Научная статья на тему 'Железодефицитная анемия: влияние на развитие детей и пути профилактики'

Железодефицитная анемия: влияние на развитие детей и пути профилактики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3553
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ / IRON DEFICIENCY ANEMIA / ДЕФИЦИТ ЖЕЛЕЗА / IRON DEFICIENCY / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ДЕТИ / CHILDREN / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ФОРТИФИКАЦИЯ / FORTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мазур Лилия Ильинична, Балашова Е.А., Маковецкая Г.А.

Дефицит железа (ДЖ) у детей является одним из наиболее частых алиментарных дефицитов. В то же время его влияние на здоровье детей традиционно недооценивается российскими педиатрами, что отражено в т.ч. и в отнесении железодефицитной анемии (ЖДА) к так называемым фоновым состояниям. Данный обзор освещает проблему влияния ДЖ и ЖДА на физическое и психическое развитие детей, а также существующие пути профилактики данных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мазур Лилия Ильинична, Балашова Е.А., Маковецкая Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iron deficiency anemia: impact on children’s development and prevention methods

Iron deficiency (ID) in children is one of the most common nutritional deficiencies. At the same time, russian pediatricians traditionally underestimated its impact on children’s health, which is reflected among others in classifying the iron deficiency anemia (IDA) as so-called background state. This review highlights the problem of ID and IDA impact on physical and mental development of children, as well as the existing ways of preventing these diseases.

Текст научной работы на тему «Железодефицитная анемия: влияние на развитие детей и пути профилактики»

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДИАТРА

© Коллектив авторов, 2014

Л.И. Мазур, Е.А. Балашова, Г.А. Маковецкая

ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ: ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ

ГБОУ ВПО Самарский государственный медицинский университет МЗ РФ, г. Самара, РФ

L.I. Mazur, E.A. Balashova, G.A. Makovetskaya

IRON DEFICIENCY ANEMIA: IMPACT ON CHILDREN'S DEVELOPMENT AND PREVENTION METHODS

Samara State Medical University, Russia

Дефицит железа (ДЖ) у детей является одним из наиболее частых алиментарных дефицитов. В то же время его влияние на здоровье детей традиционно недооценивается российскими педиатрами, что отражено в т.ч. и в отнесении железодефицитной анемии (ЖДА) к так называемым фоновым состояниям. Данный обзор освещает проблему влияния ДЖ и ЖДА на физическое и психическое развитие детей, а также существующие пути профилактики данных заболеваний.

Ключевые слова: железодефицитная анемия, дефицит железа, психическое развитие, физическое развитие, дети, профилактика, фортификация.

Iron deficiency (ID) in children is one of the most common nutritional deficiencies. At the same time, russian pediatricians traditionally underestimated its impact on children's health, which is reflected among others in classifying the iron deficiency anemia (IDA) as so-called background state. This review highlights the problem of ID and IDA impact on physical and mental development of children, as well as the existing ways of preventing these diseases.

Key words: iron deficiency anemia, iron deficiency, mental development, physical development, children, prevention, fortification.

Дефицит железа (ДЖ) является одним из наиболее частых алиментарно-зависимых состояний в мире, и более 1,6 млрд человек планеты страдают железодефицитной анемией (ЖДА) [1]. Основными группами риска по развитию как ДЖ, так и ЖДА являются женщины и дети всех возрастов [1-5]. В России, как и в целом в Европе, частота ЖДА у детей сохраняется на уровне от 17-47 до 50-60% [6, 7].

На сегодняшний день можно считать доказанным негативное влияние ДЖ на физическое

развитие детей. ДЖ ассоциирован с более низким весом и ростом детей, что может приводить к задержке полового развития, нарушениям иммунной системы, росту заболеваемости ОРВИ, кишечными инфекциями, а также к затяжному и осложненному течению бактериальных инфекций [5, 8, 9].

