Научная статья на тему 'Земские школы в просветительской деятельности И. Н. Ульянова в многонациональном среднем Поволжье'

Земские школы в просветительской деятельности И. Н. Ульянова в многонациональном среднем Поволжье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
395
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСТВО / ZEMSTVO / СИМБИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / SIMBIRSK PROVINCE / ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / TERRITORIAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Тихон Сергеевич

Раскрыта прогрессивная деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии второй половины XIX в. И.Н. Ульянова по организации земских школ, привлечению к школьному делу усилий и средств Министерства народного просвещения, уездных земств, общественных организаций и частных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZEMSKY SCHOOL EDUCATIONAL ACTIVITIES IN. ULYANOV IN MULTIETHNIC MIDDLE VOLGA REGION

The article reveals the progressive activity inspector and director of public schools in the province of Simbirsk second half of the nineteenth century. I.N. Ulyanov for organizing local school, to bring the case to the school and the efforts of the Ministry of National Education, the county zemstvo, public organizations and private individuals.

Текст научной работы на тему «Земские школы в просветительской деятельности И. Н. Ульянова в многонациональном среднем Поволжье»

стьянства в органах земского самоуправления, а ОЦСПП выдвинуло положение о доступе к участию в самоуправлении всего местного населения «на началах всеобщего голосования» «без различия вероисповедания и национальности» [7, л. 6].

Вопросы самоуправления в программах правых соединялись с национальным вопросом. В них подчеркивалось, что самоуправление нигде не должно осуществляться «в ущерб русских народных интересов». В разделе «Русская национальность и самобытность» своей программы ЦНРО провозглашало первенство русской народности: «Кто собирал и создавал что бы то ни было, тому по общей справедливости и должно принадлежать полное хозяйство над собранным и созданным. А так как наше огромное и могущественное Русское государство собрано и создано только русским племенем, то Русской национальности и должна принадлежать первенствующая роль в государственном строительстве» [3, с. 55]. Полиэтническая и религиозная многообразность Поволжья вносила свои коррективы в позиции регионального правого консерватизма. ЦНРО допускало использование национальных языков параллельно с государственным русским в местах компактного проживания «инородцев» в органах суда и управления [7, л. 35], тогда как столичные правые партии категорично выступали за использование исключительно только русского языка в органах местного самоуправления, судах на всей территории империи [4, т. 2, с. 328].

Таким образом, вопросы функционирования системы земского самоуправления находили свое отражение в программных позициях правых консерваторов. С одной стороны, правокон-сервативные идеологи выступали за расширение их полномочий, с другой стороны, данная тематика вписывалась в контекст «официальной народности», в котором самоуправленческие начала соединялись с православной доминантой и принципами единой неделимой России.

Список литературы

1. Государственный архив Астраханской обл. (ГААО). Ф. 745. Оп.1. Д. 1.

2. Залесский В.Ф. Политические партии. Общедоступные заметки. Казань, 1906.

3. Михайлова Е.М. Правые партии и организации в Поволжье: идеологические концепции и организационное устройство (1905-1917). М., 2002.

4. Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. М., 1998. В 2-х т.

5. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

6. Репников А.В., Шарапов С.Ф. Русский консерватизм середины XVIII - начала XX века: энциклопедия. М., 2010.

7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1284. Оп. 187. Г. 1906. Д. 43.

8. Русская правда. 1906-1907.

9. Шарапов С.Ф. Самодержавие и самоуправление // URL: http://lindexru.org/Lindex3/ Text/6310.htm.

МИХАЙЛОВА Елизавета Михайловна - доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

MIKHAYLOVA, Elizaveta Mikhaylovna - Doctor of Historical, Associate Professor, Head of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

УДК 37.01

ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Н. УЛЬЯНОВА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

Т.С. Сергеев

Раскрыта прогрессивная деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии второй половины XIX в. И.Н. Ульянова по организации земских школ, привлечению к школьному делу усилий и средств Министерства народного просвещения, уездных земств, общественных организаций и частных лиц.

Ключевые слова: земство; Симбирская губерния; земские школы; Министерство народного просвещения; население; образование; учитель.

