Научная статья на тему 'Земельные отношения крестьянских (фермерских) хозяйств'

Земельные отношения крестьянских (фермерских) хозяйств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1065
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ КФХ / PEASANT (FARMER) ECONOMIES / LAND RELATIONS / AGRICULTURAL LANDS / SECURITY BY LAND RESOURCES OF PEASANT (FARMER) ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарапова В.М., Воронина Я.В.

Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, а в условиях рыночных отношений и основным объектом недвижимости, т. е. находится в гражданском обороте (купля-продажа, дарение, аренда, наследование, мена, залог). Производственная деятельность аграрных предпринимателей осуществляется в основном на землях сельскохозяйственного назначения. Крестьянские (фермерские) хозяйства, как и другие сельскохозяйственные товаропроизводители, напрямую зависят от наличия земельной площади, достаточной для устойчивого развития своего производства. Несмотря на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры экономико-правового характера, проблема сельскохозяйственного землепользования пока до конца не решена и продолжает оставаться актуальной. Предметом настоящего исследования являются общественные отношения в области землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств. Цель исследования в кратком историческом аспекте проанализировать состояние обеспеченности земельными ресурсами производственно-хозяйственной деятельности российских фермеров и предложить меры по решению земельной проблемы для крестьянских (фермерских) хозяйств. В ходе исследования применялись методы: исторический, анализа и синтеза, статистический и другие общенаучные методы. В статье показано, как крестьянские (фермерские) хозяйства обеспечивались земельными участками в начале современной земельной реформы и как обеспечиваются в настоящее время. Предложены варианты использования земель сельскохозяйственного назначения для развития фермерских хозяйств. Область применения результатов настоящего научного исследования управленческая деятельность органов государственного и муниципального управления в аграрной сфере, практическое функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств, их союзов и ассоциаций, также они могут быть использованы в учебном процессе в аграрном вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND RELATIONS OF PEASANT (FARMER) ECONOMIES

Land is the basic means of production in agriculture, and in the conditions of market relations the main object of real estate also, i. e. it is in the civil circulation (sale-gift, lease, inheritance, exchange, pledge). Production activity of agrarian entrepreneurs is primarily on the lands of agricultural purpose. Peasant (farmer) economies, like other agricultural producers, are directly dependent on the availability of land area sufficient for the sustainable development of its production. Despite taken by the bodies of state power and local self-government measures of economic and legal nature, the problem of agricultural land use is still not solved and continues to be relevant. The subject of the research is social relations in the field of land tenure of peasant (farmer) economies. The aim of the investigation in a brief historical perspective to analyze the state of security of land production and economic activity of Russian farmers and suggest measures to solve land problems for farmers (peasant) economies. During research following methods were applied: historical, analysis and synthesis, statistical and other scientific methods. The paper shows how peasant (farmer) economies were provided land at the beginning of the modern land reform and how are being satisfied nowadays. Options for the use of agricultural land for the development of farms proposed. The scope of the results of the present research management activities of bodies of state and municipal management in the agricultural sector, the practical functioning of peasant (farmer) farms, their unions and associations, they can also be used in the educational process in agrarian universities.

Текст научной работы на тему «Земельные отношения крестьянских (фермерских) хозяйств»

i- Аграрный вестник Урала № 06 (148), 2016 г. —«

Щ,

Экономика

УДК 631.158

земельные отношения крестьянских (фермерских)

хозяйств

В. М. ШАРАПОВА,

доктор экономических наук, профессор, Я. В. ВОРОНИНА, старший преподаватель,

Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные отношения, земли сельскохозяйственного назначения, обеспеченность земельными ресурсами КФХ.

Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, а в условиях рыночных отношений и основным объектом недвижимости, т. е. находится в гражданском обороте (купля-продажа, дарение, аренда, наследование, мена, залог). Производственная деятельность аграрных предпринимателей осуществляется в основном на землях сельскохозяйственного назначения. Крестьянские (фермерские) хозяйства, как и другие сельскохозяйственные товаропроизводители, напрямую зависят от наличия земельной площади, достаточной для устойчивого развития своего производства. Несмотря на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры экономико-правового характера, проблема сельскохозяйственного землепользования пока до конца не решена и продолжает оставаться актуальной. Предметом настоящего исследования являются общественные отношения в области землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств. Цель исследования - в кратком историческом аспекте проанализировать состояние обеспеченности земельными ресурсами производственно-хозяйственной деятельности российских фермеров и предложить меры по решению земельной проблемы для крестьянских (фермерских) хозяйств. В ходе исследования применялись методы: исторический, анализа и синтеза, статистический и другие общенаучные методы. В статье показано, как крестьянские (фермерские) хозяйства обеспечивались земельными участками в начале современной земельной реформы и как обеспечиваются в настоящее время. Предложены варианты использования земель сельскохозяйственного назначения для развития фермерских хозяйств. Область применения результатов настоящего научного исследования - управленческая деятельность органов государственного и муниципального управления в аграрной сфере, практическое функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств, их союзов и ассоциаций, также они могут быть использованы в учебном процессе в аграрном вузе.

doctor of economic sciences, professor, Ya. V. VORONINA, senior lecturer,

ural state Agrarian university

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: peasant (farmer) economies, land relations, agricultural lands, security by land resources of peasant (farmer) economy.

Land is the basic means of production in agriculture, and in the conditions of market relations the main object of real estate also, i. e. it is in the civil circulation (sale-gift, lease, inheritance, exchange, pledge). Production activity of agrarian entrepreneurs is primarily on the lands of agricultural purpose. Peasant (farmer) economies, like other agricultural producers, are directly dependent on the availability of land area sufficient for the sustainable development of its production. Despite taken by the bodies of state power and local self-government measures of economic and legal nature, the problem of agricultural land use is still not solved and continues to be relevant. The subject of the research is social relations in the field of land tenure of peasant (farmer) economies. The aim of the investigation in a brief historical perspective - to analyze the state of security of land production and economic activity of Russian farmers and suggest measures to solve land problems for farmers (peasant) economies. During research following methods were applied: historical, analysis and synthesis, statistical and other scientific methods. The paper shows how peasant (farmer) economies were provided land at the beginning of the modern land reform and how are being satisfied nowadays. Options for the use of agricultural land for the development of farms proposed. The scope of the results of the present research - management activities of bodies of state and municipal management in the agricultural sector, the practical functioning of peasant (farmer) farms, their unions and associations, they can also be used in the educational process in agrarian universities.

land relations of peasant (farmer) economies

V. M. sHARAPOVA,

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Аграрный вестник Урала № 06 (148), 2016 г. - . ¿588^

Экономика ^Ф/

Крестьянское (фермерское) хозяйство как организационно-правовая форма хозяйствования в аграрном секторе экономики Российской Федерации на законодательном уровне получила свое развитие в ходе современной земельно-аграрной реформы с принятием закона от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [1].

Фермерское хозяйство стало фактически первой организационной структурой в аграрном секторе экономики, которой было разрешено приобретать в собственность или аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Наряду с законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» с 1990 г. было принято значительное количество нормативных правовых актов, регламентирующих выделение земельных участков для ведения фермерского хозяйства. Отметим лишь отдельные из них.

Закон от 23 ноября 1990 г.№ 374-1 «О земельной реформе» [2]; закон № 460-1 «Об изменениях Закона РСФСР „О земельной реформе" в связи с принятием постановления Съезда народных депутатов РСФСР „О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР „Об изменениях и дополнениях Конституции (основного закона) РСФСР"» [3].

В определенный период развития российского законодательства (90-е гг.) земельные отношения регулировались в основном указами Президента РФ. Важнейшие из них: от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» [4], от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» [5], от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» [6], от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» [7], от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» [8].

Следует отметить, что практически во всех перечисленных правовых документах российского земельного законодательства речь идет о приоритете частной собственности на землю, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам отдавался приоритет в сельскохозяйственном землепользовании как форме современного аграрного предпринимательства.

Особое место в системе земельного законодательства начала 90-х гг. занимает Земельный кодекс РСФСР 1991 г. [9], установивший многообразие форм собственности на землю, которое затем было подтверждено в Конституции Российской Федера-

ции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [10].

В настоящее время земельные отношения в Российской Федерации, в том числе использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения, регулируются наряду с Конституцией РФ Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. [11], и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами российского законодательства. Особое место в правовом регулировании землепользования фермерских хозяйств занимает принятый 11 июня 2003 г. федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [12].

