга распространяет сифилис и гонорею, которые без правильного лечения могут привести к слепоте, психическому расстройству, параличу, преждевременной смерти» (Великобритания, 1943 г.)

Алиева Людмила Владимировна, доцент кафедры русской истории, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: rada510@rambler.ru;

Филиппова Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры русской истории (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: rada510@rambler.ru.

The Female Face of the War: Women Images in Poster Art at the Period of World War II

The article provides a comparative analysis of women images as they were presented in the art of posters of World War II period. The authors propose an original typology of women images and demonstrate the difference between them in war posters of the USSR and other countries which participated in World War II.

Key words: World War II, war poster, image, woman, historical imagology.

Lyudmila Alieva, Associate Professor of the Department of Russian History, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); email: rada510@rambler.ru; Tatiana Filippova, Senior Lecturer of the Department of Russian History, Post-graduate Student of the Department of Pedagogy (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: rada510@rambler.ru.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.