Научная статья на тему 'Земное и духовное время в американской литературе XVII века'

Земное и духовное время в американской литературе XVII века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМНОЕ ВРЕМЯ / ДУХОВНОЕ ВРЕМЯ / ДЕЛОВИТОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОВЕНАНТ / "БОГОВА РЕАЛЬНОСТЬ" / ПАСТЫРЬ / ХРИСТИАНСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ / "GOD''S REALITY" / EARTH TIME / SACRAL TIME / BUSINESS / SOCIAL ACTIVITY / COVENANT / SHEPHERD / CHRISTIAN UNIVERSALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мишина Лариса Алексеевна

Рассмотрены понятия земного и духовного времени в американской литературе XVII в., выявлены их составляющие. В литературоведческий оборот вводятся непереведенные на русский язык работы К. Мэезера, Д. Уинтропа, Дж. Митчелла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARTH AND SACRAL TIME IN THE SEVENTEENTH CENTURY AMERICAN LITERATURE

In this article notions of earth time and sacral time are studied and main parts of these notions are defined. Not translated to Russian are not used in literary science works by C. Mather, J. Wintrop, J. ёMitchell are analysed.

Текст научной работы на тему «Земное и духовное время в американской литературе XVII века»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.111 (73) "XVII/XVIII" ББК Ш 43 (7 COE)(+432.14)(5)

Л .А. МИШИНА

ЗЕМНОЕ И ДУХОВНОЕ ВРЕМЯ В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVII ВЕКА

Ключевые слова: земное время, духовное время, деловитость, общественная активность, ковенант, «богова Реальность», пастырь, христианский универсализм.

Рассмотрены понятия земного и духовного времени в американской литературе XVII в., выявлены их составляющие. В литературоведческий оборот вводятся не-переведенные на русский язык работы К. Мэезера, Д. Уинтропа, Дж. Митчелла.

L. MISHINA

EARTH AND SACRAL TIME IN THE SEVENTEENTH CENTURY AMERICAN LITERATURE

Key words: earth time, sacral time, business, social activity, covenant, «god's reality», shepherd, Christian universality.

In this article notions of earth time and sacral time are studied and main parts of these notions are defined. Not translated to Russian are not used in literary science works by C. Mather, J. Wintrop, J. ёMitchell are analysed.

Американская литература XVII в. продолжает оставаться одной из малоисследованных в мировой литературе. В рамках данной статьи предлагается рассмотреть произведения американских авторов XVII в. в литературно-философском ракурсе - ракурсе отражения в них земного и духовного времени.

«Первоначальный план заселения Новой Англии был продиктован чисто экономическими интересами» [7. С. 147]. Однако американскую литературу создавали не предприниматели, а пуритане и пилигримы, т.е. люди верующие, переселившиеся на новый континент для того, чтобы свободно исповедовать гонимую в Англии новую веру, протестантизм. Их письма, биографии, проповеди, дневники, описания, трактаты составили первоначальный пласт американской национальной литературы. Все названные жанры преследуют одну цель - изложить с теологической точки зрения информацию о различных сторонах жизни нового континента. Таким образом, «труды и дни» первых поселенцев, воссозданные в литературе, наполнены как земным, так и духовным содержанием. Практически в каждом произведении представлены оба начала, хотя соотношение их различно и зависит и от жанра, и от позиции автора.

Земное время поселенцев заполнено делами двоякого рода: это обустройство на новых землях и общественно-политическая деятельность. Исследователи часто цитируют строки из известной книги «История поселения в Плимуте» Уильяма Брэдфорда, в которых выражено смятение прибывших по поводу увиденного - мрачная пустыня, полная диких зверей и диких людей [1. С. 80]. Более красноречивой, однако, оказывается информация, изложенная Э. Эллиотом в первом томе Кембриджской истории американской литературы. Известно, что первая жена Брэдфорда, которая вместе с сыном сопровождала мужа в Плимут, погибла при высадке на сушу. Эллиот отмечает, что, поскольку Брэдфорд не упоминает об этом факте в своей истории, его жена при виде наводящего ужас мрачного американского берега, возможно, покончила с собой [9. P. 215]. Этот эпизод может быть своеобразной преамбулой к описанию бытовой стороны жизни поселенцев - она проходила в экстремальных условиях.