Проблемы создания и развития фермерских хозяйств в Российской Федерации получили научно-исследовательский интерес у ученых различных отраслей наук.

Приведем темы отдельных диссертаций, посвященных исследованиям земельных отношений крестьянских (фермерских) хозяйств: Г. А. Волков «Крестьянское хозяйство как субъект земельных правоотношений (историко-правовой аспект)» [13]; А. В. Бабанов «Основания и порядок прекращения прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств» [14]; Е. Л. Максимов «Основание возникновения прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств» [15].

Немало и научных статей, посвященных землепользованию в фермерских хозяйствах: Е. Н. Иванова «Вопросы наследования земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» [16]; Ю. В. Белякова, А. Н. Бар -мин «Использование земельных ресурсов в кре-стьянско-фермерских хозяйствах» [17]; Е. Б. Панина «Эффективность использования земельных ресурсов в крестьянско-фермерских хозяйствах Липецкой области» [18]; В. Л. Шабанов «Тенденции изменений в фермерском землепользовании» [19]; А. З. Рысьмя-тов, И. А. Чайка, А. О. Кириченко «Формирование и развитие институтов землевладения и землепользования КФХ» [20]. Правовое регулирование землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства рассмотрено в учебном пособии «Создание и функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств» (авторский коллектив: Б. А. Воронин, А. В. Малани-чева, Е. М. Кот, Г. А. Безносов, Я. В. Воронина) [21].

Приведенные работы показывают вектор научных исследований в области землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств. Вместе с тем эта тема по-прежнему остается актуальной, поскольку земельный вопрос для КФХ пока полностью не решен.

Какие меры на уровне государства принимались в этой области за последнее время?

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ установил нормы, регулирующие земельные отношения крестьянских (фермерских) хозяйств.

Экономика

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые

1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 настоящего федерального закона.

3. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 14 дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для создания или расширения фермерского хозяйства [22].

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в п. 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Среди правовых актов, регулирующих развитие фермерства, необходимо отметить Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11], вступивший

- - Аграрный вестник Урала № 06 (148), 2016 г.-. ^^ _

Экономика ^Ф/

в силу с 1 января 2014 г. Суть этого закона - изменение порядка предоставления земельных участков для крестьянских (фермерских) хозяйств. В наименовании гл. 4 закона № 74-ФЗ слова «для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности» заменены словами «для осуществления фермерским хозяйством его деятельности». В целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявление, в котором должны быть слова: «осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности».

Другими словами, земельный участок крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставляется после его государственной регистрации и фактического осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Цель закона - выделять земельные участки действительно работающим КФХ, исключив злоупотребление в области земельных отношений в сельском хозяйстве.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 446-ФЗ [13] внес соответствующие изменения в федеральные законодательные акты: Земельный кодекс Российской Федерации; п. 3 ст. 1179 части третьей Гражданского кодекса РФ; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ч. 7 ст. 10); Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 11).

В случае если в правоустанавливающих документах на земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставленные или приобретенные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона № 446-ФЗ, указаны наименования видов разрешенного использования, отличающиеся от наименований, устанавливаемых в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. указанного закона), со ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. закона

№ 446-ФЗ), переоформление правоустанавливающих документов на такие земельные участки не требуется.

К названным правовым актам следует добавить Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» [14], который разрешает органам местного самоуправления предоставлять в долгосрочную аренду или для приобретения в собственность без конкурса и по цене не более 15 % от кадастровой стоимости земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, работающим на сельхозземлях.

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2011 г. № 874 (в ред. постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1522) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Субсидии предоставляются на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случаях:

а) уточнения местоположения границ земельных участков, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды с правом выкупа;

б) образования земельных участков в счет земельных долей, принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам на праве собственности и на праве аренды с последующим выкупом.

Право собственности на земельные участки и иные права, указанные в п. 2 названных правил (далее - земельные участки), должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном порядке.

В Свердловской области действует закон от 7 июля 2004 г. № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» [15, 23].

Согласно нормам этого закона в Свердловской области устанавливается максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или)

Экономика

ином праве у гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, - 2,5 га (пункт в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2012 г. законом Свердловской области от 21 марта 2012 г. № 25-ОЗ).

