Научная статья на тему 'Женская трудовая миграция как фактор социального преобразования (опыт качественного исследования)'

Женская трудовая миграция как фактор социального преобразования (опыт качественного исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
229
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фетисова Евгения Николаевна

Работа российских женщин в ночных клубах СевероВосточной Азии (hostess) это легальный бизнес, порождающий нелегальную деятельность (sex-услуги), которую следует отнести уже к сфере теневой экономики. У девушек, реализовывавших стратегию «hostess плюс проституция», происходит трансформация ценностной шкалы, они возвращаются в Россию с измененной психикой, уверенные, что при определенных обстоятельствах и условиях (ночные клубы Северо-Восточной Азии) проституция является такой же обычной работой, как продавец или бухгалтер. Подобный опыт трудовой миграции трансформирует мировоззрение женщин, изменяя их морально-этические, психологические установки, правила и нормы поведения, т.е. налицо институциональные изменения. В исследовании предпринята попытка проанализировать данный процесс. Также обращается внимание на положительные стороны работы hostess. Выступая носителями измененного социального сознания и, вместе с тем, успешной (достаточно часто) социально-экономической стратегии, женщинымигранты трансформируют гендерные стереотипы, осложняют полоролевую структуру общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женская трудовая миграция как фактор социального преобразования (опыт качественного исследования)»

Экономическая социология. Т. 9. № 1. Январь 2008 www.ecsoc.msses.ru

ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНОВ

Е.Н. Фетисова

ЖЕНСКАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

(опыт качественного исследования)

Фетисова Евгения Николаевна - к. филос. н., доцент кафедры философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск.

Email: alice@mail.27.ru

Работа российских женщин в ночных клубах СевероВосточной Азии (hostess) - это легальный бизнес, порождающий нелегальную деятельность (sex-услуги), которую следует отнести уже к сфере теневой экономики. У девушек, реализовывавших стратегию «hostess плюс проституция», происходит трансформация ценностной шкалы, они возвращаются в Россию с измененной психикой, уверенные, что при определенных обстоятельствах и условиях (ночные клубы Северо-Восточной Азии) проституция является такой же обычной работой, как продавец или бухгалтер. Подобный опыт трудовой миграции трансформирует мировоззрение женщин, изменяя их морально-этические, психологические установки, правила и нормы поведения, т.е. налицо институциональные изменения. В исследовании предпринята попытка проанализировать данный процесс. Также обращается внимание на положительные стороны работы hostess. Выступая носителями измененного социального сознания и, вместе с тем, успешной (достаточно часто) социально-экономической стратегии, женщины-мигранты трансформируют гендерные стереотипы, осложняют полоролевую структуру общества.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. трудовая миграция превратилась в неотъемлемую часть мировой экономики, оказав серьезное влияние на реструктуризацию рынков труда и формирование современных моделей занятости. Со стороны экономически развитых по сравнению с Россией стран существует постоянный спрос на неквалифицированный и низкооплачиваемый труд, который встраивается, как правило, в самые неформальные и теневые сектора экономики. Это часто выливается в нелегальные формы трудовой миграции, которые и являются объектом исследования ученых. Однако на Дальнем Востоке России женская трудовая миграция в основном имеет легальный характер. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в Дальневосточном регионе нет жестких миграционных барьеров, что обеспечивается большим

количеством фирм, имеющих лицензию на осуществление трудовой миграции в ночные клубы Северо-Восточной Азии (далее СВА). У девушек есть выбор, а требования к внешним данным или семейному статусу претенденток минимален. Заключение трудового контракта и выезд в желаемую страну не вызывает трудностей, поэтому связываться с теневыми криминальными структурами нет смысла. Во-вторых, в странах СВА очень развита сеть ночных клубов для мужчин, куда требуются молодые женщины (спрос превышает предложение). Ночные клубы являются неотъемлемой частью экономики данных стран и работают легально. Эти благоприятные условия не устраняют проблемы вывоза женщин в качестве sex-рабынь или нелегальной дешевой рабочей силы, но способствуют резкому снижению подобного риска.

Легальная трудовая миграция - популярный и растущий сегмент рынка труда. На Дальнем Востоке России за последние десять лет в ночных клубах СВА легально работало до 50 тыс. женщин от 18 до 38 лет (только в Хабаровске эта цифра достигает 20 тыс.)1. Если учесть, что все население Дальнего Востока примерно равно населению Москвы, то цифра получается внушительной. Трудовые мигрантки становятся особой прослойкой трудового населения Дальнего Востока, привнося изменения в экономическую и социальную сферы социума.

