Научная статья на тему 'Земские и церковно-приходские школы в конце XIX-начале XX вв'

Земские и церковно-приходские школы в конце XIX-начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3449
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазгалова Екатерина Сергеевна

В статье осуществляется сравнительный анализ учебной работы в церковноприходских и земских школах на основании сопоставления преподаваемых в них предметов, целей обучения, учебных планов, сроков начала и окончания обучения, продолжительности обучения, количества учебных дней, успеваемости учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пазгалова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земские и церковно-приходские школы в конце XIX-начале XX вв»

из истории педагогики: к 145-летию гимназического образования в России

Е.С. Пазгалова

Ключевые слова:

содержание образования, земские школы, церковноприходские школы, продолжительность обучения, учебный план, успеваемость.

ЗЕМСКИЕ И ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.

(НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛОГОДСКОЙ, ОЛОНЕЦКОЙ И ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА)

В статье осуществляется сравнительный анализ учебной работы в церковноприходских и земских школах на основании сопоставления преподаваемых в них предметов, целей обучения, учебных планов, сроков начала и окончания обучения, продолжительности обучения, количества учебных дней, успеваемости учащихся.

Система начального образования Российской империи в дореволюционный период состояла из учебных заведений, принадлежащих разным ведомствам. Особое место в ней занимали земские и церковноприходские школы, получившие широкое распространение в провинции.

Опыт деятельности земской и церковноприходской школ на региональном уровне анализировался многими исследователями, например, Ю.А. Ивановым и Т.А. Красницкой (на материалах Владимирской губернии) и Е.А. Калининой (на материалах Олонецкой губернии), в регионах накоплен значительный опыт изучения деятельности этих школ[5; 6; 7]. В историко-педагогических исследованиях на общероссийском уровне процесс обучения в дореволюционных школах рассматривали Е.П. Воробьев и Р.В. Ященко (церковнопри-

ходские школы), В.А. Петьков и К.В. Шкуропий (земские училища) [21; 13]. В губерниях Санкт-Петербургского учебного округа содержание образования земских школ изучала В.В. Карпова (на материалах Псковской губернии), исследования содержания образования школ обоих типов провели И.А. Макеева и И.А. Петранцова (на материалах Вологодской, Новгородской и Олонецкой губерний) [8; 9; 12].

Таким образом, до настоящего времени не проводилось целенаправленного историко-педагогического сравнения содержания образования земских и церковноприходских школ по Вологодской, Олонецкой и Псковской губерниям Санкт-Петербургского учебного округа. В связи с этим автор статьи выражает особую благодарность своему рецензенту кандидату педагогических наук наук, доценту Вологодского государственного университета, докторанту ФГНУ «Институт теории и истории педагогики Российской академии образования Л.О. Володиной за идею провести сравнение содержания образования в церковно-приходской и земской школах. Сравнительный анализ учебной работы школ обоих типов позволяет выявить общее и особенное в содержании образования начальных учебных заведений трех губернии Санкт-Петербургского учебного округа в конце Х1Х-начале ХХ вв.

Содержание деятельности церковноприходских и земских школ определялось «Положениями о начальных народных училищах» от 1864 и 1874 гг. Согласно этим документам, в обоих типах школ преподавались Закон Божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение [15, с. 614; 14, с. 836]. При этом никакие иные предметы, кроме указанных в документах, не могли быть введены в программу данных типов начальных народных училищ.

Учебная работа церковноприходских и земских школ строилась на программах обучения и учебных планах, конкретизируясь в предметах и целях обучения. Согласно «Правилам о церковноприходских школах от 13 июня 1884 года» Св. Синода, в них преподавались следующие предметы: «Закон Божий (изучение молитв, священная история и объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение книг церковной и гражданской печати, письмо, начальные арифметические знания». Большое значение в церковноприходских школах занимало объяснение богослужения [7; с. 88]. В начале ХХ века в двухклассных церковноприходских школах к этим предметам добавлялись начальные сведения из истории церкви и отечества [17, с. 372; 20]. «Положение о церковных школах ведомства право-

славного исповедания» от 1 апреля 1902 года к уже имеющимся предметам добавляло в одноклассных школах рукоделье (для девочек), в двухклассных - географию, черчение и рисование [16, с. 403].

