Научная статья на тему 'Жемчужина университета научная библиотека'

Жемчужина университета научная библиотека Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жемчужина университета научная библиотека»

денческого самоуправления регламентирует «Положение о студенческом самоуправлении».

С целью обеспечения общественного порядка и предупреждения правонарушений у нас сформирован оперативный отряд «Фемида-1», в летний период он функционирует как строительный отряд «Фемида-2 » и занимается благоустройством и охраной студенческого оздоровительного лагеря «Веневитиново ».

На данный момент также действуют оперативный отряд общежития, трудовой отряд СКМЦ, четыре социально-педагогических отряда помощи детям-сиротам, один педагогический отряд, занимающий-

ся устройством студентов на педагогическую практику в летние лагеря.

С целью повышения творческого потенциала студенчества планируется строительство своего Дома культуры, а также реконструкция зала, где проводятся массовые студенческие мероприятия.

А. МИНАКОВ, канд. ист. наук, директор библиотеки А. МЕЩЕРЯКОВА, канд. ист. наук, библиограф

Возникновение университета в Воронеже, а вместе с ним и фундаментальной университетской библиотеки было связано с таким эпизодом Первой мировой войны, как немецкая оккупация северо-западных окраин Российской империи. В 1918 г. после оккупации Юрьева немецкими войсками и закрытия Юрьевского (Дерптского) университета основная часть его персонала эвакуировалась в Воронеж, где создавалось новое высшее учебное заведение. Библиотеку университета возглавил крупный ученый-химик профессор Александр Дмитриевич Богоявленский (1868-1941). Состоявшая почти из полумиллиона томов (491 041 ед. хр.), она являлась по своей ценности первой среди университетских библиотек Российской империи, а по собранию диссертаций в России не имела себе равных. Помимо

Жемчужина университета -научная библиотека

крупной коллекции первопечатных книг конца XV - начала XVI вв. безусловную ценность представлял рукописный отдел библиотеки. Он содержал бумаги из семейного архива графов Делагарди, в том числе переписку графа Якова Делагарди со знаменитым шведским королем Густавом Адольфом, а также «много других документов первостепенной важности» по истории Швеции, Польши и Московского государства XVII в. [1]. В рукописном отделе Юрьевской библиотеки было немало подлинных писем философов и общественных деятелей Западной Европы XVI-XVШ вв., имелась и богатая коллекция автографов выдающихся исторических личностей - римских пап, политиков, писателей, художников. Помимо книг и рукописей в библиотеке хранилось множество редких гравюр XVIII

столетия и других произведении искусства более раннего времени. Особое место в художественной коллекции библиотеки занимала редкая маска Пушкина - подарок Жуковского Осиповой, соседке Пушкина по имению.

Однако из-за событий революции и гражданской войны бесценное книжное собрание Юрьевской библиотеки несколько лет пролежало в ящиках на одном из воронежских заводов, будучи недоступным ученым и студентам Воронежского университета. Не имея постоянного помещения, в первые десять лет своего существования университетская библиотека переезжала с места на место не менее пяти раз.

Прекращение войны иподписание 2 февраля 1920 г. мирного договора между Россией и Эстонией непосредственным образом затронуло библиотеку ВГУ. Воронежскому университету был нанесен удар, от которого он едва смог оправиться. Согласно одному из пунктов мирного договора Эстонии передавалось все имущество бывшего Юрьевского университета, которое не без оснований считалось достоянием России. Дело в том, что Юрьевский (Дерптский) университет с момента своего учреждения не только находился в ведении Министерства народного просвещения России и финансировался из центра наряду с другими крупными университетами Российской империи, но и пребывал под личным покровительством Александра I. С возникновением университета в 1802 г. можно говорить и о начале истории его знаменитой библиотеки. Комплектование фонда библиотеки происходило, с одной стороны, за счет частных пожертвований, с другой - путем активной покупки книг. С 1803 г. для этой цели правительство ежегодно выделяло значительные суммы денег [2, с.77]. Таким образом, как сам университет, так и его библиотека с начала XIX столетия формировались в качестве крупнейшего общероссийского центра культуры ипросвещения. Известно, что к моменту закрытия Юрьевского университета в 1918 г., удельный вес представителей немецкой на-

циональности среди его профессоров составлял всего 7,5 %, в то время как русских было более 73 %. При этом эстонцев, будущих наследников Юрьевского университета, среди профессоров на тот момент было всего 5,7% [2, с.133]. Среди студенчества русские также составляли на тот период большинство. К этому времени Юрьевский университет не только формально, но и фактически стал русским университетом.