Практически все исследователи, занимающиеся данной проблемой, признают влияние ЖДА и ДЖ на психомоторное развитие детей [10, 11], однако нет единой точки зрения на сте-

Контактная информация: Contact Information:

Мазур Лилия Ильинична - д.м.н., проф., Mazur Liliya Ilinichna - Ph.D., Prof. of Hospital

зав. каф. госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО Pediatrics Department, Samara State Medical

СамГМУ МЗ РФ University

Адрес: Россия, 443099, г. Самара, Address: Russia, 443099, Samara,

ул. Чапаевская, 89 Chapaevskaya str., 89

Тел.: (9927) 264-98-68, Теl.: (9927) 264-98-68,

E-mail: gmakovetskaya@yandex.ru E-mail: gmakovetskaya@yandex.ru

Статья поступила 10.12.14, Received on Dec. 10, 2014,

принята к печати 24.06.15. submitted for publication on Jun. 24, 2015.

145

пень выраженности и долгосрочность данного влияния.

Существует несколько объяснений влияния ДЖ на психомоторное развитие детей. Наиболее распространенной является теория о нарушении метаболизма нейромедиаторов ЦНС, в первую очередь - дофамина [12], а также серотонина и у-аминомаслянной кислоты. Дофамин является основным нейромедиатором экстрапирамидной системы и, следовательно, поддерживает когнитивные и аффективные реакции [13], а серотонин и у-аминомаслянная кислота регулируют сон, поведение, двигательную активность и эмоциональный тонус [6]. Железо является ко-фактором тирозингидроксилазы - ограничивающего фермента синтеза дофамина [14, 15]. Кроме того, в моделях на животных ДЖ приводил к изменению плотности и активности Д1- и Д2-дофаминовых рецепторов [14]. Существуют данные о влиянии железа на процессы миели-низации в ЦНС, на процесс организации полосатого тела и гипокампа [3, 15]. Нарушения координации и моторного развития, наблюдаемые при ДЖ, возможно, неспецифично связаны с недостаточностью миоцитов, также содержащих железо [3].

Большинство исследований показывает отчетливое негативное влияние ДЖ на психомоторное развитие детей [11, 16, 17]. R. Colin Carter et al. провели исследование влияния ДЖ на когнитивное развитие детей в 9 месяцев [8]. У детей с ЖДА обнаружено снижение памяти по результатам теста Фагана на интеллект младенцев. С учетом того, что дефекты памяти являются предиктором когнитивного и речевого дефицита в дальнейшем, возможно предположить долгосрочное негативное влияние ДЖ. Также дети с ЖДА по сравнению со здоровыми получили меньший балл по шкале поведения, матери описывали их как более застенчивыми по сравнению со сверстниками.

В целом по результатам клинических исследований складывается впечатление, что наибольшее влияние ДЖ оказывает на поведение детей: менее разговорчивы, более пугливы, неуверенны, неактивны, более быстро утомляются, имеют меньшую толерантность к нагрузкам и более тесный физический контакт с матерью.

Например, исследование в Китае (20012003 гг.) показало, что дети с хронической ЖДА более пассивны и осторожны, меньше склонны проявлять положительный аффект, больше времени проводят за физическим самоуспокаиванием (самопоглаживания, раскачивание и др.) [2]. Такое поведение детей с ЖДА расценивается как «функциональная изоляция». Дети с ЖДА в меньшей степени требуют стимулирующего воздействия от матери и других опекунов, а отсутствие активной потребности приводит к снижению стимулирующего влияния со стороны матери, что в свою очередь приводит к нарушению нормального нервно-психического развития.

Более низкое позитивное эмоциональное социальное реагирование обнаружили у детей с ЖДА и Betsy Lozoff et al. [16]. Данное исследование представляет интерес из-за оценки эффективности «домашнего вмешательства» как метода коррекции нарушений, вызванных ДЖ. Родителей детей, страдающих ЖДА, обучали техникам домашнего когнитивного и эмоционального стимулирования детей. В результате при контрольном осмотре детей с ЖДА не было обнаружено статистически достоверного отставания в когнитивном и моторном развитии, однако уровень развития все равно не достиг уровня развития детей без анемии.

