Научная статья на тему 'Земельные отношения как фактор развития предпринимательства в строительном секторе экономики России'

Земельные отношения как фактор развития предпринимательства в строительном секторе экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕНТА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / GROUND RELATIONS / A RENT / BUILDING / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлевский Максим Олегович

В статье, анализируя предыдущий отечественный опыт рентных платежей, автор показывает современное состояние земельных отношений в государственном секторе российской экономики. Кроме того, предлагаются основные направления эффективного функционирования рынка земли в строительном секторе экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ground relations as the factor of development of business in building sector of economy of Russia

In article, analyzing the previous domestic experience of rent payments, the author shows a current state of ground relations in public sector of the Russian economy. Besides, the basic directions of effective functioning of the market of the earth in building sector of economy of Russia are offered.

Текст научной работы на тему «Земельные отношения как фактор развития предпринимательства в строительном секторе экономики России»

12.7. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРОИТЕЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Яковлевский Максим Олегович, аспирант РАНХиГС при Президенте РФ

Контакты автора: zaharova@ur.rags.ru

Аннотация. В статье, анализируя предыдущий отечественный опыт рентных платежей, автор показывает современное состояние земельных отношений в государственном секторе российской экономики. Кроме того, предлагаются основные направления эффективного функционирования рынка земли в строительном секторе экономики России.

Ключевые слова: земельные отношения, рента, строительство, экономика

GROUND RELATIONS AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF BUSINESS IN BUILDING SECTOR OF ECONOMY OF RUSSIA

Yakovlevskii M.O., the Russian President Academy of National Economy and Public Administration

Annotation: In article, analyzing the previous domestic experience of rent payments, the author shows a current state of ground relations in public sector of the Russian economy. Besides, the basic directions of effective functioning of the market of the earth in building sector of economy of Russia are offered.

Keywords: ground relations, a rent, building, economy

С экономической точки зрения, земельные отношения рассматриваются как источник особого вида дохода - ренты, который порождают следующие обстоятельства. Как экономический ресурс земля обладает абсолютно неэластичным предложением. Частная собственность на землю создает барьер для свободного приложения капитала.

Результатом отношений земельной собственности является рента, ее экономическая реализация, т.е. присвоение ренты, - это экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность.

На первый взгляд, рента выступает как плата за землю, что создает впечатление, будто бы сама земля порождает эту ренту. Однако трудовая теория стоимости это отрицает, так как стоимость может создаваться только трудом. Источником ренты является неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих в сельском хозяйстве. Эта часть прибавочной стоимости, которую получают предприниматели - арендаторы земельных участков, уплачивается ими земельным собственникам.

В трактовке теории факторов производства и теории предельной производительности рента является вознаграждением, которое получает владелец природных ресурсов, в частности земли, в соответствии с предельной производительностью этих факторов. Суть одной из трактовок заключается в том, что рента не является самостоятельной формой дохода, а пред-

ставляет собой ссудный процент на тот капитал, который вложен в землю.

В соответствии с теорией физиократов, рента - это чистый продукт природы, единственный доход, который реально получает общество. Рента возникает в тех отраслях, где земля выступает формой основного капитала (сельское и лесное хозяйство, строительство, добывающая и горная промышленность). В этом смысле рента всегда «земельная», несмотря на условное подразделение различных ее видов по месту образования, и, наверное, правильнее было бы применять термины «земельная рента в сельском хозяйстве», «земельная рента в строительстве», «земельная рента в горной промышленности».

Что касается земли, предназначаемой для строительных целей, то А. Смит показал, каким образом рента с этой земли, как и с других неземлевладельческих участков, регулируется в своей основе собственно землевладельческой рентой [3].

Эта рента характеризуется, во-первых, тем преобладающим влиянием, которое здесь на дифференциальную ренту оказывает место расположения (оно очень важно, например, при возделывании винограда и для строительных участков в больших городах); во-вторых, очевидной и полнейшей пассивностью собственника, активность которого заключается (в особенности по отношению к рудникам) просто в эксплуатации общественного прогресса, в который собственник ничего не привносит и в котором он ничем не рискует; и наконец, преобладанием монопольной цены во многих случаях [1].

Строительную ренту объективно повышает не только рост населения и возрастающая вместе с ним потребность в жилище, но и рост основного капитала, который или присоединяется к земле, или размещен на ней, как все промышленные строения, железные дороги, товарные склады, доки и т.д. Смешивать плату за наем, поскольку она представляет процент и амортизацию капитала, вложенного в дом, с рентой за землю невозможно, особенно в тех случаях, когда, например, земельный собственник и строительный спекулянт совершенно разные лица.

В этом случае следует принимать во внимание два момента: с одной стороны, эксплуатация земли в целях производства или добывающей промышленности, с другой - земля представляет собой пространство, которое необходимо как условие всякого производства и всякой человеческой деятельности. И в том, и в другом случае земельная собственность требует своей дани.

Спрос на строительные участки повышает стоимость земли как пространства и основы. В то же время благодаря этому возрастает спрос на элементы земли, которые служат строительным материалом.

В тех случаях, когда земля или ее недра находятся в частной собственности, продажа земли, прежде всего, означает передачу права на получение земельной ренты (цена земли равна капитализированной ренте). Экономическая оценка земли и других природных ресурсов включает их в систему рыночных отношений, не обязательно превращая в объект купли-продажи, что характерно для стран с большой долей государственного сектора в экономике.

При государственной собственности на землю и другие природные ресурсы вся масса ренты достается государству. В этом случае оно в качестве земельного собственника - монополиста, выходя с продукцией добывающих отраслей на внешний рынок, автомати-

Яковлевский ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО В РФ М..

