Научная статья на тему 'Жанр сказки в творчестве А. Н. Островского'

Жанр сказки в творчестве А. Н. Островского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12083
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Н. ОСТРОВСКИЙ / ЖАНР / ЖАНРОВЫЙ ПОДЗАГОЛОВОК / ПЬЕСА-СКАЗКА / ФОЛЬКЛОР / НАРОДНАЯ СКАЗКА / ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА / A.N. OSTROVSKY / GENRE / GENRE SUBHEADING / A FAIRY TALE INSIDE THE PLAY / FOLKLORE / FOLK FAIRY TALE / LITERARY FAIRY TALE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чайкина Татьяна Васильевна

Среди многочисленных жанровых подзаголовков А.Н. Островского особо выделяется такая жанровая номинация, как «весенняя сказка». Постоянно обогащая тематику своего творчества, драматург обращается к сюжетам русского фольклора, создавая произведение, спецификой жанровой природы которого становится богатейший синтез драматургического, повествовательного и лирического начал. Изображая колоритные картины, взятые из народных сказок, крестьянских праздников, включая в драматургическую канву пьесы элементы песен, Островский не отказывается от изображения реальной действительности, постоянно сосуществующей с мифом. И автор, таким образом, вносит определённый вклад в жанр литературной сказки. В статье предпринимаются попытки переосмысления многочисленных суждений учёных о жанровой природе «Снегурочки» и анализ её драматургических особенностей как пьесы-сказки, претендующей у Островского на отдельное самостоятельное место в ряду его жанровых новообразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIRY TALES AS A GENRE IN THE WORKS OF A.N. OSTROVSKY

The genre of a ‘spring fairy tale’ stands out against other genres used by A.N. Ostrovsky. The playwright drew his inspiration for his oeuvres from Russian folklore creating a fusion of drama, narration and lyrical poetry, which became Ostrovsky’s peculiarity. The author depicts the scenes which he borrowed from folk fairy tales, peasant festivals and includes folk songs in his plays. Ostrovsky also reflects the reality of life which coexists with myths. That is how the author makes his contribution to the genre of a literary fairy tale. The aim of the article is to try to reconsider the assumptions of the origin of the genre of the play ‘The Snow Maiden’ as well as to analyze the peculiarities of his new genre of a fairy tale inside the play which could be singled out as an independent genre.

Текст научной работы на тему «Жанр сказки в творчестве А. Н. Островского»

УДК 82.25 ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО

Чайкина Т.В.

Среди многочисленных жанровых подзаголовков А.Н. Островского особо выделяется такая жанровая номинация, как «весенняя сказка». Постоянно обогащая тематику своего творчества, драматург обращается к сюжетам русского фольклора, создавая произведение, спецификой жанровой природы которого становится богатейший синтез драматургического, повествовательного и лирического начал. Изображая колоритные картины, взятые из народных сказок, крестьянских праздников, включая в драматургическую канву пьесы элементы песен, Островский не отказывается от изображения реальной действительности, постоянно сосуществующей с мифом. И автор, таким образом, вносит определённый вклад в жанр литературной сказки. В статье предпринимаются попытки переосмысления многочисленных суждений учёных о жанровой природе «Снегурочки» и анализ её драматургических особенностей как пьесы-сказки, претендующей у Островского на отдельное самостоятельное место в ряду его жанровых новообразований.

Ключевые слова: А.Н. Островский, жанр, жанровый подзаголовок, пьеса-сказка, фольклор, народная сказка, литературная сказка.

FAIRY TALES AS A GENRE IN THE WORKS OF A.N. OSTROVSKY

Chaikina T.V.

The genre of a ‘spring fairy tale’ stands out against other genres used by A.N. Ostrovsky. The playwright drew his inspiration for his oeuvres from Russian folklore creating a fusion of drama, narration and lyrical poetry, which became Ostrovsky’s peculiarity. The author depicts the scenes which he borrowed from folk fairy tales, peasant festivals and includes folk songs in his plays. Ostrovsky also reflects the reality of life which coexists with myths. That is how the author makes his contribution to the genre of a literary fairy tale. The aim of the article is to try to reconsider the assumptions of the origin of the genre of the play ‘The Snow Maiden’ as well as to analyze the peculiarities of his new genre of a fairy tale inside the play which could be singled out as an independent genre.

Keywords: A.N. Ostrovsky, genre, genre subheading, a fairy tale inside the play, folklore, folk fairy tale, literary fairy tale.

Работа выполнена при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России.