Основой для долгосрочных исследований по влиянию ДЖ на нервно-психическое развитие детей является экспериментальная животная модель накопления железа в головном мозге, согласно которой гематоэнцефалический барьер проницаем для железа только во внутриутробном периоде и в первые недели неонатального периода [3, 18]. Таким образом, ДЖ на ранних этапах онтогенеза приводит к необратимым нарушениям когнитивной функции, которые невозможно устранить какой-либо последующей терапией [3]. Экспериментальные данные нашли косвенное подтверждение в исследовании V. Adisetiyo et al. При обследовании детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, обнаружено более низкое содержание железа в головном мозге без какой-либо корреляции с содержанием сывороточного железа [19].

Большая проблема в изучении долгосрочных последствий ДЖ заключается в отсутствии понимания того, какая продолжительность существования и степень его тяжести будут приводить к клиническим или социально значимым последствиям. Кроме того, большая сложность в изучении ЖДА заключается во временной фиксации начала заболевания. На практике мы начинаем отсчет продолжительности ЖДА с момента первого общего анализа крови, в котором зафиксировано снижение содержания гемоглобина, в то же время абсолютно точно понятно, что до этого у ребенка достаточно продолжительное время существовал латентный ДЖ (ЛДЖ) а, затем собственно ЖДА с постепенно нарастающей степенью тяжести. Высчитать момент начала дефицита, т.е. истинную продолжительность негативного воздействия на сегодняшний день невозможно. Поэтому в выборку могут попасть дети как с недавно возникшим ДЖ, так и дети с фактически хронически протекающей ЖДА, сравнивать которых некорректно. В связи с этим необходима осторожная интерпретация результатов исследований долгосрочного влияния ЖДА.

Теория о необратимом воздействии ДЖ ожидаемо приводит к следующей проблеме во взаимодействии железа и нервной деятельности: может ли лечение препаратами и/или добавками железа устранить негативные эффекты его дефи-

146

цита? Достаточно много исследований говорят о том, что несмотря на наличие или отсутствие лечения дети с ЖДА показывают более низкие результаты психического и интеллектуального развития [2, 15, 16]. Даже адекватно восполненный ДЖ приводит к задержке речевого развития, нарушениям памяти и поведения, проблемам в обучении, меньшим успехам в школе, низким баллам при прохождении тестов оценки интеллектуального, психического и моторного развития [15].

Мета-анализ 15 исследований по влиянию препаратов железа с долгосрочным контролем в 2-5 лет позволил авторам сделать вывод о наличии положительного влияния дополнительного железа на содержание гемоглобина и феррити-на детей, отсутствии влияния на физическое развитие и о минимальном улучшении когнитивных функций под влиянием дополнительного железа [20]. В то же время другой мета-анализ показал, что снижение концентрации гемоглобина у детей на каждые 10 г/л приводит к снижению уровня ВД на 1,7 пунктов [21]. В результате в Кохрановском обзоре делается следующее заключение: окончательного ответа об эффективности лечения препаратами железа на нервно-психическое развитие детей нет. Однако существуют вероятные доказательства улучшения психомоторного развития после лечения препаратами железа, если оно продолжалось более 30 дней [22].

Таким образом, длительно существующие ДЖ и ЖДА оказывают как минимум краткосрочный отрицательный эффект на психомоторное развитие детей, которое может быть скорректировано в некоторой степени введением дополнительного железа в виде лекарственных препаратов, обогащенных смесей или обогащенных продуктов.

Во многих странах проводят рутинную профилактику ЖДА либо всем детям, либо детям из групп риска. Минздрав Израиля рекомендует дополнительное введение железа всем детям 4-12 месяцев жизни, а недоношенным - с 2 месяцев [23]. По новым рекомендациям Американской педиатрической академии все дети должны получать дополнительное железо с 4 месяцев жизни до момента введения в рацион продуктов, богатых железом, а недоношенные дети - с 1 месяца жизни [4], хотя данные рекомендации и вызвали волну негативных отзывов со стороны клинических исследователей и практикующих врачей [3].

С другой стороны, профилактика ДЖ препаратами железа в любой форме может давать побочные эффекты, особенно при их назначении детям с изначально достаточным содержанием железа в организме. Дополнительное назначение железа негативно влияет на линейный рост детей, потенциально повышает риск инфекционных заболеваний, а вскармливание детей смесью с повышенным содержанием железа приво-

дит к долгосрочным негативным эффектам на нервно-психическое развитие [4, 24, 25]. Кроме того, существуют клинические исследования, не доказавшие положительный эффект рутинного назначения препаратов железа детям первого года жизни [5].

