Научная статья на тему 'Жанровый состав вокального фольклора кубанских ногайцев'

Жанровый состав вокального фольклора кубанских ногайцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ ГРУППА / ЭТНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ПЕРИОД СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЖАНРОВАЯ ГРУППА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / СТИЛЕВЫЕ НОРМЫ / СТИХОТВОРНЫЕ СТРУКТУРЫ / LOCAL GROUP / ETHNIC SPECIFICITY / LIFE CYCLE / SOCIALIZATION PERIOD / GENRE GROUP / FUNCTIONAL PURPOSE / STYLE NORMS / POETIC STRUCTURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карданова Бэла Баубековна, Хубиева Лаура Наурузовна

В статье поднимается проблема отсутствия научно обоснованной жанровой классификации песенного фольклора кубанских ногайцев. Ставится задача разработать авторский вариант классификации, в основе которой лежит положение об исторически сложившейся взаимосвязи жанра с его жизненным назначением. В работе использованы материалы полевых экспедиций, проводимых в 11 ногайских аулах Карачаево-Черкесии. Предлагаемый вариант классификации может быть использован при изучении фольклора других ногайских субгрупп и этнородственных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE COMPOSITION OF KUBAN NOGAIS’ VOCAL FOLKLORE

The article raises the problem of the lack of a scientifically grounded genre classification of the Kuban Nogais’ folk songs. The task is to develop an author’s version of the classification, based on the historically established relationship of the genre with its life purpose. The materials of field expeditions conducted in 11 Nogai auls of Karachay-Cherkessia are used in the work. The proposed classification version can be used to study the folklore of other Nogai subgroups and ethnical-related peoples.

Текст научной работы на тему «Жанровый состав вокального фольклора кубанских ногайцев»

Карданова Бэла Баубековна, Хубиева Лаура Наурузовна

ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ ВОКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ

В статье поднимается проблема отсутствия научно обоснованной жанровой классификации песенного фольклора кубанских ногайцев. Ставится задача разработать авторский вариант классификации, в основе которой лежит положение об исторически сложившейся взаимосвязи жанра с его жизненным назначением. В работе использованы материалы полевых экспедиций, проводимых в 11 ногайских аулах Карачаево-Черкесии. Предлагаемый вариант классификации может быть использован при изучении фольклора других ногайских субгрупп и этнородственных народов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-3717.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 3. C. 78-81. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

В камерно-вокальной лирике композитор продолжает русскую традицию, связанную с «говорящей мелодией» А. С. Даргомыжского - М. П. Мусоргского - Н. Я. Мясковского - Г. В. Свиридова и др. Выявление сути подобного вокального интонирования позволяет обозначить перспективность его дальнейшего развития в творчестве композиторов Мордовии.

Список источников

1. Бояркина Л. Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ. ред. Н. И. Бояркина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. 432 с.

2. Девичий венок. Музыка композиторов Мордовии для женского хора без сопровождения / сост., ред. и авт. вступ. ст. С. С. Молина. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. 60 с.

3. Нестьев И. В. Аспекты музыкального новаторства // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / сост. А. М. Гольцман; под общ. ред. М. Е. Тараканова. М.: Сов. композитор, 1982. С. 11-30.

4. Орлов Вл. Н. Марина Цветаева // Цветаева М. Избранное. М.: Гослитиздат, 1961. С. 3-24.

5. Саакянц А. Поэт // Цветаева М. И. Поэзия. Проза. Драматургия. М.: Слово, 2000. С. 5-12.

6. Цветаева М. И. - Юркевичу П. И., 21 июля 1916 г. [Электронный ресурс]. URL: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/ pisma/letter-7.htm (дата обращения: 30.11.2017).