Актуальность темы исследования обусловлена также проводящейся в настоящее время политикой уменьшения риска последствий трудовой миграции. Ее главная цель -ликвидация нелегальной и обеспечение доступности легальной трудовой миграции, поэтому от глубины изученности проблемы напрямую зависит успех реформ. Чрезвычайная распространенность самих неформальных практик и теневых отношений, которые на этапе радикального реформирования общества по традиции начинают занимать ключевые позиции в сценариях поведения экономических агентов, диктует также необходимость изучать эти явления с позиций науки (на сегодняшний день о них больше пишут журналисты).

Цель настоящего исследования - проанализировать разрушение усвоенных норм и образцов поведения и одновременное производство норм эмерджентных в условиях новой социальной и этнокультурной среды, их влияние на социальные, экономические, гендерные установки трудовых мигранток. Объект исследования - трудовое миграционное сообщество (женщины) Дальневосточного региона. Предмет исследования - теневые экономические практики hostess. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлено исследование, - рассмотреть новый институциональный порядок, складывающийся в сфере hostess под влиянием неформальных практик и представленный формирующимися теневыми институтами.

Предлагаемые методы и подходы

Концептуальные основы исследования определяются институциональным подходом (Д. Норт), позволяющим описать институциональный характер социальной среды, в которой реализуют свои стратегии девушки-hostess.

Методы определяются поставленными задачами и, в зависимости от этапа работы, представлены двумя группами: методами сбора данных и методами их интерпретации и анализа. На стадии сбора недостающих данных2 были проведены:

1 Например, в Хабаровске регулярно дают рекламу 19 фирм, имеющих лицензию на осуществление трудовой

миграции женщин в страны СВА (через одну только фирму «Сакура», которой почти 10 лет, ежегодно выезжает до 300 женщин).

2 Настоящее исследование также использует готовую эмпирическую базу, собранную автором в ходе реализации проекта «Теневые экономические практики в сфере женской трудовой миграции: институциональная трансформация (на примере практики "hostess" в ночных клубах Северо-Восточной

1. Серии углубленных интервью с женщинами, работавшими в ночных клубах СВА. Отбор

респондентов, в силу частичной закрытости информации и труднодоступности контактов, осуществлялся методом «снежного кома»3.

2. Серии проблемно-ориентированных интервью с трудовыми мигрантками, которые вышли

замуж за японцев - бывших «гостей» ночных клубов.

3. Серии экспертных интервью с работниками фирм, непосредственно осуществляющих отправку девушек на работу в Японию, Южную Корею, Китай.

На стадии интерпретации и анализа полученных данных в качестве основной аналитической техники использовался фрейм-анализ. Поскольку формально контекст интервью был задан, различия, подбор слов, уход от определенных вопросов, синтаксические формы подачи клише, собственного мнения, тема-рематическое членение, маркеры раздела темы вопроса и дополнительной темы, появившейся по теме респондента, индикаторы иллокутивной силы высказывания - дают определенную социологическую информацию, служат индикаторами определенных стратегий.

Кроме того, осуществлялся дифференциальный анализ текстов интервью на предмет описания структуры фреймов, определяющих данный тип дискурса (в терминологии Т. Ван Дайка)4. Осуществлялась классификация всех индикаторов, и из них конструировались фреймовые «терминалы» нижних уровней. В качестве фреймов выделялись основные «проблемные комплексы» интервью, которым в структуре дискурса респонденты приписывали различные субфреймы (признаки, смыслы) и правила перехода от одного фрейма к другому.

Дальнейшая методика свелась к выделению и описанию «устойчивых смысловых комплексов» (суперфреймов, объединенных правилами перехода), вычленении типологии структурирования дискурса, стратегий «теневого поведения» в сфере миграционного бизнеса.

В качестве основного инструмента исследования используется неоинституциальный подход5, который акцентирует внимание на том факте, что результат экономической деятельности субъекта будет зависеть от его модели поведения и условий, в которых эта модель реализуется (institutions matter).

Процесс социокультурной адаптации и институциональная трансформация

В ходе исследования все виды трудовой деятельности женщин в ночных клубах СВА (танцы, обслуживание столиков и др.) определяются обобщающим понятием hostess.