Целью обучения в церковноприходских школах определялось «утверждение в народе православного учения веры и нравственности и сообщение первоначальных полезных сведений, внушение детям любви к церкви и богослужению» [17, с. 372]. Целью обучения в земских школах было «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний» [15, с. 614; 14, с. 836]. Общее в целях обучения заключалось в религиозно-нравственной основе образования в обоих типах школ и знакомстве с «первоначальными полезными знаниями» [15, с. 614; 14, с. 836].

Сходство в содержании образования церковно-приходской и земской школ прослеживалось и в понедельном распределении часов на предметы. Учебная работа церковноприходских школ была обусловлена учебным планом и программой учебных предметов, предложенных Министерством народного просвещения в 1886 г. (см. таблицу 1) [19, с. 90].

Таблица 1

Название Количество часов в неделю Общее количе-

предмета В одноклассной школе В двухклассной школе ство часов

Год 1-й Год 2-й Год 3-й Год 4-й

Закон Божий 7 7 7 7 28

Церковносла- 4 4 4 4 16

вянское пение

Церковносла- 4 4 4 4 16

вянский язык

Русский язык 7 7 7 7 28

Чистописание 3 2 2 2 9

Арифметика 6 6 4 4 20

Русская исто- - - 2 3 5

рия

Итого: 31 30 30 31 122

Согласно этим документам учащиеся занимались по 5-6 часов в неделю, а в субботу по 4 часа. При этом специфика обучения в церковноприходских школах заключалась в том, что главным предметом был Закон Божий, а все остальные предметы, за исключением арифметики, служили

дополнением к основному предмету. В целом Программа 1886 г. отражала задачу - обучить детей нравственным основам поведения через усвоение религиозных заповедей, а только потом приобщить к азам светских знаний [21, с. 74-75].

Программа предметов и учебный план земской школы были утверждены Министерством народного просвещения значительно позже, только в 1897 г. (см. таблицу 2) [18, с. 138].

Таблица 2

Учебные предметы Количество часов в плане в неделю

Закон Божий 6

Церковнославянская грамота 3

Русский язык 8

Чистописание 2

Арифметика 5

Церковное пение 3

Всего: 27

Согласно этому документу, в школах ведомства Министерства народного просвещения предусматривалось изучение шести учебных предметов с неизменным количеством часов на каждую дисциплину [13, с. 58]. В учебном плане земских школ обозначался перечень предметов и их еженедельное почасовое распределение, обязательное для каждого народного училища. Учителя школ стремились его расширить, сообщая ученикам сведения из отечественной истории, географии и естествознания в курсе русского языка, не выделяя их в отдельный предмет [7, с. 124; 8; 4].

Таким образом, как мы увидели из таблиц, сходство учебных планов земской и церковно-приходской школ заключалось в распределении количества учебных часов на дисциплины. Наблюдается общая тенденция в сравнении количества учебных часов: в земской школе ряд предметов (Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык, арифметика) преподавались на один час в неделю меньше, чем в церковно-приходской. Наоборот, русский язык наиболее подробно изучался в земской школе. Мы полагаем, что настоящие учебные планы были призваны подчеркнуть значимость церковноприходских школ, в ущерб земским народным школам. Поскольку развитие церковноприходских школ поддерживалось правительством, а становление земских школ - затормаживалось.

Но исторически картина сложилась прямо противоположная, обозначив будущее за народными земскими школами, в которых наиболь-

шее развитие получило «прагматическое» образование. В 90-х годах XIX века наблюдается увеличение количества учебных часов на преподавание светских предметов в земских школах. Наиболее ярко это проявилось в земских школах Олонецкой губернии. Дисциплины Закон Божий, цер-ковно-славянское чтение и церковное пение составляли там четвертую часть от общего объема изучаемых предметов. Наибольшее внимание в одноклассных и двухклассных земских школах уделялось преподаванию русского языка и арифметики. В Коткозерской одноклассной земской школе на изучение Закона Божия, церковного пения и церковнославянского языка отводилось 159 уроков в год, а на преподавание русского языка и арифметики - соответственно 330 и 252 урока. В Сармяжской однокласс-ной земской школе на преподавание духовных предметов отводилось 143 урока в год, на преподавание русского языка - 322, арифметики - 218 уроков в год (см. таблицу 3) [2, л. 66, 75, 78, 88, 90-91; 9, с. 140-141].