T.S. Sergeev. ZEMSKY SCHOOL EDUCATIONAL ACTIVITIES I.N. ULYANOV IN MULTIETHNIC MIDDLE VOLGA REGION

The article reveals the progressive activity inspector and director of public schools in the province of Simbirsk second half of the nineteenth century. I.N. Ulyanov for organizing local school, to bring the case to the school and the efforts of the Ministry of National Education, the county zemstvo, public organizations and private individuals.

Keywords: zemstvo; Simbirsk province; territorial schools; Ministry of national education; population; education; teacher.

150 лет тому назад в России была проведена земская реформа, означавшая начало самоуправления на основе всесословности. Земские учреждения, введенные в 33 губерниях, состояли из земских собраний и земских управ и должны были взять на себя нагрузку по хозяйственным вопросам и открытию новых образовательных и лечебных учреждений. Мероприятия производились за счет собранного с населения земского сбора. Однако круг деятельности земств не был четко определен. Тем не менее, благодаря земским управам и подъему общественного движения за грамотность в Российской империи наряду с министерскими и церковноприходскими школами в течение первых десяти лет после введения земств (1864-1874) было открыто 10 тыс. земских школ (народных училищ). Они существовали наряду с подведомственными Министерству народного просвещения (так называемыми министерскими), церковно-приходскими и частными школами. В открытие и развитие земских и министерских школ в пореформенной России значительный вклад несли такие педагоги-энтузиасты, как В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, Н А. Корф, В Н. Назарьев, И.Н. Ульянов, И.Я. Яковлев и др.

Просветитель народов Среднего Поволжья Илья Николаевич Ульянов (1831-1886), педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869-1874) и директором народных училищ Симбирской губернии (1874-1886), добился открытия более двухсот школ (треть из которых приходилась на нерусские селения), строительства 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском удельном училище 47, через открытую им в 1872 г. По-рецкую учительскую семинарию - 125 учите-лей-«ульяновцев», на 8 учительских съездах повышали квалификацию десятки народных учителей. При нем число учащихся удвоилось, заметно улучшились методы и приемы преподавания. Он был педагогом-новатором, истинным творцом, искателем лучших педагогических идей, создателем новых нетрадиционных

ценностей, которые вошли в сокровищницу педагогической науки и практики многонациональной России.

И.Н. Ульянову всю жизнь пришлось жить и трудиться в многонациональном Поволжье, в том числе и в период проведения буржуазных реформ 1860-1870-х гг. в сфере образования. В 1869 г. он был назначен на новую должность инспектора народных училищ Симбирской губернии и один инспектировал министерские и земские народные училища в пределах этого административного региона. В 1874 г. была учреждена дирекция народных училищ, состоящая из директора и подчиненных ему инспекторов. Последних могло быть от 2 до 11. Состоявшая из 8 уездов Симбирская губерния делилась сначала на два, потом на три, затем на четыре, пять инспекторских районов. Состав инспекторов неоднократно менялся, при И. Н. Ульянове за 1874-1886 гг. сменилось 10 инспекторов. Подобранные директором, они были его единомышленниками, подлинными борцами за народную школу. Директор народных училищ входил в состав губернского училищного совета, где были также представители министерства внутренних дел, министерства народного просвещения, епархиального ведомства, а также два члена губернского земского собрания [4, с. 226-236]. Поскольку члены губернского земского собрания избирались только на три года состав губернского училищного совета регулярно обновлялся, постоянным оставался лишь директор народных училищ.

В Симбирской губернии с миллионным населением 30,8 % жителей составляли нерусские - мордва, чуваши, татары. В ходе общения с русскими они мало-помалу овладевали русским языком и через него приобщались к мировой цивилизации. Для них были характерны низкая грамотность и общая культурная отсталость. Официальные власти сознательно держали нерусские народы в темноте и невежестве, добиваясь их обрусения через школьное, преимущественно христианское обучение.