Принципиально существует три способа профилактики ДЖ у детей: прием лекарственных препаратов железа, обогащение продуктов питания железом, в т.ч. домашнее, и диетическая коррекция за счет потребления пищи, богатой железом.

Первый путь - прием лекарственных препаратов железа - наиболее простой и прямолинейный, однако, как и с лечением ЖДА, возникают проблемы с переносимостью и комплаенсом. Данный путь профилактики наиболее целесообразен у детей, которые не могут получать достаточное количество железа из пищи в силу социальных (семьи за чертой бедности), идеологических (вегетарианство, исключительно грудное вскармливание после 6 месяцев жизни) и других причин [26].

Обогащение продуктов питания железом является эффективным методом профилактики ДЖ, но также имеет ряд ограничений: оно не должно приводить к появлению токсических эффектов, изменять органолептические свойства пищи, снижать ее привлекательность для детей [27, 28]. Промышленное обогащение применяется при производстве муки, молока, апельсинового сока [29-31]. Обогащение железом муки дает хороший положительный эффект на состояние обмена железа у взрослых, однако затруднено у детей из-за незначительного объема потребления данного продукта [29]. Обогащение молока, как более частого пищевого продукта в рационе детей, приводит к снижению частоты ЖДА и ДЖ, однако является дорогим, а обеспечение населения бесплатным обогащенным молоком, по опасениям некоторых авторов, может привести к отказу от грудного вскармливания [29, 30]. В связи с этим у детей более эффективно добавление железа в продукты прикорма, однако возникает вопрос о закономерном возрастании их цены и снижении доступности для детей из социально неблагополучных семей, которые и являются группой риска по ЖДА [29].

К варианту обогащения продуктов питания железом можно отнести и введение дополнительного железа в смеси для искусственного вскармливания. Betsy Lozoff et al. исследовали влияние вскармливания смесью с повышенным содержанием железа (12 мг/л) по сравнению с обычной адаптированной смесью (2,3 мг/л железа) [13]. И если эффект дополнительного железа на формирование ЖДА был предсказуемым (частота ЖДА в 12 месяцев 3,1 и 22,6% соответственно), то статистически значимых различий в психомоторном развитии между группами выявить не удалось. Однако дети без приема дополнительного железа начинали ползать чуть позднее, у них

147

отмечалось меньшее стремление к социальному взаимодействию, их сложнее было успокоить. Дети из группы без дополнительного железа чаще оставляли старую игрушку в том случае, если им предлагали новую, что изначально было расценено как более высокий уровень адаптации. Другое возможное объяснение этой особенности - ни одна из игрушек не вызывает у ребенка достаточного интереса, чтобы попытаться ее вернуть. Эта особенность в сочетании с удлинением времени рассматривания незнакомого объекта говорит о менее эффективной обработке поступающей информации, что может быть предиктором более низкого когнитивного развития в дальнейшем.

Существует и достаточно много противников вскармливания детей смесями, содержащими 12 мг/л железа, в основном из-за того, что такое содержание железа в 40 раз превосходит содержание железа в грудном молоке и, даже с учетом гораздо более низкой биодоступности железа из смеси, является избыточным [32]. В связи с этим существующие рекомендации Научного комитета по питанию Европейской комиссии регламентируют содержание 2-8 мг/л железа в начальной смеси и 4-10 мг/л в последующей [30].

Домашнее обогащение заключается в добавлении порошков с микронутриентами («sprinkles»), в т.ч. и с железом, инкапсулированным в липидную оболочку, в обычную пищу ребенка. По данным Кохрановского обзора, у детей до 2 лет такие порошки снижают частоту ЖДА на 31%, а частоту ДЖ - на 51%, однако на сегодняшний день не существует достаточно данных для достоверного сравнения их эффективности с лекарственными препаратами железа [33]. В связи с этим ВОЗ рекомендует применение порошков для домашнего обогащения пищи только у детей 6-23 месяцев в группах, где частота ЖДА превышает 20% [34]. Ограничением использования данного метода является необходимость изменения пищевого поведения родителей ребенка, т.е. родители должны помнить и проводить домашнее обогащение [29].

