Научная статья на тему 'Земские инициативы в контексте политики государства по повышению эффективности функционирования кустарной промышленности (на примере московской и Нижегородской губерний)'

Земские инициативы в контексте политики государства по повышению эффективности функционирования кустарной промышленности (на примере московской и Нижегородской губерний) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ЗЕМСТВА / МУЗЕИ КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛОВ / ФОНД ИМ. С. Т. МОРОЗОВА / АРТЕЛИ / S. T. MOROZOV’S FUND / HANDICRAFT INDUSTRIES / ZEMSTVO / MUSEUMS OF HANDICRAFT INDUSTRIES / GUILDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зозуля О. А.

Статья рассматривает магистральные направления деятельности государственных органов и органов земского самоуправления Московского и Нижегородского регионов на рубеже XIX-XX вв., нацеленных на повышение эффективности деятельности мелкой промышленности. Земские деятели вели работу по ограничению зависимости кустарей от ростовщиков, инициируя создание музеев, складов, кооперативов и предоставление ведомственных заказов и кредитов со стороны государства и фондов в качестве альтернативы интенсивной капитализации мелкой сельской промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initiatives of zemstvo in the context of government policy on increasing the efficiency of handicrafts (evidence from Moscow and Nizhny Novgorod provinces)

Major trends of state and regional autonomous bodies' activities aimed at efficiency growth of small-scale industry production of Moscow and Nizhny Novgorod districts at the turn of the 19th-20th centuries are considered in the article. Community leaders of zemstvo worked hard on emancipation of handicraftsmen from money-lenders initiating the creation of museums, warehouses, offering departmental contracts and providing loans from government and funds as an alternative to the intensive capitalization of the small-scale peasant industries.

Текст научной работы на тему «Земские инициативы в контексте политики государства по повышению эффективности функционирования кустарной промышленности (на примере московской и Нижегородской губерний)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94 (47)

ЗЕМСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУСТАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ И НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИЙ)

© о. А. ЗОЗУЛЯ

Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина, кафедра истории права и государства e-mail: ozozulya@mail.ru

Зозуля О. А. - Земские инициативы в контексте политики государства по повышению эффективности функционирования кустарной промышленности (на примере Московской и Нижегородской губерний) // Известия

ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 658-663. - Статья рассматривает магистральные направления деятельности государственных органов и органов земского самоуправления Московского и Нижегородского регионов на рубеже XIX-XX вв., нацеленных на повышение эффективности деятельности мелкой промышленности. Земские деятели вели работу по ограничению зависимости кустарей от ростовщиков, инициируя создание музеев, складов, кооперативов и предоставление ведомственных заказов и кредитов со стороны государства и фондов в качестве альтернативы интенсивной капитализации мелкой сельской промышленности.

Ключевые слова: кустарные промыслы, земства, музеи кустарных промыслов, фонд им. С. Т. Морозова, артели.

Zozulya O.A. - Initiatives of zemstvo in the context of government policy on increasing the efficiency of handicrafts (evidence from Moscow and Nizhny Novgorod provinces) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo.

2012. № 27. P. 658-663. - Major trends of state and regional autonomous bodies' activities aimed at efficiency growth of small-scale industry production of Moscow and Nizhny Novgorod districts at the turn of the 19th-20th centuries are considered in the article. Community leaders of zemstvo worked hard on emancipation of handicraftsmen from money-lenders initiating the creation of museums, warehouses, offering departmental contracts and providing loans from government and funds as an alternative to the intensive capitalization of the small-scale peasant industries.

Keywords: handicraft industries, zemstvo, museums of handicraft industries, S. T. Morozov’s fund, guilds.

Исторический опыт организационнохозяйственной деятельности органов местного самоуправления, появившихся в нашей стране в ходе проведения буржуазных реформ 60-70 гг. XIX века, на современном этапе развитии отечественной демократии представляется весьма актуальным. изучение этого вопроса позволяет посмотреть на деятельность губернских земств не в ракурсе политической борьбы, не с точки зрения того, насколько эти органы соответствовали и отвечали теоретическим представлениям правоведов, экономистов и политических деятелей своего времени, а с позиций сегодняшнего представления о российской идентичности, о сохранении своего национального начала в современном глобализирующемся мире.