В своих инспекторских отчетах И.Н. Уль-

янов давал общие сведения о данной школе (время открытия, источники существования, расходы выделенных средств, жалованье учителю и законоучителю и т.п.), помещении, оборудовании, количестве учащихся по вероисповеданию, полу и, впервые, - по национальности. До этого в отчетах такого разграничения учащихся по национальности не было. Нерусское происхождение обозначали словом «инородец». В первом же отчете по губернии инспектор обратил внимание на то, что на 1546 населенных пунктов приходится 463 народных училища, т.е. в среднем по 4,2 населенных пункта на одно училище, но они были распределены неравномерно. Отношение числа учащихся к населению по уездам Симбирской губернии выражалось в пропорции: в Симбирском уезде - 1 : 94; Буинском - 1 : 50; Карсунском - 1 : 74; Сенгилеевском - 1 : 95; Сызранском - 1 : 106; Ардатовском - 1 : 190; Курмышском - 1 : 261; Алатырском - 271 [2, с. 230]. Итак, при общем низком состоянии просвещения в худшую сторону выделялись Курмышский и Алатырский уезды с чувашским и мордовским населением. Поскольку мордовское население официально считалось обрусевшим, в первые пореформенные годы для него открывалось сравнительно меньше национальных школ. Так, в 1870 г. на мордву, составляющую 13,2% населения губернии, приходилось всего 855 учащихся, на чувашей, составляющих 9,3% - 1484 учащихся, на татар, составляющих 8,3% населения губернии - 3886 учащихся [6, с. 56].

28 февраля 1870 г. инспектор И.Н. Ульянов представил попечителю Казанского учебного округа сведения о числе и состоянии школ для крещеных нерусских национальностей, во второй части которых обосновал необходимость открытия новых школ в селах и деревнях Хода-ры, Пандиково, Туваны, Малые и Лесные Ту-ваны, Петряксы и Убеи, Возжи, Елхово-Озер-ное и Большие Тарханы. 20 июня 1870 г. он снова пишет о том, что следует открыть школы в местностях с нерусским населением - для крещеных чувашей в селах Кабаево, Ходары, Большие Арабузи, для татар в деревнях Петряксы, Чембыли, Большое Рыбушкино, Малая Цильна, Шихирданы, Татарская Бездна, Новокрикеево Симбирского уезда, также в деревнях Елхово-Озерное и Шаймурзино с татарско-чувашским населением. При этом дал подробные расчеты средств на их обустройство и обзаведение.

Официальные власти не спешили открывать новые школы для «инородцев», хотя в то время половина сельских старост и треть волостных старшин не умели читать и писать.

На содержание училищ казна и земства Симбирской губернии выделяли меньше средств, чем, например, в соседней Казанской губернии. Так, в 1868 г. земскими учреждениям Казанской губернии было ассигновано 25499 руб., или по 13 руб. 22 коп. на каждого ребенка, а в Симбирской - 4650 руб., или по 3 руб. 27 коп. В Симбирской губернии, включая и уезды с нерусским населением, школы содержались в основном за счет средств, собранных с крестьян по приговорам сельских обществ. В Курмышском уезде в 1869 г. общая сумма содержания 14 училищ составляла 2719 руб., из них 2077 руб. 77 коп. (76,4 %) собирались с крестьян, а земствами было ассигновано лишь 641 руб. 23 коп. [2, с. 42-43].

Инспектору и директору народных училищ многонациональной губернии приходилось частями «выбивать» средства у казны и земств для открытия народных училищ. Иногда он шел на одновременное использование денег из того и другого источника. Он умело привлекал заинтересованную общественность (помещиков, купцов, богатых крестьян, учителей) для благотворительной деятельности в пользу школьного дела. Когда из-за медлительности чиновников деньги шли долго, в частности на строительство школьных зданий, он временно вкладывал в дело часть своего жалования.

К началу инспекторской деятельности И.Н. Ульянова в многонациональной Симбирской губернии мордва училась преимущественно в 45 училищах губернии, татары обучались в 79 медресе [5, с. 50]. Мордовские школы, соответственно населению, преобладали в Арда-товском и Алатырском уездах, чувашские - в Буинском и Курмышском уездах, татарские - в Ардатовском, Буинском, Курмышском уездах. Из нерусских детей школьным обучением был охвачен лишь каждый десятый ребенок.

Против светских школ выступали татарские муллы, обучавшие детей по старым программам и методикам. Под их влиянием сельские сходы принимали соответствующее решение не в пользу светских школ. Так, в 1872 г. Симбирское губернское по крестьянским делам присутствие выслало инспектору народных училищ И.Н. Ульянову 12 приговоров волостных сходов Курмышского уезда с преимущественно татарским населением о нежелании их открывать в своих селениях образцовые училища [9, с. 2-3].