DIALOGUE OF POETRY AND MUSIC IN E. KUZINA'S VOCAL CYCLE "TRIPTYCH ON M. TSVETAEVA'S POEMS"

Isaeva Svetlana Aleksandrovna, Ph. D. in Culturology, Associate Professor Gulaya Tat'yana Nikolaevna, Ph. D. in Culturology, Associate Professor National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk svetais13@rambler. ru; tngulay@mail.ru

Venchakova Svetlana Vyacheslavovna

Saransk Music College named after L. P. Kiryukov svenchakova69@gmail. com

The article presents the analysis of the vocal cycle "Triptych on M. Tsvetaeva's Poems" by the composer of Mordovia E. V. Kuzina from the position of philosophical reflections, the "dialogue" interaction of poetry and music; identifies tune-intonation and tune-harmony features, the compositional structure of the work. The musical language, the manifestation of classical and polystyle tendencies of composer's writing are considered. The authors note the prospects for the development of vocal intonation in contemporary composer's creativity.

Key words and phrases: E. V. Kuzina; chamber-vocal creativity; vocal cycle "Triptych on M. Tsvetaeva's Poems"; recitation-speech intonation; leit intervalics; polyintonational melody; composition logic.

УДК 392.1 Искусствоведение

В статье поднимается проблема отсутствия научно обоснованной жанровой классификации песенного фольклора кубанских ногайцев. Ставится задача разработать авторский вариант классификации, в основе которой лежит положение об исторически сложившейся взаимосвязи жанра с его жизненным назначением. В работе использованы материалы полевых экспедиций, проводимых в 11 ногайских аулах Карачаево-Черкесии. Предлагаемый вариант классификации может быть использован при изучении фольклора других ногайских субгрупп и этнородственных народов.

Ключевые слова и фразы: локальная группа; этническая специфика; жизненный цикл; период социализации; жанровая группа; функциональное назначение; стилевые нормы; стихотворные структуры.

Карданова Бэла Баубековна, к. искусствоведения, доцент Хубиева Лаура Наурузовна, к. пед. н., доцент

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск Beka-09@yandex. т

ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ ВОКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КУБАНСКИХ НОГАЙЦЕВ

Основной формой народного музыкально-художественного творчества кубанских ногайцев является песенный фольклор, отличающийся своей самобытностью и многообразием жанров. Однако, как говорят результаты ознакомления с ногайской теоретико-методологической и хрестоматийной литературой, данная область народной культуры до настоящего времени остается мало изученной с позиции современной этно-музыкологии. Наряду со многими нерешенными вопросами в этой сфере высвечивается актуальная проблема отсутствия целостной жанровой классификации народных песен кубанских ногайцев.

Осуществляя просмотр научной литературы по общим вопросам песенного фольклора, отметим, что методологическими аспектами классификации песенных жанров длительное время занимались ученые разных

научных направлений: этномузыкологи (Е. В. Гиппиус, И. И. Земцовский, О. А. Пашина и др.), филологи, фольклористы (В. Я. Пропп, В. Е. Гусев, В. П. Аникин и др.). Их споры разгорались вокруг основных принципов и методов классификации песенного фольклора, а объектами дискуссий становились такие категории, как род, жанр, вид, группа и др. Классификации филологов и этномузыкологов основывались на сочетании различных признаков и функций, как музыкальных, так и внемузыкальных: тематических, социальных, стадиально-исторических, утилитарных, музыкально-стилевых и т.д.

Проблемами жанрового состава народных песен других ногайских субэтнических групп занимаются довольно давно. Например, к музыкальному фольклору ногайцев Поволжья и Урала в XIX столетии обращались русские этнографы С. Г. Рыбаков [7] и В. А. Мошков [3], в XX столетии - татарские этномузыкологи М. Н. Нигмедзянов [4], А. Р. Усманова [8], Н. Г. Гайнуллина [1] и др. Предлагаемый ими перечень жанров представляет собой сложную систему, основанную на множестве принципов: приуроченности к календарным праздникам, временам года и видам деятельности, семейным обрядам; не имеющие определенной приуроченности (эпические, частушки); музыкально-стилистическим признакам (лирические, протяжные напевы).