В американской словесности XVII в. трудно найти произведение, в котором бы с такой полнотой обрисовывалось земное время поселенцев, как «История поселения в Плимуте» Брэдфорда. Будучи в течение нескольких десятилетий губернатором колонии, автор знает жизнь плимутцев в подробностях и запечатлевает ее на протяжении почти тридцати лет. При всей жанровой многогранности труда Брэдфорда летописное начало является в нем основным. «Книга 2-я сочинения, посвященная собственно американской жизни пилигримов, построена по хронологическому принципу: главы представляют собой разбивку материала по годам. Из главы в главу следуют многочисленные подробные описания сева, сбора и хранения урожая, строительства зданий, укрепление поселения, пушного и рыболовного промыслов. Вот одно из них: «Посеяли также семена, привезенные из Англии, а именно пшеницу и горох, которые, однако, взошли плохо; то ли плохи были семена, то ли сеяли поздно, то ли по обеим этим причинам или еще почему-либо» [1. С. 94]. Поселенцы радуются самым простым вещам: семенам, теплу, хорошему улову, построенному дому, доставленной им провизии и материи. Брэдфорд ведет подробные записи из экономической жизни поселения. «Из счетов я вижу, что на первую партию поселенцев пошло грубошерстной ткани 125 ярдов, полотна 127 локтей, да башмаков 66 пар...» [1. C. 196] - подробные описания характерны для «Истории поселения в Плимуте».

Как известно, большую роль в одомашнивании дикой природы играли приглашенные из Старого света специалисты. Брэдфорд высоко ценил этих людей. Он уделяет специалистам не меньше места, чем пастырям, которые, к слову сказать, довольно часто менялись. Описывая вновь прибывших плотника и солевара, Брэдфорд пускается в подробности их ремесла, оценивает профессиональную подготовку мастеров, вклад в хозяйственную жизнь поселения. Таким образом, наряду с временем земледельца, временем охотника и временем рыболова появляется время ремесленника.

Деловитости и рачительности первых поселенцев Т. Свит посвящает исследование «Американские георгики. Экономика и окружающая среда в ранней американской литературе» [13]. Название 3-й главы «Чудесное провидение рынка» представляет собой аллюзию на известное сочинение Э. Джонсона «Чудесное провидение Сионского спасителя в Новой Англии» (1654). Аллюзия автора красноречива: он делает акцент не на божественной воле, а на человеческой активности. У Джонсона, при всей его религиозной экзальтированности, Т. Свит находит ту же глубокую уверенность в преумножении мощи земли, что и у Брэдфорда. Исследователь подчеркивает мнение Джонсона о том, что помешать этому процессу может только конец света [14. P. 53].

Хозяйственная деятельность первых поселенцев была распределена по сезонам и часто зависела от погоды. Упоминания о засухе, жаре, холоде, дождях, сильном ветре, штормах постоянны на страницах книги Брэдфорда. Однако в ранней американской литературе есть произведение, полностью посвященное погоде, - это письмо, написанное Коттоном Мэзером английскому геологу Джону Вудворду и включенное в работу «Curiosa Americana». [10] Коттон Мэзер - одна из ключевых фигур ранней американской истории. Автор монументального труда «Magnalia Christi Americana» («Великие деяния Христа в Америке», 1702) Мэзер также является создателем многочисленных произведений в жанрах проповеди, биографии, эссе, теологического трактата, письма, поэмы. Он проявлял большой интерес и к научным знаниям. Являясь членом Королевского научного общества, Мэзер между 1712 и 1724 гг. послал в эту организацию более восьмидесяти писем по различным научным вопросам [11. P. 117]. Одним из таких посланий является и названное выше, посвященное описанию необычайно снежной зимы предположительно 1716 г.

Письмо демонстрирует особенности пространственного и временного мышления Мэзера - американская зима показана им в контексте античной и средневековой естественной истории. Обширные познания позволяют автору обнаружить аналогичные явления у других народов и в другие времена. Необычная зима в Америке 1716 г. в восприятии Мэзера - эпизод общечеловеческой метеоистории. Автор письма сопоставляет американскую зиму с наиболее тяжелыми зимами в истории человечества. В поле зрения автора попадают античная и средневековая история, мифология. Написанное Мэзером выходит за рамки как информации о необычных явлениях, так и традиционного письма. Форма сочинения тщательно продумана автором.