В чувашских и мордовских школах, открывавшихся удельным ведомством с 1840-х гг., обучение шло по русским учебникам при бессмысленном механическом заучивании текстов. Новых методик не было. Значительная

часть чувашских учителей не освоила методы обучения детей грамоте по новому способу Корфа.

По мнению И.Н. Ульянова, для облегчения участи нерусских народов, презрительно именуемых «инородцами» или «туземцами», предстояло дать им как минимум начальное образование. Возникала целая сеть проблем: 1) разработать план открытия нерусских училищ, учитывая потребности населения; 2) создать для них твердую материальную базу, принимая основные расходы (жалованье учителям, строительство школьных зданий и пр.) на счет Министерства народного просвещения и земства; 3) снабдить эти школы учебниками и учебными пособиями; 4) готовить и повышать квалификацию учителей-националов, способных вести обучение по лучшим методам, программам и учебникам (Ушинского, Корфа, Толстого и др.), принятым в русских школах; 5) привлечь к обучению всех желающих учиться детей обоего пола; 6) заинтересовать их не только грамотой, но и ремеслами, нужными в крестьянской жизни; 7) организовать при многих школах общежития; 8) ввести четырехлетний курс обучения для наилучшего усвоения родной и русской речи и т.д. [5, с. 51-52].

Следуя этой стратегической программе действий, И.Н. Ульянов привлекал к школьному делу прогрессивные силы общества, национальную интеллигенцию, вводил в русские школы нерусских детей, открывал нерусские школы с обучением на родном языке, увеличивал контингент девочек среди учащихся, тем самым вызывая интерес взрослых к школе.

Просвещение каждого народа имело свои особенности, что было отмечено уже в первых отчетах инспектора. В «Соображениях об учреждении школ для образования детей инородцев», подготовленных в ответ на предложение попечителя Казанского учебного округа от 30 апреля 1870 г. за № 1655, он пишет: «Из инородцев, населяющих Симбирскую губернию, мордва совершенно обрусела и настолько знает русский язык, что в учреждении новых школ для образования детей этих инородцев на их природном наречии не видится необходимости. Весьма полезно учредить русские начальные училища в Алатырском уезде, даже в настоящем году: 1) в селе Кабаево (760 душ мужского пола),... 2) в селе Напольном со Сту-денцом (673 души мужского пола).» [11, с. 78-79]. Отметим, что такое заключение И.Н. Ульянов первоначально сделал на основе отчетов, представленных уездными училищными советами. Впоследствии, убедившись лично о фактическом состоянии просвещения

нерусских народностей, он стал активно отстаивать идею создания мордовских школ с обучением на родном языке.

Относительно чувашей у инспектора тоже сложилось определенное мнение: «Чуваши мужского пола, живущие в Симбирской губернии, достаточно обрусели, исключая немногих местностей, находящихся вдали от русских селений, торговых сел и дорог, по большей части в лесу.

Так, по моему мнению, полезно учредить школы для обучения обоего пола детей чуваш в селе Ходарах - Курмышского и в деревне Большие Арабузи - Буинского уезда. Что же касается женщин-чувашек, то они совсем не обрусели и совершенно не знают русского языка, почему я считаю полезным и необходимым открыть женские школы для обучения девочек-чувашек в селах Старых Алгашах и Средних Тимерсянах Симбирского уезда, введя вместе с грамотой обучение и рукоделию, необходимому в крестьянском быту» [11, с. 79]. Таким образом, И.Н. Ульянов придавал большое значение приобщению чувашек к грамоте, используя как привлекающий к школе фактор их тягу к рукоделию.

Обучение татарских детей тоже требовало особого подхода. «Для обучения татар, - пишет И.Н. Ульянов в 1870 г., - существует много татарских школ, которые можно разделить на два рода: в одних (очень немногих) - мальчики обучаются чтению и письму по-русски, в других (таких огромное большинство) - только по-татарски. Из школ 2-го рода желательно обучать по-русски в трех деревнях Курмышского уезда: Петряксе, Чембылеях и Большом Рыбушкине; Буинского уезда: в городском татарском училище и в 3-х деревнях: Малой Цильне, Шихирда-нах и Татарской Бездне, и Симбирского уезда в 3-х деревнях: Больших Тарханах, Большой Цильне и Новоерикеевой» [11, с. 79].

