Научная статья на тему 'Жанрово-стилистические и образно-содержательные аспекты фортепианной сюиты А. Молчанова "на сибирских просторах"'

Жанрово-стилистические и образно-содержательные аспекты фортепианной сюиты А. Молчанова "на сибирских просторах" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРЕЙ МОЛЧАНОВ / ANDREY MOLCHANOV / СИБИРСКАЯ КОМПОЗИТОРСКАЯ ШКОЛА / SIBERIAN COMPOSER SCHOOL / НОВОСИБИРСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / NOVOSIBIRSK CONSERVATORY / РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ / RUSSIAN NATIONAL COLOR / ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ / ФОРТЕПИАННАЯ СЮИТА / PIANO SUITE / TRADITIONS AND PRESENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мурзина Лада Николаевна, Недоспасова Анна Павловна

Статья посвящена творчеству сибирского композитора Андрея Молчанова и его фортепианной сюите «На сибирских просторах» (2013). Представитель молодого поколения сибирской композиторской школы А. Молчанов воплотил в сюите образы родины, мир русской природы в ее связи с историческим прошлым нашего народа. Опора на отечественную тематику отчетливо прослеживается в творчестве А. Молчанова, среди его сочинений в этом ряду вокальный цикл на стихи российских поэтов «Молюсь за Русь» (2010), «Русские напевы» для кларнета и фортепиано (2007), вокальные циклы на стихи русских поэтов. После экспериментов XX в. современные композиторы возвращаются к основам классического музыкального искусства. Одним из примеров этому служит творчество А. Молчанова и рассматриваемая в публикации сюита. Уважительное, бережное отношение композитора к традициям проявилось в том, что в его сочинениях присутствует диалог ушедших эпох и современности, которую мы слышим в присущих музыкальному языку сюиты «На сибирских просторах» чертах неоромантизма, неофольклоризма, постмодернизма. В статье дается краткий анализ каждой из четырех частей сюиты, представлены эскизы их образных картин со слов самого композитора, высказанных в личных беседах с первой исполнительницей этого сочинения Ладой Мурзиной. Обращение к произведению, пока не знакомому рецензентам и критикам, показало присущий автору сюиты мелодизм, яркость художественных образов, его приверженность к классическим формам, жанрам, актуальным и значимым для современников темам, художественным идеям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre and stylistic, figurative and substantial aspects of piano suite by A. Molchanov “On the Siberian open spaces”

Article is devoted to works of the Siberian composer Audrey Molchanov and his piano suite «On the Siberian Open Spaces» (2013). The representative of the younger generation of the Siberian composer school, A. Molchanov embodied in the suite images of the homeland, the world of the Russian nature in its communication with the historical past of our people. The support on domestic subject is distinctly traced in A. Molchanov’s creativity, among compositions in this row there is a vocal cycle on verses of the Russian poets «Pray for Russia» (2010), «The Russian tunes» for a clarinet and a piano (2007), vocal cycles on verses of the Russian poets. After the experiments of the 20th century modern composers come hack to bases of classical musical art. To one of examples of it serve A. Molchanov’s creativity and the suite considered in the publication. Valid and careful attitude of the composer to traditions was shown that at his compositions there is a dialogue of the left eras and the present which we hear in lines of neo-romanticism, neo-folklor, post-modern inherent in musical language of the suite “On the Siberian Open Spaces”... Article is devoted to works of the Siberian composer Audrey Molchanov and his piano suite «On the Siberian Open Spaces» (2013). The representative of the younger generation of the Siberian composer school, A. Molchanov embodied in the suite images of the homeland, the world of the Russian nature in its communication with the historical past of our people. The support on domestic subject is distinctly traced in A. Molchanov’s creativity, among compositions in this row there is a vocal cycle on verses of the Russian poets «Pray for Russia» (2010), «The Russian tunes» for a clarinet and a piano (2007), vocal cycles on verses of the Russian poets. After the experiments of the 20th century modern composers come hack to bases of classical musical art. To one of examples of it serve A. Molchanov’s creativity and the suite considered in the publication. Valid and careful attitude of the composer to traditions was shown that at his compositions there is a dialogue of the left eras and the present which we hear in lines of neo-romanticism, neo-folklor, post-modern inherent in musical language of the suite “On the Siberian Open Spaces”. In article the short analysis of each of four parts of the suite is given, the sketches of figurative pictures characterized by the composer in personal meeting with the first performer of this composition Lada Murzina are submitted. The addressing the work yet familiar to reviewers and critics showed melodic originality inherent in the composer, brightness of artistic images, his commitment to the classical forms, genres urgent and subjects, the art ideas, significant for contemporaries. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Жанрово-стилистические и образно-содержательные аспекты фортепианной сюиты А. Молчанова "на сибирских просторах"»