Каскад сравнений создает эмоциональное напряжение текста, которое усиливается использованием параллельных синтаксических конструкций с элементами анафоры:

«Зима была не столь тяжелой, как...»

«Не такой, которая стала...»

«Не такой, когда.»

«Снег не был таким, который.»

«Не такой, о котором рассказывают.»

«Не такой, о котором упоминают.» [10. Р. 117-118] «Тем не менее, - резюмирует Мэзер, - зима была одной из необычных и сопровождалась такими обстоятельствами, которые заслуживают того, чтобы о них рассказать» [10. Р. 118]. Автор показывает процесс образования гигантского снежного покрова: сначала прошел сильный снегопад, затем налетела долго не утихавшая буря, а через несколько дней случился снежный буран. Большая часть письма посвящена описанию последствий бедствия, причем последствий необычных. Примечательно, что об удивительных историях с людьми Мэзер упоминает лишь вскользь. Главный его интерес составляют случаи чудесного спасения животных и курьезы, происшествия с ними. Это обстоятельство может быть объяснено следующими факторами: во-первых, письмо предназначалось как источник сведений геологу Д. Вудворду, готовившему к публикации свое «Эссе о естественной истории Земли» [11. Р. 117]; во-вторых, хотя послание Мэзера создано через несколько десятилетий после книги Брэдфорда и за это время жизнь на континенте стала более цивилизованной, значение домашних животных для человека все еще очень велико; сознание поселенцев продолжает оставаться фермерским.

Мэзер так тщательно собрал факты и с таким уважением пишет о домашних птицах и животных, об их воле к жизни, что его сочинение можно назвать своеобразной сагой о предмете пусть и не о героическом, но крайне важном для человека. «Один фермер, потерявший более одиннадцати сотен овец, которые вместе с другим скотом затерялись в снегу, написал мне, - рассказывает Мэзер, - что две овцы оказались в исключительных обстоятельствах. Не менее чем через двадцать восемь дней после бури люди, раскапывая останки сотен овец, погребенных под снежным завалом, который возвышался на шестнадцать футов, нашли там двух живых овец; они находились здесь все это время и выжили, питаясь шерстью своих мертвых собратьев. Когда овцы были освобождены, оказалось, что они голые, без шерсти, однако вскоре животные пришли в нормальное состояние» [11. Р. 118]. Судьбу выживания в экстремальных условиях разделили с овцами свиньи. «У одного человека была пара молодых свиней, которых он считал погибшими, - читаем в письме Мэзера. - Однако на двадцать седьмой день свиньи выбрались из-под снежного завала, они выжили благодаря тому, что под завалом нашли немного пижмы, которой и пытались».

Земное время первых поселенцев в основном проживается коллективно. Коллективный образ доминирует в произведениях американской литературы

XVII в.: он может быть реалистичным («История поселения в Плимуте» У. Брэдфорда), идеализированным («Чудесное провидение Сионского спасителя в Новой Англии» Э. Джонсона), конфессиональным («В защиту "Ответа"» Т. Ше-парда). Предприятие, задуманное поселенцами, изначально предполагалось как коллективное, поскольку одиночкам оно было не под силу. Коллективность, однако, не означает идилличности. Жизнь Плимутской колонии в описании Брэдфорда зачастую напоминает детектив: велико число мошенников, стремящихся обогатиться за счет поселенцев; усиливаются и конфликты в среде последних. Созданная десятью годами позднее колония в Массачусетсе (1630), которой руководил Джон Уинтроп (1588-1649), известна преследованием инакомыслящих (так называемый антиномианский кризис), которое в 1688-1692 гг. вылилось в «охоту на ведьм» - «только в 1692 г. сейлемским судом было осуждено сто пятьдесят ведьм, многие из которых были казнены и сожжены» (Приведенные факты, однако, не отменяют принципа коллективности как главенствующего в жизни первых поселенцев).