Многочисленными ходатайствами и предложениями И.Н. Ульянову приходилось пробивать косность, бюрократизм чиновников в училищных советах, в уездных и волостных учреждениях. Насколько было хлопотливым открытие каждого из национальных школ, можно убедиться на примере чувашской школы в Ходарах. Одна переписка по ней составляет около ста листов архивного дела. Для Хо-дарского инородческого училища, открытого 6 (18) декабря 1870 г. И.Н. Ульяновым первоначально при 12 мальчиках, через три года по его же инициативе было построено просторное деревянное здание с широкими окнами, с квартирой для учителя. Учителем был назначен А.Л. Рождественский, знающий чувашский

110

Вестник Российского университета кооперации. 2014. №1(15)

язык. За хорошую работу он представлялся И.Н. Ульяновым к наградам, а затем переведен в образцовое училище при Порецкой учительской семинарии. Исследователям известно, что И.Н. Ульянов побывал с инспекторской проверкой в Ходарах как минимум 5 раз.

Не меньше усилий приходилось вкладывать инспектору И.Н. Ульянову по открытию и организации работы, строительства зданий, подбору учителей и для других чувашских инородческих училищ: Кошки-Новотимбаевско-го (на родине И.Я. Яковлева), Пандиковского, Раскильдинского, Чуваш-Тимяшского, Старо-алгашинского, Малокармалинского, Ново-Чу-вашчукальского и др. Общее число чувашских школ, открытых И.Н. Ульяновым, приблизилось в трем десяткам, число учащихся в них с 1484 в 1870 г. выросло до 2650 чел. в 1891 г., или почти удвоилось. Особую роль в просвещении чувашей И.Н. Ульянов сыграл через поддержанную им Симбирскую чувашскую учительскую школу, ставшую подлинным центром культуры и рассадником национальной интеллигенции.

Посещение училищ в населенных мордвой деревнях поначалу тоже не оставляло сильных положительных впечатлений. И.Н. Ульянов писал о низком качестве обучения в Трехбалта-евском мужском училище Буинского уезда, где наряду с чувашами учились дети мордвы. Учителям, не знавшим мордовского языка, было очень трудно работать с нерусскими детьми. Большинство педагогов-«инородцев» работало по старым методикам.

Хотя И.Н. Ульянов признавал, что мордва была более обрусевшая, тем не менее выступал за открытие школ с обучением на мордовском языке. Особенно он ратовал за вовлечение в школу мордовских девочек. Количество учащихся этой национальности при И.Н. Ульянове с 870 в 1870 г. выросло до 2238 в 1891 г. Они обучались в 42 мордовских и некоторых русских начальных училищах [1, с. 33].

И.Н. Ульянов оставил добрый след и в просвещении татар, правда, сравнительно меньше, чем в просвещении мордвы и чувашей. Дело в том, что учащихся татар было сравнительно больше (3352 мальчика и 534 девочки), но почти все они обучались в духовных школах -медресе. В 1871 г., в начале своей инспекторской деятельности, И.Н. Ульянову удалось на казенные средства построить татарскую школу в деревне Петрякса Курмышского уезда, в которой через год обучались 27 татарских и 15 русских детей. Однако «победное шествие» инспектора было приостановлено: с 1872 г. магометанские училища были переданы под веде-

ние особого инспектора татарских, киргизских и башкирских школ, по этой причине выбыли из поля зрения И.Н. Ульянова. Что касается Петряксинского училища, из-за вмешательства местных мулл оно было переведено в соседнее селение [7, с. 34].

В декабре 1878 г. при подстрекательстве религиозно настроенных мулл, боявшихся христианизации населения, была разгромлена Ломотская татарская школа Неклюдовской волости Ардатовского уезда. Учитель Узбяков остался без работы. Подобные явления имели место также в селениях Самарской, Вятской, Казанской губерний. Следовательно, борьбу за светскую школу среди татар невозможно было вести только чиновничьими, административными мерами. Требовалась кропотливая работа в школах нового типа через народных учителей, показывающих родителям живой пример пользы школьного дела.