Реально оценивая значение, которое имело для русской культуры достояние бывшего Юрьевского университета, нарком просвещения А.В. Луначарский писал В.И. Ленину в июне 1920 г.: «По договору с Эст-ляндией мы должны вернуть эстам несметное имущество Юрьевского университета (55 вагонов всякого добра, в том числе 400 000 томов книг, среди которых эстонских книг нет и 500, громадные коллекции рукописей русских писателей и т. д. и т. д.). <.. .> Мы предлагаем последовать систематической передаче по описи с правом изымать (может быть, за какую-нибудь компенсацию) предметы, особенно для нас ценные, в первую очередь связанные с русской культурой. <.> Будьте любезны сообщить мне как можно скорее Вашу точку зрения, т. е. уполномочиваете ли Вы меня пустить в ход

все приличные меры для того, чтобы отвоевать то, что можно, или нет? » [3]. Ответ В.И. Ленина был категоричным: он настоял на выполнении решения Совнаркома о безоговорочной передаче Эстонии всего имущества бывшего Юрьевского университета.

В итоге согласно мирному договору основная часть фундаментальной библиотеки ВГУ была вывезена в Эстонию. В Москве, через которую переправлялось это имущество, представителю ВГУ удалось приобрести для своего университета небольшую коллекцию рукописей, книг и т.д. Конечно, то, что удалось выкупить у Эстонии, было каплей в море в сравнении с прежним богатством Юрьевской библиотеки. С этого времени ВГУ фактически «пришлось создавать новую фундаментальную библиотеку» [4].

В начале 1920-х гг. университетской библиотеке было передано несколько крупных книжных коллекций из бывших воронежских имений. Тогда же библиотека пополнилась и за счет книг, предоставленных Российской академией наук [5]. В 20-е гг. библиотеки различных учебных заведений и частные коллекции стали главными источниками комплектования библиотечного фонда ВГУ. В те же годы в библиотеку поступили также книжные коллекции бывших профессоров и ассистентов Юрьевского университета. К примеру, свое крупное собрание книг завещал университетской библиотеке академик А.И. Соболевский. В 1928 г. в дар от академика университет получил «библиотеку по славянским литературам и языкам в количестве около 10 тысяч томов» [6].

Несмотря на заметное увеличение фонда библиотеки за счет присоединения библиотек различных учреждений и частных лиц, в первые годы своего существования университету крайне не хватало учебной и научной литературы, заметные пробелы наблюдались и в периодических изданиях. Из-за отсутствия финансирования в течение ряда лет библиотека была не в состоянии приобретать новые книги и журналы. Лишь в 1923 г. через Народный комисса-

риат просвещения в библиотеку ВГУ поступило несколько наиболее необходимых иностранных журналов. В следующем году библиотека получила 64 русских и иностранных журнала. В последующие годы эта цифра увеличивалась, в том числе за счет специальных средств, выделяемых университетам. К концу 1927 г., когда заведующим библиотекой уже был А.Т. Расторгуев (1860- ?), библиотечный фонд насчитывал уже около 170 тыс. томов [7]. Можно сказать, что к концу 20-х гг. жизнь библиотеки начала постепенно налаживаться, входя в спокойное и тихое русло.

Но в ноябре 1929 г. А.Т. Расторгуев неожиданно получил отставку с поста заведующего библиотекой. Его место занял другой ученый-историк - краевед Сергей Николаевич Введенский (1867-1940). Доцент ВГУ с 1919 г., организатор краеведческого движения в Центрально-черноземном районе и автор многочисленных научных трудов, в 1929 г. в ходе чистки профессорско-преподавательского состава он потерял свое место на кафедре истории общественных наук. После отстранения от преподавательской деятельности Введенский, пользовавшийся большим авторитетом, был назначен заведующимуниверситетской библиотекой. Вероятно, в представлениях партийного руководства это место было весьма почетным, но политически безопасным для опального ученого. Однако во главе библиотеки Введенский стоял всего один год: в ноябре 1930 г. он был арестован в связи с громким «делом краеведов» и отправлен в лагерь.