Таблица 3

Учебные дисциплины

Название Закон Цер- Церков- Рус- Ариф- Чисто- Все-

школы Божий ковное пение нославянский язык ский язык метика писание го

Коткозер- 80 17 62 330 252 78 819

ская

Сармяж- 52 - 91 322 218 86 769

ская

Туломо- 48 - 48 161 160 47 464

зерская

Шенкуль- 20 46 180 326 268 80 920

ская

Женская 140 - 50 150 110 90 540

школа -

без назва-

ния

По отдельным губерниям содержание образования в обоих типах школ тесно взаимосвязано со сроками начала и конца обучения, а также его общей продолжительностью. Рассмотрим все эти параметры на примере Вологодской губернии. Продолжительность обучения в земских и церковноприходских школах Вологодской губернии тесно связана с продолжительностью учебного времени в течение учебного года. При этом колебания

между самым ранним и самыми поздними сроками начала и окончания обучения регистрируются не только по разным уездам и различным типам школ, но и в пределах одного уезда и типа училищ. Причем колебания между самым ранним и самым поздним началом или концом учебного года достигают иногда значительной величины, измеряемой десятками дней [10, с. 163; 9, с. 55]. Сроки начала обучения в земских и церковноприходских школах Вологодской губернии в 1898 г. представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уезды Типы школ

земские церковноприходские

Никольский 6 сентября 18 сентября

Вельский 10 сентября 19 сентября

Яренский - 21 сентября

Кадниковский 14 сентября 25 сентября

Вологодский 15 сентября 26 сентября

Устюгский 15 сентября 23 сентября

Тотемский 17 сентября 19 сентября

Устьсысольский 19 сентября 29 сентября

Грязовецкий 20 сентября 27 сентября

Сольвычегодский 27 сентября 30 сентября

По губернии: 15 сентября 23 сентября

Как видно из таблицы, первое место по началу обучения занимает Никольский уезд, а крайнее - Сольвычегодский, причем в последнем учение началось ровно на три недели позже, чем в первом. В церковноприходских школах таких резких колебаний по отдельным уездам не встречается. Особый интерес представляет тот факт, что в Сольвычегодском уезде с опозданием начинается обучение не только в земских, но и в церковноприходских школах. Соседние с ним места занимают Устьсысольский и Грязовецкий уезды [10, с. 164-165; 9, с. 57]. Среди основных причин позднего начала занятий в начальных школах выступали зависимость от сроков окончания крестьянами полевых работ, ремонт и постройка школьных зданий, замена учителей и поздний приезд некоторых из них к месту службы [11, с. 35-36].

Сроки окончания обучения в начальных школах Вологодской губернии в 1899 г. представлены в таблице 5.

Таблица 5

Уезд Тип школ

земские церковноприходские

Грязовецкий 28 апреля 3 мая

Никольский 3 мая 4 мая

Вологодский 9 мая 4 мая

Вельский 10 мая 6 мая

Тотемский 10 мая 1 мая

Кадниковский 11 мая 1 мая

Устюгский 11 мая 4 мая

Сольвычегодский 14 мая 9 мая

Устьсысольский 28 мая 5 мая

Яренский - 9 мая

По губернии: 9 мая 5 мая

Настоящий порядок уездов не соответствует порядку сроков начала обучения лишь в трех уездах: Никольском, Сольвычегодском и Устьсысольском, можно сказать, что окончание обучения в них находится в зависимости от начала: чем раньше или позже оно началось, тем раньше или позже закончилось. В других уездах, например в Грязовецком, в земских школах обучение началось сравнительно очень поздно, окончилось же очень рано.

В результате - во всех уездах без исключения церковноприходские школы начинают функционировать позднее земских школ, опаздывая с началом занятий на срок от 2 до 12 дней, и, за исключением уездов Грязовецкого и Никольского, в земских школах учение заканчивается позже, чем в школах духовного ведомства. Отсюда можно заключить, что средняя продолжительность учебного года в земских школах выше, чем в школах церковноприходских. Таким образом, среднее число учебных дней в году в земских школах равняется 155, в церковноприходских лишь 147 [10, с. 167; 9, с. 60-61].