«Весенняя сказка» А.Н. Островского «Снегурочка», написанная в 1873 году, по праву считается шедевром русской драматургии. С момента своего появления она стала объектом полемики в литературных и критических кругах, всегда вызывая к себе живой интерес. Среди многочисленных газетных и журнальных рецензий лишь изредка встречались положительные отзывы. Преобладающее большинство рецензентов категорично упрекали драматурга в повторении уже знакомых сказочных сюжетов и образов, в подражании Шекспиру. Оказалось непонятным критике и само желание Островского-бытописателя обратиться к сказочным мотивам и образам

«Снегурочке» Островского посвящалось немало литературоведческих работ, в которых раскрывался её духовный смысл, устанавливались первоисточники сюжета, анализировалась драматургическая природа, выявлялась мифологическая основа «Снегурочки». Однако отдельного исследования о характере жанра пьесы-сказки Островского в науке по сей день не существует. Поэтому целью данного исследования является систематизация различных точек зрения относительно драматургических особенностей пьесы-сказки Островского и осмысление специфики её жанра с учётом жанрового определения, данного автором.

Жанровые подзаголовки Островского никогда не были случайными номинациями. И определением «весенняя сказка» автор уже дал главный ключ к интерпретации пьесы.

Драматургия Островского постоянно находилось в тесной взаимосвязи с эпическими жанрами. Появлению первого драматического произведения автора предшествовал ряд его прозаических опытов, где уже была видна природа дарования Островского («Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг», «Записки замоскворецкого жителя»). Влияние традиций русского эпоса станет особо ощутимо в пьесах-картинах и пьесах-сценах Островского, где усиленное повествовательное начало, замедляя действие, помогает драматургу многоаспектно осветить быт героев, систему их мировоззрения, нравственные ценности. Постоянно обогащая жанровую палитру своих пьес, Островский обращается и к русскому фольклору, переосмысливая по-своему жанр сказки, эпическая природа которого позволила драматургу воссоздать мир героев в волшебных, сказочных красках.

Работа над «Снегурочкой» началась не позднее февраля 1873 года, как продолжение задуманной в 1868 году сказки «Иван царевич». Пьеса-сказка Островского соткана из фольклорных мотивов, почерпнутых из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества. Некоторые сюжетные

ситуации, как подмечает Е. Хмелевская, имеют отдалённое сходство с мотивами сказки о девушке-снегурушке в сборнике И.А. Худякова «Великорусские сказки» [4, с. 589]. И.А. Овчинина увидела источники сюжета «Снегурочки» Островского и в опубликованной в журнале «Москвитянин» в 1853 году украинской сказке «Снегурка» в переводе Г.П. Данилевского, из которой в сюжет произведения мог войти мотив редкой красоты Снегурочки и тема женихов [3, с. 204]. На замысел пьесы-сказки Островского повлияли, по мнению Ю.В. Лебедева, и труды Н.И. Костомарова, А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева «самим методом поиска древнего миросозерцания народа через развёртывание образной энергии, скрытой в языке» [5, с. 407].

Автор обозначает жанр пьесы «весенняя сказка», отражая в этом заглавии не только её жанровую сущность, но и определением «весенняя» привязывает развивающуюся коллизию к конкретному природному времени, погружая сюжет в быт и бытие праздника, обряда, игрищ, песен. Уже в ремарке к прологу обозначается не только пространство изображения, но и время развития событий: «Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березняк; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы - все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи» [4, с. 365]. Подобные ремарки не столько сообщают художественную достоверность действию пьесы-сказки, сколько создают особый её сказочно-поэтический мир, погружая читателя в «доисторическое время» [4, с. 365].

Как отмечает П.М. Тамаев, «в пьесе-сказке А. Островского ожили слово и музыка народного мира, она наполнилась ароматом полевых цветов и венков, из них сплетённых» [7, с. 50]. Атмосфера праздника, сказочного волшебства действительно занимает ведущие позиции в пьесе. По первоначальному плану

отсутствовали эпизоды, связанные с изображением царства берендеев и их праздника поклонения солнцу. Усложняя сюжетные линии пьесы, Островский одновременно насыщает её сценами крестьянских праздников, создающих особый эмоциональный фон изображаемым событиям.

Сказочный мир «Снегурочки» наполнен песнями, календарными, обрядовыми, что усиливает лирическое начало пьесы. Структура пьесы отвечает основным законам волшебной сказки: от запрета (либо его

ослабленная форма - просьбы, совета) до внезапного наступления беды, связанного с нарушением запрета [7, с. 27]. «Не сковывая себя какими-либо ограничениями, - пишет И.А. Овчинина, - драматург свободно соединил в “Снегурочке” приметы сказки, мифа, утопии, лирической драмы, отразив в ней разные содержания жизни - рациональное и иррациональное, материальное и фантастическое. Перекликаясь, они превращаются в метафоры, находящиеся в сложных отношениях друг с другом» [3, с. 204].

