Научная статья на тему 'Женская инициатива в выборе брачного партнера в традиционном дагестанском обществе (xix - начало xx вв. )'

Женская инициатива в выборе брачного партнера в традиционном дагестанском обществе (xix - начало xx вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
480
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЫЧАЙ / ЖЕНЩИНА / БРАЧНАЯ ИНИЦИАТИВА / ЭНДОГАМИЯ / TRADITIONAL SOCIETY / CUSTOM / WOMAN / MARRIAGE INITIATIVE / ENDOGAMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мутиева Оксана Саидовна

Исследованы вопросы, касающиеся брачной инициативы женщин в традиционном дагестанском обществе. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке этнографии и истории. Учитывая то, что в традиционном дагестанском обществе брачные отношения имели патриархальный характер, то проявление девушкой инициативы в выборе мужа, безусловно, не вписывается в стереотип кавказской женщины и свидетельствует об архаичности данной практики. Сравнительная этнография относительно женской инициативы в брачном выборе дает разнохарактерные точки зрения. Большинство исследователей объясняют эти обычаи как заботой общины о женщинах, так и их стремлением регулировать брачные отношения в условиях сельской эндогамии. С точки зрения дореволюционных исследователей, данные обычаи объясняются последствиями демографической ситуации после Кавказской войны, вследствие сложившегося дисбаланса мужчин и женщин. Таким образом, на основании анализа источников автор устанавливает, что проявление женщиной инициативы в выборе брачного партнера является как реликтом архаичной эпохи матриархата, так и следствием объективных исторических реалий. Описанные обычаи и обряды были распространены если не по всему Дагестану, то по большей его части, а отголоски их зафиксированы исследователями до начала XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S INITIATIVE IN THE CHOICE OF MARRIAGE PARTNER IN TRADITIONAL DAGESTANI SOCIETY (XIX-EARLY XX CENTURIES.)

The article highlights the problems relating to marriage initiatives of women in traditional Dagestan society. The work has an interdisciplinary character; it is written at the junction of anthropology and history. Taking into consideration that in traditional Dagestan society marriage relations had a patriarchal nature, manifestation of initiative by a woman in the choice of her husband of course does not fit the stereotype of a Caucasian woman and is an evidence of this archaic practice. Comparative ethnography regarding women's initiatives in the marriage choice gives diverse points of view. Most researchers explain these practices as the communities' care about women and their desire to regulate marriage relations in rural endogamy. In the opinion of pre-revolutionary researchers, these customs are explained as a consequence of the demographic situation after the Caucasian War, as a result of the imbalance between men and women. Based on the analysis of the sources, the author comes to the conclusion that manifestation of a woman's initiative in choosing her marriage partner is an archaic relic of the matriarchy epoch as well as a result of objective historical realities. The described customs and rituals were common in the most part of Dagestan if not in all Dagestan, and their echoes were recorded by researchers till the early XIX century.

Текст научной работы на тему «Женская инициатива в выборе брачного партнера в традиционном дагестанском обществе (xix - начало xx вв. )»

УДК ( 94:39-392)

МУТИЕВА Оксана Саидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

ЖЕНСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ВЫБОРЕ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА В ТРАДИЦИОННОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (Х1Х-НАЧАЛО XX ВВ.)

Исследованы вопросы, касающиеся брачной инициативы женщин в традиционном дагестанском обществе. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке этнографии и истории. Учитывая то, что в традиционном дагестанском обществе брачные отношения имели патриархальный характер, то проявление девушкой инициативы в выборе мужа, безусловно, не вписывается в стереотип кавказской женщины и свидетельствует об архаичности данной практики. Сравнительная этнография относительно женской инициативы в брачном выборе дает разнохарактерные точки зрения. Большинство исследователей объясняют эти обычаи как заботой общины о женщинах, так и их стремлением регулировать брачные отношения в условиях сельской эндогамии. С точки зрения дореволюционных исследователей, данные обычаи объясняются последствиями демографической ситуации после Кавказской войны, вследствие сложившегося дисбаланса мужчин и женщин.

Таким образом, на основании анализа источников автор устанавливает, что проявление женщиной инициативы в выборе брачного партнера является как реликтом архаичной эпохи матриархата, так и следствием объективных исторических реалий. Описанные обычаи и обряды были распространены если не по всему Дагестану, то по большей его части, а отголоски их зафиксированы исследователями до начала XIX в.