Сфера hostess очень специфична. Во-первых, девушкам приходится работать вне России, в условиях другой культуры. Во-вторых, работа в ночных клубах ассоциируется с сексуальной и околосексуальной деятельностью, что подтверждается теневыми экономическими практиками hostess. Это ведет к трансформации ценностной шкалы мигранток,

Азии)». Договор № 2005-069. Было собрано и обработано 57 углубленных интервью с женщинами -трудовыми мигрантками, 5 проблемно-ориентированных интервью с трудовыми мигрантками, которые вышли замуж за японцев - бывших «гостей» ночных клубов; 5 экспертных интервью с работниками фирм, непосредственно осуществляющих отправку девушек на работу в Японию, Южную Корею, Китай.

3 См. об этом: [Ковалев, Штейнберг 1999].

4 [Van Dijk 1991].

5 О неоинституциональной теории см.: [Еggertsson 1997; Kasper, Streit 1998; Furubotn, Richter 2005].

институциональным изменениям. В-третьих, возвращение на Родину сопровождается еще одним сильным стрессом.

Исследование выявило ряд проблем, прогнозируемых на теоретической стадии (перевес теневой стороны сферы hostess (sex-услуги), институциональная трансформация ценностной шкалы, длительные депрессии, ухудшение здоровья и др.). Неожиданностью стал факт, что все девушки негативно отзывались о России после пребывания в СВА. Свои чувства они описывали выражениями, которые можно объединить понятием «культурный шок». В исследовании под ним понимается реакция человека на другую культуру, сопровождаемая стрессом, трансформацией ценностной шкалы, приобретением новых навыков, моделей поведения.

Уникальность hostess в том, что мигрантки испытывают двойной культурный шок. Первый -в процессе адаптации в СВА, а второй - после приезда обратно в Россию. Они еще не стали своими в Японии, но уже не являются стопроцентными россиянками [Эмилия, 22 года]. Они как бы находятся на краю двух культур, но не принадлежат ни одной. Чем больше мигрантки привыкают к чужой культуре, тем больше отдаляются от своей. Балансирование на грани двух культур создает для женщин маргинальную среду, влияющую на них не самым благоприятным образом.

Выделяется несколько критических моментов в процессе социокультурной адаптации трудовых мигранток в СВА.

1. Знакомство. Первое знакомство с более стабильной страной вызывает у мигранток прилив положительных эмоций. На этой стадии наблюдается преувеличенно позитивное отношение к преимуществам богатой страны, ее индустриальному превосходству, высокому качеству жизни. Однако «чужая» институциональная система, которая существует зачастую по неформальным принципам (клубы hostess), меняет восприятие социальных институтов, привычных на родине. Трудовые мигранты попадают в мир жестких социальных регулятивов, побуждающих применять особые стратегии поведения, не приемлемые в прежней жизни. Это, в свою очередь, ведет к резкому изменению ценностной шкалы девушек hostess, затрагивающих представление об институциональном6 нормировании общества в целом. Начало этого процесса характеризуется как «кризис».

2. Кризис. На второй стадии положительный эмоциональный настрой постепенно снижается вплоть до депрессивных состояний, неприязненного отношения к азиатам, желания вернуться в Россию. Девушки объясняли подобные депрессии тем, что Япония оказалась настолько «другой», что им приходилось «ломать» себя, менять привычки, способы и нормы поведения. Трудности перейти барьер зависят от индивидуальных особенностей личности и от мотивов и ожиданий, которые мигрантки ставили перед поездкой. Главными трудностями были языковой барьер, неприятие и непонимание норм поведения японцев и их обычаев. Специфика работы в ночных клубах усложняет кризисный период социокультурной адаптации. Такая работа проецирует Японию однобоко.

Атмосфера ночных клубов обнажает отрицательные стороны новой реальности. Идентификация правил, норм поведения, объяснение их изменения одновременно означает определение ситуации выбора и изменение ее характеристик. Поэтому институты (в рамках неоинституционализма) можно определить как правила игры. Эти правила возможно изменять или обходить в зависимости от социальной среды, в которой они действуют. Сама деятельность hostess диктует изменение правил, которое проявляется через деформацию ценностной шкалы. Этот процесс мы анализируем с помощью фрейм-анализа.

6 Под институтами в современной экономической теории понимаются правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение (enforcement) [Норт 1997: 17].