Сбором и изучением текстов устно-поэтического творчества кубанских ногайцев стали заниматься только с начала XX в., системное же собирание аудиозаписей и изучение музыкальных аспектов вокальных жанров начато лишь в 70-е годы прошлого столетия. При составлении песенных сборников ногайские исследователи - просветитель А.-Х. Джанибеков, филолог С. А.-Х. Калмыкова и фольклорист А. И.-М. Сикалиев -также придерживались смешанных методологических принципов, объединяя жанры по тематике, периоду возникновения, социально-бытовому назначению и т.п. К примеру, в первом томе рукописи А.-Х. Джанибе-кова «Соьз казнасы» («Сокровищница слов») [2] фольклорный материал разделен на несколько разделов: «Исторические песни», «Борьба за Кавказ», «Эпоха царизма» (социально-политические песни), «Советские песни», «Бытовые песни», «Обрядовые песни». Там же выделяются жанры: «Старинные частушки», «Новые частушки», «Религиозные песни», «Антирелигиозные песни», «Песня о трезвости», «Судоходные песни» («Кемешилик йыры»), «Батрацкие песни» («Ялшы йыры»), «Песня об охоте с соколом», «Юмористические песни» и др. Как видим, все собранные песни А.-Х. Джанибеков систематизирует по множеству признаков -историко-хронологическому, тематическому, социальному, утилитарно-бытовому и др.

Аналогичный классификационный принцип прослеживается в сборнике «Ногай халк йырлары» («Ногайские народные песни») [5] С. А.-Х. Калмыковой и А. И.-М. Сикалиева. Составители делят весь песенный фольклор на два крупных раздела: «Бурынгы йырлар» («Старинные песни») и «Совет йырлары» («Советские песни»). В первый раздел вошли жанры: «лирико-эпический йырлар» («лирико-эпические песни»), «казак йырлары» («казацкие песни»), «яшав йырлары» («жизненные песни»). Во второй раздел включены песни, объединенные по тематическому принципу: «Партия, Ленин, Тувган Эл акында» («Партия, Ленин, Родина»); «аталык кавга йырлары» («песни об Отечественной войне»); «ашыклык йырлары» («любовные песни») и «ойын йырлар» («плясовые песни»). Некоторые из перечисленных жанров дробятся на более мелкие группы и подгруппы. Например, в числе обрядовых песен выделяются: «узатылаяк кыздынъ йыры» («прощальная песня невесты»), «къыз келтируьв йыр», «яр-яр» («песня привода невесты» или «яр-яр») и др. Похоронная поэзия представлена одним единственным обрядовым жанром «бозлав».

Мы обратили внимание на тот факт, что составители заимствовали тексты многих песен из сборника А.-Х. Джанибекова «Сокровищница слов» («Соьз казнасы») без приведения чёткой паспортизации, в связи с чем остаются неизвестными территории их бытования и имена исполнителей (информантов). А так как А.-Х. Джанибеков собирал фольклор в различных ногайских регионах (Астраханской области, Дагестане, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии и т.д.), то может оказаться спорным принадлежность ряда песен, опубликованных в этом сборнике (как и в сборнике А.-Х. Джанибекова), непосредственно кубанским ногайцам.

Таким образом, систематизация ногайских народных песен в упомянутой публикации также осуществлена на основе множества признаков. Кроме того, отсутствие паспортных данных у отдельных песен затрудняет определение географии их распространения и в конечном счете выявление жанрового состава и локально-региональной специфики музыкально-фольклорной традиции кубанских ногайцев. Мы же должны признать, что проблема жанровой классификации народных песен кубанских ногайцев до настоящего времени не решена и остается актуальной.

В связи со сказанным нами ставится задача разработать авторский вариант жанровой классификации вокального фольклора кубанских ногайцев с использованием материалов собственных полевых экспедиций, проводимых в 11 ногайских аулах Карачаево-Черкесии (с 1979 по 2017 гг.).

Принимая во внимание отсутствие единого методологического принципа жанровой классификации и отчасти опираясь на концепции, сформулированные ведущими отечественными учеными-фольклористами и этномузыкологами, мы формулируем свою условную классификацию, в основе которой лежит положение об исторически сложившейся взаимосвязи жанра с его жизненным назначением, сочетании в жанре основных социально-культурных функций - утилитарно-прикладной и эстетической. При этом основным критерием определения жанра народной песни выступает его функциональное назначение в жизни общества.