Продолжительность учебного времени по отдельным уездам Вологодской губернии характеризуется наличием серьезных колебаний (см. таблицу 6).

Таблица 6

Уезд Тип школ

земские церковноприходские

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грязовецкий 148 145

Сольвычегодский 148 147

Тотемский 153 146

Устьсысольский 154 144

Кадниковский 156 142

Вельский 157 153

Устюгский 159 146

Никольский 159 155

Вологодский 160 141

Яренский - 151

По губернии: 155 147

Однако колебания по церковноприходским и земским школам незначительны, поскольку разница между крайними уездами не достигает даже двух недель по земским школам и составляет ровно две недели по церковноприходским. Если сопоставить между собой оба типа школ, то станет ясно, что продолжительность учебного времени в земских школах выше продолжительности обучения в церковноприходских.

Самую незначительную разницу между продолжительностью учебного года в земских и церковноприходских школах мы находим в Сольвычегодском уезде (1 день). Самая большая разница между организованными школами (земскими и церковноприходскими) по продолжительности учебного времени в Вологодском уезде (19 дней) [10, с. 168; 9, с. 63-64].

Число учебных дней дает определенное представление об организации дела начального образования в различных типах школ и разных уездах, но не вполне определяет точное количество времени, посвящаемое учащимися на занятия в течение учебного года. Эта точность достижима при изучении предыдущих данных в совокупности с информацией о средней продолжительности учебного дня в школах различных типов.

В земских и церковноприходских школах продолжительность дня по губернии одинакова и равняется 5,1 часа. По уездам наибольшее число учебных часов в день для земских школ мы находим в Вельском уезде (5,3 часа), наименьшее - в Устюгском (4,6 часа) и Устьсысольском (4,7 часа). Наибольшее число учебных часов по школам церковноприходским равняется также 5,3 часа и встречается в трех уездах: Вельском, Вологодском, Кадниковском, а наименьшее также в трех уездах: Сольвычегодском, Устьсысольском и Яренском и равняется 5 часам [10, с. 169; 9, с. 64].

Приняв во внимание среднюю для губернии продолжительность учебного года вместе с продолжительностью учебного дня получим, что разница по количеству времени, которое посвящается на занятие с детьми, в среднем в течение года в различных типах школ сильно сглаживается. Подводя итог, мы видим, что учебный год в конце XIX века в земских шко-

лах составляет 791 час, в церковноприходских - 741 час.

Если принять в расчет обычной продолжительности учебного времени перерывы в занятиях во время 1898-1899 учебного года, то полученные данные будут несколько изменены. В земских школах перерывы случались в 45 училищах (18,9%); в церковноприходских - в 69 (15,9%), причем в первой категории школ сумма перерывов равнялась 507 дням, во второй - 773 дням. Таким образом, по причинам болезни учащихся и учителей, полевых работ крестьян, прививок от оспы ученикам, ремонта школ средняя продолжительность учебного года в земских и церковноприходских школах уменьшилась на 2 учебных дня [10, с. 169; 9, с. 65].

В результате, мы увидели, что продолжительность учебных дней сильно колебалась по различным уездам губернии и разным типам школ, средняя продолжительность учебного года в земских школах выше, чем в школах церковноприходских. Наибольшая продолжительность обучения по дням и часам была в обоих типах школ. Но в земских школах процесс обучения проходил наиболее ответственно и четко.

С 1902 года в земские школы начинает вводиться четырехлетний курс обучения, с меньшим доминированием религиозного обучения и большим центрированием на мирской практике [1]. Вероятно, увеличение времени на предметы гуманитарного цикла (русский язык) и естественнонаучного цикла (арифметика) в земских школах, скорее всего, говорит о меньшей центрированности на религиозном обучении и переходе к светскому характеру образования. Учебные дисциплины в обоих типах школ в основном одни и те же, только отсутствует или уменьшено количество часов на церковное пение и нет русской истории в земских школах. Но в земской школе сохранены акценты на внецерковную грамотность, а не только на церковную. Земское обучение тоже имело серьезный религиозно-нравственный компонент, но он был менее церковным. Впоследствии при разработке новых учебных планов в земских школах акцент был сделан на общеобразовательный характер обучения.

