Научная статья на тему '«Зеленое» движение и экологические проблемы России'

«Зеленое» движение и экологические проблемы России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1440
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЗЕЛЕНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / GREEN MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яблоков Алексей Владимирович

В статье обсуждаются современные проблемы «зеленого» движения в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"GREEN" MOVEMENT AND ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF RUSSIA

the article discusses contemporary issues "green" movement in Russia

Текст научной работы на тему ««Зеленое» движение и экологические проблемы России»

«ЗЕЛЕНОЕ» ДВИЖЕНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ Алексей Владимирович Яблоков Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Москва

Экологические проблемы, зеленое движение

В статье обсуждаются современные проблемы «зеленого» движения в России

'GREEN” MOVEMENT AND ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF RUSSIA Alexey Yablokov Institute of ecology and evolution, Severtsov, Moscow

environmental problems, green movement

the article discusses contemporary issues "green" movement in Russia

В Российском зеленом движении есть разные направления. И в том числе такие, которые считают сложившийся в стране авторитарный строй с элементами тоталитаризма очень даже подходящим для решения экологических проблем. На политическом поле это

- давно известный многим Анатолий Памфилов, с его «Партией зеленых России», поддерживающий антиэкологическую политику государства. Это тоже известный историк и предприниматель - «общественный деятель в сфере охраны природы» Олег Митволь, создающий «Альянс зеленых - народную партию», - на недавних парламентских выборах выступавший под флагом «Единой России».

Экологические проблемы России общеизвестны. Поэтому здесь - только штрихами:

• около 60 млн. россиян живут в условиях опасно повышенного загрязнения воздуха;

• растет число случаев высокого загрязнения природных вод, треть питьевых водоемов не соответствует санитарно -гигиеническим требованиям;

• лавинообразно растут объемы отходов, легальные и нелегальные свалки все более плотным кольцом окружают все крупные поселения, перерабатывается не более 5 % ТБО;

• во всех городах сокращается площадь зеленых насаждений;

• растет экологически зависимая заболеваемость (в том числе онкологическая);

• по средней ожидаемой продолжительности жизни Россия занимает сейчас 112 место в мире, отставая от развитых стран на 10-11 лет (в экологически неблагоприятных регионах продолжительность жизни на 3-5 лет меньше).

Конечно, Россия получила от СССР страшное экологическое наследство. Но за последние годы большинство экологических проблем было усугублено. На все большей территории экологическое неблагополучие становится лимитирующим фактором социально-экономического развития.

Не зная истории общественного экологического движения, больше шансов ошибиться при выборе стратегии и тактики сегодня. В 1990-1992 гг. нашим лозунгом

было - «превратим поток экологических жалоб в поток судебных исков». Это был

период политической эйфории - время освобождения от советского тоталитаризма, становления независимого суда и создания современного экологического законодательства. Ответом власти стала судебная волокита, а потом и противоправные решения судов.

В 1995-2000 гг. нашим лозунгом было - «экологический референдум - главное оружие». Успех референдума против Костромской АЭС в 1995 г. Потрясающая попытка провести всероссийский референдум в 2000 г - более двух миллионов подписей за восстановление Г оскомэкологии и запрет ввоза радиоактивных отходов.

Ответом власти стало изменение законодательства, запрещающее федеральные и региональные референдумы. Микроскопические возможности оставлены для местных референдумов.

В 2000 - 2005 гг. мы попытались использовать лозунг - “Защита экологических прав - часть общей правозащиты”.

Ответом власти стало тотальное наступление на “шакалящие у посольств"’ НПО. И столь же тотальное изменение всего природоохранного и природоресурсного законодательства - от выхолащивания базовых законов “Об экологической экспертизе” и “Об охране окружающей среды”, до гротескной (в направлении скоробогатства) трансформации Лесного, Водного и Градостроительного кодексов.

На фоне успешного подавления властью массового независимого экологического движения и ликвидации множества НПО в 2005-2006 гг., экологами была предпринята отчаянная попытка вооружиться политической дубинкой - создать собственную зеленую партию. В мае 2005 г. в Королеве состоялся учредительный Съезд партии “Зеленая Россия - Союз Зеленых России». Инициатива захлебнулась уже к концу 2005 г. - 16 тыс. членов не отвечали требованиям закона о минимальной численности в 50 тыс. Но инициатива зеленого партстроительства не погибла - Г. Явлинский сказал - приходите в “ЯБЛОКО”, мы дадим Вам “крышу ” до лучших времен, или делайте все “ЯБЛОКО ” зеленым.

От истории - к современности. Что мы имеем на экологическом поле страны?