В Свердловской области устанавливаются следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность за плату из находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности земель:

1) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - от 1 до 3000 га (подпункт в редакции, введенной в действие с 4 июня 2014 г. законом Свердловской области от 22 мая 2014 г. № 40-ОЗ);

2) для садоводства - от 0,11 до 0,25 га;

3) для огородничества - от 0,31 до 2 га;

4) для животноводства - от 1,1 до 10 га;

5) для дачного строительства - от 0,26 до 1 га.

Также в регионе устанавливаются следующие минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности земель:

1) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - от 1 до 3000 га (подпункт в редакции, введенной в действие законом Свердловской области № 40-ОЗ);

2) для садоводства - 0,1 га;

3) для огородничества - 0,3 га;

4) для животноводства - 1 га;

5) для дачного строительства - 0,3 га (часть вторая введена законом Свердловской области от 21 марта 2012 г. № 25-ОЗ).

Минимальные размеры земельных участков, установленные в настоящем законе, не принимаются в случаях выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, если его основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводств, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, установленных данным пунктом (часть в редакции, введенной в действие с 9 июля 2011 г. законом Свердловской области от 24 июня 2011 г. № 48-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2012 г. законом Свердловской области от 21 марта 2012 г. № 25-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июня 2014 г. законом Свердловской области от 22 мая 2014 г. № 40-ОЗ).

В Свердловской области устанавливаются предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам

в собственность за плату из находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности земель, для индивидуального жилищного строительства - от 01, до 0,3 га (пункт дополнительно включен с 3 апреля 2012 г. законом Свердловской области от 21 марта 2012 г. № 25-ОЗ).

В регионе также устанавливаются следующие минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности земель:

1) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - от 1 до 3000 га (подпункт в редакции, введенной в действие законом Свердловской области № 40-ОЗ);

2) для садоводства - 0,3 га;

3) для огородничества - 0,5 га;

4) для животноводства - 2 га;

5) для дачного строительства - 0,5 га;

6) для ведения личного подсобного хозяйства - 1 га.

Выводы. Изменения и дополнения в федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, направлены на устойчивое и позитивное развитие этой организационно-правовой формы аграрного предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем принимаемые федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации по-прежнему в полном объеме не решают задачи обеспечения фермерских хозяйств земельными участками для их полноценной производственно-хозяйственной деятельности. Сегодня в области сельскохозяйственного землепользования сложилась такая ситуация, когда фермерскому хозяйству не хватает земельной площади, а вокруг сплошь и рядом пашня пустует и зарастает сорняками.

Известно, что в свое время пашня скупалась людьми, которые изначально не хотели заниматься сельскохозяйственной деятельностью, а купили за бесценок землю для последующей перепродажи по спекулятивной цене. На этот счет имеются соответствующие правовые акты, но органы местного самоуправления пока стоят в стороне от решения проблемы изъятия через суд земли у таких землевладельцев.

Очевидно, что настало время более ответственного подхода к рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения для целей аграрного производства, в том числе для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Необходимо разработать мероприятия по вводу в производство неиспользуемой пашни для передачи ее фермерам, где они могли бы заниматься производством органической сельскохозяйственной продукции как в растениеводстве, так и в животноводстве.

- - Аграрный вестник Урала № 06 (148), 2016 г.-. ^^ _

Экономика ^Ф/

Сегодня следует признать, что земельная реформа в современной России пока не получила логического завершения, и сколько бы не велось разговоров о развитии малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики, а к этой категории относятся и фермеры, без кардинального решения земельного вопроса результаты будут ничтожны.

9 ноября 2016 г. исполнится 110 лет со дня начала аграрной реформы П. А. Столыпина, результатом ко-

торой стало многократное увеличение производства сельскохозяйственной продукции на основе частной собственности на землю и реального вовлечения в сельскохозяйственную деятельность всех желающих работать на земле. Это было время действительно позитивного развития аграрного предпринимательства на селе. Пока у современных фермеров есть желание заниматься агробизнесом, власти обязаны решать земельный вопрос в пользу фермеров.

Литература

1. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

2. ВС НД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327.

3. ВС НД и ВС РСФСР. 1991. № 1. Ст. 4.