Разработчики земской реформы в ходе ее подготовки находились под большим влиянием германского варианта общественной теории самоуправления. В "Положении о губернских и уездных и зем-

ских учреждениях" 1864 г. за ними признавалась роль общественных, а не государственных установлений, преследующих свои особые местные, общественнохозяйственные цели. В частности, ведению земских учреждений подлежало попечение о развитии местной торговли и промышленности, к ведомству губернских земских собраний было отнесено назначение губернских выставок местных произведений с целью поощрения местных промыслов. и хотя учреждение выставок местных произведений требовалось утверждать у начальника губернии (губернатора), принятие данного постановления дало мощный импульс для повышения активности земств по поддержке и развитию местных кустарных производств [9. С. 223, 225-226].

Смена идеологических установок в 80-90 г.

XIX в., переход от общественной теории самоуправления к государственной, повлияла на разработку земской реформы 1890 г., которая усилила бюрократический контроль над земской системой, хотя и не

повлекла ее полного подчинения. Вместе с тем, одно из следствий контрреформ стало, как замечает современный историк права Л. Е. Лаптева, не только увеличение представительства дворян в составе земств, но и рост доверия к ним со стороны правительства, что способствовало активизации всевозможных проектов благоустройства разных сторон сельской и городской жизни в конце XIX - начале XX вв.: "Как будто убедившись в их жизнеспособности после 30-летнего "испытания на прочность" правительство постепенно становилось на путь сотрудничества с местным самоуправлением, оказывая экономическую помощь в важных для страны областях деятельности земств и городов" [3. С. 114].

Учет этих факторов, позволяет оценить реальные усилия земств по поддержке кустарных промыслов, и определить основные направления совместной деятельности государственных органов, земских учреждений и частных инициатив по повышению эффективности функционирования крестьянского производства.

Формированию особого направления государственной политики в области кустарного производства предшествовала общенациональная дискуссия

о целесообразности сохранения мелкой промышленности в условиях индустриализации страны. Деятели народнического толка, составлявшие костяк земской интеллигенции, выступили активными защитниками «народных» форм промышленности в качестве альтернативы решения острых проблем аграрного сектора экономики. Они сыграли важнейшую роль в изучении кустарной промышленности, в осуществлении комплекса мер, направленных на смягчение разрушительных последствий капитализации этого сектора экономики, в том числе кооперирования кустарей, сохранив для нас огромный фактический материал по развитию крестьянских промыслов.

Политика центральной власти в области кустарной промышленности в конце XIX - начале XX вв. нашла достойное освещение в отечественной историографии [10]. Имеются труды, посвященные идеям и деятельности энтузиастов кооперативного строительства в области кустарной промышленности [11].

Вместе с тем этот сюжет, основанный на историческом материале губерний нечерноземной зоны, заслуживает специального рассмотрения, так как именно здесь, особенно в Московской и Нижегородской губерниях, которые являлись «колыбелью» многих идей и земских инициатив в кустарной промышленности, определялся курс, которому следовали в той или иной мере земства и общественные деятели других регионов. кроме того, московский и нижегородский регионы показывают разные модели развития кустарных промыслов, что во многом определялось территориальной спецификой, развитием железнодорожного сообщения с другими регионами и влиянием всероссийского рынка. Так, если в Нижегородском крае в середине XIX века оформились центры специализации кустарных промыслов (Семеновский ложкарнопосудный, Павловский металлообрабатывающий рай-

он), то в Московской губернии кустарь вынужден был выживать в условиях жесткой конкуренции с нарождающимся в стране крупным производством, и соревноваться с производством других регионов, поэтому здесь «редко встречались селения, в которых господствовала одна какая-нибудь отрасль промышленности: обыкновенно промыслы разнообразны» [5. С. 9].

Правительственная политика в области кустарной промышленности во второй половине XIX - начале XX вв. преследовала свои вполне прагматические цели. Во-первых, крестьяне производили большую часть товаров народного потребления, и в этом смысле растущая крупная индустрия не могла полностью обеспечить рыночные потребности. Во-вторых, кустарные промыслы значительно сглаживали острые социальные проблемы, переполнявшие российскую деревню центральных регионов: малоземелье и пауперизацию населения.