К сожалению, конкретные цифры по общему количеству уроков в школах обоих типов нам удалось найти только за период ближе к первой четверти XX века, поэтому тезисы и их доказательства изложены не в логичной последовательности. Подтверждением общеобразовательного характера обучения в земских школах служит учебный план Опочецкого уездного земства Псковской губернии, разработанный в 1910-1912 гг. с целью повышения уровня начального школьного образования [8]. В него, наряду с общепринятыми в земских школах предметами, был включен целый

ряд новых дисциплин: история, география, мироведение (естествознание), гимнастика, рукоделие. Занятия по истории и географии планировались с 3-го класса, по естествознанию - с 1-го класса. На русский язык было запланировано 35% учебного времени. Преподавание Закона Божьего и церковнославянского языка было значительно сокращено (см. таблицу 7).

Таблица 7

Предметы Классы Всего

Первый Второй Третий Четвертый

Закон Божий 2 2 2 2 8

Церковнославянский язык 1 1 1 4 7

Русское чтение 6 6 4 4 20

Русское письмо 6 6 4 4 20

Арифметика 6 6 5 5 22

Предметные беседы 2 - - - 2

Русская история - - 2 2 4

Русская география - - 2 2 4

Мироведение - 2 3 3 8

Рисование и черчение 2 2 2 2 8

Пение 2 2 2 2 8

Гимнастика (рукоделие для девочек) 2 2 2 2 8

ИТОГО: 29 29 29 29

Проанализируем среднее количество годовых уроков в двухклассных церковноприходских школах Велико-Устюжского викариатства Вологодской епархии за 1913/14 учебный год (см. таблицу 8) [11, с. 34]. Как видно из таблицы, количество уроков Закона Божия (175) в Устюгской женской школе превосходит число уроков арифметики (132) и русского языка (143). Но в других церковноприходских школах - Сольвычегодской мужской и женской, количество уроков на дисциплины гуманитарного цикла превышало или соответствовало числу уроков, отводимых на изучение религиозных предметов. Например, в Сольвычегодской мужской школе на Закон Божий выделялось 115 годовых уроков против 151 урока русского языка и 100 уроков арифметики. В Пажгинской школе - на 100 уроков Закона Божьего приходилось 157 годовых уроков русского языка и 98 уроков арифметики. Мы предполагаем, что произошедшая перемена в распределении числа уроков связана с все возрастающей популярностью

школ земских, а также намечающейся тенденцией перехода к общеобразовательному характеру обучения.

В Сольвычегодской женской церковно-приходской школе, помимо прочего, наблюдаем значительный всплеск количества уроков русского языка (183), и сохраняется соотношение превосходящего количества уроков арифметики и русского языка количеств уроков по предмету Закон Божий. Существенное увеличение количества уроков русского языка также фиксируем в Онежской и Устьвымской школах (183). В первом случае, можно предположить, что рост количества годовых уроков русского языка мог быть связан с плохой успеваемостью учащихся. Во втором случае, две другие школы Яренского уезда обслуживали территорию, на которой проживала малая народность - зыряне, и их дети просто не знали русского языка, как и дети зырян, проживающих в Устьсысольском уезде.

Немаловажно отметить введение в программу обучения церковноприходских школ таких предметов, как геометрия и физика, призванных дать учащимся практические навыки, применимые в крестьянском быту. Наибольшее количество уроков по данным предметам приходится на Устюгскую женскую школу, а наименьшее - по геометрии (22) в Сольвычегодской мужской, по физике - в Сольвычегодской женской. Вероятно, уменьшение количества часов на дисциплины естественнонаучного цикла в Сольвычегодске было связано с переменами в составе или болезнью учителей. Те же причины, очевидно, вызвали и резкое уменьшение количества уроков чистописания в Сольвычегодских школах и географии в Сольвычегодской мужской школе. Предполагаем, что значительное уменьшение уроков всех предметов религиозного цикла в Устьсысольской школе было вызвано длительным отсутствием священника церковно-при-ходской школы, знающего зырянский язык.

