Научная статья на тему 'Земская школа Новозыбковского уезда конца XIX - начала ХХ в.'

Земская школа Новозыбковского уезда конца XIX - начала ХХ в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСТВА / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВОЗЫБКОВ / ZEMSTVO / PRIMARY EDUCATION / NOVOZYBKOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анисин Ю. В., Кублицкий А. Г.

Анализируются отдельные аспекты деятельности земских начальных учебных заведений на территории современного Новозыбковского района Брянской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zemstvo school of the Novozybkov district (late XIX - early XX century)

Some aspects of activity of local primary schools in the territory of modern Novozybkov district of the Bryansk region are examined.

Текст научной работы на тему «Земская школа Новозыбковского уезда конца XIX - начала ХХ в.»

УДК -

ЗЕМСКАЯ ШКОЛА НОВОЗЫБКОВСКОГО УЕЗДА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В.

Ю.В. Анисин, А.Г. Кублицкий

Анализируются отдельные аспекты деятельности земских начальных учебных заведений на территории современного Новозыбковского района Брянской области.

Ключевые слова: земства, начальное образование, Новозыбков.

Правительство Александра II после отмены крепостного права ощутило определенней вакуум административной власти на местах. Прежде единственным и надежным администратором был помещик. Теперь же возникла необходимость в формировании органов местного управления. Была разработана земская реформа (введена в действие с 1 января 1864 г.), базировавшаяся на принципах возможно большего доверия, самостоятельности и единства местного самоуправления, в известной мере, на началах принципа всесословности. Все это было призвано отвечать новому гражданскому строю страны, освобожденной от крепостного права.

Работы у губернских и уездных земств было

немало, но из их числа, несомненно, выделялись заботы о народном здравии и народном просвещении. В ведении земств оказались местные начальные школы. При организации школьного дела стремились проводить общедоступность обучения, его обязательность, бесплатность, преподавание на родном языке. Однако эти благие намерения часто оставались лишь намерениями из-за скудности земского бюджета, ибо правительство всячески ограничивало поступление налогов с местных фабрикантов и заводчиков. Так, законом от 21 ноября 1866 г. земствам было разрешено взимать лишь от 25 до 10 % той суммы, какой облагаются государственной казной местные промышленные, торговые и иные заведения. Таким образом, начальная школа государством была передана на земский, местный бюджет, который государством же был весьма ограничен. Отсюда и неимоверная бедность земских школ, больниц, почт и т.д. Так, например, земством Черниговской губернии, куда входили и западные районы современной Брянщины, в 1873 г. на народное образование из расчета на каждого ребенка было затрачено 11, 39 копеек (1, с. 159-160). Как отмечал исследователь земской школы того времени А.М.Иринин, загрязненность школьных помещений не поддается описанию: «Побелка стен и мытье полов производились в некоторых школах только один раз в год, перед Пасхой...». (2, с. 77-78).

Врач Г.И.Ростовцев в 1899 г. утверждал, что для двух третей учащихся школьный завтрак, принесенный с собой, состоял из черного хлеба ржаного, при питании которым в кишечнике развивается масляно-кислое брожение, вытесняющее все виды брожения, вызывающее вздутие живота... Остальная часть учащихся имеет тоже для своих завтраков неудовлетворительные по своему составу пищевые продукты». (3, с. 179, 183, 185).

В 1906 г., исследуя состояние начальных народных школ Министерства народного просвещения и Ведомства православного исповедания, М.И.Супрунов констатировал: «Впечатление было неотрадно: физическое развитие учащихся в школе идет ненормально, что отражается не только на здоровье, но и на учении и поведении детей... Условия, при которых в России растут дети в первые годы своей жизни, очень неблагоприятны, Статистика дает тому неопровержимое доказательство: семилетнего возраста достигает немного более трети родившихся детей Оставшиеся в живых имеют организмы, ослабленные условиями, сведшими в могилу их однолеток... Поступив в школу, они не находят в ней чистого воздуха и света... В большинстве школ вентиляция не устроена, нет забот о достаточном проветривании школьных помещений: освещение при низко и неправильно расположенных окнах недостаточно и частично вредно: встречаются классы с освещением кроме левостороннего (что и следует) еще и спереди, последнее портит глаза и расстраивает нервы... Следствием является в детях болезненность, нервность, раздражительность, дерзость, воровство (начиная с пищи) и утомляемость в учебном отношении». (4, с. 3-5).