Коллектив заявляет о себе не только в решении сугубо бытовых вопросов, связанных с земледелием, скотоводством и охотой, но и в общественно-политической деятельности, которая в американских поселениях XVII в. была достаточно разнообразной и бурной. Об этом, в частности, свидетельствует знаменитое сочинение Джона Уинтропа «История Новой Англии» (1645-1853). «Две из наиболее важных сфер жизни Массачусетской колонии связаны с именем Уинтропа: это предусмотренные уставом ежегодные выборы, в результате которых периодически менялся состав государственных служащих, и создание государственных институтов, в целом напоминающих английские» [15. Р. 57]. «История Новой Англии» представляет собой хронику событий с 1630 г. по 1649 г. Однако полное название работы Уинтропа - «Дневник, или История Новой Англии», что вносит в повествование личностный элемент. Тем яснее высвечивается характер Уинтропа. Ибо его «дни» заполнены событиями общественного значения. Среди этих событий - пожары и их разрушительные последствия, религиозные споры, присоединение новых территорий: организация бизнеса по добыче железа, взаимоотношения с духовными кругами Лондона; открытие бесплатных школ.

Произведение Уинтропа носит менее эмоциональный характер, чем «История поселения в Плимуте» Брэдфорда. Под пером Уинтропа люди выглядят более защищёнными и твердыми. Можно предположить, что это связано как с особенностями личности автора, так и с большей обустроенностью жизни в Массачусетсе. Многие страницы книги Брэдфорда посвящены описанию обмана, обид, разочарований, крайне тяжелых физических и психологических ситуаций. Уинтроп сдержан, приведенный ниже пассаж для него редок: «[3 июля]. По распоряжению генерального суда и по совету старейшин решено было держать пост. Были тяжелые обстоятельства, тоска по Англии, разногласия в генеральном суде, засуха. Что касается последнего, то Бог услышал наши молитвы и вскоре послал нам дождь, а потом пришло и смирение» [17. Р. 59].

Личное и общественное теснейшим образом сливается в той части дневника, где раскрывается так называемое «дело» Уинтропа, когда он, будучи губернатором, был необоснованно обвинен в превышении служебных полномочий. Ситуация прослежена автором столь детально и объемно, на протяжении более десяти страниц, что она явно выходит за пределы выбранного Уинтропом хроникально-фактического повествования. Время литературное практически совпадает здесь со временем реальным. Уинтроп излагает рассмотрение дела разными органами, в частности, магистратом, собранием депутатов, судов, и тем самым косвенно характеризует систему государственных и общественных органов - она является четкой и отлаженной. В ракурсе нашего исследования важен другой

ракурс - общественная активность людей. Защита своих прав, восстановление истины (как каждый ее понимает) становятся для поселенцев не менее значимыми, чем фермерские заботы.

Рассказав историю своей реабилитации, Уинтроп обращается к людям уже как представитель власти с призывом проявлять еще большую гражданскую активность. «Это вы, кто побуждает нас к деятельности, и, будучи призваны вами, мы получили власть от Бога». [17. Р. 63], - считает он. Рассуждения автора по поводу взаимоотношений власти и народа фактически представляют собой толкование этого вопроса, изложение его фактической, политической и психологической сторон. Обращение к простым, бытовым понятиям и делам позволяет сделать толкование доходчивым. Так, Уинтроп пишет: «Когда вы заключаете соглашение с работником о строительстве судна или дома, вы знаете, что это его профессия; он обязуется выполнить заказ качественно и добросовестно, и вы платите ему и за профессионализм, и за старательность. Но когда вы призываете кого-то стать членом магистрата, неизвестно, пригоден ли он для этого профессионально и не будет ли злоупотреблять своим положением, поэтому вы идете на риск» [17. Р. 64].

Подробное, заинтересованное описание американскими авторами XVII в. всех сторон жизни поселений создает в их произведениях плотную реальность бытия. Но над этим осязаемым, эмпирическим миром пребывает иная, нематериальная, но тем не менее четко обрисованная в сознании поселенцев сфера, рожденная их глубокой религиозностью. Эту сферу (применительно к «Житию Аввакума») В.В. Кожинов называет «боговой реальностью» [4. С. 264]. Время, прожитое в «боговой реальности», и есть духовное время.

Духовное время в произведениях раннеамериканских авторов связано прежде всего с постоянным ощущением Бога и других сил небесных. Знаменитая фраза Брэдфорда «Господь посетил нас бедствием» свидетельствует о том, что ни одна минута человеческой жизни, ни радостная, ни печальная, не мыслилась вне присутствия бога. Многозначителен знаменитый брэдфордовский образ ступеней - он фигурирует в поэме «Слово к Новому Плимуту» и «Истории поселения в Плимуте». Брэдфорд выражает готовность пуритан стать ступеньками, «по которым другие пойдут на великое это дело» [1. С. 40] - проповедь Евангелия.