1930 год явился важной вехой в истории университета и библиотеки. Это было связано с началом крупной реорганизации вуза. Из состава ВГУ были выделены в самостоятельные институты самые мощные факультеты - медицинский и педагогический, в самом университете возникли новые факультеты. Основание в городе новых высших учебных заведений на базе бывших университетских факультетов сказалось и на состоянии библиотечного фонда ВГУ: значительная часть литературы была пере-

дана вновь возникшим институтам. Руководителем библиотеки в это непростое время был Ян Яковлевич Зутис (1893-1962) -крупный ученый-историк, в будущем член-корреспондент Академии наук СССР (с 1953 г.). В основном в эти годы библиотека развивалась в традициях, заложенных ее первыми руководителями.

С 1934 г. в истории библиотеки началась новая эпоха, связанная с многолетней и плодотворной деятельностью в качестве директора библиотеки Софьи Панфиловны Оникиенко» (1898-1985). В ВГУ С.П. Оникиенко направило библиотечное управление Наркомпроса, с тем чтобы «в корне и в кратчайший срок пересмотреть работу библиотеки в свете партийных указаний». По замыслу центрального руководства библиотека должна была стать «опорным пунктом коммунистического воспитания всего коллектива университета» [8]. Для самой библиотеки возложенная на нее задача сыграла одну положительную роль -за счет мобилизации ресурсов университета и при помощи Наркомпроса библиотека заметно улучшила свою материальную базу и расширила штат сотрудников. (К началу 40-х гг. библиотечный фонд ВГУ состоял из 700 тысяч томов.) «Деньги, штат и дове-

рие» в верхах способствовали быстрому развитию библиотеки. Используя свои финансовые возможности, библиотека покупала и выписывала все, что нужно или желательно было иметь в фондах, порой доукомплектовывала их за счет букинистических магазинов Москвы. Широко развивалась и обменная сеть: в эти годы библиотека обменивалась с 250 советскими и с 350 зарубежными научными учреждениями и вузами. В середине 30-х гг. перед руководством Наркомпроса стоял вопрос о переводе библиотеки ВГУ из разряда «вузовских» в разряд «научных». И только смерть Н.К. Крупской приостановила в то время этот процесс.

О том, какими богатствами обладала накануне войны университетская библиотека, можно судить по краткой характеристике, которую дала в свое время С.П. Оникиенко наиболее ценной части ее фонда. По ее словам, в библиотеке, кроме средневековой инкунабулы, насчитывалось большое количество книг, изданных за первые три века книгопечатания, - в деревянных переплетах с золотым тиснением, с художественно оформленными заглавными буквами. Богатая коллекция автографов классиков отечественной и зарубежной литературы, первые издания просветителей XVIII в., газета «Монитер» эпохи французской революции и ряд других ценных изданий дополнялись большим и хорошо укомплектованным отделом периодики (русской и иностранной). Многое из перечисленного было утрачено библиотекой во время Великой Отечественной войны.

В апреле 1942 г., незадолго до начала уличных боев в Воронеже, в библиотеку поступали новые научные журналы из США. Их просматривал аспирант С.П. Капицы Г.Н. Флеров, обративший внимание на то, что в журналах по физике, изданных до 1941 г., было немало публикаций по проблемам исследования урана, но затем их число резко сократилось. В мае 1942 г. Флеров доложил об этом обстоятельстве в Го-

сударственный комитет обороны. По мнению С.П. Капицы, именно это послужило первоначальным импульсом для создания советского атомного проекта.

Война нанесла непоправимый урон Воронежскому университету. Поскольку эвакуация университета началась лишь летом 1942 г., непосредственно перед оккупацией города, богатейшую университетскую библиотеку не удалось вывезти. Приготовленные к эвакуации книги - разобранные и упакованные в ящики - остались в занятом немцами городе. Наиболее ценная часть книжного фонда вскоре была вывезена немцами в Курск. Для работы с этими книгами в Курск прибыл специалист по библиотечному делу Киевского отделения Особой команды рейхслейтера Розенберга - Готтлиб Ней. В первую очередь им были отобраны книги, имевшие штемпели Юрьевского (или Дерпт-ского) университета. Все эти книги (2980 экз.), а также часть книг, никогда не принадлежавших Юрьевскому университету (1834 экз.), по акту были переданы библиотеке Тартуского университета. Все диссертации и труды ученых ВГУ были направлены непосредственно в Берлин, вся «ценная и уникальная литература » - вывезена в один из французских монастырей, где формировалась так называемая «международная библиотека» [9], историческая литература, главным образом по истории Древней Руси, направлялась в Киев, часть русской и иностранной литературы попала в Харьков.