УДК 786.2

Л. Н. Мурзина, А. П. Недоспасова

ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРТЕПИАННОЙ СЮИТЫ А. МОЛЧАНОВА «НА СИБИРСКИХ ПРОСТОРАХ»

овременная музыка, как известно, всегда находится в поисках нового творческого мышления. Традиционно в ней сосуществуют различные стили и направления. Завершение во второй половине XX в. периода авангардной музыки, где в творчестве К. Штокхаузена, К. Пендерецкого, Д. Лигети и других композиторов возникали различного рода эксперименты, породило музыку иного плана. На первом месте в музыкальном творчестве наших дней оказывается интонационное содержание произведений, поиск новых видов тематизма.

В Новосибирске в развитии современной академической музыки складывается благоприятная ситуация. После периода затишья в создании новых сочинений и их исполнении, которое длилось примерно до 2010-х гг., потребность в ней вновь возобновляется. Проходят концерты и фестивали современной музыки, появляются все новые сочинения, публика с интересом посещает эти программы. Одним из примеров успешной композиторской карьеры служит творчество нашего современника Андрея Сергеевича Молчанова1, который является членом Сибирской организации Союза композиторов России. Его произведения, написанные в самых разных жанрах, востребованы, нередко звучат в концертных программах Новосибирской консерватории и филармонии, исполняются в России и за рубежом.

Отличительная черта творчества А. С. Молчанова - стилевое разнообразие, богатство жанрового наполнения. В его сочинениях тесно взаимосвязаны

© Л. Н. Мурзина, А. П. Недоспасова, 2017

различные пласты музыкальной культуры, что, безусловно, является огромным потенциалом для дальнейшего развития композиторского творчества. Так, с начала профессиональной композиторской деятельности им было создано значительное количество самых разнообразных произведений. В их числе сочинения для симфонического оркестра и камерно-инструментальных составов, инструментальные, вокальные произведения, му-зыкально-сценические опусы (опера, балет, мюзикл), киномузыка и др. Широта жанрового охвата была сформирована еще в годы творческого становления А. Молчанова, его наставниками были такие известные советские композиторы, как П. А. Ладыженский (род. 1946), Г. Н. Иванов (1927-2010) [5].

Особое место в творческой судьбе А. Молчанова принадлежит фортепианным сочинениям. С освоения фортепиано началось его музыкальное образование, проходившее под руководством известного новосибирского педагога, пианистки Людмилы Петровны Факторович. Первые сочинения (это были небольшие пьесы) были написаны именно для этого инструмента. Затем, увлекшись жанром фортепианного концерта, А. Молчанов создает концерт, следуя примеру Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского, музыка которого в тот период была основным творческим ориентиром для юного начинающего музыканта.

Л. П. Факторович поддержала творческие устремления юного композитора и первой обратила внимание ученика на занятия композицией. Благодаря педагогу состоялось знакомство будущего композитора с авторитетной фигурой тех

С

лет, композитором П. А. Ладыженским. Ладыженский уделял большое внимание методике работы с начинающими, им была разработана авторская программа обучения композиции. Кроме того, он был человеком невероятно начитанным, обладал широким кругозором, хорошо знал художественную литературу, эстетику. Необходимо подчеркнуть, что творчество Ладыженского охватывает широчайший спектр жанров [5, т. 2, с. 131]. Во многом благодаря этому в дальнейшем развивается разностороннее мышление А. Молчанова.

Список первых профессиональных опусов А. Молчанова открывает пьеса для фортепиано «Юмореска» (1991). Позже, в 2002 г. в жанре концертной пьесы была создана «Барокко фантазия» для фортепиано с оркестром, где отразилась стилистика барокко, преломленная в современном контексте. В 2004 г. были написаны Вариации на тему японской народной песни «Сакура», отмеченные критиками международного конкурса как лучшая обработка японской песни. Одним из сочинений последних лет является созданная в 2013 г. фортепианная сюита «На сибирских просторах».