Жизнь поселений мыслилась авторами дневников, проповедей, описаний и трактатов XVII в. в контексте библейской истории. Текст Библии и цитируется, и пересказывается, и подразумевается. Нет таких бытовых, политических, психологических ситуаций, которые бы не сопоставлялись с Библией. По справедливому замечанию А.А. Доминика, «ключом к познанию истинного смысла могло служить лишь Священное Писание» [3. С. 54]. Библейский образ вынесен в заглавие произведения: «Чудесное провидение Сионского спасителя в Новой Англии» Э. Джонсона, «Неемия на стене» Д. Митчелла, «Продажа Иосифа» С. Сьюолла, «Великие деяния Христа в Америке» К. Мэзера.

Одним из широко распространенных «провиденциальных клише» было сопоставление истории новоанглийских пуритан и «детей израилевых». С. Бер-кович в работе «Пуританские истоки личности американца» приводит красноречивую цитату из проповеди современника Сэмюэля Уэйкмана, жившего в Новой Англии XVII в.: «Иерусалим был, Новая Англия есть, они были, вы есть божьи дети, люди, с которыми Бог заключил ковенант. употребляете название "Новая Англия" вместо названия "Иерусалим", и вы увидите смысл вашего дела» [8. Р. 61]. Все основные моменты в жизни древних евреев - исход из Египта, переход через пустыню, возведение иерусалимских стен, римское владычество - находят многоголосый отклик в концепции пуритан. Подобная параллель определяет приоритетное положение в пуританском сознании Ветхого Завета

по сравнению с Новым Заветом, ибо о судьбе древних израильтян повествует ветхозаветные пророки. Не случайно поэтому К. Мэзер в книге «Великие деяния Христа в Америке» сравнивает новоанглийских лидеров с пророками Ветхого Завета. Джона Уинтропа, в частности, он сопоставляет с Иаковом, Иовом, Соломоном, Моисеем, Иосифом, Неемией, Давидом. Уильяма Брэдфорда Мэ-зер уподобляет Моисею.

Фигура пастыря является ключевой в ранней американской истории и литературе. Многие авторы этого периода, среди которых Томас Хукер, Джонатан Митчелл, Томас Шепард, Коттон Мэзер, имели богословское образование и были теологами и проповедниками. Уильям Брэдфорд и Джон Уинтроп не были профессиональными богословами, но выполняли миссию пастора. Раннеаме-риканские авторы столь ревностно следили за деятельностью должностных лиц, их религиозными и нравственными качествами, что выработали специальный жанр - election sermon - проповедь, произнесенная в период ежегодного избрания в Бостоне (Массачусетс) губернатора, других должностных лиц и Верховного суда. Д. Митчелл, автор «предвыборной проповеди» «Неемия на стене», обращается к правителям с призывом: « ...В вашей деятельности, определенной богом, в вашем служении вы должны пренебречь сложностями, тревогами, враждебными выступлениями, несоответствием своему назначению людей и вещей вокруг вас, что всегда существует. Ваше служение требует терпения, веры, мужества, самоотречения, стойкости борца. вы должны продолжать, как это делали в свое время апостолы» [13. P. 112].

В Новом Завете большое внимание американских авторов XVII в. привлекают Послания апостола Павла. В Посланиях и деяниях Павла поселенцы черпают истины на все случаи жизни. «Реформация открывает для Павла новую эру славы и власти» [6. С. 240], - пишет Э. Ренан в исследовании «Апостол Павел». Далее он перечисляет основные черты характера Павла, которые прямо соответствуют духу Реформации: он был выдающимся человеком дела, с сильной и захватывающей душой, энтузиастом, завоевателем, миссионером, пропагандистом... [6. С. 241]. Э. Ренан находит основания для сопоставления Павла с Лютером: «Та же сильная речь, те же страстность, энергия, благородная независимость, та же яростная привязанность к принятому тезису как к абсолютной истине» [6. С. 241].