Ключевым фреймом исследования стал концепт «трансформация ценностной шкалы». В терминал, связанный с этим концептом, вошли фреймы: ценность, норма, работа, чужой, мораль, sex-услуги, доход, контроль, любовник, депрессия, чаевые, запрет, контракт, любовь, независимость, здоровье, спиртное, родина, кризис, добровольность. На основании контент-анализа была построена корреляционная матрица основных категорий (см. приложение 1). Выделяется связный кластер (положительная корреляция): чужой, работа, sex-услуги, доход, любовник, чаевые, контракт, независимость, добровольность, спиртное, кризис, депрессия, запрет. Данная связь показывает, что деформация ценностной шкалы происходит за счет сексуальной стороны работы в ночных клубах СВА. С фреймом «мораль» отрицательно коррелируют фреймы «норма», «работа», «чужой», «sex-услуги», «доход», «контроль», «любовник», «независимость», «спиртное», «добровольность», что также подтверждает рабочие гипотезы о том, что в сфере hostess sex-услуги не просто допустимы, а желательны, но они ведут к изменению социального сознания женщин-мигрантов. А на начальном этапе институциональной трансформации эти изменения создают ощущение кризиса.

3. Процесс выздоровления. Постепенно девушки адаптируются к новым условиям. Каждодневное общение с японцами позволяет совершенствовать языковые навыки, приспосабливаться «к их странностям», улучшает качество работы, увеличивает чаевые, бонусы, число гостей и любовников. Начинает оправдываться главное ожидание - «хорошо заработать». Процесс институциональной трансформации запущен, на этой стадии sex-услуги начинают восприниматься как «нормальный заработок» [Алена, 38 лет].

Все вышесказанное характеризует теневые экономические практики в сфере hostess как групповую социальную норму, подчинение ей выгодно. Попадая в другую социальную среду, где прежние социальные нормы не выгодны, женщины легко от них отрекаются и принимают новые, которые в данный момент приносят вознаграждение. Элементарное социальное поведение здесь возможно истолковывать с точки зрения вознаграждений и издержек. Чем чаще какое-либо действие человека приводит к получению вознаграждения, тем вероятнее, что человек вновь поступит так же [Homans 1974: 16]. Девочки-hostess всякий раз получали выгоду (подарки, доллары и др.) за sex-услуги. При этом их действия одобрялись: хозяином клуба (он получал дивиденды, поэтому закрывал глаза), клиентом (он может стать постоянным гостем, что выгодно и клубу, и девушке).

Sex-услуги для hostess становятся составляющей успеха. Респондентки признавались, что с каждой новой поездкой они привозили все больше денег, полученных сверх их основной зарплаты. Если чаевые отнести к легальному заработку, то сверхприбыль складывается за счет «мужских денег» [Эмилия, 22 года]. Заработать «достаточно» денег сверх основной зарплаты без sex-услуг невозможно. Постепенно легальный заработок (по контракту) становится второстепенным, а основным - sex-услуги (см. табл. 1).

Таблица 1. Оценка респондентами допустимости sex-услуг в сфере hostess.

Насколько допустимы sex-услуги в сфере hostess? Распределение ответов, %

до поездки после поездки

Sex-услуги не допустимы 53 2

Sex-услуги уместны, если клиент симпатичен как человек 13 87

Sex-услуги уместны в любом случае, если они приносят прибыль 9 11

Почему девушки выбирали именно такой вид вознаграждения как наиболее ценный? Выбирая между альтернативными действиями, человек отдаст предпочтение тому, что обеспечит наивысшее значение величины, получаемой при умножении ценности результата,

как она воспринимается им в настоящий момент, на вероятность его достижения. Эта вероятность выше в сфере sex-услуг. Если бы девушки не получали поощрения со стороны работодателей и клиентов, то они, возможно, в качестве наиболее достижимых рассматривали менее ценные вознаграждения [Fiske et al. 1991].