Ключевые слова: традиционное общество, обычай, женщина, брачная инициатива, эндогамия.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.146-150

MUTIEVA Oksana Saidovna, Candidate of Historical Science, Associate Professor,

Chair for the Humanities

WOMEN'S INITIATIVE IN THE CHOICE OF MARRIAGE PARTNER IN TRADITIONAL DAGESTANI SOCIETY (XIX-EARLY XX

CENTURIES.)

The article highlights the problems relating to marriage initiatives of women in traditional Dagestan society. The work has an interdisciplinary character; it is written at the junction of anthropology and history. Taking into consideration that in traditional Dagestan society marriage relations had a patriarchal nature, manifestation of initiative by a woman in the choice of her husband of course does not fit the stereotype of a Caucasian woman and is an evidence of this archaic practice. Comparative ethnography regarding women's initiatives in the marriage choice gives diverse points of view. Most researchers explain these practices as the communities' care about women and their desire to regulate marriage relations in rural endogamy. In the opinion of pre-revolutionary researchers, these customs are explained as a consequence of the demographic situation after the Caucasian War, as a result of the imbalance between men and women. Based on the analysis of the sources, the author comes to the conclusion that manifestation of a woman's initiative in choosing her marriage partner is an archaic relic of the matriarchy epoch as well as a result of objective historical realities. The described customs and rituals were common in the most part of Dagestan if not in all Dagestan, and their echoes were recorded by researchers till the early XIX century.

Keywords: traditional society, custom, woman, marriage initiative, endogamy.

В исследуемое время у дагестанских народов социально-культурное поведение полов во многом определялось нормами этикета, которые были предписаны как для женщин, так и для мужчин. Стереотипы поведения полов, являясь компонентами обыденного сознания, соответствовали традиционной культуре народа, где приверженность патриархальным нормам и стереотипам поведения особенно сильно проявлялась. Научное обоснование влияния традиционной культуры на гендерное поведение мы встречаем у М. Вебера, который утверждает: «Традиционное господство покоится на привычном, чаще всего не вполне осознанном убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими» [1].

Вышесказанное относится и к свадебной обрядности, где при брачном выборе необходимо было считаться с общепринятыми запретами и ограничениями, существовавшими в традиционном обществе. В исследуемый период адаты допускали только внутрисословные браки, и традиции сословной эндогамии соблюдались самым строгим образом [2, с. 55]. На существование данной практики указывали многие дореволюционные исследователи. В частности, интересные сведения о строгом соблюдении традиций сословной эндогамии сообщает М.М. Ковалевский, указывая на то, «... что при невозможности найти подходящую для него невесту в собственном роде, жених требует, чтобы избранная им чужеродка подверглась предварительному усыновлению со стороны его рода» [3, с. 171].

Указывая на сохранение данной практики и во второй половине 20-х гг. XX в., исследователь Г.Ф. Чурсин описывал следующие нормы для вступления в брак: «1) равенство общественного положения фамилии жениха и невесты и 2) эндогамия, или брак в пределах своего рода или тухума. В прежнее время при заключении браков авары больше всего заботились о том, чтобы жених и невеста были из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий» [4, с. 30].

В отношении данной проблемы очень интересна точка С.С. Агашириновой, которая считает, что в соблюдении сословной эндогамии немалую роль играли родовые междоусобицы и кровная месть, вследствие чего «жены, взятые из чужого тухума, могли действовать в интересах своего тухума, нежели тухума мужа» [5, с. 134].

Что касается проявления девушкой инициативы в выборе брачного партнера, то о существовании данной практики в исследуемый период говорилось в ряде работ дореволюционных исследователей. В частности, в работах А. Руновского [6, с. 1398] и А.В. Комарова [7, с. 52] описываются обычаи «принуждения к замужеству засидевшихся в девках». Исследователи объясняют данные обычаи последствиями демографической ситуации после Кавказской войны, когда произошел определенный дисбаланс в соотношении мужчин и женщин. Интересные сведения о быте, нравах, обычаях и укладе жизни горских народов в период Кавказской войны содержатся в очерках, опубликованных в газете «Кавказ» за 1896-1897 гг. М. Алихановым-Аварским [8] и Н. Львовым [9]. Описывая нравы горцев, и в частности возможность женщиной назвать имя будущего мужа, авторы также объясняют это стремлением имама Шамиля решить демографическую проблему.