Последний, наиболее естественный путь профилактики ДЖ и ЖДА заключается в потреблении пищи, богатой железом, и в снижении потребления ингибиторов абсорбции железа. Достичь повышения потребления железа с пищей можно путем изменения пищевых привычек, паттернов обработки и приготовления пищи. Например, в Перу удалось достичь значительного эффекта на рост и развитие детей только путем внедрения образовательных программ для населения [35].

В связи со всем вышесказанным наиболее рациональные рекомендации по профилактике ДЖ у здоровых детей выглядят следующим образом: доношенные дети на грудном вскармливании начиная с 4-6 месяцев должны получать 1 мг/кг/сут железа преимущественно из пищи, т.е. 2 приема пищи в день должны быть представлены обогащенными кашами или мясом. В случае если детям невозможно обеспечить как

минимум 2 приемов пищи, богатых железом, в день, они должны получать дополнительное железо в виде лекарственного препарата [26].

Наиболее интересным является вопрос профилактики ДЖ и ЖДА в группах риска, так как именно в этой популяции ожидается наибольший терапевтический эффект от профилактики. Профилактика в группе детей, рожденных от женщин с гестационной ЖДА, должна быть антенатальной. Так, гестационная ЖДА связана с повышением риска преждевременных родов, низким весом при рождении, а также повышением риска младенческой и материнской смертности, факт ее необходимости не вызывает сомнений [36, 37]. Но каково же клиническое влияние антенатальной профилактики препаратами железа? По результатам анализа Chang Suying et al. обнаружено, что дети, рожденные от женщин с ЖДА, имели более низкий уровень психического развития. Однако дети, рожденные в группе женщин, получавших дополнительное железо, не имели преимуществ по сравнению с детьми от женщин, получавших фолиевую кислоту или мультивитамины для беременных [38]. Таким образом, популяционная профилактика ЖДА у беременных без выделения групп риска представляется бессмысленной.

Большой интерес представляют исследования динамики взаимодействий в диаде мать-младенец на фоне ДЖ у матери и/или ребенка. Существующие данные позволяют говорить о значительном влиянии ДЖ на когнитивные функции, эмоциональное состояние и общее качество жизни женщин [10, 39, 40]. Логично предположить, что такие изменения эмоциональной и когнитивной сферы, как раздражительность, апатия, слабость, утомляемость, сложность в концентрации внимания, депрессивные симптомы окажут влияние на взаимодействие матери с ребенком и, в конечном итоге, - на нервно-психическое развитие ребенка. Так же при наличии ДЖ у матери высока вероятность развития ДЖ или ЖДА у ребенка, поэтому возникает проблема оценки вклада собственно ДЖ и отсутствия адекватного стимулирующего влияния со стороны матери в формирование задержки нервно-психического развития ребенка. На сегодняшний день имеется два крупных исследования взаимодействия матери с ребенком. В первом исследовании взаимодействие мать-ребенок оценивалось во время свободной игры в 10 недель и в 9 месяцев. Авторы делают вывод, что прием 125 мг/сут железа сульфата женщинами с гестационной анемией приводит к улучшению взаимодействия с ребенком [41]. Во втором исследовании, которое сравнивало три варианта дозирования железа, авторы не обнаружили преимуществ назначения большей дозы [42]. Ограничением обоих исследований является отсутствие оценки состояния обмена железа у обследуемых детей, т.е. невозможно установить, что конкретно стало причиной нарушения развития ребенка.