Как только Курск был освобожден, С.П. Оники-енко отправилась на поиск библиотеки. Благодаря ее усилиям часть довоенной библиотеки удалось вернуть в Воронеж. Из Воронежа в 1942 г. было вывезено 20 вагонов книг, назад в 1944 г. вернулось только семь. Впоследствии в ВГУ удалось вернуть книги из Киева и Харькова, частич-

но из Тартуи из других городов, но наиболее ценная часть библиотечного фонда была утрачена.

В тяжелые послевоенные годы перед университетской библиотекой вновь, как и в 20-е гг., встала задача комплектования потерянного библиотечного фонда. Лишь к 1959 г. - завершению директорства С.П. Оникиенко - фонд библиотеки достиг полумиллиона томов, приближаясь тем самым к довоенным показателям.

В 1959-1968 гг. библиотеку возглавляла кандидат филологических наук В.А. Павлова, в 1968-2006 гг. - выпускница географического факультета ВГУ С.В. Янц, заслуженный работник культуры РФ, почетный работник высшего образования России.

В 1964 г. библиотека приобрела статус научной, а в 1975 г. - статус зонального методического центра для библиотек вузов Центрально-Черноземного региона. В том же году был создан отдел редких книг (ОРК), представляющий собой ядро гуманитарной коллекции ВГУ, в котором хранятся преимущественно дореволюционные издания по истории, философии, религии, юриспруденции, филологии и т.д. В 20062007 гг. ОРК пополнился десятками тысяч книг, в том числе несколькими сотнями уникальных единиц хранения XVI-XVII вв., из упраздненного в 2007 г. резервного фонда

(находившегося в подвальных помещениях студенческих общежитий ВГУ и недоступного пользователям в течение десятилетий). С 1985 г. функционирует библиотечный практикум для сотрудников библиотек вузов Воронежа. С 1972 г. в библиотеке проводятся заседания общества «Воронежский библиофил», а в 2007 г. начал свою работу клуб «Слово и образ», рассчитанный в первую очередь на студенческую молодежь. Здесь организуются презентации книг ученых, писателей и поэтов, музыкальные вечера, встречи с художниками и т.д.

Фонд библиотеки ныне насчитывает свыше 3 млн. единиц хранения на более чем сорока древних и современных языках народов мира. На базе ЗНБ ВГУ создан сводный корпоративный каталог библиотек государственных вузов Воронежа. Библиотека постоянно внедряет в практику своей работы новейшие технологии, связанные прежде всего с возможностями всесторонней компьютеризации библиотечных процессов и цифровых технологий. Осуществляется внедрение автоматизированного заказа и книговыдачи литературы с использованием технологии штрихового кодирования на абонементах, непрерывно пополняется электронный каталог. В 2006 г. на базе ЗНБ был создан региональный библиотечный консорциум «Черноземье». В 2007 г.биб-

лиотека первой в регионе прошла международный сертификационный аудит.

На сегодняшний день в структуру библиотеки входят 14 отделов, 13 читальных залов на 765 посадочных мест, а также Музей истории ВГУ. Библиотека поддерживает связи с такими крупнейшими мировыми библиотечными центрами, как библиотека Конгресса США, Оксфордский университет и др. В настоящее время ЗНБ является одной из ведущих университетских библиотек России, культурно-информационным ядром ВГУ, одним из его наиболее важных просветительских центров.

Литература

1. ГАОПИ ВО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 2. Л. 29-29 об.

2. История Тартуского университета. 1632-

1982. / Под ред. проф. К. Сийливаска. -Таллин, 1982.

3. Литературное наследство. В.И. Ленин и А.В.

Луначарский: Переписка, доклады, документы. - М., 1971. - Т. 80. - С. 195.

4. ГАВО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 32. Л. 13.

5. Воронежская коммуна. - 1922. - 10 сент.

6. См.: Воронежская коммуна. - 1928. -8 марта.

7. ГАВО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 32. Л. 16.

8. Оникиенко С.П. Любимое дело на всю жизнь // Научная библиотека ВГУ: прошлое и настоящее. - С. 15.

9. ГАОПИ ВО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 2. Л. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.