Таблица 8

Уезд Название школ Закон Божий Пение Славянский язык Русский язык Арифметика История География Геометрия Физика Чистописание Всех уроков Учебных дней

Вели- Устюг-

ко- Устюг- ская жен- 175 51 52 143 132 51 44 52 60 37 797 152

скии ская

Соль-выче-год-ский Соль-выче-год-ская мужская 115 33 47 151 100 71 28 22 44 10 621 148

Соль-выче-год-ская женская 122 42 37 183 97 53 53 30 29 9 656 153

Ярен-ский Онежская 113 48 67 183 127 76 39 30 42 41 766 164

Усть-вым-ская 159

Усть-сы-соль-ский Усть-сы-соль-ская 31 5 17 146 93 58 48 40 45 41 487 130

Па- жгин- ская 100 77 45 157 98 75 51 30 48 31 722 157

Среднее число 111 43 44 160 108 64 44 34 45 22 675 152

Вероятно, мы можем предположить формирование единой типологии образования в конце XIX века при нарастающей тенденции к изменению в земских школах и кардинальную перемену в начале 1910-х годов в обоих типах школ. Как мы увидели, церковноприходские школы стараются уменьшить разрыв, немного приблизившись к земским школам, но до некоторого предела, обозначить который не представляется возможным, так как у нас отсутствует статистический материал для сравнения с церковноприходскими школами других уездов Вологодской губернии, Псковской и Олонецкой губерний.

Следующим основанием для сравнения содержания образования в церковноприходских и земских школах служит успеваемость учащихся. Результаты экзаменационных испытаний в церковноприходских школах Велико-Устюжского викариатства представлены в таблице 9 [11, с. 14].

Таблица 9

Оценка ответов и работ в %

Уезд й и * о ш н е и н е с е о н в о к Славянский язык Русский язык Счисление (Арифметика) у -м ао р к е с £ > £ а ео е и н а о и с о о с л л а ю и дн у

о к а со р е ^ ись ты ык иоз с ю к т с и т ред зд

Велико-Устюгский 4,6 4,4 4,4 4,4 4,4 4,3 4,3 4,4

Никольский 4,4 4,4 4,3 4,4 4,3 4,2 4,3 4,3

Сольвычегодский 4,6 4,6 4,6 4,6 4,5 4,3 4,5 4,5

Яренский 4,4 4,1 4,7 4 4 4,2 4,4 4,2

Устьсысольский 4,5 4,1 4,4 4,5 4,4 4,3 4,3 4,3

Средний балл: 4,5 4,3 4,5 4,4 4,3 4,2 4,3 4,3

Таким образом, при сравнительной оценке результатов экзаменационных испытаний в одноклассных школах пяти уездов Велико-Устюжского викариатства оказывается, что лучшие успехи обнаружены учениками Сольвычегодского и Велико-Устюгского уездов, а по процентному отношению окончивших значительно превосходят церковноприходские школы Никольского уезда. В общем, по всем пяти уездам самые высокие баллы были получены по предметам Закон Божий и славянский язык, средний балл - по церковному пению, русскому языку, арифметике и чистописанию, а самые низкие баллы получены по письменным работам по русскому языку. Мы полагаем, что такое распределение результатов экзаменов зависело от общего характера духовно-нравственного образования церков-но-приходской школы, основной упор которой приходился на религиозные дисциплины (Закон Божий, славянский язык).

Для сравнения с успеваемостью детей в церковноприходских школах рассмотрим результаты экзаменационных испытаний в Исаевской земской школе Тотемского уезда Вологодской губернии (см. таблицу 10) [3, л. 11,13].

Как можно увидеть из таблицы, самый высокий средний балл (4,5) как за учебный год, так и за экзамен получен учащимися по Закону Божию, такой же результат получен и на экзамене по арифметике. Средний результат представили ученики Исаевской земской школы на уроках чтения, письма и церковного пения в течение года. Аналогичный результат по данным дисциплинам был представлен и на экзамене. Самые низкие

средние баллы получали учащиеся по арифметике в течение учебного года. Следовательно, мы можем заключить, что в земской школе успеваемость учащихся была одинаково хорошей как по религиозным дисциплинам, так и по предметам светской направленности (арифметика).