Помимо дореволюционных источников, ценный материал по исследуемой теме мы находим у современных этнографов и историков, которые связывают брачную инициативу женщин в выборе мужа с отголосками архаичной эпохи матриархата. На наш взгляд, женская брачная инициатива это, видимо, очень древний обычай, так как отголоски его встречаются у многих дагестанских народов. В исследуемый период все это было облачено в обрядовую практику и зафиксировано исследователями до начала XIX в.

Рассмотрим некоторые обычаи, при которых девушка могла проявить брачную инициативу. Как показывают источники, они имели место в основном у аварцев, андийцев, даргинцев и, за редким случаем, у лакцев. В частности, исследователь М.А. Агларов описывает бытовавший среди андийцев обычай «ц1ц1ер - джабир» («назвать имя»), при котором девушка брачного возраста могла сама себе выбрать мужа, назвав имя понравившегося ей юноши. При этом соблюдался определенный ритуал, когда представитель сельской общины должен был в сопровождении свидетелей подняться на крышу дома девушки и через дымоход просил ее назвать имя юноши. Примечательно и то, что для юноши это могло оказаться полной неожиданностью, а его отказ считался предосудительным в глазах общества [10, Л. 235-236]. М.А. Агларов считает данный обычай пережитком более ранних форм семейно-брачных отношений [11, с. 136].

На примере лакцев на схожий обычай къурмямяв - «я хочу замуж», бытовавший у лакцев, указывает исследователь А.Г. Булатова. В частности она пишет, что «по этому обычаю, лакская девушка, когда наступал брачный возраст, выходила к мечети или поднималась на крышу ближайшего дома и могла назвать имя юноши, за которого хотела выйти замуж» [12, с.

141]. Среди лакцев бытует легенда, что одна девушка не захотела выходить замуж, будучи уже старой девой долгие годы, а родители все ее принуждали. Тогда девушка решилась на отчаянный шаг. Она пошла к мечети и крикнула: «Пусть будут прокляты те, кто это придумал!». С того времени от обычая къурмямяв в народе отказались. А.Г. Булатова описывает и другой обычай, где девушка, выбрав момент, когда все мужчины собирались в одном помещении, тайком подходила к окошку снаружи и громко называла имя желанного юноши, а затем свое имя [13, с.

142]. С.Ш. Гаджиева подчеркивает при этом, что «обычай требовал, чтобы семья названного немедленно начинала сватовство» [14, с. 160].

Исследователь К.Э. Курбанов, описывая схожий обычай ирмъав у цахуров, считает, что «в действительности этот древнейший обычай отражает отголоски материнского рода, когда браки заключались преимущественно по инициативе девушки» [15, с. 132].

Аналогичные обычаи встречаются у лезгин и дербентских азербайджанцев, когда девушка в ночное время выходила на крышу своего дома и начинала кричать, что хочет замуж. И тогда родственники начинали искать ей жениха.

Интересными для нас представляются некоторые обычаи, которые проводились в игровой форме, с соблюдением определенного ритуала. В частности, обычай, бытовавший в старину в селении Тлалух Чародинского района, описала Алиева У.: «Старейшины аула собирали один раз в году всех девушек и женщин, которые по разным причинам не вышли замуж. Собирались также все холостяки-мужчины. Все приходили нарядно одетыми. По разрешению старейшины ведущий произносил имя девушки и говорил: "Человек не должен жить один. Пора ей иметь спутника. Назови имя". Если девушка смелая, она могла сразу произнести имя своего избранника из тех, кто присутствовал. Но если девушка стеснялась, то из толпы ее закидывали мелкими камушками до тех пор, пока она не скажет имя избранника...» [16].

Интересный материал мы находим у аварцев селения Цада Хунзахского района, когда в старину парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. В обряде, проводимом в игровой форме, как правило, принимали участие все молодые юноши села. По-

сле проводили сватовство. Стоит отметить, что аналогичный обычай «т1агърал рехи» - «забрасывание папах» был широко известен и у ахвахцев [17]. Как считает М.А. Агларов, «забрасывание папах в окно» случалось лишь один раз в жизни девушки, и таким образом она «фактически выбирала себе жениха» [18, с. 132].