Следующая большая группа детей с риском

148

формирования ДЖ - недоношенные и маловесные дети. ВОЗ и Американская академия педиатров рекомендуют дополнительное назначение железа всем маловесным (менее 1000 г) и умеренно маловесным (2000-2500 г) детям [5]. Недоношенные дети имеют множественные предрасполагающие к развитию ЖДА факторы: низкие запасы железа, низкий уровень трансферрина и одновременно с этим большая его сатурация ионами железа, низкий уровень церулоплазмина, низкий уровень чувствительности гемопоэтических клеток-предшественников к эритропоэтину [43]. В связи с этим ^ 81еттаеИег а1. изучали роль сроков начала профилактики [15]. Отмечается тенденция к положительному эффекту раннего введения железа, который заключается в меньшем числе долгосрочных психических аномалий. В плаце-бо-контролируемом исследовании Я.К. Berg1und а1. дети с умеренно низким весом при рождении (2000-2500 г), получавшие профилактику препаратами железа, в 3 года не имели преимуществ по уровню когнитивного развития по сравнению с детьми, не получавшими профилактику [40]. Однако по чек-листу поведения дети

из группы без дополнительного железа набрали субклиническое количество баллов в 12,7% случаев, тогда как дети, получавшие дополнительное железо - набрали 2,9-2,7% (контроль - дети с нормальным весом при рождении - 3,2%).

При оценке результатов клинических исследований эффективности профилактики железом нельзя забывать о влиянии комплаенса. Например, в исследовании D.L. Dee et al. только 6,5% матерей недоношенных детей выполняли рекомендации и давали детям в 6 месяцев дополнительное железо 3 и более раз в неделю, никто из матерей не давал дополнительное железо детям в первые 2 месяца жизни [44]. В связи с этим возникает вопрос: рекомендации не работают или не выполняются?

Таким образом, с определенной долей вероятности можно говорить о наличии влияния гестационной анемии на последующее психоэмоциональное развитие ребенка, которое опосредовано либо через нарушение взаимодействий в диаде мать-ребенок, либо через прямое воздействие ДЖ на психическое развитие ребенка. Вопрос о популяционной профилактике ДЖ у беременных женщин остается открытым.

Литература

1. McLean E, Cogswell M, Egli I, et at. Worldwide prevalence of anaemia, WHO Vitamin and Mineral Nutrition Information System, 1993-2005. Public Health Nutrition. 2009; 12 (4): 444-454.

2. Chang S, Wang L, Wang Y, et al. Iron-Deficiency Anemia in Infancy and Social Emotional Development in Preschool-Aged Chinese Children. Pediatrics. 2011; 127: 4: 927-933.

3. Колосова Н.Г., Баяндина Г.Н., Машукова Н.Г., Геп-пе НА. Обмен железа в организме и пути коррекции его нарушений. Трудный пациент. 2011; 9 (8-9): 54-58.

4. Baker RD, Greer FR and The Committee on Nutrition. Diagnosis and Prevention of Iron Deficiency and Iron-Deficiency Anemia in Infants and Young Children (0-3 Years of Age). Pediatrics. 2010; 126: 1040-1050.

5. Berglund S, Westrup B, Domel^f M. Iron Supplements Reduce the Risk of Iron Deficiency Anemia in Marginally Low Birth Weight Infants. Pediatrics. 2010; 126 (4): 874-883.

6. Казюкова Т.В. Профилактика дефицита железа у детей раннего возраста. Педиатрия. 2011; 90 (4): 112-119.

7. Лебедева У.М., Прокопьева С.И. Клиническое значение дефицита железа в питании матери и ребенка в условиях Севера. Лечение и профилактика. 2012; 1 (2): 51-55.

8. Carter RC, Jacobson JL, Burden MJ, et al. Iron Deficiency Anemia and Cognitive Function in Infancy. Pediatrics. 2010; 126 (2): 427-434.

9. Шаманская Т.В., Качанов Д.Ю. Железодефицитная анемия. Практика педиатра. 2008 URL: http://medi.ru/doc/ j01080547.htm (дата обращения 27.03.2014).

10. Lozoff B, Jimenez E, Smith JB. Double Burden of Iron Deficiency in Infancy and Low Socioeconomic Status. A Longitudinal Analysis of Cognitive Test Scores to Age 19 Years. Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2006; 160 (11): 1108-1113.

11. McCann JC, Ames BN. An overview of evidence for a causal relation between iron deficiency during development and deficits in cognitive or behavioral function. Am. J. Clin. Nutr. 2007; 85 (4): 931-945.