4. ВС НД и ВС РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.

5. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4191.

6. СААП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

7. СААП РФ. 1993. № 23. Ст. 2114.

8. СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 1026.

9. ВС НД и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768.

10. Рос. газ. 1993. № 237.

11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

12. СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.

13. Волков Г. А. Крестьянское хозяйство как субъект земельных правоотношений (историко-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.

14. Бабанов А. В. Основания и порядок прекращения прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 342 с.

15. Максимов Е. Л. Основание возникновения прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств : дис. канд. юрид. наук. М., 1997. 182 с.

16. Иванова Е. Н. Вопросы наследования земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства // Аграрное и земельное право. 2009. № 10. С. 107-108.

17. Белякова Ю. В., Бармин А. Н. Использование земельных ресурсов в крестьянско-фермерских хозяйствах // Земледелие. 2008. № 3. С. 10-12.

18. Панина Е. Б. Эффективность использования земельных ресурсов в крестьянско-фермерских хозяйствах Липецкой области // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2008. № 2. С. 49-52.

19. Шабанов В. Л. Тенденции изменений в фермерском землепользовании // Аграрная наука. 2011. № 10. С.2-4.

20. Рысьмянов А. З., Чайка И. А., Кириченко А. О. Формирование и развитие институтов землевладения и землепользования КФХ // Политический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 71. С. 339-348.

21. Воронин Б. А., Маланичева А. В., Кот Е. М., Безносов Г. А., Воронина Я. В. Создание и функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств : учеб. пособие. Екатеринбург : УрГАУ, 2015. 79 с.

22. СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

23. Областная газета. 2004.

References

1. Bulletin of the Congress of people's deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1990. № 26. Art. 324.

2. Bulletin of the Congress of people's deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1990. № 26. Art. 327.

3. Bulletin of the Congress of people's deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. № 1. Art. 4.

4. Bulletin of the Congress of people's deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1992. № 1. Art. 53.

р- Аграрный вестник Урала № 06 (148), 2016 г. —«

Щ,

Экономика

5. Collection of acts of President and Government of the Russian Federation. 1993. № 44. Art. 4191.

6. Collection of acts of President and Government of the Russian Federation. 1993. № 52. Art. 5085.

7. Collection of acts of President and Government of the Russian Federation. 1993. № 23. Art. 2114.

8. Code of Laws of the Russian Federation. 1996. № 44. Art. 1026.

9. Bulletin of the Congress of people's deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. № 22. Art. 768.

10. Russian newspaper. 1993. № 237.

11. Land code of the Russian Federation from October 25, 2001.

12. Code of Laws of the Russian Federation. 2003. № 24. Art. 2249.

13. Volkov G. A. Farm as a subject of land relations (historical and legal aspect) : abstract of dis. ... candidate of legal sciences. M., 1993.

14. Babanov A. V. Grounds and procedure for termination of land rights of peasant (farmer) economies : dis. ... candidate of legal sciences. M., 2001. 342 p.

15. Maksimov E. L. Legal basis for land rights of peasant (farmer) economies : dis. ... candidate of legal sciences. M., 1997. 182 p.

16. Ivanova E. N. The inheritance of land plots, provided for a peasant (farmer) economies // Agricultural and land law. 2009. № 10. P. 107-108.

17. Belyakova Yu. V., Barmin A. N. The use of land in peasant farms // Agriculture. 2008. № 3. P. 10-12.

18. Panina E. B. Efficiency of land use in peasant farms in Lipetsk region // Land management, cadastre and land monitoring. 2008. № 2. P. 49-52.

19. Shabanov V. L. Trends of change in farm land use // Agricultural science. 2011. № 10. P. 2-4.

20. Rysm'anov A. Z., Chaika I. A., Kirichenko O. A. Formation and development of institutions of land tenure and land use of peasant (farmer) economies // Political network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2011. № 71. P. 339-348.

21. Voronin B. A., Malanicheva A.V., Kot, E. M., Beznosov G. A., Voronina Yu. V. Establishment and functioning of peasant (farmer) economies : tutorial. Ekaterinburg : Ural State Agrarian University, 2015. 79 p.

22. Code of Laws of the Russian Federation. 2002. № 30. Art. 3018.

23. The Regional newspaper. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.