Поэтому при обсуждении в Государственном совете в 1896 г. вопроса о том, какое положение занимают кустарные промыслы среди других видов хозяйственной деятельности, глава Министерства земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов обращал внимание на тот факт, что, даже при наличии не вполне точных данных, в одних только земских губерниях 2 млн. взрослых кустарей зарабатываю от 80 до 100 млн. рублей в год. В то время как на фабриках и заводах в рассматриваемый период было задействовано

1 млн. 170 тыс. рабочих, заработки которых не превышали 100 млн. руб. При этом отхожие промыслы давали заработок всего от 20 до 30 млн. рублей [1. С.46-47]. Приводимые цифры, безусловно, свидетельствовали о значимости данного сектора хозяйства в экономике страны.

Роль субъективного фактора в лице государственных органов, деятельности организаций и частных лиц в кустарной промышленности на рубеже XIX-

XX вв. значительно возросла, и определились также магистральные направления содействия развитию крестьянских промыслов. Земства создавали музеи и склады кустарных изделий, организовали торговлю на крупнейших ярмарках - Макарьевской, казанской, котельнической. Расширился рынок сбыта, были выявлены пользующиеся большим спросом изделия (токарные, столярные, сельхозорудия и т.д.) При музеях стали создаваться учебные мастерские. Земские деятели вели работу по ограничению зависимости кустарей от скупщиков, инициируя создание кооперативов и предоставление кустарям ведомственных заказов и кредитов со стороны государства и фондов в качестве альтернативы интенсивной капитализации мелкой сельской промышленности. На уровне губернии инициативы земств находили конкретное специфическое выражение.

Первой датой, ознаменовавшей начало мероприятий Московского земства в мелкой крестьянской промышленности, стало 19 декабря 1875 года. В этот день губернское земское Собрание приняло решение об ассигновании средств на исследование кустарных промыслов губернии [13. Д. 302. Л. 7]. Начиная с это-

го момента, развернулось изучение кустарного производства, определился круг местных корреспондентов, разрабатывались программы и методики регулярных обследований промысловых хозяйств.

На всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году был организован кустарный отдел, на устройство которого губернское земство выделило 5 тыс. руб. Представленные в экспозиции шедевры народного мастерства убедили общественность в необходимости сохранения и приумножения крестьянского производства, являвшегося важной составной частью материальной и художественной культуры народа. Идея содействия промыслам получила быстрое признание общественности, и в результате 11 декабря 1882 года земское Собрание постановило открыть кустарный музей, сыгравший в дальнейшем большую организующую роль в деле содействия кустарям. На содержание музея было отпущено 3 тыс. руб. [13, Д. 301. Л. 2]. До начала функционирования музея прошло три года; он открылся 9 мая 1885 года. Первые пять лет деятельности музея характеризовались сравнительно нешироким размахом решаемых задач. Незначительный сбыт кустарных изделий, попытка оказать влияние на улучшение техники и технологических приемов кустарей путем выдачи образцов изделий и рисунков, - таков скромный набор мер, предпринятых сотрудниками музея в первый период деятельности.

В 1885 г. по инициативе Нижегородского Отделения Императорского Технического Общества была открыта во время ярмарки сельско-промышленная и кустарная выставка. При этом губернское земство ассигновало в распоряжение комитета выставки 2000 руб. безвозвратно и 3000 руб. с возвратом, но без процентов, с тем, чтобы эти суммы были комитетом употреблены исключительно на устройство кустарного и сельско-хозяйственных отделов выставки. [6. С. 34]. Однако постоянный характер выставка в Нижнем Новгороде приобрела только к 1889 г.

Для успеха выставки следовало перевести ее в более людную часть города, однако для этого требовались деньги и почетный председатель Отделения - нижегородский губернатор Н. М. Баранов предложил в распоряжение Отделения на устройство выставки и на оборотный капитал для торговли изделиями 5000 руб. из сумм, полученных от сдачи "в найм" во время ярмарки под лавки павильона, построенного в 1885 году для сельско-хозяйственной и кустарной выставок. С помощью этих средств выставка была открыта 2 августа 1889 года. Она получила наименование «Постоянная выставка кустарных изделий и рукоделия Нижегородской губернии» [7. С. 22]. Выставка принимала готовые изделия для продажи и выполняла заказы кустарей на поставку сырья и материалов.

С самого начала учреждения выставки Совет Отделения постановил, что на сбыт, обеспечиваемый кустарям постоянной выставкой, следует смотреть не как на средство спасения кустаря от эксплуатации скупщиков (что недостижимо), а только как на одно из средств к поднятию кустарных изделий в отношении их достоинств. Постоянная выставка стала попу-

ляризатором идей, связанных с развитием кустарных промыслов.