Реальное у Островского постоянно соседствует с волшебным, сказочным. По своему осмыслив жанр литературной сказки, Островский наделяет сказочных персонажей конкретными и жизненно убедительными чертами: отцовской заботливостью и рассудительностью - Мороза, кокетством и женской жаждой любви - Прекрасную Елену, очарованную Лелем, эволюцией чувств и переживаний - Снегурочку, постигающую науку жизни сердца.

Литературная сказка А.Н. Островского - это не обработка народной сказки, а оригинальное произведение, созданное на основе народно-сказочных мотивов и сюжетов. Сказочный и авторский мир в «Снегурочке» постоянно переплетается, позволяя воссоздавать художественно убедительные картины событий, как волшебных, так и реальных. Концепция литературной сказки у Островского близка к позиции Д.Н. Медриша, который справедливо заметил: «В народной сказке внешний и внутренний аспекты модальности различаются чётко. В литературной сказке - на фоне фольклорной традиции - происходят смещения. Границы волшебного мира размываются, становятся проницаемыми,

и тогда то принципы внешней модальности проникают в сказочное царство, то, напротив, реальная действительность начинает восприниматься сквозь сказочную призму» [2, с. 70-71].

Финал пьесы-сказки Островского глубоко символичен. «Неизбывный трагизм» «Снегурочки» [1, с. 216] отражает и понимание поэтической прелести мира берендеев, и понимание несовместимости личного начала, индивидуального чувства с миром патриархальной идиллии. Гибель Снегурочки, знаменующая конец влиянию Мороза на сердца берендеев и торжество Солнца, приближает пьесу-сказку Островского к типичной трагедии. У Островского трагичен уже сам сюжет выделения человеческой личности из рода, а человеческого рода из природы, но здесь это отнюдь не пессимистично. Гибель Снегурочки - не конец русского мира, а состояние порога, предвестие его обновления.

В сказке Островского по законам этого жанра побеждает добро. Жизнь Снегурочки не прошла бесследно. Пленив берендеев своей нежной красотой, она заставила их увидеть вокруг себя необычайное и прекрасное, оценить радость любви и жизни. Пьеса-сказка Островского завершается счастливой песней Леля, которая сливается с Общим хором: «Свет и сила, Бог Ярило. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше!» [4, с. 456].

Список литературы

1. Журавлёва А.И. А.Н. Островский - комедиограф. М. 1981. 216 с.

2. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. Изд-во Саратовского университета. 1980. 88 с.

3. Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества. М.: Энциклопедия сёл и деревень. 1999. 220 с.

4. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 12-т т. / Под общ. ред. Г. И. Владыкина и др. Т. 7. Пьесы (1866 - 1873). М.: Искусство. 1977. 608 с.

5. Островский А.Н. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И.А. Овчинина. Кострома: Костромаиздат; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ». 2012. 660 с.

6. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт. 2001. 143

с.

7. «Снегурочка» в контексте драматургии А.Н. Островского: Материалы научно-практической конференции. Кострома. 2001. 450 с.

References

1. Zhuravliova A.I. A.N. Ostrovskiy - komediograf [Ostrovsky as a satirical dramatist]. Moscow, 1981. 216 p.

2. Medrish D.N. Literatura i fol'klornaya traditsiya: Voprosy poetiki

[Literature and folklore tradition: The questions of poetics]. The publishing house of the University of Saratov. 1980. 88 p.

3. Ovchinina I.A. A.N. Ostrovskiy. Etapy tvorchestva [A.N. Ostrovsky. The stages of his creative life]. Moscow: Encyclopedia of rural villages. 1999. 220 p.

4. A.N. Ostrovsky. Polnoe sobranie sochineniy [A.N. Ostrovsky. Complete set of works]: in 12 volumes edited by G.I. Vladykin and others. Volume 7. Plays (1866 - 1873). Moscow. Iskusstvo. 1977. 608 p.

5. Ostrovskiy A.N. Entsiklopediya [Ostrovsky A.N. Encyclopedia]. I.A. Ovchinina (editor-in-chief/compiler). Kostroma: publishing house of Kostroma; Shuya. The publishing house of Shuya State Pedagogical University. 2012. 660 pages.

6. Propp V.Y. Morfologiya volshebnoy skazki [The morphology of a magic fairy tale]. Moscow: Labirint, 2001. 143 p.

7. «Snegurochka» v kontekste dramaturgii A.N. Ostrovskogo [‘Snow Maiden’ in A.N. Ostrovsky’s playwriting]: Materials of research and practice conference. Kostroma. 2001. 450 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Чайкина Татьяна Васильевна, кандидат филологических наук, докторант Шуйский государственный педагогический университет ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: tat1656@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Chaikina Tatiana Vasilievna, PhD in Philology, doctoral student

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya str., Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: tat1656@yandex.ru

Рецензент:

Океанский Вячеслав Петрович, доктор филологических наук, профессор

кафедры культурологи и литературы

Шуйский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.