Обращение одного из авторов публикации Л. Мурзиной к фортепианному творчеству А. Молчанова было обусловлено тем, что представилась редкая возможность впервые публично исполнить сюиту. Решение художественно-испол-нительских задач в этом произведении повлекло за собой интерес к другим сочинениям композитора. Мы столкнулись с тем, что композиторский стиль А. Молчанова пока мало изучен, о его фортепианном творчестве работы практически отсутствуют. Этому есть объективные причины, ведь Андрей Сергеевич, хотя и автор большого числа сочинений, молодой композитор, его творчество только начинает приобретать широкую известность2.

Говоря о сюите «На сибирских просторах», следует отметить, что на протяжении нескольких столетий этот жанр, пережив несколько витков эволюции за периоды своего существования, и в наши

дни актуален в композиторском творчестве. Причина жизнестойкости кроется в том, что сюита формировалась как жанр частичной канонизации [3, с. 3]. Это позволяет проявиться индивидуализированным композиторским идеям и решениям, дает возможность включения в структуру сюиты различных национальных танцев, пьес-миниатюр. Структура сюиты подвижна, она предоставляет автору свободу в выборе, трактовке и компоновке частей, - все это способствует большой жизнеспособности жанра. Восприимчивость сюиты по отношению к новым стилям, творческим поискам и экспериментам служит источником ее многообразнейших воплощений в фортепианной музыке.

Одним из примеров этому является сюита «На сибирских просторах» А. Молчанова. В ней отразилось современное отношение к традициям академического искусства, в котором сосуществуют синтез новейшей композиторской техники и широкое использование приемов стилизации, поиски созвучного современности содержания, новых интонационных источников, выразительных средств. Сюита вдохновлена картинами сибирской природы, отголосками традиционных праздников, темами русского фольклора. В этой связи необходимо отметить, что опора на отечественную тематику отчетливо прослеживается в творчестве А. Молчанова. К числу таких сочинений принадлежат вокальный цикл на стихи российских поэтов «Молюсь за Русь» (2010), «Русские напевы» для кларнета и фортепиано (2007), вокальные циклы на стихи русских поэтов.

В сюите «На сибирских просторах» четыре части. Первая представляет собой своего рода пролог повествовательно-эпи-ческого характера, построенный на диалоге партий правой и левой рук, вступающих поочередно (пример 1). Ремарками спокойно, ad libitum, piano автор рекомендует исполнителю настроиться на создание некоего свободного пространства для диалога-размышления участвующих в ней «героев». Возникают ассоциации с образами лесов и полей, широкого раз-

Спокойно асШЫщ

Пример 1

Т- # N ' С £ : л. ■ — у-

гг* , / р Ш - 3 3 3 3 3 --1__ 3 3 * г "г

т

т

Г

А Умеренно быстро

Пример 2

II

щ

и"0'

тр

ш

Ш

т

ШШ

щ

ы ШШ

ШЙММ

ш

долья и звучащим на этом фоне диалогом пастушеских флейт. Плавное ведение мелодических линий триольными восьмыми в конце пролога останавливается на фоне посту пенно нисходящих архаических квинт.

Вторая часть сюиты открывается подвижным остинатным рисунком, звучит ритм галопа, - так вырисовывается динамичный образ русской тройки лошадей (пример 2). Музыка олицетворяет радостное настроение, предвкушение праздника. Здесь представляются картины народных гуляний на Масленицу:

сжигание чучела, кулачные бои, пышное застолье с обилием кушаний, блинными угощениями. Известно, что «стремление запечатлеть окружающий мир во всем многообразии его явлений и образов заложено в глубинных основах искусства. На всем протяжении своего развития, музыка <...> воссоздавала при помощи собственных специфических средств картины предметного мира, передавала посредством звуковых образов визуальные впечатления, отражала в звуках зримые, картинные представления» [4, с. 3]. По словам А. Молчанова, во второй части

III

Пример 3

67 Спокойно

' и -

р

I Г ГГгГ

J Ш Щ

Мотив песни "Светит солнышко, светит высоко..,

. | м | 1 * , ! I ] 1

ТО " V—Р-J—— N .г.! «1 Ш ,1 3=1 г1

\ у \> I/ —=- 1 ел ^^ -

сюиты он задумал изобразить «взятие» снежного городка, всеобщее веселье, радость скорого приближения весны.