В дальнейшем роль кустарных музеев, в частности, музея Московского губернского земства, состоявшего одновременно под покровительством великой княгини Елизавет Федоровны, а также складов кустарных изделий в развитии мелкой промышленности стала гораздо значительнее, что отмечалось при обсуждении в 1899 г. проекта об узаконении кустарного музея Министерства земледелия и государственных имуществ в Петербурге[1. С. 74].

Расширение задач, определение основных путей, по которым должна была направляться работа земства по содействию кустарной промышленности московской губернии, намечалось в течение 1889 года особой комиссией, избранной земским Собранием. Значительную роль в работе комиссии играли энтузиасты и выдающиеся деятели - С. Т. Морозов и Н. А. кары-шев. Именно благодаря их идеям земство определило общий механизм работы в области кустарной промышленности [13. Д. 301. Л. 3].

Идеи, высказанные С. Т. Морозовым и Н. А. ка-рышевым, сводились к признанию необходимости, помимо полезных мер, предпринятых в предшествующий период, устройства на местах различного рода кооперативных объединений кустарей, создания на местах учебных мастерских и школ профессионального образования, учреждения в Москве при музее штата квалифицированных специалистов - техников и художников, обеспечения кредита на нужды мелкой сельской промышленности. Эти идеи легли в основу работы кустарной организации.

Следующие десять лет деятельность кустарной организации шла в русле, выработанной в 1890 году политики: увеличилось число учебных мастерских, росли торговые обороты, земства содействовали в оптовом сбыте товаров и продаже материала кустарям [13. Д. 301. Л. 1].

Переломным годом в плане активизации работы в области кустарной промышленности стал 1899 год, когда отчетливо проявилось коллективное направление деятельности земства [8. С. 15]. Сбытоснабженческие операции одной из учебных мастерских - корзиночной - были переданы Вяземскому потребительскому обществу, параллельно были предприняты попытки создания артелей среди кустарей.

В 1901 году земская работа в области кооперирования кустарей получила новый импульс. В этом году был основан фонд имени С. Т. Морозова для кредитования кустарных кооперативов, создан аппарат для их инструктирования [8. С. 15].

В целом развитие кустарной организации ре-зультивировалось в создание в 1912 году кустарного Совета губернского земства, который был призван направлять деятельность в области кустарного дела органа местного самоуправления. Постановлением губернского земского Собрания 26 января 1912 года, определяло Кустарный Совет как важнейший орган земства в кустарной промышленности. «При Губернской земской управе, - говорилось в Положении о

Кустарном Совете, - для обсуждения и разработки вопросов кустарной промышленности состоит губернский Кустарный Совет» [13. Д. 242. Л. 1-10].

Кустарный Совет создавался как орган с совещательными функциями: решения его были не обязательны для управы; но обо всех случаях разногласий с Советом управа была обязана доводить до сведения земского собрания с объяснениями основания разногласий.

Таким образом, центральными органами губернского земства по обслуживанию нужд кустарной промышленности являлись Кустарный Совет, Кустарный музей, мастерские на местах и фонд им. С. Т. Морозова.

Кустарный музей в Москве фактически стал объединять выполнение четырех основных задач в развитии промыслов: оказание художественной и технической помощи кустарям, посредством выполнения музеем и специалистами образцов по различным промыслам; всестороннее содействие кустарным кооперативам всякого рода, осуществляемое агентом по кустарной кооперации и его помощниками; объединение и руководство техникой и профессиональным образованием в губернии, возложенную на агента по технике и профессиональному образованию; и сбыт кустарных изделий, для чего существовало обширное торговое отделение с целым рядом отделов под общим руководством одного заведующего.

Заведующие каждой из указанных четырех отраслей вместе с объединяющим их работу заведующим всем Кустарным музеем составляли Бюро по содействию кустарной промышленности, которое возглавил кустарный отдел . Согласно постановлению губернского земского Собрания 26 января 1912 года, «Бюро по содействию кустарной промышленности является руководящим органом центральной губернской организации», и здесь решались все вопросы, входившие в полномочия земских служащих по кустарному отделу. От Бюро исходили наиболее важные предложения, требующие санкции управы. Практикой деятельности Бюро было установлено привлечение к участию в его заседаниях при решении соответствующих вопросов заведующих мастерскими и школами, представителей артелей, служащих других отделов губернского земства и других лиц, заинтересованных во всестороннем освещении каждого дела.