У дагестанских народов имел место и следующий обычай, допускающий инициативу девушки при выборе жениха. Обычай сводился к следующему: если мужчина случайно или преднамеренно при встрече загородит девушке дорогу или же дотронется до нее, то девушка могла потребовать брака с ним. Как правило, после оповещения девушкой о случившемся родственники девушки требовали немедленного брака. Если же юноша отказывался, то это рассматривалось как оскорбление для родных и близких девушки и могло привести к кровной мести.

Отмеченные примеры позволяют нам предположить, что эти обычаи, являясь пережитками архаической эпохи, отражают отголоски экзогамного рода. Несмотря на все указанные выше проявления свободного поведения женщины, оно очень редко выходило за рамки допустимых норм.

Что касается принуждения к замужеству засидевшихся в девках, то данная практика существовала в период Кавказской войны. Как было уже упомянуто выше, появление таких обычаев объясняется сложной демографической ситуацией, в условиях войны. Так, например, в некоторых аварских и цезских селениях представители общинной администрации регулярно опрашивали девушек брачного возраста, незамужних женщин и вдов, за кого они желали бы выйти замуж (выбор мог пасть и на уже женатого мужчину). В связи с затронутой темой следует отметить обычаи селения Хидиб Тляратинского района, согласно которым незамужних девушек и вдов принуждали к замужеству дибир села вместе с двумя свидетелями «т1адилзаби» (справедливые люди). При этом выбор женщины мог пасть и на женатых мужчин, и они должны были согласиться [19, с. 26]. У дидойцев в подобной ситуации в отсутствии отца и братьев девушки старшина или дибир подходили к дверям или к окну дома, где она жила, и просили ее назвать имя какого-либо неженатого юноши села. После того как девушка называла имя избранника, его ставили в известность, и он должен был жениться на ней [20, Л. 89]. Следует отметить еще одну интересную практику, бытовавшую среди аварцев селения Бежта. По инициативе сельской общины специально утвержденная старейшинами комиссия из 5-6 человек периодически составляла список вдов и вдовцов в селении и на хуторах. Руководствуясь этими списками, совет старейшин предлагал вдовствующей паре создавать новую семью, что и осуществлялось в подавляющем большинстве случаев [21, с. 112].

В других аулах цезов информаторы уточняют подробности обычая, сопровождавшегося установленной обрядовой формой. Девушка или вдова не только произносила имя избранника, но одновременно прилюдно бросала в него подошву (бата) вязаной обуви гедоби или ударяла ею его. Удар нередко заменял произнесение имени конкретного лица. Обычай назывался бата цалъих - «ударить батой», или просто бата [22, с. 73].

Названные в ходе подобного опроса лица мужского пола могли отказаться от брака лишь при уплате штрафа довольно солидного размера (зерном, мукой или курдючным салом, шедшими в доход общества). Развестись с нежеланной женой им предоставлялось право только по прошествии «половины луны» или иного оговоренного срока.

Не только мужчины могли проявить недовольство, если выбор девушки попадал на них, но и девушки часто противились таким обычаям. И по отношению к ним могли быть предприняты разного рода наказания. В частности, известно, что у аварцев с. Дусрах Чародинского района в прошлом существовал обычай, когда девушку, достигшую брачного возраста, если она отказывалась выходить замуж, заточали в пещеру и держали там до тех пор, пока не скажет, за кого она собирается выйти замуж. Случалось и так: не зная никого, девушка называла любого, чье имя она слышала когда-то. В этом отношении очень интересны обычаи, бытовавшие в старину в селении Тлядал Цунтинского района, когда старики аула закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем аллаха его обязывали жениться на ней [23].

На ярком примере обычаи принуждения к замужеству вдов и девушек в эпоху Шамиля описаны в книге Мариам Ибрагимовой «Имам Шамиль». Безусловно, автор, описывая атмосферу, при которой осуществлялись данные мероприятия, не скупится на краски, и материал книги не лишен субъективности. Но, тем не менее, автор характеризует их как политику имама, направленную на улучшение демографии имамата, и приводит аргументы Шамиля, допускающие женщине самой выбрать избранника: «.более тридцати лет, с времен почтенного шейха Мансура, в беспрерывных войнах мы теряем лучших своих сыновей. А у нас не то, что вдовам -подрастающим девицам вскоре не за кого будет выходить замуж [24].

На наш взгляд, приведенные выше порядки в имамате Шамиля свидетельствуют не столько о проявлении заботы о женской судьбе, сколько о стремлении власти решить проблемы демографического характера в условиях затянувшейся войны.