В основу третьей части сюиты положена цитата из русской народной песни «Светит солнышко, светит высоко...», принадлежащая к жанру лирической протяжной (пример 3). Традиция использования русского мелоса в виде цитаты или стилизации в произведениях всегда акцентирует национальный колорит. Этот прием актуален и сегодня, его можно встретить в тематическом материале многих произведений российских композиторов второй половины XX - начала XXI столетий [2, с. 7].

Цитируемая русская песня в третьей части сюиты «На сибирских просторах» подвергается вариационной обработке тем-брово-фактурными средствами, ее развитие проходит при помощи включения в музыкальную ткань элементов имитационной полифонии. Впервые в сюите в этой части в знаках при ключе появляется бемольная сфера. По характеру эта музыка очень спокойная, с неспешным развитием музыкального материала. Нам слышится диалог солиста и хора. Этот образ поддерживает одноголосный мотив «запевалы» (тенора), который исполняет цитату из русской народной песни, «хор» выполняет функцию гармонического сопровождения.

В среднем разделе возникает перекличка голосов посредством имитаций, совершается поворот в диезную сторону и появляются светлые, мажорные фрагменты темы, таким образом переосмысленные. Это кратковременное просветление через хроматический нисходящий тетрахорд в басу возвращается в репризе в минорную бемольную сферу. Пьеса завершается мрачным си-бемоль минорным аккордом.

Четвертая часть сюиты - рондо, которую можно охарактеризовать как радостный, наполненный энергией, мощью и патетикой образ прославления (пример 4). Этому способствует выбор композитором сложносоставного метра, в котором задействована структура 2+2+3. Эта музыка связана с картинами славных страниц русской истории, воплощенными в былинах и сказаниях. Возникают ассоциации с метроритмикой И. Стравинского, воплотившего дух Древней Руси в неквадратных метроритмических структурах.

Несмотря на «пестроту» эпизодов и так называемый режим «смены кадров», элементы монтажной композиторской техники - пьеса производит очень цельное впечатление. В ней сопоставлены контрастные аффекты - массовые сцены прославления побед в сражениях отражены в главной теме, им противопоставлены

Мос1ега1о г® IV у тйЗП * Пример 3

- — тр =в и : — И

из = пН ^г—1

5 4 1 цд 1Н И' 1

Ш А1|е£ го

у" да/ 7 Г Г -Iе- л -г 1 и "3* 3 4 4 **9 -

1. 1

лирические фрагменты. Главная тема проводится три раза в различных сочетаниях. Первый раз она взаимодействует с темой сомнения, неуверенности и внутренних переживаний, - все это передают последовательности хроматических ходов. Второй раз главная тема соприкасается с лирическим «женским» образом любящей, ждущей героини, словно мечтающей о наступлении скорого счастья. Наконец, заключительное проведение закрепляет образ победы и общего ликования, что выражается в аккордовой фактуре и многократном повторении трезвучия ре мажор.

Музыкальный язык пьес сюиты «На сибирских просторах» отличает имитационно-полифонический склад фактуры, как своего рода стилистическая арка к мышлению эпохи барокко. Но, в то же время, он насыщен квинтовыми созвучиями, кварт-аккордами, секундовыми наложениями в вертикальном срезе; особую краску придают альтерированные ступени и ладовая переменность. В этом

стилевом сплаве проявляется уважительное, бережное отношение А. Молчанова к традициям. Его сочинения всегда представляют диалог ушедших эпох и современности, которая присутствует в присущих сюите чертах неоромантизма, нео-фольклоризма, постмодернизма.

Для композитора всегда было и остается актуальным создать авторский музыкальный язык, на фоне пестрой картины современных течений в академическом искусстве сохранить «суверенитет» собственной индивидуальности. А. Молчанову это вполне удается, при том, что, по собственному признанию, он осознанно сторонится радикально экспериментаторской авангардной эстетики3. Приверженность национальным традициям русской музыкальной культуры является основополагающей чертой этого композитора. В творчестве представителей сибирской композиторской школы, в целом, и ее представителя А. Молчанова в частности, идеи воплощения таких тем, как Родина, история и современ-

ность, программность - являются, по мнению исследователей, центральными, стилеобразующими [1, с. 365].