Духовное время получает свое идеальное воплощение в ряде биографий священников, составляющих третью книгу сочинения Коттона Мэзера «Великие деяния Христа в Америке». Одна из этих биографий - «Жизнь м-ра Джонатана Барра». Преподобный Барр (1604-1641) около двух лет сотрудничал с Ричардом Мэзером, дедушкой Коттона Мэзера, в Дорчестере. «Его жизнь описана с той почтительностью, с какой воссоздавалась жизнь наиболее выдающихся руководителей пуританской миграции. Но даже на этом фоне стиль работы Мэзера отличается особой восторженностью» [11. P. 112]. По нашему мнению, в автобиографическом очерке Мэзера просматриваются черты художественного метода, существовавшего в литературе средних веков - христианского универсализма. Это предположение окажется не столь парадоксальным, если учесть, что религия являлась ведущей формой общественного сознания как в эпоху средневековья, так и в XVII в. в связи с утверждением в Европе и Америке третьей ветви христианства - протестантизма. Р. Райт, автор работы «Культурная жизнь американских колоний», называет семнадцатый век веком веры [17. P. 74]

Христианский универсализм предполагает однолинейность, заданность характера, существование его в единственной - религиозной - сфере. Именно так выстроена Мэзером жизнь Джонатана Барра: с детства и до последних дней

жизни он верен своему христианскому долгу и не знает ни сомнений, ни разочарований. Биография м-ра Барра близка к последнему из двух типов жития, распространенных в средние века, - биографию грешника, ставшего праведником, и жития праведника с самого начала. Повествование Мэзера могло бы стать схематичным, если бы не многообразие подходов к изображению основного этапа жизни героя - служения на поприще церкви. Автор излагает мысли м-ра Барра по поводу миссии священника, описывает распорядок его обычного дня и дня накануне Пасхи. Помощь больным и бедным, дела и размышления в период разъездов, болезнь и исцеление, приводит мнение уважаемых людей о своем герое и, наконец, детально прослеживает его поведение в период тяжелой болезни, приведшей к смерти, и само восприятие смерти. В следующем пассаже предстает духовное время как таковое: «Восстав от сна, он (Барр. - Л.М) просил у Бога прощения за возможные ночные прегрешения, а затем молился о даровании ему такого числа дней, чтобы сердце его успело напитаться мудростью. Если же он просыпался ночью, то был преисполнен благодарности к небесам. Поднявшись утром, он отправлялся в свой любимый кабинет, где начинал день со своей потаенной молитвы Богу. После этого он читал главу из Ветхого Завета и предавался различного рода размышлениям. Затем он спускался к семье, где, с молитвами, вновь читал и толковал ту же главу Писания для своих родственников, а также для соседей. Возвратившись затем в свой кабинет, он продолжал занятия до тех пор, пока его не звали к обеду. после обеда.. он возвращался в свой кабинет, где молился вместе с женой.. В приближении вечера он, как обычно, читал главу из нового Завета, обсуждая ее с членами своей семьи и молясь» [12. P. 113-114].

Духовное время может быть в разной степени осознаваемо и проживаемо людьми. Такие молитвенники, как преподобный Барр, и осознавали его, и жили в нем. Уинтроп и Брэдфорд, осознавая духовное время, не могли проживать только его, они были глубоко включены в реальные обстоятельства. Многие рядовые поселенцы, будучи заняты прежде всего делами мирскими, и сознательно, и неосознанно надеялись на бога. Так или иначе, духовная активность американских поселенцев XVII в. была велика. «Подключение к духовному времени или сакральному календарю приводит к расширению внутреннего мира человека. Сакральное время связует человека как с Богом, так и с историей человечества» [2. С. 82].

Литература

1. Брэдфорд. У. История поселения в Плимуте / пер. З. Александровой. М.: Худож. лит., 1987.

2. Волкова Е.И. Сюжет о спасении в русской, английской и американской литературе. М.: Нопаяз, 2001.

3. Доминин А.А. У истоков американской культуры: «картина мира» в литературе колоний Новой Англии XVII в. // Истоки и формирование американской литературы. XVII-XVIII вв. М.: Наука, 1985.

4. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Сов. писатель, 1963.

5. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. М.: Высш. шк., 1989.

6. Ренан Э. Апостол Павел: репринт. М.: Терра, 1991.

7. Armstrong C. Writing North America in the seventeenth century. English representations in print and manuscript. Burlington, 2007.