Подводя итог вышесказанного, можно констатировать, что упомянутые обычаи свидетельствуют как об архаичности данной практики, так и о нововведениях, связанных с объективными реалиями исследуемого периода. Автор приходит к выводу, что именно на почве архаических традиций народа возрождались указанные порядки. Безусловно, проявление женской свободы в выборе мужа не совсем вписывается в гендерную роль и стереотип кавказской женщины. Но все это лишний раз заставляет нас по-новому взглянуть на ее роль и место в традиционном обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Вебер М. Избранные произведения. http//www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/veber/tip_gosp.php

2. Цадаса Г. Адаты о браке и семье аварцев в XIX - начале XX в. // Памятники обычного права Дагестана XVII— XIX вв.: Архивные материалы / Сост., предисл. и прим. Х.-М. Хашаева. — М.: Наука, 1965. — 280 с.

3. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. — М., 1890. Т. 2. — 303 с.

4. Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. // Науч. ред. Р.И. Сефербеков. — Махачкала: ДНЦ РАН, 1995. — 86 с.

5. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин в XIX — начале XX века //УЗ. ИИЯЛ. — Махачкала. Дагфилиал АН СССР. 1964. Вып.XII. — С. 133—154.

6. Руновский А. Дневник полковника Руновского // Акты, собранные Кавказской археограф. комис.1904. Т.12.

7. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. 1868. Вып.1.

8. Алиханов-Аварский А.М. В горах Дагестана: Путевые впечатления и рассказы горцев // Кавказ. — 1896. — № 234.

9. Львов Н. О нравах и обычаях горцев // Кавказ. — 1867. — № 71.

10. Агларов М.А. Андийская группа народностей в XIX — начале XX в.: Дисс. ...канд.ист.наук. — Махачкала, 1968. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф.3. Оп.3. Д. 67.

11. Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев // Советская Этнография. — 1964. — № 6. — С. 130—136.

12. Булатова А.Г. Лакцы (XIX — начало XX века): Историко-этнографические очерки. — Махачкала: ДНЦ РАН, 1971. — 194 с.

13. Там же.

14. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX — начале XX. — М.: Наука,1985. — 359 с.

15. Курбанов К.Э. Брак и свадебные обряды цахуров в XIX — начале XX в.// Вопросы истории и этнографии Дагестана. — Махачкала, 1974. Вып. V. — С. 131—150.

16. Алиева У. Эмансипация по-тлалухски // Дагестанская правда. — 2003. — 4 апреля. — № 68.

17. Семейные адаты народов Дагестана. http//www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635

18. Агларов М.А. Формы заключения брака.— C.132.

19. Алигаджиева З.А. Свадебная обрядность аварцев (традиции и инновации). — Махачкала: ФГБУН ИИАЭ ДНЦ РАН, 2015. — 210 с.

20. Лугуев С.А. Дидойцы (цезы): Историко-этнографическое исследование (XIX— нач. XX в.). 1987 г. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 3. Оп. 3. Д. 671.

21. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы. XIX — нач. XX вв.: Историко-этнографическое исследование. — Махачкала: ДНЦ РАН, 1994. — 246 с.

22. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 412 с.

23. Семейные адаты народов Дагестана. http// www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635

24. Ибрагимова Марьям. Имам Шамиль http// www.litmir.info/bd/?b=231453

REFERENCES

1. VeberM. The selected works. Available at: http//www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/veber/tip_gosp.php (accessed 17 April 2015)

2. Tsadasa G. Adat on marriage and the family Avars in the XIX - early XX century. [Adaty o brake i sem'e avarcev v XIX - nachale XX v.]. Moscow, 1965. 280 p. (in Russ)

3. Kovalevsky M.M. The Law and custom in the Caucasus. [Zakon i obychaj na Kavkaze]. Moscow, 1890. 303 p. (in Russ)

4. Chursin G.F. Avars: an Ethnographic essay. 1928. [Avary: EHtnograficheskij ocherk. 1928 g.]. Makhachkala, 1995. 86 p. (in Russ)

5. Agashirinova S.S. Wedding ceremonies Lezgins in the XIX - early XX century. [Svadebnye obryady lezgin v XIX-nachale XX veka]. Makhachkala, 1964. pp. 133-154. (in Russ)

