Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.
ЖЕНЩИНА В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ: ТЕНЬ ИЛИ НЕПРИНЯТАЯ ОБЩЕСТВОМ ЖЕРТВА
Касьянова Д. В.
Данная статья выявляет особенности становления женщины в психологии, ссылаясь на исторические аспекты, которые помогают прояснить ситуацию, сложившуюся в отношении женщин-психологов. В современном обществе женщины активно принимают участие в научной деятельности, однако общество не позволяет им ставить свои достижения наравне с мужскими. Помимо этого происходит активный рост уровня эмансипации, но, несмотря на это, женщины до сих пор испытывают по отношению к себе дискриминацию. Статья проясняет реальный взгляд на положение женщин в науке и оценивает их вклад в развитие психологического знания.
Ключевые слова: женщина-психолог, гендерная принадлежность, феминизм, женская дискриминация, эмансипация.
Нередко мы встречается с тем фактом, что достижения женщин в науке часто уходят на второй план, а иногда вовсе не замечаются. То же самое можно сказать и о женщинах-психологах. Здесь сразу же напрашивается вопрос: почему же общество так мало знает о женщинах, которые внесли вклад в развитие психологии?
Ответ достаточно прост: на протяжении многих столетий женщину как ученого не воспринимали всерьез. Главенствующие позиции в науке занимали мужчины, несмотря на то, что женщины играли в развитии психологии не последнюю роль. Зачастую женщина была просто полезным сотрудником в лаборатории и выполняла необходимую работу, но ее не воспринимали как создателя или творца чего-то нового. Главной причиной такого восприятия женщины в науке, несомненно, становилась гендерная принадлежность. Однако со временем эта тенденция стала постепенно сдвигаться в сторону женщин.
И здесь важно обратить внимание на то, что, с одной стороны, активное отстаивание женских прав началось только в прошлом веке, именно поэтому большое количество работ и трудов до этого времени практически не рассматривалось. С другой стороны, важно отметить то, что даже
несмотря на стремление женщин достигнуть высот в науке, женщина должна была выполнять свою главную функцию - репродуктивную, а также уделять время семье и хозяйству. Поэтому чаще всего успехов в научной деятельности добивались именно незамужние женщины.
Также одной из основных причин столь низкого осведомления о женских достижениях является редкое упоминание женщин в опубликованных трудах, именно поэтому вклад женщин в науку остается неоцененным и неизвестным.
Здесь необходимо вспомнить теорию «Я» Мэри Колкинс и ее вклад в разработку метода парных ассоциаций; теорию развития цветного зрения Лэдд-Франклин, исследования по психофизике Джейн Мартин и исследовательскую работу Лиллиан Гильберт о времени и движении. Кроме того, в учебниках по истории психологии не упоминаются такие значимые для науки работы, как книги Маргарет Уошберн о поведении животных или Хелен Фландерс Данбар по психосоматической медицине. Также совершенно игнорируются исчерпывающая теория эмоций Магды Арнольд и вклад Маргарет Харлоу в понимание значимости тактильной стимуляции для младенца во время общения
ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА И СУДЬБЫ В ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА
с матерью. Всем этим трудам не было уделено достаточного внимания, хотя они оставили свой след в развитии психологии.
Для понимания того, как происходило становление женщин в психологии, необходимо обратиться к истории.
На протяжении многих лет женщины боролись за свое право быть включенными в науку, однако, как говорилось выше, наибольшего результата в этом они добились только в прошлом веке, когда началось активное феминистское движение и борьба женщин за свои права в обществе.
Первые шаги навстречу к своей научной цели были безуспешны, женщин зачастую не воспринимали всерьез и ко всем трудам относились достаточно критично и скептично.
Но, как известно, в 1969 г. была сформирована Ассоциация женщин в психологии. Теперь перед психологами стояла цель «способствовать расширению исследований в области женской проблематики и содействовать интеграции полученной информации в современные психологические знания и представления для того, чтобы эти знания можно было бы применять в обществе и его институтах».
В результате работы данной организации произошли изменения положения женщины в науке, их вклад был вновь открыт для науки и общества. Примером могут служить Лорел Фурумото и Элизабет Скарборо, которые реконструировали жизненный и профессиональный опыт первого поколения американских женщин-психологов с точки зрения формирования их идентичности как психологов.
Однако, несмотря на это женщины все так же сталкивались с дискриминацией, когда, например, пытались получить ученую степень. Поэтому первые женщины-психологи испытали дискриминацию не только в доступе к образованию, но и по отношению к себе и своей работе. Несмотря на все достижения и вклад, которые женщины внесли в развитие психологии, их тру-
ЛИТЕРАТУРА
1. Палуди М. Психология женщины. Пер.
с англ. - СПб.; М.: ОЛМА-Пресс инвест;
Прайм-еврознак, 2003. - 384 с.
ды не были учтены и сводились к банальностям. Женщинам чаще всего удавалось добиться успехов не в академической психологии, а в прикладной, именно в этой области женщины оставили наибольший след. Но в данной области редко можно было добиться признания.
Что касается настоящего времени, то и сейчас можно наблюдать, что работа и квалификация мужчин-психологов оценивается выше, а женщины, как и раньше, получают меньше признания в науке, несмотря на рост эмансипации.
Конечно, нельзя говорить, что женщины испытывают на себе такой же уровень дискриминации, как в прошлые времена, но данная тенденция не исчезнет, и женщина никогда не сможет быть равноправной по отношению к мужчине. Здесь не последнюю роль играет стереотипизация внутри общества, которая не позволяет женщинам проявлять себя в полной мере и конкурировать с мужчинами в различных сферах деятельности.
Но, несмотря на это, в обществе все чаще встречаются женщины, задействованные в научной деятельности. Мы можем пронаблюдать их профессиональный рост - женщинам никто не ставит преград в получении образования и построении карьеры в области психологического знания.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время происходит переориентация взглядов на роль женщины в психологии, не существует жестких ограничений в распределении должностей, женщины публикуются наравне с мужчинами, создают собственные методики и выдвигают гипотезы о тех или иных явлениях. Однако нельзя отрицать тот факт, что достижения мужчин до сих пор ценятся выше, их работа в обществе является более престижной. Но это не говорит о том, что женщина является только тенью для науки, скорее она стала жертвой неприятия общества, стереотипов и отголосков истории.
2. Шульц Д. П., Шульц Э. С. История современной психологии. Пер. с англ. - СПб.: Евразия+,
1998. - 528 с.