Почему деформация ценностной шкалы произошла так быстро? Некоторые социальные психологи придерживаются точки зрения, что изменение нашего социального поведения происходит не столько под влиянием объективных обстоятельств, сколько под влиянием нашего собственного отношения к ним [Marcus, Zajonc 1985]. Приступая к исполнению новой роли, девушки чувствовали себя не в своей тарелке. Каждая вторая в интервью признавалась, что поведение «закоренелых» hostess вначале шокировало. Постепенно девочки принимали правила игры и становились похожими на своих предшественниц. Этот процесс требует изменения некоторых представлений о себе как устоявшейся личности. Так, часть респондентов считают, что есть обстоятельства, которые можно назвать оправдательными причинами для совершения действий, ранее не приемлемых. Анализ интервью позволяет сделать вывод, что sex-услуги в сфере hostess приемлемы как временное отступление от правил, как часть успешной роли в нестандартных условиях. Однако согласно «Я-концепции» [Майерс 2005: 49-67], самовосприятие руководит нашими мыслями, чувствами и действиями, и если мы позволяем себе действия, ранее не допустимые, они влияют и на наше «Я» через деформацию ценностной шкалы. Продажа своего тела постепенно становится на несколько месяцев повседневным опытом, который не может не оказать влияния на личность женщины. Возвращаются в Россию уже несколько иные люди, их представление о себе впитало то, что вначале было лишь игрой, временной ролью. Возможно, это обстоятельство объясняет тот факт, что девушки высказываются в поддержку «теневой» стороны hostess (см. табл. 2).

Все это характеризуется как процесс выздоровления и постепенного принятия правил игры в условиях другой культуры.

Таблица 2. Ожидания респондентов от поездки в ночные клубы Северо-Восточной Азии.

Ожидания респондентов от поездки Распределение ответов, %

Заработать деньги 100

Посмотреть богатую страну 85

Выучить язык 47

Выйти замуж за иностранца 21

Поменять обстановку 13

Победить стеснительность 6

Сбежать от родителей 4

Научиться нравиться мужчинам 4

4. Полная культурная адаптация. Мигранты никогда не становятся «своими» полностью, термин «полная культурная адаптация» весьма условен. На этой стадии девушки принимают Японию как не агрессивную среду и получают удовольствие от общения с ее жителями, от соприкосновения с ее обычаями, стилем жизни. Некоторые респонденты изучали особенности чайной церемонии, древние обычаи, мифологию, даже боевые искусства. Девочки говорили, что дома у них лежат альбомы по японской живописи и архитектуре. Любовь или симпатия к Японии «просыпалась» обязательно.

На этом этапе теневые экономические практики для мигранток становятся привычной работой, приносящей наибольшую выгоду. «Размах» реализуемых услуг определял настроение девушек, их дальнейшие жизненные стратегии. Чем больше поездок совершили женщины, тем более увереннее они говорили о будущем. Процесс институциональной трансформации на этом этапе замедляется. Девушки и на родине начинают реализовывать

новые стратегии поведения, привносить непривычные для России эмерджентные нормы, усвоенные в условиях чужой культуры.

5. Новое восприятие России. Возвращение на Родину для многих явилось еще большим стрессом, нежели адаптация в чужой среде. Одни говорили, что как только они сходили с трапа самолета, настроение падало, и через несколько дней они хотели вернуться в Японию. Другие жаловались на чувство неуверенности в будущем, которого в Японии не испытывали7. Девушки заметили, что в Японии быстро отвыкли от хамства. Большинство девушек, ранее имевших профессию в России, теряют квалификацию, им приходится заново учиться. Даже если они трудоустраиваются, перспектива получать «гроши» пугает, поэтому многие едут опять в СВА, все больше отдаляясь от российской реальности.

Следует отметить, что не все респондентки испытывали культурный шок как негативное явление, некоторые с удовольствием переживали новый опыт. Но результат культурного шока один - он способствует приобретению новых ценностей, установок и паттернов поведения. Женщины возвращаются в Россию с новым культурным багажом. Они выстраивают иное гендерное поведение (к примеру, предпочитают «спонсорский контракт» в отношениях с мужчинами), размывая и без того пошатнувшиеся гендерные стереотипы, что создает новые социальные проблемы. Все это делает их в некоторой степени маргиналами. Однако для большинства девушек балансирование на границе двух культур не является дискомфортным. Они строят некую новую субкультуру внутри родной, поддерживая связи в основном с такими же мигрантами и общаясь с бывшими японскими «гостями».

Заключение

В чем же специфика экономической деятельности hostess? Прежде всего в ее теневом характере, использовании неформальных экономических практик и за счет этого -институциональных трансформаций. Естественно, что трудовые мигрантки как экономические субъекты нацелены на максимилизацию дохода от реализации своих услуг. Работа в ночных клубах СВА подталкивает их к наиболее выгодной деятельности - торговле своим телом в обход формальных правил, оговариваемых в контракте, где есть пункт, запрещающий девушкам любой сексуальный контакт с клиентами клуба.