6. Runovsky A. The Diary of Colonel Runovsky. [Dnevnik polkovnika Runovskogo].1904. (in Russ)

7. KomarovA.V. Adat and proceedings thereon. [Adaty i sudoproizvodstvo po nim]. 1868. (in Russ)

8. Alikhanov-AvarskyA.M. In the mountains of Dagestan: Travel impressions and stories of the mountaineers. [V gorah Dagestana: Putevye vpechatleniya i rasskazy gorcev]. 1896. (in Russ)

9. Lvov N. On the manners and customs of the highlanders .[ O nravah i obychayah gorcev].1867. (in Russ)

10. Aglarov M.A. Andean group of Nations in the XIX-early XX century.[ Andijskaya gruppa narodnostej v XIX-nachale XX v]. RF IIAEH DNC RAN. F.3. Op.3. D. 67. Makhachkala, 1968. (in Russ)

11. Aglarov M.A. Forms of marriage and some features of the wedding rituals in the Andean peoples .[ Formy zaklyucheniya braka i nekotorye osobennosti svadebnoj obryadnosti u andijcev].1964. no.6, pp. 130-136 (in Russ)

12. Bulatova A.G. Laks. (XIX - beginning of XX century): Historical and ethnographic essays. [Lakcy. (XIX - nachalo XX veka): Istoriko-ehtnograficheskie ocherki].Makhachkala, 1971. 194 p. (in Russ)

13. Ibid.

14. Gadjieva S.Sh. Family and marriage among the peoples of Dagestan in the XIX-early XX.[ Sem'ya i brak u narodov Dagestana v XIX-nachale XX]. Moscow, 1985. 359 p. (in Russ)

15. Kurbanov K.E. Marriage and wedding ceremonies Rutuls in the XIX - early XX century .[ Brak i svadebnye obryady cahurov v XIX - nachale XX v.]. Makhachkala, 1974. Pp.131-150 (in Russ)

16. Aliyeva U. Emancipation in telofski.[ Jemansipacija po-tlaluhski]. Dagestan truth. 2003. April 4. No. 68. (in Russ)

17. Family customs of the peoples of Dagestan. Available at:http//www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635 (accessed 17.04.15 G.)

18. AglarovM.A. Forms of marriage and some features of the wedding rituals in the Andean peoples .[ Formy zaklyucheniya braka i nekotorye osobennosti svadebnoj obryadnosti u andijcev]. The dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of historical Sciences . Makhachkala,1964. (in Russ)

19. Aligadzhieva Z.A. Wedding rites Avars (tradition and innovation). [Svadebnaya obryadnost' avarcev (tradicii i innovacii)]. Makhachkala, 2015. 210 p. (in Russ)

20. Luguev S.A. Didoici (Tsez people): Historical and ethnographic research (XIX-early XX century). [Didojcy (cezy): Istoriko-ehtnograficheskoe issledovanie (XIX-nach. XX v.)]. RF IIAEH DNC RAN. F. 3. Op. 3. D. 671. Makhachkala ,1987. (in Russ)

21. Luguev S.A., Magomedov D.M. Bitince . XIX - early XX centuries: Historical and ethnographic research.[ Bezhtincy. XIX - nach. XX vv.: Istoriko-ehtnograficheskoe issledovanie]. Makhachkala, 1994. 246 p. (in Russ)

22. Karpov Yu.Yu. Women's space in the culture of peoples of the Caucasus.[ Zhenskoe prostranstvo v kul'ture narodov Kavkaza]. Sankt-Petersburg, 2001. 412 p. (in Russ)

23. Family customs of the peoples of Dagestan Available at: http// www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635 (accessed 17 April 2015 )

24. Ibragimova Maryam. Imam Shamil. Available at: http// www.litmir.info/bd/?b=231453 (accessed 13.04.2015)

Информация об авторе Information about the author

Мутиева Оксана Саидовна, кандидат истори- Mutieva Oksana Saidovna, Candidate of Histor-

ческих наук, доцент кафедры гуманитарных ical Science, Associate Professor, Chair for the

дисциплин Дагестанского государственного Humanities, Dagestan State Institute of National

института народного хозяйства, Махачкала Economy, Makhachkala city,

(Республика Дагестан) Россия (Republic of Dagestan), Russia

mutiewa.oksana@yandex.ru mutiewa.oksana@yandex.ru

Получена: 18.05.2015 Received: 18.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.