Научная статья на тему 'Земельные ресурсы Алтайского края и проблемы их рационального использования'

Земельные ресурсы Алтайского края и проблемы их рационального использования Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
7249
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бурлакова Лидия Макаровна, Морковкин Геннадий Геннадьевич

Земельный фонд Алтайского края составляет 16799,6 тыс. га. В его структуре на 1.01.2003 г. сельскохозяйственные угодья занимают 11029,4 тыс. га (65,7% площади края), в том числе пашня 6658,5 тыс. га (39,7%). Почвенный покров края свидетельствует о богатстве и разнообразии его земельных ресурсов. Пахотные угодья на 88% представлены различными подтипами черноземов и каштановыми почвами. Почвы Алтайского края могут обусловить высокие урожаи только на короткое время, подвергаются быстрому процессу выпахивания. За 1985-1996 гг. площади эрозионноопасных и эродированных пахотных угодий увеличились с 1150,4 до 2135,4 тыс. га, дефляционноопасных и дефлированных почв с 3768,6 до 4455,4 тыс. га. За 100 лет сельскохозяйственного использования черноземов в Алтайском крае потеряна половина процентного содержания в них гумуса. В связи с антропогенной трансформацией почв возникла необходимость более глубокого изучения антропогенеза и агрогенеза в различных пахотных (агрогенных) почвах. Организация территорий с агроландшафтами разных уровней экологических состояний в масштабе не менее 1:25000 с режимами их использования должна стать основой почвозащитных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Бурлакова Лидия Макаровна, Морковкин Геннадий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земельные ресурсы Алтайского края и проблемы их рационального использования»

АГРОНОМИЯ

УДК 332.33 (571.15) Л.М. БУРЛАКОВА,

Г.Г. МОРКОВКИН

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Земельный фонд Алтайского края составляет 16799,6 тыс. га. В его структуре на 1.01.2003 г. сельскохозяйственные угодья занимают 11029,4 тыс. га (65,7% площади края), в том числе пашня 6658,5 тыс. га (39,7%). По сравнению с 2000 г. площадь пахотных земель уменьшилась на 174,4 тыс. га. Изменение площади пашни за это время произошло вследствие перевода ее в залежь, а также в результате перевода части пашни после ее залужения в сенокосы и пастбища (Бивалькевич, Поляков, Пудовкина, 2004). После освоения целинных и залежных земель (1954-1955 гг.) площадь пахотных угодий в крае составила в 1960 г. 7,5 млн га. При этом резко сократились площади под залежью, сенокосами и пастбищами.

После освоения целинных и залежных земель и по настоящее время Алтайский край лидирует по сельскохозяйственной освоенности земель. Сельскохозяйственные угодья в крае, как было отмечено выше, занимают 65,7% территории края, в Новосибирской области - 47,3, в Омской -47,6, в Кемеровской области - 27,8%.

Почвенный покров края свидетельствует о богатстве и разнообразии его земельных ресурсов. Пахотные угодья на 88% представлены различными подтипами черноземов и каштановыми почвами. Сенокосы и пастбища имеют более сложную структуру почвенного покрова, в составе которой имеют место черноземы, серые лесные, лугово-черноземные, луговые, аллювиальные почвы. В крае 589,6 тыс. га засоленных, 1004 тыс. солонцеватых и солонцовых почв, 765,7 тыс. га почв с повышенной кислотностью. В ряде районов (Баевский, Панкрушихинский, Бурлин-ский, Благовещенский, Родинский, Ма-монтовский, Поспелихинский и др.) площади солонцово-солончаковых комплексов составляют 30-40 и более 40%. Около трети всех сельскохозяйственных угодий приходится на засушливые зоны с гидротермическим коэффициентом от 0,8 до 0,6. Здесь главным лимитирующим фактором является вода, и для получения гарантированных высоких урожаев сельскохозяйственных культур нередко требуется орошение (Бурлакова, Пудовкина, 1995).

Почвы Алтайского края, о которых

В.В. Докучаев писал в работе «По вопросу о сибирском черноземе» (1954), что они не богаты, но тароваты, т.е. могут обусловить необыкновенно высокие урожаи только на короткое время, подвергаются быстрому процессу выпахивания. Вся последующая земледельческая история на Алтае, особенно после освоения целинных и залежных земель (1954-1955 гг.), показала в отношении черноземов и других почв правоту докучаевского предвидения. Нерациональное использование земельных ресурсов, недоучет при этом природных условий с засушливостью климата, сложным рельефом, лессовидным характером почвообразующих пород способствовали и способствуют сейчас ускоренному проявлению множества негативных деградаци-онных процессов, приводящих к деградации почв, т.е. совокупности процессов, изменяющих функции почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

В Алтайском крае имеют место практически все возможные деградации почв: развитие эрозии и дефляции, засоление, осолонцевание, подкисление, дегумификация, агроистощение, загрязнение и ухудшение химического состава почв.