Общим в содержании образования церковноприходских и земских школ Вологодской, Олонецкой и Псковской губерний Санкт-Петербургского учебного округа являлись: перечень предметов, рекомендованных к изучению в одноклассных школах, понедельное распределение часов на предметы по учебным планам, религиозно-нравственный характер образования и продолжительность учебного дня (5,1 часа).

Таблица 10

Ф.И.О. ученика Успеваемость учащихся за 1912/13 учебный год Оценки по результатам экзамена

Поведение Кол-во пропущенных уроков Прилежание Закон Божий Чтение Письмо Арифметика Церковное пение Закон Божий Чтение Письмо Арифметика

1. Дулепов Н.Н. 5 - 5 5 5 5 5 5 5 5- 5 5

2. Дулепов Н.В. 5 - 4 4 4 3 3 4 4 4 3 4

3. Дулепов А.Н. 5 4 4 4 4 5 4 4 4 4 5 4+

4. Дулепов А.И. 5 4 5 5 5 5 4 5 5 4 4 4

5.Жилеш-ский А.М. 5 4 5 5 5 5 5 5 5 4 4+ 5

6. Ложкина А.А. 5 8 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5

7. Корюкин П.В. 5 - 4 4 4 3 3 4 4+ 4 4 4-

8. Соболев А.М. 5 - 4 3 3 3 3 3 4- 4- 3 + 4-

9. Чащин Н.И. 5 8 5 5 5 4 4 5 5 5 4 5

10. Чащин С.А. 5 24 5 5 5 4 4 3 5- 4 4 5

11. Чащин М.В. 5 - 5 4 4 3 4 4 4 4 4 4

12. Чистю-шин С.И. 5 8 5 5 4 4 4 4 4 4 4 5-

Средний балл: 5 - 4,6 4,5 4,4 4,1 4 4,2 4,5 4,2 4,1 4,5

Особенным в содержании образования церковноприходских школ было глубокое изучение Закона Божия как по учебным темам, так и по объему учебных часов. В церковноприходских школах на религиозные дисциплины (Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение) отводилось до 50% учебного времени, в то время как продолжительность учебного года в церковноприходских школах уступала школам земским. Результаты успеваемости детей в церковноприходских школах показали наличие высоких баллов по религиозным дисциплинам.

Кардинальное отличие содержания образования земских школ от церковноприходских заключалось в прогрессирующем ограничении часов на преподавание Закона Божия и церковнославянского языка, составляющих в 1910-е гг. в некоторых земских школах - всего 15%, остальные 75% отводились на дисциплины общеобразовательного цикла. Средняя продолжительность учебного года в земских школах была несколько выше, чем в школах церковноприходских и составляла 155 дней. В земских школах акцент был сделан и на общеобразовательный прагматический, мирской характер обучения, и с этой целью в учебные план школ вводились следующие дисциплины: история, география, мироведение (естествознание), гимнастика, рукоделие. При этом успеваемость детей по гуманитарным предметам, была такой же хорошей, как и по предметам религиозного цикла. Общеобразовательный характер земской школы, начавшей резко обособляться от церковно-приходской в 1910-е годы, позволил данному типу учебного заведения выбиться в лидеры системы начального школьного образования дореволюционной России.

Литература

1. Витязева О.Ф. Начальное народное образование во второй половине XIX - начале ХХ века: сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы. [Электронный ресурс]/ О.Ф. Витязева. - Режим доступа: http:// libbabr.com/?book=6900. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.03.2014).

2. ГАВО. Ф. 1073. Оп. 3.Д. 8. Л. 66, 75, 78, 88, 90-91.

3. ГАВО. Ф. 1265. Оп. 1. Д. 31. Л. 11, 13.

4. Земская школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// inform62.ru/lu-staikukleo-re. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.03.2014).

5. Иванов Ю.А. Развитие церковноприходских и земских школ в российской провинции в конце XIX - начале ХХ веков (на материалах Владимирской губернии)/ Ю.А. Иванов, Т.А. Красницкая// Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - №80 (06). - С. 371-386.