12. Beard JL. Iron Biology in Immune Function, Muscle Metabolism and Neuronal Functioning. J. Nutr. 2001; 131: 568-580.

13. Lozoff B, De Andraca I, Castillo M. Behavioral and Developmental Effects of Preventing Iron-Deficiency Anemia in Healthy Full-Term Infants. Pediatrics. 2003; 112 (4): 846854.

14. Konofal E, Cortese S, Lecendreux M, et al. Effectiveness of Iron Supplementation in a Young Child With Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Pediatrics. 2005; 116 (5):

732-734 URL: http://pediatrics.aappublications.org/con-tent/116/5/e732.full.html (дата обращения 27.03.2014).

15. Steinmacher J, Pohlandt F, Bode H, et al. Randomized Trial of Early Versus Late Enteral Iron Supplementation in Infants With a Birth Weight of Less Than 1301 Grams: Neurocognitive Development at 5.3 Years' Corrected Age. Pediatrics. 2007; 120 (3): 538-546.

16. Lozoff B, Smith JB, Clark KM, et al. Home Intervention Improves Cognitive and Social-Emotional Scores in Iron-Deficient Anemic Infants. Pediatrics. 2010; 126 (4): 884-894.

17. Walker SP, Wachs TD, Meeks Gardner J, et al. Child development: risk factors for adverse outcomes in developing countries. The Lancet. 2007; 369 (9556): 145-157.

18. Fretham SJB, Carlson ES, Georgieff MK. The Role of Iron in Learning and Memory. Adv. Nutr. 2011; 2: 112-121.

19. Adisetiyo V, Jensen H, Tabesh A, et al. Multimodal MR Imaging of Brain Iron in Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Noninvasive Biomarker That Responds to Psychostimulant Treatment? Radiology. 2014; 272 (2): 524-532.

20. Thompson J, Biggs B-A, Pasricha S-R. Effects of Daily Iron Supplementation in 2- to 5-Year-Old Children: Systematic Review and Meta-analysis. Pediatrics. 2013; 131 (4): 739-753.

21. Stoltzfus RJ, Mullany L, Black RE. Iron deficiency anaemia. Comparative Quantification of Health Risks: Global and Regional Burden of Disease Attributable to Selected Major Risk Factors. Majid Ezzati, Alan D. Lopez, Anthony Rodgers, Christopher J.L. Murray, eds. Geneva, World Health Organization. 2004; 1: 163-211. URL: http://www.who.int/ publications/(дата обращения 13.04.2014).

22. Wang B, Zhan S, Gong T, Lee L. Iron therapy for improving psychomotor development and cognitive function in children under the age of three with iron deficiency anaemia. Cochrane Database Syst. Rev. 2013; 6 (6): CD001444.

23. Nir Y, Limoni Y, Gordon M, Moser A. Infants in the Second Year of Life Are Still at Significant Risk for Developing Iron Deficiency Anemia (IDA) and Should Be Treated with Prophylactic Iron Supplements. Blood (ASH Annual Meeting Abstracts). 2009; 114: Abstract 4533. URL: http://abstracts. hematologylibrary.org/cgi/content/abstract/114/22/4533?m axtoshow=&hits=10&RESULTF0RMAT=&fulltext=nir&searc hid=1&FIRSTINDEX=0&volume=114&issue=22&resourcety-pe=HWCIT (дата обращения 31.03.2014).

24. Lind T, Seswandhana R, Persson L-A, Lonnerdal B. Iron supplementation of iron-replete Indonesian infants is associated with reduced weight-for-age. Acta Paediatrica. 2008; 97 (6): 770-775.

149

25. Ziegler EE, Nelson SE, Jeter JM. Iron status of breastfed infants is improved equally by medicinal iron and iron-fortified cereal. Am. J. Clin. Nutr. 2009; 90 (1): 76-87.

26. From the American Academy of Pediatrics. Policy Statement. Breastfeeding and the Use of Human Milk. Pediatrics. 2012; 129 (3): 827-841.

27. Делягин В.М. Недостаточность железа у детей и подростков. Consilium medicum. 2008; 2. URL: http:// con-med.ru/magazines/pediatry/215670/215662/?sphrase_ id=27488 (дата обращения 26.03.2014).