Для Алтайского края характерно одновременное проявление нескольких типов деградаций. Это и чисто механические разрушения почвенного покрова, обусловленные разного рода разработками полезных ископаемых, строительными и другими работами (например, строительство Кулундинского канала протяженностью 182 км). Здесь наряду с механическим разрушением почвенного покрова имеют место также такие деградации, как эрозия, дефляция, вторичное засоление. Позитивное значение строительства Кулундинско-го канала было бы гораздо выше, если бы удалось предотвратить развитие вдоль трассы канала отмеченных выше негативных явлений (Пудовкина, 1997).

Еще большее значение для состояния земельных ресурсов имеют деградации,

развивающиеся почти повсеместно в условиях Алтайского края. Интенсивная распашка склоновых земель лесостепной, умеренно-засушливой степной зоны и предгорий, легких почв сухостепной зоны без противоэрозионных мероприятий в значительной степени ускорила процессы их деградации под влиянием усилившихся водной эрозии и дефляции. Только за 10 лет (1980-1990 гг.) площадь эродированных пахотных земель возросла на 277,4 тыс. га, дефлированных на 685,6 тыс. га. За 1985-1996 гг. площади эрозионноопасных и эродированных пахотных угодий увеличились с 1150,4 до 2135,4 тыс. га, дефляционноопасных и дефлированных почв - с 3768,6 до 4455,4 тыс. га (Бурлакова, 1997). Физическое разрушение почв в результате эрозии и дефляции сопровождается значительными, нередко катастрофическими потерями гумуса, которые почти в 6000 раз превосходят его биологические потери, происходящие при возделывании сельскохозяйственных культур (Бурлакова, 2005).

За 100 лет сельскохозяйственного использования черноземов в Алтайском крае потеряна половина процентного содержания в них гумуса. В годы после освоения целинных и залежных земель и в настоящее время в пахотных почвах края происходит уменьшение мощности гумусового горизонта и содержания гумуса. Скорости потерь содержания гумуса в год различны и составляют от 0,023 до 0,1% в зависимости от природной зоны и степени проявления эрозии и дефляции (Бурлакова, Морковкин, 2003).

В 2000 г. Госкомземом России были получены данные по оценке влияния ущербов от различного рода деградаций в разных регионах страны на качество и стоимость земли. По этим данным для Алтайского края ежегодный ущерб от потерь гумуса порядка 6000000 т от различных деградаций составляет 6,0-7,0 млрд рублей (Госкомзем России, 2000).

Кроме того, в крае существует проблема загрязнения почв тяжелыми металлами, которая обусловлена поступлением их в биосферу и высокой токсичностью (Бурлакова, Морковкин, 2005). Вовлекаясь

в биологический круговорот, попадая в системы «почва - растение - человек», «почва - растение - животное - человек», тяжелые металлы могут оказывать значительное негативное влияние на здоровье людей. В связи с этим исследования возможных путей аккумуляции тяжелых металлов в почвах и растениях, а также поиск путей детоксикации почв имеют научный и практический интерес.

Для почв края установлены фоновые содержания для свинца, кадмия, хрома, никеля, цинка, меди, кобальта, ртути, что дало возможность выявить наибольшее суммарное загрязнение почв по административным районам. Наибольшее суммарное загрязнение почв тяжелыми металлами отмечено в Курьинском, Змеиногорском, Поспелихинском и Рубцовском районах.

Загрязнение черноземных почв тяжелыми металлами способствует снижению численности микроорганизмов, выделяемых на мясо-пептонном и крахмалоаммиачном агаре. Отмечено, что с увеличением загрязнения почв тяжелыми металлами возрастает количество грибной микрофлоры. Отмеченные изменения в микробиологическом сообществе сказываются на процессах разложения и синтеза органического вещества почвы, вносят неблагоприятные изменения в гумусообразова-ние, черноземный процесс, восстановление и стабилизацию почвенного плодородия.

Черноземные почвы испытывают постоянный и все возрастающий дефицит органического вещества в агроценозах, а также основных макро- и микроэлементов.

Из современного состояния земельных ресурсов следует множество проблем, связанных с их использованием. Если не остановить различные деградации почв, то ни о какой устойчивости развития в Алтайском крае думать не приходится. Необходимо осознать, что только почвы выполняют многие глобальные функции в биосфере, от которых зависит жизнь на Земле. Для человека почва является важнейшим незаменимым природным ресурсом, выступает главным и ничем не заменимым средством сельскохозяйственного производства, в связи с чем она заслуживает са-

мого пристального внимания и детального изучения.