Что касается фонда им. С. Т. Морозова, то он существовал как самостоятельная часть центральной организации; его назначение и порядок заведывания им определялся особыми правилами, утвержденными земским Собранием. Основной задачей фонда являлась организация мелкого кредита для кустарей.

Ссуды в виде займов выдавались кустарным артелям, складочным товариществам кустарей, потребительским обществам кустарей при следующих условиях: эти организации были учреждены и действовали в пределах Московской губернии (за исключением г. Москвы), состояли из местных жителей, имели утвержденный устав или заключенный участниками товарищества договор и их члены внесли первоначальные взносы в счет паев, согласно уставов и договоров.

Кроме кооперативных учреждений, ссуды могли быть выданы также учебным кустарным мастерским - губернского и уездных земств, а также (в исключительных случаях) частным лицам - отдельным кустарям. Наличие наемных рабочих у отдельных кустарей, входивших в состав кооператива, не служило препятствием к выдаче ссуды [13. Д. 301].

Ссуды из фонда им. С. Т. Морозова могли носить долгосрочный или краткосрочный характер. Кооперативы, получившие ссуду, были обязаны страховать все принадлежащие им здания и всякое иное имущество и представлять страховые полисы в управу, которая имела право возобновлять страхование и сама за счет товарищества.

Московская губернская земская управа была обязана наблюдать за ходом дел в кустарных кооперативах, получивших ссуды, и ревизовать их с правом посылать своего представителя на общие собрания членов кооперативов. Теми же правами пользовался Комитет фонда.

В Нижнем Новгороде активно работали и другие инициативы земства: при выработке мер содействия кустарной промышленности земские учреждения использовали одно из самых значительных преимуществ региона - Нижегородскую ярмарку.

Предложение по расширению торговоэкономических связей кустарей с ярмаркой было поручено в 1896 году Павловской кустарной артели. В послании правления артели в губернскую управу на этот счет говорилось, что «пока капиталы, которыми располагают кустарные учреждения не велики и оптовый оборот поэтому незначителен...необходимо иметь на ярмарке также розничную продажу» [12. Д. 5 Л. 85]. Выручка от розничной торговли могла бы, по мнению авторов письма, восполнить затраты на организацию торговых сделок.

Помимо прочего правление артели советовало руководству земства ходатайствовать перед правительством о передачи в его распоряжение павильона, построенного для проведения Всероссийской кустарной выставки [12. Д. 5 Л. 85 об.-86]. На организацию розничной торговли кустарными изделиями на Нижегородской ярмарке сама артель выделила 600 рублей. По мнению кооператоров следовало предусмотреть на Нижегородской ярмарке организацию специального базара кустарных изделий. Положительный опыт создания такого базара имелся в г.Санкт-Петербурге, где товарищество «Работник» ежегодно собирало рождественскую распродажу кустарных изделий, на которую съезжались производители со всей страны [12. Д. 5 Л. 87 об.].

Нижегородская губернская земская управа содействовала также производству кустарей путем налаживания общенациональных деловых связей. Так, в 1895 г. управа заключила соглашение с товариществом русского сельскохозяйственного комиссионерства «Работник», имевшего представительства в г.Санкт-Петербурге, на поставку сельскохозяйственного инвентаря кустарного производства [12. Д. 5. Л. 6].

Необходимость стимулирования кустарной промышленности вызвало к жизни такую форму деятельности земства как кредитование коммерческих сделок кустарей с оптовыми заказчиками. Так, например, в нижегородскую земскую управу в 1897 году обратилось правление Прилукского общества сельских хозяев Полтавской губернии с просьбой о поставке кустарных изделий на комиссионной основе. По естественным причинам, такая поставка могла состояться только при условии компенсации кустарям стоимости товара за счет кредитных средств. Кредит на эти цели был выделен губернской земской управой [12. Д. 6. л. 79].

Вопросам распространения технических знаний земства отводили особое место, стремясь распространять усовершенствованные приемы производства среди кустарей. Общеземский съезд по совместному сбыту кустарных изделий в 1913 году записал в своих резолюциях: «Основная земская задача - в общей и специальной школе всем знаниям и навыкам, потребным в промысле и артельном деле, и держать его всегда на наивысшем уровне технических и художественных знаний, потребных для промысла. Это - необходимое условие наибольшей производительности труда кустаря, в которой лежит первооснова его высокого заработка, а следовательно, и благосостояния» [2].