6. Калинина Е.И. Выпускники Олонецкой духовной семинарии - преподаватели приходских училищ Олонецкой губернии в первой половине XIX в./ Е.И. Калинина//Олонецкая духовная семинария и православная духовность в Олонецком крае: материалы региональной конференции, посвященной 180-летию Олонецкой духовной семинарии (17-18 ноября 2009 г., г. Петрозаводск)/ Отв. ред. В.М. Пивоев. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2012. - С. 135 - 141.

7. Калинина Е.А. Народные школы Олонецкого края в XIX-начале XX века/ Е.А. Калинина. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2009. - 264 с.

8. Карпова В.В. Земская школа Псковской губернии в начале XX вв. [Электронный ресурс]/В.В. Карпова. - Режим доступа: http://www.informio. ru/publications/id48. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 09.02.2014).

9. Макеева И.А. Развитие начального образование на Северо-Западе России во второй половине XIX - начале XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук/ И. А. Макеева. - Вологда: [б. и.], 1998. - 313с.

10. Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 18981899 гг.: [в 2-х т.]. Т. II. - Ярославль: Типо-лит. Э.Г. Фальк; Вологда: Типо-лит. Шахова и Клыкова, 1901. - 317 с.: 5 табл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Отчет о школах церковноприходских и грамоты Велико-Устюжского викариатства Вологодской епархии за 1913-1914 учебный год. - Великий Устюг: Типография П.Н. Лагирева,1914. - 96с.

12. Петранцова И.А. Развитие среднего педагогического образования на Северо-Западе России во второй половине XIX - начале XX вв.: Дис. . канд. пед. наук/ И.А. Петранцова. -Вологда: [б. и.], 1999. - 222 с.

13. Петьков В.А. Генезис содержания образования земских училищ конца XIX - начала XX веков/ В.А. Петьков, К.В. Шкуропий//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 1 (112). - С. 56-63.

14. По проекту нового Положения о начальных народных училищах (1874 года)// Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. - Т. XLIX. - Отделение первое. - Санкт-Петербург: В типографии

Второго Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1876. - С. 834-840.

15. Положение о начальных народных училищах ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 года)// Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. - Т. ХХХ1Х. - Отделение второе. - Санкт-Петербург: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1867. - С. 613-618.

16. Положение о церковных школах ведомства православного исповедания (от 1 апреля 1902 года)//Народная школа: руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ, настольная справочная книга: в 2-х т. Т. 1: Законоположения и распоряжения о начальных народных училищах и церковноприходских школах/ Сост. А. Анастасиев. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва: Товарищество типо-литографии Владимир Чичерин, 1910.

- С.401-406.

17. Правила о церковноприходских школах от 13 июня 1884 года/ / Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. - Т. IV. - Санкт-Петербург: В Государственной Типографии, 1887. - С. 372-374.

18. Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах ведомства Министерства народного просвещения (утверждены 7 февраля 1897 г.)// Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию/ А.С. Пругавин. - 2-е изд., значительно доп. - Санкт-Петербург: Типография Товарищества «Общественная Польза», 1904. - С.138-154.

19. Программы учебных предметов для церковноприходских школ (утверждены 14 февраля, 20 и 27 марта, 3 апреля и 20 мая 1886 г.)// Собрание правил, законоположений и распоряжений Святейшего Синода о церковноприходских школах и школах грамоты с присоединением программ учебных предметов для церковноприходских школ/ Сост. член-секретарь Глазовского уездного отделения Вятского епархиального училищного совета П. Сумароков. - 3-е изд. - Вятка: Типография Маишева, бывшая Куклина и Красовского, 1893. - С. 90-176.

20. Рожков В. Церковные вопросы в Государственной Думе. Церковноприходские школы и всеобщее образование [Электронный ресурс]/ В. Рожков. - Режим доступа: http://krotov.info/history/20/1900/rozhkov_02.htm.

- Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.03.2014).

21. Ященко Р.В. Процесс обучения в церковноприходских школах в конце XIX - начале ХХ вв./Р.В. Ященко, Е.П. Воробьев// Начальная школа: плюс До и После. - 2013. - № 7. - С.73-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.