Земское движение ставило благородные задачи. Либерально настроенные земцы «воевали» с правительством, Министерством народного просвещения за пополнение своих скудных бюджетов. Но итоги их деятельности были весьма и весьма ничтожны. Вот типичная картинка обстоятельств жизни глубинки: Новозыбковский уезд, 1913 г., корреспонденция в сборнике «Селянин» (Чернигов. 1913. № 6. С. 189) сообщала, что одновременно с усилением в деревнях «грызни между крестьянами, крайне широкие размеры приняло хулиганство, причинами которого стало обеднение деревни и связанный с этим отлив молодежи на заработки в города на фабрики и заводы, отсутствие просветительно-культурных учреждений, слабое (почти ничтожное) влияние молодежи на молодое поколе-

ние современной школы, духовенства и проч., драки в селах и деревнях, поножовщина, «затрагивание» средь бела дня на улицах женщин, взламывание замков в амбарах и т.п. Житель новозыбковского села Каташин И.М.Руденок рассказывал одному из авторов этой статьи: «Каташииская трехклассная земская сельская школа размещалась в одной комнате. Первоклассники сидели на первых рядах, сзади них занимались второклассники, на последних рядах грамоту постигали третьеклассники». (5, с. 26).

О трудностях земской школы свидетельствует и постановление Новозыбковского съезда по школьному и внешкольному образованию. В нем, в частности, говорится: «Земская управа... выражает уверенность, что мрачное прошлое Новозыбковского уезда в области народного образования пойдет по другому пути в зависимости от близкой реформы Земства...». (6, с. IV). Как видим, просвещенные люди уже тогда были явно не удовлетворены состоянием земских школ. Заметим при этом, что начальное обучение в уезде до 1917 г. получала лишь одна пятая часть детей школьного возраста. (7, с 16).

Следует признать, что несколько десятилетий функционирования земской школы, бедной и убогой, принесло определенную пользу в безграмотной России. Но земская школа не смогла принять вызовы начала XX века (русско-японская и первая мировая войны, революционнее события, проблема индустриального развития, общенациональный кризис к началу 1917 г.). Только советская школа смогла реализовать мечту земцев сделать народную школу — доступную для всех слоев населения, бесплатную обязательную, отделенную от церкви, с обучением грамоте на родном языке.

Some aspects of activity of local primary schools in the territory of modem Novozybkov district of the Bryansk region are examined.

Keywords: Zemstvo, primary education, Novozybkov

Список литературы

1.Прибавление к Черниговским епархиальным известиям. Часть неофициальная. 1874.

2.Иринин A.M. Черниговщина. Чернигов, 1919.

3.Ростовцев Р.И. Школьное пищевое довольствие учащихся в земских училищах // Вестник воспитания. 1899. №7.

4.Супрунов М.Н. Научные основы питания: опыт применения их, согласованный с требованиями физиологии и диетики. СПб., 1909.

5. Анисин Ю., Кублицкий А.. Три натиска бури. Тула, 1991.

6.Постановление Новозыбковского съезда по школьному и внешкольному образованию 1-5 сентября 1916 г. Новозыбков, 1916.

7. Отчет Черниговского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ грамоты Черниговской епархии за 1693—1894 уч. год. Чернигов, 1899.

Об автрах

Анисин Ю.В. - доктор исторических наук, профессор Брянского государственного университет имени академика И.Г. Петровского

Кублицкий А.Г. - краевед, г. Новозыбков.

Zemstvo school of the Novozybkov district (late XIX - early XX century)

Yu.V.Anisin, A.G.Kublitsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.