Важно отметить, что композитор проявляет внимание к функционированию произведения и после его создания, он заинтересован в контактах с исполнителями и слушателями. Как уже было сказано, у Л. Мурзиной появилась уникальная возможность стать первой исполнительницей сюиты «На сибирских просторах», которая была реализована 21 февраля 2017 г. в Большом зале Новосибирской консерватории в рамках авторского концерта из произведений Андрея Молчанова, посвященного юбилею музыкального вуза. На всем протяжении работы над текстом и интерпретацией сюиты Л. Мурзина находилась в непосредственном диалоге с композитором, что, безусловно, благоприятно сказалось на звучании произведения. У этой интерпретации были все шансы максимального приближения к тому художественному облику сюиты, каким ее задумал сам композитор.

В заключение необходимо сказать, что после многообразных творческих экспериментов XX в., выраженных в поиске новых возможностей звукоизвлече-ния, музыкальных форм, языка, современные композиторы возвращаются к основам классического музыкального искусства. Одним из примеров этому служит творчество А. С. Молчанова и рассматриваемая нами фортепианная сюита «На сибирских просторах». Обращение к этому произведению, пока не знакомому рецензентам и критикам, показало присущий композитору мело-дизм, яркость художественных образов, его приверженность к классическим формам и жанрам, актуальным и значимым для современников темам, художественным идеям. В сюите со всей полнотой раскрыт образный мир русской природы в ее связи с историческим прошлым нашего народа.

Выражаем уверенность, что это произведение будет принято в творческий багаж исполнителей и приобретет известность у слушателей.

Примечания

1 А. С. Молчанов (род. 1973 г.) окончил Новоси-

бирскую консерваторию в 2000 г. по классу Г. Н. Иванова.

2 Полный перечень произведений, составленный А. С. Молчановым, находится в таблице.

3 Так, в одной из личных бесед Л. Мурзиной с А. Молчановым, композитор сказал следующее: «Период экстра-авангарда прошел. Я часто показываю студентам музыку 1950-1960-х гг., как пример новой, модной тенден-

ции своего времени. По мне кажется, что интонационное содержание музыки должно быть на первом плане, хотя для программных целей экспериментальность, может, и подойдет. Главное - поиск тематизма. Он должен «цеплять» слушателя, запоминаться, содержать важное интонационное зерно, и не обязательно это зерно - мелодия. Должно быть не банально, "не простенько", - как говорил мой педагог Г. Н. Иванов».

Произведение Год создания Исполнители, место премьеры, год

ЮМОРЕСКА для фортепиано 1991 Автор Смотр юных композиторов, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, малый зал, декабрь 1992

СОНАТА для альта и фортепиано 1997 Галина Хлыстун (альт), Олег Шитин (фортепиано) Новосибирская консерватория, Концерт-премьера, 1998 Авторский концерт, 1999

ВЕСЕННИЕ ПЕСНИ: вокальный цикл на стихи Л. Озерова 1998 С. Клепикова (сопрано), Л. Молчанова (сопрано), М. Мищенко (сопрано), партия фортепиано автор Гос. экзамен 2000 Авторские концерты 2003 и 2011

КВАРТЕТ № 1 для двух скрипок, альта и виолончели (ноты утеряны) 1998 Квартет студентов Новосибирской консерватории Гос. экзамен, 2000

ПРОЩАНИЕ: вокальный цикл на стихи А. С. Пушкина к 200-летию поэта (1-е место на консерваторском конкурсе композиторов, посвященном Пушкину) 1999 Д. Суслов (баритон), Е. Иващенко (фортепиано) Новосибирская консерватория Авторские концерты, 1999, 2007, 2011 (города Сибирского региона, г. Добрич, Болгария)

КОНЦЕРТ № 1 для скрипки с оркестром 1999-2000 Д. Рубан (скрипка), А. Клементьев (фортепиано) Исполнялся в клавире Гос. экзамен, 2000