28. Pasricha S-R, Drakesmith H, Black J, et al. Control of iron deficiency anemia in low- and middle-income countries. Blood. 2013; 121: 14: 2607-2617.

29. Bhutta ZA, Dewraj HL. Iron and zinc deficiency in children in developing countries. BMJ. 2007; 334 (7585): 104-105.

30. Report of the Scientific Committee on Food on the Revision of Essential Requirements of Infant Formulae and Follow-on Formulae Scientific Committee on Food. SCF/CS/ NUT/IF/65. Final. 18 May 2003. URL: http://ec.europa.eu/ food/fs/sc/scf/out199_en.pdf (дата обращения 13.04.2014).

31. Blanco-Rojo R, Perez-Granados AM, Toxqui L. Efficacy of a microencapsulated iron pyrophosphate-fortified fruit juice: a randomised, double-blind, placebo-controlled study in Spanish iron-deficient women. Br. J. Nutr. 2011; 105 (11): 1652-1659.

32. Кожевникова Е.Н. Проблема обеспеченности железом детей, находящихся на искусственном вскармливании. Вопросы современной педиатрии. 2007; 6 (1): 48-54.

33. De-Regil L, Suchdev PS, Jefferds MD, et al. Home fortification of foods with multiple micronutrient powders for health and nutrition in children under two years of age. Cochrane Database of Systematic Reviews. 2014; 1: CD008959 URL: http://summaries.cochrane.org/CD008959/use-of-a-powder-mix-of-vitamins-and-minerals-to-fortify-complementary-foods-immediately-before-consumption-and-improve-health-and-nutrition-in-children-under-two-years-of-age#sthash. Zok0gTG0.dpuf (дата обращения 13.05.2014).

34. Stoltzfus RJ, Dreyfuss ML. Guidelines for the Use of Iron Supplements to Prevent and Treat Iron Deficiency Anemia.

Geneva, World Health Organization, 1998. URL: http://www. who.int/nutrition/publications/micronutrients/guidelines_ for_Iron_supplementation.pdf (дата обращения 13.04.2014).

35. Penny ME, Creed-Kanashiro HM, Robert RC, et al. Effectiveness of an educational intervention delivered through the health services to improve nutrition in young children: a cluster-randomised controlled trial. Lancet. 2005; 365: 18631872.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Rasmussen KM. Is There a Causal Relationship between Iron Deficiency or Iron-Deficiency Anemia and Weight at Birth, Length of Gestation and Perinatal Mortality? J. Nutr. 2001; 131 (2): 590-603.

37. Verdon F, Burnand B, Fallab Stubi C-L, et al. Iron supplementation for unexplained fatigue in non-anaemic women: double blind randomised placebo controlled trial. BMJ. 2003; 326: 1124.

38. Chang S, Zeng L, Brouwer ID, Kok FJ. Effect of Iron Deficiency Anemia in Pregnancy on Child Mental Development in Rural China. Pediatrics. 2013; 131 (3): 755-763.

39. Murray-Kolb LE. Iron Status and Neuropsychological Consequences in Women of Reproductive Age: What Do We Know and Where Are We Headed? The Journal of Nutrition. 2011; 141 (4): 747-755.

40. Grondin M-A, Ruivard M, Perreve A, et al. Prevalence of iron deficiency and health-related quality of life among female students. Journal of the College of Nutrition. 2008; 27 (2): 337-341.

41. Murray-Kolb LE, Beard JL. Iron deficiency and child and maternal health. Am. J. Clin. Nutr. 2009; 89 (3): 946-950.

42. Frith AL, Naved RT, Ekstrom E-C. Micronutrient supplementation affects maternal-infant feeding interactions and maternal distress in Bangladesh. Am. J. Clin. Nutr. 2009; 90 (1): 141-148.

43. Collard KJ. Iron Homeostasis in the Neonate. Pediatrics. 2009; 123 (4): 1208-1216.

44. Dee DL, Sharma AJ, Cogswell ME, et al. Sources of Supplemental Iron Among Breastfed Infants During the First Year of Life. Pediatrics. 2008; 122 (Suppl. 2): 98-104.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.