8. Bercovitch S. The Puritan Origins of American Self. New Haven, 1976.

9. ElliottE. Personal Narrative and History // The Cambridge History of American Literature. Vol. I. 1590-1820. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1994.

10. Mather C. Curiosa Americana // The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance / W. Blair, Th. Hornberger, R. Stewart. Vol. I. Chicago; N.Y., 1953.

11. Mather C. Editor's Preface // The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance / W. Blair, Th. Hornberger, R. Stewart. Vol. I. Chicago; N.Y., 1953.

12. Mather C. The Life of Mr. Jonathan Barr. From «Magnalia Christi Americana» // The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance / W. Blair, Th. Hornberger, R. Stewart. Vol. I. Chicago; N.Y., 1953.

13. Mitchell J. Nehemiah on the Wall // The American Puritans. Their Prose and Poetry. N.Y.,

1956.

14. Sweet T. American Georgics. Economy and Environment in Early American Literature. Philad., 2002.

15. Wintrop J. Editor's Preface // The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance / W. Blair, Th. Hornberger, R. Stewart. Vol. I. Chicago; N.Y., 1953.

16. Wintrop J. The History of New England // The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance / W. Blair, Th. Hornberger, R. Stewart. Vol. I. Chicago; N.Y., 1953.

17. Wright R. The Cultural Life of the American Colonies. N.Y., 1957.

Refernces

1. Bradford W. Of Plymouth Plantation. New York, 1981 (Russ. ed.: Aleksandrova Z. Istoriya po-seleniya v Plimute. Moscow, Khudozhestvennay literanura Publ., 1987.

2. Volkova E.I. Syuzhet o spasenii v russkoi, angliiskoi i amerikanskoi literature [The theme of salvation in Russian, English and American Literature]. Moscow, Nopayaz Publ., 2001.

3. Dominin A.A. U istokov amerikanskoi kul'tury: «kartina mira» v literature kolonii Novoi Anglii XVII veka [At the root of American culture: "a picture of the world" in the literature of the colonies of XVII-th centuryNew England]. Istoki i formirovanie amerikanskoi literatury. XVII-XVIII veka [Origins and formation of the XVII-XVIII centuries American literature]. Moscow, Nauka Publ., 1985.

4. Kozhinov V.V. Proiskhozhdenie romana [The origin of the novel]. M.: Sovetskiy pisatel' Publ., 1963.

5. Pokrovskii N.E. Rannyaya amerikanskaya filosofiya [Early American philosophy]. Moscow, Vysshay shkola Publ., 1989.

6. Renan E. Apostle Paul. (Russ. ed.: Apostol Pavel. Reprint ed. Moscow, Terra Publ., 1991).

7. Armstrong C. Writing North America in the seventeenth century. English representations in print and manuscript. Burlington, 2007.

8. Bercovitch S. The Puritan Origins of American Self. New Haven, 1976.

9. Elliott E. Personal Narrative and History. In: The Cambridge History of American Literature. Vol. I. 1590-1820. Cambridge, Cambr. Univ. Press, 1994.

10. Mather C. Curiosa Americana. In: Blair W., Hornberger Th., Stewart R. The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance. Chicago; N.Y., 1953, vol. I.

11. Mather C. Editor's Preface. In: Blair W., Hornberger Th., Stewart R. The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance. Chicago; N.Y., 1953, vol. I.

12. Mather C. The Life of Mr. Jonathan Barr. From «Magnalia Christi Americana». In: Blair W., Hornberger Th., Stewart R. The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance. Chicago; N.Y., 1953, vol. I.

13. Mitchell J. Nehemiah on the Wall. In: The American Puritans. Their Prose and Poetry. New York, 1956.

14. Sweet T. American Georgics. Economy and Environment in Early American Literature. Phi-lad., 2002.

15. Wintrop J. Editor's Preface. In: Blair W., Hornberger Th., Stewart R. The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance. Chicago; N.Y., 1953, vol. I.

16. Wintrop J. The History of New England. In: Blair W., Hornberger Th., Stewart R. The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance. Chicago; N.Y., 1953, vol. I.

17. Wright R. The Cultural Life of the American Colonies. New York, 1957.

МИШИНА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (futurum2006@yandex.ru).

MISHINA LARISA - doctor of philological sciences, professor of Russian and Foreign literature Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.