КВАРТЕТ № 2 для двух скрипок, альта и виолончели. Вариации и тема 2001 Ю. Батог (1-я скрипка), А. Кречетова (2-я скрипка), М. Цеван (альт), М. Цыбденов (виолончель) Новосибирская консерватория, авторский концерт, 2005

ПРИВЕТСТВЕННАЯ УВЕРТЮРА для симфонического оркестра 2001-2002 Академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии, дирижер Э. Ахмедов Новосибирск, камерный зал филармонии, февраль 2013

БАРОККО ФАНТАЗИЯ для фортепиано с оркестром 2002

ВЕЧЕРНИЕ ПЕСНИ: вокальный цикл на стихи Ю. Кузнецова 2002 Л. Молчанова (сопрано), партия фортепиано автор Новосибирская консерватория, Гос. экзамен аспирантура, 2002

БЕЛЫЙ ПАРУС: сборник романсов и песен на стихи российских поэтов 2003 Л. Молчанова, А. Молчанов Дом ученых Новосибирск, авторский концерт, 2003

КВАРТЕТ для духовых инструментов 2004 Е. Левитская (флейта), С. Маничев (гобой), Г. Вевер (кларнет), Е. Третьяков (фагот) 1-П части Новосибирская консерватория, авторский концерт, 2005

Концертное Allegro для скрипки и фортепиано (Лауреат конкурса сибирских композиторов на сочинение обязательной пьесы к Международному 2004 Участники конкурса, Д. Зиатдинова (скрипка), Я. Койфман (фортепиано) Концерт сибирских композиторов, Новосибирская филармония, декабрь 2004

конкурсу юных скрипачей в Новосибирске)

ВАРИАЦИИ на тему японской народной песни «Сакура» для фортепиано (Отмечена критикой как лучшая обработка японской песни на первом паралимпийском конкурсе пианистов в Японии (январь 2005)) 2004 С. Реутская (форепиано). Япония, Токио, 2005 А. Гребенкин Новосибирская консерватория, 2010

«Новая история Кентервильского замка» Музыкальная комедия (либретто В. Вербина), новая редакция 2014 г. 2005 НГАТОиБ при участии студентов Новосибирской консерватории, 2014 Режиссер И. Селин, дирижер П. Белякин

КОНЦЕРТ № 2 для скрипки с оркестром (концерт-поэма) 2005

МЕЛОДИЯ для скрипки и фортепиано 2005 И. Рузыкулова (скрипка), А. Молчанов (фортепиано) Новосибирская консерватория, авторский концерт, 2005

Две пьесы для виолончели и фортепиано « Фантастический танец», «Гимн Земля» (Специальный приз Дениса Шаповалова на Всероссийском конкурсе композиторов Се11оВек, 2007) 2006 Д. Шаповалов (виолончель), А. Вершинин (фортепиано) МГК, рахманиновский зал, 2007 А. Рамазанова (виолончель), Е. Иващенко (фортепиано) Новосибирская консерватория, большой зал, 2011 (а также Кемерово)

«Как король Неделя на пенсию уходил» музыкальная сказка (либретто Н. Щегольковой) 2007 Учащиеся отделения общеэстетического развития городской школы искусств № 29, художественный руководитель Л. Молчанова, режиссер Т. Фомичева, 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РУССКИЕ НАПЕВЫ для кларнета и фортепиано 2007 М. Аунс (кларнет) Е. Иващенко (фортепиано), А. Гребенкин (фортепиано) Новосибирская консерватория большой зал, авторские концерты, 2007, 2011

Три пьесы для кларнета solo 2007 М. Аунс (кларнет) Новосибирская консерватория большой зал, 2007

ФАНТАЗИЯ для кларнета и органа 2007 М. Аунс (кларнет), Н. Багинская (орган) Новосибирская консерватория большой зал, 2007, концерт «Мультифоники», 2012 (а также Томск, Барнаул)

ИГРЫ для скрипки solo 2008

Две пьесы для альта и фортепиано «Элегия», «Скерцо» 2008 И. Тарасенко (альт) Концерты студентов класса И. Поляковой, Новосибирская консерватория, малый зал

СКЕРЦО для скрипки и фортепиано (Лауреат конкурса сибирских композиторов на сочинение обязательной пьесы к Международному конкурсу юных скрипачей в Новосибирске) 2009 Участники конкурса, С. Промое (скрипка), Я. Койфман (фортепиано) Авторский концерт, 2011