По этому принципу все песни разделены на две жанровые группы - приуроченные (бир затка келисти-риелген жанрлар) и неприуроченные песни (бир затка келистирилмеген жанрлар). Приуроченные песни объединяют жанровые группы - обрядовые (аьдет жанрлар) и относящиеся к видам деятельности. В первой группе в качестве основных форм приуроченности выступает обрядовый контекст (это песни семейной и календарной обрядности), во второй - отнесенность к различным видам деятельности. Песни семейной

обрядности состоят из трёх циклов: родильной (бала тувган аьдет йырлар), свадебной (той йырлар) и похоронной (коьмуьв сынъсувлар эм бозлавлары). Календарные и земледельческие песни (Рузламалык эм ер-шилик йырлар) также делятся на циклы, исполняемые в определенное время года (сезоны), - весенние (яз-лык йырлары) и летние (язгы йырлары). Жанры же осеннего и зимнего периодов до настоящего времени не сохранились. Самостоятельную группу составляют религиозно-обрядовые песни и моления (аьдет-дин йырлар эм Куран окув). Песни, приуроченные к видам деятельности (Туьрли аьрекетлерге келистирилген жанрлар), состоят из жанровых циклов: трудовые припевки и песни (ис эжуьвлер эм йырлар); песни материнского фольклора (анадынъ балаларга шыгарган йырлары), а также основная часть песен, связанных с периодом социализации детей (балалардынь ямагатластырув замандагы йырлары).

К неприуроченным жанрам (бир затка келистирилмеген жанрлар) мы относим произведения, не имеющие привязанности к конкретным датам, сезонам года или каким-либо обстоятельствам. В эпических жанрах (эпикалык жанрлар) доминирующим фактором является повествовательность, в лирических жанрах (лири-калык жанрлар) - эмоциональность.

Итак, сокращенный вариант классификации ногайских народных песен выглядит следующим образом.

Жанровая классификация народных песен кубанских ногайцев

1. Приуроченные жанры (Бир затка келистирилген жанрлар)'

Обрядовые жанры (Аьдет жанрлар)

Жанры, приуроченные к видам деятельности (Туьрли аьрекетлерге келистирилген жанрлар)

Семейно-бытовые песни (Аьел яшавыннан йырлары)

Календарные и земледельческие песни (Рузламалык эм ершилик йырлар)

Трудовые припевки и песни (Ис эжуьвлер эм йырлар)

Песни материнского фольклора, периода социализации детей и инициации (Анадынъ балаларга шыгарган, ямагатластырув замандагы эм яс оьспирдинъ етеятырган замандагы йырлары)

ра

л р

й о Т

б

е деа

в С

ы

ра

л

ио

а ю & а

и э

а ^ I §

в ^

м рал

ол др

уы

« ё и а

а р

о

К

ев Я ^

8 сп

И

о) утр алр

сы ей

I §

зп яс вы

аа вб

оа

д

и

ер р

у

ы мр

В §

едт лры е ый

I £

нг ар

вар

ог

сы еы

рш

3 2 £ &

§ й ое

, е

О &

е(

е еП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М

а

д

о

и р

ьы

а &

I § др

р

а

аар

ут ер

к "

л

е

е еП

й я

дез

в

иу ир

2. Неприуроченные жанры (Бир затка келистирилмеген жанрлар)

Эпические жанры (Эпикалык жанрлар)

Лирические жанры (Лирикалык жанрлар)

ра

л р

ьа

м

р

рыатг г о

м

ы ан

ат с

е

д

е

е

д

кы ы

иА

ра

ил

епс ый е к

рэ о-

И

ар Т

ра

л р

о р

и

ар

л р

д

а

л

м

ад л

м

ы

ра

л р

§ §

о §

ы

ра

л р

ы й

ш

ы) р)

« Й лр ра

рл р

п

в о

б

Лъ

у

С

ра

л р

ил ре

ту

ра

л р

ы й в

ны Ой

ар

л р

ыК(

§

ра с

' Переводы Ю. И. Каракаева и М. М. Султанбековой.