Государственная политика ДЕЭКОЛОГИЗАЦИИ - обеспечения инвестиционной привлекательности за счет снижения природоохранных требований. Максимально широкое и сиюминутное использование любых природных ресурсов (прежде всего минеральных - углевододороды, металлы, теперь и водных - Енисей, Ангара, Амур, Байкал, и рекреационных - заповедники превращаются в туристические кемпинги и лыжные трассы).

Суды, работающие против экологии (производство без экоэкспертизы - легализуется решением суда). Океан экологических правонарушений даже кастрированного законодательства

Масштаб проблемы иллюстрирует ситуация по Подмосковью: ежегодно выявляется около 500 экологических правонарушений (это не более чем одна десятая часть) -ежегодно возбуждается не более 50 судопроизводств, из которых около пяти кончаются решениями в защиту экологии, из этих пяти выполняется одно решение. И чиновники с почти легализованными 30-40% «откатами» от любых государственных расходов (в том числе и экологических).

Два московских примера:

- команда Собянина смотрит на экологов, защищающих зеленые легкие Москвы как на пещерных неандертальцев, не понимающих выгоды от постройки элитного жилья в центре особо охраняемой природной территории Битцевского леса со специальной веткой метро.

- противогололедные реагенты в Москве.

Словоблудие - пустая болтовня. Именно это и происходит в последние годы, когда

на Совете безопасности, Государственном совете и в других случаях высшие представители власти - и прежде всего президент и премьер-министр, говорят совершенно правильные слова про экологические проблемы, дают многочисленные поручения по улучшению ситуации и из этого ничего не происходит.

Вроде бы хорошо, что 5 мая 2012 года президент Медведев подписал указ об «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Но, поскольку сложившаяся структура власти, множество других подписываемых государственных документов противоречат словам этого экологического указа, ясно, что он принят как «операция прикрытия». Так что -будем аплодировать хорошим словам этого указа, зная, что они - только и исключительно для нашего успокоения?

«Выпуском пара» являются и многочисленные, созданные по специальному постановлению правительства (кажется 2005 года) общественные советы при государственных органах. Их надо конечно использовать, но понимая, что они - не для решения экологических проблем, а для нашего с вами успокоения.

Итак, экологическая риторика власти - это не более чем типичная “операция прикрытия” антиэкологической деятельности.

В настоящее время происходит заметная политизация общественного экологического движения. Ранее подчеркнуто сторонившиеся участия в политической деятельности НПО осознают, что без политического давления на власть экологические проблемы не будут решаться вообще. Примеры такой политизации: борьба за Химкинский лес; борьба против Байкальского ЦБК; борьба против захвата берегов.

Проснувшееся от спячки и бурно развивающееся с начала декабря 2011 года гражданское общество - главная сегодняшняя надежда.

Есть два направления действий по решению экологических проблем: уговаривание власти (т.н. «конструктивное взаимодействие») и прямой протест.

Уговаривание - это и Общественная палата, и Совет при Президенте, и участие в общественных советах при государственных органах. Как правило, уговаривание неэффективно.

Прямой протест несколько эффективнее.

В Москве в период активной точечной застройки в 2000 -2008 гг. было более 500 протестных групп. Примерно в 15% случаев удалось остановить конкретный экологический беспредел - и это было только тогда когда складывалось вместе: воля к победе; лидеры (для которых это становилось главным делом жизни); юридическая грамотность; гражданское мужество.

Если бы удалось объединить эти 500 протестных групп в начале 2000 -х и вывести на улицы Москвы хотя бы 10 тысяч человек - скорее всего можно было бы остановить точечно-строительную вакханалию.

Но общество млело под руладами пропаганды потребительства и радовалось крохам растущего благосостояния. Как пишут политологи: «променяли законность на

стабильность».

Более результативной оказалась борьба против мусоросжигательных заводов. Среди составляющих успеха: возникновение многочисленных «очагов сопротивления»; мощная экспертная поддержка (в том числе - Г ринпис); использование интернета и СМИ.

Необходима идеологическая и экспертная поддержка возникающих по конкретным проблемам протестных групп, с задачей перехода к массовому экологическому движению и пробуждению экологического самосознания. Надо быть готовым к тому, что по мере запрещения прямых политических протестов, экологическое движение может стать одной из самых популярных форм легального протеста (как это уже было в конце 80-х). Необходимо усиление взаимодействия НПО.

Сейчас благодаря антиэкологической политике власти взаимодействие общественных экологических организаций гораздо менее значительное, чем было 10-15 лет назад. Необходимо восстановление этого взаимодействия - с использование сетевых (не иерархических) схем.

Необходимо развитие политического крыла демократического зеленого движения. Вопрос в том, - как это сделать. Условием создания полноценной зеленой партии во всех странах было большое число активных и самостоятельных граждан, готовых ее поддержать материально. Создание карликовых зеленых партий - как ярко показал опыт Украины - компрометирует зеленое движение в глазах избирателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.