ПОЭМА для скрипки и фортепиано 2010 С. Промое (скрипка), А. Молчанов (фортепиано) Авторский концерт, 2011

СКЕРЦО для симфонического оркестра 2010 Оркестр студентов Новосибирской консерватории имени И. И. Соллертинского, дирижер В. Минасян, 28.04.2014

МОЛЮСЬ ЗА РУСЬ: вокальный цикл на стихи российских поэтов 2010 Д. Суслов (барион), С. Кузьмин (тенор), Е. Иващенко (фортепиано) Новосибирская консерватория Авторский концерт, 2011

Вальс-nostalgia для кларнета (саксофона) и фортепиано 2011 М. Аунс (кларнет), А. Молчанов (фортепиано) Концерт сибирских композиторов Новосибирская консерватория, большой зал, 2012

ОМАР ХАЙЯМ сцены из жизни: опера в трех действиях 2003-2012

НА СИБИРСКИХ ПРОСТОРАХ: сюита для фортепиано в четырех частях 2013 Л. Мурзина Новосибирская консерватория, большой зал, Авторский концерт новосибирского композитора А. Молчанова, 2017

«ПОЗИТИВНЫЕ МИРЫ» симфония для БСО 2014

«ПЕСНИ ОПЫТА» для голоса кларнета и фортепиано на стихи У. Блейка на английском языке 2015 Концерт «Фацелия» фестиваль Сибирские сезоны 2015 НГК большой зал (3 части) Я. Мамонова, А. Гребенкин, М. Аунс Новосибирская консерватория, концерт, 2016

«СКАЗКА О НАРИСОВАННОМ АИСТЕ»: балет на либретто Н. Щегольковой по китайской народной сказке «Желтый аист» 2015-2016

Два романса на стихи Ю. Колоднего «Полевые цветы», «Гори свеча» 2015-2016

Десять пьес для арфы 2016

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1. «Синий шар», х/ф, студия «Золотой век», Новосибирск, 2007 г., режиссер И. Канунникова

2. «Марик», х/ф, студия «УВ», 2008 г., режиссер И. Према

3. «Крылья для Пино», документальный фильм, 2009 г., режиссер И. Према

4. «Письмо к матери», х/ф, 2011-2012 гг., режиссер И. Према

Литература

1. Гончаренко С. С. Об одной особенности фактуры в произведениях А. Ф. Мурова // Аскольд Муров: Музыка. Сибирь. Эпоха / авт.-сост. Л. Л. Пыльнева. - Новосибирск: Наука, 2008. - С. 365-372.

2. Гончаренко С. С. Монодия в творчестве российских композиторов // Сиб. муз. альм. -2007. - С. 5-16.

3. Илечко М. П. Фортепианная сюита как жан-рово-стилевой феномен: основные тенденции

эволюции. - URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=21891864 (дата обращения: 12.04.2017).

4. Рыбак Н. Я. Картинность и картинные образы музыки: история и типология: Автореф. дне. ... канд. искусствоведения. - Магнитогорск, 2006. - 28 с.

5. Советские композиторы и музыковеды: Справ.: В 3 т. - М.: Сов. композитор, 1978. -Т. 1. - 270 е.; 1981. - Т. 2. - 416 с.

References

1. Goncharenko S. S. About one feature of the invoice in A. F. Murov's works. Askold Murov: Muzyka. Sibir. Jepokha [Askold Murov: Music. Siberia. Era]. Novosibirsk, 2008, pp. 365-372.

2. Goncharenko S. S. Monodiya in works of the Russian composers. Sibirskij muzyhalnyj almanakh [Siberian musical almanac], 2007: (5-16).

3. Ilechko M. P. Fortepiannaya syuita kak zhanrovo-stilevoj fenomen: osnovnye tendentsii jevolyutsii [Piano suite as genre and style phenomenon: main tendencies of evolution]. Available at: http://elibrary.ru/

item.asp?id=21891864 (Accessed: 12 April 2017).

4. Rybak N. Ya. Kartinnost i kartinnye obrazy muzyki: istoriya i ti pologiya: Avtoref. dis. kand. iskusstvovedeniya [Picturesqueness and picture images of music: history and typology. Extended abstracts of candidates thesis]. Magnitogorsk, 2006. 28 p.