Сталкиваясь с другой реальностью, мигранты вынуждены трансформировать свои социальные практики для достижения сформированных прежде целей (заработать деньги, найти партнера или мужа). Но изменения в практиках постепенно ведут и к трансформации системы ценностей и социальных стратегий. Происходит ресоциализация мигрантов по отношению к российскому социуму. При возвращении возникает обратная проблема -девушки ощущают себя чужими, но «высокостатусными чужими» (доход, престиж страны-реципиента и т. д.). В результате в ряде случаев происходит не только приспособление бывших мигранток к нормам российского общества, но встречное движение. Нормы российского общества, особенно в формулировке идеалов женственности, специфически «женских» целей, испытывают сильнейшее воздействие со стороны бывших трудовых мигрантов. И общество должно быть к этому готово.

Несмотря на все трудности, женская трудовая миграция на Дальнем Востоке России популярна. Объясняется это и тем, что она позволяет реализовать сразу несколько ожиданий за короткий срок. Правда, расплачиваться за это приходится тем, что у девушек появляются отличные от российских привычки, нормы и правила поведения. Они привозят в Россию

7 «Там я не думала о плохом, не боялась, что будет завтра» [Лариса, 33 года]; «В Токио я жила, а здесь выживаю...» [Маша, 30 лет].

другие «законы», которые стали результатом тесного соприкосновения с ночной жизнью в другой стране. Новые неформальные институты, реализуемые hostess уже в России, позволяют говорить о новой субкультуре, которая делает hostess маргиналами и в своей, и в чужой стране.

ЛИТЕРАТУРА

Ковалев Е., Штейнберг И. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999. МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005.

Норт Д. Институты, институциональные изменения функционирования экономики. М.: Начала, 1997.

Eggertsson T. Economic Behavior and Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

Fiske A.P. et al. Social science research on trial: use of sex stereotyping research in Price Waterhouse v. Hopkins // American Psychologist. 1991. Vol. 49. P. 1040-1060.

Furubotn E., Richter R. Institutions and Economic Theory. The Contribution of the New Institutional Economics. 2nd ed. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2005.

Homans G.C. Social behavior: its elementary forms. N.Y.: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1974.

Kasper W, Streit M. Institutional Economics. Social Order and Public Policy. Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 1998.

Marcus H, Zajonc R.B. The Cognitive Perspective in Social Psychology // L/A. 1985. Vol. 1. P. 137-230.

Van Dijk T. The Interdisciplinary Study of News as Discourse // A Handbook of Qualitative Methodologies for Mass Communication Research / Ed. by K.B. Jensen, N.W. Jankowski. N.Y., L.: Routledge, 1991.

Приложение 1

Таблица П1. Матрица корреляций

ценность норма работа чужой мораль вех-услуги доход контроль любовник депрессия чаевые запрет контракт любовь независимость здоровье спиртное родина кризис добровольность

ценность 0 + + - + + - + 0 + - + + + + - 0 - +

норма 0 + + - + + 0 + 0 + - + - 0 0 + + - +

работа + + + - + + - + + + + + 0 + - + - 0 +

чужой + + + - + + - + + + + + 0 0 - + - 0 +

мораль - - - - - - - - + 0 + + 0 - + - 0 + -

вех-услуги + + + + - + - + + + + - 0 + - + - 0 +

доход + + + + - + - + - + - + 0 + - + - - +

контроль - 0 - - - - - - + - + + - - + - 0 0 -

любовник + + + + - + + - + + + - 0 + - + 0 - +

депрессия 0 0 + + + + - + + - + 0 - - - + + + 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чаевые + + + + 0 + + - + - - 0 + + + + - - +

запрет - - + + + + - + + + - + - - + + - - -

контракт + + + + + - + + - 0 0 + 0 + 0 - + - +

любовь + - 0 0 0 0 0 - 0 - + - 0 0 + 0 0 - +

независимость + 0 + 0 - + + - + - + - + 0 + 0 - - 0

здоровье + 0 - - + - - + - - + + 0 + + - 0 - 0

спиртное - + + + - + + - + + + + - 0 0 - + + +

родина 0 + - - 0 - - 0 0 + - - + 0 - 0 + + +

кризис - - 0 0 + 0 - 0 - + - - - - - - + + -

добровольность + + + + - + + - + 0 + - + + 0 0 + + -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.