Преобладающим типом местного земского учреждения для обслуживания нужд кустарной промышленности являлась земская учебная мастерская. Обычно учебная мастерская находилась в ведении земского мастера, хорошо знакомого с техникой и рынками сбыта в данном промысле. Земствами практиковали также приглашение специалистов из других регионов. Например, при создании скорняжно-красильной мастерской по инициативе Нижегородского губернского земства при финансовой поддержке Кустарного комитета при Министерстве земледелия для обучения учеников были приглашены не только местные мастера, но и красильщики из Москвы и Лейпцига [12. Д. 27. Л. 5-5 об.]

Основной целью мастера являлось обучение взрослых кустарей. Средствами к этому служили выдача новых образцов изделий и указания способов их выделки. В трудных случаях кустарь работал месяц-два, а то и значительно более длительный срок в мастерской под непосредственным и постоянным наблюдением мастера, причем мастерская давала ему помесячную оплату. При мастерской могла быть организована скупка готовых изделий, чтобы обеспечить кустаря сбытом, для того чтобы дать ему уверенность, что рынок оплатит высокой ценой те улучшенные изделия, производству которых его обучают. Так вырабатываемые с. Чертаново Сергачского уезда плетеные дорожные корзины поставлялись в земскую мастерскую и через ее посредничество сбывались в Москве и Нижнем Новгороде. При этом заработок в 10-15 рублей в месяц от плетения корзин взрослого мастера при двенадцатичасовой работе составлял значительное подспорье в хозяйстве крестьянина. В дополнение к основным функциям мастерской при них часто

организовывалась также продажа материалов, музей образцов для кустарей и небольшие школы для подростков [12. Д. 28. Л. 29-29 об]. На указанных принципах были организованы первые три учебные мастерские Московского губернского земства: игрушечная, столярно-резная и щеточная. В четвертом местном учреждении - Рузском корзиночном складе - главное внимание уделялось посредничеству в сбыте, и задача обучения была менее приоритетной. И в пятом - в кружевной школе - основной задачей являлось обучение малолетних.

Годом наибольшего развития местных московских земских кустарных организаций явились 19041905 годы. В 1906 г. число их быстро падает, так как в соответствующих пунктах образовались артели, и земство посчитало возможным основные задачи мастерских переложить на артели.

Будущее показало, что деятельность двух наилучшим образом поставленных мастерских прошла не бесследно: заменившие их артели - Вяземская и Марфинская - успешно работали и успешно выполняли задачи по обучению новых поколений кустарей.

учебные мастерские земства стали действительным популяризаторами кустарного мастерства. Не без участия инструкторов и преподавателей школ в мастерских большой размах получили игрушечный промысел, изготовление гнутой мебели, кружевное производство и т.д. Число кустарей, обучавшихся мастерству к 1912 году в московской губернии, достигло 752 человек. [8. С. 18]. Если учесть, что каждый выпускник школ являлся потенциальным носителем необходимых для распространения промысла знаний, такое число охваченных земским обучением кустарей представляется внушительным

Кустарный Совет губернского земства 5 ноября 1912 г. принял комплексную программу в области содействия кустарной промышленности, которая предполагала помимо исследования положения промысловиков, популяризацию среди кустарей общих и технических знаний, создание курсов и организация разовых лекций и бесед, издание брошюр, листков, наглядных таблиц, картин, чертежей и рисунков, а также местных периодических журналов и газет, устройство специальных библиотек в районах, где были развиты промыслов. Программа предусматривала меры по улучшению техники и художественной ценности промыслов, в ряду которых центральное место отводилось деятельности учебных мастерских, кустарных школ, разных типов классов, инструктированию кустарей на месте, проведению выставок, обмену передовым опытом кустарей. Из практических мероприятий, способных повлиять на экономику кустарной промышленности, программа предусматривала:

«1) содействие образованию всякого рода кустарных кооперативов (складочных, складочно-потребительных и потребительно-материальных обществ, кустарных артелей для совместного пользования помещением и машинами и проч.), а также кооперативов других видов, обслуживающих кустарную промышленность (кредитных товариществ с посредническими операциями и т.д.);

2) организацию широкого и доступного долгосрочного и краткосрочного кредита для кустарной промышленности;

3) посредничество по сбыту кустарных изделий (склады кустарных изделий для оптовой и рыночной продажи, сношение с этой целью с русскими и заграничными рынками и с различными учреждениями и ведомствами, с интендантством и проч.)» [13. Д. 378. Л. 14].