По данным на 1882 г., в Казанском учебном округе насчитывалось 35 светских татарских школ, в том числе в Симбирской губернии их было пять: в д. Мочалинское Курмышско-го уезда, Старое Тимошкино Сенгилеевского уезда, Кандинское, Уразовка, Шлемасское Ардатовского уезда. За исключением первой, поставленной на казенное содержание, остальные содержались на земские деньги. В них соответственно обучались 58, 34, 10, 12 учеников, о последней школе нет сведений [11, с. 12]. Благодаря многолетней неустанной работе И.Н. Ульянова в Симбирской губернии в течение 16 лет в 89 нерусских школах, входивших при нем в состав 427 народных училищ губернии, дети чувашей, мордвы и татар приобщались к знаниям по новым методам обучения. И.Н. Ульянов выступал как авторитетный интернационалист и педагог-гуманист, большими массами приобщая детей нерусских национальностей, особенно девочек, в орбиту мировой цивилизации. Он удачно использовал стремление вышестоящих чиновников приостановить процесс омусульманивания и отатаривания чувашей и мордвы и сохранить их в лоне православной веры. Поэтому он искренне и горячо поддержал появление чувашского (1872) и мордовского (1884) букварей и распространял их среди нерусского населения. Обучение нерусских детей сначала на их родном языке, затем на русском приводило к сознательному усвоению материала. Все это в конечном счете положительно сказалось на росте грамотности населения, на подготовке национальных кадров интеллигенции многонационального Поволжья.

За первые полвека существования земств в

сельской местности Российской империи было открыто 28 тыс. школ, подготовлено за счет земств 45 тыс. учителей и поднят материальный и социальный статус народного учителя. За это время получили образование до 2 млн крестьянских детей [10, с. 49]. При этом земские школы, по многим показателям опережавшие министерские и церковноприходские, считались лучшими, они оправдали свое историческое предначертание. В этом немалая заслуга инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова и его единомышленников.

Список литературы

1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 99. Оп. 1. Д. 1107.

2. Журнал Министерства народного просвещения. 1870. Июнь.

3. Журнал Министерства народного просвещения. 1873. Январь.

4. Журнал Министерства народного просвещения. 1874. № 8.

5. Кондаков А.И. Директор народных училищ И.Н. Ульянов. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1964. 319 с.

6. Кузнецов П., Лашко В. И.Н. Ульянов и просвещение мордовского народа. 2-е изд. Саранск, 1981. 166 с.

7. НАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 12347.

8. НАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 15658.

9. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 99. Оп. 1. Д. 144.

10. Троицкий Н.А. История России. 18611917: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1998. 384 с.

11. Ульянов И.Н. Избранное: статьи, документы, материалы / сост. А.Л. Карамышев. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983. 248 с.

СЕРГЕЕВ Тихон Сергеевич - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и региональной истории. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Россия. Чебоксары. E-mail: tikhon-sergeev@yandex.ru

SERGEEV, Tikhon Sergeevich - Doctor of Historical, Professor of Department of National and Regional History. Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev. Russia. Cheboksary. E-mail: tikhon-sergeev@yandex.ru

УДК 352

«ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» ОТ 1 ЯНВАРЯ 1864 г. КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

М.С. Тимофеев

Рассмотрены правовые основы организации и проведения земской реформы в середине XIX в. в России, проанализированы содержание и структура Положения о губернских и уездных земских учреждениях.

Ключевые слова: земская реформа; земские учреждения; земская избирательная система; правовые основы земской реформы; местное самоуправление; закон; избирательное право.

M.S. Timofeev. «REGULATIONS ON THE PROVINCIAL AND DISTRICT ZEMSTVO INSTITUTIONS» FROM JANUARY 1, 1864 AS THE LEGAL BASIS OF THE ZEMSTVO REFORM IN RUSSIA

Legal basics of the organization and carrying out territorial reform in the middle of the XIX century in Russia are covered, the contents and structure of Provision on provincial and district territorial establishments are analysed.

Keywords: territorial reform; territorial establishments; territorial electoral system; legal bases of territorial reform; local government; law; electoral right.

Исследование правовых основ проведения земской реформы во второй половине XIX в. имеет не только большое познавательное теоретическое, но и практическое значение.

Всестороннее изучение и учет исторического опыта проведения реформы местного самоуправления, позитивный опыт правового регулирования и организации земств нам крайне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.