5. Sovetskie kompozitory i muzykovedy. Spravochnik v 3 tomakh [Soviet composers and musicologists. The reference book in 3 vol.]. Moscow, 1978, vol. 1, 270 p.; 1981, vol. 2, 416 p.

Жанрово-стилистические и образно-содержательные аспекты фортепианной сюиты А. Молчанова «На сибирских просторах» Статья посвящена творчеству сибирского композитора Андрея Молчанова и его фортепианной сюите «На сибирских просторах» (2013). Представитель молодого поколения сибирской композиторской школы А. Молчанов воплотил в сюите образы родины, мир русской природы в ее связи с историческим прошлым нашего народа. Опора на отечественную тематику отчетливо прослеживается в творчестве А. Молчанова, среди его сочинений в этом ряду вокальный цикл на стихи российских поэтов «Молюсь за Русь» (2010), «Русские напевы» для кларнета и фортепиано

Genre and stylistic, figurative and substantial aspects of piano suite by A. Molchanov "On the Siberian open spaces" Article is devoted to works of the Siberian composer Andrey Molchanov and his piano suite «On the Siberian Open Spaces» (2013). The representative of the younger generation of the Siberian composer school, A. Molchanov embodied in the suite images of the homeland, the world of the Russian nature in its communication with the historical past of our people. The support on domestic subject is distinctly traced in A. Molchanov's creativity, among compositions in this row there is a vocal cycle on verses of the Russian poets «Pray for Russia» (2010), «The Russian tunes» for

(2007), вокальные циклы на стихи русских поэтов.

После экспериментов XX в. современные композиторы возвращаются к основам классического музыкального искусства. Одним из примеров этому служит творчество А. Молчанова и рассматриваемая в публикации сюита. Уважительное, бережное отношение композитора к традициям проявилось в том, что в его сочинениях присутствует диалог ушедших эпох и современности, которую мы слышим в присущих музыкальному языку сюиты «На сибирских просторах» чертах неоромантизма, неофольклоризма, постмодернизма.

В статье дается краткий анализ каждой из четырех частей сюиты, представлены эскизы их образных картин со слов самого композитора, высказанных в личных беседах с первой исполнительницей этого сочинения Ладой Мурзиной. Обращение к произведению, пока не знакомому рецензентам и критикам, показало присущий автору сюиты мелодизм, яркость художественных образов, его приверженность к классическим формам, жанрам, актуальным и значимым для современников темам, художественным идеям.

Ключевые слова: Андрей Молчанов, сибирская композиторская школа, Новосибирская консерватория, русский национальный колорит, традиции и современность, фортепианная сюита.

a clarinet and a piano (2007), vocal cycles on verses of the Russian poets.

After the experiments of the 20th century modern composers come back to bases of classical musical art. To one of examples of it serve A. Molchanov's creativity and the suite considered in the publication. Valid and careful attitude of the composer to traditions was shown that at his compositions there is a dialogue of the left eras and the present which we hear in lines of neo-romanticism, neo-folklor, post-modern inherent in musical language of the suite "On the Siberian Open Spaces".

In article the short analysis of each of four parts of the suite is given, the sketches of figurative pictures characterized by the composer in personal meeting with the first performer of this composition Lada Murzina are submitted. The addressing the work yet familiar to reviewers and critics showed melodic originality inherent in the composer, brightness of artistic images, his commitment to the classical forms, genres urgent and subjects, the art ideas, significant for contemporaries.

Key words: Andrey Molchanov, Siberian composer school, Novosibirsk conservatory, Russian national color, traditions and present, piano suite.

Мурзина Лада Николаевна, пианистка, выпускница Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: loengrien@mail.ru

Недоспасова Анна Павловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, солистка ансамбля ранней музыки «Insula Magica» Новосибирской государственной филармонии E-mail: anna_nedospasova@mail.ru

Murzina Lada Nikolaevna, pianist, the graduate of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: loengrien@mail.ru

Nedospasova Anna Pavlovna, Candidate of Art Criticism, the Associate Professor of a Special Piano Department of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire, the soloist of Early Music Ensemble «Insula Magica» of the Novosibirsk State Philharmonic Society E-mail: anna_nedospasova@mail.ru

Получено 10.07.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.