чески присваивает абсолютную ренту, а через налогообложение прибыли и систему регулируемых цен - и значительную часть дифференциальной ренты, связанной с эксплуатацией лучших природных ресурсов, направляя всю образующуюся сверхприбыль в централизованный чистый доход.

Первая дискуссия, посвященная рентным отношениям, прошла в нашей стране в 1924-1926 годы. Экономисты леворадикального направления утверждали, что проведенная национализация земли означала и ликвидацию всех видов ренты. Противоположной точки зрения придерживались экономисты-прагматики, полагавшие, что национализация земли, по сути, не внесла принципиальных изменений в характер рентных отношений.

После налоговой реформы 1930 года все формы прямого изъятия дифференциальной ренты в народном хозяйстве были отменены, и вместо различных платежей и налогов начал применяться механизм налога с оборота. В результате земля и другие природные ресурсы стали использоваться как бы «бесплатно», что привело к известным отрицательным последствиям - возникновению «затратой экономики».

Длительное время (1930-1992 гг.) функцию аккумулирования значительной части прибавочного продукта (чистого дохода) отдельных отраслей народного хозяйства и передачи ее в централизованный бюджет государства выполнял налог с оборота. Причем основным по объему источником налога с оборота служил прибавочный продукт, создаваемый почти на 80% в сырьевых и добывающих отраслях. В то же время он реализовывался главным образом в отраслях перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, где рентные доходы ресурсодобывающих отраслей через систему оптовых и розничных цен принимали форму доходов отраслей, производящих конечную продукцию.

Земельный налог, поступивший в консолидированный бюджет Российской Федерации, в 1992 году составил 0,07 трлн. рублей, в 1993 году - 0,3 трлн. рублей, в 1994 году - 1,6 трлн. рублей. Учитывая, что с 1995 года налог на землю является налогом, относящимся к местным налогам, и, к сожалению, в составе статистики консолидированного бюджета Российской Федерации не указывается.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что через систему регулируемых цен и налог с оборота в централизованный бюджет государства поступала большая часть абсолютной ренты. Централизованно изымалась и значительная часть дифференциальной ренты, связанной с эксплуатацией и разработкой лучших природных ресурсов (с помощью налогообложения прибыли). Таким образом, по сути, негласное признание наличия в хозяйственной практике абсолютной ренты в реальности приводило к ее изъятию прежде всего через налог с оборота.

Все виды рентных платежей в сумме составляли рентные доходы, которые официально были отнесены лишь к дифференциальной ренте. Наверное, в прошлом, в условиях полного господства государственной собственности, эта разница понятий не имела особого значения, но она приобретает новый смысл в современной России, когда существенная часть рентных доходов не контролируется государством и не поступает в федеральный бюджет.

Прежний отечественный опыт аккумулирования большой доли доходов рентного происхождения в го-

сударственном бюджете, методы их последующего межотраслевого перераспределения представляют особый интерес для современной хозяйственной практики в России. Сейчас число рентообразующих отраслей (способных давать крупные рентные доходы) уменьшается, практически лишь топливная и горнорудная промышленности могут реализовывать часть ренты, хотя ее поступление в федеральный бюджет также значительно сократилось.

В современных условиях динамичное развитие предпринимательства в строительной сфере привело к резкому увеличению потребности в незастроенных земельных участках, пригодных для возведения объектов жилищного, административного, промышленного и иного назначения.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ, «О землеустройстве» и подзаконными нормативными актами.

Предоставление земельных участков для строительства осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления. При этом орган, принимающий решение, определяется в зависимости от формы собственности на земельный участок (федеральная собственность, собственность субъекта Федерации, муниципальная собственность).

Подводя итоги, отметим, что о значении эффективного функционирования рынка земли в современных условиях свидетельствует задача о приоритетах его развития, поставленная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где отмечается, что важная задача государства - обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, а также снизить издержки граждан и бизнеса при оформлении прав на недвижимость .

Это предполагает упрощение процедур вовлечения земель в хозяйственный оборот, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость при развитии конкуренции на рынке кадастровых работ и переходе к саморегулированию кадастровой деятельности, завершение приватизации земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимости и выдела земельных участков в счет земельных долей, образованных в процессе приватизации сельскохозяйственных земель, формирование института массовой оценки недвижимости и введение на этой основе полноценного налогообложения недвижимости» [2].

Список литературы:

1. Грудцына Л.Ю. Как правильно распорядиться своим имуществом (наследование, дарение, рента). - М., 2008.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // www.gov.ru

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007.

References:

1. Grudtsina L.JU. As correctly to dispose of the property (inheritance, donation, a rent). - М., 2008.

2. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020, confirmed by the order of the Government of the Russian Federation from 11/17/2008 № 1662-r // www.gov.ru

3. Smith A. Research about the nature and the reasons of riches of the people. - М., 2007.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Яковлевского М.О. Земельные отношения как фактор развития предпринимательства в строительном секторе экономики России.

В современных условиях происходит динамичное развитие предпринимательства в строительной сфере, в связи с чем, проблема рассмотрения земельных отношений является довольно актуальной. О важности эффективного функционирования рынка земли в современных условиях свидетельствует и задача о приоритетах его развития, поставленная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где отмечается, что важная задача государства - обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, а также снизить издержки граждан и бизнеса при оформлении прав на недвижимость.

В своей статье автор довольно подробно анализирует отечественный опыт рентных платежей, показывая современное состояние земельных отношений в государственном секторе российской экономики. При этом предлагаются меры, связанные с решением существующих в данном секторе экономики проблем.

Концептуальный подход, научный стиль изложения материала позволяют рекомендовать статью к публикации.

Доцент кафедры экономики и государственного

регулирования рыночного хозяйства РАГС

при Президенте РФ

к.э.н. Л. А. Веллем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.