В связи с антропогенной трансформацией почв возникла необходимость более глубокого изучения антропогенеза и агрогенеза в различных пахотных (агрогенных) почвах. Насколько почвы стали агроген-ными по сравнению с целинными черноземами, сколько осталось признаков чер-ноземообразования в них? В этом отношении актуально вернуться к процессу выпахивания, установить степени выпаханно-сти почв, которые займут свое место при выделении рядов, видов, возможно, и других таксонов, изученных почв. Для этого необходимо установить морфологические, физические, физико-химические и химические критерии выпаханности агрогенных почв, а также временные рамки трансформации почв до различных степеней их вы-паханности (агрогенности), проследить интенсивность и скорость этих процессов в различных агроландшафтах и агроценозах.

Необходимо четко представлять, что такие деградации почв, как эрозия и дефляция, приводят к гибели едва сформировавшихся агрогенных почв.

Уменьшение мощности гумусового горизонта, содержания гумуса, неблагоприятных изменений других свойств - это результат не столько агрогенеза, сколько антропогенной деградации, главным образом эрозии и дефляции. В литературе этой проблеме уделяется большое внимание, но на деле борьба с эрозией и дефляцией ведется недостаточно интенсивно или вообще не ведется, главным образом из-за отсутствия материальных возможностей.

В 1997 г. нами были разработаны концептуальные положения рационального использования земель (Бурлакова, 1997), которые основывались на следующих принципах: достаточности, экологических требований; экономических возможностей. Для Алтайского края на 1 человека требуется 1 га, примерно столько же с учетом рынка, т.е. в целом ~ 2 га пашни.

Экологические требования уже были нарушены при освоении целинных и залежных земель, когда в степных районах

распаханность составила 72-74%, а во многих районах Кулунды, по данным А.И. Игнатовича (2004), - 90-93%.

По третьему принципу экономических возможностей пахотных угодий должно быть столько, сколько можно использовать при проведении полного комплекса необходимых мероприятий по охране почв и воспроизводству почвенного плодородия. Необходимо отказаться от использования в пашне малопродуктивных, но технологически высокозатратных почв: засоленных, солонцовых, переувлажненных, легких по гранулометрическому составу, а также расположенных на склонах более 2° (4-я категория земель). Авторы считают, что организация территорий с агроландшафтами разных уровней экологических состояний в масштабе не менее 1:25000 с режимами их использования должна стать основой почвозащитных систем (Бурлакова, Кудрявцев, Кононцева, 2003).

Библиографический список

1. Бивалькевич В.И., Поляков Ю.А., Пудовкина Т.А. Земельный фонд Алтайского края. Барнаул, 2004. 32 с.

2. Бурлакова Л.М., Пудовкина Т.А. Почвы. Земельные ресурсы // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1995. Т. 1. С. 53-57.

3. Бурлакова Л.М. Концептуальные положения рационального использования земель // Экология и безопасность жизнедеятельности

человека в условиях Сибири. Барнаул: МАНЭБ, 1997. С. 34-38.

4. Бурлакова Л.М. Деградация земель и опустынивание // Мелиративное и водное хозяйство. 2005. № 1. С. 6-9.

5. Бурлакова Л.М., Морковкин Г.Г. Современное состояние плодородия черноземов Алтайского края и проблема их рационального использования // Вестник Российской академии с.-х. наук. 2003. № 5. С. 49-50.

6. Бурлакова Л.М., Морковкин Г.Г. Антропогенная трансформация почвообразования и плодородия черноземов в системе агроценозов // Агрохимический вестник. 2005. № 1. С. 2-4.

7. Бурлакова Л.М., Кудрявцев А.Е., Ко-нонцева Е.В. Экологическое состояние почв пахотных угодий высокого Алтайского При-обья и режимы их использования // Современные проблемы и достижения аграрной науки в животноводстве и растениеводстве: Юбил. междунар. конф. Барнаул, 2003. Ч. II. С. 35-39.

8. Докучаев В.В. По вопросу о сибирском черноземе // Докучаев В.В. Избранные сочинения. М., 1954. С. 187-207.

9. Игнатович А.И. Уроки целины: опыт борьбы с ветровой эрозией и засухой в Кулун-динской степи. Барнаул, 2004. 449 с.

10. Пудовкина Т.А. Мониторинг земель в районах гидромелиоративных систем Алтайского края // Проблемы предотвращения деградации земель Западной Сибири и осуществления государственного контроля за их использованием и охраной. Барнаул, 1997.

С. 79-82.

УДК 651.58 (571.15) Н.В. ЯШУТИН

ГИБКИЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ПОЛЕВЫХ КУЛЬТУР. ПИЛОТНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В журнале «Мой Алтай: село и город» № 18 за 19 августа 2004 г. в нашей статье обсуждаются основные предпосылки, направления и приемы биологизации земледелия и минимализации обработки почвы в современных условиях. В журнале № 4 за 28 апреля 2005 г. даются характеристика особенностей и оценка результатов произ-

водственных испытаний гибких наукоемких технологий возделывания полевых культур.

В настоящей статье предполагается продолжить тему и обсудить, в частности, новые подходы к формированию севооборотов, технологий возделывания культур в них, а также предложить некоторые наибо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.