Для улучшения санитарно-гигиенических условий кустарного производства московское земство планировало замену вредных способов производства и материалов на комфортные. Заботой об улучшении санитарных условий работы кустарей было пронизано и решение нижегородского земства об устройстве в Горбатовской уезде личильни (мастерской с паровым котлом и машиной для производства составных частей замков) на 120 чел. Особенность устройства земской личильни заключалась в том, что при каждом из ли-чильных станков имелся особый железный кожух, куда попадала пыль, получавшаяся при шлифовании металлических изделий. Эти кожухи были соединены с двумя сильными вентиляторами, извлекающими и выбрасывающими наружу металлическую пыль и испорченный воздух в обмен до 400 куб. саж. в час. Все личильни на основании правил, установленных нижегородским земством, должны были быть оборудованы вытяжкой и иметь значительный объем помещения [4. С. 65-66].

Конечно, недостаток средств в большинстве уездных земств, а, иногда, и неудача некоторых первых попыток содействия, часто препятствовали разворачиванию систематической и планомерной работы, но отдельные факты внимания органов самоуправления к кустарной промышленности могут быть отмечены по каждому уездному земству и в московской и в нижегородской губерниях.

Таким образом, деятельность земств, судя по нарастающей в начале XX в. активности, стала одним из значительных факторов влияния на развитие кустарной промышленности нечерноземной деревни. Анализ сохранившихся в архивах данных свидетельствует, во-первых, о пристальном внимании земства к развитию местных кустарных организаций; во-вторых, о том, что инициированные земством учреждения являлись, помимо своего прямого назначения, во многих случаях переходной ступенью к созданию кустарных кооперативных объединений.

При этом следует заметить, что меры, предпринимавшиеся для содействия кустарям, не всегда отвечали действительным нуждам промысловиков. Далеко

не всегда успешными были усилия земств в кооперативном строительстве. Ориентируясь, прежде всего, на полупролетарские массы кустарей, как правило, уже лишившиеся собственности, земствам приходилось нести неоправданные затраты на создание «коллективной собственности», которая, вопреки чаяниям кооператоров-энтузиастов, не становилась средством повышения эффективности артелей и товариществ. Зачастую вмешательство земств в привычные для кустарей хозяйственные связи, не имея организационных и материальных возможностей, не позволяло полностью заменить деятельность скупщиков, местных ростовщиков, предпринимателей. Но в целом усилия московских и нижегородских земств содействовали повышению эффективности функционирования кустарных промыслов, в связи с чем этот опыт широко популяризировался в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голицын Ф. Кустарное дело в России. М.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1904. Т. 1. 256 с.

2. Итоги земского съезда по сбыту кустарных изделий // Русские ведомости. 1913. № 236.

3. Лаптева Л. Е. Земские учреждения в России М.: ИГП АН, 1993. 133 с.

4. Мероприятия Нижегородского губернского земства 1895-1902 гг. // Сост. Бехли Д.Ю. Нижний Новгород: Нижег. губ. зем,1902. 74 с.

5. Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства. Вып. II. СПб.: Губ. Зем. 1896. 109 с.

6. Нижегородский вестник пароходства и промышленности. 1888. № 10.

7. Нижегородский предприниматель. 1998. № 6.

8. Орлов А. С. Кустарная промышленность Московской губернии и содействие кустарям со стороны земства разных учреждений и частных лиц. М.: тип. Труд, 1913. 74 с.

9. Положение о губернских и уездных земских учреждениях // Реформы Александра II. М.: Юрид. лит, 1998. 464 с.

10. См., например: Архипова Л. М. Мелкая крестьянская промышленность Центрально-Нечерноземного района России в начале XX века. М., Прометей, 1995. 162 с.; Карташова М. П. Кустарно-промышленная политика и ее реализация в последней трети XIX в. Дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Нижний Новгород. 2008, и др.

11. См.: Кооперация: страницы истории. 1870-е гг. - начало XX века. М.: ИЭ РАН, 2011. Кн. 3. Ч. 2. 899 с.

12. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 42. Оп. 240.

13. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ) Ф. 184. Оп. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.