В заключение отметим, что составленная нами классификация условна и не включает ряда жанров, встречающихся в других ногайских регионах (например, хошаваз - у астраханских ногайцев, макамы -у крымских ногайцев), что не позволяет нам осмыслить их место в единой ногайской жанровой системе. При этом необходимо помнить, что ногайский песенный фольклор, как и фольклор других народов, не поддается четкой классификации и внутри одного цикла, жанра или группы присутствуют, как правило, признаки других. В предложенной нами классификации использована народная и научная терминология, характерная для языкового диалекта кубанских ногайцев, но она применима, с некоторыми оговорками и дополнениями, для песенного наследия ногайцев других локальных регионов.

Список источников

1. Гайнуллина Н. Г. Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. Казань, 2003. 24 с.

2. Джанибеков А.-Х Сокровищница слов (Соьз казнасы). Т. 1-4 // Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований. Научная библиотека. Рукописный фонд (КЧИГИ. НБ РФ). Ф. 4. Оп. 21. Д. 8. Л. 1-8.

3. Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края // Известия общества археологии, этнографии и истории. Казань, 1893-1901. Т. XII. С. 1-67; T. XIV. С. 265-296.

4. Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар. М.: Советский композитор, 1982. 130 с.

5. Ногай халк йырлары (Ногайские народные песни) / сост. С. А.-Х. Калмыкова; предисл. А. И.-М. Сикалиев; отв. ред. Е. Поцелуевский. М.: Наука, 1969. 216 с.

6. Песни астраханских татар / сост. и нот. транскр. Е. М. Смирновой и Н. Г. Гайнуллиной. Казань: Казанская консерватория, 2007. 552 с.

7. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман. СПб., 1897. 330 с.

8. Усманова А. Р. Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области: дисс. ... к. искусствоведения. Астрахань, 2008. 216 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GENRE COMPOSITION OF KUBAN NOGAIS' VOCAL FOLKLORE

Kardanova Bela Baubekovna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor

Khubieva Laura Nauruzovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Karachay-Circassian State University named after U. D. Aliev, Karachaevsk Beka-09@yandex. ru

The article raises the problem of the lack of a scientifically grounded genre classification of the Kuban Nogais' folk songs. The task is to develop an author's version of the classification, based on the historically established relationship of the genre with its life purpose. The materials of field expeditions conducted in 11 Nogai auls of Karachay-Cherkessia are used in the work. The proposed classification version can be used to study the folklore of other Nogai subgroups and ethnical-related peoples.

Key words and phrases: local group; ethnic specificity; life cycle; socialization period; genre group; functional purpose; style norms; poetic structures.

УДК 782.91 Искусствоведение

Статья посвящена жанровой атрибуции музыкально-театрального сочинения английского композитора Томаса Августина Арна (1710-1778) «Альфред». Пьеса Арна анализируется с позиции соотнесения с жанровыми признаками маски, оперы и оратории. Отмечается разнообразие ее жанровых определений в научной литературе и публицистике какXVIII века, так и современной. Автор рассматривает проблему смежности понятий «маска» и «опера» в английском музыкальном театре и нестабильности жанровых параметров.

Ключевые слова и фразы: Томас Августин Арн; «Альфред»; маска; опера; английская театральная музыка XVIII века.

Климчук Анастасия Сергеевна

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки Nasik1993@mail. ru

«АЛЬФРЕД» ТОМАСА АРНА: МАСКА, ОПЕРА ИЛИ ОРАТОРИЯ?

Томас Августин Арн (Thomas Augustine Arne, 1710-1778) является крупнейшим в Англии театральным композитором своего времени, развивавшим национальные традиции в условиях господства на английской сцене итальянской оперы. Его перу принадлежат около 100 сценических произведений (в том числе почти 30 опер и 12 масок), большое количество вокальных сочинений, а также кантатно-ораториальная и клавир-ная музыка. До сих пор его творчество практически неизвестно в России, в то время как в Великобритании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.